Теоретические и практические аспекты оценки эффективности бюджетных расходов на образование




Скачать 75.29 Kb.
Дата04.05.2016
Размер75.29 Kb.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ
THEORETICAL AND PRACTICAL ASPECTS OF PERFORMANCE BUDGETARY SPENDING ON EDUCATION
Марков С.Н.

Старший преподаватель кафедры «Экономика и финансы»

Омского филиала ФГОБУ ВПО «Финансовый университет

при Правительстве Российской Федерации», г. Омск

Научный руководитель: д.э.н., профессор Реброва Н.П.


Аннотация. В работе рассматриваются вопросы определения эффективности бюджетных расходов на образования, анализируются существующие в мировой практике методы и модели оценки эффективности бюджетных расходов на образование, изучаются проблемы оценки эффективности использования бюджетных средств образовательными учреждениями, а также разрабатывается методика оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями.

Annotation. The paper deals with determining the effectiveness of budget spending on education, analyzes existing in international practice methods and models for assessing the effectiveness of budget expenditures on education are concerned, assess the effectiveness of the use of budget funds by educational institutions, as well as the technique of evaluating the effectiveness of budget expenditure by educational institutions.

Ключевые слова: эффективность бюджетных расходов на образование, оценка эффективности, образовательные учреждения, метод cost-effectiveness analysis (CEA), модель School Matters’s Return on Spending Index from Standard & Poor’s, методика оценки эффективности.

Keywords: efficiency of budget spending on education, performance evaluation, and educational institutions, the method of cost-effectiveness analysis (CEA), Model School Matters's Return on Spending Index from Standard & Poor's, the method of performance evaluation.

Актуальность темы научной работы. В настоящее время в России с 2010 года реализуется Программа Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов, которая охватывает все сферы бюджетной деятельности, и сфера образования не является исключением.

Однако остаются не решенными в научном плане и на практике вопросы определения эффективности бюджетных расходов на образование и разработки методики оценки эффективности использования бюджетных средств образовательными учреждениями.

Все это обуславливает актуальность темы научной работы.

Целью научной работы является разработка теоретических положений и практических рекомендаций по оценке эффективности бюджетных расходов на образование.

Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:

– исследовать сущность эффективности бюджетных расходов на образование;

– проанализировать зарубежный опыт оценки эффективности бюджетных расходов на образование и оценить возможность его практического применения в российских условиях;

– изучить проблемы оценки эффективности бюджетных расходов на образование;

– разработать методику оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями.



Объектом работы являются бюджетные расходы на образование.

Предметом работы являются экономические, институциональные и методические аспекты оценки эффективности бюджетных расходов на образование.

Научная новизна результатов работы заключается в разработке теоретических положений, а также практических рекомендаций по оценке эффективности бюджетных расходов на образование и заключается в следующем:

1. Предложено понятие «эффективность бюджетных расходов на образование», основным отличием которого от ранее предложенных является включение в это понятие необходимости применения сравнительного анализа при оценке эффективности бюджетных расходов на образование.

2. Разработана методика оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями на основе синтеза существующих в мировой практике методов и моделей оценки эффективности бюджетных расходов на образование, а также методов сравнительного анализа показателей эффективности.
1. Исследование сущности эффективности бюджетных расходов на образование

В настоящее время в современной экономической литературе нет непосредственного толкования понятия «эффективность бюджетных расходов на образование».

Анализ трактовок терминов «эффективность бюджетных расходов» и «эффективность бюджетных расходов на образование» зарубежных и отечественных ученых отражают соотношение полученных результатов и бюджетных расходов. Однако в связи с тем, что вывод об уровне имеющейся эффективности бюджетных расходов на образование можно сделать только на основе сравнительного анализа эффективности бюджетных расходов на образование среди определенных территорий либо образовательных учреждений, то требуется формирование нового подхода к понятию эффективности бюджетных расходов на образование.

С нашей точки зрения, «эффективность бюджетных расходов на образование» – это сравнение использованного объема бюджетных расходов на образование с потенциально необходимым для достижения полученного результата образовательной деятельности.


2. Зарубежный опыт оценки эффективности бюджетных расходов на образование

Оценку эффективности бюджетных расходов на образование можно определить как процедуру по сопоставлению полученных результатов в сфере образования и объемов бюджетных расходов на образование, осуществляемую соответствующими уполномоченными государственными (муниципальными) органами.

В мировой практике применяют различные методы оценки эффективности бюджетных расходов (табл.).
Таблица 1.- Методы оценки эффективности бюджетных расходов

Метод оценки эффективности бюджетных расходов

Содержание метода

Анализ издержек и выгод (cost–benefit analysis – CBA)

Сравнение агрегированных выгод в денежной оценке и бюджетных расходов по конкретному направлению

Анализ издержек и результативности (cost–effectiveness analysis– CEA)

Оценка выгод, получаемых от реализации бюджетных расходов, не в денежной форме, а в физических величинах

Анализ издержек и полезности (cost–utility analysis – CUA)

Сравнение издержек, измеряемых в денежном выражении, и пользы для населения, полученной от реализации бюджетных расходов на конкретную цель, измеряемую в единицах полезности

Анализ издержек и взвешенной результативности (weighted cost– effectiveness analysis – wCEA)

Оценка множества выгод бюджетных расходов, которые при этом не могут быть измерены в денежном выражении

Источник: разработано автором
В мировой практике выделяют три модели оценки эффективности бюджетных расходов на образование:1

– модель, основанная на оценке показателя RoSI (School Matters’s Return on Spending Index from Standard & Poor’s);

– модель, основанная на оценке индекса эффективности EEI и влияющих на него факторов (Yecke’s Efficiency / Effectiveness Index);

– модель, основанная на сравнении с «зоной производительности» (School Matters’s Error Band Model).

Оценка эффективности бюджетных расходов на образование предполагает не только расчет показателей эффективности, но и их оценку с применением методов сравнений:

– сравнение показателей эффективности бюджетных расходов на образование с плановым значением;

– сравнение показателей эффективности бюджетных расходов на образование с аналогичными показателями в предыдущий период;

– сравнение показателей эффективности бюджетных расходов на образование конкретной административно – территориальной единицы или образовательного учреждения (в зависимости от уровня проводимой оценки) с наивысшим показателем эффективности среди всех административно – территориальных единиц или всех образовательных учреждений;

– сравнение показателей эффективности бюджетных расходов на образование конкретной административно – территориальной единицы или образовательного учреждения (в зависимости от уровня проводимой оценки) со средним показателем эффективности среди всех административно – территориальных единиц или всех образовательных учреждений.

Рассмотренный зарубежный опыт оценки эффективности бюджетных расходов на образование позволяет сформулировать принципы оценки и выбрать подходы, наиболее приемлемые в российской действительности и адекватные и реальные с точки зрения их практической применимости. Такой, на наш взгляд, является модель School Matters’s Return on Spending Index from Standard & Poor’s, поскольку позволяет проводить оценку эффективности бюджетных расходов на образование как на уровне определенной территории, так и на уровне использования бюджетных средств образовательным учреждением, а также проводить межтерриториальные сравнения и сравнения среди образовательных учреждений (при отсутствии существенных предметных различий и особенностей).


3. Методика оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями

Опираясь на теоретические аспекты и зарубежный опыт оценки эффективности бюджетных расходов на образование, можно предложить следующий подход к оценке эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями (рис.).


Рисунок 1. – Этапы оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями

Источник: разработано автором
Предлагаемый методический подход состоит в оценке эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями и позволяет:

– определять проблемные моменты в деятельности образовательных учреждений и определить пути их решения;

– разрабатывать мероприятия по снижению неэффективных расходов;

– использовать результаты оценки эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями при планировании и распределении бюджетных средств, что повышает эффективность бюджетных расходов на образование в целом.


Литература

1. Eric A. Hanushek. When School Finance 'Reform' May Not Be Good Policy. Harvard Journal on Legislation, 28(2), Summer 1991.

2. Garber A.M., Phelps C.E. Economic foundations of cost-effectiveness analysis // Journal of Health Economics 16, 1997. p. 1–32.

3. Johansson P.-O. Cost-benefit analysis of environmental change. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 1993. p. 232.

4. Management accounting, A.A. Atkinson, R.D. Banker, R.S. Kaplan, S.M. Young. The Robert s. Kaplan series in management, – Prentice Hall, Inc. – 1997. р. 502.

5. Marcia Ford Seiler, Jo Ann G. Ewalt, Ph.D. John T. Jones, Ph.D. Brenda Landy Sabrina Olds Pam Young. Indicators of Efficiency and Effectiveness in Elementary and Secondary Education Spending. Project Staff . Research Report No. 338. December 5, 2006. - Frankfort, Kentucky, 2006. - р.76.

6. Mishan E. Cost-Benefit Analysis. London: George Allen and Unwin, 1988. p. 447.

7. Musgrave R.A., Musgrave P.B. Public Finance in Theory and Practice (fifth edition). New York: McGraw-Hill, 1989. p. 455.

8. North, Douglass Cecil. Institutions, Institutional Change and Economic Performance. - Cambridge University Press, 1990.

9. Stiglitz J.E. Economics of the Public Sector. W.W.Norton & Company, N.Y., 2000. p. 848.

10. Афанасьев М.П. Модернизация государственных финансов: учеб. пособие / под ред. М.П. Афанасьева, И.В. Кривогова. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007. 439 с.

11. Большой словарь иностранных слов / сост. А.Ю. Москвин. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.

12. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145–ФЗ (ред. от 03.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012). Ст 34.

13. Методика оценки эффективности использования государственных средств: монография / А.К. Осипов, В.Н. Аникин, О.В. Котлячков, Э.К. Конярова, Т.А. Ильина. – Ижевск: Изд-во ИжГТУ, 2006.

14. Постановление Правительства РФ от 15.04.2009 № 322 (ред. от 04.09.2012) «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 г. № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» (вместе с «Методикой оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»).

15. Придачук, М.П. Методы экономического анализа эффективности затрат на получение бюджетных услуг // Финансы. 2006. № 5.

16. Сухарев, О.С. Теория эффективности экономики / О.С. Сухарев. – М.: Финансы и статистика, 2009.

17. Якобсон Л.И. Экономика общественного сектора. М.: Аспект-Пресс, 1996. 318 с.



1 Indicators of Efficiency and Effectiveness in Elementary and Secondary Education Spending. Project Staff . Marcia Ford Seiler, Jo Ann G. Ewalt, Ph.D. John T. Jones, Ph.D. Brenda Landy Sabrina Olds Pam Young. Research Report No. 338. December 5, 2006. Frankfort, Kentucky. - р.76.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница