Теоретические аспекты учета и анализа издержек обращения в торговле 7




страница1/9
Дата05.05.2016
Размер1.03 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Содержание


Введение 4

Глава 1 Теоретические аспекты учета и анализа издержек обращения в торговле 7

1.1 Экономическая сущность, состав и классификация издержек обращения 7

1.2 Организация учета издержек обращения 12

1.3 Значение результатов анализа издержек обращения 31

Глава 2 Учет и анализ издержек обращения в торговом предприятии ООО «Овен» 37

2.1 Учет издержек обращения на предприятии и его эффективность 37

2.2 Анализ состава и структуры издержек обращения 46

2.3 Факторный анализ издержек обращения 48

2.4 Анализ издержек обращения по статьям и элементам расходов 58

Глава 3 Разработка мероприятий по оптимизации величины издержек обращения в торговом предприятии ООО «Овен» 63

3.1 Совершенствование учета издержек обращения 63

3.2 Рекомендации по снижению издержек обращения 64

3.3 Использование результатов маржинального анализа 66

Заключение 73

Список литературы 76

Приложения 79

Приложение 1 79

Счет 44 «Расходы на продажу» 79



Введение


Тема дипломной работы – учет и анализ издержек обращения - выбрана не случайно. Ее актуальность обусловлена тем, что издержки обращения являются одним из обобщающих показателей интенсификации и эффективности потребления ресурсов. От их размера и степени изменения зависит прибыльность деятельности организаций.

Издержками обращения называют выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по планомерному доведению и реализации товаров потребителям.

Экономический анализ издержек обращения позволяет выявить возможности более эффективного использования материальных, трудовых, денежных ресурсов и тем самым повысить эффективность торговой деятельности для укрепления конкурентоспособности.

Подходы к проведению анализа издержек определяются учетной политикой. При этом задачи проведения анализа практически одинаковы, но глубина анализа, количество рассчитываемых показателей различаются.

При анализе издержек обращения необходимо:


  • использовать информацию об издержках обращения данной организации и организаций – конкурентов;

  • учитывать изменение факторов внутренней и внешней среды, влияющих на затраты.

Изучение издержек обращения в сфере торговли в современных условиях хозяйствования имеет большое практическое значение. Эта проблема приобретает особую актуальность, так как результаты работы каждого предприятия, его конкурентоспособность находятся во все большей зависимости от уровня затрат.

Правильная организация учета издержек обращения дает возможность выявить резервы их снижения. Учет позволяет своевременно отражать затраты и контролировать ход выполнения плана по издержкам обращения, расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Он способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом.

Чтобы усилить контроль за издержками обращения торгового предприятия необходимо проанализировать каждую статью издержек обращения. Такой анализ помогает полнее вскрыть резервы сокращения издержек обращения, способствует более эффективному использованию всех видов ресурсов, труда, основных фондов, топлива, энергии и материалов. Совершенствование учета издержек обращения ведет к более правильному отражению и в свою очередь отысканию дополнительных резервов их сокращения.

Торговое предприятие ООО «Овен», на материале которого была выполнена работа, занимается розничной и оптовой торговлей товарами для спорта и отдыха.

Предметом исследования является анализ издержек обращения предприятия.

Основной целью дипломной работы является оценка учета и анализ издержек обращения предприятия, а также выработка рекомендаций по их снижению для укрепления позиций предприятия на рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  1. определить экономическую сущность издержек обращения, их состав и классификацию;

  2. рассмотреть правила организации учета издержек обращения;

  3. оценить значение результатов анализа издержек обращения;

  4. дать оценку учета издержек обращения на предприятии;

  5. провести анализ состава и структуры издержек обращения;

  6. провести факторный анализ влияния различных аспектов на изменение общей суммы и уровня издержек обращения;

  7. оценить издержки обращения по основным статьям и элементам расходов;

  8. предложить рекомендации по совершенствованию учета издержек обращения и по снижению издержек обращения на предприятии;

  9. описать метод маржинального анализа как одного из возможных для регулирования издержек обращения на предприятии.

Исследование базируется на методологии финансово-экономического анализа, на системном подходе, на методах статистики, а также на экономико-математических методах.

При написании дипломной работы были использованы материалы законодательных актов Российской Федерации и научные работы по исследованию издержек обращения ведущих экономистов.



Глава 1 Теоретические аспекты учета и анализа издержек обращения в торговле

1.1 Экономическая сущность, состав и классификация издержек обращения


С экономической точки зрения издержки обращения представляют собой стоимость затрат торгового предприятия.

Издержки обращения — это выраженные в денежной форме затраты живого и овеществленного труда по доведению товара от производителя к потребителю, преобразованию производственного ассортимента в торговый, организации процесса купли-продажи и потребления, удовлетворению спроса потребителей [9, с. 116].

Издержки обращения представляют собой общественно необходимые затраты труда, обеспечивающие выполнение торговлей своих функций и задач [39, c. 128].

Издержки обращения учитываются на всех стадиях ценообразования, начиная от производства, когда в себестоимость продукции включаются расходы по сбыту, и заканчивая розничной продажей, когда в розничной цене отражаются издержки оптовой и розничной торговли.

По отраслевой принадлежности различают издержки обращения оптовой и розничной торговли, заготовительной деятельности и рас­ходы предприятий общественного питания.

По экономическому содержанию издержки обращения делятся на чистые и дополнительные.



Чистые издержки обращения - затраты, связанные с товарной формой продукта и функцией материального обеспечения по осуществлению смены форм стоимости. К ним относятся затраты, связанные с временем реализации товаров, ведением учета, денежным обращением. Эти издержки в отличие от дополнительных не увеличивают стоимости материальных ценностей и возмещающихся за счет чистого дохода, который создается трудом в отраслях материального производства. Эти издержки составляют незначительную величину.

Дополнительные издержки обращения - затраты, вызванные продолжением процесса производства в сфере обращения. Это расходы по транспортировке продукции, хранению ее на складах, подготовке к потреблению, придание товарного вида: доработка, сортировка, фасовка, упаковка. Транспортировка товаров, доставка их из пунктов производства в районы потребления являются завершением производственного процесса, так как только в результате осуществления этих операций товар приобретает реальную потребительную стоимость и становится готовым к потреблению.

Подготовка товаров к потреблению доработка, сортировка, упаковка, хранение способствуют удовлетворению определенных потребностей. Эти операции не увеличивают стоимости товаров, но предохраняют их от порчи, от потерь, сохраняют созданную стоимость, что равносильно ее увеличению. Труд работников, выполняющих эти операции участвует в создании стоимости товара, переносит на товар стоимость потребленных материалов и средств труда и создает новую стоимость, в том числе и чистый доход общества.

Дополнительные издержки обращения являются основными и преобладающими, участвуя в увеличении стоимости товара, не переносят всей суммы на стоимость товара, так как стоимость определяется не всяким, а только общественно-необходимым трудом. Следовательно, в стоимость товара войдут лишь те издержки обращения, которые необходимы при данном уровне развития транспорта, складского и тарного хозяйства, при рациональной организации доставки, хранения товаров. Вновь созданная стоимость товара и является источником покрытия дополнительных издержек обращения.

По отношения к объему реализации товаров издержки обращения делятся на условно-переменные и условно-постоянные.



Условно-переменными называются такие издержки обращения, которые в прямой зависимости от объема и структуры товарооборота и изменяются вместе с ним. К условно-переменным относятся транспортные расходы, расходы по оплате труда, хранению, подработке, подсортировке и упаковке товаров, проценты за пользование банковским кредитом, потери товаров при перевозке, хранении и реализации в пределах норм естественной убыли, расходы на тару и большая часть статьи “Прочие расходы”. С увеличением товарооборота в основном пропорционально увеличиваются абсолютные суммы условно-переменных издержек обращения, однако относительная величина их обычно снижается.

Условно-постоянными называются такие издержки обращения, абсолютные суммы которых не изменяются или изменяются незначительно с увеличением товарооборота. К этим издержкам относятся затраты на аренду, амортизацию, содержание и ремонт основных средств, расходы на торговую рекламу и частично статью “Прочие расходы”.

Классификация издержек обращения позволяет вскрывать резервы экономии материальных, трудовых и финансовых затрат предприятия, снижать себестоимость продукции, увеличивать рентабельность.

Для более глубокого познания сущности издержек и обеспечения возможности управления ими разработана система классификации затрат, т. е. их группировка по какому-либо предварительно разработанному или принятому признаку. Классификация позволяет непрерывно контролировать и анализировать издержки обращения по их разновидностям, следить за их динамикой, выяв­лять изменения, тенденции с целью дальнейшего управления ими. Единая классификация издержек обращения дает возможность сопоставлять их не только с затратами внутри торгового предпри­ятия, но и с затратами по другим магазинам. Можно тем самым сравнить качество управления в разных магазинах и в разных отделах.

Издержки производства и обращения классифицируются по различным признакам: явные и неявные издержки; предельные; альтернативные; в зависимости от функций, выполняемых предприятием; по видам затрат; материальные и нематериальные; по товарным группам; прямые и косвенные; по статьям и др.

Явные издержки — это альтернативные издержки, связанные с использованием привлеченных материальных, финансовых и трудовых ресурсов, которые полностью отражаются в бухгалтерском учете. Их еще часто называют бухгалтерскими.

Неявные издержки — альтернативные издержки, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих самому предприятию. К неявным издержкам можно отнести те платежи, которые предприятие могло бы получить при более выгодном использовании принадлежащих ему ресурсов (издержки упущенных возможностей), нормальную прибыль, которая удерживает предпринимателя в выбранной им отрасли деятельности.

Под собственно предельными издержками понимается изменение величины валовых издержек, происшедшее в результате изменения величины производства и реализации на одну единицу. В случае невозможности рассчитать собственно предельные издержки целесообразно в этих же целях определить усредненные предельные издержки. Предельные издержки — средняя величина издержек прироста или сокращения на единицу продукции, возникающих в результате изменения объемов производства и реализации более чем на одну единицу.

В рыночной экономике экономические издержки являются альтернативными издержками, т. е. у предприятия всегда возникает потребность и возможность в выборе того или иного вида затрат, того или иного направления использования ресурсов, вида предпринимательской деятельности. В связи с этим издержки целесообразно рассматривать и под другим углом зрения — как издержки утраченных возможностей.

В соответствии с классификационным признаком по способу отнесения на себестоимость издержки делятся на прямые (контролируемые), непосредственно связанные с практической деятельностью того или иного отдела, магазина, и на косвенные, которые производятся всем магазином в целом или группой магазинов.

К косвенным (неконтролируемым) затратам относятся:



  • заработная плата административно-управленческого персонала всего магазина;

  • расходы по содержанию общемагазинных служб (вычислительного центра, бухгалтерии и других отделов).

Косвенные издержки рассматриваются как неизбежные, ибо их нельзя упразднить без ликвидации какой-либо функции или подразделения. Косвенные расходы должны распределяться на все секции и отделы магазина. Существует несколько методов распределения косвенных издержек и затрат между товарными отделами (секциями), службами, функциями и прочими центрами затрат: пропорционально обороту отделов; пропорционально торговой площади, занимаемой отделами (натуральной или взвешенной), т. е. с учетом этажности, места расположения в зале, близости к эскалаторам, лифтам, главным торговым проходам и пр.

В зависимости от процентного соотношения изменения затрат и изменения объема продаж переменные издержки делятся на пропорциональные, дегрессивные (регрессивные), прогрессивные.

Под пропорциональными переменными издержками понимают переменные издержки, которые изменяются в той же пропорции, что и производство и реализация. К пропорциональным затратам относятся: заработная плата торгово-оперативного персонала, расходы на оборудование, транспортные расходы и т. п.

Под дегрессивными переменными издержками понимают переменные издержки, которые изменяются в относительно меньшей пропорции, чем производство и реализация. За счет более эффективного использования транспортных средств транспортные расходы могут возрастать в замедленном темпе или даже снижаться.

Прогрессивные издержки обращения изменяются в большей пропорции, чем производство и реализация.

Вышепредложенные принципы классификации издержек ориентированы в основном на задачу их учета и планирования. Рассмотрение издержек с точки зрения управления ими требует расширения классификационных группировок с целью максимального использования тех или иных характеристик издержек для реализации функциональных задач торговли.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница