Учебные пособия социальное партнерство в сфере образования




страница1/5
Дата05.05.2016
Размер1.01 Mb.
  1   2   3   4   5

Профсоюз работников народного образования и науки
Российской Федерации










Серия:

Учебные пособия












СОЦИАЛЬНОЕ

ПАРТНЕРСТВО

В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Учебное пособие















Москва 2006


Под редакцией заместителя Председателя Профсоюза Куприяновой Т.В.

и секретаря ЦК Профсоюза В.П.Юдина


Авдеенко М.В., Алешина Т.М., Понкратова В.Н. Социальное партнерство в сфере образования. Учебное пособие. Москва, Издательство МГОУ, 2006. 60с.

В пособии раскрываются правовые и организационные основы социального партнерства в сфере образования, в т.ч. в образовательных учреждениях. Показана роль профсоюзной организации, ее выборных профсоюзных органов в ходе подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров в образовательном учреждении в соответствии с Уставом Профсоюза и законодательством РФ.

Особое внимание уделяется практике социального партнерства, обобщению опыта работы профсоюзных организаций.

Учебное пособие призвано помочь профсоюзным комитетам образовательных учреждений в работе по развитию социального партнерства.



СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие…………………………………………….

4

1. Роль социального диалога в практике профсоюзной работы…………………………………………………………..

5


2. Практика договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования.

9


3. ПРИЛОЖЕНИЯ:




3.1. Примерная структура коллективного договора образовательного учреждения………………

21


3.2. Примерное положение об оплате труда работников образовательного учреждения…………………………………………………….

42


3.3. Перечень учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогический стаж работников образования……………….……………………………….......

50


3.4. Порядок зачета в педагогический стаж времени работы в отдельных учреждениях (организациях), а также времени обучения в учреждениях высшего и среднего профессионального образования и службы в вооруженных силах…………………………………………………………..

54

3.5. Примерное положение о режиме рабочего времени и времени отдыха работников образования............................................…….………………..

58


3.6. СХЕМЫ:

- Почему надо заключать коллективный договор…….

- Состояние социального партнерства в образовании…..………………………………………………

- Система социального партнерства в сфере российской образования………………………………………

-Система социального партнерства на муниципальном уровне…………………………………………………………..

- Система социального партнерства на федеральном уровне…………………………………………………………

- Система социального партнерства на уровне образовательного учреждения……………………………….

66
67


68
69
70
71



ПРЕДИСЛОВИЕ
Развитие системы социального партнерства в сфере образования является одним из важнейших направлений деятельности Профсоюза.

За последнее время существенно возрос потенциал социального партнерства в отрасли как фактор, стабильно влияющий на повышение уровня защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровнях.

По сравнению с 2000 годом возросло количество региональных соглашений, действующих в субъектах РФ, с 76 % до 86%. Территориальные соглашения действуют в 2106 муниципальных образованиях, что составляет 89 % от общего количества территориальных организаций Профсоюза, коллективные договоры заключены в 88% образовательных учреждений, в которых имеются профсоюзные организации, тогда как в 2000г. - в 72 % образовательных учреждений были заключены колдоговора.

Сегодня 90% школ имеют профсоюзные организации, в 90% из них заключены коллективные договоры.

Все педвузы имеют профсоюзные организации, в 95% из них заключены коллективные договоры.

В целом же 76% учреждений ВПО имеют профсоюзные организации, в 89 % из них заключены коллективные договоры.

48% учреждений СПО имеют профсоюзные организации, в 81% из них заключены коллективные договоры.

26% учреждений НПО имеют профсоюзные организации, в 75 % из них заключены коллективные договоры.

Благодаря развитию социального диалога в большинстве субъектов РФ удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений путем установления различного вида доплат и надбавок, в том числе молодым учителям и по результатам аттестации педагогических работников.

С помощью соглашений и коллективных договоров на территориальном и локальном уровнях решаются вопросы лечения и оздоровления работников, обеспечения занятости работников образования, , контроля за перепрофилированием высвобождаемых зданий и сооружений образовательных учреждений, за процессом высвобождения работников (в том числе массового высвобождения) при взаимодействии с центрами занятости населения, создания условий переподготовки и переквалификации педагогических кадров, высвобождающихся в порядке сокращения, по оказанию помощи в их трудоустройстве и др.

Существенной проблемой в развитии социального партнерства является нерешенность в полной мере вопроса о полномочности органов управления образованием, включая Министерство образования и науки РФ, заключать соглашения на федеральном, региональном и территориальном уровнях социального партнерства.

Профсоюз для решения названной проблемы подготовил и направил в государственную думу РФ свои предложения по внесению соответствующих изменений и дополнений в Трудовой кодекс РФ для законодательного закрепления нормы об обязательном участии в социальном партнерстве в интересах образовательных учреждений соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. Предполагается рассмотрение указанных поправок в весеннюю сессию.

На наш взгляд, медленно решается вопрос по созданию полномочных объединений работодателей в отрасли, тогда как, например, российские союзы ректоров и директоров ссузов уже сегодня могли бы ответственно влиять на социально-экономическую политику в отрасли, являясь полноправными членами РТК как представители всероссийских объединений работодателей в отрасли.

Требуется совершенствование структуры, функционирования и управления системой социального партнерства в отрасли с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в том числе в связи с передачей на региональный уровень учреждений начального и среднего профессионального образования.

Заместитель Председателя Профсоюза,

Сопредседатель Отраслевой комиссии

Т.В.КУПРИЯНОВА

1. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ДИАЛОГА В ПРАКТИКЕ ПРОФСОЮЗНОЙ РАБОТЫ

Одним из основных направлений деятельности Профсоюза на современном этапе является развитие социального диалога для разрешения социально-трудовых отношений как элемента демократического, социального государства.

В странах Западной Европы элементы социального партнерства стали неотъемлемой частью регулирования трудовых отношений в результате длительной эволюции. На смену конфронтации труда и капитала постепенно пришло соревнование, а затем и социальный диалог сторон. Этот диалог стал необходимым компонентом социального мира и экономического процветания. Важно, что необходимость постоянного и плодотворного диалога признается не только на уровне государств, но и на уровне организаций.

В России же социальное партнерство стало формироваться сверху как один из элементов социально-экономической модернизации, повторяющий западный опыт становления рыночной экономики, но без учета специфики страны, ее особенностей, а также современных мировых тенденций. Структура социального партнерства в России начала складываться до формирования объединений самих социальных партнеров.

Нынешняя правовая база закрепляет структуру социального партнерства. Если не углубляться в детали, то она подразумевает непременное достижение согласия между партнерами в лице государства, работодателя и профсоюза, а то, чего не сумели добиться стороны, выносится в протоколы разногласий (например, действующее Генеральное соглашение, где все вопросы бюджетной сферы вынесены в протокол разногласий).

Однако уже длительное время профсоюзы Европы используют несколько иной подход: не социальное партнерство, а социальный диалог, т.е. систему, целью которой является достижение соглашения на основе баланса сил. Под социальным диалогом подразумевается наличие и использование этих сил безо всяких политических примесей. Алгоритм этого диалога простой: поговорили, не смогли договориться, побастовали, снова начали переговоры.

Поэтому при всей важности изучения зарубежного опыта становления социального партнерства его реализация будет эффективной только при условии учета особенностей России и специфики ее вхождения в цивилизованные рыночные отношения.

Реальное развитие системы партнерских отношений в сфере образования началось только в 90-х годах ХХ века практически с нуля, поскольку в советское время считалось нецелесообразным распространение коллективных договоров и соглашений на бюджетную сферу.

Более того, становление системы социального партнерства в отрасли проходило в сложных социально-экономических условиях: спада производства, массовой безработицы, роста цен, отсутствия целенаправленной кадровой политики в отрасли, явно заниженной оценки труда учителей, преподавателей по сравнению с другими секторами экономики, старения педагогических и преподавательских кадров, невостребованности выпускников образовательных учреждений, попыток приватизации вузов, необходимости реализовывать на практике бесконечные программы реформирования образования, многочисленных нарушений трудовых прав работников, связанных с задержками выплаты заработной платы и др.

В таких условиях отраслевой Профсоюз, начиная с 1991 года, свои основные уставные цели и задачи деятельности по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования и студентов стал реализовывать, в первую очередь, через механизмы социального партнерства.

Сегодня можно констатировать, что в отрасли сложилась система по заключению соглашений и коллективных договоров на федеральном (Отраслевое тарифное соглашение), региональном, территориальном и локальном уровнях (коллективные договоры в образовательных учреждениях всех типов и видов), которая получает все большее развитие.

Начиная с 1997 года, в ЦК Профсоюза совместно с отраслевым министерством зарегистрировано 211 региональных соглашений, в т.ч. В текущем году действуют 75 зарегистрированных региональных соглашения (96,0 %).

Расширяется практика заключения территориальных соглашений на муниципальном уровне (89%), а в 26 субъектах РФ соглашения такого уровня заключены во всех муниципальных образованиях. В 2005 году, в среднем, в 88% образовательных учреждениях действуют коллективные договоры.

В рамках реализации региональных, территориальных соглашений и коллективных договоров в последние годы удалось в определенной степени повысить заработную плату, в основном за счет формирования надтарифного фонда, в том числе за счет внебюджетных средств, что привело к некоторой стабилизации работы образовательных учреждений; в 2001-2005 годах более чем в 50 субъектах РФ удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников образовательных учреждений путем установления различного вида доплат и надбавок, в том числе и молодым учителям.

За последние годы были рассмотрены вопросы социального партнерства на Пленуме ЦК Профсоюза, Всероссийском совещании председателей территориальных комитетов Профсоюза и руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации, Президиуме ЦК Профсоюза.

Пристальное внимание ЦК Профсоюза к проблеме развития социального партнерства в отрасли обусловлено следующим.

Во-первых, в Трудовом кодексе РФ, вступившем в силу 1 февраля 2002 года, законодателем серьезно повышена роль социального партнерства. Впервые появился целый раздел, полностью посвященный социальному партнерству, впервые в кодексе дается определение социального партнерства как системы, включающей в себя все виды взаимодействия между работниками (их представителями), работодателями (их представителями) и органами государственной власти или органами местного самоуправления, в том числе и неформальные, не носящие правового характера.

Целью социального партнерства признается согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников на федеральном, региональном, территориальном и локальном уровнях.

Более чем в ста статьях Трудового кодекса РФ идет ссылка на коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в учреждении.

Во-вторых, со стороны федеральных органов власти усиливается тенденция передачи полномочий по обеспечению социально-трудовых гарантий и предоставлению льгот с федерального уровня на региональный и даже муниципальный (в установлении уровней ставок и окладов, надбавок работникам образования, в предоставлении коммунальных льгот педагогическим работникам в сельской местности, в определении порядка проведения аттестации педагогических кадров и др.).

В таких условиях представляется необходимым активизировать работу территориальных организаций Профсоюза по колдоговорному регулированию, чтобы подготовить профсоюзный актив профессионально и грамотно отстаивать социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования на региональном, территориальном и локальном уровнях.

Следует отметить, что современное состояние договорного регулирования трудовых отношений в отрасли характеризуется еще во многом декларативностью и недостаточной содержательностью соглашений и колдоговоров, их необязательностью и отсутствием необходимых санкций за их несоблюдение.

Это происходит по причине того, что зачастую федеральные и региональные органы государственной власти уходят от ответственности за реализацию конституционных гарантий прав граждан в сфере образования, за обеспечение стабильного финансирования школ и принятых на себя обязательств в рамках соглашений и колдоговоров.

В таких условиях Профсоюзу многократно приходилось использовать такие крайние формы борьбы за социально-трудовые права и профессиональные интересы работников образования как всероссийские акции протеста, митинги, пикеты и забастовки.

Кроме того, сдерживающими факторами развития процесса социального партнерства в сфере образования являются также:

- медленное становление представительных органов работодателей в отрасли (так, принятый в 2002 году Федеральный закон «Об объединениях работодателей» не закрепляет специфику статуса работодателя в бюджетной сфере, несмотря на то что ЦК Профсоюза неоднократно давал свои замечания и предложения по закреплению этой специфики в законе);

- нерешенные в полной мере проблемы восстановления ответственности государства в сфере образования, разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в обеспечении стабильного финансирования учреждений отрасли;

- крайне низкая финансовая обеспеченность положений коллективных договоров и соглашений всех уровней;

- отсутствие системного подхода к формированию кадровой политики в отрасли;

- неразвитость рынка педагогического труда, отсутствие взаимосвязи между планированием профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров и требованиями рынка труда

- недостаточный уровень информационного обмена и координации работы по вопросам социального партнерства между Министерством образования и науки РФ и ЦК Профсоюза, между органами управления образованием и территориальными профсоюзными органами в субъектах РФ и др.

Все эти проблемы развития социального партнерства в отрасли в современных условиях требуют принципиально нового отношения социальных партнеров к заключению коллективных договоров и соглашений, их структуре и содержанию, правовому статусу и ответственности сторон за выполнение принимаемых обязательств, поскольку в соответствии с принятым Трудовым кодексом РФ государство берет на себя лишь минимум обязательств по установлению прав и социальных гарантий для работников, передавая решение важнейших социально-трудовых вопросов непосредственно сторонам трудовых отношений - работодателю и работникам.

На наш взгляд, властным и общественным структурам, прежде всего Минобрнауки России, органам управления образованием субъектов РФ и органам местного самоуправления, нашим профсоюзным организациям следует занять более активную позицию в отношении развития социального партнерства.

Немаловажными факторами в успешном развитии социального партнерства является повышение уровня информированности районных (городских), первичных профсоюзных организаций и рядовых членов Профсоюза об уставной деятельности центральных органов Профсоюза, используемых методах и результатах их работы.

В современных условиях развития российского образования социальный диалог может и должен стать средством обновления качества образования, включая вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации работников образования.
2. ПРАКТИКА ДОГОВОРНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Программой развития деятельности Профсоюза на период 2005-2010 годы, утвержденной постановлением V Съезда Профсоюза от 5 апреля 2005 г., в рамках реализации профсоюзной стратегии по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников образования определены следующие основные направления деятельности по развитию и совершенствованию системы социального партнерства:

совершенствование структуры социального партнерства в отрасли, в том числе:

- урегулирование проблемы наличия в бюджетной сфере полномочной стороны работодателя путем законодательного закрепления нормы об обязательном участии в социальном партнерстве в интересах образовательных учреждений соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления;

- совершенствование структуры, функционирования и управления системой социального партнерства в отрасли с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

- повышение эффективности социального партнерства в целях усиления защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли, в том числе профессионального роста и повышения оплаты труда работников образования;

- разработка и заключение соглашений и коллективных договоров, ориентированных на достижение конкретных результатов по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли;

- формирование социального диалога в отрасли на основе участия сторон в реализации Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, а также приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации.

Поставленные Съездом Профсоюза задачи в сфере развития социального партнерства применительно к текущему периоду могут быть конкретизированы по следующим основным мерам, осуществляемым ЦК Профсоюза и территориальными организациями Профсоюза.
2.1. Урегулирование проблемы наличия в бюджетной сфере полномочной стороны работодателя путем законодательного закрепления нормы об обязательном участии в социальном партнерстве в интересах образовательных учреждений соответствующих государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

В связи с реформированием федеральных органов исполнительной власти, а также реформой федеративных отношений и местного самоуправления для бюджетной сферы возникли препятствия правового характера по участию в реализации принципов и форм социального партнерства, прежде всего по проведению коллективных переговоров и заключению соглашений на федеральном (отраслевом), региональном и территориальном уровнях.

Эти препятствия заключаются в том, что юридически отсутствует полномочная сторона работодателя в лице его представителя, способная ответственно принимать на себя обязательства в сфере социального партнерства.

Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» практически не применяется в бюджетной сфере, поскольку, во-первых, объединения работодателей – государственных и муниципальных учреждений – вообще не создаются (по целому ряду причин), и, во-вторых, реальными распорядителями кредитов в бюджетных отраслях являются соответствующие государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления.

Учитывая сложившуюся ситуацию, ЦК Профсоюза в октябре 2004 года подготовил и внес через ФНПР в Государственную Думу поправки к Трудовому кодексу РФ по уточнению и законодательному закреплению правового положения государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления как работодателей и представителей работодателей в бюджетной сфере при реализации социального партнерства.

Кроме того, указанные поправки направлены на встраивание правовых норм, касающихся соглашений как правовых актов социального партнерства, в систематизированное построение правового регулирования социального партнерства, а также на закрепление особенностей по соглашениям в бюджетной сфере (по вопросам о содержании соглашений и сфере их действия) с учетом изменений в правовом регулировании в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.

Однако, до внесения соответствующих изменений в Трудовой кодекс РФ в целях закрепления правового положения федеральных органов исполнительной власти как работодателей и представителей работодателей в бюджетной сфере при реализации социального партнерства Правительством Российской Федерации принято постановление от 10 августа 2005 года № 500 «О наделении федеральных органов исполнительной власти правом представления работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне».

Указанным постановлением Правительство Российской Федерации установило, что федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей – подведомственные указанным органам организации при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне.

По нашему мнению, принятое постановление фактически лишает федеральные министерства бюджетной сферы, в том числе и Минобрнауки России, права заключать отраслевые соглашения на федеральном уровне, поскольку в ведении министерств практически нет организаций, осуществляющих образовательную деятельность, возлагая обязанность заключать отраслевые соглашения на федеральные агентства.

Однако федеральные агентства по своему статусу не могут определять государственную политику и осуществлять нормативно-правовое регулирование в отрасли, а являются лишь органами, реализующими государственную политику соответствующей отрасли и управляющими имуществом подведомственным им организаций.

Указанным постановлением резко ограничивается круг учреждений, которые могут подпадать под действие отраслевого соглашения на федеральном уровне, к которым относятся только учреждения федерального подчинения.

Кроме того, установленное Правительством РФ правовое положение федеральных органов исполнительной власти при реализации социального партнерства на федеральном уровне, на наш взгляд, не согласуется с понятием отраслевого соглашения, закрепленного в ст. 45 Трудового кодекса РФ, как правого акта, определяющего общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли безотносительно к уровню их подведомственности.

Исходя из смысла определения отраслевого соглашения, данного в Трудовом Кодексе РФ, отраслевое соглашение призвано не только фиксировать действующие положения трудового законодательства, но и определять общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли, установление которых в бюджетной сфере невозможно без принятия соответствующих нормативных правовых актов, в том числе ведомственных, что отнесено исключительно к компетенции соответствующих федеральных министерств, а не федеральных агентств и служб.

Поэтому в ближайшей перспективе потребует особой проработки вопрос о правовом статусе, сфере действия и соотношении отраслевых соглашений федерального, регионального и территориального уровня в бюджетных отраслях.


2.2. Совершенствование структуры, функционирования и управления системой социального партнерства в отрасли с учетом разграничения компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере образования

В 2005 году ЦК Профсоюза проводилась работа по возобновлению эффективного социального диалога на основе социального партнерства на федеральном уровне, который был фактически прерван из-за того, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314 « О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Минобразование России было упразднено, а его функции по принятию нормативных правовых актов были переданы Минобрнауки России, по контролю и надзору в сфере образования – Рособрнадзору, провоприменительные функции, функции по оказанию государтсвенных услуг и управлению имуществом – Рособразованию.

Учитывая важность сохранения достигнутого уровня социального диалога в отрасли, дальнейшего развития и укрепления социального партнерства в сфере образования, ЦК Профсоюза обратился во вновь созданное Министерство образования и науки РФ с предложением подтвердить совместным решением Министерства и Профсоюза действие Отраслевого соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004 – 2006 годы, подготовить и утвердить скорректированную редакцию плана мероприятий на 2005 год по выполнению этого Отраслевого соглашения.

В результате Министерством образования и науки РФ была создана совместная рабочая группа, итогом работы которой стал протокол о намерениях по реализации Отраслевого соглашения по учреждениям Министерства образования Российской Федерации на 2004-2006 годы, подписанный сторонами 11 мая 2005 года № АФ-3/02пр/56.

В соответствии с указанным протоколом о намерениях Минобрнауки России приняло на себя обязательства бывшего Министерства образования РФ по выполнению Отраслевого соглашения на 2004-2006 годы с учетом изменений структуры и полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Кроме того, в протоколе Минобрнауки России и Профсоюз взяли на себя обязательства создать Отраслевую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которой поручили подготовить и внести на утверждение Сторон проект плана мероприятий на 2005 год по выполнению Отраслевого соглашения на 2004-2006 годы и начать разработку проекта нового отраслевого соглашения на 2006-2008 годы.

9 июня 2005 года состоялось заседание Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, созданной приказом Минобрнауки России от 18 мая 2005 года. На заседании Отраслевой комиссией был одобрен проект плана мероприятий на 2005 год по выполнению Отраслевого соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004-2006 годы, приняты решения об организации работы по подготовке проекта отраслевого соглашения на 2006-2008 годы с указанием конкретных этапов работы, а также образована рабочая группа по подготовке проекта нового отраслевого соглашения.
2.3. Повышение эффективности социального партнерства в целях усиления защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли, в том числе профессионального роста и повышения оплаты труда работников образования

Повышение эффективности социального партнерства на федеральном уровне во многом связано с ходом реализации Отраслевого соглашения. Как показал анализ, социальный диалог на федеральном уровне в настоящее время характеризуется нестабильностью и противоречивостью прежде всего из-за нерешенности вопроса законодательного закрепления в бюджетной сфере полномочного и ответственного представителя работодателя, а также проводимой административной реформы федеральных органов исполнительной власти.

Вместе с тем, несмотря на существующие трудности объективного характера, необходимо отметить, что реализация Отраслевого соглашения по учреждениям системы Министерства образования Российской Федерации на 2004 – 2006 годы в 2005 году продолжается. Министерство образования и науки РФ и Общероссийский Профсоюз образования подготовили и утвердили План мероприятий по выполнению Отраслевого соглашения, который предусматривает комплекс мер по следующим основным направлениям:

- продолжение совместной регистрации и анализа региональных соглашений и коллективных договоров вузов, в том числе через автоматизированный анализ Отраслевой лаборатории на базе Рязанской государственной радиотехнической академии;

- подготовка сторонами рекомендаций субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по уточнению методики формирования субвенций местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации на финансирование расходов для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе дополнительного образования, в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения и др.;

- разработка сторонами рекомендаций субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по модели расчета нормативов бюджетного финансирования реализации основных образовательных программ дополнительного образования детей;

- создание совместных рабочих групп по вопросам формирования системы социальных норм и нормативов (стандартов) в сфере образования; совершенствования оплаты труда работников образования и сферы молодежной политики; разработки проекта положения о порядке аттестации руководящих и педагогических работников образовательных учреждений;

- подготовка и согласование проекта ведомственного нормативного правового акта об утверждении перечня минимума необходимых работ (услуг) при проведении забастовки в учреждениях (организациях) системы образования

- совместная разработка и утверждение в установленном порядке положения об особенностях режима рабочего времени работников образования;

- разработка совместных предложений о порядке и условиях назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью; по определению единого порядка установления и предоставления действующих по состоянию на 31 декабря 2004 г. льгот по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); по созданию отраслевой профессиональной пенсионной системы с обязательным участием средств бюджетов всех уровней и иных источников;

- обобщение отчетных материалов с анализом причин производственного травматизма за 2004 год и завершение подготовки правил по охране труда для кабинетов повышенной опасности общеобразовательных учреждений;

- реализация Соглашения о взаимодействии Студенческого координационного совета Профсоюза с Рособразованием на 2005-2007 годы; проведение совместного совещания Рособразования и Президиума ЦК Профсоюза с участием президиума Студенческого координационного совета Профсоюза по рассмотрению итогов реализации комплекса мероприятий поорганизации оздоровительной, культурно-массовой, физкультурной и работы со студентами в 2005 году, а также организации оздоровления обучающихся, нуждающихся в социальной поддержке.


2.4. Разработка и заключение соглашений и коллективных договоров, ориентированных на достижение конкретных результатов по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли

По данным регистрации региональных соглашений, отчетов ТДКО-2 на сегодня действует 75 региональных соглашений (96%), 2106 территориальных соглашений (89%), 83813 коллективных договоров (88 %).

Действующие соглашения и коллективные договоры в большинстве своем ориентированы на достижение конкретных результатов по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли.

В 2004 году более чем в 50 субъектах РФ через реализацию региональных, территориальных соглашений и коллективных договоров профсоюзным организациям удалось добиться повышения уровня материального обеспечения работников, в т.ч. молодых учителей, сохранить или расширить ранее закрепленные льготы.

Так, в Челябинской области за счет средств местных бюджетов установлены доплаты молодым специалистам в размере 40% в течение 3-х лет работы.

В Читинской области в рамках выполнения регионального соглашения на 2004-2006 годы удалось добиться принятия постановления администрации области об установлении надбавок молодым специалистам учреждений образования, финансируемых из областного бюджета.

В Республике Северная Осетия-Алания территориальными соглашениями Правобережэного, Ардонского, Моздокского, Дигорского районов определены доплаты молодым специалистам в размере 300 рублей в месяц в течение первых трех лет работы, в Моздокском районе - ежемесячные доплаты в размере 200 рублей студентам-заочникам педвузов, работающим в образовательных учреждениях района.

В г. Кинешма Ивановской области действует программа «Защита молодого учителя», в соответствии с которой молодым специалистам устанавливаются ежемесячные надбавки к заработной плате в размере 20 % в течение первых трех лет работы.



В Свердловской области молодым специалистам устанавливается оплата труда по первой квалификационной категории сроком на два года для работающих на селе и на один год – в городе.

В Саратовской области молодые учителя получают надбавку к тарифной ставке (окладу) в размере 15-30 %.

К позитивным тенденциям в развитии социального партнерства, как и ранее, следует отнести расширение участия территориальных организаций Профсоюза в формировании региональной социальной политики.

Многие территориальные организации Профсоюза участвуют в законотворческой деятельности регионов, связанной с правами и льготами педагогических работников, принимают участие в формировании бюджетов.

Так, по предложению Законодательного Собрания Нижегородской области от обкома Профсоюза закреплен ответственный представитель для совместной работы с комитетом по социальным вопросам Собрания по подготовке проектов законодательных актов.

Башкирский реском Профсоюза сразу после принятия Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ начал проводить переговоры с Правительством, Госсобранием, Министерством труда и социальной защиты республики о сохранении действующих гарантий для работников образования и формировании средств в бюджете на эти цели; совместно с Министерством образования и Федерацией профсоюзов республики подготовил предложения в проект бюджета на 2005 год, предложения о внесении изменений в закон РБ «Об образовании», в законопроект «Об условиях оплаты труда работников образования». В результате на региональном уровне удалось сохранить все существовавшие доплаты, надбавки, компенсационные выплаты, действующие условия и порядок оплаты труда, в т.ч. и ЕТС. С помощью рескома и территориальными организациями проводится аналогичная работа.

В Волгоградской области в ноябре 2004 года при активном участии обкома Профсоюза подготовлен и принят Закон «О государственных социальных гарантиях молодым специалистам, работающим в областных государственных и муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках».

В Омской области в июле 2004 г. издан Указ Губернатора «Об адресной поддержке в строительстве и приобретении жилья молодых специалистов, поступивших на работу в образовательные учреждения, расположенные на территории Омской области».

С целью развития и укрепления кадрового потенциала образовательных учреждений предметом договорного регулирования являются вопросы проведения аттестации педагогических и руководящих работников, осуществления кадровых мониторингов совместно с органами управления образованием (Краснодарский край, Читинская область и др.), подготовки проектов законодательных актов по закреплению молодых специалистов, проведения конкурсов профессионального мастерства, таких как «Учитель года» и др., улучшения жилищных условий работников отрасли, повышения их квалификации, лечения и оздоровления, осуществления экспериментальной деятельности, пенсионного обеспечения и др.

Во многих территориях положения региональных и территориальных соглашений предусматривают льготные процедуры прохождения аттестации и доплаты к квалификационным категориям.

Так, в Ярославской области более 10 категорий педагогических работников пользуются льготами при прохождении аттестации.

Представители профкомов практически повсеместно участвуют в работе аттестационных комиссий, в совершенствовании региональных форм и процедур аттестации.

В Республике Татарстан с целью совершенствования форм и процедур аттестации по предложению рескома Профсоюза было проведено анкетирование 2500 педагогических работников по формам и процедурам прохождения аттестации, к которым более всего аттестуемыми высказывались претензии.

В Ардонском районе Республики Северная Осетия - Алания производится доплата в размере 20% ставки учителям, работающим в составе муниципальной аттестационной комиссии, а также руководителям районных методобъединений.

В Нижегородской области в 2004 году впервые из областного бюджета были выделены средства на санаторно-курортное лечение работников образования, что позволило оздоровить 1400 человек.

Тюменский обком профсоюза добился выделения из резервного фонда Губернатора средств на приобретение санаторно-курортных путевок. В результате в 2003 году было оздоровлено 250 человек, а в 2004 – 400 человек.

Рескому Профсоюза Республики Татарстан в 2004 году впервые за последние три года удалось добиться выделения средств из республиканского бюджета на санаторное лечение работников образования. Было выделено 1575 санаторных путевок. Бюджетом следующего года предусмотрено на эти цели 35млн. рублей.

В Хабаровском крае в полном объеме используются средства из федерального бюджета на ежегодное оздоровление студентов, предоставляется адресная помощь для частичной компенсации затрат на проезд в общественном транспорте студентам и обучающимся учреждений профессионального образования. Положительно решаются вопросы оздоровления работников и их детей в техническом университете г.Комсомольска-на-Амуре, Хабаровской госакадемии экономики и права.

В Правобережном районе Республики Северная Осетия - Алания построено 3 учительских дома на 16 квартир. Согласно республиканскому соглашению очередность на получение жилья сохраняется и при выходе на пенсию.

В г. Каменске Ростовской области в соответствии с территориальным соглашением ежегодно по 2 работника образования, не имеющих жилья, получают беспроцентную ссуду на строительство жилья.

Практически во всех районах Саратовской области, где проводятся эксперименты, педагогическим работникам установлены и выплачиваются надбавки от 10 до 25%. В 9 районах области установлены надбавки руководителям образовательных учреждений от 10 до 100%.

В Калужской области региональным отраслевым соглашением установлены доплаты педагогическим работникам в размере 20 % от ставки (оклада) при подготовке новых дисциплин, вводимых в связи с изменением государственных учебных планов, а также за участие в экспериментах, за счет целевых средств бюджетов всех уровней.

Согласно областному и территориальным соглашениям в Курской области установлены: доплаты руководителям и методистам методкабинетов от 30 до 50% должностного оклада, педагогическим работникам при подготовке новых дисциплин, вводимых в связи с изменением учебных планов – 20% ставки; выплата единовременных пособий в размере 3-х должностных окладов (ставок) работникам образования при выходе на пенсию по старости и инвалидности.

В Псковской области за счет средств областного бюджета установлены: ежемесячные доплаты к пенсии в объеме минимального размера оплаты труда педагогическим работникам, имеющим стаж по должности руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений на территории области не менее 15 лет; единовременное выходное пособие в пятикратном размере среднемесячной заработной платы педагогическим работникам при увольнении в связи с назначением пенсии и наличии стажа педагогической деятельности не менее 25 лет.

Установлены надбавки работникам образования за почетные звания, за ученые степени кандидата и доктора наук (г. Москва, Белгородская, Вологодская, Саратовская, Томская, Тюменская, Читинская области и др.).

Должное внимание в рамках социального партнерства уделяется вопросам охраны труда, обучению профактива, информационной работы, гарантий прав деятельности выборных профорганов и членов Профсоюза.

Так, в Ростовской области возрожден институт внештатной технической инспекции.

В Пермском госуниверситете профком добился выделения в смете расходов защищенной статьи «охрана труда» и консолидации средств факультетов на мероприятия по охране труда. Затраты по охране труда на одного работника университета составляют 2300 рублей.

В Республике Марий-Эл реском Профсоюза совместно с республиканскими Министерством образования, Гострудинспекцией, Госкомитетом по профессиональному образованию, ректорами вузов в 2004 году проводили мероприятия по контролю за условиями и охраной труда в образовательных учреждениях, в том числе смотр по охране труда, смотр-конкурс уполномоченных по охране труда, проверку готовности общеобразовательных учреждений к новому учебному году, практические занятия с техническими инспекторами по осуществлению контроля за состоянием условий и охраны труда.

Многими территориальными комитетами Профсоюза используются такие формы информационной работы как информационные сборники, информационные бюллетени, издание газет, листовок (г. Москва, Вологодская, Свердловская области, республики Марий-Эл, Дагестан и др.), созданы профсоюзные Интернет–сайты (г. Москва, Вологодская, Нижегородская, Ростовская области, Республика Башкортостан и др.).

В Ростовской области обком Профсоюза и министерство образования области договорились об использовании профкомами электронной почты органов управления образованием для своевременного обеспечения профактива необходимой информацией и документами, осуществляется компьютеризация районных и городских профкомов.

Практически во всех территориях организована систематическая учеба профактива по различным направлениям профсоюзной деятельности.

В Свердловской области в соответствии с региональным отраслевым соглашением руководящим работникам лицеев, колледжей, гимназий, являющимся членами Профсоюза, повышены на 15 % должностные оклады, а педагогическим работникам, избранным председателями профкомов, выплачивается надбавка до 30% от заработной платы

В Калужской области неосвобожденным председателям первичных профсоюзных организаций в соответствии в колдоговорами производится доплата из надтарифного фонда до 30% тарифной ставки.

С целью разработки и заключения соглашений и коллективных договоров, ориентированных на достижение конкретных результатов по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников отрасли, стимулирования заинтересованности работодателей в развитии социального партнерства в ряде регионов проводятся конкурсы «Лучший коллективный договор (соглашение)» (республики Башкортостан, Калмыкия, Архангельская, Астраханская, Волгоградская, Иркутская, Нижегородская, Свердловская, Читинская области и др.), создаются социальные паспорта коллективов (или паспорта социальной напряженности) (Краснодарский край, Волгоградская, Читинская области и др.), заключаются трехсторонние региональные и территориальные соглашения, где наряду с соответствующими профсоюзными организациями и органами управления образования третьей стороной соглашений являются либо органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, либо советы руководителей образовательных учреждений.

Так, Алтайская краевая организация профсоюза в 2004 году учредила премию «За активное сотрудничество с профсоюзом», лауреатами которой стали ректор Алтайского госуниверситета Ю.Ф. Кирюшин, директор Барнаульского государственного профессионально-педагогического колледжа А.С. Кузьмичев, директор Славгородского педколледжа А.С. Дмитриченков, заведующий отделом образования Тальменского района Е.В. Рожков, глава администрации г. Заринска В.Г. Бабушкин, глава администрации Кулундинского района А.Н. Лукьянов.

В Пермской области обкомом Профсоюза совместно с Комитетом по образованию и науке проведена конференция по вопросам организации и развития социального партнерства с участием органов управления образованием, директоров школ с целью мотивации участия работодателей в развитии социального партнерства.

В Астраханской, Иркутской, Читинской областях проводится работа по созданию органов работодателей в сфере образования, в которые входят образовательные учреждения разных типов.

В Иркутской области одной из сторон региональных отраслевых соглашений по учреждениям образования на 2001-2003 г.г. и 2005-2007 г.г. наряду с обкомом Профсоюза и Главным управлением общего и профессионального образования является областной совет руководителей учреждений общего и начального профессионального образования.

Отраслевое тарифное соглашение по учреждениям образования Калининградской области на 2002-2004 годы в том числе подписано вице-губернатором области.

В Московской области большинство территориальных соглашений являются трехсторонними, третьей стороной которых являются районные и городские администрации.

Существует практика заключения таких же трехсторонних территориальных соглашений в Волгоградской, Иркутской, Свердловской и других областях.

Региональное отраслевое соглашение по учреждениям образования Пермской области на 2004-2006 годы традиционно подписано двумя сторонами и согласовано с заместителем губернатора области.

Приведенные выше примеры – это далеко не полный перечень направлений деятельности и практических достижений территориальных организаций Профсоюза в рамках реализации коллективных договоров, региональных и территориальных соглашений, а лишь дополнение к тому, что отмечалось в справке за 2003 год.

Только в Краснодарском крае в общей сложности в коллективных договорах и соглашениях предусмотрено более 80 дополнительных льгот и гарантий для работников образования (премии по итогам года, ко Дню учителя, единовременные пособия молодым учителям и при выходе на пенсию, обеспечение проездными документами, компенсации стоимости содержания детей в ДОУ и др.).

Отмечая вполне определенный положительный опыт в реализации социального партнерства на региональном и территориальном уровнях, следует обратить внимание на некоторые проблемы.


Низкими остаются показатели по заключению территориальных соглашений в Камчатской области (из 5 территориальных организаций только в одной заключено территориальное соглашение), коллективных договоров в Архангельской (66%), Магаданской (22%), Камчатской (32%), Сахалинской (46 %), Тверской (55 %), Ивановской (63 %) областях, республиках Удмуртия (66 %), Карелия (66 %). Территориальные организации Профсоюза в течение ряда лет объясняют такое положение или низкой заинтересованностью работодателей, или малочисленностью организаций, тогда как при тех же условиях в Алтайском, Краснодарском, Ставропольском краях, Астраханской, Саратовской, Белгородской, Брянской, Воронежской, Курской, Смоленской, Тамбовской, Тульской, Курганской, Челябинской, Омской, Новосибирской, Томской и других областях практически все первичные организации имеют коллективные договоры.

В 46 территориальных организациях Профсоюза (из 78) охват территориальными (районными, городскими) соглашениями составляет 100%.

Вместе с тем, в Ярославской области, где принят областной закон «О социальном партнерстве», и губернатором области инициировано проведение конкурса «Лучшее предприятие по социальному партнерству», из 20 территориальных организаций только в 8 заключены соглашения, и только в 42 % первичных организациях заключены коллективные договоры.

Отмечая, что недостаточная заинтересованность стороны работодателя в большинстве своем связана с отсутствием юридического закрепления ее полномочности на всех уровнях социального партнерства, что является определенным препятствием в поступательном и результативном развитии социального партнерства в сфере образования, только несколько территорий проводят соответствующую работу с органами законодательной власти либо инициируют проведение такой работы. Такое же положение и с созданием объединений работодателей.

Многим территориальным организациям не удается в установленные сроки подготовить и подписать соглашения по причине затягивания или уклонения от переговоров партнеров, а то и полного игнорирования инициативы профсоюзной стороны сесть за стол переговоров.

Сегодня вряд ли возможно назвать территорию, где в полном объеме выполнялись бы обязательства, принятые на себя работодателем. В то же время нет ни одной территории, где привлекались бы к ответственности лица, виновные в уклонении от переговоров, не выполняющие или нарушающие принятые на себя обязательства, т.е. контроль за реализацией соглашений и коллективных договоров нельзя в этом плане назвать действенным и принципиальным.

Недостаточно активно используются такие направления, как формирование региональной кадровой политики в сфере образования (в том числе проведение кадровых мониторингов, изучение прогноза потребности педагогических кадров, вопросов их подготовки, трудоустройства, повышения квалификации, условий труда, включая проведение экспериментов и т.д.), участие в формировании региональной законодательной базы в сфере образования.

Следует обратить внимание и на содержание аналитических записок по итогам колдоговорной кампании, направляемых в ЦК Профсоюза, которые по большинству территорий в лучшем случае содержат описание выполнения тех или иных направлений соглашений или коллективных договоров, чаще наиболее удачных, но практически не содержат анализа имеющихся проблем и предложений по совершенствованию социального партнерства.

Для оказания практической помощи территориальным и первичным профсоюзным организациям публикуем разработанный специалистами ЦК Профсоюза макет коллективного договора общеобразовательного учреждения, который может быть использован для подготовки проекта коллективного договора в образовательных учреждениях сферы дошкольного и общего образования.

ПРИЛОЖЕНИЯ
3.1. КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР

(полное наименование общеобразовательного учреждения)

на 200 __ год


От работодателя: От работников:

Директор Председатель первичной

общеобразовательного организации Профсоюза общеобразовательного

_(Ф.И.О., подпись) ____ _(Ф.И.О., подпись)____

М.П.
Коллективный договор прошел уведомительную регистрацию

в органе по труду______________________________________

(наименование органа)
Регистрационный №___ от «___»___________200_г.

Руководитель органа по труду______________________________

(должность, Ф.И.О.)

М.П.


Общие положения

1.1. Настоящий коллективный договор заключен между работодателем и работниками и является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в ______________________________________________

(наименование общеобразовательного учреждения)

1.2. Коллективный договор заключен в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ), иными законодательными и нормативными правовыми актами с целью определения взаимных обязательств работников и работодателя по защите социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников общеобразовательного учреждения (далее -учреждение) и установлению дополнительных социально-экономических, правовых и профессиональных гарантий, льгот и преимуществ для работников, а также по созданию более благоприятных условий труда по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, отраслевым тарифным соглашением, региональным и территориальным соглашениями (указываются полные названия соглашений).

1.3. Сторонами коллективного договора являются:

работники учреждения, являющиеся членами Профсоюза работников народного образования и науки РФ (далее – профсоюз), в лице их представителя – первичной профсоюзной организации (далее – профком);

работодатель в лице его представителя – директора ________(Ф.И.О.)

1.4. Работники, не являющиеся членами профсоюза, имеют право уполномочить профком представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем (ст. ст. 30, 31 ТК РФ).

1.5. Действие настоящего коллективного договора распространяется на всех работников учреждения.

1.6. Стороны договорились, что текст коллективного договора должен быть доведен работодателем до сведения работников в течение___ дней после его подписания.

Профком обязуется разъяснять работникам положения коллективного договора, содействовать его реализации.

1.7. Коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования учреждения, расторжения трудового договора с руководителем учреждения.

1.8. При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) учреждения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

1.9. При смене формы собственности учреждения коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

1.10. При ликвидации учреждения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

1.11. В течение срока действия коллективного договора стороны вправе вносить в него дополнения и изменения на основе взаимной договоренности в порядке, установленном ТК РФ.

1.12. В течение срока действия коллективного договора ни одна из сторон не вправе прекратить в одностороннем порядке выполнение принятых на себя обязательств.

1.13. Пересмотр обязательств настоящего договора не может приводить к снижению уровня социально-экономического положения работников учреждения.

1.14. Все спорные вопросы по толкованию и реализации положений коллективного договора решаются сторонами.

1.15. Настоящий договор вступает в силу с момента его подписания сторонами (либо с даты, указанной в коллективном договоре по соглашению сторон).

1.16. Перечень локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, при принятии которых работодатель учитывает мнение (принимает по согласованию) профкома (в коллективном договоре определяется конкретная форма участия работников в управлении учреждением – учет мнения (мотивированного мнения), согласование, предварительное согласие и др.):


  1. правила внутреннего трудового распорядка;

  2. положение об оплате труда работников;

  3. соглашение по охране труда;

  4. список работников учреждения, которым выдается бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты;

  5. перечень профессий и должностей работников, имеющих право на обеспечение специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, а также моющими и обезвреживающими средствами;

  6. перечень оснований предоставления материальной помощи работникам и ее размеров;

  7. перечень профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, для предоставления им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

  8. перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем для предоставления им ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска;

  9. положение о распределении надтарифного фонда оплаты труда;

  10. положение о премировании работников;

11) положение о порядке и условиях установления надбавки за стаж непрерывной работы;

12) другие локальные нормативные акты.

1.17. Стороны определяют следующие формы управления учреждением непосредственно работниками и через профком:

а) учет мнения (по согласованию) профкома;

- консультации с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов;

- получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, а также по вопросам, предусмотренным ч.2 ст.53 ТК РФ и по иным вопросам, предусмотренным в настоящем коллективном договоре;

- обсуждение с работодателем вопросов о работе учреждения, внесении предложений по ее совершенствованию;

б) участие в разработке и принятии коллективного договора;

в) другие формы.

II. Трудовой договор

2.1. Содержание трудового договора, порядок его заключения, изменения и расторжения определяются в соответствии с ТК РФ, другими законодательными и нормативными правовыми актами, Уставом учреждения и не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством, а также отраслевым тарифным, региональным, территориальным соглашениями, настоящим коллективным договором.

2.2. Трудовой договор заключается с работником в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается работодателем и работником.

Трудовой договор является основанием для издания приказа о приеме на работу.

2.3. Трудовой договор с работником, как правило, заключается на неопределенный срок.

Срочный трудовой договор может заключаться по инициативе работодателя либо работника только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ либо иными федеральными законами, если трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения.

2.4. В трудовом договоре оговариваются существенные условия трудового договора, предусмотренные ст. 57 ТК РФ, в том числе объем учебной нагрузки, режим и продолжительность рабочего времени, льготы и компенсации и др.

Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме (ст.57 ТК РФ).

2.5. Объем учебной нагрузки (педагогической работы) педагогическим работникам в соответствии с п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении устанавливается работодателем исходя из количества часов по учебному плану, програм­мам, обеспеченности кадрами, других конкретных условий в данном учреждении с учетом мнения (по согласованию) профкома. Верхний предел учебной нагрузки может ограничиваться в случаях, предусмотренных указанным Типовым положением.

Объем учебной нагрузки педагогического работника оговаривается в трудовом договоре и может быть изменен сторонами только с письменного согласия работника.

Учебная нагрузка на новый учебный год учителей и других работников, ведущих преподавательскую работу помимо основной работы, устанавливается руководителем учреждения с учетом мнения (по согласованию) профкома. Эта работа завершается до окончания учебного года и ухода работников в отпуск для определения классов и учебной нагрузки в новом учебном году.

Работодатель должен ознакомить педагогических работников до ухода в очередной отпуск с их учебной нагрузкой на новый учебный год в письменном виде.

2.6. При установлении учителям, для которых данное учреждение является местом основной работы, учебной нагрузки на новый учебный год, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах. Объем учебной нагрузки, установленный учителям в начале учебного года, не может быть уменьшен по инициативе администрации в текущем учебном году, а также при установлении ее на следующий учебный год, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов.

В зависимости от количества часов, предусмотренных учебным планом, учебная нагрузка учителей может быть разной в первом и втором учебных полугодиях.

Объем учебной нагрузки учителей больше или меньше нормы часов за ставку заработной платы устанавливается только с их письменного согласия.

2.7. Преподавательская работа лицам, выполняющим ее помимо основной работы в том же учреждении, а также педагогическим работникам других образовательных учреждений и работникам предприятий, учреждений и организаций (включая работников органов управления образованием и учебно-методических кабинетов, центров) предоставляется только в том случае, если учителя, для которых данное образовательное учреждение является местом основной работы, обеспечены преподавательской работой в объеме не менее чем на ставку заработной платы.

2.8. Учебная нагрузка учителям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до исполнения им возраста трех лет, устанавливается на общих основаниях и передается на этот период для выполнения другими учителями.

2.9. Учебная нагрузка на выходные и нерабочие праздничные дни не планируется.

2.10. Уменьшение или увеличение учебной нагрузки учителя в тече­ние учебного года по сравнению с учебной нагрузкой, оговоренной в тру­довом договоре или приказе руководителя учреждения, возможны только:

а) по взаимному согласию сторон;

б) по инициативе работодателя в случаях:

- уменьшения количества ча­сов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп) (п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении);

- временного увеличения объема учебной нагрузки в связи с производствен­ной необходимостью для замещения временно отсутствую­щего работника (продолжительность выполнения работником без его согласия увеличенной учебной нагрузки в таком случае не может превышать одного месяца в течение календарного года);

- простоя, когда работникам поручается с учетом их специ­альности и квалификации другая работа в том же учреждении на все время простоя либо в другом учреждении, но в той же местности на срок до одного месяца (отмена занятий в связи с погодными условиями, карантином и в других случаях);

- восстановления на работе учителя, ранее выполнявшего эту учеб­ную нагрузку;

- возвращения на работу женщины, прервавшей отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, или после окончания этого отпуска.

В указанных в подпункте «б» случаях для изменения учебной нагрузки по инициативе работодателя согласие работника не требуется.

2.11. По инициативе работодателя изменение существенных условий трудового договора допускается, как правило, только на новый учебный год в связи с изменениями организационных или технологических условий труда (изменение числа классов-комплектов, групп или количества обучающихся (воспитанников), изменение количества часов работы по учебному плану, проведение эксперимента, изменение сменности работы учреждения, а также изменение образовательных программ и т.д.) при продолжении работником работы без изменения его трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности) (ст.73 ТК РФ).

В течение учебного года изменение существенных условий трудового договора допускается только в исключительных случаях, обусловленных обстоятельствами, не зависящими от воли сторон.

О введении изменений существенных условий трудового договора работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за 2 месяца (ст.73, 162 ТК РФ). При этом работнику обеспечиваются гарантии при изменении учебной нагрузки в течение учебного года, предусмотренные Положением об оплате труда.

Если работник не согласен с продолжением работы в новых условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему иную имеющуюся в учреждении работу, соответствующую его квалификации и состоянию здоровья.

2.12. Работодатель или его полномочный представитель обязан при заключении трудового договора с работником ознакомить его под роспись с настоящим коллективным договором, Уставом учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка и иными локальными нормативными актами, действующими в учреждении.

2.13. Прекращение трудового договора с работником может производиться только по основаниям, предусмотренным ТК РФ и иными федеральными законами (ст.77 ТК РФ).

III. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников

3. Стороны пришли к соглашению в том, что:

3.1. Работодатель определяет необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для нужд учреждения.

3.2. Работодатель с учетом мнения (по согласованию) профкома определяет формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей на каждый календарный год с учетом перспектив развития учреждения.

3.3. Работодатель обязуется:

3.3.1. Организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации________ работников (в разрезе специальности).

3.3.2. Повышать квалификацию педагогических работников не реже чем один раз в пять лет.

3.3.3. В случае высвобождения работников и одновременного создания рабочих мест осуществлять опережающее обучение высвобождаемых работников для трудоустройства на новых рабочих местах.

Осуществлять финансирование данных мероприятий за счет отчислений в размере не ниже ___% от фонда оплаты труда.

3.3.4. В случае направления работника для повышения квалификации сохранять за ним место работы (должность), среднюю заработную плату по основному месту работы и, если работник направляется для повышения квалификации в другую местность, оплатить ему командировочные расходы (суточные, проезд к месту обучения и обратно, проживание) в порядке и размерах, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки (ст.187 ТК РФ).

3.3.5. Предоставлять гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с успешным обучением в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования при получении ими образования соответствующего уровня впервые в порядке, предусмотренном ст. 173 – 176 ТК РФ.

Предоставлять гарантии и компенсации, предусмотренные ст.173 - 176 ТК РФ, также работникам, получающим второе профессиональное образование соответствующего уровня в рамках прохождения профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации, обучения вторым профессиям (например, если обучение осуществляется по профилю деятельности учреждения, по направлению учреждения или органов управления образованием, а также в других случаях; финансирование может осуществляться за счет внебюджетных источников, экономии и т.д. ).

3.3.6. Организовывать проведение аттестации педагогических работников в соответствии с Положением о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений и по ее результатам устанавливать работникам соответствующие полученным квалификационным категориям разряды оплаты труда со дня вынесения решения аттестационной комиссией.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница