Теоретические основы управления Сущность, цели и задачи управления Термин «менеджмент»




Скачать 78.73 Kb.
Дата09.05.2016
Размер78.73 Kb.
Тема 1. Теоретические основы управления
1. Сущность, цели и задачи управления
Термин «менеджмент» (англ.) в переводе означает «управление», «руководство».
Управление – это процесс воздействия, направленный на достижение определенных целей. Выделяют следующие виды управления:

  • техническое - управление технологическими процессами и оборудованием;

  • государственное - управление жизнью общества через органы власти;

  • идеологическое (негосударственное, неполитическое) – управление социальными процессами, внедрение идеологий;

  • хозяйственное – управление производственной и экономической деятельностью организаций.

В управлении выделяют субъект управления (тот, кто осуществляет управление – отдельный человек или группа людей) и объект управления (те, кем управляют – объединения, организации, трудовая деятельность).

Субъектами коммерческой деятельности могут являться юридические и физические лица, которые наделены правом ее осуществления. Что касается объектов коммерческой деятельности, то ими являются конкурентоспособные товары и услуги, востребованные на потребительском рынке.
Менеджмент – это процесс управления организацией.

При определении понятия «менеджмент» выделяют следующие составляющие:




Наука

(область человеческого знания)





Менеджмент

Аппарат управления

(орган, обеспечивающий механизм управления)



Управленческий персонал

(люди, контролирующие и направляющие работу организации)



Функция

(совокупность разнообразных видов деятельности)



Процесс

(способ управления, руководства)



Искусство

(практика выполнения работы по управлению и руководству)





Рисунок 1.1. Составные определения сущности менеджмента

Менеджмент = искусство + опыт + обучение
Менеджмент – это вид профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией определенных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Менеджмент – это умение достигать поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Цели менеджмента:

  • получение (увеличение) прибыли;

  • повышение эффективности хозяйствования;

  • удовлетворение потребностей рынка;

  • решение социальных вопросов.

Задачи менеджмента:

  • организация производства конкурентоспособных товаров;

  • совершенствование производственного процесса;

  • внедрение новейших наукоемких технологий;

  • повышение качества продукции;

  • снижение затрат на производство.


Менеджер – наемный управляющий, занимающий в организации постоянную должность и наделенный правом принимать решения в определенных сферах деятельности организации.

Менеджеры бывают разных уровней в зависимости от сложности решаемых ими задач и возлагаемых на них функций. Менеджеров подразделяют на три группы:



  1. руководители высшего звена – определяют основное направление деятельности организации, ее цели и задачи (генеральный директор, директора компании);

  2. руководители среднего звена – отвечают за практическую реализацию решений, согласовывают усилия различных подразделений организации (начальник цеха, отдела);

  3. руководители низшего звена – руководство деятельностью непосредственных исполнителей – рабочих и служащих (мастер, начальник участка, группы).



Пирамида уровней управления демонстрирует уменьшение числа руководи-телей на каждом последующем уровне.




Отделы

Менеджер

Профессиональная

структура



Группы

Распределение служебных функций


Рисунок 1.2. Структура распределения служебных полномочий в организации
2. Виды менеджмента
Работа менеджеров охватывает разные сферы деятельности организации и различные процессы, протекающие внутри них. В связи с этим выделяют следующие виды менеджмента:

  1. организационный менеджмент – создание организации, формирование ее структуры и системы управления ее, разработка инструкций и т.п.;

  2. стратегический менеджмент – определение долгосрочных целей организации и основных путей их достижения;

  3. производственный менеджмент – управление объектами и процессами, выбор используемых технологий для производства товаров и услуг;

  4. менеджмент персонала – разработка кадровой политики и решений по управлению персоналом в организации;

  5. финансовый менеджмент – управление финансовыми потоками в целях наиболее эффективного использования капитала и получения максимальной прибыли;

  6. маркетинговый менеджмент – установление взаимоотношений организации с рынком;

  7. логистика – планирование, контроль, управление доставкой, складированием и переработкой материалов и доведение готовой продукции до потребителя;

  8. инновационный менеджмент – создание и внедрение новых видов товаров и услуг, а также технологий.

В связи с этим менеджеров подразделяют в зависимости от выполняемых ими функций: менеджеры по продажам, менеджеры по персоналу, менеджеры по рекламе и т.д.



3. Принципы менеджмента
Управление осуществляется в соответствии с определенными правилами, соблюдение которых обеспечивает успех организации, а несоблюдение может привести к неудачам и убыткам.

Принципы менеджмента – основополагающие правила поведения руководителей по осуществлению своих управленческих функций.

Основными принципами менеджмента, которыми необходимо руководствоваться при решении управленческих задач, являются (разработаны Анри Файолем):



  1. разделение труда, направленное на повышение его производительности;

  2. полномочия и ответственность (полномочия должны делегироваться пропорционально ответственности за выполнение работы);

  3. дисциплина;

  4. единоначалие, при котором работник подчиняется только одному руководителю;

  5. единство действий, осуществляемых по единому плану;

  6. подчинение личных интересов общим;

  7. вознаграждение персонала;

  8. централизация, т.е. единый управляющий центр и равновесие между централизацией и децентрализацией;

  9. скалярная цепь, т.е. передача распоряжений согласно уровням иерархии;

  10. порядок во всем;

  11. справедливость, представляющая собой сочетание доброты и правосудия;

  12. стабильность персонала;

  13. инициатива в построении и выполнении планов;

  14. корпоративный дух (единение персонала).

Современные принципы управления нацеливают внимание на социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, на то, чтобы усилия людей сделать более эффективными.
4. История развития менеджмента
История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Процесс его развития связан с изменениями, происходящими в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

Выделяют пять революционных этапов в истории развития теории и практики менеджмента:



I этап - религиозно-коммерческий (до 1760 г. до н.э.) – зарождение письменности в Древнем Шумере привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями;

II этап - государственно-законодательный (1760 г. до н.э.) – впервые издан свод законов управления государством для регулирования общественных отношений между различными социальными группами населения (царь Хаммурапи);

III этап - государственно-контрольный (605-562 гг. до н.э.) – соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства (время правления Навуходоносора II);

IV этап - индустриальный (XVII – XVIII вв.) – возникновение профессионального менеджмента, что связано с зарождением капитализма и началом индустриального процесса европейской цивилизации;

V этап - бюрократический (конец XIX – начало XX в.) – формирование крупных иерархических структур менеджмента, осуществление разделение труда, ввод норм и стандартов, установление должностных обязанностей и ответственности менеджеров.
Однако как самостоятельная наука менеджмент зародился на рубеже XIX – XX вв. Выделяют 4 основных направления, заложивших основу науки управления:

      • школа научного управления - 1885 – 1920 г. (Фредерик Тейлор - 1856-1915) – управление на основе законов, знаний, используя научные методы; усовершенствование трудового процесса с помощью технических средств (Генри Форд); распределение труда и соответствующая оплата.

      • классическая школа – 1920 - 1950 г. (Анри Файоль – 1841-1925) – рациональное построение организации как иерархической структуры; рассмотрение управления как процесса, состоящего из взаимосвязанных функций; основные принципы управления.

      • школа человеческих отношений – с 1950 г. (Элтон Мэйо – 1880 – 1949) – в управлении учитывается личность человека, его сильные и слабые стороны, человеческие отношения.

      • школа поведенческих наук - с 1950 г. (Дуглас Макгрегор – 1906 – 1964) – психологическое направление, рассматривавшее поведение человека как реакцию на различные стимулы; налаживание межличностных отношений.




  1. Современные подходы в менеджменте

В современном менеджменте выделяют 4 основные подхода:



  1. количественный подход – использование количественных измерений при принятии решений; использование информационных систем управления и вычислительной техники.

  2. процессный подход – управление рассматривается как непрерывный процесс, состоящий из следующих функций:

планирование → организация → мотивация → контроль
Эти функции находятся в постоянной взаимосвязи и объединены между собой процессами принятия решений и передачи информации.

  1. системный подход – организация рассматривается как единая целое, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение различных целей под влиянием внешней среды.

  2. ситуационный подход – принятие управленческих решений на основе изучения всей совокупности ситуационных факторов (влияние окружающей среды).

Современный менеджмент вбирает в себя достижения различных подходов, продолжает пополняться новыми знаниями, дополняя существующие системы и методы.


В России постепенно создается модель российского менеджмента, которая основывается на обобщении мирового опыта эффективного управления, а также на собственном богатом опыте, существующем в нашей стране и национально-исторических особенностях нашей культуры.

К основным положениям современной концепции менеджмента относят:



  • способность организации адаптироваться к изменениям внешней среды;

  • использование инновационных методов в управлении;

  • ориентирование на человека и его возможности;

  • совершенствование структуры управления за счет большей децентрализации функций;

  • привлечение сотрудников к управлению организацией.


Задание:

  1. На основе пирамиды управления приведите примеры руководителей каждого уровня торговой организации.

  2. Выделите 5 принципов менеджмента наиболее важных на ваш взгляд в торговой организации.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница