Учебно-методический комплекс для направления 01. 03. 02 «Прикладная математика и информатика»




страница1/8
Дата22.04.2016
Размер1.19 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования



«ФинансовЫЙ УНИВЕРСИТЕТ при Правительстве

Российской Федерации»

(Финансовый университет)
Кафедра «Макроэкономика»

В.Е. Корольков, Е.М. Найдёнова, О.В. Орусова, Г.А.Терская


Экономика (макроэкономика)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для направления 01.03.02

«Прикладная математика и информатика»

профиль «Системный анализ, исследование операций и управление в финансах»

(программа подготовки бакалавров)
Одобрено кафедрой «Макроэкономика»

протокол № 14 от 21 апреля 2014 г.

Обсуждено:

Руководитель Департамента

«Экономическая теория»

д.э.н., проф. Р.М. Нуреев
______________________

21 апреля 2014 г.

Москва 2014
УДК 330. 01. (073)

Э40

ББК 65.012я73

М 59
Рецензенты: Соловых Н.Н., к.э.н., профессор кафедры «Микроэкономика», Дюсуше О.М., к.э.н., доцент кафедры «Макроэкономика».

В.Е. Корольков, Е.М. Найдёнова, О.В. Орусова, Г.А. Терская


«Экономика (макроэкономика)». Учебно-методический комплекс дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 01.03.02 – «Прикладная математика и информатика» (программа подготовки бакалавров).– М.: Финансовый университет, кафедра «Макроэкономика», 2014. – 114 с.
Дисциплина «Экономика (макроэкономика)» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 01.03.02 «Прикладная математика и информатика» (бакалавриат).

Учебно-методический комплекс дисциплины содержит рабочую программу, требования к результатам освоения дисциплины, материалы для преподавателя для студентов (планы семинарских занятий, формы самостоятельной работы, систему оценивания и учебно-методическое обеспечение дисциплины).



Учебное издание

Владимир Евгеньевич Корольков

Елена Михайловна Найдёнова

Ольга Вячеславовна Орусова

Галина Алексеевна Терская
Экономика (макроэкономика)
Учебно-методический комплекс
Компьютерный набор, верстка: Терская Г.А.

Формат 60х90/16. Гарнитура Times New Roman

Усл. п.л. Изд. № - 2014. Тираж 36 экз.

Заказ ____________


Отпечатано в Финансовом университете

 Кол. авторов, 2014



 Финансовый университет, 2014

СОДЕРЖАНИЕ


1.

Рабочая учебная программа дисциплины




1.1.

Цели дисциплины…………………………………………………..

3

1.2.

Место дисциплины в структуре ООП ВПО………………………

3

1.3.

Требования к результатам освоения дисциплины………………..

3

1.4.

Объём дисциплины и виды учебной работы……………………...

6

1.5.

Содержание дисциплины:







1.5.1. Программа дисциплины «Экономика (макроэкономика)»…………………………………………………

6




1.5.2. Новое в профессиональной области………………………

15




1.5.3. Междисциплинарные связи тем дисциплины с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами…………...

16




1.5.4. Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)………………………………………………………………..

17

1.6.

Практические занятия и семинары………………………….……

19

1.7.

Самостоятельная работа………………………………………….

21

1.8.

Формы контроля и система оценивания ………………………….

21

1.9.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………………………………………………………

23

2.

Учебно-методические материалы по изучению дисциплины




2.1.

Планы семинарских занятий и рекомендуемая литература …….

26

2.2.

Вспомогательные учебно-методические и информационные материалы………………………………………………..………….

44

3.

Методические материалы для преподавателя




3.1.

Тестовые материалы……………..………………………………...

54

3.2.

Экзаменационные задачи по дисциплине «Макроэкономика»….

62

4.

Методические рекомендации для студентов




4.1.

Методические материалы по изучению дисциплины……………

75

4.2.

Методические рекомендации по выполнению форм самостоятельной работы………………..………………………….

75

4.3.

Методические материалы для текущего контроля успеваемости студентов…………………………………………………………….

102

4.4.

Методические материалы для промежуточной аттестации по дисциплине………………………………………………………….

109


1. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Цели дисциплины

Целями изучения студентами дисциплины являются:



  • овладение понятийным аппаратом современной экономической науки, позволяющее самостоятельно ориентироваться в сложных проблемах функционирования экономики в целом,

  • формирование научного социально-экономического мировоззрения.


1.2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «Экономика (макроэкономика)» является дисциплиной вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 01.03.02 – «Прикладная математика и информатика» (программа подготовки бакалавров).

Дисциплина «Экономика (макроэкономика)» является общим теоретическим и методологическим основанием для всех экономических дисциплин, входящих в ООП бакалавра по направлению подготовки «Прикладная математика и информатика».

1.3. Требования к результатам освоения дисциплины

В совокупности с другими дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла дисциплина «Экономика (макроэкономика)» обеспечивает инструментарий формирования следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра прикладной математики и информатики:



п/п


Код

Компетенция

Формы и методы обучения

1.

ОК-1

способность использовать, обобщать и анализировать информацию, ставить цели и находить пути их достижения в условиях формирования и развития информационного общества

Групповые дискуссии

Решение ситуационных задач

Презентация докладов


2.

ОК-2

способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, владеть навыками ведения дискуссии и полемики

Групповые дискуссии

Презентация докладов



3.

ОК-3

способность работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений

Лекционные занятия

Групповые дискуссии



4.

ОК-4

способность понимать и анализировать

экономические и социально значимые проблемы и процессы, применять основные положения и

методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и

профессиональных задач



Лекционные занятия

Групповые дискуссии

Решение ситуационных задач

Презентация докладов



5.

ОК-5

способность самостоятельно приобретать и использовать в практической деятельности новые знания и умения, стремиться к саморазвитию

Подготовка домашнего задания на семинар

6.

ПК-2

способность при решении профессиональных задач анализировать социально-экономические проблемы и процессы с применением методов системного анализа и математического моделирования

Решение ситуационных и практических задач

7.

ПК-15

способность проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач

Решение ситуационных и практических задач

В результате освоения содержания дисциплины «Экономика (макроэкономика)» студент должен:



знать:

  • основные категории макроэкономики;

  • принципы и методы макроэкономического анализа;

  • цели и методы государственного регулирования национальной экономики;

  • методы и подходы макроэкономики, используемые в процессе анализа функционирования экономической системы, закономерности и принципы развития экономических процессов на макроуровне;

  • основы формирования и механизмы рыночных процессов на макроуровне;

  • основные статические и динамические макроэкономические модели;

уметь:

  • оценивать современную экономическую политику государства, делать обоснованные предложения;

  • анализировать конкретные экономические ситуации, процессы, протекающие в условиях различных социально-экономических систем;

  • применять макроэкономические модели для определения состояния национальной и мировой экономики;

  • системно освещать и анализировать основные проблемы современной экономической жизни и экономической политики в Российской Федерации;

владеть:

  • современным экономическим языком, позволяющим самостоятельно ориентироваться в экономической действительности, понимать закономерности развития экономики России и мира в целом;

  • навыками оценки эффективности экономической политики государства на основе анализа основных макроэкономических показателей.

1.4. Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет 3 зачётных единицы.

Вид промежуточной аттестации – экзамен.

Вид учебной работы

Часы

Всего

Семестр 2-й

Общая трудоёмкость дисциплины

108

108

Аудиторные занятия

50

50

Лекции (Л)

18

18

Семинары (С)

32

32

Самостоятельная работа

58

58

В семестре

22

22

В сессию

36

36


1.5. Содержание дисциплины

1.5.1. Содержание тем учебной дисциплины

«Экономика (макроэкономика)»
Тема 1. Введение в макроэкономический анализ. Развитие предмета и метода макроэкономики

Предмет макроэкономики. Становление и развитие макроэкономики. Соотношение макроэкономического и микроэкономического анализа. Основные макроэкономические понятия. Методологические и методические аспекты макроэкономического анализа. Цели макроэкономического анализа. Агрегирование. Моделирование. Экзогенные и эндогенные переменные.

Экономические субъекты: мотивация поведения.

Основные макроэкономические показатели: потоки, запасы (активы) и показатели экономической конъюнктуры. Общая макроэкономическая взаимосвязь между потоками и запасами. «Утечки» и «инъекции». Модель народнохозяйственного оборота в закрытой и открытой экономике.



Тема 2. Национальное богатство как потенциал функционирования экономической системы. Многообразие форм собственности
Национальное богатство как важнейшая социально-экономическая категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны.

Показатели национального богатства для измерения накопленных результатов производства, оценки уровня экономического развития и мощи государства.

Собственность как отношение к средствам производства с целью получения дохода, право владеть, пользоваться и распоряжаться средствами производства.

Формы собственности: Корпоративная, индивидуальная (частная), государственная, кооперативная собственность. Анализ форм собственности с точки зрения практической экономики как инструмента решения общехозяйственных задач.


Тема 3. Национальная экономика: структура, средства измерения результатов ее функционирования

Национальная экономика и её элементы: функциональные, отраслевые, территориальные. Цели её развития. Основные сферы экономической деятельности: производство, распределение, обмен и потребление.

Эволюция научных подходов к исследованию общественного воспроизводства. Кругооборот годового продукта и доходов в «Экономической таблице» Ф. Кенэ. К. Маркс о сущности общественного воспроизводства. Взаимосвязь макроэкономических показателей и Система национальных счетов (СНС). СНС: исторический экскурс. Соотношение показателей в системе национальных счетов. Основные показатели и методы их исчисления. Резидентные и нерезидентные институциональные единицы. Понятие конечного и промежуточного продукта. Валовые и чистые инвестиции. Показатели валового внутреннего продукта (ВВП), чистого внутреннего продукта (ЧВП), валового национального дохода (ВНД), чистого национального дохода (ЧНД), личного дохода (ЛД), располагаемого дохода (РД). Основное макроэкономическое тождество. Расчет ВВП производственным методом, по расходам, по доходам и по добавленной стоимости. Располагаемый личный доход и личные потребительские расходы. Сбережения.

Фактический и потенциальный ВВП. Номинальный и реальный ВВП. Индексирование: индекс потребительских цен, дефлятор ВВП. Виды ценовых индексов: индекс Ласпейраса и индекс Пааше.

Межотраслевой баланс. Структурные условия национального баланса В. Леонтьева (матрица затраты – выпуск).

Теневая экономика. Национальное богатство. Проблемы его исчисления. Чистое экономическое благосостояние общества.


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница