Транспортно-экспедиционное обеспечение импорта подакцизной продукции в РФ




Скачать 478.45 Kb.
страница1/3
Дата23.04.2016
Размер478.45 Kb.
  1   2   3




На правах рукописи


Степанова Анна Владимировна

ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИМПОРТА ПОДАКЦИЗНОЙ ПРОДУКЦИИ В РФ
Специальность: 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами – транспорт, логистика)


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук

Москва – 2008

Работа выполнена на кафедре

«Управление на транспорте» ГОУ ВПО

«Государственный университет управления (ГУУ)»


Научный руководитель: кандидат экономических наук,

профессор

Панченко Тамара Александровна

Официальные оппоненты: доктор экономических наук,

профессор

Степанов Алексей Алексеевич


кандидат экономических наук,

Васильев Борис Владимирович


Ведущая организация: Московский государственный

университет путей сообщения

(МИИТ)

Защита диссертации состоится 13 мая 2008 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.049.07 при Государственном университете управления (ГУУ) по адресу: 109542 Москва, Рязанский проспект, 99, зал заседаний Ученого совета.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке университета.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу университета.


Автореферат разослан 11 апреля 2008 г.

Ученый секретарь диссертационного

совета Д 212.049.07

д.э.н., профессор Богданова Т.В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения экономической эффективности импорта подакцизной продукции в РФ за счёт применения логистического подхода к его транспортно-экспедиционному обеспечению.

Либерализация экономической и внешнеэкономической деятельности в 1990-х годах вызвала всплеск деловой активности на рынках, бывших некогда достоянием ограниченных бизнес кругов. Отказ государства от монополии на международную торговлю вызвал динамичный рост объемов импорта на фоне притока в страну выручки от экспорта природного сырья. Насыщение потребительского спроса на широкий спектр товаров не могло быть осуществлено за счет внутреннего производства. Отечественный рынок представлял собой «рынок продавца», где спрос намного превышал предложение. Импортеры могли осуществлять свою деятельность, не уделяя особого внимания качеству товаров и возникающим издержкам, так как все недоработки, ошибки и просчеты щедро оплачивал потребитель.

По мере насыщения рынков, с ростом информатизации и потребительской культуры, Россия начала приближаться к тенденциям, уже сложившимся на рынках развитых стран. Многие предприятия остро почувствовали необходимость в качественных изменениях своих бизнес-процессов с применением передовых научных разработок в сфере менеджмента и логистики, направленных на повышение качества и эффективности их деятельности.

Одним из основных направлений в отечественных научно-методических разработках последних лет является применение логистического подхода в различных сферах экономических отношений. В практической деятельности предприятий все большее внимание уделяется переосмыслению сформировавшихся каналов материально-технического обеспечения, снабжения и распределения, планированию и выстраиванию более эффективных транспортно-логистических цепочек.

Проблема повышения эффективности транспортно-экспедиционной деятельности в сфере международных перевозок была и остается предметом активного изучения со стороны отече­ственных и зарубежных ученых, в частности: Л.Б. Миротина, В.С. Лукинского, В.М. Курганова, В.М. и К.С. Назаренко, В.А.Персианова, Н.Н. Громова, Н.С. Ускова, Т.И. Савенковой, Д.Д. Клосса и других. Среди основных задач оптимизации транспортно-экспедиционного обеспечения (ТЭО) выделяются задачи выбора способа и маршрута доставки, вида транспорта, перевозчика. Повышенный интерес проявляется к внедрению логистического подхода в управление международной доставкой грузов. Это обусловлено потребностями рынка в ориентации на клиента.

В существующих научных разработках основное внимание уделяется общим универсальным методикам и технологиям, ориентированным на широкую номенклатуру грузов. Однако растущие потребности товарных рынков требуют разработки и внедрения форм и методов транспортно-логистического обеспечения, учитывающих их специфику и успешно сочетающих универсальность и специализацию. Исследование сферы экономических отношений, связанных с транспортно-экспедиционным обеспечением импорта подакцизной продукции, сопряжено с необходимостью изучения механизмов и правил импорта и оборота данного вида товаров в РФ и за рубежом. Среди подакцизных товаров выделяются товары, подлежащие маркировке акцизными марками, что обуславливает особенности транспортно-логистического сопровождения, предъявляет особые требования к процессам ТЭО импорта таких товаров. Особенности ТЭО в сфере импорта подакцизной, и в частности алкогольной, продукции не рассмотрены в научной литературе. Универсальные приемы и методы оптимизации ТЭО не учитывают ограничений и факторов, обусловленных спецификой данного вида грузов, и требуют адаптации.



Целью исследования является определение особенностей и выработка методических рекомендаций по оптимизации транспортно-экспедиционного обеспечения импорта подакцизной продукции.

Для достижения данной цели решаются следующие задачи:

- исследовать и оценить современное состояние мирового и российского рынков, выявить тенденции изменения внешнеторговых грузопотоков алкогольной продукции,

- определить факторы, влияющие на транспортно-экспедиционное обеспечение импорта алкогольной продукции,

- провести анализ мирового и российского рынков транспортно-логистических услуг, выявить основные тенденции их развития и сложившуюся практику ТЭО в международной доставке алкогольной продукции,

- адаптировать существующие методы оптимизации ТЭО и разработать методические рекомендации по транспортно-логистическому обеспечению импорта алкогольной продукции.

В качестве объекта исследования рассматривалась Группа компаний «Русьимпорт», основными направлениями деятельности которой являются импорт и дистрибуция алкогольной продукции в РФ. Статистические данные и бизнес-процессы названной компании послужили основой информационной базы исследования, результаты которого были применены в деятельности компании.

Предмет исследования - транспортно-логистическое обеспечение импорта подакцизной продукции в РФ.

Теоретической и методологической основой проведенных исследований послужили принципы системного подхода, методы экономического и статистического анализа, экспертных оценок, имитационного моделирования, маркетинговых исследований, основы теории принятия решений. В исследовании использовались результаты ранее выполненных исследований отечественных и зарубежных учёных, нормативно-правовая документация в области регулирования внешней торговли и оборота алкогольной продукции, статистические данные и материалы независимых маркетинговых исследований.

Научная новизна исследования заключается в:

1) комплексном изучении системы транспортно-логистического обеспечения импорта алкогольной продукции в РФ, выделении и систематизации отличительных особенностей данного вида грузов и налагаемых ими ограничений на организацию ТЭО импорта;

2) разработке методических рекомендаций по планированию, организации и оценке транспортно-логистического обеспечения импорта алкогольной продукции;

3) адаптации универсальных математических методов принятия решений к особенностям обеспечения импорта алкогольной продукции в РФ, разработке альтернативного подхода к оценке времени ТЭО импорта алкогольной продукции в РФ.



Апробация работы и внедрение результатов исследования.

Основные положения диссертационной работы докладывались на Международных научно-практических конференциях в 2004 и 2005 гг., на Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов в 2007 г. Основные результаты исследования апробированы и внедрены в деятельности Группы компаний «Русьимпорт».

Результаты исследования могут быть использованы в деятельности транспортно-логистических компаний, транспортных отделов и логистических подразделений компаний-импортеров алкогольной продукции. Они позволят повысить конкурентоспособность российских экспедиционных компаний на рынке международных транспортно-логистических услуг и оптимизировать затраты компаний-импортеров алкогольной продукции.

Публикации. Основные положения и результаты исследований нашли отражение в 4 статьях общим объемом 0,8 печатных листов.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, двух приложений. В работе 155 страниц основного текста, 13 таблиц, 35 рисунков. Список литературы включает 72 наименования. Общий объем работы 175 страниц.

Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность темы диссертационного исследования, сформулирована цель и основные задачи работы, определены объект и предмет исследования, отражена научная новизна и практическая значимость полученных результатов.

В первой главе работы «Система импорта подакцизной продукции и её транспортно-логистическое обеспечение» проанализирована система импорта алкогольной продукции на основании разработанной схемы среды фирмы.

Рынок импорта алкогольной продукции является растущим. При этом тенденция к росту в сегменте более дорогих и качественных алкогольных напитков порождает потребность в более качественном управлении и обслуживании транспортно-логистических цепочек продвижения товаров.

Подакцизные товары, алкогольные напитки в частности, являются сферой, тщательно контролируемой со стороны государства. Контроль государства за оборотом подакцизных товаров осуществляется во многих странах мира, в том числе и в экономически развитых странах Евросоюза (основного поставщика импортной алкогольной продукции в РФ), но степень влияния государства на этот сектор экономики в Европе и в России сильно отличается.

Система импорта алкогольной продукции, представляет собой совокупность субъектов и связей между ними, подчинённых совокупности принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений (рис. 1). Экономический смысл системы импорта алкогольной продукции состоит в возможности извлечения её субъектами прибыли из существования спроса отечественного потребителя на товары, произведённые за рубежом.





Рис. 1. Система импорта в РФ алкогольной продукции.

Взаимодействие предприятия-субъекта данной системы с внешней, как правило, враждебной средой требует выработки комплекса правил и планов, следование которым может обеспечить предприятию выживание и развитие. Комплекс правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, реализуется в виде стратегии фирмы.

В научной литературе приводятся различные взгляды на классификацию факторов, оказывающих влияние на формирование стратегии фирмы. Наиболее полная с точки зрения автора классификация и структура факторов приведена на рис. 2.

Система импорта подакцизной продукции испытывает сильное воздействие со стороны институциональной инфраструктуры, поскольку в процессе внешнеэкономической деятельности происходит взаимодействие с органами сертификации, таможней, банками, федеральными и муниципальными контролирующими органами.





Рис. 2. Схема среды, определяющей стратегию фирмы.

Система импорта подакцизной продукции испытывает сильное воздействие со стороны институциональной инфраструктуры, поскольку в процессе внешнеэкономической деятельности происходит взаимодействие с органами сертификации, таможней, банками, федеральными и муниципальными контролирующими органами. Помимо этого происходит взаимодействие с внешними структурами, представляющими производство и/ или снабжение, рынок логистических услуг (транспорт, складская обработка), рынок услуг страхования, рынок клиентов.

Выявлены основные ограничения, накладываемые системой государственного регулирования на систему импорта алкогольной продукции, которые выражаются в:


    1. необходимости нанесения акцизной марки на алкогольную продукцию за пределами РФ;

    2. необходимости точной индивидуализации акцизной марки под импортируемый товар;

    3. необходимости значительных капиталовложений в обеспечение импорта алкогольной продукции (приобретение акцизных марок, обеспечение уплаты таможенных платежей) до ввоза товаров;

    4. необходимости в установке специального оборудования для работы с акцизной маркой, приобретении программного обеспечения для работы с Единой Государственной Автоматизированной Информационной Системой контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции(ЕГАИС); найме дополнительного персонала для работы с комплексом ЕГАИС;

    5. необходимости получения фирмой-импортером лицензии на закупку, хранение и продажу алкогольной продукции;

    6. необходимости прохождения государственной границы через регламентированные пункты пропуска и таможенного оформления исключительно на постах акцизных таможен;

    7. необходимости наличия у склада назначения/ перевалки специальной лицензии на хранение и осуществление необходимых работ с алкогольной продукцией;

    8. необходимости получения Санитарно-эпидемиологических заключений (СЭЗ) и сертификатов соответствия РФ на импортируемые товары.

Общий порядок таможенного оформления ввоза подакцизных товаров, зависит от вида подакцизных товаров: маркируемые и не маркируемые подакцизные товары, - и отличается от таможенного оформления всех прочих товаров уплатой акцизного налога. Если товар должен быть маркирован акцизной маркой, то таможенному оформлению предшествует процедура получения и оклейки товара акцизной маркой. Кроме уплаты налога импортер обязан вносить при получении акцизных марок обеспечение уплаты таможенных платежей, рассчитываемое исходя из установленных законодательством ставок, что требует от импортера подакцизных товаров большего объема финансовых вложений, нежели при импорте других товаров. Это мотивирует импортера пользоваться услугами специализированных организаций для осуществления капиталоемких непрофильных функций (в частности ТЭО), а также осуществлять страхование различных рисков.

Транспортно-логистическое обеспечение импорта алкогольной продукции отличается от прочих тем, что необходимо обеспечить «слияние» потока товаров и потока акцизных марок в нужном месте в нужный момент. Это делает процесс обеспечения импорта сложным процессом управления разнородными материальными потоками (рис. 3) и связанными с ними потоками информации.

Грузовые характеристики алкогольной продукции обуславливают особые требования к условиям перевозки и хранения (связанные с высокими рисками в связи с потерей качества и рисками по стоимости перевозки). Большинство видов алкогольной продукции требуют соблюдения температурного режима при транспортировке и хранении.

Применяемые на текущий момент на рынке импорта алкогольной продукции транспортно-логистические схемы имеют следующие основные разновидности:

1) прямая перевозка алкогольной продукции от производителя на склад импортера;

2) транспортировка алкогольной продукции от производителя на склад импортера через один или несколько консолидирующих складов, один из которых производит оклейку товара акцизной маркой на контрактной основе.

Ключевая роль транспортной логистики в построении логистических систем импорта алкогольной продукции объясняется существенной удельной долей транспортных расходов как в общих логистических издержках, так и в продажной цене импортируемых товаров.

К комплексу ТЭО в системе импорта алкогольной продукции на сегодня предъявляются следующие основные требования:

1) создание транспортно-логистических схем доставки с учетом ограничений внешней среды;

2) обеспечение технологического единства транспортно-складских процессов;

3) совместное планирование транспортных процессов с процессами размещения и выполнения заказов на товары и акцизные марки;




Рис. 3. Этапы движения товаров и акцизных марок в транспортно-логистической системе импорта алкогольной продукции.

4) выбор вида транспорта и транспортного средства с учетом параметров груза, пожеланий клиента (система требований к качеству товаров и цене услуг);

5) определение рациональных маршрутов транспортировки с учетом ограничений внешней среды;

6) снижение комплексных логистических издержек.

Параметры и стоимость комплекса транспортно-логистических услуг востребованного клиентом зависят от его импортной стратегии и принятых стандартов качества продукции.

Во второй главе работы «Состояние и тенденции рынка транспортно-логистических услуг» проведено исследование мирового и российского рынков транспортно-логистических услуг, выявлены основные тенденции их развития, связанные с этими тенденциями возможности и угрозы для российских транспортно-логистических компаний. В процессе исследования рынка международных транспортно-логистических услуг выявлены основные методы осуществления международной доставки и логистического обслуживания импорта алкогольной продукции, а также особенности их государственного регулирования за рубежом.

Существующие научные подходы и методы оптимизации ТЭО международных товаропотоков не учитывают такое свойство подакцизных маркируемых товаров, как необходимость нанесения на товар акцизной марки перед ввозом на территорию РФ, и вытекающую из этого необходимость специального подхода к планированию транспортно-логистических систем импорта.

Решение комплекса задач по разработке логистических каналов и повышению уровня ТЭО импорта алкогольной продукции может производиться на базе существующих научно-методических подходов и методов, однако требуется их адаптация к системе специфических требований и ограничений, предъявляемых к процессу импорта алкогольной продукции ввиду рассмотренных ранее факторов. При разработке и оценке транспортно-логистических схем доставки необходимо учитывать помимо стоимости груза и ТЭО средства, вложенные клиентом в обеспечение импорта алкогольной продукции, а также необходимо учитывать специфику груза, обуславливающую требования к способу доставки (прямая или терминальная) и маршруту.

Изучение сложившейся практики ТЭО в сфере международных перевозок алкогольной продукции показало, что чаще всего используется автомобильный транспорт, редко - железнодорожный транспорт. Морские перевозки, как правило, применяются при закупках алкогольной продукции в странах Нового Света (Чили, Аргентина, ЮАР, США).

На рис. 4 приведены основные схемы международной доставки алкогольной продукции.

Склады и терминальные комплексы играют особую роль в ТЭО импорта в РФ алкогольной продукции. Обычно при перемещении и промежуточной обработке алкогольной продукции используются следующие складские и дополнительные услуги: консолидация и распределение; приемка по количеству и качеству (переборка); оклейка алкогольной продукции российскими





Рис.4. Схемы международной транспортировки алкогольной продукции в РФ

акцизными марками; хранение; предпродажная подготовка.

Так как количество складов, предоставляющих услуги по наклейке российской акцизной марки, невелико, рынок данных услуг можно назвать олигопольным. Большая часть импортируемой в Россию алкогольной продукции оклеивается акцизной маркой в Латвии, Литве и Эстонии. При этом структура рынка крайне неравномерна. Основная часть товаропотока проходит через несколько крупных терминалов, которые накопили достаточно опыта для осуществления работ с российской акцизной маркой, имеют постоянный штат квалифицированных русскоговорящих складских работников для осуществления таких работ и соответствующие складские помещения. Самыми крупными являются терминалы SIA «Mono» (Рига, Латвия) и UAB «Girtekos logistika» (Вильнюс, Литва).

Основной тенденцией 2007 года стало увеличение мощности терминалов, осуществляющих оклейку алкогольной продукции российской акцизной маркой, а также открытие новых терминалов и предоставление услуг по оклейке уже действующими терминалами.

Следуя тенденциям рынка, крупные зарубежные терминалы перешли от предоставления только складских услуг к комплексному транспортно-логистическому обслуживанию. В силу олигопольного положения на рынке услуг они зачастую склоняют клиентов к эксклюзивному использованию их комплексных транспортно-экспедиционных услуг посредством различных ценовых методов.

Еще одним востребованным направлением ТЭО при импортных перевозках алкогольной продукции является дополнительное (добровольное) страхование грузов. Особенно велики риски импортера по утере или порче акцизных марок. В этом случае импортер теряет помимо собственной стоимости марки (1,534 руб. за штуку включая НДС) сумму таможенного обеспечения, размещенного в виде депозита или банковской гарантии на счету таможенного органа. На сегодняшний день большинство импортеров страхуют перемещения акцизных марок в специализированных страховых организациях.

При исследовании рынка транспортно-логистических услуг были выявлены следующие тенденции:

1) активный рост российского рынка транспортно-логистических услуг, что определяется возросшими потребностями динамично разви­вающейся экономики, а также необходимо­стью снижения транспортных и логистических затрат за счет аутсорсинга;

2) динамичное развитие логистического аутсорсинга, особенно в сегменте комплексных логистических услуг;

3) динамичное развитие рынка контейнерных перевозок;

4) рост масштабов деятельности западных розничных сетей и транснациональ­ных компаний, ориентированных на широкое привлечение услуг 3РL1, что отражается на уровне конкуренции. При этом рынок контрактной логистики в РФ сегодня характеризуется значительным объемом неудовлетворенности спроса и представлен, в большинстве своем, иностранными логистическими компаниями.

Рынок международных перевозок на сегодняшнем этапе развития требует от участников рынка логистического подхода, клиенты рассчитывают на услуги не просто перевозки, а логистической поддержки выбранной ими импортной стратегии. В борьбе за клиента, помимо ценового фактора, важным становится фактор синергии усилий клиента и экспедитора, направленных на достижение взаимной выгоды.

В силу особенностей регулирования импорта алкогольной продукции и отвлечения значительного капитала на его обеспечение скорость продвижения товара в транспортно-логистической цепи является важнейшим показателем эффективности логистики предприятия.

Российские импортеры не создают собственных транспортных активов для осуществления международных перевозок. Транспортно-экспедиционное обслуживание, как правило, передается на внешний аутсорсинг, что создает возможности для российских транспортных компаний расширить круг своих клиентов и увеличить объемы предоставляемых услуг.

Комплексный внешний аутсорсинг в сфере импорта в РФ алкогольной продукции на уровне 3PL достаточно слабо развит и в основном ограничивается передачей внешним специализированным организациям отдельных функций ТЭО импорта.

Российские транспортные предприятия редко участвуют в процессе импорта алкогольной продукции по причине отсутствия соответствующей квалификации и низкой конкурентоспособности услуг по сравнению с западными компаниями.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница