Трансферт технологий как основа экономической интеграции: общие тенденции и особенности для россии и стран СНГ




Скачать 174.72 Kb.
Дата30.04.2016
Размер174.72 Kb.
Соловьёва Ю.В.

к.э.н., доцент РУДН

jouliana_sol@mail.ru

ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ: ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ДЛЯ РОССИИ И СТРАН СНГ

Экономический рост государства зависит, в первую очередь, от концентрации научного потенциала на перспективных направлениях, конкурентоспособных сферах научно-образовательной и технологической деятельности, позволяющих решить ключевые вопросы развития национальной экономики. В странах СНГ к ним можно отнести ресурсо- и энергосбережение, ядерные технологии, экологию, нанотехнологии, телекоммуникации, биотехнологии и генную инженерию, физико-химические основы добычи и переработки сырья. При этом в государствах Содружества по-прежнему преимущественно преобладают общенаучные исследования, а не разработки, дающие коммерческий эффект (исключения: Беларусь, Казахстан, Россия).

В настоящее время страны Содружества нуждаются в формировании долгосрочных программ по комплексной модернизации экономики на основе повышения ее научно-технического уровня и перехода к новому технологическому укладу, ядро которого составят нано-, биотехнологии и информационно-коммуникационные технологии. Ведущими направлениями при переходе к инновационной модели развития экономики станет модернизация совместной на пространстве СНГ транспортной и энергетической инфраструктуры, создание развитой коммуникационной инфраструктуры, формирование эффективной национальной и транснациональной инновационной образовательной системы, развитие нано- и биотехнологий, современной медицины.

Развитие взаимоотношений между государством, наукой, образованием и сферой производства на пространстве СНГ вытекает из сложившейся ранее системы взаимосвязей, единой для всех республик Советского Союза. Говоря о перспективах развития сферы взаимодействий, отметим общие тенденции, наблюдаемые в государствах-членах СНГ в настоящее время.



Таблица 1.

Распределение внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ в 2011 г. (в национальной валюте)

Страна

Всего

В том числе

на фундаментальные

исследования

на прикладные

исследования

на разработки

Азербайджан (млн. манатов)

106,2

34,3

36,8

16,7

Армения (млрд. драмов)

9,4

4,2

0,4

4,8

Беларусь (млрд. белорус. рублей)

1 619,2

255,1

504,5

859,6

Казахстан (млрд. тенге)

38,2

7,5

20,8

9,9

Кыргызстан (млн. сомов)

446,9

87,5

42,7

316,7

Молдова (млн. лей)

312,9

78,1

176,3

58,5

Россия (млрд. росс. рублей)

568,4

106,9

113,1

348,4

Таджикистан (млн. сомони)

32,5

14,8

13,0

4,7

Украина (млрд. гривен)

9,4

2,2

1,7

4,4

Источник: Казахстан и страны СНГ: Ежеквартальный журнал. 2013. - № 1. - С.67. - www.stat.kz.
Как показывают мировые тенденции, в ближайшие десятилетия произойдет формирование воспроизводственной системы нового, шестого технологического уклада, ключевым фактором которого станут информационно-коммуникационные технологии, нано- и биотехнологии, что приведет к глобальным институциональным изменениям. Для государств СНГ наибольшее значение имеют новые технологии добычи нефти (в том числе на морском шельфе), транспортировки газа, открытой добычи угля и руд (без ущерба для окружающей среды), глубокая переработка полезных ископаемых, лесного и сельскохозяйственного сырья, рациональный оборот воды, производство новых сплавов и конструкционных материалов, генная инженерия, тонкие биологические, химические и электрофизические, в частности лазерные, технологии. Следует отметить, что на данный момент в странах СНГ преобладают третий и четвертый технологические уклады, основанные на устаревших технологиях1. Однако, с учетом происходящей экономической интеграции, у стран Содружества имеется возможность не повторять все этапы пути, пройденного развитыми странами, а перейти в кратчайшие сроки к экономике знаний на основе формирования интегрированного комплекса взаимосвязанных факторов: науки, образования и технологий при эффективной поддержке государства.

В странах СНГ основной объем фундаментальных исследований выполняют НИИ государственного сектора. Так, в Азербайджане и Армении на их долю приходится 96–99% общих затрат на фундаментальные исследования, в Таджикистане и на Украине - 87%, в России - 76%, в Белоруссии - 69%. Научными организациями госсектора в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Молдавии и на Украине было выполнено 55–66%, а в Таджикистане - почти 100% всех прикладных исследований. В области научно-технических разработок государственный сектор играет ведущую роль лишь в Армении и Таджикистане (95–100%)1.

Предпринимательский сектор ориентирован преимущественно на создание научно-технических разработок, дающих коммерческий результат. Его доля велика в России (67% общих затрат на НИР), на Украине (58%), в Белоруссии, Казахстане, Киргизии и Молдавии (36–43%). В этом секторе в Молдавии, России и на Украине было освоено 83–92% общих затрат на научно-технические разработки, в Азербайджане, Белоруссии и Казахстане - 58–65%. Кроме того, организациями предпринимательского сектора в России было проведено 52% от общего объема прикладных работ, в Азербайджане, Казахстане, Молдавии и на Украине - 24–33%. Относительно незначительные затраты на фундаментальные исследования в этом секторе (их доля варьировала от 2 до 10%) производились в Белоруссии, Казахстане, России и на Украине.

Если в Казахстане на долю университетов, других учебных заведений, а также находящихся под их контролем или ассоциированных с ними НИИ приходился 31% от общего объема фундаментальных исследований, то в Белоруссии - 29%, в Молдавии, России, Таджикистане и на Украине - 12–14%. Доля прикладных исследований в Армении составляла 42%, в Белоруссии - 20%, в Азербайджане, Казахстане, Молдавии, России и на Украине - 12–16%2.

Практически во всех государствах Содружества масштабы научных исследований и разработок, проводимых сектором высшего образования, меньше, чем в развитых странах, где в вузах сосредоточен основной потенциал фундаментальной и прикладной науки. В связи с этим сотрудничество вузов стран СНГ в этой сфере представляется особенно важным.

Отдельно следует выделить научные и профессиональные общества, благотворительные фонды, общественные организации, занимающиеся научно-исследовательской деятельностью и представляющие частный бесприбыльный сектор. В большинстве стран Содружества данные организации практически не принимали участия в проведении научных исследований и разработок. Исключение: Казахстан, Кыргызстан и Россия, где организациями этого сектора было выполнено от 0,1% до 1,3% от общего объема НИР.

Отметим, что в отличие от стран с развитой инновационной экономикой, в большинстве стран Содружества в составе источников финансирования научно-исследовательских работ по-прежнему преобладают бюджетные ассигнования. Опережающими темпами росло финансирование из бюджета в Беларуси, Казахстане, Молдове и Украине. В Казахстане заметную роль в финансировании научных исследований играют собственные средства научно-исследовательских организаций, в Украине - иностранные инвестиции.

Рис.1. Структура затрат на научно-технические работы по источникам финансирования, 2012 г.



Источник: Агентство Республики Казахстан по статистике. - http://www.stat.kz.
Отметим, что увеличение расходов на приобретение нового оборудования в НИИ и на предприятиях наблюдается в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане, однако их техническая оснащенность остается низкой, что не дает возможности конкурировать на мировом рынке технологий и инноваций. Следовательно, лишь совместными усилиями могут быть организованы разработка и выпуск современного научного оборудования.

За последние годы процесс модернизации оборудования в рамках НИР проходил недостаточно активно. Так, в 2009 г. капитальные затраты соответствовали лишь 1,5–6,5% от общего объема внутренних затрат на исследования и разработки в странах СНГ. Удельный вес стоимости машин, оборудования, приборов в общей стоимости основных средств научно-исследовательской (конструкторской) деятельности колебался от 22% (Украина) до 56% (Казахстан)1.

Недостаточное финансирование научных исследований и низкий уровень заработной платы приводят к тому, что в большинстве государств СНГ (Армения, Беларусь, Кыргызстан, Молдова, Россия, Украина) продолжается отток специалистов из сферы науки.

В последние годы в большинстве стран Содружества выросло число специалистов, ведущих научные исследования и разработки, в возрасте до 40 лет, что свидетельствует о некотором омоложении кадров науки. В то же время сократилось число специалистов от 40 до 60 лет и увеличилось число исследователей в возрасте 60 лет и старше2. Как видно из Таблицы 2, по ряду стран значительных изменений в численности работников научных организаций не произошло. Положительную тенденцию можно отметить в Армении, Беларуси, Молдове, Таджикистане. Однако в Азербайджане, Казахстане, России и Украине заметно значительное сокращение численности работников научных организаций.



Таблица 2

Численность работников научных организаций в странах СНГ (человек)




Работники основной (научно-технической) деятельности

Исследователи

2007

2008

2009

2010

2007

2008

2009

2010

Азербайджан

18 079

17 942

17 401

17 924

11 280

11 054

11 041

11 037

Армения

5 669

6 899

6 926

6 558

4 114

5 314

5 5542

4 981

Беларусь

31 294

31 473

33 516

31 712

18 995

18 455

20 571

19 879

Казахстан

17 774

16 304

15 793

17 021

11 524

10 780

10 095

10 870

Киргизия

3 140

3 076

3 533

3 129

2 034

1 835

2 290

1 974

Молдова

4 587

5 315

5 424

5 114

2 592

3 471

3 561

3 267

Россия*

801 135

761 252

742 433

736540

392 849

375 804

369237

368 915

Таджикистан

2 410

2 447

2 791

2 827

1 584

1 397

1 722

1 802

Украина

155 549

149 699

146 800

141 086

78 832

77 355

76 147

73 413

*Персонал, занятый исследованиями и разработками

Источник: Наука России в цифрах: 2011. – М.: ЦИСН, 2011. – С.215.

Рассмотрим такой фактор, как уровень оплаты труда и предпринимательского дохода в инновационной сфере, также существенно влияющий на персонал, занятый в научно-исследовательской сфере. Данный уровень в странах Содружества намного ниже, чем в развитых странах, для которых характерен устойчиво высокий рост ВВП и производительности труда. Так, за период с 1988 г. по 2008 г. мировой ВВП увеличился вдвое. При этом ускоренное развитие показывают развивающиеся страны и страны с формирующимся рынком, где ВВП в среднем вырос в 2,7 раза. Наиболее значительного роста экономики удалось добиться развивающимся странам Азии (в 4 раза), а особенно Китаю (в 6 раз), что в основном обусловлено быстрым ростом инвестиций и повышением производительности труда на базе формирования инновационной экономики, увеличения производства машин, оборудования, электронной и информационной техники, потребительских товаров.

По прогнозам МВФ, в 2013 г. доля развивающихся стран в мировом ВВП превысит долю развитых - 50,9% против 49,1%. В 2012 году развитым экономикам удалось сохранить очень небольшой перевес - 50,1%. Вклад развивающихся экономик будет расти и к 2018 г. достигнет 55%, прогнозирует МВФ. Таким образом, вклад развивающихся стран в рост мировой экономики в 2012-2017 гг. составит 74%1. Отдельно выделим Китай, средние темпы экономики которого составляли 11,1% в 2006-2011 гг., в 2012 г. - 9,3%, до 2020 г., согласно официальному прогнозу, - 7,5%. Вклад Китая в мировой рост увеличился с 9,9% в 1982-1987 гг. до 23% в 2002-2007 гг., в 2012-2017 гг. будет 33,6%, прогнозирует МВФ2.

Удельный вес государств СНГ в производстве мирового ВВП в течение последних предкризисных лет увеличивался после резкого падения в 1990-е гг., но пока он еще значительно меньше, чем в 1990 году3.

Информационная и коммуникационная сфера, как одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся, нуждается в соответствующем правовом регулировании. Так, в 2006 г. Советом глав правительств были приняты Стратегия сотрудничества государств-участников СНГ в сфере информатизации и План действий по реализации Стратегии на период до 2010 года (в настоящее время уже подготовлен проект новой Стратегии). В 2008 г. Совет глав государств принял Концепцию сотрудничества государств-участников СНГ в сфере обеспечения информационной безопасности, а в 2010 г. Совет глав правительств подписал Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в создании, использовании и развитии межгосударственной сети информационно-маркетинговых центров для продвижения товаров и услуг на национальные рынки.

Активное участие в формировании единого информационного пространства принимает Межпарламентская Ассамблея СНГ1. К настоящему времени Ассамблеей разработано и принято 12 модельных законодательных актов в этой сфере, среди них законы «О принципах регулирования информационных отношений в государствах - участниках СНГ», «О трансграничном спутниковом телевизионном и радиовещании и международном спутниковом информационном обмене», «О персональных данных», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронной торговле», первая часть модельного Информационного кодекса и другие принципиально важные для этой сферы нормативные акты. Принятый Межпарламентской Ассамблеей СНГ в 2000 г. модельный закон «Об электронной цифровой подписи» лег в основу аналогичного российского закона 2002 г., украинского закона 2003 г., аналогичных правовых актов других государств-участников СНГ.

Следует отметить, что законы об электронной цифровой подписи создали условия для развития электронной торговли в рамках стран Содружества, в связи с чем важна организация межгосударственных центров, удостоверяющих электронные цифровые подписи в различных странах. Так, например, на основе опыта созданного в Южной Корее межгосударственного центра, удостоверяющего электронные подписи из Китая, Японии и Южной Кореи, стала возможна аналогичная деятельность между Россией, Украиной и Беларусью.

В настоящее время, в Содружестве Независимых Государств созданы и функционируют структуры, которые отвечают современным требованиям перехода на инновационный путь развития. В частности, недавно образованный Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах становится основным полномочным координатором научно-инновационной деятельности в Содружестве. Также он занимается разработкой Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств - участников СНГ на период до 2020 года1.

На базе Объединенного института ядерных исследований в Дубне совместно с Курчатовским институтом, Международной ассоциацией академий наук при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ создан Международный инновационный центр нанотехнологий СНГ. С его появлением связывают формирование конкурентоспособного высокотехнологичного рынка наноиндустрии Содружества, создание новых инструментов научно-инновационного сотрудничества для совместного выхода на мировые рынки.

В 2010 году произошли значительные изменения в области инновационного сотрудничества. Было подготовлено Соглашение о создании общей информационной инфраструктуры инновационной деятельности государств - участников СНГ в форме общей распределенной информационной системы и портала СНГ «Информация для инновационной деятельности государств-участников СНГ».

В качестве базовой организации по межгосударственному обмену научно-технической информацией был определен Всероссийский институт научной и технической информации Российской академии наук. В том же году началась подготовка проекта Межгосударственной целевой программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ на период до 2020 года.

В этот же период была подготовлена Рамочная программа сотрудничества государств-участников СНГ в области мирного использования атомной энергии на период до 2020 года «Сотрудничество “Атом - СНГ”». Базой для такой программы является успешная деятельность российской атомной отрасли, заказы которой машиностроению выросли за пять лет в 25 раз2. Указанная рамочная программа направлена на формирование партнерских отношений в энергетической сфере и создание энергетических и научно-технических объединений, а в перспективе - конкурентоспособной атомной энергетической компании Содружества.

Среди первоочередных мероприятий Рамочной программы следует отметить, во-первых, координацию принятых в СНГ международных договоров и решений. Например, речь идет о возможности использования мирных ядерных установок нового поколения и ядерных установок малой мощности (до 300 МВт), о совместных разработках ЗАО «Атомстройэкспорт» (Российская Федерация), АО «НАК “Казатомпром”» (Республика Казахстан), а также другими организациями и ведомствами Содружества проекта атомной станции с ядерными установками типа ВБЭР-300. Во-вторых, программа предполагает объединение информационных ресурсов стран СНГ. В-третьих, предусматривается передача знаний, накопленных в русскоязычной ядерно-технологической среде государств - участников Содружества. В-четвертых, планируется подготовка кадров для мирной ядерной энергетики, в частности создание единого «ядерного портала» государств-участников СНГ в Интернете для использования учеными, специалистами и студентами1.

В целом, в реализации интеграционного подхода на пространстве СНГ ряд исследователей выделяет следующие ключевые и наиболее перспективные направления развития2.

1. Расширение сети научно-образовательных объединений в форме юридических лиц либо на договорной основе для реализации образовательных программ и/или проведения научных исследований. К ним можно отнести, например, центры передовых исследований (т.н. центры превосходства), создаваемые путем объединения наиболее продуктивных вузовских, академических и отраслевых научных коллективов с предоставлением им необходимых ресурсов и финансируемые на конкурсной основе3.

2. Дальнейшее развитие «проектной интеграции», нацеленной на формирование эффективных взаимосвязей между вузами, научными организациями и предприятиями. Она способствует созданию устойчивых альянсов между НИИ, КБ, вузами и предприятиями. Эта форма наиболее привлекательна для бизнеса, который может участвовать в совместных проектах в сфере науки, инноваций и подготовки кадров. Поддержка такой интеграции не означает отказа от формального слияния НИИ и вузов, вопрос о котором должен решаться на индивидуальной основе.

3. Расширение практики совместного участия НИИ и вузов в конкурсах на получение грантов и заказов на исследования и разработки, в издательской деятельности, присуждении совместных стипендий, международных программах и проектах; организация совместных ученых советов по научным направлениям, специализированных советов по присуждению ученых степеней на базе НИИ и вузов. Это позволит сформировать среду, благоприятную для любых интеграционных инициатив в научно-образовательном сообществе.

4. Создание, развитие и приоритетная поддержка сети ведущих исследовательских университетов как крупнейших научно-образовательных организаций. Как свидетельствует мировой опыт, именно такие университеты обеспечивают взаимосвязь ценностей фундаментального образования и возможностей гибкого удовлетворения потребностей в кадрах по перспективным научным направлениям и наукоемким технологиям.

5. Интеграция как организационно-экономический процесс означает прежде всего объединение ресурсов научного и образовательного комплексов, включая их инновационные потенциалы, для получения социально-экономического и коммерческого эффектов. Это предполагает, что государство будет стимулировать развитие как простых, так и более продвинутых ее форм. К ним, в частности, относятся инновационные консорциумы, объединяющие вузы, научные организации, предприятия и, возможно, финансовые структуры, с последующим формированием на этой основе устойчивых инновационных кластеров.

Движение в этих и других направлениях будет способствовать созданию в России сбалансированного научно-образовательного комплекса, обеспечивающего решение важнейших социально-экономических задач, стоящих перед нашей страной. Курс на развитие и поддержку интеграции со странами СНГ является реальным шансом для российского государства преодолеть многолетнюю стагнацию отечественной науки и образования и добиться того, что так необходимо для их развития, - взаимопонимания и сотрудничества.



1 См.: Интеллектуальная экономика – технологические вызовы XXI века / Под ред. О.С.Сабдена, Е.А.Наумова. – Алматы, 2009.

1 Кротов М.И. Актуальные проблемы становления инновационной экономики в СНГ // Экономика и управление. 2010. - № 12 (62). – С.25; Казахстан и страны СНГ: Ежеквартальный журнал. - 2013. - № 1. - С.61. - www.stat.kz.

2 Там же.

1 Кротов М.И. Актуальные проблемы становления инновационной экономики в СНГ // Экономика и управление. 2010. - № 12 (62). - С.27.

2 Там же.

1 Кравченко Е., Оверченко М. Глобальную экономику ждут большие перемены // Ведомости. Финансы. - http://www.vedomosti.ru.

2 Там же.

3 Содружество Независимых Государств в 2009 году: Краткий сборник предварительных статистических итогов. - М., 2010. - С. 32–37.

1 См. Официальный сайт Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. - http://www.iacis.ru.

1 Интернет-портал СНГ. - http://www.e-cis.info.

2 См.: Послание Президента России Д. А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. – М., 2010. - 1 декабря.

1 Кротов М.И. Политико-экономические проблемы модернизации: опыт России и СНГ. - СПб: СПбГУ, 2011.

2 См, например: Гохберг Л., Китова Г., Кузнецова Т. Стратегия интеграционных процессов в сфере науки и образования. - http://institutiones.com/strategies/1070-strategiya-integracionnih-processov-v-sfere-nauki-i-obrazovaniya.html.

3 Как показывает опыт не только ведущих индустриальных государств, но и ряда стран Центральной и Восточной Европы, такие центры могут стать эффективным инструментом преодоления институциональных барьеров между наукой и образованием, одновременно решая задачу реструктуризации государственных научных учреждений.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница