Теоретические проблемы мировой экономической интеграции




страница1/4
Дата07.05.2016
Размер0.69 Mb.
  1   2   3   4


Содержание
Введение …………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические проблемы мировой экономической

интеграции…………….……….………………………………………...….. 5

1.1.Теоретические основы и объективные предпосылки

международной экономической интеграции…………………….……….... 5

1.2. Особенности международной интеграции в условиях рынка …….. 10

1.3. Этапы и механизмы международной экономической

интеграции…………………………………………………………………...12


Глава 2. Проблемы и перспективы региональной интеграции…….…… 21

2.1. Перспективы глобализации и регионализации……………………... 21

2.2. Интеграционные процессы в Европе, Азии, Америке и Африке…………………………………………………………………….…26
Глава 3. Интеграция Казахстана в международную экономическую систему и Всемирную Торговую Организацию ……………………… 28

3.1. Участие Казахстана в экономических союзах государств …………. 28

3.2. Привлечение иностранных инвестиций – курс на открытость

экономики Казахстана………………………………………………………36

3.3. Вопросы вступления Казахстана во Всемирную

Торговую Организацию …………………………………………………….46


Заключение………………………………………………………………………...60

Библиография ……………………………………………………………..…….. 66

Введение
Для современных международных экономических отношений присущи новые количественные и качественные характеристики. Основные формы хозяйственных связей, международная торговля, движение капиталов, миграция населения и трудовых ресурсов, транснациональная деятельность, акции международных организаций, наконец, интеграционные процессы в мире – достигли невиданных ранее масштабов. Изменились их место и роль в развитии современного общества. Останавливаясь на основных разделах современных МЭО, отметим, во-первых, международное движение капиталов, которое приобрело определяющее значение в ущерб мировой торговле. Только в последние годы его объем увеличился на 30 – 40 %, достигнув по вывозу в 1998 г. более 400, а в 1999 г. почти 500 млрд долл. Накопленная сумма экспорта капитала за последнее десятилетие приблизилась по величине к размерам годового мирового вывоза товаров и услуг, составив около 5 млрд долл.1 Результаты таких внешних инвестиций для экономик большинства стран более чем существенны: изменяются структуры национальных хозяйств, растет их экономический и технический уровень, стимулируется внешнеторговый обмен и др.

Во-вторых, международная внешняя торговля становится реальным и все более ощутимым фактором воспроизводственного процесса, удовлетворения потребностей населения и всякой хозяйственной деятельности. По данным анализа журнала «Аль ПАРИ», в 1999 г. международная торговля товарами и услугами превысила рубеж 10,6 трлн долл., а темпы ее ежегодного прироста 6-8 %, значительно опережая рост производства (2-2,5 %). Внешнеторговый обмен товарами и услугами составляет в настоящее время свыше 1/3 по отношению к суммарному ВВП стран мира – более 27 трлн долл.2

Таким образом, каждый шестой товар или услуга попадают к потребителю через мировую торговлю. Без внешней торговли теперь невозможно iудовлетворить разнообразные повседневные потребности населения не только малых стран, что очевидно, но также средних и больших (как США, Китай, Индия, Россия и т.п.), где доля импортных потребительских товаров в среднем достигает 12 –20 % от всех приобретаемых населением.

Имеются также другие новые черты современной международной торговли: обмен услугами увеличивается, и их доля составляет в настоящее время почти треть мирового экспорта (около 1,5 трлн долл.), при этом основная часть приходится на новые виды – инжиниринг, консалтинг, лизинг, информационные и др. В товарной структуре международного обмена резко возросла доля готовой продукции – около 2/3, в том числе поставки кооперационного характера (узлы, детали, агрегаты) – более половины. Это отражает возрастающее значение международной производственной и научно-технической специализации. Не случайна, поэтому и принципиально иная роль в МЭО внутрифирменного сотрудничества в рамках ТНК, на которые приходится подавляющая часть международного кооперационного обмена, создающего устойчивые предпосылки неуклонного расширения международного рынка. Вместе с тем это реальный фактор развития интеграционного типа мирохозяйственных отношений. Все это предопределяет и сдвиги в географической, «страновой» структуре международной торговли: центр тяжести перемещается в ней на взаимные отношения между экономически развитыми странами и группами стран (60 – 70% мирового товарооборота). Тем самым подготавливаются благоприятствующие условия для международной экономической интеграции участников с более или менее близкими уровнями развития в определенных регионах мира.

Приметой времени становится резкое увеличение динамичности и масштабов миграции населения, трудовых ресурсов, ведущей к международному перемещению такого важного фактора производства, как труд. В этот процесс включены десятки миллионов людей. Диверсифицировались регионы приложения ресурсов иммигрантов, их качественный, квалифицированный состав. В свою очередь интеграционный вариант развития облегчает передвижение рабочей силы, снимая официальные границы и отменяя многие формальности. И в этой части МЭИ создает известные преимущества.

Количественные и качественные характеристики современных МЭО показывают усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, повышение значения внешнеэкономического роста, предопределяя преимущества международного интеграционного развития, что обусловливает актуальность темы работы, посвященной анализу развития международной экономической интеграции и места Казахстана в экономических союзах государств.



Глава 1. Теоретические проблемы мировой экономической интеграции.
1.1.Теоретические основы и объективные предпосылки

международной экономической интеграции
Классики экономической науки (А.Смит, Д.Рикардо, Д.С.Милль, Ж.Б.Сей), К.Маркс и его последователи, современные ученые-экономисты (С.Харрис, Э.Хекшер, Б.Олин, П.Самуэльсон, С.Линдер, В.Леонтьев, М.Портер, Ф.Перу, Г.Мюрдаль) определяют принципы международной торговли, мирохозяйственных связей, международных экономических отношений, а тем самым и принципы международной экономической интеграции из методов разделения труда в обществе, между странами и народами. Концентрация труда и других ресурсов на изготовлении определенных видов продукции для продажи на внешнем рынке и ввоз необходимого предполагают известную специализацию производства в международном плане.

Это означает то или иное объединение усилий в удовлетворении потребностей отдельных стран. Создаются условия для увеличения количества и расширения набора товаров и услуг за счет импорта. Углубление международного разделения труда, количественное и качественное развитие мирохозяйственных связей обеспечивается также экономическими интересами их участников.

Международное разделение труда, вытекающая из него внешняя торговля и, особенно, более высокие формы мирохозяйственных связей позволяют получить существенный экономический выигрыш, сократить затраты на продукцию. Согласно классической теории это связано с преимуществами, возникающими в результате разделения труда между странами. Используя благоприятные условия, сочетание факторов производства, сначала естественных (природных, материальных, трудовых), а потом и все больше обретенных (научно-технических, технологических, конкурентных, инвестиционных, инфраструктурных, информационных), участники МЭО получают значительные экономические выгоды и прибыль.

В современных условиях в соответствии с некоторыми теоретическими взглядами именно технологические, конкурентные факторы формируют преимущества в мирохозяйственных связях, способствуют увеличению их масштабов, диверсификации, переходу к более высоким формам МЭО. Все большее значение приобретают близость экономических уровней и структур, технологическое подобие стран-партнеров.

Создаются предпосылки для более тесных хозяйственных связей интеграционного характера между странами и группами стран в отдельных регионах мира. Дополнительные маркетинговые преимущества возникают в связи с модификацией жизненного цикла продукции (ЖЦП) и отдельных его этапов, которая названа участием в МЭО, включением внешнего рынка. И в этом случае близость структур, потребительских склонностей и предпочтений, технологическое подобие играют важную роль. С теоретической точки зрения вся совокупность названных факторов продвигает мирохозяйственные связи к интеграционному типу развития.

Современные взгляды на МЭИ, относящиеся к так называемой традиционной теории, исходят при анализе практически только из экономических предпосылок, создаваемых в рамках таможенного союза (что предполагает ликвидацию таможенных барьеров, внедрение определенного координирующего регламента и т.д.).

В процессе интеграции создаются новые товарные потоки между странами – членами интеграционной группировки, которые устраняют производство более дорогих аналогичных товаров внутри данной страны. Затем товары, изготовляемые в интегрирующих странах, постепенно замещают импорт соответствующих товаров из третьих стран. Таким образом, “чистым результатом” новых товарных потоков в рамках интеграции является рост производства и, следовательно, благосостояния в странах-членах, возрастает уровень международной специализации. Все это позволяет повысить эффективность производства в целом и в каждой стране. Такая трактовка имеет, однако, и слабые звенья, так как исходит из стандартных ситуаций. В действительности нередко отдельно взятая страна добивается таких же показателей, а иногда даже лучших, чем “интегрированная”, если применяет односторонние меры по либерализации внешнеторговой политики, ликвидируя, например, торговые барьеры в целях создания товарных потоков и избегая или регулируя по своему усмотрению диверсификацию торговли. Тем самым эта страна получает преимущества “интегрированной”, оставаясь вне групповой регламентации.

Представители некоторых других современных теоретических школ выдвигают в качестве доминирующих предпосылок экономической интеграции внешнеэкономические факторы: обеспечение более надежной обороноспособности, престижность вступления в “элитный клуб” и т.п. не отрицая важность политических факторов, вряд ли можно отводить им решающую роль в процессе МЭИ.

Известен и другой подход: создание интеграционной системы позволяет участникам поставить общую цель и совместно ее достигнуть (рост производства, занятости, социальная стабильность и т.п.). В этом случае явный упор делается на увеличение значения государства в решении задач экономической интеграции, когда именно его усилиями создается общий рынок, принимаются оптимальные меры, обеспечивающие производство товаров и услуг.

Исходя из этого, доказываются преимущества таможенного союза по сравнению с либерализацией внешнеторгового обмена. Это дополняется тезисом, согласно которому государственная политика позволяет производить общественно полезные товары и обеспечивать ими население. Такой подход находится в противоречии с принципами рыночных отношений. По существу это теоретическое оправдание известной практики “интеграции сверху”, не лучшим примером которой был Совет Экономической Взаимопомощи.

Несколько позднее была выдвинута другая гипотеза, по которой страны стремятся к интеграции для преодоления “фактора ограниченности” (имеются в виду природные ресурсы, сырье, энергоносители и т.д.). тем самым возникают условия для увеличения производства, лучшего использования статических (размеры предприятий) и динамических (учиться производить) факторов, обеспечивающих рост емкости рынка, лучшую организацию производства. Это обычно иллюстрируется данными о росте торговли между странами ЕС, в том числе внутрифирменной торговли, широкой диверсификации товаров одинакового назначения по внешнему виду, дизайну, качественным характеристикам.

В других случаях акцент делается на особое значение технологических факторов Международной Экономической Интеграции. Возрастание их значения на современном этапе заставляет страны резко увеличивать затраты на НИОКР. Уменьшить их долю позволяет объединение усилий и ресурсов в данной сфере путем интеграции. Еще одним важным преимуществом Международной Экономической Интеграции, как считают многие современные исследователи, является обострение конкуренции – эффективный стимул повышения качества и обновления ассортимента товаров и услуг.

Рассмотрев современные теоретические подходы к МЭИ, можно сказать, что, несмотря на обилие разных взглядов и гипотез, пока еще не даны четкие ответы на вопросы о конкретных преимуществах и выгодах МЭИ для интегрирующейся страны. Крайне слабо в научной литературе представлены разработки по временным факторам интеграции. Конечно же, на разных этапах национальных экономик страны по разному оценивают “за” и “против” интеграции, так как на вариант ответа влияют не только (и не столько, как свидетельствует опыт СНГ) экономические факторы, но и целый “набор” политических, псевдополитических, объективных и псевдообъективных факторов.

Результатом международного разделения труда, развития внешней торговли и МЭО в целом является усиление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего фактора. Это не требует каких-либо доказательств. Данное явление принято называть интернационализацией хозяйственной жизни: национальная экономика достаточно устойчивая, все больше работает на внешний мир и, в свою очередь, зависит от МЭО.

В своем развитии интернационализация хозяйственной жизни прошла ряд этапов. Первоначально она затрагивала сферу обращения и была связана с возникновением международной торговли, превращением ее в мировую.

В конце Х1Х в. набирает силу международное движение капиталов, выходящее в настоящее время на первое место в системе Международных Экономических Отношений. Оно оказывает интенсифицирующее воздействие на мировую торговлю товарами и услугами – это важная и реальная предпосылка перемещения центра тяжести Международных Экономических Отношений в сферу производства и научно-исследовательской деятельности, а последнее знаменует переход к качественно новому этапу мирохозяйственных отношений - международной экономической интеграции.

Международная Экономическая Интеграция означает взаимоприспособление национальных экономик, внедрение их в единый производственный процесс. Это предполагает известную территориальную, экономическую, структурную, технологическую близость стран–участниц международной интеграции и объясняет ее региональный характер. Хронологически интеграционный тип МЭИ начал складываться после Второй мировой войны.



    1. Особенности международной интеграции в современных условиях

В системе рыночных Международных Экономических Отношений возникает ряд объективных предпосылок перехода к более высокому их этапу – международной интеграции. Они формируются как на микроуровне (предприятие, фирма), так и на макроуровне (государство, регион, группа стран). Очевидные реальные стимулы для предприятия – увеличение объема продаж, снижение себестоимости продукции, позиционирование на рынке, пролонгация наиболее эффективных фаз жизненного цикла товара. Результативность деятельности на микроуровне в условиях, когда масштабные, устойчивые связи между субъектами рынка, определяющую часть которых представляют предприятия и фирмы, очень связана с преодолением негативных факторов международных экономических отношений – территориальной удаленности, меньшей мобильности факторов производства и ресурсов, национальных барьеров, таможенных и валютных препятствий.

Объективно возникают два пути:


  1. создание и развитие транснациональных фирм, которые позволят обойти многие трудности (трансфертные поставки, цены, благоприятные условия производства, лучший учет рыночной ситуации, приложение прибыли и т.д.);

  2. межгосударственные согласованные меры по целенаправленному формированию мирохозяйственного рыночного (экономического, правового, информационного, психологического и политического) пространства в крупных регионах мира.

Содержание этих направлений и обеспечивает переход к международной экономической интеграции.

С экономических позиций объективный фактор международной хозяйственной интеграции – обеспечение лучших условий применения ограниченных ресурсов (естественных и обретенных). Предпочтения здесь не заданны: характер и роль приоритетных ресурсных факторов закономерно изменяются. Первоначально, после Второй мировой войны, толчком для интеграционного развития стала задача объединения прежде всего производственных ресурсов (энергоносителей, металлургических мощностей и т.п.), как это было при создании общего рынка в Западной Европе. Постепенно ядром международного интеграционного развития становится технологическая сфера. В последнее время на важное место выдвигается информационно-инжиниринговая деятельность. Это также подтверждается практическим опытом ЕС (Европейского Сообщества, в настоящее время – Европейского Союза).

Можно констатировать, что в современных условиях международная экономическая интеграция – логический, закономерный результат транснационализаци микроэкономических и макроэкономических процессов. При этом последняя “встраивается” в рыночные принципы мирохозяйственных отношений.
Усиление взаимозависимости и взаимовлияния различных сфер общественной жизни и деятельности в области международных отношений – глобализация , изменяет понимание места и роли МЭИ , превращая ее в процесс, способствующий решению вечной, всемирно-исторической задачи – возможно полного удовлетворения духовных и материальных потребностей мирового сообщества.


1.3. Этапы и механизмы международной экономической интеграции
Как подчеркивалось в предыдущей главе, переходу к интеграционному этапу мирохозяйственных связей предшествует ряд стадий МЭИ, обусловленных количественными и качественными показателями их развития. Это не только масштабы международной торговли – экономической деятельности, но и охватываемые сферы, степень и устойчивость взаимодействия национальных экономик.

В современной теории Международной Экономической Интеграции различают пять ступеней или последовательных этапов развития интеграционных процессов:



  • зона свободной торговли;

  • таможенный союз;

  • единый или общий рынок;

  • экономический союз;

  • экономический и валютный союз.

Строго говоря, в настоящее время лишь одна международная интеграционная группа стран прошла реально первые четыре из указанных этапов – ЕС. Другие интеграционные группировки, а их несколько, пока прошли в своем развитии первый и частично второй этапы. Рассмотрим особенности каждого из этапов интеграционного развития Международных Экономических Отношений, сформулировав их определения и обозначив основные механизмы.

Первой логической и хронологической ступенью является зона свободной торговли (ЗСТ). В современном понимании это преференциальная зона, в рамках которой поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. Как правило, конкретные соглашения о соответствующих зонах предусматривают создание Зоны Свободной Тогровли промышленными товарами в течение ряда лет путем постепенной взаимной отмены таможенных пошлин и других нетарифных ограничений. По отношению к сельскохозяйственным товарам либерализация носит ограниченный характер, охватывает лишь некоторые позиции по таможенной номенклатуре. Такой подход реализовывался при становлении ЕЭС, актуален он и в настоящее время в Североамериканской Ассоциации свободной торговли (НАФТА) и в Общем рынке стран Южного конуса (МЕРКОСУР), о которых речь пойдет ниже. Соглашения о создании ЗСТ, как правило, основаны на принципе взаимного моратория на повышение пошлин. Это означает, что партнеры не могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые торговые барьеры. Случаи, при которых стороны могут увеличить уровень таможенного обложения или применить специальные защитные меры, условия, срок и действия, сфера распределения защитных мер, а также величина пошлин предусматриваются в соглашениях о Зоне Свободной Торговли.

К положительным чертам таких соглашений следует отнести более стабильный и предсказуемый характер торговой политики стран-участниц. Функционирование Зоны Свободной Торговли позволяет странам более четко выполнять принятые на себя обязательства “Уругвайского раунда”, совершенствовать всю систему внешнеэкономической деятельности, более гибко приспосабливаться к международной практике. Вместе с тем следует отметить, что взаимодействие стран-участниц Зоны Свободной Торговли, регулирование деятельности в соответствующей области происходит без создания постоянно действующих наднациональных общих решений. Все решения, как правило, принимаются высшими должностными лицами стран-участниц по политическим проблемам и руководителями министерств и ведомств (внешнеторговых, финансовых и др.) – по экономическим. Эти решения уже на данной стадии должны носить обязательный характер, обеспечивая скоординированность шагов и обязательность сторон. С правовой точки зрения международные договоренности обретают преференциальное по отношению к внутренним законодательным актам положение.

Что касается сфер сотрудничества в рамках Зоны Свободной Торговли, то на начальном этапе это, естественно, внешняя торговля.

При создании Зоны Свободной Торговли выявляется и целый ряд негативных моментов, замедляющих процессы сближения, но не имеющих разрушительного характера.

Создание Зоны Свободной Торговли приводит к усилению конкуренции на внутреннем рынке, что не всегда благоприятно воздействует на качество и технический уровень изделий отечественной промышленности. Либерализация импорта создает серьезную угрозу для национальных производителей товаров, увеличивает опасность банкротств тех из них, которые не выдерживают соперничества с более конкурентоспособными и качественными импортными товарами. Без поддержки их со стороны государства велика опасность того, что иностранные производители вытеснят отечественных со своего же внутреннего рынка, несмотря на применяемые средства защиты. Следует, однако, отметить, что возникает опасность закрепления иностранных компаний в промышленных структурах “страны пребывания”.

Следующей ступенью международной экономической интеграции является таможенный союз (ТС) – соглашение двух или более государств об упразднений таможенных пошлин в торговле, форма коллективного протекционизма. В соответствии со ст. XIV ГАТТ таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри Таможенного Союза и создание единого внешнего таможенного тарифа.

Следует отметить, что главное различие между определениями Зоны Свободной Торговли и Таможенного Союза состоит в том, что в первом случае предусматривается постепенное снижение таможенных пошлин, устранение нетарифных барьеров и т.д. В конечном итоге Зона Свободной Торговли призвана обеспечить беспошлинную торговлю между странами-участницами. В Таможенном Союзе существует беспошлинная торговля между странами-членами и общий таможенный тариф по отношению к странам, не входящим в союз. Современная трактовка Пункт 4 ст. XXIV ГАТТ гласит, что “ст. XXIV не предусматривает никакого руководящего начала в том, что касается определения различия между понятиями Зона Свободной Торговли и Таможенным Союзом”, а своеобразные правила игры устанавливаются самими членами Зоны Свободной Торговли, которые продолжают следовать своей собственной внешнеторговой политике, а страны-члены Таможенного Союза ее координируют в первую очередь в части таможенно-тарифных процедур. Таможенной Союз представляет собой более совершенную, чем Зона Свободной Торговли, интеграционную структуру. В рамках Таможенного Союза происходят серьезные изменения в структуре производства и потребления стран-участниц. Во-первых, проводя единую внешнеторговую политику, по отношению к таможенным тарифам, различные внешние преференции, протекционизм и т.п., страны регулируют товарные потоки с учетом уровня внешнего тарифа и результирующих цен. Это в свою очередь дает толчок в переориентировке ресурсов, в потреблении и производстве. По мнению некоторых западных специалистов интеграции, внутри Таможенного Союза производство “рационализируется в соответствии с теорией сравнительных преимуществ”.

Возможны два варианта развития событий: устанавливаемый на внешних границах Таможенного Союза внешний тариф на какой-либо товар может быть выше средне-взвешенного тарифа, существовавшего до возникновения данной интеграционной структуры, или ниже. Если внешний тариф выше, то странам-членам Таможенного Союза приходится отказываться от более дешевого внешнего источника снабжения в пользу внутрисоюзных ресурсов, боле дорогих. Такие меры могут применяться исходя из самых различных соображений, например, из стратегических посылок: страны сообща решают преступить к интенсивной разработке новых материалов, энергоносителей и т.д. с тем, чтобы уйти от внешней зависимости. Принятие таких мер заставляет разработчиков технологий идти на проведение совместных исследований, переориентирует потоки ресурсов, товаров, полуфабрикатов. Производство внутри Таможенного Союза вынуждено изыскивать дополнительные резервы и т.д.

Если внешний тариф устанавливается ниже, чем средневзвешенный тариф стран-участниц Таможенного Союза, то с учетом результирующих цен происходит переориентация их внешней торговли на рынки третьих стран. Такие меры могут быть предприняты для усиления конкуренции внутренних и внешних производителей, если необходимо “подтолкнуть” собственного производителя к выпуску более конкурентоспособной продукции. Таким образом, регулирование внешнеторгового тарифа определенным образом влияет на развитие интеграционных процессов внутри Таможенного Союза. Опыт показывает, что регулирование внешнего тарифа в целом благоприятно действует на развитие внутреннего рынка товаров и услуг. Происходит снижение или замедление роста цен, усиливается конкуренция между товаропроизводителями и поставщиками импортных товаров в рамках Таможенного Союза.

Большое значение для Таможенного Союза имеет в наличие в составе союза одной-двух крупных держав. Тогда проблемы ресурсов чисто технически решаются проще, нежели в рамках Таможенного Союза, объединяющих страны, бедные ресурсами. “Игра” с таможенным тарифом позволяет создавать более приемлемые условия для привлечения иностранных инвестиций, что также оказывает непосредственное воздействие на экономический рост. Функционирование Таможенного Союза требует изменений в подходе к управлению интеграционными процессами. Как уже указывалось выше, деятельность в рамках Зоны Свободной Торговли не обусловливает создание постоянно действующих органов. Для Таможенного Союза уже возникает необходимость в регулирующих институтах.

Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные Таможенные Союзы вряд ли могут обойтись без этого.

Необходимо отметить также следующее. Функционирование Таможенного Союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является авангардным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках Таможенного Союза создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.

Как показывает практика, вне сферы Таможенного Союза и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и др.

Качественно более высокой ступенью интеграции является единый рынок (ЕР). К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики Европейского Союза.

Перерастание Таможенного Союза в единый рынок обусловливается как чисто экономическими факторами, так и политическими. Несмотря на исчезновение в определенной мере тарифных препятствий по обмену, существуют и нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании Таможенного Союза, например в Европе, не предвиделось возникновение подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание “действительного единого” внутреннего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.

Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом, и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов.

Для создания Единого Рынка необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач, что невозможно осуществить в рамках Таможенного Союза. Однако именно Таможенный Союз, во-первых, упраздняя таможенные пошлины между государствами-членами и, во-вторых, разрабатывая единую торговую политику по отношению к третьим странам, создает предпосылки перехода к Единому Рынку. Для создания Единого Рынка это недостаточно. Третья задача – разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Четвертая задача – создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров. Необходимо обозначить и следующую пятую задачу, решаемую при создании Единого Рынка: формирование общих фондов содействия социальному и региональному развитию, что подразумевает “поворот” непосредственно к интересам и нуждам потребителя, ориентацию на удовлетворение “потребностей на местах”, позволяющую реально ощутить преимущества интеграционных процессов. Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место и отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. Не исключено, что проведение политики в рамках Единого Рынка будет осуществляться с помощью уже “наработанного” инструментария, который заключается в следующем:



  1. Регламенты, представляющие собой законы, являются обязательными к применению в государствах-членах.

  2. Директивы, адресуемые государствам-членам, обязательны для исполнения, но при этом каждой из стран предоставляется свобода выбора форм и методов для их выполнения.

  3. Решения обязательного характера, предписывающие совершение определенных действий государству-члену группировки, юридическому или физическому лицу в области конкурентной политики. Согласно исходному тезису, политика в области конкуренции – крайне существенное звено в “интеграционной системе обеспечения”, поэтому именно эти решения должны обязательно выполняться.

  4. Рекомендации и заключения, не имеющие обязательной силы.

Строительство Единого Рынка должно завершится созданием подлинно единого экономического, правового и информационного пространства и дать импульс для перехода интеграционной группировки к качественно новой ступени – экономическому союзу (ЭС).

Функционирование Экономического Союза в настоящее время выглядит следующим образом. Основные направления политики стран-членов Союза определяются совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным направлениям Европейского Союза или в случае, если ее проведение препятствует нормальному функционированию Экономического Союза, Совет Министров принимает необходимые меры. Так, например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, проводится единая валютная политика , введение единой валюты – ЕВРО, создание нового института – Единого Центрального Банка, который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему центральных банков стран, входящих в Экономический Валютный Союз.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница