Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»




страница1/8
Дата05.05.2016
Размер1.51 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Казанский (Приволжский) Федеральный Университет

Юридический факультет

Кафедра конституционного и административного права




«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по образовательной деятельности, профессор

____________ Р.Г. Минзарипов
Учебно-методический комплекс

по дисциплине

«Конституционное право зарубежных стран»

Направление подготовки: 030900 «Юриспруденция»


Квалификация (степень) выпускника – Бакалавр

Форма обучения – очная, очно-заочная


Принята на заседании кафедры конституционного и

административного права

(протокол №__2__от «__10__» сентября 2013 года)
Заведующий кафедрой

____________________ доц. Султанов Е.Б.


Утверждена Учебно-методической комиссией

юридического факультета КФУ

(протокол № ___ от «___» ______2013 г.)
Председатель комиссии
__________________доц. Тюрина Н.Е.

КАЗАНЬ 2013

Принято на заседании кафедры конституционного и административного права
Протокол № 2 от 10.09.2013 г.


Научный редактор

кандидат юрид. наук, доц. К(П)ФУ Е.Б.Султанов

Рецензенты:

доктор юрид. наук, профессор К(П)ФУ Б.Л. Железнов

доктор юрид. наук, профессор К(П)ФУ М.М. Курманов

Хабибуллина Г.Р., Амирова Р.Р.
Конституционное право зарубежных стран/ Г.Р. Хабибуллина, Р.Р. Амирова. Казань: Казанский университет, 2013. – 109 с.
Учебное пособие предназначено для организации семинарских и практических занятий, а также самостоятельной работы по освоению курса «конституционное право зарубежных стран». При составлении учебного пособия были учтены требования к содержанию дисциплины «конституционное право зарубежных стран» для студентов юридического факультета. Учебное пособие включает краткое содержание тем, планы семинарских занятий, практические задания и контрольные тесты, а также материалы для организации самостоятельного контроля знаний по отдельным темам. Учебное пособие предназначено для преподавателей юриспруденции и студентов, обучающихся на юридическом факультете.

© Казанский университет, 2013

© Г.Р. Хабибуллина, 2013

© Р.Р. Амирова, 2013



  1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ




  • овладение студентами общенаучными основами всей юриспруденции как единой системы знаний;

  • развитие у студентов специального юридического мышления, позволяющего вскрывать основные закономерности развития и функционирования зарубежного государства и права с учетом современных реалий;

  • формирование представлений о природе и сущности, форме и функциях зарубежного государства и права;

  • формирование представлений о механизме и институтах зарубежного государства, системе и институтах конституционного права в зарубежных странах, методах конституционного регулирования, формах реализации норм конституционного права зарубежных стран;

  • получение знаний о роли зарубежного государства и конституционного права в политической системе общества, в общественной жизни;

  • выработка умения оперировать юридическими понятиями и категориями;

  • овладение юридической терминологией;

  • подготовка к будущей профессиональной деятельности.


II. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА
Данная дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла Б.3. В.5 направления подготовки 030900. 62 «Юриспруденция».

Учебная дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» взаимосвязана с учебными дисциплинами «Теория государства и права России», «Конституционное право Российской Федерации», «Муниципальное право», «Административное право».



Для освоения данной учебной дисциплины необходимо обладать знаниями по обществознанию и истории, русскому языку и литературе, преподаваемым в средней школе.
III. КОМПЕТЕНЦИЯ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Общекультурные компетенции

  • способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);

  • владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

  • способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

  • стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

  • способность использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);


Профессиональные компетенции:


  • способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);

  • способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

  • способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);

  • способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

  • способность толковать различные правовые акты (ПК-15);


Студенты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:

Знать:

  • предмет, методы регулирования, механизм реализации, систему и источники конституционного права зарубежных стран как отрасли права;

  • сущность и содержание основных понятий, категорий, институтов науки конституционного права зарубежных стран;

  • особенности формы, структуры и содержания зарубежных конституций, основных этапов их развития;

  • особенности конституционного строя зарубежных стран;

  • основы правового положения граждан в зарубежных странах;

  • форму правления, государственного устройства и политического режима в зарубежных странах;

  • особенности избирательного права и виды избирательных систем в зарубежных странах;

  • основные муниципальные системы в зарубежных странах.


Уметь:

  • оперировать юридическими понятиями и категориями;

  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения;

  • анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;

  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;

  • осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов; давать квалифицированные юридические заключения и консультации; правильно оформлять юридические документы.


Владеть:

  • юридической терминологией;

  • навыками работы с правовыми актами;

  • навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности.


IV. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И РАСЧЕТ ЧАСОВ ПО КУРСУ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Форма обучения: очная, заочная, заочная (на базе второго высшего образования)

Количество семестров: один семестр (очная форма обучения; заочная форма обучения; заочная форма обучения (на базе второго высшего образования)

Промежуточная форма контроля: тестирование, контрольные работы

Итоговая форма контроля: дневное обучение – зачет; заочная форма обучения – зачет; заочная форма обучения (на базе второго высшего образования – зачет.



1. Очная форма обучения (1 курс).





Виды учебных занятий

Количество часов

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

72

2.

Самостоятельная работа

30

3.

Аудиторных занятий

42




В том числе лекций

16




Семинарских (или лабораторно-практических)

26

2.Очная форма обучения (2 курс).





Виды учебных занятий

Количество часов

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

72

2.

Самостоятельная работа

30

3.

Аудиторных занятий

42




В том числе лекций

12




Семинарских (или лабораторно-практических)

30


3. Заочная форма обучения (3 курс).





Виды учебных занятий

Количество часов

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

72

2.

Самостоятельная работа

54

3.

Аудиторных занятий

14




В том числе лекций

4




Семинарских (или лабораторно-практических)

10


4. Заочная форма обучения (на базе второго высшего образования) 2 курс.





Виды учебных занятий

Количество часов

2 семестр

1.

Всего часов по дисциплине

72

2.

Самостоятельная работа

54

3.

Аудиторных занятий

10




В том числе лекций

6




Семинарских (или лабораторно-практических)

4


V. ТРЕБОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ



Индекс

Наименование дисциплины и ее основные разделы

Всего часов

ОПД.Ф.06

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Классификация зарубежных государств по уровню их социально-экономического и политического режима; основные тенденции развития конституционного права зарубежных государств; качественные характеристики конституционно-правового развития и конституционного права отдельных государств (США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Япония, Польша, Китай, Куба, Индия, Иран и др.); правовое положение граждан в зарубежных странах, разновидности политических режимов; формы государства; избирательное право и избирательные системы; орган государства и их положение; парламент и парламентаризм; муниципальные системы.



144


VI. КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, НАИМЕНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) ДИСЦИПЛИНЫ «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»
1. Очная форма обучения (лекции)


п/п


Наименование разделов и тем

Количество часов

Лекции

1.

Конституционное право зарубежных стран как отрасль права

2

2.

Основы учения о зарубежной конституции. Институт конституционного контроля и надзора в зарубежных странах

2

3.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах

2

4.

Формы зарубежного государства

2

5.

Народные голосования в зарубежных странах (выборы, отзыв, референдум)

2

6.

Зарубежный парламент

2

7.

Конституционно-правовой статус главы государства и правительства в зарубежных странах

2

8.

Местное самоуправление в зарубежных странах

2



ИТОГО:

16



Семинарские занятия


п/п


Наименование разделов и тем

Количество

часов


Самостоятельная работа


Семинары




1.

Конституционное право зарубежных стран: отрасль права, наука учебная дисциплина

2

3

2.

Конституции зарубежных стран

2

3

3.

Конституционный контроль и надзор в зарубежных странах

2

3

4.

Конституционно-правовые основы общественного строя в зарубежных странах

2

3

5.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах

4

3

6.

Формы зарубежного государства

4

3

7.

Конституционно-правовой статус политических и иных общественных объединений в зарубежных странах

2

3

8.

Народные голосования в зарубежных странах

2

2

9.

Конституционно-правовой статус зарубежного парламента

2

3

10.

Конституционно-правовой статус главы государства и правительства в зарубежных странах

2

2

11.

Организация местных органов власти в зарубежных странах

2

2



ИТОГО:

26

30


2. Заочная форма обучения (лекции)


п/п


Наименование разделов и тем

Количество

часов


Самостоятельная работа

Лекции




1.

Конституционное право зарубежных стран как отрасль права

2

13

2.

Основы учения о зарубежной конституции

2

13

3.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах

2

13

4.

Форма зарубежного государства

2

15



ИТОГО:

8

54


Семинарские занятия


п/п


Наименование разделов и тем

Количество

часов


Самостоятельная работа

Семинары




1 .

Конституционное право зарубежных стран как отрасль права.

2

10

2.

Зарубежные конституции и институт конституционного контроля и надзора.

2

10

3.

Форма зарубежного государства.

2

10

4

Конституционно-правовой статус зарубежного парламента

2

10

5.

Конституционно-правовой статус главы государства и правительства в зарубежных странах

2

14



ИТОГО:

10

54



3. Заочная форма обучения (на базе второго высшего образования) лекция



п/п


Наименование разделов и тем

Количество

часов


Самостоятельная работа


Лекции




1.

Конституционное право зарубежных стран как отрасль права

2

18

2.

Основы учения о зарубежной конституции

2

18

3.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах

2

18



ИТОГО:

6

54


Семинарские занятия


п/п


Наименование разделов и тем

Количество

часов


Самостоятельная работа


Семинары




1 .

Конституционно-правовой статус зарубежного парламента

2

26

2.

Конституционно-правовой статус главы государства и правительства в зарубежных странах

2

26



ИТОГО:

4

54


VII. ОСНОВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Лекции. Часть лекций проходит в классической информационной форме. Наиболее интересные темы (их перечень обговаривается со студентами) выносятся на обсуждение в рамках проблемной лекции. Студенты предлагают свои решения предложенной научной проблемы. Предполагается дискуссия и диалог студентов и преподавателя.
Практические занятия. На практических занятиях студенты обсуждают предлагаемые им вопросы. Часть практических занятий проводится в форме диалога. Также при подготовке к отдельным практическим занятиям студенты могут формировать исследовательские группы для более глубокого изучения той или иной научной проблемы. В конце практического занятия предполагается устный опрос.

VIII. ПРОГРАММА КУРСА «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Тема 1. Понятие конституционного (государственного) права как отрасли права, науки и учебного курса.
Понятие конституционного (государственного) права. Конституционное право – ведущая отрасль национального права зарубежных стран. Общие черты конституционного права и его особенности в отдельных странах и их группах.

Предмет конституционного права. Конституционно (государственно) -правовые отношения в зарубежных странах, их сущность, виды и характерные черты. Субъекты конституционно-правовых отношений, их квалификация и особенности. Объекты конституционно-правовых отношений.

Метод конституционно-правового регулирования.

Система конституционного права. Общие принципы конституционного права. Конституционно-правовые институты. Конституционно-правовые нормы, их виды и особенности реализации.

Источники конституционного (государственного) права зарубежных стран. Виды источников и их особенности в различных странах. Соотношение их юридической силы. Влияние международной интеграции и международного права на конституционное право в зарубежных странах.

Конституционное (государственное) право зарубежных стран как наука. Предмет изучения и его составные элементы. Методы изучения. Основные направления и школы современной науки конституционного права: формально-юридическое, социологическое, политологическое и сравнительное. Российская литература по проблемам зарубежного конституционного права.

Конституционное (государственное) право как учебная дисциплина.
Тема 2. Основы учения о зарубежной конституции.
Понятие и социально-политическая сущность конституции. Конституция в материальном и формальном смысле. Конституции фактические и юридические, фиктивные и реальные.

Конституция – основной источник конституционного права. Функции конституции. Объекты конституционного регулирования.

Основные этапы конституционного развития отдельных государств и их групп. Характерные черты первых конституций конца XVIII – XIX вв. Особенности конституций первой половины XX в. Характеристика конституций, принятых после второй мировой войны. Конституционные реформы в зарубежных странах конца XX – начале XXI вв.

Форма и структура конституции. Значение преамбул, переходных, временных и заключительных положений, приложений. Основная часть конституции – нормы об основах конституционного строя (государственного строя и общественного устройства); о правах и свободах человека и гражданина; о политико-территориальном устройстве; о системе государственных органов и их статусе; о местном управлении и самоуправлении; о государственных символах; о пересмотре конституции. Кодифицированные и некодифицированные конституции. Писаные и неписаные конституции. Язык и стиль конституций.

Порядок принятия конституции. Учредительное собрание. Учредительное собрание и ратификация. Парламент. Правительство и референдум. Октроирование. Договорный и другие методы принятия конституции.

Действие конституции во времени и пространстве. Постоянная и временная конституции. Конституции в федеративных государствах. Отмена конституции. Частичная или полная отмена конституции. Обычный порядок отмены конституции. Чрезвычайный порядок отмены конституции. Неизменные нормы конституции.

Способы изменения конституций. «Жёсткие» и «гибкие» конституции. Конституции смешанного типа.

Конституции и международное право. Особенности конституций стран Европейского Союза. Особенности конституций стран СНГ.


Тема 3. Конституционный контроль и надзор в зарубежных странах.
Правовая охрана зарубежных конституций. Место института конституционного контроля и надзора в системе правовой охраны конституции.

Понятие и модели конституционного контроля и надзора. Американская модель судебного конституционного контроля и надзора. Европейская модель судебного конституционного контроля и надзора. Объекты, виды и органы конституционного контроля и надзора.

Состав, порядок формирования, внутренняя структура и компетенция органов конституционного контроля и надзора. Различные формы осуществления конституционного контроля и надзора. Принципы конституционного судопроизводства. Особенности конституционного судопроизводства по отдельным категориям дел. Институт конституционной жалобы. Толкование зарубежной конституции. Участие органов конституционного контроля и надзора в процедуре отрешения президента от должности.

Общий порядок деятельности квазисудебных органов конституционного контроля.

Решения органов конституционного контроля и надзора, их юридическая природа и правовые последствия.
Тема 4. Конституционно-правовой статус человека и гражданина.
Права человека в конституционном праве. Различие между правами и свободами. Три поколения прав и свобод. Роль международного права в эволюции прав и свобод.

Концепции прав и свобод человека и их отражение в конституциях. Способы конституционного оформления прав и свобод человека в зарубежных странах. Субъекты конституционных прав и свобод. Проблема равенства прав и свобод в конституционном праве. Классификация конституционных прав и свобод. Естественные права и позитивные права. Права человека и права гражданина. Личные (гражданские), политические, социально-экономические и культурные права и свободы. Ограничение конституционных прав и свобод.

Гражданство (подданство). Понятие, принципы и виды гражданства. Порядок приобретения и утраты гражданства. Безгражданство и многогражданство. Правовой режим иностранных граждан и лиц без гражданства. Право убежища, высылка из страны, выдача иностранному государству.

Конституционные обязанности граждан (подданных).

Международно-правовые, конституционные и иные юридические гарантии прав и свобод.
Тема 5. Конституционно-правовые основы общественного строя.
Общественный строй: понятие, составные элементы. Конституционно-правовое закрепление основ общественного строя.

Экономическая система общества и её конституционно-правовое регулирование. Основные черты и правовое обеспечение рыночной экономики. Формы собственности. Свобода предпринимательской деятельности. Антимонопольное законодательство. Особенности экономического развития отдельных зарубежных стран.

Конституционное закрепление основ политической системы. Основные институты политической системы и их взаимодействие. Особенности политической системы в отдельных зарубежных странах.

Отражение в конституции социальной структуры общества. Отношения между трудом и капиталом. Межнациональные отношения. Брак и семья. Конституционно-правовые принципы социальной политики государства и их реализация.

Конституционно-правовые принципы духовно-культурных отношений в обществе и государственная политика в этой среде.
Тема 6. Форма зарубежного государства.
Многообразие форм современных государств и его причины. Понятие формы правления. Классификация форм правления.

Монархия: понятие, основные признаки, эволюция. Абсолютная монархия и её признаки. Конституционная (ограниченная) монархия и её разновидности. Дуалистическая и парламентарная монархии: общее и особенное. Выборная монархия.

Республика: понятие, основные признаки, соотношение с политическим режимом. Президентская (дуалистическая) республика и её признаки. Парламентарная республика и её признаки. Смешанная республика и её признаки.

Понятие политико-территориального устройства и его значение. Факторы, определяющие политико-территориальное устройство, его основные формы.

Унитарная форма политико-территориального устройства: понятие, признаки, виды. Автономные образования в составе унитарного государства и их виды. Политико-административное территориальное деление, его структура. Формы взаимоотношений центральной власти с органами местного самоуправления. Правовое положение административно-территориальных единиц (графства, области, района, региона, департамента, провинции, коммун). Тенденции развития современного унитаризма.

Федеративная форма политико-территориального устройства: понятие, признаки, модели. Отличие федерации от конфедерации. Правовое положение субъектов федерации и федеральных территорий. Их представительство в органах федерации. Институт компетенции в федеративных государствах. Способы разрешения конфликтов между федерацией и её субъектами. Федеральное вмешательство в дела субъектов федерации. Организация государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной) в субъектах федерации. Современная тенденция развития федеративных государств и их отражение в теории федерализма.

Понятие политического режима, его виды, эволюция и отражение в конституционном (государственном) праве. Воздействие политического режима на форму государственной организации и правовой статус личности. Демократический режим: понятие, признаки. Авторитарный режим: понятие, общие черты и виды. Тоталитаризм.

Чрезвычайное положение и его виды.



Тема 7. Народные голосования в зарубежных странах.
Выборы: понятие, функции, виды. Периодичность выборов. Избирательное право: понятие и источники. Активное и пассивное избирательное право. Принципы избирательного права. Всеобщее избирательное право. Избирательные цензы: понятие, виды. Равное избирательное право. Прямые и непрямые (косвенные, многостепенные) выборы. Свободное и несвободное (обязательное) голосование. Тайное голосование. Абсентеизм.

Избирательный процесс и его основные стадии. Назначение выборов. Формирование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные органы. Регистрация избирателей. Способы выдвижения кандидатов на выборные посты. Избирательный залог. Агитационная кампания. Способы голосования. Подсчет голосов и установление результатов выборов. Финансирование выборов. Контроль над соблюдением избирательного законодательства. Избирательно-правовые споры. Ответственность за избирательные правонарушения.

Избирательные системы: понятие, виды, практика применения. Мажоритарная избирательная система: отличительные черты, разновидности. Недостатки и достоинства мажоритарной избирательной системы. Пропорциональная избирательная система: понятие, особенности. Избирательная квота (метр, частное). Методы определения избирательной квоты: правило наибольшего остатка, правило наибольшей средней, правило системы деятелей и т.д. Преференциальное голосование. Заградительный пункт (барьер). Распределение мандатов внутри списка. Недостатки и достоинства пропорциональной избирательной системы.

Сочетание мажоритарной и пропорциональной систем в некоторых странах.

Референдум: понятие, виды, организация, определение результатов и правовые последствия. Иные формы прямой демократии зарубежом (отзыв,народное вето,народная инициатива).
Тема 8. Парламенты в зарубежных странах.
Понятие законодательной власти и парламента. Парламент как общенациональный представительный орган государства. Парламент и парламентаризм.

Состав парламента. Порядок формирования парламентов: выборность, замещение мест в порядке назначения и наследования.

Компетенция парламента и способы её закрепления. Парламенты с абсолютно неограниченной компетенцией. Парламенты с абсолютно ограниченной компетенцией. Парламенты с относительно ограниченной компетенцией. Законодательная компетенция. Финансовая компетенция. Ратификация и денонсация международных договоров. Назначение референдумов. Формирование государственных органов, назначение (избрание) должностных лиц. Контроль парламента над деятельностью правительства. Полномочия в области обороны и безопасности. Судебные полномочия. Импичмент и рассмотрение петиций.

Акты, принимаемые парламентом (резолюции, постановления, обращения, заявления).

Делегирование полномочий.

Парламентское право и его источники. Регламенты.

Структура парламента. Двухпалатные парламенты и особенности правового положения палат. Двухпалатные парламенты с равноправными палатами. Двухпалатные парламенты с неравноправными палатами. Общая характеристика роли и полномочий верхних палат в двухпалатных парламентах. Роспуск нижней палаты двухпалатного парламента. Однопалатные парламенты.

Внутренняя организация парламента и его палат. Руководящие органы: бюро, президиумы. Комиссии и комитеты. Их специализация и полномочия. Процедура заседания комиссий и комитетов. Депутатские объединения (фракции, группы). Процедура заседания депутатских объединений. Лоббизм, группы давления. Должностные лица палат. Правовое положение депутата: права и обязанности, льготы и привилегии, юридическая природа депутатского мандата. Императивный мандат. Право отзыва депутата.

Парламентские процедуры.

Порядок работы парламента. Обычные и внеочередные (чрезвычайные) сессии. Голосования.

Законодательный процесс и его основные стадии. Законодательная инициатива. Народная законодательная инициатива. Обсуждение законопроекта. Принятие закона. Санкционирование, промульгация и опубликование закона. Прохождение и принятие конституционных и органических законов.

Контрольные процедуры парламента. Виды доверия и недоверия. Конструктивный вотум недоверия. Резолюция порицания. Интерпелляция. Парламентские вопросы правительству. Следственные комиссии и комитеты. Счётные палаты. Парламентские уполномоченные. Контроль за делегированным законодательством.

Бюджетный процесс.

Судебные процедуры.

Согласительные процедуры.

Вспомогательный аппарат парламента.

Органы, учреждения и должностные лица при парламентах.
Тема 9. Глава государства и правительство в зарубежных странах.
Глава государства: понятие, виды, место в системе высших органов государственной власти.

Монарх. Прерогативы. Порядок престолонаследия. Выборная монархия. Институты регентства. Юридическая и фактическая роль главы государства в абсолютной, дуалистической и парламентарной монархии.

Президент. Основные способы избрания президента: прямые, косвенные, с участием парламента. Вступление в должность. Привилегии. Ограничения. Досрочное прекращение полномочий (отставка, импичмент). Временное замещение должности президента.

Компетенция главы государства.

Компетенция главы государства в области законодательства. Созыв на очередные и внеочередные сессии. Право роспуска парламента. Объявление выборов. Право законодательной инициативы. Послания парламенту. Право вето и его разновидности. Промульгация законов.

Компетенция главы государства в назначении и смещении высших должностных лиц. Глава государства как верховный главнокомандующий вооружёнными силами, его полномочия в сфере обороны и безопасности. Чрезвычайные полномочия главы государства.

Внешнеполитические полномочия главы государства. Представительство государства в сфере внешних сношений. Назначение дипломатических представителей. Участие в заключение и ратификации международных договоров и соглашений.

Иные полномочия главы государства: право помилования, право награждения государственными наградами, титулование, церемониальные полномочия и т.д. Нормативные акты главы государства и их юридическая сила. Институт контрассигнации и его значение.

Аппарат главы государства, его политическая роль.

Особенности статуса главы государства в условиях авторитарных режимов.

Правительство: понятие, место в системе органов власти, социальное назначение и политическая роль. Виды правительства: однопартийное, коалиционное, правительство меньшинства, «служебное» правительство. Правительство и кабинет. Понятие государственной администрации.

Порядок формирования правительства при монархии (парламентарной, дуалистической) и при республике (президентской, парламентской, смешанной)

Структура и состав правительства. Внутренняя структура правительства: континентальная и англосаксонская системы. Глава правительства, порядок его назначения (избрания), правовое положение и роль в государственном механизме. Аппарат правительства. Вспомогательные (консультативные) органы правительства. Основные принципы государственной службы.

Компетенция правительства. Взаимоотношения правительства с парламентом и главой государства при различных формах правления. Право законодательной инициативы. Регламентарная власть правительства. Соотношение регламентарных актов и законов. Делегированное законодательство.

Полномочия правительства в области государственного управления. Чрезвычайные полномочия. Порядок деятельности правительства. Процедура принятия решений. Роль правительственных комитетов и других вспомогательных органов. Руководство государственным аппаратом.

Парламентская ответственность правительства, её содержание и назначение.


Тема 10. Судебная власть в зарубежных странах.
Понятие, признаки, место и социальные функции судебной власти. Структура судебной власти. Статус судей. Внешние органы судейского сообщества. Конституционно-правовые принципы организации и деятельности судебных систем. Системы судов общей юрисдикции. Административная юстиция.

Органы и учреждения, содействующие судебной власти. Прокуратура. Адвокатура.


Тема 11. Муниципальные системы в зарубежных странах.
Возникновение и эволюция муниципальных органов. Конституционные основы местного управления и самоуправления. Административно-территориальное деление и его влияние на местное управление и самоуправление. Основные системы организации власти на местах: прямое государственное управление, муниципальное управление, смешанные формы управления. Сочетание представительной и непосредственной демократии. Порядок формирования и компетенция муниципальных органов. Акты органов местного управления и самоуправления, их юридическая сила. Взаимоотношения муниципальных органов с центральной властью. Представительство центральной власти на местах. Формы и методы контроля над муниципалитетом: законодательный, административный, финансовый, судебный.

IX. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИЙ ПО ОСНОВНЫМ ТЕМАМ КУРСА «КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

Тема № 1. Конституционное право как отрасль права зарубежных стран.
Конституционное право – это основополагающая отрасль права конкретной страны, представляющая собой систему правовых норм, регулирующих основу устройства общества, государства и положения человека в них.

Предмет конституционного права является двуединым, поскольку его составляют, во-первых, комплекс самых разнообразных отношений между человеком, обществом и государством, и, во-вторых, отношения политического характера. К отношениям политического характера, в частности, относятся: отношения, связанные с проведением народных голосований; отношения, возникающие в связи с организацией и деятельностью общественно-политических объединений; отношения, определяющие статус парламента; отношения по организации деятельности местного самоуправления.

Конституционное право использует все три традиционных метода правового регулирования: дозволение, обвязывание и запрет.

Система конституционного права – это его внутреннее строение, характеризующееся единством и взаимодействием множества элементов, к числу которых относятся: принципы конституционного права, его институты и нормы. Принципы конституционного права – это закрепленные в источниках данной отрасли руководящие идеи, в соответствии с которыми должны осуществляться конституционно-правовое регулирование и практика реализации положений конституционного права. Различают общие и специальные принципы конституционного права. Конституционно- правовые институты – это обособленный комплекс норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения, являющиеся частью предмета данной отрасли. Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, регулирующие конкретные общественные отношения, входящие в предмет конституционного права. Конституционно–правовые нормы имеют свои особенности и могут быть классифицированы по множеству оснований. Реализация конституционно - правовых норм осуществляется посредством конституционно-правовых отношений, структура которых включает субъектов, объекты и содержание.

В формально-юридическим смысле источниками данной отрасли являются формы внешнего выражения конституционно-правовых норм и институтов. Основными видами источниками конституционного права являются: нормативные правовые акты, судебные прецеденты, конституционно-правовые обычаи, доктринальные и религиозные источники.

Среди нормативных правовых актов – источников конституционного права выделяются законы (конституционные, органическое, обычные), договоры (международные и внутригосударственные), нормативные акты исполнительной власти, органов конституционного контроля (надзора), парламентские регламенты, акты местного самоуправления. Судебные прецеденты, т.е. акты судов по конкретным делам, являющиеся обязательными для судов при рассмотрении аналогичных дел в будущем, выступают источниками конституционного права только в странах англосаксонской правовой системы. Конституционно-правовые обычаи – это сложившиеся в сфере осуществления публичной власти правила поведения, не зафиксированные ни в каких официальных источниках, но применяемые в течение длительного периода времени с молчаливой санкции государства. Доктринальные положения, т.е. опубликованные мнения ученых-юристов по вопросам конституционного права считаются источниками конституционно права Великобритании. Религиозные источники права, в том числе конституционного, встречаются лишь в странах с мусульманской правовой системой.


Тема № 2. Зарубежные конституции и институт конституционного контроля и надзора.
В зарубежной доктрине различают конституцию юридическую и фактическую. Юридическая конституция – это система правовых норм, регулирующих основы устройства государства, общества и положения человека в них, обладающих, как правило, наивысшей среди норм внутреннего права юридической силой и изменяемых в усложненном порядке.

Фактическая конституция – это реальные, существующее в действительности устройство общества и государства и положение в них человека.

С точки зрения реальности конституция также обладает социально-политической сущностью, отражающей соотношение политических сил в обществе на момент принятия конституции. В обществе конституция выполняет следующие функции: политическую, идеологическую, юридическую и иные.

Существует множество классификаций конституций: писанные и неписанные (по способу организации конституционных норм); октроированные, договорные и народные (по способу принятия); гибкие, жесткие и смешанные (по порядку изменения).

Конституционный контроль – это проверка соответствия конституции актов и действий органов и учреждений публичной власти.

К объектам конституционного контроля, как правило, относятся внутригосударственные законы, не вступившие в силу международные договоры, нормативные акты исполнительной власти и местного самоуправления, иногда – акты и действия общественных объединений.

Существует несколько оснований классификации видов конституционного контроля: предварительный и последующий (по времени проведения); постановляющий и консультативный (по правовым последствиям); факультативный и обязательный (по степени обязательности); конкретный и абстрактный (по форме); материальный и формальный (по содержанию).

Чаще всего в качестве органов конституционного контроля выступают судебные органы: специализированные конституционные суды (европейская модель конституционного контроля) или суды общей юрисдикции (американская модель конституционного контроля). В ряде стран конституционный контроль осуществляется квазисудебными органами (Конституционный совет во Франции).


Тема №3. Конституционно-правовой статус человека и гражданина в зарубежных странах.
Конституционно-правовой статус человека и гражданина – это система важнейших правовых связей человека с обществом и государством, зафиксированных конституцией. Он включает в себя несколько элементов: принципы, гражданство, права, свободы и обязанности, а также гарантии прав и свобод.

Принципы правового статуса человека и гражданин – это отраженные в конституции идеи, которым должны соответствовать и правовое регулирование и практика реализации прав и свобод. К числу таких принципов относятся признание естественного характера прав и свобод, равноправие, гарантированность прав и свобод.

Гражданство – это устойчивая правовая связь лица с государством, порождающая комплекс их взаимных прав и обязанностей. К способам приобретения гражданства в зарубежных странах, как правило, относятся: 1) филиация или приобретение гражданства по рождению; 2) натурализация или приобретение гражданства по заявлению; 3) восстановление гражданства лицом, которое ранее его утратило; 4) оптация, или выбор гражданства. Среди способов прекращения гражданства называются: 1) отказ от гражданства или выход из него; 2) лишение гражданства или принудительное его прекращение по инициативе государства, применяемое как санкция за правонарушение.

Конституционные права и свободы – это зафиксированные в конституции возможности человека представляющие для него наибольшую значимость. Историческая эволюция прав и свобод в основном совпадает с периодизацией развития самих конституций. Существуют несколько оснований классификаций конституционных прав и свобод и обязанностей: права человека и права гражданина (по субъектному составу); коллективные и индивидуальные (по способу осуществления); личные, политические, экономические, социальные, культурные (по сферам общественных отношений).

Гарантии прав и свобод человека и гражданина – это юридические средства, обеспечивающие их реализацию и защиту. По территории действия различают международно-правовые и внутригосударственные гарантии. Внутригосударственные гарантии подразделяются на конституционные, законодательные и подзаконные. Конституционные гарантии: закрепление прав и свобод в конституции; установление их важнейших принципов; наличие в конституциях прав, направленных на защиту других прав и свобод; институциональные гарантии, заключающиеся в деятельности государства по охране прав человека (суды, институт омбудсмена).
Тема № 4. Форма зарубежного государства

Форма зарубежного государства состоит из нескольких элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного (политического) режима.

Форма правления – это система отношений по формированию и взаимодействию главы государства, высших органов законодательных и исполнительной власти. Существуют две основные формы правления: монархия и республика.

В монархиях глава государства получает полномочия по наследству, занимает должность пожизненно и является юридически неответственным лицом. Различают два вида монархии абсолютную и ограниченную. Ограниченная монархия, в свою очередь, подразделяется на дуалистическую и парламентарную.

Классическими видами республик являются президентская и парламентарная, в которых наиболее последовательно реализуется принцип разделения властей. К нетипичным видам республик относятся: смешанная, суперпрезидентская, теократическая и советская.

Государственное устройство – это способ деления территории государства на составные части. Существуют три формы государственного устройства: унитарные государства, федеративные государства и конфедерация. Главное различие между унитарным государством и федерацей состоит в том, что территория унитарного государства непосредственно делится на административно-территориальные единицы, а территории федерации подразделяется непосредственно на территории государствоподобных образований – субъектов федерации. Как правило, государственная организация субъектов федерации аналогична той, какая существует на федеральном уровне.

Среди унитарных государств различают децентрализованные, относительно централизованные и централизованные государства. В ряде унитарных зарубежных государств распространенным явлением является территориальная автономия, которая образуется в случае компактного расселения этнических групп или иных групп, отличающихся иными особенностями. В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: политическая и административная. В зависимости от причин образований автономных единиц различают: национально-территориальную и территориально-историческую автономию.

Федерации можно классифицировать по нескольким основаниям: договорные и конституционные (по юридическому основанию образования); централизованные и относительно децентрализованные (по сохранению особенностей составных частей федерации); симметричные и ассиметричные (по правовому положению субъектов федерации). В отдельных федеративных государствах имеются федеральные территории, статус которых не совпадает с правовым положением субъектов федерации

К основным моделям разграничения компетенции между федерацией и ее субъектами относятся: 1) исключительная компетенция, т.е. перечень вопросов которые могут решать либо только федерация, либо только субъекты федерации; 2) совместная компетенция – перечень вопросов, в решении которых участвуют и федерация и ее субъекты; 3) остаточная компетенция, т.е. не сформулированная конституция в виде перечня компетенции, определенной посредством презумпции.
Тема № 5. Народные голосования в зарубежных странах (выборы, отзыв, референдум)
Выборы – это процедура формирования публичной власти или наделения полномочиями должностного лица, осуществляемая путем голосования управомоченных лиц, при условии, что на каждый замещаемый мандат претендуют несколько кандидатов. Выборы подразделяются по нескольким основаниям: национальные, региональные, местные (по территории проведения); очередные и внеочередные (по времени проведения); однотуровые, двухтуровые и многотуровые (по максимально возможному количеству туров голосования); униноминальные и полиноминальные (по количеству мандатов, замещаемых в избирательных округах); прямые и непрямые (в зависимости от роли избирателей).

Для выборов государство формирует избирательное право, которое имеет два основных значения: объективное и субъективное.

Принципами избирательного права выступают всеобщие, равные, прямое избирательное право при тайном голосовании.

Избирательный процесс – это урегулированная норма избирательного права деятельность по подготовки и проведению выборов. Избирательный процесс выключает множество стадий: 1) назначение выборов, т.е. установление даты голосования; 2) образование избирательных округов, т.е. территориальных единиц, от которых избирается один или несколько выборных лиц; 3) формирование избирательных участков – территориальных единиц, избиратели которых голосуют в одном месте; 4) создание избирательных органов, на которые возлагается руководство избирательным процессом; 5) регистрация избирателей в списках избирателей; 6) выдвижение кандидатов, т.е. определение круга лиц, из числа которых будут избраны выборные лица; 7) предвыборная агитация; 8) голосование, представляющее собой волеизъявление избирателей по вопросу об избрании выдвинутых кандидатур; 9) подсчет голосов и установление результатов выборов.

Для определения результатов выборов применяется избирательная система которая подразделяется мажоритарную, пропорциональную и смешанную.

Отзыв – это голосование лиц, управомоченных наделять выборным мандатом то или иное лицо, по вопросу о досрочном лишении его полномочий.

Референдум – это голосование избирателей, посредством которого принимаются решения по вопросам государственной важности или местного самоуправления. Различают следующие виды референдума: 1) постановляющий и консультативный (по правовым последствиям); 2) факультативные и обязательные (по проведению); 3) конституционные, законодательные и подзаконные (по юридической силе).
Тема № 6 .Зарубежный парламент
Парламент – это общенациональный выборный коллегиальный орган, работающий на профессиональной постоянной основе в системе разделения властей. Основными функциями парламента являются законотворчество, представительство, контроль за деятельностью государственного аппарата и прежде правительства, а также участие в формировании государственных органов, принятие бюджета. К основным полномочия парламента относится: исключительное право принимать законы, право принимать бюджет и устанавливать налоги, ратификация и денонсация международных договоров, формирование ряда государственных органов и должностных постов, контроль за их деятельностью и особенно за исполнительной властью., право объявлять войну и заключать мир, право амнистии, осуществления процедуры импичмента.

Структура парламента бывает однопалатной и двухпалатной. Двухпалатная структура парламента именуется бикамерализмом.

Парламент (палата парламента) имеет следующую структуру: руководящий орган (председатель), комитеты (постоянные и временные), партийные фракции, иные объединения депутатов. Главными характеристиками статуса парламентария (депутата) выступают основания получения и срок мандата, наличие комплекса прав и обязанностей, гарантии их реализации, ответственность и основания прекращения полномочий. Основной формой деятельности депутатов в парламенте выступают парламентские сессии.

Наиболее важной функцией парламента является законотворчество. Ее реализация осуществляется посредством законодательного процесса, который представляет собой урегулированный правовыми нормами порядок деятельности управомоченных субъектов по созданию закона. Законодательный процесс включает, следующие стадии: внесение законопроекта; его обсуждение; принятие закона; его одобрение второй палаты (если она имеется); промульгация закона главой государства; его опубликование; вступление закона в юридическую силу.


Тема № 7 . Глава государства и правительство в зарубежных странах

Глава государства – это должностное лицо выступающее символом единства нации, а также официальным представителем государства внутри страны и в международных отношениях. В большинстве стран мира главой государства является монарх или президент.

Замещение должности главы государства зависит от формы правления. Монарх является невыборным главой государства, получающим свои полномочия по наследству. Президенты обычно избираются: непосредственно населением, коллегией выборщиков, парламентом или коллегией, состоящей из парламентариев и представителей выборных коллегиальных органов регионов и мест. Во всех странах глава государства выполняет представительские функции и обладает определенными полномочиями. Важной гарантией статуса главы государства является неприкосновенность. Основания прекращения полномочий главы государства зависит от формы правления.

Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельности в стране. Способ формирования правительства во многом зависит от формы правления. Компетенция правительства, как правило, определяется самым общим образом. Правительство издает подзаконные акты. Акты законодательного значения оно вправе принимать только на основе делегирования ему соответствующих полномочий парламента. Ответственность правительства и министра может иметь политический и юридический характер.


Тема № 8. Местное самоуправление в зарубежных странах
Публичная власть в местных территориальных единицах организуется либо на началах местного самоуправления, либо на началах государственного местного управления.

Местное самоуправление предполагает наличие у местной единицы собственной компетенции, гарантированная конституцией и законом самостоятельность по отношению к государственной власти в пределах этой компетенции, наличие органов, избираемых населением соответствующей муниципальной единицы. Местное самоуправление осуществляется самим населением непосредственно, а также через органы, формируемые выборными органами местного самоуправления.

Местное управление осуществляется чиновниками, назначаемыми центральным правительством или властями вышестоящей территориальной единицы.

В зависимости от степени использования институтов местного управления различают англо-американскую и европейскую модели организации власти на местах.

К формам контроля центральной власти за местным самоуправлением относится судебный контроль, административная опека и административный надзор.

X. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО

КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Семинарские занятия: 26 часов для очного обучения, 10 часов для заочного обучения на базе среднего образования, 4 часа для заочного обучения на базе высшего образования.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница