Учебный курс «Управление государственными и муниципальными заказами» связан с дисциплинами «Основы менеджмента»




Скачать 405.08 Kb.
Дата09.05.2016
Размер405.08 Kb.
Аннотация

рабочей программы дисциплины

«Управление государственными и муниципальными заказами»
Цель дисциплины – - дать целостное представление о системе управления государственными и муниципальными заказами в свете реализации единой государственной политики в области подготовки специалистов по управлению, размещению, исполнению и обеспечению государственных и муниципальных заказов.

- привить знания общих принципов закупок для государственных и муниципальных нужд в контексте социальных, политических и экономических процессов Российской Федерации; практических навыков основных методов осуществления процедур закупок; нормативной правовой базы размещения государственных и муниципальных заказов; структуры государственных и муниципальных контрактов в зависимости от вида закупаемой продукции – товары, работы, услуги; организации и практики контроля за размещением государственных и муниципальных заказов; истории развития системы общественных закупок в России и за рубежом, а также современных проблем и тенденций реформирования и развития системы государственных и муниципальных заказов.



Связь с другими дисциплинами

Учебный курс «Управление государственными и муниципальными заказами» связан с дисциплинами «Основы менеджмента», «Теория государства и права», «Исследование систем управления», «Хозяйственное право», «Производственный менеджмент», «Управление закупками предприятия».



В процессе изучения дисциплины студент должен:

Знать:

  • основные положения законодательства Российской Федерации, регламентирующего закупки для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, международные нормы закупок для государственных нужд;

  • основные принципы, понятия и термины закупок, применяющиеся в российской и международной системе закупок для государственных и муниципальных нужд;

  • концепцию, понятия и термины, цели и принципы КС;

  • полномочия и ответственность субъектов закупок;

  • порядок планирования закупок;

  • нормирование в КС;

  • понятие и методы определения начальной (максимальной) цены контракта;

  • правила описания объекта закупки;

  • способы закупок;

  • условия допуска к участию в закупках;

  • требования, предъявляемые к документации об осуществлении закупки;

  • методы и порядок оценки и сопоставления заявок;

  • процедуры различных способов закупок для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, их содержание;

  • специфику закупок;

  • основные термины и определения контрактных отношений;

  • условия и порядок заключения и исполнения государственных и муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров, в том числе порядок приемки закупленной продукции;

  • порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы заказчика;

  • порядок документооборота по закупкам;

  • порядок мониторинга, контроля и аудита закупок.

Уметь:

  • применять на практике положения законодательства Российской Федерации, регламентирующего закупки для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений;

  • формировать сводный прогноз, планы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, планы-графики закупок для государственных и муниципальных нужд;

  • определять способ закупки;

  • готовить обоснование осуществления закупки, включая обоснование объекта закупки, способа закупки, начальной (максимальной) цены контракта;

  • осуществлять закупку различными способами закупок в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, регламентирующего закупки для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений;

  • разрабатывать пакет документации, необходимой при закупках для государственных и муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений;

  • готовить проекты государственных и муниципальных контрактов, гражданско-правовых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

  • составлять и рассматривать жалобы на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы заказчика;

  • осуществлять мониторинг закупок;

  • применять информационные технологии при закупках.


4. Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
Лекционный курс, практические занятия, выполнение домашних заданий, самостоятельная работа.
5. Трудоемкость дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины составляет 126 часа, в т.ч. лекций 51 час, практических занятий 51 час, самостоятельной работы 24 часа. Продолжительность изучения дисциплины 1 семестр.
6. Контроль успеваемости
Итоговая аттестация проводится в форме зачета в 6 семестре.
2. Структура и содержание теоретической части курса (51 час)

п/п


Наименование учебных модулей

Всего, час.

1.

Первый модуль

Общие принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд

10

2.

Второй модуль

Нормативная правовая база размещения государственных и муниципальных заказов

10

3.

Третий модуль

Процедуры размещения государственных и муниципальных заказов

11

4.

Четвертый модуль

Государственные и муниципальные контракты

10

5.

Пятый модуль

Специфика размещения заказа для государственных и муниципальных нужд.

10
Содержание курса:

Первый модуль - «Общие принципы размещения заказов для государственных и муниципальных нужд» дает представление об основных стратегически важных понятиях системы общественных закупок, специфики системы общественных закупок и ее взаимосвязи с другими экономическими, политическими и социальными процессами в России; знакомит с основными процессами, задачами и принципами (недискриминации, прозрачности и открытости, справедливости, эффективности, подотчетности, оперативности) системы общественных (государственных и муниципальных) закупок; заложенных в основу процесса размещения государственного и муниципального заказа. Первый модуль насыщен терминами, применяющимися в российской и международной системе размещения заказов для государственных и муниципальных нужд.

Освоение данного модуля служит фундаментом понимания процессов и процедур государственных и муниципальных закупок и изучения всех последующих модулей.


Второй модуль – «Нормативная правовая база формирования, размещения государственных и муниципальных заказов» рассматривает действующую Российскую нормативную правовую базу размещения государственных заказов; включая: Гражданский кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 01 января 2014 г. "О федеральной контрактной системе", Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (в последней редакции), от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О конкуренции», от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные и методические документы Минэкономразвития России и иных федеральных органов исполнительной власти, иные нормативные акты, изменяющие и дополняющие законодательство Российской Федерации по размещению заказов; международные нормы размещения государственных заказов. Студенты знакомятся с международным опытом и практикой осуществления общественных закупок.
Третий модуль – «Процедуры размещения государственных и муниципальных заказов» определяет основные методы осуществления процедур размещения заказов на практике: планирование размещения государственных и муниципальных заказов, выбор способа размещения заказа, порядок проведения конкурсов, аукционов, размещения заказа способом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Порядок подготовки документации для проведения конкурса, аукциона (ее содержание); порядок ее предоставления, внесения в нее изменений, работы с конкурсной документацией; порядок и требования к составлению технического задания. Распределение заказов на поставки биржевых товаров на товарных биржах; права и обязанности заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации при размещении заказа. Содержание каждой процедуры размещения заказа, условия допуска к проведению торгов участников размещения заказа, критерии и порядок оценки заявок на участие в конкурсе, котировочных заявок участников размещения заказа; оценка эффективности размещения заказа; возможные типичные ошибки участников торгов (необходимые действия по минимизации рисков при подготовке предложений). Процедура обжалования действий (бездействия), нарушающих права и законные интересы участника размещения заказа, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Четвертый модуль – «Государственные и муниципальные контракты» знакомит с основными понятиями, структурой государственных и муниципальных контрактов; опытом их заключения и оценка эффективности; основными терминами и определениями, используемыми в контрактном праве и при составлении государственного контракта, особенностями государственного контракта как вида договора, терминологией условий поставок, включая международные термины ИНКОТЕРМС в последней редакции, и их применением. Рассматривает вопросы: цена контракта и условия платежа, сроки, условия вступления контракта в силу, ответственность сторон, а также вопросы инспектирования и приемки продукции, обеспечения исполнения контрактов, рассмотрение споров, обстоятельств непреодолимой силы. Содержание модуля предусматривает знакомство со структурой контракта, порядком ведения реестра государственных и муниципальных контрактов. Рассматривает различия в структуре и формулировках статей контрактов в зависимости вида закупаемой продукции: товары, работы, услуги, а также особенности составления контрактов на некоторые группы продукции.
Пятый модуль – «Специфика размещения заказа для государственных и муниципальных нужд» знакомит с реформами законодательства в сфере размещения государственного и муниципального заказа, с законодательными нормами, позволяющими существенно сократить коррупцию в нашей стране, снизить субъективизм в принятии решений, открыть равный доступ предпринимателей к заказам, повысить прозрачность всех процедур размещения государственных и муниципальных заказов, установить ответственность за принимаемые должностными лицами решения; результатами проведения плановых проверок нарушений законодательства о размещении заказов, с организацией контроля за размещением государственных и муниципальных заказов, административной и арбитражной практикой размещения заказов.
3. Содержание практической части курса (51 час)

«Компьютерный практикум. Деловые игры по формированию и размещению заказов для государственных и муниципальных нужд» предназначен для получения практических навыков подготовки распорядительной документации по процедурам размещения заказа для государственных и муниципальных нужд (приказ о проведении конкурса, аукциона, запроса котировок, создании комиссий, положения и регламента работы комиссий и др.); документации для проведения торгов, размещения заказа путем запроса котировок, организации и проведения «открытого конкурса», «аукциона», «размещения заказа путем запроса котировок», протоколов; подготовки и размещении информации на электронной площадке ООО «Спасский механический завод» по каждой процедуре размещения заказа; подготовки сведений для внесения в реестры контрактов недобросовестных поставщиков, статистической отчетности по размещению заказа.


4. Контроль достижения целей курса

Вопросы к зачету

  1. 1. Основные принципы системы управления муниципальным и государственным заказом.

  2. 2. Субъекты системы управления муниципальным и государственным заказом.

  3. 3. Основные способы размещения муниципального и государственного заказа.

  4. 4. Планирование государственного и муниципального заказа.

  5. 5. Порядок проведения конкурса.

  6. 6. Порядок проведения аукциона.

  7. 7. Порядок проведения аукциона в электронной форме.

  8. 8. Порядок проведения котировки цен.

  9. 9. Порядок закупки у единственного поставщика.

  10. 10. Документационное обеспечение процесса закупок.

  11. 11. Понятие и структура государственного и муниципального контракта.

  12. 12. Порядок заключения государственного и муниципального контракта.

  13. 13. Порядок рассмотрения споров, возникающих в ходе исполнения контракта.

  14. 14. Порядок обжалования действий, нарушающих интересы участников размещения заказов.

  15. 15. Терминология ИНКОТЕРМС.

  16. 16. Международный опыт размещения государственных и муниципальных заказов.

  17. 17. Роль системы конкурентного размещения заказов в экономике России.

  18. 18. Специфика процедур закупки товаров.

  19. 19. Специфика закупки подрядных работ.

20. Специфика закупки интеллектуальных услуг.

5. Тематика и перечень курсовых работ, рефератов

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены.



6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

1. Лебедев В.В. Государственный заказ: методы формирования, размещения и исполнения: учебно-методическое пособие / В.В. Лебедев. - СПб.: СПбГУ, 2009.

2. Управление муниципальными закупками: учебное пособие для преподавателя. – М.: АНХ, 2008. – 784 с.

3. Закупка продукции для федеральных государственных нужд: Сборник нормативных материалов / Сост. О.М. Воробьева, А.А. Храмкин. – М.: ГУ-ВШЭ, 2009.


Дополнительная литература

4. Нестерович Н.В. Конкурсные торги на закупку продукции для государственных нужд / Н.В. Нестерович, В.И. Смирнов. – М.: ИНФРА-М, 2008.

5. Очерки о закупочной деятельности: Сборник докладов о европейском опыте / Под ред. Ф. Галанти и П. Канчани. – М.: Формула права, 2008. – 152 с.

6. Практикум по курсу «Управление государственными и муниципальными заказами» / Под научной редакцией Е. Шадриной. – М.: Формула права, 2008. - 270с.




  1. Электронные ресурсы

  1. Государственный долг и внешние активы.: Учеб. пособие / А.З. Селезнев; Под ред. В.Ю. Катасонов. - М.: ИНФРА-М, 2010. - 284 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=180164

  2. Развитие системы управления долговыми обязательствами региона: Монография / Д.С. Зуев. - М.: Магистр: ИНФРА-М, 2011. - 160 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=246168

  3. Муниципальное право [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Юриспруденция», «Государственное и муниципальное управление» / под ред. А. Н. Костюкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. - 791 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=376687



лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)


филиал двфу в г. спасске-дальнем


ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

по дисциплине
«Управление государственными и муниципальными заказами»

Специальность подготовки 080507.65 «Менеджмент организации»

г. Спасск-Дальний

2012


  1. вопросы к зачету.

  2. 1.Основные принципы системы управления муниципальным и государственным заказом.

  3. 2. Субъекты системы управления муниципальным и государственным заказом.

  4. 3. Основные способы размещения муниципального и государственного заказа.

  5. 4. Планирование государственного и муниципального заказа.

  6. 5. Порядок проведения конкурса.

  7. 6. Порядок проведения аукциона.

  8. 7. Порядок проведения аукциона в электронной форме.

  9. 8. Порядок проведения котировки цен.

  10. 9. Порядок закупки у единственного поставщика.

  11. 10. Документационное обеспечение процесса закупок.

  12. 11. Понятие и структура государственного и муниципального контракта.

  13. 12. Порядок заключения государственного и муниципального контракта.

  14. 13. Порядок рассмотрения споров, возникающих в ходе исполнения контракта.

  15. 14. Порядок обжалования действий, нарушающих интересы участников размещения заказов.

  16. 15. Терминология ИНКОТЕРМС.

  17. 16. Международный опыт размещения государственных и муниципальных заказов.

  18. 17. Роль системы конкурентного размещения заказов в экономике России.

  19. 18. Специфика процедур закупки товаров.

  20. 19. Специфика закупки подрядных работ.

20. Специфика закупки интеллектуальных услуг.
Примеры тестов

Тест 1

1. Индекс Херфиндаля-Хиршмана показывает:

а) выгоду от слияний

б) рентабельность основного капитала

в) уровень концентрации рынка

г) чистую прибыль компании
2. Основные характерные черты экономики России в переходный период:

а) спад производства, бюджетный дефицит, инфляция, безработица

б) старение производственного потенциала, снижение инвестиций в экономику

в) создание крупных корпоративных структур

г) высокий уровень инвестиций в экономику
3. Преимущества крупного производства:

а) наличие огромного собственного капитала и эффективное перекомбинирование ресурсов

б) рост издержек производства

в) отсутствие гибкости в научно-технических преобразованиях

г) эффективное использование квалифицированных кадров

д) рост стоимости единицы выпускаемой продукции


4. Значение индекса Херфиндаля-Хиршмана для монополии:

а) 100


б)1000

в) 10000


г) 10
5. Личная уния крупного капитала и властных структур – это:

а) жесткое подчинение всех рабочих и служащих одному руководителю –предпринимателю и/или государственному служащему

б) раздача должностей и постов по территориальному, национальному и прочим признакам

в) сращивание власти предпринимателей и служащих государственных и муниципальных структур

г) получение прибыли незаконными путями
6. Корпорация – это:

а) объединение физических лиц

б) объединение промышленных предприятий

в) объединение юридических и физических лиц и капиталов для осуществления социально полезной деятельности

г) создание промышленных предприятий, целью деятельности которых является получение прибыли
7. Ассоциация (союз) – это:

а) объединение капиталов со строго определенным кругом участников

б) организованный коллектив, действия которого определяются групповыми интересами

в) объединение, наделенное статусом юридического лица

г) финансово-промышленная группа
8. Коммерческая (предпринимательская корпорация) – это:

а) объединение физических лиц

б) объединение, деятельность которого определяется общественно-полезным характером

в) объединение, деятельность которого определяется извлечением прибыли

г) неформальное объединение юридических лиц
9. Финансово-промышленные группы – это объединение:

а) промышленных предприятий

б) страховых компаний

в) банков

г) сбытовых компаний и транспортных компаний

д) промышленных и финансовых институтов


10. Согласно ФЗ РФ «О финансово-промышленных группах» управление ФПГ может осуществляться:

а) управляющей компанией

б) центральной компанией

в) головным (материнским) предприятием

г) дочерней компанией
11. Транснациональные корпорации – это:

а) корпорации национальные по капиталу, но международные по характеру деятельности

б) корпорации международные по капиталу и характеру деятельности

в) корпорации, образованные по межправительственным соглашениям

г) корпорации национальные по капиталу и характеру деятельности
12. Горизонтально интегрированные группы – это:

а) объединение предприятий, технологически несвязанных между собой

б) объединения капиталов предприятий в одной отрасли или по единому технологическому циклу

в) объединение предприятий, когда продукт одной отрасли является исходным сырьем другой

г) объединение предприятий, выпускающих разную продукцию
13. В основе вертикальной интеграции лежит:

а) технологическая неделимость производственных процессов

б) распределение рисков по технологически несвязанным производствам

в) формы и характер потребления производимой продукции

г) объединение капиталов предприятий в одной отрасли
14. Какие элементы входят в структуру промышленного капитала:

а) Денежный капитал

б) Банковский капитал

в) Страховой капитал

г) Производительный капитал

д) Товарный капитал


15. Отражено ли понятие «корпорация» в российском законодательстве (если отражено, то в каком):

а) ФЗ РФ «Об акционерных обществах»

б) ФЗ РФ «О финансово-промышленных группах»

в) ГК РФ


г) не отражено
Тест 2

1. Источники экономического роста:

а) внешний рост

б) внутренний рост

в) накопления

г) инвестиции
2. Пул-метод (метод слияния пакетов акций) предполагает:

а) достижение контроля над приобретаемым предприятием и включение его в корпоративную группу в качестве дочернего предприятия путем приобретения его акций по согласованным ценам

б) приобретение отдельных или всех активов предприятия, при этом, приобретенное предприятие прекращает свое существование

в) репутация предприятия, т.е. разность между стоимостной оценкой предприятия как единого целого и суммарной стоимостью всех его активов

г) оценку капитала предприятия
3. Лицами, заинтересованными в оценке капитала корпорации являются:

а) налогоплательщики

б) инвесторы

в) Правительство

г) таможенники
4. Цель оценки капитала корпорации:

а) оценка акций для их приобретения на рынке с последующей перепродажей

б) расчет и обоснование его рыночной стоимости в соответствии с задачами формирования, расширения группы и слияния групп

в) инвестиционная привлекательность корпорации

г) оценка уровня дивидендов
5. P/E = цена акции/прибыль на 1 акцию, по данной формуле рассчитывается:

а) доход на акцию

б) ценность акции

в) рентабельность акции

г) дивидендный выход
6. Вид стоимости, определяемый при приобретении предприятия для установления контроля над ним и включения в систему корпоративной структуры, называется:

а) инвестиционная стоимость

б) рыночная стоимость

в) балансовая стоимость

г) ликвидационная стоимость
7. Какой подход наиболее приемлем для оценки корпоративной структуры как интегрированного образования:

а) затратный

б) сравнительный

в) доходный

г) снижения издержек
8. D/P=дивиденд, выплачиваемый по обыкновенным акциям/рыночная стоимость акций- по данной формуле рассчитывается:

а) доход на акцию

б) ценность акции

в) рентабельность акции

г) дивидендный доход
9. Гудвилл – это:

а) способ объединения капиталов при слиянии

б) расходы по проведению сделки, связанной с объединениями капиталов

в) репутация предприятия

г) издержки предприятия
10. Метод приобретения (покупки) предполагает:

а) достижение контроля над приобретаемым предприятием и включение его в корпоративную группу в качестве дочернего предприятия путем приобретения его акций по согласованным ценам

б) приобретение отдельных или всех активов предприятия, при этом, приобретенное предприятие прекращает свое существование

в) репутацию предприятия, т.е. разность между стоимостной оценкой предприятия как единого целого и суммарной стоимостью всех его активов

г) определение дальнейшей стратегии развития компании
11. Ядовитые пилюли – это:

а) выпуск различных прав, распределяемых между акционерами, которые вступают в силу при наступлении определенного момента (поглощения)

б) дружественная компания, объединение с которой желательно при угрозе враждебного поглощения со стороны 3-ей компании

в) вид корпоративного шантажа

г) продажа активов предприятия дружественной компании
12. Золотые парашюты – это

а) высокие выходные пособия на случай непредвиденных потерь менеджмента при слиянии (поглощении)

б) выпуск различных прав, распределяемых между акционерами, которые вступают в силу при наступлении определенного момента (поглощения)

в) дружественная компания, объединение с которой желательно при угрозе враждебного поглощения со стороны 3-ей компании

г) продажа активов предприятия дружественной компании
Тест 3

1.Управление государственными и муниципальными заказами – это:

а) управление предприятием с целью получения прибыли в соответствии со стратегическим планом развития

б) система отношений и распределений обязанностей между руководством корпоративной структуры и акционерами, которая направлена на обеспечение интересов владельцев

в) организационная модель, с помощью которой строятся отношения между корпорацией и внешней средой

г) организационная модель, с помощью которой строятся отношения между корпорацией и внутренней средой
2. Целями корпоративного управления являются:

а) организация предприятия для его последующей продажи

б) эффективное распоряжение собственностью

в) эффективная хозяйственная деятельность для получения прибыли

г) деятельность, направленная на поглощение других предприятий
3. Документ, носящий рекомендательный характер и одновременно основополагающим для организации деятельности акционерного общества:

а) Кодекс корпоративного поведения

б) Гражданский Кодекс РФ

в) ФЗ РФ «Об акционерных обществах»

г) ФЗ РФ «О ФПГ»
4.Основными проблемами корпоративного управления в России являются:

а) несоблюдение прав миноритарных акционеров

б) формирование в России аутсайдерской модели корпоративного контроля

в) низкая инвестиционная привлекательность акционерных обществ

г) непрозрачность деятельности акционерных обществ

д) трудность контроля за деятельностью менеджмента со стороны миноритарных акционеров


5. Инсайдерская форма корпоративного контроля – это:

а) осуществление корпоративного контроля собственниками через представительство в советах директоров

б) осуществление контроля над АО акционерами через внешние механизмы контроля

в) осуществление косвенного контроля над АО акционерами

г) осуществление контроля над АО со стороны государственных органов
6. Форма корпоративного контроля, которая сформировалась в России в результате массовой приватизации:

а) аутсайдерская

б) инсайдерская

в) смешанная

г) отсутствует какая-либо форма
7. Выделите основные права акционеров согласно международным стандартам:

а) регистрация права собственности

б) разработка стратегического плана развития АО

в) отчуждение или передача акций

г) руководство текущей деятельностью общества

д) получение необходимой информации (фин. отчетность и др.)


8. Основные субъекты корпоративного управления – это:

а) совет директоров

б) акционеры

в) государственные органы власти

г) менеджмент
9. Основное разногласие между менеджерами и акционерами в процессе использования акционерной собственности состоит в том, что:

а) акционеры заинтересованы в получении высоких дивидендов, а менеджеры – в прочности своего положения и определенном балансе между риском и прибылью

б) акционеры заинтересованы в прочности положения менеджмента, а менеджеры – в выплате высоких дивидендов

в) акционеры не заинтересованы в выплате дивидендов, а менеджеры наоборот – заинтересованы в их выплате

г) акционеры заинтересованы в выплате высоких дивидендов, а менеджеры всегда стремятся проводить все операции со средствами компании, которые сопряжены с высоким риском
10. Корпоративный контроль – это:

а) система отношений и распределений соответствующих обязанностей между руководством корпоративной структуры и ее акционерами

б) процесс, с помощью которого реализуется ответственность компании по отношению к правам и запросам акционеров и соучастников

в) обострение противоречий между участниками корпоративного управления

г) вид корпоративного шантажа
Тест 4

1. Экономические особенности англо-саксонской (американской) модели корпоративного управления:

а) распыленность акционерного капитала, ориентация на прибыль в краткосрочном периоде

б) высокая концентрация акционерного капитала, большая роль банков как акционеров

в) высокая концентрация акционерного капитала, высокая степень интеграции промышленности и ее тесное партнерство с банками (кейрецу)

в) высокая концентрация акционерного капитала, ориентация на прибыль в краткосрочном периоде
2. Двухуровневая структура совета директоров присуща:

а) японской модели корпоративного управления

б) континентальной (германской) модели корпоративного управления

в) американской модели корпоративного управления

г) подобной структуры не существует
3. Особенности континентальной (германской) модели корпоративного управления:

а) ориентация на долгосрочные цели, большая роль принадлежит неформальным объединениям – союзам, ассоциациям, создание кейрецу

б) ориентация на высокоприбыльные сферы, легкость «входа» и «выхода» инвесторов

в) ориентация на долгосрочные цели, большая роль банков как акционеров

г) ориентация на краткосрочные цели, акционеры стремятся получить максимум дивидендов
4. Культурно-исторические особенности японской модели корпоративного управления:

а) ориентация на партнерство и сотрудничество, высокая роль банков в деятельности корпорации

б) ориентация на личный индивидуализм, низкая степень вмешательства государства

в) ориентация на социальную сплоченность, система пожизненного найма

г) ориентация на личный индивидуализм, высокая степень вмешательства государства
5. Характерными признаками ЗАО являются:

а) свободная купля-продажа акций

б) стремление менеджмента увеличить круг акционеров

в) ограниченный круг акционеров

г) акции свободной купле-продаже не подлежат

д) стремление менеджмента ограничить круг акционеров


6. «Голосование ногами» - это:

а) скупка акций различными фондами

б) угроза ухода акционеров с помощью продажи акций ввиду их недовольства действиями менеджмента

в) вид корпоративного шантажа

г) массовая скупка акций на фондовом рынке
7. Методы осуществления контроля со стороны акционеров в американских корпорациях:

а) через рынки капиталов, независимых директоров, в рамках слияний и банкротств

б) через представительство в советах директоров

в) данные методы отсутствуют

г) акционеры сами выбирают метод осуществления контроля
8. Кейрецу – это:

а) американские корпорации

б) конгломераты японских компаний

в) совет директоров в континентальной модели корпоративного управления

г) российская корпорация
9. Совет директоров в японской модели корпоративного управления состоит:

а) полностью из независимых директоров

б) в основном из топ-менеджмента компании, присутствие независимых директоров ограничено

в) из двух уровней

г) из государственных служащих
10. Верхний уровень совета директоров в континентальной модели корпоративного управления называется:

а) исполнительный совет

б) наблюдательный совет

в) кейрецу

г) не имеет названия
Тест 5

1. Уязвимость корпораций перед корпоративным захватчиком проявляется в следующих случаях:

а) низкие издержки производства

б) плохо структурированный акционерный капитал

в) плохо прописанные внутренние документы

г) хорошо структурированный акционерный капитал
2. Внешние факторы уязвимости корпорации перед компанией-захватчиком:

а) небольшой размер собственного капитала

б) формирование крупной вертикально интегрированной структуры

в) отсутствие стратегии структурированного акционерного капитала

г) наличие пакета акций у региональных и местных властей
3. Финансовые способы противодействия враждебному поглощению:

а) использование поддержки местных властей

б) использование поддержки судебных органов

в) скупка собственных акций через аффилированные структуры

г) продажа крупного пакета своих акций дружественному акционеру
4. Борьба за доверенности в России осуществляется следующими способами:

а) скупка акций корпораций за счет собственных средств с последующей их продажей менеджменту и «своим» сотрудникам

б) передача акций членов трудового коллектива в управление некоммерческому партнерству или ЗАО

в) материальные и административные санкции по отношению к работникам-акционерам, голосующих против решений топ-менеджмента

г) распыление капитала корпорации между множеством миноритарных акционеров
5. Внутренние механизмы корпоративного управления:

а) совет директоров

б) механизм контроля финансового рынка

в) корпоративное законодательство

г) кодексы корпоративного поведения
6. Основной механизм, который используют корпоративные захватчики в англосаксонской модели корпоративного управления:

а) борьба за доверенности

б) участие в заседаниях совета директоров

в) контроль через покупку акций кампаний на фондовом рынке

г) банкротство компаний
7. Корпоративные шантажисты – это:

а) те, кто собирают компромат на руководителей или акционеров компании с целью получение прибыли

б) это конкуренты, которые используют компрометирующие материалы в органах государственной власти при лоббировании своих интересов

в) акционеры, завладевшие пакетом акций компании, который позволяет препятствовать принятию важных решений компании

г) миноритарные акционеры, отстаивающие свои права и справедливое отношение к собственности
8. Критериями, лежащими в основе оценки инвестиционной привлекательности корпорации являются:

а) структура акционерной собственности

б) отношения с финансово заинтересованными лицами

в) финансовая прозрачность и открытость информации

г) состав и практика работы совета директоров

д) отношения с органами государственной власти


9. Контрольный пакет согласно российскому корпоративному законодательству составляет:

а) 10% + 1 акция

б) 15% + 1 акция

в) 25 % + 1 акция

г) 50% + 1 акция
10. Решение о дополнительном выпуске акций согласно ФЗ РФ «Об акционерных обществах» - это компетенция:

а) совета директоров (наблюдательного совета)

б) общего собрания акционеров

в) высшего исполнительного руководства

г) местных органов самоуправления
11. Число акционеров ЗАО не должно превышать:

а) 100


б) 50

в) 200


г) не ограничено
12. Минимальный уставной капитал ОАО должен составлять не менее:

а) стократной суммы минимального размера оплаты труда

б) десятикратной суммы минимального размера оплаты труда

в) тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда

г) не регламентируется законодательством
13. Общее собрание акционеров согласно ФЗ РФ «Об акционерных обществах»:

а) осуществляет общее (стратегическое) руководство деятельностью общества

б) осуществляет руководство текущей деятельностью общества

в) является высшим органом управления общества

г) не допускается к управлению АО
14. Акционеры – владельцы привилегированных акций:

а) имеют право голоса на общем собрании акционеров

б) не имеют права голоса на общем собрании акционеров

в) не имеют права получать дивиденды

г) не имеют права получать информацию о финансовой деятельности АО
15. Внесение записи в реестр акционеров общества осуществляется по требованию:

а) только учредителей общества

б) только совета директоров общества

в) акционера или номинального держателя акции

г) только менеджмента общества
16. Участие акционера на общем собрании акционеров через своего представителя:

а) допускается

б) не допускается

в) допускается с разрешения учредителей АО

г) допускается с разрешения совета директоров АО
Тест 6

1. Совет директоров осуществляет:

а) общее (стратегическое) руководство деятельностью АО

б) является высшим органом управления АО

в) осуществляет руководство текущей деятельностью АО

г) эмиссию акции АО
2. К компетенции совета директоров относят:

а) определение приоритетных направлений деятельности АО

б) подбор дирекции (правления) и осуществление контроля за их деятельностью

в) определение количественного состава совета директоров общества, избрание его членов

г) принятия решения о реорганизации АО
3. Члены совета директоров избираются:

а) менеджментом АО

б) председателем совета директоров

в) общим собранием акционеров

г) учредителями АО
4. Независимый директор – это:

а) член совета директоров, который свободен от управленческих функций и у которого нет аффилированных лиц в данном АО

б) член совета директоров, который отстаивает права миноритарных акционеров

в) независимый аудитор

г) представитель государства
5. Заседание совета директоров АО созывается:

а) председателем совета директоров

б) по требованию ревизионной комиссии или аудитора АО

в) общим собранием акционеров

г) по требованию коллегиального исполнительного органа (менеджмента)
6. Выборы членов совета директоров АО с числом акционеров –владельцев голосующих акций общества более одной тысячи осуществляется:

а) общим собранием акционеров

б) голосованием по схеме 1 акция=1 голос

в) кумулятивным голосованием

г) менеджментом компании
7. Для ОАО с числом акционеров – владельцев голосующих акций общества более 10 000 (десяти тысяч) количественный состав совета директоров не может быть менее:

а) 7


б) 9

в) 5


г) 3
8. Председатель совета директоров общества избирается:

а) членами совета директоров

б) общим собранием акционеров

в) менеджментом общества

г) учредителями компании
9. Члены коллегиального исполнительного органа общества согласно ФЗ РФ «Об акционерных обществах» не могут составлять в совете директоров более:

а) половины состава совета директоров

б) одной четвертой состава совета директоров

в) 3 человек

г) не могут входить в состав совета директоров
10. Может ли представитель государства быть независимым директором:

а) может


б) не может

в) может, если государству в данном обществе принадлежит 100% акций

г) может, если государству в данном обществе принадлежит более 50% пакета акций
11. Лицо, входящее в состав совета директоров может переизбираться:

а) 1 раз


б) 3 раза

в) 5 раз


г) неограниченное число раз
Тест 7

1. Единоличный исполнительный орган в акционерном обществе –это:

а) директор, генеральный директор

б) председатель совета директоров

в) общее собрание акционеров

г) член совета директоров
2. Коллегиальный исполнительный орган в акционерном обществе –это:

а) правление, дирекция

б) совет директоров

в) общее собрание акционеров


3. К компетенции исполнительного органа акционерного общества относится:

а) решение о дополнительном размещении акций

б) внесение изменений и дополнений в устав общества

в) увеличение уставного капитала общества путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций

г) решение всех вопросов руководства текущей деятельностью общества
4. Вариант одновременного исполнения функций генерального директора и председателя совета директоров согласно ФЗ РФ «Об акционерных обществах»:

а) допустим

б) не допустим

в) допустим в случае, когда председатель совета директоров является держателем контрольного пакета акций

г) допустим в случае, когда председатель совета директоров является учредителем общества
5. Факторы, определяющие поведение менеджеров (высшего исполнительного руководства) в акционерном обществе:

а) масштабы бизнеса компании

б) собственный статус

в) структура акционерного капитала

г) представление о перспективах своей работы

д) забота о миноритарных акционерах


6. Кворум для проведения заседания коллегиального исполнительного органа общества должен составлять не менее:

а) 3/4 избранных членов правления, дирекции

б) половины числа избранных членов правления, дирекции

в) ¼ избранных членов правления, дирекции

г) не регламентируется
7. Вид голосования на заседаниях исполнительного органа общества:

а) кумулятивное голосование

б) обычное голосование (1 член правления имеет 1 голос)

в) голосование по доверенности

г) «голосование ногами»
8. Орган, принимающий решение о передачи полномочия единоличного исполнительного органа коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему):

а) общее собрание акционеров

б) коллегиальный исполнительный орган общества

в) совет директоров

г) председатель совета директоров
9. Срок, на который избираются члены коллегиального исполнительного органа акционерного общества, составляет:

а) не более пяти лет

б) не ограничен

в) не менее одного года

г) не более трех лет
10. Исполнительный орган общества организует выполнение решений:

а) учредителей общества

б) общего собрания акционеров и совета директоров общества

в) органов государственной власти

г) председателя совета директоров
11. Передача права голоса членом коллегиального исполнительного органа общества иному лицу, в т.ч. другому члену коллегиального исполнительного органа общества:

а) допускается

б) не допускается

в) допускается, если член коллегиального исполнительного органа является членом совета директоров

г) допускается, если член коллегиального исполнительного органа переизбирался в течение последних трех лет
Тест 8

1. «Золотая акция» – это:

а) акция, имя держателя которой регистрируется в реестре и указывается в сертификате акции

б) акция, по которой дивиденды в случае их невыплаты накапливаются и выплачиваются в более поздний период

в) акция, выпускаемая в процессе акционирования предприятия и дающая право ее держателю наложить вето при решении ряда вопросов на общем собрании акционеров (крупные сделки и т.д.), дивиденды но ней не выплачиваются


2. Согласно ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие – это:

а) коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на акции

б) коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником

в) общество, уставной капитал которого разделен на определенные доли

г) некоммерческое партнерство
3. Виды унитарных предприятий:

а) ООО


б) предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения

в) казенное предприятие


4. Создание унитарным предприятием в своей структуре дочернего предприятия:

а) допускается

б) не допускается

в) данное положение не регламентируется законодательством

г) допускается, если данное это казенное предприятие
5. Государство управляет своими акциями через:

а) фондовую биржу

б) институт своих представителей

в) институт доверительных управляющих


6. Законодательный акт, регламентирующий деятельность холдингов носит название:

а) Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества

б) ФЗ РФ «О холдингах»

в) ФЗ РФ «Об акционерных обществах»

г) ФЗ РФ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»
7. В качестве доверительного управляющего может выступать:

а) индивидуальный предприниматель

б) унитарное предприятие

в) коммерческая организация

г) казенное предприятие
8. Начало «ваучерного» этапа приватизации приходится на:

а) начало 1990-х гг.

б) июль 1994 г.

в) 1997 г.

г) 2000 г.
9. Акционирование ГУПа (МУПа):

а) допускается

б) не допускается

в) допускается только в форме ЗАО

г) допускается только в форме ОАО
10. Характеристика первого («ваучерного») этапа приватизации:

а) приватизация носила массовый характер, большинство предприятий было приватизировано, образовалась инфраструктура фондового рынка

б) продажа предприятий с помощью денежных аукционов, инвестиционных конкурсов, закрытой подписки

в) приватизация по индивидуальным проектам

г) приватизация с акцентом на эффективное управление государственной

собственностью


Тест 9

1. Элементы внешней среды – это:

а) организационная структура компании

б) высшее исполнительное руководство

в) макроэкономическое состояние

г) трудовая дисциплина
2. Факторы прямого воздействия внешней среды на корпорацию:

а) глобализация

б) макроэкономическое состояние

в) нормативно-правовая база

г) государственное регулирование

д) потребители


3. Антимонопольное законодательство – это:

а) меры, направленные против чрезмерной концентрации рынка

б) государственное владение собственностью

в) налоговые льготы или субсидии, побуждающие внедрять новые технологии

г) таможенные пошлины
4. Теории, лежащие в основе правительственного вмешательства в деятельность корпораций:

а) теория агентских издержек

б) теория захвата

в) теория распределения выгоды и ущерба

г) экономическая теория

5. Цивилизованная форма реализации интересов крупного капитала во властных структурах – это:

а) подкуп должностных лиц

б) коррупция

в) лоббизм

г) создание картелей
6.Корпоративная социальная ответственность тождественна с понятием:

а) Корпоративная ответственность

б) Благотворительность

в) Социальные инвестиции

г) Социальные гарантии
7. Социальная ответственность бизнеса – концепция, согласно которой бизнес, помимо соблюдения законов и производства качественного продукта или услуги, добровольно берет на себя обязательства перед обществом в:

а) достижении максимальной прибыли

б) расширении рабочих мест

в) благотворительности

г) совершенствовании техники и внедрение новых технологий
8. Инвесторы, которые проверяют объекты инвестиций на социальное и экологическое соответствие – это:

а) внешние инвесторы

б) внутренние инвесторы

в) этические инвесторы

г) зарубежные инвесторы
9. Социальная ответственность означает принятие бизнесомобязательств:

а) закрепленных законодательно

б) сверх установленных законодательством норм

в) согласно Кодексу корпоративного поведения

г) в отношении благотворительности
10. Преимущества реализации социальной ответственности компании:

а) укрепление репутации компании

б) повышение рисков компании

в) повышение инвестиционной привлекательности бизнеса

г) повышение лояльности сотрудников

лого

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)


филиал двфу в г. спасске-дальнем

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

по дисциплине
«Управление государственными и муниципальными заказами»

Специальность подготовки 080507.65 «Менеджмент организации»

г. Спасск-Дальний

2012
Успешное освоение курса связано с полным освоением всех тем. Это возможно при условии выполнении студентом самостоятельной работы. Специалисты, способные к компетентной, ответственной и эффективной деятельности по своей специальности должны проявлять самостоятельность при определении целей, задач и последовательности действий в той или иной области, а это невозможна без приобретения опыта самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов включает как индивидуальную, так и групповую учебную деятельность, осуществляемую на аудиторных и внеаудиторных занятиях по заданиям преподавателя, без непосредственного его участия. Цель самостоятельной работы студентов – овладение навыками самостоятельной познавательной деятельности, становление профессиональных компетенций. В ходе самостоятельной работы у студентов формируются навыки самостоятельной учебной, научно-исследовательской и практической работы. Учащиеся овладевают навыками анализа и синтеза информации, содержащейся научной литературе. Кроме того, они получают навыки аннотирования и реферирования статей и монографий.

Преподаватель определяет содержание и объем теоретической учебной информации и практические задания по каждой теме, которые выносятся на самостоятельную работу. Он предлагает темы и разделы, вынесенные на самостоятельное изучение. А также определяет формы самостоятельной работы студентов в соответствии с новыми технологиями обучения. Формы контроля самостоятельной работы: оценка сообщений и докладов на семинарских занятиях, участие в дискуссиях и обсуждениях, выполнение контрольной работы.



Тематика рефератов

1. Особенности организации государственных закупок в дореволюционной России.

2. Мировой опыт организации государственных закупок.

3. Место и роль государственных закупок в переходной экономике.

4. Организация государственных закупок в России.

5. Роль конкурсной системы госзакупок в борьбе с коррупцией.

6. Теория и практика государственных закупок в Ростовской области.

7. Государственные закупки как способ поддержки малого предпринимательства.

10. Особенности закупки лекарственных средств и медтехники.

11. Формирование рынка профессиональных знаний в области конкурсного прокьюрмента.

12. Особенности закупки строительных работ для государственных нужд.

13. Особенности закупки услуг для государственных нужд.

14. Особенности закупки компьютерных систем для государственных нужд.

15. Построение системы государственных закупок в США.

16. Централизованные и децентрализованные закупки для государственных нужд.

17. Эффективные способы распределения бюджетных средств.

18. Построение системы государственных закупок в Германии.

19. Построение системы государственных закупок в Великобритании.

20. Антимонопольное регулирование государственных закупок.

21. Развитие электронных торгов в России.



22. Госзакупки в Интернете.

23. Роль СМИ при организации государственных закупок.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница