Теоретические аспекты рациональной организации и складского хозяйства




страница1/2
Дата28.04.2016
Размер0.69 Mb.
  1   2


Содержание

Введение......................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты рациональной организации и складского хозяйства



1.1. Понятие, структура и классификация складов.............................5

1.2. Основы проектирования и организации складского хозяйства...........................................................................................................8

1.3. Организация приема, размещения, хранения и отгрузки продукции........................................................................................................10

1.4. Разработка систем складирования..................................................18



1.5. Определение критериев эффективности функционирования склада и его основных параметров............................................................................24

Глава 2. Анализ организации и путей совершенствования складского хозяйства на ОДО Белросимпортстрой

2.1. Общая характеристика ОДО Белросимпортстрой........................33

2.2. Организация складского хозяйства на предприятии ОДО Белросимпортстрой........................................................................................36

2.3 Расчет основных параметров склада, показателей эффективности и рациональности организации его работы......................................................40

2.4. Направления совершенствования организации работы и технического оснащения складского хозяйства............................................46

Заключение...............................................................................................45

Список литературы................................................................................48

Введение
Одной из важнейших современных базовых управленческих технологий является логистика. В узком смысле понятие логистика включает организацию, планирование и управление транспортными, снабженческими, складскими операциями и различными коммуникациями компании. В широком смысле под логистикой понимается организация взаимодействия и совместное планирование разнообразных и разнородных по своей природе хозяйственных процессов и систем.

“Идеология” логистики подразумевает интеграцию в единый комплекс производственной технологии компании, механизма финансирования, коммуникаций, миграцию и формирование персонала, а также другие ключевые функции. Законы и технология логистики вступает в силу на “стыке” различных процессов - конвейерного производства и отгрузки готовой продукции, поставки и хранения комплектующих, формирования товарно-материальных запасов. В задачу логистики прежде всего входит координирование и оптимизация финансовых и товарных потоков компании, согласование их с рыночной конъюнктурой и производственным потенциалом соответствующей отрасли.

В настоящее время постоянные изменения на рынке приводят к конкурентной борьбе наряду с возникновением новых возможностей. Растущая конкуренция требует от каждой фирмы обеспечения все более высокого уровня предоставляемых услуг. В противном случае они рискуют быть вытесненными с рынка. Естественно, что сегодня условия ведения бизнеса требуют активного применения современных технологий, предназначенных для обеспечения необходимого сервиса.

Итак, главным направлением развития и совершенствования процесса обращения различных товаров (грузов) является активное применение логистики - "науки о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемым и в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработкой сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации" [14, с. 7].

Для достижения таких результатов оптимизируют материальные потоки, осуществляют комплекс мероприятий о рационализации тары и упаковки, унификации грузовых единиц, реализации эффективной системы складирования, оптимизации величины и уровня запасов, планирования наивыгоднейших маршрутов перемещения грузов на складских объектах, которые являются основными объектами инфраструктуры любой логистической цепи для сбора и обработки грузов. На макроуровне - логистика определяет, например, общую концепцию распределения товарной продукции, направлений материальных потоков, размещение объектов инфраструктуры, выбор поставщиков сырья и материалов. На микроуровне - логистика решает вопросы в рамках отдельных элементов, например, задачи эффективной организации складирования.

Cовременное складское хозяйство является необходимым элементом общественного производства, оно присуще всем отраслям народного хозяйства и имеет сложную структуру. Основные задачи складского хозяйства заключаются в сохранении потребительских качеств продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления, рациональном размещении запасов материальных ресурсов, выполнения всех необходимых операций грузопереработки продукции на различных этапах ее продвижения. Все вышесказанное обуславливает актуадьность темы исследования: «Разработка системы складирования».

Cкладское хозяйство - это материально-техническая база системы снабжения и сбыта, от нее зависит качество и эффективность обеспечения потребителей материальными ресурсами.

Специфической особенностью складского хозяйства является наличие в нем больших резервов совершенствования, которые при полной реализации будут оказывать эффект на другие направления деятельности организации.



Целью данной курсовой работы является исследование проблемы организации системы складирования предприятия.

Объектом исследования выступает ОДО Белтехимпортстрой - производственно-строительная организация г. Минска.

В качестве предмета исследования выступает процесс организации системы складирования предприятия.

Для этого поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы организации системы складирования как логистической системы;

- рассмотреть структуру складского хозяйства и виды складов;

- провести анализ организации системы складирования в ОДО Белтехимпортстрой;

- разработать рекомендации по совершенствованию складского хозяйства в ОДО Белтехимпортстрой.

Курсовая работа состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе рассматривается понятие системы складирования, складского хозяйства и виды складов, организация и эффективность складского хозяйства.

Вторая глава посвящена анализу организации складского хозяйства ОДО Белтехимпортстрой и рекомендациям по его совершенствованию.

Глава 1. Теоретические аспекты рациональной организации складского хозяйства

1.1. Понятие, структура и классификация складов
Прежде чем говорить о методиках организации складского хозяйства, разработки системы складирования на предприятии, необходимо дать общее понятие склада, его возможную структуру и классификацию.

Современный склад - это сложный объект, как с технической, так и с управленческой точки зрения. Склады являются материально-технической базой основных участников логистической системы, через которую проходит материальный поток. Склады создаются для временного накопления запасов с целью своевременного снабжения производства необходимыми материалами и комплектующими или потребителя - готовой товарной продукцией. При этом следует различать следующие функции, осуществляемые системой складского хозяйства:

- функция снабжения производства;

- функция сохранения баланса (функция выравнивания);

- функция хранения;

- функция преобразования;

- функция предоставления сервисных услуг [4].

Условия ведения бизнеса сегодня требуют для эффективного выполнения функций по обработке материальных потоков использования современной складской инфраструктуры, активного применения прогрессивных технологий, прикладных компьютерных программ и систем автоматизации технологических процессов, внедрения системы контроля качества оказываемых услуг, поскольку это значительным образом влияет на стратегию принимаемых решений и организацию движения материальных потоков [6].

Необходимость в складах существует на всех стадиях движения материального потока, начиная от источника сырья и заканчивая конечным потребителем готовой товарной продукции, что объясняет большое разнообразие видов складов. В современной научной литературе достаточно глубоко проработан вопрос, связанный с классификацией складов по различными знакам. Вариант классификации представлен в таблице 1.

Таблица 1.Классификация складов в логистических системах




Признак классификации

Виды складов

По отношению к функциональным областям логистики

Снабженческие;

Производственные;

Распределительные.


По отношению к участникам логистической системы

Склады производителей;

Склады торговых компаний;

Склады транспортных компаний;

Склады экспедиторских компаний;

Склады логистических операторов.


По форме собственности

Собственные;

Арендуемые.



По принадлежности материального потока

Закрытые склады (хранение продукции одного предприятия и торговой сети);

Открытые склады (склады коллективного пользования, склады-отели).



По функциональному назначению

Длительного хранения (сезонного, резерва);

Перевалочные (склады-платформы, грузовые терминалы);

Распределительные (дистрибьюторские центры);

Специальные.



По ассортиментной специализации

Специализированные (сырья, материалов и комплектующих, различных видов готовой продукции и т.д.);

Универсальные;

Смешанные.


По режиму хранения

Не отапливаемые;

Отапливаемые;

Склады-холодильники;

Склады с фиксированным температурно-влажностным режимом.



Признак классификации

Виды складов

По технической оснащенности

Не механизированные;

Механизированные;

Автоматизированные;

Автоматические.



По виду складских зданий и сооружений

Открытые площадки;

Площадки под навесом;

Закрытые сооружения (многоэтажные и одноэтажные).


По виду складирования

С напольным хранением;

Со стеллажным хранением;

Смешанного хранения.


По наличию внешних транспортных связей

С причалами;

С ж/д подъездными путями;

С автодорожным подъездом;

Комплексные.



По масштабу деятельности

Центральные;

Региональные;

Местные.

Структура складского хозяйства (рис. 1.) зависит от специфики производственного процесса, типа производства и объема выпуска продукции [5].



Рис. 1. Структура складского хозяйства


1.2. Основы проектирования и организации складского хозяйства
Понятие «организация складского хозяйства» охватывает все стороны работы материальных складов и их эксплуатации и включает в себя:

- деятельность складов по своевременному и ритмичному выполнению планов снабжения или распределения;

- четкую работу складов по приемке, хранению, отпуску и учету материальных ценностей;

- организацию продвижения материалов с наименьшими издержками от поставщиков к потребителям;

- обеспечение необходимыми площадями для хранения;

- оснащение стеллажами, подъемно-транспортным и другим оборудованием;

- работу по содержанию и ремонту и тому подобное [11].

Число возможных вариантов реализации составляющих складской системы может быть значительным, а сочетание их в различных комбинациях еще более увеличивает многовариантность системы.

Процесс принятия решения в системе проектирования и организации складского хозяйства состоит из трех основных частей (рис. 2). На первом этапе необходимо определить цели организации складского хозяйства, проанализировать параметры грузопотока и складских операций, определить критерии эффективного функционирования. Анализ альтернативных вариантов всех необходимых составляющих должен осуществляться в определенной последовательности. Выбор оптимального варианта системы в целом производится с учетом технико-экономической оценки каждого из них. Организация нового или реорганизация существующего складского хозяйства должны опираться на определенные принципы.

Анализ ситуации и определение критериев

Поиск альтернативных вариантов

Выбор оптимальных вариантов

Рис. 2. Схема принятия решения
Принцип системного подхода заключается в рассмотрении всех элементов складской системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели. Данный принцип предполагает логистическую координацию и интеграцию, состоящую в рассмотрении складского хозяйства как неотъемлемой части системы более высокого уровня.

Принцип экономической эффективности предполагает оценку экономической эффективности складского хозяйства с точки зрения ее вклада в общую экономическую эффективность логистической системы.

Принцип приоритета технологии - рассмотрение складской технологии в качестве отправной точки при построении эффективной системы функционирования всего складского хозяйства. Технология во многом определяет структуру и перечень участников складских процессов. Изменения в технологии существенным образом могут изменить структуру процессов, продолжительность их осуществления, структуру взаимосвязей, последовательность операций и процедур. Вместе с тем не следует забывать, что технология определяется потребителем.

Принцип процессного подхода - построение складской системы исходя из определяющей роли происходящих в ней бизнес-процессов. Каждый бизнес-процесс направлен на достижение локальной цели, стоящей перед складской системой в целом, а их совокупность - стратегическим целям ее владельца. Процессы определяют схему документооборота и процедуры принятия решений, организационную структуру складского хозяйства и влияют на уровень затрат.

Принцип оптимального построения - достижение оптимальных уровней технического оснащения, информационного обеспечения, построения организационной структуры и квалификации персонала. При оптимизации складского хозяйства основным критерием должно выступать соотношение совокупных затрат и эффективности функционирования.

Принцип единого информационного пространства - предполагает интеграцию информационных потоков, возникающих в процессе функционирования складского хозяйства с другими информационными потоками внутри системы и с внешней средой. Создание единого информационного пространства позволит существенно сократить обеспечение складских технологических процессов и доступность информации для потребителей услуг.

Принцип всеобщего управления качеством - предоставление услуг с целью оптимизации рисков потребителей путем обеспечения соотношения их качества, оптимизации временных и стоимостных затрат на складскую обработку [6].
1.3. Организация приема, размещения, хранения и отгрузки продукции
Технология приемки и отпуска материальных ресурсов на базах и складах имеет варианты. Прием и отправка продукции со склада могут выполняться в одном совмещенном участке, а могут быть пространственно разъединены. И тот и другой вариант имеют свои преимущества и недостатки.

Совмещение участков поступления и отпуска продукции позволяет:

- сократить размер площади, необходимой для выполнения операции;

- облегчить контроль операции разгрузки и погрузки;

- повысить степень использования оборудования;

- более гибко использовать персонал склада.

Основным недостатком совмещения участков приемки и отпуска грузов является появление встречных грузовых потоков с возможной путаницей между отправляемыми и получаемыми товарами. Организация в одном месте приемки и отправки будет также затруднена, если тип и размеры прибывающего и отправляемого со склада транспорта различны.

Облегчить организацию совмещенного участка может разнесение по времени операций поступления и отправки. Оптимальным является организация прямоточного процесса (рис. 3.) на складе.




Зона комплектования заказов
Зона приемки грузов

Зона хранения в штабелях

Зона стеллажного хранения

Зона упаковки и консолидации отправок

Зона отгрузки


Рис. 3. Схема склада, реализующего прямоточный процесс
Самым тщательным образом продуманный способ обработки грузов на предприятии может оказаться неудачным, натолкнувшись на препятствие, стоящее в самом начале или в конце цепи обработки груза, а именно на неправильно построенный пандус, где, собственно, и происходит перемещение грузов между складом и транспортным средством.

Надежность и эффективность работы склада находится в прямой зависимости и от того, насколько правильно решены задачи устройства мест погрузки-разгрузки транспорта. Варианты устройства изображены на рис. 4.



c:\users\1\desktop\склад\сканирование0007.jpg

Рис. 4. Варианты устройства мест погрузки-разгрузки: а - боковой; b - наклонный; с - фронтальный; d, е - варианты


Важно определить необходимое количество мест обслуживания транспорта. Увеличение их количества влечет за собой увеличение капитальных затрат и эксплуатационных расходов. Малое же количество приемных площадок приводит к увеличению очередей ожидающего транспорта, потребности в площади для стоянок, увеличению затрат, связанных с простоем транс­портных средств. При определении количества постов обслуживания транспорта необходимо находить компромисс между размером расходов на строительство и эксплуатацию мест обслуживания транспорта и размером суммарных расходов на строительство площадок отстоя транспорта и расходов на возможный простой транспортных средств.

В общем виде это выражается формулой:




(1)

Собщ = C1 * N + С2 * К,


где Собщ - суммарные экономические затраты и потери;

C1 - расходы, связанные со строительством и эксплуатацией одного поста обслуживания транс­порта;

N - количество постов обслуживания;

С2 - затраты и потери, связанные с организацией ожидания и возможным простоем транспорта, приходящиеся на единицу транспортного средства;

K - среднее число единиц транспорта, ожидающих разгрузки.

При увеличении числа постов очередь, то есть значение К, уменьшается. Пропускная способность погрузочно-разгрузочной зоны зависит не только от числа мест погрузки-разгрузки, но и от грузоподъемности поступающего транспорта.

Проведенные методом теории массового обслуживания расчеты показывают, что при заданном числе постов и при заданном значении очереди на разгрузку количество обрабатываемых на участке грузов прямо пропорционально грузоподъемности обслуживаемого транспорта.

Планировка складских зон для хранения определяется, прежде всего, физическими характеристиками обрабатываемых на складе грузов и выбранной системы складирования (рис. 5).

Тяжелые и габаритные грузы следует размещать как можно ниже, что обеспечит большую безопасность грузовых операций и сохранность грузов, и в близости к местам погрузки-разгрузки. Для их складирования, как правило, используют специально выделенные площади внутри складских помещений или открытые площадки.
c:\users\1\desktop\склад\сканирование0008.jpg
Рис. 5. Пример схемы планировки склада:

SD - зона доставки; SР - зона приемки; SS - зона складирования; SК - зона комплектации комиссионирования; SW - зона выдачи; SЕ – экспедиция
При любом размере складского помещения необходимо стремиться к максимальному использованию объема, для чего целесообразно использовать стеллажное оборудование. При этом максимальная используемая высота определяется параметрами подъемно-транспортного оборудования, требования пожарной и технологической безопасности.

При организации складского хозяйства важно правильно определить систему приемки, размещения, хранения и надзора за товарным ассортиментом.

Как правило, выгруженные товары доставляют в зону приемки склада, где производят их проверку. Приемка товаров по количеству и комплектности - ответственная процедура, выявляющая недостачи, повреждения, низкое качество или некомплектность товаров. Поэтому порядок проведения приемки товаров регламентируется нормативными актами. Инструкции применяются во всех случаях, когда стандартами, техническими условиями, иными обязательными правилами не установлен другой порядок приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству, качеству и комплектности, а также тары под продукцией или товарами. В договорах поставки могут быть предусмотрены особенности приемки соответствующих видов продукции и товаров [3].

Нормативно существуют следующие сроки приемки товаров:

- поступивших без тары (упаковки), в открытой или поврежденной таре (упаковке) - в момент получения от поставщика, либо в момент вскрытия опломбированных и разгрузки неопломбированных транспортных средств;

- поступивших в исправной таре (упаковке) - по весу и количеству мест - в вышеуказанные сроки, по количеству товарных единиц в каждом грузовом месте;

- одновременно со вскрытием тары (упаковки), но не позднее 10 дней с момента получения товара [9].

Если приемка осуществлена в указанные сроки, она считается своевременной.

Вместе с товарами (грузами) склад получает сопроводительные документы: товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, инвойсы и т.п. Эти документы регистрируются в журнале учета поступающих грузов и транспортных средств.

В процессе приемки происходит сверка фактических параметров поступившего груза с данными товарно-сопроводительных документов. Это позволяет актуализировать информацию о количественном и качественном составе принимаемого товара путем его идентификации. Идентификация товара может производиться путем считывания текстово-числовой информации или штрих-кода, расположенных на упаковке.

Приемка упакованных товаров в зависимости от договорных условий может осуществляться грузовыми местами или по номенклатуре.

Приемка по грузовым местам заключается в проверке соответствия их количества и веса указанным в транспортных и сопроводительных документах отправителя.

При приемке по номенклатуре вскрывается упаковка и производится идентификация товарных единиц, их количества в каждой упаковке.

После завершения приемки товаров (грузов) производится ввод информации в базу данных складской информационной системы, генерация складских этикеток на грузовые места или упаковки товарных единиц с обозначением необходимых параметров для складского учета и размещения и формирование шаблона приходного ордера на каждую партию товара.

После окончания проверки товара, наклейки маркировочных этикеток шаблон приходного ордера передается для размещения поступивших грузов в зоне хранения [4].

Организация хранения, в свою очередь, должна обеспечивать:

- сохранность количества товаров, их потребительских качеств и выполнение необходимых погрузо-разгрузочных работ;

- условия для осмотра и измерения товаров, отбора проб и образцов товаров соответствующими контролирующими органами, исправления поврежденной упаковки, выполнения погрузо-разгрузочных работ.

Обеспечение сохранности свойств товара достигается созданием надлежащего гидрометрического режима хранения товаров, удобной системой их укладки и размещения, организацией постоянного контроля в процесс е хранения.

За товарами, хранящимися на складах, необходимы наблюдение и уход, регулярные проверки состояния, контроль появления порчи, следов грызунов или насекомых.

При правильной организации хранения:

- товары не размещают в проходах, не загораживают огнетушители и розетки;

- не складывают поддоны или товары в слишком высокие штабели;

- самые верхние полки используют как резервные для товаров;

- если товары не уменьшаются в ячейках, размещают их на более глубоких стеллажах;

- обеспечивают постоянное место для хранения подъемно-транспортного оборудования;

- поддерживают оптимальные режимы хранения товаров - температуру и влажность воздуха;

- предохраняют товары от моли и грызунов;

- отсыревшие товары просушивают и проветривают;

- для поддержания необходимого санитарно-гигиенического режима регулярно производят тщательную уборку помещения, а также его дератизацию, дезинсекцию, дезинфекцию и дезодорацию.

Правильное размещение и укладка товаров в зоне хранения на складе - непременное условие рациональной организации внутрискладского технологического процесса.

Выбор способа складирования зависит, прежде всего, от вида продукции, подлежащей хранению и обработке, и влияет на объемно-планировочные параметры зон хранения. Выбор способа складирования (формы размещения грузов в пространстве) влияет:- на эффективность использования площади и объема;

- на скорость обработки груза;

- на возможность автоматизации управления и механизации работ;

- на использование принципов учета;

- на капитальные вложения;

- на эксплуатационные затраты;

- на квалификацию персонала.

На складах применяют два основных способа складирования: напольный и стеллажный.

Напольный вид хранения является простейшей системой размещения грузов. Основным способом укладки при этом является штабель - укладка грузовых пакетов или товарных упаковок друг на друга.

Штабельная укладка целесообразна для хранения больших партий однородных товаров. Для обеспечения свободной циркуляции воздуха штабель укладывают на поддоне. Между штабелями и потолком оставляют свободное пространство.

Высота штабеля определяется характером товара, видом тары, высотой складского помещения, предельной нагрузкой на 1 кв. м площади пола, степенью механизации труда на складах.

Прямая укладка применяется для грузов, затаренных в ящики одинакового размера. Расположение каждого верхнего предмета в плане совпадает с расположением нижележащего предмета.

Укладка в перекрестную клетку применяется для ящиков различных размеров, в частности для длинномерных грузовых мест. Грузы верхнего ряда укладывают поперек грузов нижнего ряда.

В обратную клетку, как правило, укладывают товары, затаренные в мешки. Этот способ состоит в том, что каждый следующий ряд мешков кладут на предыдущий в обратном порядке.

Стеллажный способ хранения и укладки грузов обеспечивает максимальные удобства для проведения складских операций, создает хорошие условия для повседневного оперативного учета товаров и наиболее рационального использования емкости складского помещения.

Отпуск товаров со склада - заключительная стадия складского технологического процесса. Она включает в себя следующие операции:

- отборка товаров с мест хранения (комплектация);

- подготовка к отпуску (упаковка, окантовка, маркировка);

- оформление отпуска;

- отгрузка или отправка по назначению (доставка).

Операции отпуска начинаются с момента получения распоряжения или документов на отгрузку. После получения указанных документов производится их регистрация, делается запрос в базе данных о наличии и местоположении товаров и распечатывается лист комплектации (маршрутная карта).

Нужно иметь в виду, что товары при адресной системе хранения для комплектации всегда должны быть указаны в последовательности местоположения, а не в последовательности нумерации товаров. Следует также придерживаться правила, чтобы заказы с однородным товаром отбирались в первую очередь, многономенклатурные заказы - во вторую очередь. Это увеличит производительность.

Кроме того, отборка товаров с мест хранения может производиться автоматизированным, механизированным или ручным способом. Наиболее эффективны автоматизированный и механизированный способы при условии, когда груз на поддоне снимают с места укладки и в виде целой грузовой единицы доставляют к месту комплектации заказа. Операции ручной отборки и подготовки товаров к отпуску являются на складах наиболее трудоемкими. Стоимость рабочей силы на участке отборки может составлять до 50% стоимости всей рабочей силы, используемой на складе.

После окончания процесса комплектования заказа или партии товара и урегулирования возможных несоответствий, упаковки, заполнения упаковочных листов лист комплектации передается для завершения стадии подготовки к отгрузке, в случае необходимости - для дополнительной маркировки отгружаемых грузовых мест и ввода соответствующей информации в базу данных.

После окончания оформления документов производится фактическая отгрузка товара со склада и погрузка в транспортное средство [12].

1.4. Разработка систем складирования
Итак, современный крупный склад – это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры перерабатываемых грузов склады относят к сложным системам.

В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня – логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза. Поэтому склад должен рассматриваться не изолированно, а как интегрированная составная часть логистической цепи. Только такой подход позволит обеспечить успешное выполнение основных функций склада и достижение высокого уровня рентабельности. При этом необходимо иметь в виду, что в каждом отдельно взятом случае для конкретного склада параметры складской системы значительно отличаются друг от друга, так же как ее элементы и сама структура, основанная на взаимосвязи этих элементов. При создании складской системы нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада. Любые затраты должны быть экономически оправданными, т. е. внедрение любого технологического и технического решения, связанное с капиталовложениями, должно исходить из рациональной целесообразности, а не из модных тенденций и предлагаемых технических возможностей на рынке.



Разработка систем складирования (СС) особенно актуальная задача в условиях эксплуатации собственного склада предприятия, поскольку правильный выбор СС позволяет добиться максимального использования складских мощностей, а значит, сделать функционирование склада рентабельным. С такой задачей руководство фирмы сталкивается не только в момент строительства склада, но и в процессе его эксплуатации.

Общая концепция решения складской системы должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет основным критерием выбранной общей концепции.

Система складирования предполагает оптимальное размещение груза на складе и рациональное управление им. При ее разработке необходимо учитывать все взаимосвязи и взаимозависимости между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками объекта и связанные с ними факторы (параметры склада, технические средства, особенности груза и т. д.). Разработка СС основывается на выборе рациональной системы из всех технически возможных систем для решения поставленной задачи методом количественной и качественной оценки. Этот процесс выбора и оптимизации предполагает выявление связанных между собой факторов, систематизированных в несколько основных подсистем.

Итак, система складирования включает в себя следующие складские подсистемы:

• складируемая грузовая единица;

• вид складирования;

• оборудование по обслуживанию склада;

• система комплектации;

• управление перемещением груза;

• обработка информации;

• здание (конструктивные особенности зданий и сооружений).

Каждая подсистема включает в себя целый ряд возможных элементов.

При этом число элементов, составляющих основные подсистемы, может быть значительным, а сочетание их в различные комбинации еще более увеличивает многовариантность системы. Это означает, что альтернативный выбор всех конкурентных вариантов должен осуществляться в определенной последовательности с учетом технико-экономической оценки каждого из них.

Выбор рациональной системы складирования должен осуществляться в следующем порядке:

• определяются место склада в логистической цепи и его функции;

• устанавливается общая направленность технической оснащенности складской системы (механизированная, автоматизированная, автоматическая);

• определяется задача, которой подчинена разработка системы складирования;

• выбираются элементы каждой складской подсистемы;

• создаются комбинации выбранных элементов всех подсистем;

• осуществляется предварительный выбор конкурентных вариантов из всех технически возможных;

• проводится технико-экономическая оценка каждого конкурентного варианта;

• осуществляется альтернативный выбор рационального варианта [7].

Выбор элементов складских подсистем ведется с помощью схем и диаграмм или разработанных программ на ЭВМ. Это обеспечивает методический подход с учетом всех возможных вариантов.

Место склада в логистической системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада. Склады встречаются в различных функциональных областях логистики (снабженческой, производственной и распределительной).

Следующим шагом при разработке СС является определение задачи, на решение которой и направлена данная разработка, а именно:

• строительство нового склада;

• расширение или реконструкция действующего склада;

• дооснащение или переоснащение действующего склада;

• рационализация технологических решений на действующих складах.

Эти принципиальные отличия порождают различные подходы к разработке системы складирования. В первых двух случаях она подчинена задаче выбора параметров складского здания и установления конструктивных его особенностей, обеспечивающих проведение оптимальных технологических процессов. В этих случаях отправной точкой при создании СС должна стать подсистема «складируемая грузовая единица», а заключительной подсистемой будет «здание», поскольку именно определение параметров склада должно стать результатом всей разработки.

При разработке системы для действующих складов она должна быть ориентирована на уже существующее здание и его параметры, поэтому подсистема «здание» будет определяющей для всех остальных подсистем.

Главный принцип создания системы складирования как основного инструментария внутрискладской логистики - использование индивидуальных решений с учетом всех влияющих на него факторов - может обеспечить экономический успех функционирования склада.

При разработке системы складирования необходимо учитывать ряд внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам следует отнести: вид транспорта, место фирмы в логистической системе, интенсивность материального потока, внешний товароноситель, способы передачи информации, особенности поставщиков, требования потребителей. К внутренним факторам относятся: погрузочно-разгрузочный фронт, вид здания, объем складской грузовой единицы, вид системы комиссионирования, техническая оснащенность склада, способы обработки информации.

Система складирования включает три складские подсистемы (элементы): технико-технологическую, функциональную, а также комплекс поддерживающих систем. В свою очередь, указанные подсистемы разбиваются на следующие модули (блоки):

1. Вид и размер товароносителя (грузовая складская единица).

2. Вид складирования.

3. Подъемно-транспортное оборудование для обслуживания склада.

4. Технология комплектации (комиссионирования) заказов.

5. Управление перемещением груза.

6. Система обработки информации.

7. Здание (сооружение) склада с его параметрами.

1. Выбор вида и размеров товароносителя, на котором формируется складская грузовая единица, имеет важнейшее значение, поскольку позволяет экономить площадь складаи обеспечивать надлежащее хранение товароматериальных ценностей. Оптимальными товароносителями могут быть: стоечные, сетчатые, ящичные, плоские поддоны и полуподдоны, а также кассеты, ящики для мелких грузов и т.д. Складской товароноситель увязывает между собой номенклатуру перерабатываемого груза, внешние и внутренние материальные потоки и все элементы системы. На выбор товароносителя влияют: вид и размеры упаковки или транспортной тары, система комплектации заказа, оборачиваемость товара, применяемое технологическое оборудование для складирования груза, особенности подъемно-транспортных машин и механизмов, обслуживающих склад. Основным критерием правильности выбора товароносителя является отсутствие возврата складской грузовой единицы из зоны комплектации в зону хранения при формировании заказа покупателя.

2. Выделяются следующие основные виды складирования:

- складирование в штабеле блоками:

- в полочных стеллажах до 6 м;

- в высотных стеллажах;

- в передвижных стеллажах;

- в элеваторных стеллажах;

- складирование на полу.

В качестве преимуществ различных видов складирования рассматриваются: высокая степень используемой площади и объема; свободный доступ к товару; возможность высотного складирования; легкость обслуживания; возможность автоматизированного управления, выполнения принципа «Фифо» (груз «первый пришел - первый ушел»), низкие эксплуатационные затраты и затраты на техническое обслуживание, низкие капиталовложения и строительные затраты.

На современных складах используют комбинации различных видов складирования, в особенности на складах оптовой торговли распределительной логистики, что объясняется разнообразием хранимой продукции.

3. Подъемно-транспортное оборудование для обслуживания склада. В настоящее время используются различные виды подъемно-транспортных машин и механизмов. Выбор их тесно связан с перечисленными подсистемами и зависит от характеристик самих технических средств и от общей направленности технической оснащенности склада. При этом высокий уровень механизации и автоматизации складских работ, а значит, и использование высокопроизводительных технических средств целесообразно на крупных складах с большой складской площадью и устойчивым однородным материальным потоком.

На складах, предназначенных для снабжения розничных предприятий, могут использоваться и средства малой механизации, в особенности при комплектации заказа. Наиболее распространенными видами подъемно- транспортных средств на механизированных складах являются электропогрузчики и электроштабели, а на автоматизированных складах - межстеллажные краны-штабелеры.

4. Технология комплектации груза.

 В процессе переработки груза процесс комплектации проходит в 3 этапа:

1. Обработка товара по заказам покупателя.

2. Комплектация полного заказа покупателя в соответствии с его заявкой

3. Комплектация партии для централизованной или децентрализованной доставки

5. Управление перемещением груза определяется возможностями технологического и обслуживающего оборудования; осуществляется в автономном ручном режиме, в автоматическом местном режиме управления (из кабины) с помощью пульта управления, в автоматическом дистанционном режиме управления с помощью пульта, расположенного вне стеллажного проходной в автоматическом режиме управления от ЭВМ.

6. Система обработка информации. Логистический процесс на современных складах (в первую очередь автоматизированных) предполагает наличие систем, управляющих информационными потоками. Такие системы осуществляют: управление приемом и отправкой грузов; управление запасами на складе; обработку поступающей документации; подготовку сопроводительных документов при отправке грузов и т.д. В зависимости от уровня opганизации программно-технических средств выделяют:

- обработку информации вручную;

- обработку информации в пакетном режиме.

Подготовка данных о поступающих и отгруженных грузах, которые периодически вводятся в ЭВМ, производится вручную или автоматически. В этом случае речь идет об использовании машинного времени, а вычислительная техника может не являться собственностью склада.

-обработку информации в режиме реального времени. Главное здесь то, что информация вводится в ЭВМ одновременно с движением грузов, или, точнее, в момент их перехода через контрольные пункты.

Для ввода и обработки информации используется развитая терминальная сеть и определенная вычислительная мощность ЭВМ. В зависимости от конкретных условий это может быть отдельная машина, общая для нескольких складов, или машина, управляющая всем производством.

Системы управления информацией в пакетном режиме и в режиме реального времени не зависят от технических характеристик грузов и технологии их обработки на складе. Они могут применяться как на складах с ручным обслуживанием, так и на складах с высоким уровнем механизации.

7. В подсистеме «Здание» учитывают те особенности склада, которые непосредственно влияют на его вместимость по трем направлениям в пространстве: длине, ширине, высоте. Высота складских помещений в складах старой постройки составляет от 4,5 до 5,6 м, отечественные типовые склады, как правило, имеют высоту 6 м (механизированные) и 12 м (автоматизированные). За рубежом эта высота достигает 18 м и более. В современном складском хозяйстве предпочтение отдается одноэтажным складам, а с учетом удорожания стоимости земельных участков и достижений в области складской техники - складам с высотной зоной хранения. Общие затраты на высотный склад в несколько раз меньше, чем затраты на склад с тем же объемом, но с более низкой высотой.

На практике различают следующие основные типы-размеры складов: 600; 800; 1000; 1250; 2500; 5000; 7500; 10000; 25000 м2. Чем больше площадь складского помещения, тем легче и рациональнее может быть размещено технологическое оборудование под хранение груза и использованы технические средства, а значит, имеются возможности для повышения уровня механизации.

Для улучшения условий эксплуатации современных подъемно-транспортных машин и механизмов необходимо стремиться к единому пространству склада без перегородок и с максимально возможной сеткой колонн или пролетов склада. Наилучшим вариантом с этой точки зрения является однопролетный склад с шириной 24 м. Стандартные размеры сетки колонн (в метрах): 6x6; 6x12; 12x12; 12x18; 18х18;18х24.

Выбор оптимального варианта системы складирования осуществляется после технико-экономической оценки каждого из рассматриваемых вариантов. Вкачестве критериев оценки могут выступать показатель эффективности использования складской площади и объема, показатель общих затрат на тонну товара, связанных с оснащенностью склада по данному варианту.

Показатель эффективности использования площади и объема склада показывает, насколько эффективно используется складское пространство при установке конкретных видов оборудования, а экономический показатель дает возможность оценить затраты, связанные с их приобретением и эксплуатацией.

1.5. Определение критериев эффективности функционирования склада и его основных параметров
В процессе проектирования складского хозяйства необходимо собрать информацию по грузопотокам и произвести расчет планируемых критериев эффективного функционирования складской системы и основных параметров.

Критерии эффективности функционирования склада

К основным показателям эффективности функционирования склада относятся следующие:


  1. Грузооборот склада (т):

Г = Тоcр, (2)

где То - товарооборот за период, руб.;

Сср - средняя стоимость 1 т груза, руб./т.


(3)
Себестоимость складской переработки (руб. на 1 т груза):

С = Рэ / Г,

где Рэ - сумма эксплуатационных расходов за год, руб.;

Г - грузооборот, т.




(4)
Коэффициент использования складской площади:

а = Sпол / Sобщ,

где Sпол - полезная площадь склада, кв. м;

Sобщ - общая площадь склада, кв. м.

Значение коэффициента использования а меньше 1 и в зависимости от типа склада, его планировки, организации технологического процесса и других факторов колеблется в пределах от 0,2 до 0,6.

Практика показывает, что полезная площадь склада при стеллажном способе хранения может составлять:

36% - при высоте склада 3,5 м;

48% - при высоте склада 5 м;

60% - при высоте склада 7 м.


  1. Оборот склада:

ПО = Т / txpср, (5)

где txpср - среднее время хранения грузов на складе;

Т - период времени.

txpср = ∑t*q /∑Q. (6)



  1. Пропускная способность склада:

Пскл = Е*Т/ tсp = Е*По, (7)

где Е - емкость склада, т.

Е = Sпол * σ, (8)

где Sпол - полезная площадь под складирование;

σ - нагрузка на 1 кв. м площади, т/кв. м.


  1. Уровень механизации складских работ:

У = Рм / Робщ, (9)

где Рм - количество механизированных процессов;

Робщ - общее количество технологических процессов.


  1. Оборачиваемость склада - величина, обратная продолжительности оборота:

Ко = О/ Т*Qобщ, (10)

где Q - количество продукции, отгруженной за период времени Т;

Qобщ - общее количество продукции, которое можно разместить на складе.

Количество критериев и их значимость для разных компаний могут быть определены с учетом их специфики. В таблице 2 приведен более полный список показателей, необходимых для формирования технико-экономического обоснования проекта организации складского хозяйства, из которых каждая фирма может отобрать и составить систему оценки эффективности функционирования склада в условиях своего бизнеса.


Таблица 2



Перечень показателей эффективности логистического процесса на складе


Ключевые факторы

Показатели эффективности

Качество складского сервиса и удовлетворение потребителей


Обеспечение выполнения заказа точно к сроку;

Полнота удовлетворения заказа;

Точность параметров заказа ;

Точность поддержания уровней запасов;

Количество возвратов заказов, отсутствие запасов, повышения тарифов;

Ошибки в выполнении заказов;

Случаи потерь, хищений, порчи и т.п.;

Возврат товаров покупателями;

Жалобы потребителей;

Оценка потребителями степени; удовлетворения сервисом;



Ключевые факторы

Показатели эффективности

Использование инвестиций



Скорость и количество оборотов запасов;

Использование оборотного капитала; Средний уровень запасов на складе;

Возврат на инвестиции в основные фонды;

Использование инвестиций в складскую инфраструктуру;

Использование инвестиции в технологическое (подъемно-транспортное) оборудование;

Логистические издержки




Затраты на управление складскими запасами;

Затраты на внутрискладскую транспортировку;

Затраты, связанные с качеством продукции и сервиса (ущерб от недостаточного уровня качества, потери продаж, возврат товаров, устаревание запасов и т.п.);

Затраты на складскую грузопереработку и хранение;

Затраты, связанные с операциями;

Время логистических циклов




Время составляющих цикла заказа;

Время пополнения запасов;

Время обработки заказов потребителей;

Время доставки заказа;

Время подготовки и комплектации заказа;

Время цикла закупки товаров;

Время цикла подготовки отчетов;

Производительность




Количество обработанных заказов в единицу времени;

Грузовые отправки на единицу складских мощностей и грузосовместимости транспортных средств;

Использование складского пространства;

Количество операций грузопереработки в час;

Общие логистические издержки на единицу инвестированного в складские запасы капитала;

Общие логистические издержки на единицу складского товарооборота;


Интегральная оценка эффективности объекта будет складываться из оценок:

- потребительских качеств объекта (расположение, обеспеченность помещениями, наличие оборудования и обеспеченность механизмами и тому подобное);

- стоимостных показателей (единичные накладные расходы и издержки);

- спектра предоставляемых услуг, их стоимости и качества [2].

Расчет основных параметров склада

Далее приведем основные параметры складов и правила их расчета. Общая площадь склада включает:

- полезную площадь, т.е. площадь, предназначенную для хранения (включая площадь под стеллажами и т.п.) - Sпол;

- площадь приемочных и отгрузочных площадок, включая площадь погрузо-разгрузочных рамп - Sпр;

- служебную площадь, занятую конторскими и другими помещениями, Sсл;

- вспомогательную площадь, занятую проездами и проходами, - Sвсп и определяется по формуле:

Sобщ = Sпол + Sпр + Sсл + Sвсп. (11)

Потребность в общей складской площади при проектировании складских объектов рассчитывается с применением разных методик. К их числу относятся наиболее известные способы:



  1. Первый способ является наиболее удобным и простым. Расчетная формула имеет вид:

Sпол = Q/σ, (12)

где Q - количество продукции, которое необходимо разместить на складе, т,

σ - нагрузка на 1 кв. м площади, т/кв. м.


  1. С помощью коэффициента заполнения объема емкость любого оборудования для хранения материалов и изделий (ячейки, стеллажи, штабеля и тому подобное) определяется по формуле:

Vпол = Vоб * γ * b , (13)

где Vоб - геометрический объем продукции, м3;

γ - удельный вес, т 1м3;

b - коэффициент заполнения объема.

Зная габаритные размеры единицы принятой продукции или стеллажей и их количество, можно определить полезную площадь склада для хранения:
Sпол = I*b*n = Sоб*n, (14)

где I, b - геометрические размеры;

n - количество единиц продукции (стеллажей).


  1. При определении площади с использованием норматива ее рассчитывают по показателю товарных запасов, выраженному в условных вагонах. Нормы площади на один вагон дифференцированы в зависимости от способа укладки и ее высоты (3-5 м). Площадь хранения при этом рассчитывают по каждой товарной группе по формуле:

Sпол = Qcp * N*k, (15)

где Qcp - средний товарный запас (в условных вагонах, автомобилях и т.п.);

N - норма площади хранения условной единицы;

K=1,2 - коэффициент перевода среднего товарного запаса в максимальный.

Рассчитав, таким образом, полезную площадь для хранения отдельных видов или групп материалов и изделий и суммируя ее, получаем общую полезную площадь склада.

При приближенных расчетах общая площадь складов может определяться в зависимости от полезной площади через коэффициент использования а.


  1. Площадь приемочной (отгрузочной) площадки:

Sпр = Q*kн*t/360*σ, (16)

где Q - годовое поступление материала, т;

σ - нагрузка на 1кв. м площади, т;

kн - коэффициент неравномерности поступления материала на склад (1,2-1,5);

t - количество дней нахождения материала на приемочной площадке (до 2 дней).



  1. Площадь офисного помещения рассчитывается в зависимости от числа работающих. При штате склада до 3 работников площадь офиса принимается по 5 м2 на каждого человека; от 3 до 5 - 4 м2, более 5 работников - по 3,25 м2.

  2. Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых материалов, размеров грузооборотов, подъемно-транспортных средств. Для этой цели пользуются формулой:

А = 2*В + 3*Q, (17)

где А- ширина проезда, см;

В - ширина транспортного средства;

С- ширина зазоров между транспортными средствами и между ними и стеллажами по обе стороны проезда (принимается 15-20 см).

На практике ширина главных проездов, как правило, принимается от 1,5 до 4,5 м. Ширина боковых проездов (проходов) - от 0,7 до 1,5 м.

Для сыпучих грузов важно определить объем штабеля, для жидких продуктов - объем резервуара. Данные для расчетов, которые характеризуют эти продукты, можно взять из справочников.

Определение параметров мест погрузки-разгрузки осуществляется по следующей методике. Минимальная ширина пандуса (рампы), используемого для погрузки и разгрузки транспорта, должна быть не меньше радиуса поворота работающего на ней погрузчика плюс еще приблизительно 1 м. Большинство современных складов ют ширину разгрузочных рамп до 6 м.

Высота пандуса должна быть согласована с высотой кузова обслуживаемого транспорта. У грузового автомобильного, транспорта высота кузова от уровня дороги колеблется в зависимости от типа от 550 до 1450 мм. Кроме того, высота кузов зависит от загрузки автомобиля. Кузов полностью груженого автомобиля может быть на 30 см ниже незагруженного. Плат формы автомобилей-рефрижераторов обычно выше, чем у автомобилей, не оборудованных холодильной камерой. В связи этим рампы необходимо оснащать устройствами для приема автомобилей с разной погрузочной высотой. Такими устройствами могут быть стационарные или передвижные грузоподъемные площадки или выравнивающие платформы.

При проектировании автомобильных рамп следует учитывать общую тенденцию снижения погрузочной высоты автомобилей. На железнодорожном транспорте также существует тенденция к увеличению габаритов вагонов, как рефрижераторных, так и обычных: дверные проемы становятся шире, длина вагонов увеличивается. Появилось множество специализированных вагонов. Участок разгрузки необходимо проектировать таким образом, чтобы принимать любы вагоны [5].



Основные затраты на складирование и управление запасами

Одной из характерных тенденций последних лет является строительство крупных распределительных центров, т. е. автоматизированных складов с компьютеризированной обработкой заказов и перемещением грузов. Для эффективного использования складов и распределительных центров нужна действенная система управления запасами. Такая система призвана определять количество заказываемого товара для поддержания оптимального уровня запаса и маго оптимальной частоты заказов.

Легче всего рассчитать указанные величины для товаров, спрос на которые является устойчивым на протяжении всего года. Сложнее регулировались заказы сезонной продукции. Компании предпочитают производить их круглый год, чтобы равномерно списывать постоянные расходы и обеспечить устойчивую загрузку производственного персонала. В результате в межсезонье на складах скапливаются значительные запасы готовой продукции.

Поэтому при круглогодичном выпуске таких товаров необходимо сопоставлять более низкие производственные издержки в период межсезонья с более высокими издержками хранения запаса. Кроме того, в периоды снижения спроса по этим товарам следует также шире использовать инструменты стимулирования сбыта: скидки, распродажи и так далее. Наибольшую трудность определения оптимального размера заказа и его частоты представляют товары «беспорядочного» спроса.

Проблема должна решаться, во-первых, путем постоянного и тщательного слежения за состоянием потребительского рынка данных товаров, во-вторых, путем минимизации складских запасов на основе поставок «точно вовремя». На рис. 6 показаны три вида издержек, необходимых для поддержания размера запаса на должном уровне.

Текущие затраты - это издержки связывания капитала в запасах, а также ряд дополнительных затрат типа налогов, страхования запасов и так далее. Эти издержки могут быть весьма значительными и составлять до 25 % стоимости самого запаса. Чем дольше товар находится на складе, тем выше текущие затраты.

Рис. 6. Основные издержки хранения товаров


Издержки пополнения запаса
Текущие затраты

Издержки исчерпывания запаса

Удельные затраты

Q уровень запаса


Издержки исчерпывания запаса - это сумма потерь от снижения продаж в связи с отсутствием товара. Сумма таких потерь тем значительнее, чем выше спрос на товар.

Издержки пополнения запаса - это затраты, связанные с получением новых партий, включающие транспортировку, оформление и так далее. Оптимальный размер запаса зависит от всех перечисленных элементов затрат. При возрастании уровня запаса потери от отсутствия запаса сокращаются, поскольку выше вероятность того, что товар будет в наличии.

Снижаются и издержки пополнения запаса, поскольку заказы оформляются реже, однако текущие издержки при этом возрастают.

Задачей определения оптимального размера запаса является минимизация всех вышеперечисленных издержек на графике этот размер отображается точкой Q.

Другим важным параметром является частота заказа. Она зависит от оптимального размера заказа и уровня спроса и определяется как:
n = Д / Q, (19)

где n - частота заказа;

Д - уровень спроса;

Q - оптимальный размер заказа.

Можно выделить следующие системы управления запасами: с фиксированным размером запаса, с фиксированным интервалом времени между заказами, времени между запасами. Остальные системы представляют собой разновидности этих двух систем. Использование той или иной системы зависит от следующих обстоятельств:

- если издержки управления запасами значительные и их можно вычислить, то следует применять систему с фиксированным размером заказа;

- если издержки управления запасами незначительные, более предпочтительной оказывается система с постоянным уровнем запасов

- при заказе товаров поставщик налагает ограничения на минимальный размер партии. В этом случае желательно использовать систему с фиксированным размером заказа, поскольку легче один раз скорректировать фиксированный размер партии, чем непрерывно регулировать его переменный заказ;

- если имеются ограничения по грузоподъемности транспортных средств, то более предпочтительной является система с постоянным уровнем запасов;

- система с постоянным уровнем запасов более предпочтительна и в том случае, когда поставка товаров происходит в установленные сроки;

- система с постоянным уровнем и система с двумя уровнями часто используются, когда необходимо быстро реагировать на изменение сбыта.

Если спрос равномерен, это будет означать подачу заказов по графику через определенные периоды времени. При случайном сезонном или беспорядочном спросе большинство заказов будет сделано в период пика спроса, и нужно четко отслеживать состояние рынка.

Альтернативой поддержания запаса на высоком уровне является система поставки «точно в срок», позволяющая минимизировать уровень запаса, а значит, и издержки товародвижения. Поставки «точно в срок» означают выпуск продукции в строгом соответствии с рыночным спросом, и в момент, когда ее требуется доставить покупателю, они наиболее реальные в случае равномерного и предсказуемого спроса.

Система «точно в срок» предполагает наличие четырех условий:

- быстрая обратная связь от покупателей относительно их потребностей;

- наличие эффективной компьютерной системы;

- быстрая и эффективная транспортировка;

- наличие центров комплектования, то есть перевалочных пунктов, куда продукция поступает с различных мест с целью комплектования заказов.

Важнейшим фактором является контроль и оценка эффективности осуществления операций. Контроль предполагает сопоставление результатов с намеченными целями. Показателями эффективности могут быть:

- время обработки одного заказа (мин, час, сут.);

- время выполнения одного заказа (мин, час, сут.);

- время нахождения товара в запасе (час, сут., мес.);

- издержки товародвижения в % к продажам (%);

- доля грузов, получивших повреждение при транспортировке;

- доля случаев несвоевременной доставки грузов.

Неспособность достичь целей с учетом названных критериев может свидетельствовать о наличии проблем в системе товародвижения, что требует анализа каждого вида операций в системе [6].

Выводы по главе:



Таким образом, склады являются неотъемлемым звеном любой логистической системы - организационно завершенной экономической системы, состоящей из взаимосвязанных элементов в едином процессе управления материальными и сопутствующими потоками. Совокупность этих элементов, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и/или внешними целями.

Изменения структуры материальных потоков предопределяют образование складского хозяйства, поскольку на этих объектах производится преобразование материального потока посредством изменения параметров принимаемых и отгружаемых партий грузов по величине, составу, времени и так далее. Складские комплексы являются не только интегрированной составной частью, но и системообразующим звеном логистической системы, в которой предусмотрены накопление, переработка, распределение материального потока. Такой подход позволит обеспечить достижение высокого уровня рентабельности всей системы. Это совсем не исключает возможность отдельного анализа и исследования составляющих звеньев и элементов логистической системы, в том числе и складов.

Существует несколько основных проблем, успешное решение которых может гарантировать эффективное функционирование складского хозяйства. К ним относятся:

- выбор между собственным складом и складом общего пользования;

-определение количества складов и размещение складской сети;

- выбор размера и месторасположения склада;

- выбор системы складирования.

Общая концепция решения складской системы в первую очередь должна быть экономичной. Экономический успех обеспечивается в случае, если планирование и реализация складской системы рассматриваются с точки зрения интересов всей фирмы, являясь лишь частью общей концепции склада. А рентабельность склада и будет, в конечном счете, основным критерием выбранной общей концепции.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница