Теория права




Скачать 380.01 Kb.
Дата05.05.2016
Размер380.01 Kb.
ТЕОРИЯ ПРАВА



С.А. ИВАНОВА,

доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой «Гражданское право»

и декан юридического факультета Финансового университета

при Правительстве Российской Федерации


К ВОПРОСУ О СОДЕРЖАНИИ ПОНЯТИЙ «НАУКА», «НАУЧНАЯ ПОЛИТИКА»

И «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА»: ПРАВОВОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Проведение единой государственной политики в области науки подразумевает разработку единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии касающихся науки основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки.
Ключевые слова: наука, сложное общественное явление, государственная политика, научно-техническая деятельность.
S.A. IVANOVА,

the doctor of jurisprudence, the professor, Managing chair «Civil law» and the dean of faculty of law of Financial university at the Government of the Russian Federation
TO THE QUESTION ON THE MAINTENANCE OF CONCEPTS "SCIENCE", «THE SCIENTIFIC POLICY»

AND «THE SCIENTIFIC AND TECHNICAL POLICY»:

LEGAL AND ECONOMIC MEASUREMENT
Carrying out of a uniform state policy in the field of a science means working out of uniform legal base, working out and state policy realization in foreign policy and external economic areas, the constitutional recognition and guarantees of fundamental laws concerning a science and freedom of citizens, acceptance and realization of government programs in the field of a science.
Key words: a science, the difficult public phenomenon, a state policy, scientific and technical activity.

Законодательство о науке и государственной научно-технической политике состоит из Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (далее – Закон) и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Несмотря на то что Закон содержит отдельную статью, раскрывающую основные термины и понятия, во всем его тексте не содержится определения смыслообразующего все другие понятия термина «наука». Что следует понимать под наукой?

Наука в настоящее время – это чрезвычайно сложное общественное явление, имеющее многосторонние связи с миром. Ее рассматривают с четырех сторон (как и другие общественные явления – политику, мораль, право, искусство, религию):

1) с теоретической, где наука – система знаний, форма общественного сознания;

2) с точки зрения общественного разделения труда, где наука – форма деятельности;

3) с точки зрения социального института;

4) с точки зрения практического применения выводов науки со стороны ее общественной роли1.

Термин «единая государственная политика в области науки» получил законодательное закрепление в п. «в» ч. 1 ст. 114 Конституции РФ. В указанной статье говорится, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки2, в частности: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки, обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки. Проведение единой государственной политики в области науки подразумевает разработку единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, касающихся науки, принятие и реализацию государственных программ в области науки.



Научная и научно-техническая политика – составная и неотъемлемая часть государственной социально-экономической политики. Сегодня, когда ушла в прошлое административно-распределительная система и прямое государственное финансирование/управление наукой, наука наряду с иными сферами жизни и деятельности напрямую зависит от экономики.

Существует много определений научной политики. Наиболее краткое, точное и ясное дали А.А. Батяев и Д.Ю. Каркавина. По их мнению, под научной политикой подразумевается отношение руководства страны к состоянию отечественной науки1.



Государственная научно-техническая политика является базисом, ядром всех видов государственной политики. Для того чтобы превратить науку в базовый элемент, двигатель общественного развития, ее необходимо шире привлекать к определению и экспертизе целей, задач, направлений этого развития. Иными словами, научно-техническая политика должна переключиться с прогнозирования развития исключительно науки и технологий на участие в прогнозировании развития общества в целом2.

Действительно, это так. Наука является движущей силой развития экономики и общества, поэтому государство должно уделять ей много внимания. Сейчас научно-техническая политика все-таки является основой более экономической политики, чем всех видов государственной политики. Хотя в последние годы в среде исследователей укрепляется представление о том, что роль науки не должна сводиться к преобразованию экономики на базе высокотехнологичного и наукоемкого производства. В свете прогнозируемой для науки XXI в. управленческой функции она должна быть привлечена к осуществлению не только экономических, но и важнейших политических, социальных и культурных задач государства1. Данное мнение представляется верным, поскольку научно-техническая политика лежит в основе не только экономики, так как последняя тесно связана с обществом и неотделима от него.

Рассматриваемый Федеральный закон наиболее полно определил, что государственная научно-техническая политика – это составная часть социально-экономической политики, выражающая отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки2. В этом определении внимание сконцентрировано на деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки.

Таким образом, политик существует несколько и научно-техническая политика одна из них, входящая в состав социально-экономической политики, которая представляет собой отношение государства к обществу и экономике в форме определенных для действий. Например, Н.А. Гордеева рассматривает науку как базовый элемент социально-экономического развития общества, а государственную научно-техническую политику – как составляющую политики развития3. Такое определение научно-технической политики близко к определению, представленному в Федеральном законе «О науке и научно-технической политике», и является верным, хотя и довольно кратким.

Таким образом, научно-техническая политика – это основа всех видов государственной политики, комплекс целенаправленных мер, обеспечивающих развитие науки и техники, внедрение их результатов в экономику страны и определяющую направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации достижений науки.

Степень и формы государственного вмешательства в развитие науки, ее прикладного использования зависят от многих факторов: стадии экономического развития, социально-экономических внутренних и внешних условий экономической политики, проводимой правительством. Государственная научно-техническая политика может выступать как активная, умеренная или пассивная; сдержанная, дающая простор рыночным процессам; протекционистская по отношению к отечественному научному комплексу или предельно открытая для зарубежной науки и техники; с опорой на собственный научный потенциал или на заимствование иностранных идей и технологий; высокоселективная, или фронтальная, всеохватывающая; с выраженным приоритетом фундаментальных и стратегических прикладных исследований или с приоритетом прикладных НИОКР и внедренческих работ. Реальная государственная научно-техническая политика сочетает указанные альтернативные формы в зависимости от фактически складывающейся ситуации, состояния экономики и активности научного сообщества. Реализация государственной научно-технической политики осуществляется посредством финансирования НИОКР, финансирования и совершенствования системы среднего и высшего образования, принятия ряда организационно-институциональных мер1.

Есть мнение, что в России до сих пор не сформировался подход к государственной научно-технической политике именно как к государственной, а не просто как к научно-технической деятельности. В итоге «потенциал такой политики не был реализован, страна не смогла укрепить свои конкурентные позиции в новейших технологических областях, выработать стратегию развития передовых рубежей»1. Другими словами, государственная научно-техническая политика присутствует в контексте Конституции РФ и иных нормативных актов, но четко не заявляется, не формулируется как вполне самостоятельная политика. Государственная научно-техническая политика подразумевается имманентно вложенной в экономическую (или в социальную, индустриальную, промышленную и проч.) политику государства2. А.П. Азизов же считает, что научная политика является целостной, интегративной программой действий общества по ее развитию на глобальном и региональном (национальном) уровнях, основанной на понимании смысла и значения науки в данную эпоху3.

С данной дефиницией нельзя согласиться в полной мере, так как все-таки политика – это отношение не общества, а государства. Следовательно, научную политику следует определить как отношения государства в форме определенных действий, направленных на поддержание и развитие науки. Таким образом, отличие научной политики от научно-технической политики заключается в том, что первое – это общее направление и отношение государства к науке, а второе – это комплекс определенных мер, обеспечивающих развитие науки и внедрение ее результатов в экономику страны, а также это базовый элемент всех государственных политик.

Важнейшим фактором экономического роста является научно-технический прогресс. Однако развитие науки, использование ее достижений не может быть обеспечено рыночным механизмом. Здесь необходима всесторонняя государственная поддержка, ибо исследования, продиктованные сугубо коммерческими интересами частных предприятий, редко соответствуют национальным экономическим интересам, да и ведутся в более узких областях. К тому же частные фирмы, предприятия не всегда располагают необходимым капиталом для проведения НИОКР. Меры государства в сфере НИОКР выступают как государственная научно-техническая политика. Она представляет собой совокупность принципов и методов, направленных на формирование и развитие научно-технического потенциала страны для достижения стратегических целей общества в соответствии с единой государственной политикой, провозглашенной Конституцией РФ. Цели научно-технической политики: государственная поддержка национальной науки; стимулирование развития ее приоритетных направлений, имеющих национальное значение; обеспечение условий для внедрения и эффективного использования научных достижений в сфере производства. Конечной целью научно-технической политики является обеспечение экономического роста, конкурентоспособности страны на мировом рынке, разрешение социальных проблем, обеспечение экономической безопасности.

Для уяснения вопроса о месте научной и научно-технической политики в социально-экономической политике государства необходимо рассмотреть, что представляет собой социально-экономическая политика.

В широком смысле слова социальным принято называть все, что непосредственно относится к обществу, людям, их жизни. Вместе с тем существует и более узкая область экономики, тесно связанная с социальными явлениями и именуемая социальной сферой. К социальной сфере принято относить экономические объекты и процессы, виды экономической деятельности, касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллектива, групп, общества1. Данное определение довольно полно и точно определило понятие социально-экономической политики, но в науке имеются и другие мнения на этот счет.

Например, по мнению И.Ю. Андреева и В.А. Лебедева, современная социально-экономическая политика Российской Федерации является сферой практического осуществления важнейших функций государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей1. Такое определение схоже с предыдущим, но отражает социально-экономическую политику очень поверхностно.

Таким образом, социально-экономическая политика – это политика, провозглашенная Конституцией РФ и определяющая цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в сфере возникновения потребностей, потребительские запросы, структуру потребления, выделяет рациональные потребности человека, социальных групп, регионов, общества с учетом разнообразия самих потребностей и потребителей, а также виды, природу возникновения, источники, уровень доходов, включая, в первую очередь, денежные доходы населения.

В настоящий период государственная политика в социально-экономической сфере определяет потребность высокого уровня государственного управления в обществе, одновременно должна быть направлена на улучшение его качества, показателем которого служит уровень социально-экономического развития страны2. Основой конституционно-правового регулирования исследуемого института является Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Данный Закон обозначил, что государственная научно-техническая политика является составной частью социально-экономической политики3.

Статья 8 Конституции РФ гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Научно-техническая деятельность, выполняя свою экономическую функцию, рассматривается Правительством РФ как одно из ключевых направлений подъема российской экономики, обеспечивающее реализацию национальных интересов России. Реализация возможностей научно-технического комплекса страны позволит обеспечить увеличение валового внутреннего продукта, создать новые производственные мощности, увеличить производительность и качество труда, повысить престиж научно-технической деятельности. Для проведения государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности было издано Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р «Об Основных направлениях реализации государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно технической деятельности»1.

В рамках данного Распоряжения были провозглашены основные цели государства, такие, как повышение уровня и качества жизни населения на основе развития производства конкурентоспособной отечественной продукции (работ, услуг) с высокими техническими и потребительскими характеристиками, прогрессивные структурные преобразования в области материального производства, повышение экспортного потенциала российской экономики, создание новых рабочих мест, расширение на этой основе налогооблагаемой базы, обеспечение оборонной, технологической, экономической и экологической безопасности Российской Федерации.

Как следует из целей поставленных государством, которые согласуются с целями, указанными в ст. 7 Конституции РФ, научно-техническая деятельность неотрывно связана с экономикой, она является ее базой, условием ее развития, поэтому научная, научно-техническая и социально-экономическая политика тесно взаимосвязаны: первая определяет последнюю.

В настоящее время разработана Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. Исходя из ее принципов, можем сделать вывод, что данная концепция, развивающая конституционные принципы, направлена на социально-экономическое развитие страны с помощью научных и научно-технических методов. Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008–2020 гг.), устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе. Системное решение поставленных задач данным документом состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному, социально ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния1.

Четкий понятийный аппарат, как и его законодательное закрепление в виде определенных правовых норм-дефиниций, имеет существенное значение для полноценного законодательного регулирования отношений в сфере науки, научной, научно-технической деятельности. Существует целый ряд работ о проблемах современного развития и необходимости полноценного финансирования науки в Российской Федерации; проведены исследования проблем правового регулирования научной деятельности, однако вопросам понятийного аппарата, связанного с наукой, научной и научно-технической деятельностью, в литературе достаточного внимания не уделяется. Поэтому необходимо рассмотреть эти понятия в смысловом и нормативно-правовом аспектах, провести анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Российской Федерации в отношении закрепления рассматриваемых понятий, ознакомиться с опытом других стран, использующих исследуемые понятия.

Начиная с древнейших времен человек искал способы объяснения жизни. Именно по этой причине возникали мифы как предвестники начальных научных знаний, представляющие собой определенный сплав объяснений наблюдаемых человеком явлений и его домыслов.

В ранних человеческих обществах познавательные и производственные отношения были неразделимы, первоначальные знания носили практический характер. Именно поэтому все исследователи признают, что наука – это определенная деятельность человека. Накопление знаний составило важную предпосылку будущей науки. Для возникновения собственно науки нужны были соответствующие условия: определенный уровень развития производства и общественных отношений, разделение умственного и физического труда и наличие широких культурных традиций, обеспечивающих восприятие достижений других народов и культур1.



В ходе исторического развития наука превратилась в производительную силу общества и важнейший социальный институт. Поэтому именно исторически обусловлено то, что понятие науки включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. В современном значении термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели науки – это описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, то есть в широком смысле – теоретическое отражение действительности. Именно так определяет Большая Советская Энциклопедия такое многогранное явление, как наука1.

Существует и такое определение понятия наука: наука – это исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся на основе общественной практики система объективно истинных знаний (или отдельная отрасль таких знаний) о природе, обществе и мышлении, об объективных законах их развития; сфера человеческой деятельности, где происходит выработка и систематизация объективных знаний о действительности2.

Специалисты в области философии справедливо отмечают, что в условиях глобализации различных сфер общественной жизни наука приобретает новый смысл и значение. Человеческая деятельность в самых различных областях оказывается зависимой от степени развития науки, качества научной информации. Наука – явление интернациональное, глобальное, и обеспечение ее развития под силу не каждому обществу3.

Наука как явление представляет собой эволюционирование человеческого разума, она направлена на изучение действительности, постоянно требует рационального обоснования и практического подтверждения, получаемых в процессе этого знаний. В самом общем понимании наука представляет собой форму общественного сознания, исторически образовавшуюся упорядоченную систему знаний, чья правдивость проверяется и постоянно уточняется практикой. Иными словами, основная миссия науки – это выработка определений4. Кроме этого, правоведы особо подчеркивают, что законодательство определяет научную деятельность как деятельность, направленную на получение и применение новых знаний, а также закрепляет правовой статус субъектов данной сферы деятельности, но при этом «до настоящего времени не существовало ни одного законодательно закрепленного единого определения термина «наука»1.

Российское государство рассматривает науку как отрасль экономики, которая должна обеспечить ее конкурентные преимущества на мировых рынках, и ставит задачу превращения науки в движущую силу преобразования отечественной экономики в «экономику знаний», перехода к инновационному пути развития страны на основе избранных приоритетов2. Обилие понятий о науке, обращение к этому понятию специалистов разных областей (лингвистов, лексикографов, правоведов, философов, науковедов) в очередной раз подтверждает, что такое явление, как наука, многогранно.

В связи с этим возникает закономерный вопрос: как законодательство о науке способно выработать точное определение и законодательно урегулировать такое сложнейшее явление, как наука? Тем более что специалисты прямо указывают на возникающие сложности при попытках законодательно определить понятие науки. Например, в литературе отмечается, что должно быть законодательно обеспечено единообразие и однозначность используемых понятий, относящихся к сфере науке, на всем правовом поле3. Иными словами, начиная с конституционного права все отрасли законодательства (гражданское, бюджетное, налоговое и т.д.) должны оперировать одним понятием «наука».

На практике же налоговое и бюджетное законодательства используют собственные подходы к пониманию границ этого явления, в частности границ научной деятельности и научной сферы4. Выработке единого подхода к определению такого сложного явления, как наука, может способствовать специальная отрасль исследований – науковедение. Данная отрасль исследований занимается исключительно познанием науки и представляет собой науку о науке. Она изучает закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими социальными институтами и сферами материальной и духовной жизни общества. Но приходится признать, что некогда очень популярная и востребованная область знания в настоящее время не имеет былой популярности, поскольку интерес к науковедению соответствует интересу к самой науке1, что, в свою очередь, сказывается и на выработке определений основных понятий в сфере науки, научной и научно-технической деятельности.

В законодательстве указание на науку содержится в нескольких нормативных правовых актах. Например, в Конституции РФ указано, что общие вопросы науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (подп. «е» ч. 1 ст. 72); определено также, что Правительство РФ обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки (подп. «в» ч. 1 ст. 114). Кроме этого, закреплено, что каждому гарантируется свобода научного творчества (ч. 1 ст. 44), не допускается без добровольного согласия подвергать человека научным опытам (ч. 2 ст. 21)2.

В Гражданском кодексе РФ наука упоминается несколько раз, однако ее определения законодатель не приводит. В частности, гражданским законодательством урегулированы следующие вопросы, имеющие отношение к науке: возникновение гражданских прав и обязанностей в результате создания произведений науки (ст. 8)3, один из аспектов содержания правоспособности граждан – граждане могут иметь права авторов произведений науки (ст. 18)1, интеллектуальные права на произведения науки являются авторскими правами (ст. 1255)2.

Базовый нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сфере науки, – Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», основной целью которого являлось создание правовой основы для других нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере науки, содержит определения таких понятий, как научная (научно-исследовательская) и научно-техническая деятельность, а определения понятия «наука», несмотря на свое название и назначение, этот Федеральный закон не содержит3.

Отмеченный автором данного исследования законодательный пробел необходимо устранить путем внесения в ст. 2 вышеназванного Федерального закона нормы-дефиниции, содержащей определение понятия «наука».

Гражданский кодекс РФ содержит указание на один из примеров результата научно-технической деятельности, выраженного в объективной форме, – единую технологию. Результат такой деятельности включает в себя изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране (ст. 1542)4. Определение «научный» употребляется не только в отношении деятельности. Существует, например, часто употребляемое понятие «научное исследование», под которым понимается процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности, характеризующийся объективностью, воспроизводимостью, доказательностью и точностью5.



Исследование − это вид деятельности человека, заключающийся в: а) распознавании проблем и ситуаций; б) определении их происхождения; в) выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития; г) установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний; д) нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.

Определение научного исследования приведено автором не случайно: оно необходимо в связи с его использованием Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)1, поскольку этот документ определяет виды научной деятельности через научные исследования.



Объект исследования − область деятельности человека, в которой обнаруживается и распознается проблема, требующая анализа и разрешения; среда, в которой проявляется проблема.

Предмет исследования − конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования.

В соответствии с ОКВЭД к деятельности в сфере научных исследований и разработок относятся:

— фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

— прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач;

— экспериментальные разработки – деятельность, основанная на знаниях, приобретенных в результате проведения научных исследований или на основе практического опыта, и направленная на сохранение жизни и здоровья человека, создание новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшее совершенствование1.

Специалисты отмечают, что российский ОКВЭД в целом соответствует международной классификации2.

Это относится и к научной тематике, в связи с чем можно сказать, что деятельность в сфере научных исследований и разработок в Российской Федерации в целом соотносится с международной классификацией. Образовательные учреждения под научно-технической деятельностью понимают деятельность, включающую в себя проведение прикладных исследований и разработок с целью создания новых или усовершенствования существующих способов и средств осуществления конкретных процессов. К научно-технической деятельности относятся также работы по научно-методическому, патентно-лицензионному, программному, организационно-методическому и техническому обеспечению непосредственного проведения научных исследований и разработок, их распространение и применение результатов3.

Можно встретить и следующее понятие научно-технической деятельности – это систематическая деятельность, тесно связанная с созданием, развитием, распространением и применением научно-технических знаний во всех областях науки и техники, включающая в себя три вида деятельности: научные исследования и разработки, научно-техническое образование и подготовка кадров, научно-технические услуги4.

Поскольку общие вопросы науки отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (подп. «е» ч. 1 ст. 72 (Конституции РФ), в ряде субъектов Российской Федерации приняты и действуют законодательные акты, регулирующие вопросы науки. В этой связи исследовательский интерес вызывает подход, использованный законодателями субъектов Российской Федерации к регулированию данного вопроса.

Например, Законом Санкт-Петербурга от 12 октября 2009 г. № 411-85 «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга» определены следующие основные понятия: «научно-техническая политика Санкт-Петербурга», «программы развития науки и научно-технической деятельности в Санкт-Петербурге», «научные, научно-технические и инновационные программы и проекты» (ст. 1)1. Далее следует оговорка о том, что «понятия и термины, используемые в настоящем Законе Санкт-Петербурга, не указанные в настоящей статье, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством».

Таким образом, Законодательное собрание Санкт-Петербурга не стало прибегать к принятию норм-дефиниций, определяющих понятия «наука», «научная и научно-техническая деятельность», а включило в законодательный акт отсылочную норму права и адресовало правоприменителей к федеральному законодательству.

Такой подход наиболее часто используется при правовом регулировании научной и научно-технической деятельности в субъектах Российской Федерации. В частности, он использован в Законе Республики Дагестан от 9 марта 2007 г. № 5 «О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан», в ст. 2 которого указано, что понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике»2.

Аналогичная позиция отражена и в Законе Красноярского края от 10 июля 2008 г. № 6-2000 «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края», в котором отмечено, что иные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они используются в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»1.

Обращает на себя внимание то, что законодатель не разграничил понятия «научная деятельность» и «научно-техническая деятельность», а объединил их одним определением в виде интеллектуальной творческой деятельности. Наиболее удачен с точки зрения проработки понятийного аппарата в части исследуемых понятий Закон Тюменской области от 21 февраля 2007 г. № 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области». Данный Закон определил оба понятия – и научной, и научно-технической деятельности. Научной признается деятельность, направленная на получение и применение новых знаний. Научно-техническая деятельность – это деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы2. Однако при соотнесении понятий данного Закона с определениями, предусмотренными федеральным законодательством, отмечается их схожесть. Таким образом, законодательство субъектов Российской Федерации в большинстве случаев идет по пути использования отсылочных к федеральному законодательству норм и самостоятельно не определяет понятия рассматриваемых терминов.

С одной стороны, это, безусловно, не способствует развитию понятийного аппарата, относящегося к сфере науки, но, с другой стороны, полностью соответствует требованиям, установленным в ч. 2 ст. 76 Конституции РФ, согласно которой по предметам совместного ведения Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

До настоящего времени актуален вопрос о наличии в научной деятельности элемента творчества. По нашему мнению, при рассмотрении этого вопроса нельзя не учитывать положения ч. 1 ст. 44 Конституции РФ о том, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества1.

И наука и творчество являются определенными видами человеческой деятельности. В Конституции РФ законодатель объединил две разные сферы человеческой деятельности в одну и тем самым внес некоторую путаницу, поскольку выражение «научное, техническое и другие виды творчества» не вполне понятно (ч. 1 ст. 44). Творчество более совместимо с эмоциональной, артистической сферой жизни человека, предполагающей создание культурных и материальных ценностей, в связи с чем уместно употребление этого понятия с такими определениями, как народный, художественный, тогда как наука – это особый вид мыслительной, умственной и познавательной деятельности человека, направленный на получение каких-либо новых знаний.

В связи с этим неясная смысловая нагрузка выражений «научное творчество», «техническое творчество»; неясность должна быть устранена законодателем путем принятия изменений. Например, можно предусмотреть право каждого на занятие наукой, научной и научно-технической деятельностью.

Отличие науки от других сфер деятельности человека предопределяется ее целью. Особая цель, присущая только научной деятельности, – ее направ­ленность на получение новых научных знаний1. Именно определение науки через ее целевую сущность в литературе предлагалось закрепить юридически. Цель получения в результате такой деятельности новых научных знаний пред­полагает определение признаков понятия «новые знания» как юриди­чески значимых2.

Решая задачу выработки определений понятий «наука», «научная деятельность» и «научно-техническая деятельность», можем обратиться и к опыту других государств. И, поскольку зарубежный опыт в части отношения к науке, научной и научно-технической деятельности может быть полезен для Российской Федерации, целесообразно рассмотреть несколько наиболее ярких примеров регулирования этой сферы в некоторых странах.

В частности, в Соединенных Штатах Америки основная ответственность за развитие науки и техники с начала 90-х годов ХХ в. перенесена на государство, при этом механизм государственного регулирования науки и техники опирается на всесторонне разработанные правовые нормы. Надо заметить, что Конституция США от 17 сентября 1787 г., в отличие, например, от Конституции РФ, содержит только одну норму о науке, которой установлено, что Конгресс имеет право содействовать развитию наук и полезных ремесел, обеспечивая на определенный срок авторам и изобретателям исключительные права на их произведения и открытия3.

На законодательном уровне в США принята и функционирует долгосрочная программа реформ администрации Б. Клинтона, одобренная Конгрессом в 1993 г., согласно которой решающая роль отведена обеспечению стране мирового научно-технического лидерства. Она предусматривает последовательную реализацию доктрины «глобальной технологической конкурентоспособности США в условиях глобальной конкуренции». Правовая основа программы – законы о государственной научно-технической политике, принятые в 80-х – 90-х годах ХХ в. Таким образом, в США сфера науки – это одно из приоритетных направлений развития, направленного на достижение мирового лидерства в данной сфере. Тогда как в России государственная научно-техническая политика – составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники1.

В Японии в середине ХХ в. был отмечен небывалый подъем в экономике, который во многом был обусловлен именно развитием науки2.

Послевоенная Конституция Японии от 3 мая 1947 г. провозгласила, что гарантируется свобода научной деятельности (ст. 23)3. И в настоящее время по сумме инвестиций на научные исследования Япония является одним из лидеров в мире4. Конституционное регулирование сферы науки в Японии имеет схожие черты с конституционным регулированием науки в США, поскольку также ограничивается одной конституционной нормой, что, однако, не мешает этим государствам иметь передовые научные достижения и постоянно развивать науку.

В Германии существует мощный научно-исследовательский потенциал, основанный на положениях Основного закона ФРГ от 23 мая 1949 г., в частности его ст. 5, провозглашающей, что искусство и наука, исследования и преподавание свободны, а также ст. 91 о том, что Федерация и земли могут действовать сообща путем заключения соглашений в области помощи научным учреждениям и в реализации проектов в области научных исследований, значение которых выходит за региональные рамки1. Надо отметить следующую особенность Конституции Германии, не характерную для Конституции РФ, помимо провозглашения свободы науки: Основной закон ФРГ устанавливает конкретный механизм поддержки научной деятельности – заключение специальных соглашений по научным проектам, имеющим определенное государственное значение.

Конституции стран Содружества Независимых Государств также регулируют вопросы науки и научной деятельности. Например, Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. устанавливает, что Азербайджанское государство оказывает содействие развитию культуры, образования, здравоохранения, науки, искусства (ч. II ст. 16), запрещает научные опыты над человеком без его согласия (ч. III ст. 46), гарантирует свободное осуществление литературно-художественного, научно-технического и других видов творчества (ч. II ст. 51), устанавливает разрешение на занятия научной деятельностью для определенных должностных лиц при общем для них запрете на занятия предпринимательской деятельностью (ст. 126)2. Анализируя перечисленные нормы Конституции Республики Азербайджан, укажем на довольно частое упоминание сферы науки в сравнении, например, с единственной конституционной нормой о науке в Конституции Японии или США. Поэтому можно сделать вывод, что для Конституции Республики Азербайджан характерно аналогичное Конституции РФ более подробное регулирование научной сферы.

Например, схожи по смысловому содержанию ч. 2 ст. 21 Конституции РФ и ч. III ст. 46 Конституции Республики Азербайджан1 о недопустимости проведения над человеком без его добровольного согласия научных опытов. Данные нормы закрепили прямой запрет на такие опыты.

Но есть и существенные различия. Так, если Конституция Республики Азербайджан устанавливает, что государство оказывает содействие развитию науки (ч. II ст. 16), то в Российской Федерации общие вопросы науки относятся и к государственному ведению, и к ведению субъектов Российской Федерации (подп. «е» ч. 1 ст. 72). Таким образом, указывается на совместное ведение данной сферы общественных отношений, а полномочия государства и субъектов РФ разграничиваются.

Помимо этого, в Конституции Российской Федерации не установлено прямого разрешения для занятий научной деятельностью для отдельных категорий должностных лиц. Это осуществлено законодателем в специальных законах, например, при общем запрете для судей вести оплачиваемую деятельность допускается занятие научной деятельностью2, подобное регулирование распространяется и на членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, которые не вправе заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности3.

В некоторых странах отношение к сфере науки иное, чем в вышеприведенных государствах. Например, в Латвии, где Конституция от 15 февраля 1922 г. устанавливает признание государством свободы научного творчества (ст. 113)1, в 2003 г. из госбюджета на финансирование науки не потрачено ничего2.

Особенным отношением к науке выделяется Китай, который по темпам развития науки и технологии занимает второе место в мире, уступая только США3. Основным законом КНР от 4 декабря 1982 г. урегулирован довольно обширный перечень вопросов в сфере науки: для общественной морали Китая характерна любовь к Родине, народу, труду и науке (ст. 24); государство поднимает научно-культурный уровень народа, проводит научно-техническое обучение рабочих, крестьян, государственных служащих (ст. 19), развивает естественные и общественные науки, популяризует научно-технические знания (ст. 20); граждане КНР пользуются свободой научно-технической деятельности (ст. 47)4.

В июле 1993 г. был принят и вступил в силу Закон КНР «О научно-техническом прогрессе», который довольно полно определил цели, роль, финансовые источники и систему стимулирования научно-технического развития и стал основным кодексом, направляющим научно-техническое развитие Китая. Помимо этого, принят Закон КНР «О распространении научно-технических знаний», который определяет популяризацию науки и техники и повышение научно-технического образования граждан как критерий действий и требует достижения поставленных целей усилиями всего общества5.



Таким образом, опыт различных стран весьма существенно различается по отношению ко многим вопросам науки, важным для Российской Федерации, но есть и общие черты. Специалисты отмечают, что таким странам, как Германия, Япония и США, удалось организовать свою систему научных исследований без специального закона о науке1. В целом же, несмотря на различие систем управления и выработки политики проведения исследований и разработок, решающую роль играет характерное для каждой страны признание основных научных принципов: оценка на основе научного достоинства, важность образования и содействие пониманию науки общественностью2.
Библиографический список:

  1. Азизов А.П. Научная политика в эпоху глобализации (Философско-методологические аспекты): Дисс. … канд. филос. наук. М., 2002. С. 5.

  2. Государственная социальная политика Республики Беларусь // http://abcinvestment.ru/post/K_sotsialnoy_sfere_prinyato_otnosit_ikonomicheskie.html

  3. Андреева И.Ю., Лебедев В.А. Проблемные аспекты государственных социальных программ // Социальное и пенсионное право. 2007. № 2.

  4. Аспирантура и диссертация // Словарь основных понятий, http://www.aspirantura.info/lexicon.html.

  5. Атаманчук Г.В. Власть и управление в предмете административного права. Административное и информационное право (состояние и перспективы развития). М.: Академический правовой университет, 2003. С. 13.

  6. Бакалавр экономики (Хрестоматия): В 3 т. / Под ред. проф. В.И. Видяпина. Т. 1. М.: Триада, 1999. Т. 1. С. 100.

  7. Батяев А.А., Каркавина Д.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Подготовлен для системы «Консультант Плюс». 2007.

  8. Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Введенский. Т. 29. 2-е издание. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1954. С. 241.

  9. Беларусь – Китай. Развитие науки и техники // Сайт Белорусского центра научно-технического сотрудничества с провинциями Китайской Народной Республики, http://www.belarus-china.metolit.by/ru/dir/index.php/732.

  10. Ваганов А. В поисках научно-технической политики. Блеск и нищета российской науки // Отечественные записки. 2002. № 7. С. 181, 188.

  11. Ваганов А. Государство и научно-техническая политика // Российский фонд технологического развития, http://www.rftr.ru/show.php?id=493&code=AR.

  12. Гатовский Л.М. Наука как объект экономического исследования // Вопросы экономики. 1974. № 5.

  13. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. пособие. М.: Консалтбанкир, 2002. С. 78.

  14. Глендей К., Щер Г. Законодательство в научно-технической сфере в РФ и в странах Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) // Опыт отдельных стран – членов ОЭСР. Обзор // http://www.nasledie.ru/fin/6_14/article.php?art=4.

  15. Гордеева Н.А., Филь М.М. Право и реформирование науки. Проблемы и решения. М.: Новая Правовая культура, 2005. С. 10.

  16. Дозорцев В.А. Правовой режим научно-технических знаний // Совет­ское государство и право. 1973. № 6.

  17. Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития / Отв. ред. В.В. Лапаева. М.: Норма, 2004. С. 96.

  18. Инновационная экономика / Под общ. ред. чл.-корр. РАН А.А. Дынкина и д.э.н. Н.И. Новиковой. М.: Наука, 2001. С. 38.

  19. Инновационная деятельность. Основные термины // Официальный сайт Южного федерального университета, http://inno.sfedu.ru/node/69http://inno.sfedu.ru/node/69.

  20. Медникова М. Китай становится ведущим научным центром мира // Радио «Свобода» // http://www.svobodanews.ru/content/article/366635.html#ixzz0YKr13V1k, 11.12.2006.

  21. Наука в Японии // Википедия. Свободная энциклопедия, http://ru.wikipedia.org/wiki.

  22. Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки / Под ред. А.Г. Аллахвердян, Н.Н. Семенова и А.В. Юревич. М.: Логос, 2005. С. 3.

  23. Научно-техническая деятельность // Мир словарей. Коллекция словарей и энциклопедий, http://mirslovarei.com/content_soc/NAUCHNO-TEXNICHESKAJA-DEJATELNOST-5155.html.

  24. Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Калинингр. ун-т. Калининград, 1997. С. 42.

  25. О Японии. Экономика, наука, техника // Официальный сайт посольства Японии в России, http://www.ru.emb-japan.go.jp/ABOUT/ECONOMICS/index.html.

  26. Полетаев А.В. Общественные и гуманитарные науки в России в 1998–2007 гг.: количественные характеристики. М.: Государственный университет. Высшая школа экономики, 2008. С. 7.

  27. Ракитов А.И. О природе научного исследования // Вопросы фило­софии. 1968. № 12.

  28. Чернов Е.В. Эврика! Наука в Латвии // Научный портал. Публикации латвийских ученых: Наука в мире и Латвии // http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show&f=65.



1 См.: Бакалавр экономики (Хрестоматия): В 3 т. / Под ред. проф. В.И. Видяпина. Т. 1. М.: Триада, 1999. Т. 1. С. 100.

2 Конституция РФ 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237.

1 См.: Батяев А.А., Каркавина Д.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // Подготовлен для системы «Консультант Плюс». 2007.

2 См.: Ваганов А. В поисках научно-технической политики. Блеск и нищета российской науки // Отечественные записки. 2002. № 7. С. 181, 188.

1 См.: Гордеева Н.А., Филь М.М. Право и реформирование науки. Проблемы и решения. М.: Новая Правовая культура, 2005. С. 10.

2 См.: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

3 См.: Гордеева Н.А., Филь М.М. Указ. соч. С. 10.


1 См.: Нестерова А.Д. Государственное регулирование экономики: Курс лекций. Калинингр. ун-т. Калининград, 1997. С. 42.

1 Цит. по: Инновационная экономика / Под общ. ред. чл.-корр. РАН А.А. Дынкина и д.э.н. Н.И. Новиковой. М.: Наука, 2001. С. 38.

2 См.: Ваганов А. Государство и научно-техническая политика // Российский фонд технологического развития, http://www.rftr.ru/show.php?id=493&code=AR.

3 См.: Азизов А.П. Научная политика в эпоху глобализации (Философско-методологические аспекты): Дисс. … канд. филос. наук. М., 2002. С. 5.

1 См.:  Государственная социальная политика Республики Беларусь // http://abcinvestment.ru/post/K_sotsialnoy_sfere_prinyato_otnosit_ikonomicheskie.html

1 См.: Андреева И.Ю., Лебедев В.А. Проблемные аспекты государственных социальных программ // Социальное и пенсионное право. 2007. № 2.

2 См.: Атаманчук Г.В. Власть и управление в предмете административного права. Административное и информационное право (состояние и перспективы развития). М.: Академический правовой университет, 2003. С. 13; Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное: Учеб. пособие. М.: Консалтбанкир, 2002. С. 78.

3 См.: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ.1996. № 35. Ст. 4137.

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р // СЗ РФ. 2001. № 50. Ст. 4803.

1 См.: Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.

1 См.: Бакалавр экономики (Хрестоматия): В 3 т. / Под ред. проф. В.И. Видяпина. Т. 1. М.: Триада, 1999. Т. 1. С. 100.

1 См.: Большая Советская Энциклопедия / Гл. ред. Б.А. Введенский. Т. 29. 2-е издание. М.: Большая Советская Энциклопедия, 1954. С. 241.

2 См.: Аспирантура и диссертация // Словарь основных понятий, http://www.aspirantura.info/lexicon.html.


3 См.: Азизов А.П. Научная политика в эпоху глобализации (Философско-методологические аспекты): Дисс. … канд. филос. наук. М., 2002. С. 16.

4 См.: Батяев А.А., Каркавкина Б.Ю. Комментарий к Федеральному закону от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». М., 2007.

1 Там же.

2 См.: Гордеева Н.А., Филь М.М. Указ. соч. С. 14.

3 См.: Законодательство о науке: Современное состояние и перспективы развития / Отв. ред. В.В. Лапаева. М.: Норма, 2004. С. 96.

4 Там же. С. 96, 97.

1 См.: Науковедение и новые тенденции в развитии российской науки / Под ред. А.Г. Аллахвердян, Н.Н. Семенова и А.В. Юревич. М.: Логос, 2005. С. 3.

2 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

3 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

1 Там же.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5696.

3 См.: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 02.08.2009г.) // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

4 Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5696.

5 См.: Аспирантура и диссертация // Словарь основных понятий, http://www.aspirantura.info/lexicon.html.

1 См.: Классификатор видов экономической деятельности. М.: Издательство стандартов, 2002.


1 Там же. С. 219.

2 См.: Полетаев А.В. Общественные и гуманитарные науки в России в 1998–2007 гг.: количественные характеристики. М.: Государственный университет. Высшая школа экономики, 2008. С. 7.

3 См.: Инновационная деятельность. Основные термины // Официальный сайт Южного федерального университета, http://inno.sfedu.ru/node/69http://inno.sfedu.ru/node/69.

4 См.: Научно-техническая деятельность // Мир словарей. Коллекция словарей и энциклопедий, http://mirslovarei.com/content_soc/NAUCHNO-TEXNICHESKAJA-DEJATELNOST-5155.html.

1 См.: Закон Санкт-Петербурга от 12 октября 2009 г. № 411-85 «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга», ст. 1 // Санкт-Петербургские ведомости. 2009. № 203.

2 См.: Закон Республики Дагестан от 9 марта 2007 г. № 5 «О науке и научно-технической деятельности в Республике Дагестан», ст. 2 // СЗ Республики Дагестан. 2007. № 3.

1 См.: Закон Красноярского края от 10 июля 2008 г. № 6-2000 «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края, ст. 2 // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2008. № 38.

2 См.: Закон Тюменской области от 21 февраля 2007 г. № 544 «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Тюменской области», ст. 1 // Тюменские известия. 2007. № 40.


1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993. № 237.

1 См., например: Ракитов А.И. О природе научного исследования // Вопросы фило­софии. 1968. № 12; Гатовский Л.М. Наука как объект экономического исследования // Вопросы экономики. 1974. № 5.

2 См.: Дозорцев В.А. Правовой режим научно-технических знаний // Совет­ское государство и право. 1973. № 6.

3 Конституция Соединенных Штатов Америки от 17 сентября 1787 г., раздел 8.1 // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. 2-е изд., исправ. и доп. М.: БЕК, 1999. С. 22.

1 См.: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (ред. от 02.08.2009) «О науке и государственной научно-технической политике», ст. 2 // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

2 См.: Наука в Японии // Википедия. Свободная энциклопедия, http://ru.wikipedia.org/wiki.

3 Конституция Японии от 3 мая 1947 г., ст. 23 // Конституции зарубежных государств: Учебное пособие / Сост. проф. В.В. Маклаков. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2003. С. 227.

4 См.: О Японии. Экономика, наука, техника // Официальный сайт посольства Японии в России, http://www.ru.emb-japan.go.jp/ABOUT/ECONOMICS/index.html.

1 Конституция Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. / Конституции государств Европы. В 3-х томах. Т. 1 / Под общ. ред. директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001. С. 565.

2 Конституция Азербайджанской Республики от 12 ноября 1995 г. (с учетом изменений, внесенных на всенародном референдуме от 24 августа 2002 года и 18 марта 2009 года) // Информационная база по законодательству Азербайджана, компания «MiniMax», http://www.consulting.minimax.az/cgi-bin/users/showdoc?doc=kz_951112.

1 Там же.

2 См.: Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 (ред. от 28.11.2009) «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 3 // ВСНД РФ и ВС РФ 1992. № 30. Ст. 1792.

3 См.: Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 74.

1 Конституция Латвийской Республики от 15 февраля 1922 г. // Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ Л.А. Окунькова. Т. 2. М.: Норма, 2001. С. 291.

2 См.: Чернов Е.В. Эврика! Наука в Латвии // Научный портал. Публикации латвийских ученых: Наука в мире и Латвии // http://evrika.tsi.lv/index.php?name=texts&file=show&f=65.

3 См.: Медникова М. Китай становится ведущим научным центром мира // Радио «Свобода» // http://www.svobodanews.ru/content/article/366635.html#ixzz0YKr13V1k, 11.12.2006.

4 Конституция Китайской Народной Республики от 4 декабря 1982 г. // Китайская народная республика: Конституция и законодательные акты / Отв. ред. Л.М. Гудошников. М.: Прогресс, 1994. С. 27.

5 См.: Беларусь – Китай. Развитие науки и техники // Сайт Белорусского центра научно-технического сотрудничества с провинциями Китайской Народной Республики, http://www.belarus-china.metolit.by/ru/dir/index.php/732.

1 См.: Глендей К., Щер Г. Законодательство в научно-технической сфере в РФ и в странах Организации экономического содействия и развития (ОЭСР) // Опыт отдельных стран – членов ОЭСР. Обзор // http://www.nasledie.ru/fin/6_14/article.php?art=4.

2 Там же.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница