Участники заседания «Меркурий-клуба» обсудили проблемы государственно-частного партнерства по освоению Дальнего Востока и Байкальского региона




Скачать 85.34 Kb.
Дата28.04.2016
Размер85.34 Kb.

Участники заседания «Меркурий-клуба» обсудили проблемы государственно-частного партнерства по освоению Дальнего Востока и Байкальского региона
28.03.12
 

Проблемы государственно-частного партнерства по освоению Дальнего Востока и Байкальского региона обсудили участники заседания  «Меркурий-клуба», состоявшегося в Центре международной торговли на Краснопресненской набережной (Москва) 26 марта.

Директор клуба Валерий Кузнецов открыл мероприятие и приветствовал участников заседания - представителей министерств и ведомств, Госдумы ФС РФ и Совета Федерации ФС РФ, ученых, бизнесменов, политиков. Сегодня будет рассмотрена важнейшая для России тема, отметил он, подчеркнув, что итоги обсуждения будут представлены в правительство страны для возможного использования при решении вопросов освоения Дальнего Востока и Байкальского региона.

Вел заседание президент Клуба, академик РАН Евгений Примаков. Он обратился к собравшимся со вступительным словом. Сопоставление нескольких показателей характеризует важное значение для России темы, которую мы сегодня обсуждаем, сказал он. На громадных пространствах Дальнего Востока и Восточной Сибири проживает крайне незначительная часть общего населения нашей страны, и число жителей этих регионов постоянно сокращается. Между тем, именно здесь сосредоточены огромные природные богатства. Положение осложняется тем, что малоразвитые в социально-экономическом плане российские территории граничат или находятся в непосредственной близости от наиболее быстро развивающихся стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Как решить стоящие проблемы? Очевидно, необходима система комплексного освоения Дальнего Востока и Восточной Сибири, сказал Евгений Примаков. Создан и функционирует Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона. По инициативе Сергея Шойгу будет создана государственная корпорация развития Сибири и Дальнего Востока. Приняты многочисленные планы стратегического развития этих регионов.

Евгений Примаков назвал несколько направлений решения проблем Дальнего Востока и Байкальского региона.

Первое. Нужна развитая транспортная инфраструктура, причем параллельно должны разрабатываться и осуществляться проекты социально-экономического развития территорий, через которые прокладывается железная или шоссейная дорога. Государственно-частное партнерство должно целенаправленно охватывать социально-экономическое строительство вдоль всех транспортных артерий.

Второе. Необходимость существенных льгот для жителей Дальнего Востока и Восточной Сибири признается, в том числе и Минэкономразвития РФ. Но компенсации по ипотечной ставке, субсидирование обучения в ВУЗах, рост материнского капитала – это необходимо, но этого недостаточно. Нужны опережающий рост зарплат, пенсий и другие привилегии.

Третье. Необходимо ввести налоговые и таможенные льготы для наших и иностранных предпринимателей, инвестирующих в экономику и социальную сферу регионов.

Четвертое. Наличными трудовыми ресурсами на Дальнем Востоке и Восточной Сибири не удастся в короткие сроки организовать развитие регионов. Нужно, во-первых, выработать достаточно детальную политику привлечения, главным образом, молодежи и специалистов из других российских регионов и, во-вторых, политику дозируемой и контролируемой иммиграции из зарубежных стран.

В заключение академик особо подчеркнул: все, что связано с развитием Дальнего Востока и Восточной Сибири, должно сопровождаться жестким антикоррупционным контролем.

Основное выступление было сделано генеральным директором ОАО «Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона» Геннадием Алексеевым. Он рассказал о проблемах и трудностях освоения удаленных регионов. Нужно реализовать порядка 30 комплексных инвестиционных проектов, в которых основные проекты как бы «тянули» за собой обязательную реализацию других «вспомогательных» проектов (в сфере ЖКХ, транспорта и т.д.) – только так можно осваивать территории на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, считает Геннадий Алексеев. Кстати, уже есть примеры успешной реализации подобных проектов – например, в Республике Саха (Якутия), где реализуется  программа «Комплексное развитие Южной Якутии», предусматривающая строительство крупнейших промышленных объектов:

 

Канкунская гидроэлектростанция;



Эльконский ГОК по добыче урана;

Таёжный железорудный ГОК;

Тарыннахский железорудный ГОК;

Селигдарский горно-химический комплекс (недропользователь не определён, действует отлагательное условие);

Инаглинский угольный комплекс;

Объекты газопереработки и газохимии на базе Якутского центра газодобычи (действует отлагательное условие до принятия окончательного решения ОАО «Газпром»).

Кок привлечь крупный российский бизнес к участию в развитии производственно-экономической и социальной инфраструктуры региона? Как решить важнейшую задачу повышения инвестиционной привлекательности Дальнего Востока и Байкальского региона исоздать комфортных условий для бизнеса?

Для этого предлагается специальная модель государственно-частного партнёрства, которая позволит в условиях дефицита бюджетных средств привлечь частного инвестора к строительству инфраструктурных объектов.

Суть заключается в следующем. Представьте, что необходимо построить дорогу из пункта А в пункт Б, чтобы затем в пункте Б возникло предприятие, которое завтра будет генерировать дополнительные доходы и за счёт налоговых отчислений пополнять бюджет РФ.

Дорога — инфраструктурный объект, находящийся в зоне ответственности государства. Но в бюджете на строительство дороги денег нет. Откладывать строительство дороги — значит откладывать строительство предприятия, замораживать будущий экономический рост. А без экономического роста деньги на строительство дороги в бюджете не появятся никогда. Замкнутый круг…

Выход — привлечь внебюджетные инвестиции, то есть использовать альтернативные источники финансирования для проектов, которые станут фундаментом экономики Якутии. Такой механизм позволит частному инвестору, строящему фабрику или завод, привлечь другого частного инвестора, чтобы тот построил инфраструктуру для этой фабрики или завода с возвратом вложенных средств за счёт будущих налоговых доходов бюджета. Ведь в результате строительства промышленного объекта появятся дополнительные налоговые отчисления в бюджет: они-то и пойдут на возмещение государством тех инвестиций, которые будут вложены.

То есть частный инвестор вкладывает свои деньги, а государство из дополнительных источников поступлений возвращает эти деньги частному инвестору.

Выгоды от этого очевидны. Во-первых, для государства: бюджетные расходы на строительство инфраструктуры переносятся на 5–6 лет, на тот момент, когда начнутся дополнительные поступления в бюджет, и становятся увязанными с доходами от реализации проекта. Во-вторых, для бизнеса: частный инвестор нацелен на эффективное вложение своих средств, заинтересован в оптимизации расходов и сокращении сроков строительства инфраструктурных объектов. К этому добавим, что предлагаемая модель ГЧП по своей сути антикоррупционна.

По мнению Геннадия Алексеева, нужно: усовершенствовать нормативно-правовую базу, чтобы получить большую отдачу от использования принципа государственно-частного партнерства; обеспечить развитие проектов по кластерному типу; создать некий федеральный центр, координирующий и контролирующий решение вопросов развития Дальнего Востока и Байкальского региона. 



В дискуссии приняли участие губернатор, глава правительства Хабаровского края Вячеслав Шпорт, заместитель председателя Комитета Госдумы ФС РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии Михаил Слипенчук, полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, директор Института Дальнего Востока РАН Михаил Титаренко, депутат Госдумы ФС РФ Владимир Жириновский,  гендиректор ЗАО «Международный  центр развития регионов» Игорь Меламед, директор Центра государственно-частного партнерства «Внешэкономбанка» Александр Баженов, руководитель ЗАО «Эльконский ГМК» Олег Варвара, другие. 

Поднимались, в частности,  следующие вопросы: Байкальский регион и Дальний Восток в свете задач экономической децентрализации России и создание благоприятного инвестиционного климата; взаимодействие государства, науки и бизнеса в создании центров социально-экономического развития Байкальского и Дальневосточного регионов, роль Фонда развития Дальнего Востока и Байкальского региона; возможности создания особых условий тарифной, таможенной, бюджетной и налоговой политики государства для обеспечения опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона;  проблемы оптимального обеспечения отдаленных территорий современными коммуникационными системами (автомобильные, железные дороги, воздушные пути, линии электропередач) и т.д.

Печальный опыт БАМа учит, что прокладкой одной магистрали, если параллельно не развивать комплексно территории вокруг, ограничиваться нельзя, это ничего не даст. В целом для развития удаленных регионов надо увеличить перевозки в ближайшие годы раз в шесть. Но для этого, в частности, надо освоить территории вокруг БАМа; к этой проблеме мы возвращаемся только сегодня, хотя надо было решить ее намного раньше.

Безусловно, говорили участники дискуссии, нужен федеральный центр, который отвечал бы за освоение Дальнего Востока и Байкальского региона. Для устойчивого роста нужны трудовые ресурсы. Для трудовых ресурсов нужно создавать соответствующие условия жизни – жилье, детсады, дороги и т.д. Кстати, в Хабаровском крае сейчас создается переселенческий жилфонд – для тех, кто приезжает сюда работать, но это частный случай, проблему надо решать комплексно.

Сейчас особенно быстро развиваются страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и они, безусловно, оказывают влияние на ситуацию в наших отдаленных регионах. К сожалению, приходиться констатировать, что именно развитие Китая стимулирует развитие Дальнего Востока и Байкальского региона. Но стимулируется развитие именно тех секторов, которые нужны Китаю, т.е. сырьевых, а нам нужно организовывать переработку, если мы хотим по-настоящему освоить эти регионы, вовлечь их в общий народнохозяйственный комплекс, не превратить их в чисто сырьевой придаток.

 Надо, чтобы развитие территорий стимулировалось не потребностями китайской экономики в сырье, а развитием «инфраструктуры жизни», которая будет требовать строить заводы, перерабатывающие производства и т.д.  

Специальные налоговые режимы могут стать хорошим сигналом для инвесторов. Дополнительные социальные льготы также нужны. Это не станет серьезной нагрузкой для бюджета страны из-за пока малой численности населения на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.

Очень важно применять при развитии территорий принципы государственно-частного партнерства. Есть смысл использовать, в частности, схему, когда частные деньги привлекаются для развития инфраструктуры, а затем они возвращаются государством за счет увеличения доходов бюджета.

Участники дискуссии говорили о том, что нельзя затягивать  принятие решительных мер. Нужно «новое освоение» территорий. Сегодня, к сожалению, люди продолжают оттуда уезжать, причем не только в европейскую часть страны, но и, например, в Китай. Более 50 тысяч человек уехали в Китай, купили там квартиры, потому что они у соседей значительно дешевле, цены доступны для россиян, вообще жизнь намного дешевле.

Следовательно, надо думать о том, как изменить ситуацию. По оценкам, надо вложить в развитие Дальнего Востока и Байкальского региона порядка триллиона рублей, и это только начало. Инвестиции (и наши, и иностранные) нужно делать с умом; развитие экономики должно сопровождаться активным социальным развитием. Карьера, заработки, удобство жизни плюс возможность в любой момент уехать – вот что нужно обеспечить. Если всегда можно уехать, то человек задумается: а зачем? Где еще будут такие условия для самореализации? Где можно найти такие заработки и такие условия жизни? 

Живым примером потенциальных возможностей и реальных проблем может служить ЗАО «Эльконский ГМК». Месторождение содержит 6 процентов мировых разведанных запасов урана. Но инфраструктура находится в зачаточном состоянии. Нужно порядка 90 млрд рублей инвестиций в строительство железной и автодорог, в развитие энергетической структуры и т.д.

В ходе дискуссии высказывалась также мысль о том, что нужно применять принцип «поясного» интенсивного развития Дальнего Востока и  Байкальского региона, поскольку пригодных для жизни территорий здесь – немногим более тридцати процентов. Пример такого развития – Транссибирская магистраль, вдоль  которой лежат активно осваиваемые территории. Учитывая, что многие земли на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе непригодны для жизни, нужна селективная региональная политика.  

На «Меркурий-клубе» шла речь также об уже реализованных и реализуемых проектах, которые изменяют ситуацию на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе – например, о развитии порта «Ванино», который превращается в очень крупный транспортный узел, центр притяжения бизнеса; о предстоящей встрече лидеров государств АТЭС во Владивостоке (это уже дало сильнейший импульс экономическому развитию региона) и т.д.



Результаты обсуждения на заседании «Меркурий-клуба» в концентрированном виде будут изложены в записке для руководства страны.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница