Тема Введение в дисциплину социология




Скачать 311.47 Kb.
Дата07.05.2016
Размер311.47 Kb.
Минченя Елена Александровна

1 тема

Введение в дисциплину социология.

Вопросы:

  1. Объект, предмет и метод социологии

  2. Функции и структура социологического знания

  3. Предпосылки возникновения и основные этапы развития: классический и современный.

1) Объект - общество социальная реальность.

Предметом науки называют – стороны, связи, отношения подлежащие непосредственному изучению.

Предметом социологии являются социальные основы жизни людей, изучает общество через призму социальности, то есть через призму особого типа человеческих связей, благодаря которым возникает общество как целостность.

Социальность – это свойство человеческой жизни, которое возникает в результате совместной деятельности людей и проявляется в непосредственном и опосредованном общении людей. Людей как представителей как относительно устойчивых социальных групп ( институтов, организаций ) и определяются различиями их места и роли в конкретных общественных структурах.

Социология изучает:

  1. Устойчивые типичные социальные явления многократно проявляющиеся на различных уровнях функционирования общества.

  2. Организацию и структурные единицы общества ( личности, группы, слои и т.д. ), социальные связи: действия взаимодействия и т.д. А также их изменения социальная динамика.

  3. Объясняет социальную жизнь на основе получения достоверной информации о реальных процессах человеческой жизни.

Социология – это наука о социальной жизни человека, изучающая структуры общества их элементы а также все процессы в них протекающие и условия их протекания.

Социология изучает такие структуры как:

  1. Социальные институты

  2. Статусы и роли

  3. Нормы и ценности

  4. Организации

Понятие социальные категории означает – явления и процессы возникающие в результате совместной жизни людей.



Методы социологии.

Социология применяет множество методов изучения:



  1. Социально философские ( изучение явлений и процессов в их развитии и связях ).

  2. Структурно функциональный ( с точки зрения структуры и тех функций что она выполняет ).

Эмпирические методы:

  1. Опрос ( интервью и анкетирование )

  2. Наблюдение

  3. Анализ документов

  4. Эксперимент

Выдвижение и проверка гипотез.

Сравнительно исторический.

2) Функции и структура социологии.

Основные функции:

  1. Гносеологическая ( расширяет и конкретизирует знания об обществе его структуре).

  2. Прогностическая – на базе полученных данных социологи выявляют направления развития изучаемых явлений и процессов, эта функция реализуется в научном предвиденьи …

  3. Управленческая – на основе социологических данных принимаются управленческие решения.

  4. Мировоззренческая – виденье социального мира, определённое понимание социального мира.

3)Структура

Выделяют 3 уровня:



  1. Макро-социология – общество в целом, общие закономерности его развития и функционирования.

  2. Социология среднего уровня – отдельные подсистемы, локальные сферы общественной жизни, большие общности людей и существует в виде так называемых отраслевых социологий

  3. Микро социология - межличностные взаимодействие и малых групп, выявляет их роль в функционировании общества как целого

В структуре социологии выделяют парадигмы – концепция, которая в течении определенного времени признается группой ученых и выступает в качестве образца постановки исследовательской проблемы и ее решения. Термин парадигма ввел Т. Кун. Наука, система знаний, развивается через смену парадигм. Постепенно накапливаются факты противоречащие принятой парадигме, на их основе формируются новые, конкурирующие теории и победившая теория становится парадигмой. Каждая из парадигм выбирает свои приоритеты исследования, использует свои логические схемы и языки описания и поэтому их нельзя сравнивать по принципу лучше/хуже, т.к. они решают разные исследовательские задачи. Ни одна из парадигм не объясняет весь мир в целом.



Социологические парадигмы.

- Структурные парадигмы – изучают общество в целом и его структуры.

- Структурный функционализм (структурно-функциональный анализ) – делает акцент на

стабильность и сотрудничество в обществе.

- Конфликтные теории (парадигмы) – делают акцент на социальную дифференциацию и

конфликты в обществе.

- Марксизм – изучает преимущественно экономические факторы конфликтов.

- Не марксистские конфликтные парадигмы – многообразные факторы в

конфликтах (ценностные, этнические, религиозные, политические)

- Интерпретивные парадигмы – изучают социальное взаимодействие.

- парадигма социального действия (М. Вебер) – не общество как целое, а изучать действие отдельно взятого индивида. Акцент на мотивах, действиях людей, изучает преимущественно мотивы поведения людей.

- символический интеракционизм – изучает взаимодействие с помощью интерпретации символов (язык, жесты, знаки)

- феноменология – изучает способы с помощью которых люди классифицируют явления и осмысляют окружающий мир. Человек наделенный сознанием сам в своем сознании конструирует схему социальной реальности, которая его окружает.



- этнометодология – изучает то, как люди придают смысл социальной жизни.

- Неофункционализм


Общество как социально-экономическая и социо-культурная система

1. Общество: понятие, признаки, важнейшие подсистемы.

2. Общество как социально-экономическая система.

3. Общество как социо-культурная система.
Общество – главный объект исследования ученых.

Обществоширокий комплекс человеческих отношений, понимаемый как некоторое автономное целое или как система социальных взаимодействий.

Общество:

1. Это совокупность людей

2. Деятельная совокупность людей, в основе деятельности лежат: труд, общение, познание.



Труд – спецефически человеческая целесообразная деятельность по производству материальных и духовных благ, направленное на преобразование окружающей среды для удовлетворения своих потребностей.

Общение отражает коллективный характер деятельности людей. Как следствие возникает процесс коммуникации. Коммуникация включает в себя: знание информации, передача информации, получение и понимание информации. Духовно-информационное начало человеческой жизни, которое взаимодействует с составляющими труд и общение.



Общество – система отношений и форм жизнедеятельности людей, придающая жизни и деятельности людей организованный характер.

Общество понимается в значениях:

1. Определенная группа людей, объединившаяся для общения и выполнения совместной деятельности.

2. Общество понимается как конкретный этап в развитии какого-либо народа или страны.

3. Сложно организованная система взаимодействия людей, имеющая свою структуру и институты.

Страна – часть света, или территория, имеющая определенные границы и пользующаяся государственным суверенитетом.

Государство – политическая организация данной страны, включающая в себя различные режимы власти (республика, монархия), органы и структуру правления (правительство, парламент). Т.е. в любом обществе есть отношения власти (ассиметричные отношения). Общество – социальная организация данной страны.

Признаки общества (ввел Шилз):

1. Объединение не является частью какой-либо более крупной системой.

2. Браки заключаются между представителями данного объединения.

3. Оно пополняется преимущественно засчет детей тех людей, которые являются его признанными представителями.

4. Имеют территорию, которую считают своей собственной. Именно территория выступает как предмет, который охраняется.

5. Имеет собственные названия и свою историю.

6. Обладают собственной системой управления.

7. Существуют дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.

8. Его объединяет общая система ценностей, норм, которые называют культурой.

При рассмотрении общества социологи применяют системный подход. Его специфика состоит в том, что изучаемые объекты рассматриваются как системы.



Система – определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Основные категории системного подхода:

- система

- элемент

- целостность

- функция

- интеграция

- обратная связь

- структура

- равновесие

- адаптивность

- границы и т.д.

Общество как социальная система – особая совокупность явлений и процессов, состоящих из множества элементов находящихся во взаимных связях и отношениях и образующих единое целое. Включает в себя: индивидов, соц. группы, охватывает отношения между индивидами и группами.

Подсистемы:

- экономическая

- политическая

- социальная

- духовно-культурная



Общество как социально-экономическая система.

Экономическая система общества включает в себя следующие составляющие: производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг. Входят следующие институты: фабрики, заводы, банковская система, торговля, предпринимательство, частная собственность и другие формы собственности. Институт собственности – главный экономический институт. В экономической жизни общества играет роль 50% населения – экономически активное население. Но все население является потребителями товаров и услуг.

Основные признаки современных экономических систем:

1. Разделение труда.

2. Рост экономической взаимозависимости (Во всемирном масштабе - глобализация).
Культура как система ценностей и норм

1. Сущность культуры общества.

2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, символы, язык.

3. Функции культуры.
1. Сущность культуры общества.

Культура – некоторое сложное целое, включающее в себя продукты материальной и духовной деятельности людей, которые социально усвоены, разделяемы членами общества и могут передаваться последующим поколениям людей.

Продукты материальной деятельности: здания, сооружения, дороги, каналы, орудия труда, возделанные почвы и т.д..

Продукты духовной деятельности: знания, идеи, верования, ценности, нормы, символы, приемы мастерства, эстетические вкусы, способности и привычки и т.д..

Специфика социологического подхода к рассмотрению культуры заключается в том, что культура исследуется в ее социальном аспекте через призму деятельности, социальных взаимодействий, культура генетически не наследуется, а усваивается каждым новым поколением людей. Культуре обучается каждое новое поколение, которое приходит в общество.

Происхождение и развитие культуры стало возможным благодаря способности человека обучаться и передавать свои знания другим людям.

Культура – система социально приобретенных и транслируемых от поколения к поколению значимых идей, знаний, ценностей, норм, символов, верований и т.д. посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность и упорядочивают ее.

В культуре любого общества существует доминирующая культура – совокупность норм, ценностей, символов и т.д. которыми руководствуются большинство членов общества, но т.к. оно неоднородно то у каждого общества своя культура.

Разновидности культуры:

- субкультура – часть общей культуры, система норм, ценностей, правил присущих какой-то большой социальной группе (молодежная субкультура). Субкультура не противостоит доминирующей культуре.

- контркультура – такая субкультура которая находится в конфликте или противостоит доминирующей культуре.

2. Основные компоненты культуры: ценности, нормы, символы, язык.

Ядром любой культуры – ценности. Социальные ценности – устойчивые, широко распространенные представления людей о том, что является важным, нужным, к чему следует стремиться, это также убеждения людей по поводу целей которых следует достигать, а также тех путей и средств которые ведут к этим целям (жизнь, здоровье, материальное благополучие, карьера и т.д.).

Условно ценности можно разделить на группы:

1. Витальные ценности – безопасность, сытость, покой.

2. Социальные ценности – соц. статус, карьера, трудолюбие, богатство, семья, патриотизм.

3. Политические ценности – свобода слова, законность, гражданские свободы, конституция.

4. Моральные ценности – порядочность, взаимоуважение.

5. Религиозные ценности – бог, вера, спасение, ритуал, икона.

6. Эстетические ценности – красота, стиль, гармония, следования традициям, новизна.

Социологи выделяют ценности цели (терминальные) и ценности средства. Культура общества имеет свой набор ценностей которые располагаются в определенной иерархии, а люди, живя в этом обществе, выбирают на какие ценности им ориентироваться.

Социальные нормы – конкретные правила, образцы, стандарты, поведения регулирующие взаимодействие людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры.

Правовые нормы – законы, административные акты, содержат четкое описание действия и санкции.

Моральные нормы – нравственные нормы. Обеспечиваются силой общественного мнения и морального долга личности.

Обычаи и традиции.

Символы – многозначные образы с помощью которых человек определяет свое место в группе или обществе и эти символы всегда несут информацию (товарный знак, бренд, униформа). Самый главный знаково-символической системой является язык.

Язык – система кодов сигналов, знаков, имеющих определенный смысл и значение которой пользуются люди для передачи информации. Основное назначение языка – взаимопонимание индивидов, реализуется через следующие подфункции:

1. Функция идентификации – партнеры по общению идентифицируют определенные знаки, сигналы, коды с одними и теми же объектами, явлениями.

2. Интерпретационная функция – каждый язык по своему трактует окружающий мир и приписывает определенный смысл и значение тому или иному объекту.

3. Ретранслятор культуры – язык поддерживает и передает своеобразие, неповторимость культуры, характерные для нее акценты и приоритеты.

Функции культуры:

1. Адаптационная.

2. Регулятивная.

3. Познавательная.

4. Человеко-творческая и др.


Социальная структура и стратификация.

1. Социальная структура (горизонтальный срез общества) и стратификация (вертикальный срез общества).

2. Теории социальной структуры и стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин).
Социальная структура понимается в широком и узком смысле слова.

Социальная структура в широком смысле – черты или элементы социального целого (общества или группы) которые имеет определенное постоянство во времени, взаимосвязаны и определяют функционирование этого целого, это также устоявшиеся и регулярные аспекты социальных взаимодействий между элементами социального целого.

В качестве элементов социальной структуры выступают:

1. Социальные группы и общности.

2. Социальные организации и социальные институты.

3. Социальные ценности и социальные нормы.

4. Социальные статусы и социальные роли.

А также элементами являются сферы общественной жизни - совокупность различных по численности и положению групп, общностей а также системы связей между ними.

Социальная структура бывает:

1. Социально-классовая (высший, средний и низший; рабочий, интеллигенция, служащие, управляющие, предприниматели и самостоятельные работники).

2. Социально-демографическая (мужчины, женщины; дети, подростки, молодежь, люди среднего возраста, пожилые люди).

3. Социально-территориальная структуры (городское население, сельское население).

4. Социально-этническая (по роду, нации).

5. Конфессиональная (религия).

6. Социально-профессиональная.

Социальная стратификация – процесс и результат расслоения общества на социальные группы и слои занимающие неравное положение в обществе. Стратификация описывает социальное неравенство.

Основные критерии социальной стратификации:

1. Доход, собственность, богатство.

2. Власть как законное средство влияния.

3. Образование, знание, квалификация.

4. Престиж профессии, должности, группы.

Существуют также другие критерии стратификации, таким образом - социальная стратификация многомерна - она измеряется множеством критериев одновременно.

Социальная страта – социальная группа или слой людей выделенных по одному или нескольким признакам социального положения и отличающихся от других групп не только интенсивностью выделенного признака но и положением в общественной иерархии.

Социальное неравенство означает что люди живут в условиях при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам общества. Неравенство фиксируется по следующим позициям – личностное, неравенство возможностей (шансов), неравенство условий жизни. Социальную стратификацию следует отличать от социальной дифференциации. Социальная дифференциация – нарастание неоднородностей, включает в себя весь спектр различий между людьми.



Горизонтальная дифференциация

(номинальные параметры)



Вертикальная дифференциация(стратификация)

(ранговые параметры)



1. Пол

2. Возраст

3. Раса

4. Этническая принадлежность



5. Место жительства

6. Область деятельности

7. Вероисповедание

8. Язык


1. Доход

2. Богатство

3. Образование

4. Престиж

5. Власть

6. Происхождение

7. Административная должность


Номинальные параметры при определенных условиях могут переходить в ранговые и это рассматривается как дискриминация, несправедливость в большинстве современных обществ. Каждое общество по своему организовывает социальное неравенство и в каждом обществе существуют свои критерии социальной стратификации.

2. Теории социальной структуры и стратификации (К. Маркс, М. Вебер, П. Сорокин).

Теория К. Маркса – теория классов и классовой борьбы. В качестве основных элементов социальной структуры общества Маркс называл классы. Главный критерий – это собственность на средства производства. В обществе существует два основных класса: класс собственников (эксплуататоры), класс лишенный собственности или имеющий ограниченные права на собственность (эксплуатируемые).

Классы – большие группы людей, различающиеся по их месту в системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их роли в организации труда, по способам получения и размерам определенной доли общественного богатства, которой они располагают. Т.е. Маркс создал концепцию «экономического» класса. Наряду с основными (буржуазия, пролетариат) классами он признавал что в обществе существуют неосновные (торговцы, ремесленники, мелкая буржуазия) классы. Эти классы должны разориться и перейти в ряды пролетариата и только очень немногим удастся разбогатеть и перейти в ряды буржуазии.

Вебер признавал основной критерий Маркса однако считал его не единственным, а одним из многих. Показал что существуют такие различия, которые прямо не связаны с собственностью: образование, квалификация, профессиональное мастерство, власть, престиж, статус. Вебер предложил многомерную модель стратификации, рассматривал не только экономические различия между людьми и его теория называется концепция социального класса. Вебер выделил четыре основных класса:

1. Классы формирующиеся благодаря собственности и образованию и имеющие привилегии – привилегированные классы.

2. Интеллигенция и специалисты не обладающие собственностью.

3. Мелкая буржуазия.

4. Рабочий класс.

Наряду с классами в обществе сосуществуют так называемые статусные группы которые формируются благодаря престижу и согласно существующим традициям и предписаниям (дворянство и духовенство).

П. Сорокин. Ввел в мировую два основных понятия: социальное пространство и социальная мобильность.

Социальное пространство – сложная система всех социальных связей между людьми.

1. Положение человека в социальном пространстве определяется его отношением к определенным социальным группам.

2. Отношением этих групп друг к другу.

3. Положением и функцией человека в пределах каждой из основных групп.

Социальное пространство иерархизировано – он предложил его рассматривать как трехмерное по следующим осям – экономическая, политическая, профессиональная. И им соответствуют три формы стратификация.

Экономическая стратификация – разделение общества по доходам, уровню жизни что проявляется в существовании бедных и богатых.

Политическая стратификация – разделение людей по авторитету, власти, званиям, почестям и т.д.

Профессиональная стратификация – разделение людей по профессиям, видам деятельности, должностям, одни из которых обладают большим престижем, другие меньшим престижем.


Социальные институты.

1. Понятие социального института.

2. Виды социальных институтов.

3. Функции социальных институтов.

4. Институциализация.

5. Социальная организация.
Наиболее сложные формы социального взаимодействия принято обозначать понятиями социальный институт и социальные организации. Некоторые виды социальных взаимодействий с развитием общества становятся устойчивыми, регулярными и обязательными для всех членов общества или группы и прежде всего это относится к тем социальным взаимодействиям которые обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей общества или группы.

Социальный институт – устойчивая форма организации и регулирование совместной жизнедеятельности людей которые организованы в группы где произведено разделение на статусы и роли и существует система правил, норм а также контроль за их исполнением.

Социальный статус – место индивида в группе (обществе) которая определяется возрастом, полом, занимаемой должностью, происхождением, семейным положением и др..

Социальная роль – типичное ожидаемое поведение в соответствии с занимаемым статусом.

Социальный институт – совокупность социальных связей, норм, статусов, ролей, процедур по средством которых удовлетворяются наиболее значимые социальные потребности. Определяющим условием возникновения социального института является какая-либо потребность. Социальные потребности удовлетворяются не автоматически, а только организованными усилиями членов общества или группы в ходе совместной деятельности они вырабатывают некоторые приемлемые образцы и шаблоны поведения которые постепенно превращаются в стандартизированные привычки, обычаи, а потом если проходят проверку времени – они принимаются и узакониваются. Если потребность исчезает то существование института становится бессмысленным и он либо прекращает свою деятельность либо трансформируется и начинает удовлетворять другие потребности людей.

Виды социальных институтов.

Все социальные институты образуют систему, которая обуславливает функционирование структуры в целом. В зависимости от содержания и направленности деятельности социальные институты бывают:

1. Политические – обеспечивают установление и поддержание политической власти, укрепление общественного порядка.

1.1. Государство и его органы: армия, милиция, суд, тюрьмы.

1.2. Политические партии, общественные организации и движения.

2. Экономические – обеспечивают процессы производства и распределения материальных благ и услуг, а также условия жизнедеятельности общества.

2.1. Фабрики, заводы.

2.2. Банковская система.

2.3. Торговля.

2.4. Сфера услуг.

2.5. Предпринимательство.

2.6. Собственность

3. Социально-культурные институты – способы взаимодействия людей по поводу создания и распространения ценностей культуры. (Театры, музеи, библиотеки, концертные залы)

4. Образование.

5. Здравоохранение и социальное обеспечение.

6. Религия.

7. Семья и брак.

8. Наука.

9. Средства массовой информации и др.

Социальные институты бывают формальные и неформальные – в зависимости от жесткости регламентации.

Формальные – взаимодействие осуществляется на основе формально оговоренных правил, законно, регламентов, инструкций, роли в них обезличены. Существует также строгая регламентация социальных статусов, ролей, функций и т.д. Основаны на тесных личных связях, симпатиях, общности интересов действий, стремлений. Хотя и регламентированы но и не оформлены в виде законов, инструкций, положений.



Функции социальных институтов.

Выделяют следующие функции:

1. Явные – те объективные последствия которые вносят свой вклад в регулирование социальной системы и которые входят в намерение людей и осознаются ими.

2. Латентные – те объективные последствия которые не входили в намерения людей и не осознавались ими.

Основные функции социальных институтов:

1. Закрепление и производство общественных отношений – каждый институт обладает системой правил и норм поведения которые закрепляют и стандартизируют поведение индивидов и делают это поведение предсказуемым. А система социального контроля обеспечивает определенный порядок и социальные рамки в которых должна протекать деятельность каждого индивида. Социальные институты обеспечивают устойчивость общественной жизни.

2. Регулятивная – социальные институты через систему норм регулируют деятельность, поведение людей.

3. Интегративная – социальные институты сплачивают индивида, рождают отношения взаимозависимости и взаимоответственности. Интеграция людей в социальном институте сопровождается упорядочиванием взаимодействия, установлением объема и частоты контактов.

4. Транслирующая – передача опыта накопленного предшествующим поколением – новому поколению людей.

5. Коммуникативная – передача информация как внутри соц. института так и между соц. институтами.

6. Социализирующая – социальные институты играют важную роль в формировании и развитии личности, в усвоении ею социальных ценностей, норм, ролей.

Институциализация – процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов, ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности. Это также замена спонтанного и экспериментального поведения на ожидаемое поведение, которое моделируется, регулируется.

Социальная организация – группа людей, которые координируют свою деятельность для достижения какой-либо цели. Организации бывают простые и сложные.

Признаки простой социальной организации: люди, цели, координация деятельности.

Признаки сложной соц. организации: цель не сводимая к сумме индивидуальных целей, использование ресурсов для достижения цели, разделение труда по горизонтали, наличие подразделений, координирование деятельности подразделений. Индивиды за выполняемые функции как правило получают вознаграждение.


Социальные конфликты. Социальный контроль. Социальное управление.

1. Теории социального конфликта.

2. Причины и этапы развития социального конфликта.

3. Социальный контроль как механизм социальной регуляции поведения.

4. Социальное управление.
Теории социального конфликта.

К. Маркс «Теория марксизма о социальных конфликтах». Рассматривая капиталистическое общество Маркс указывал что на определенном этапе его развития материальные производительные силы (рабочий класс) приходят в противоречие (состояние конфликта) с существующими производственными отношениями, и прежде всего с отношениями собственности, которая находится в руках класса капиталистов. Главным образом эта собственность рассредоточивается на фабриках, заводах. По Марксу социальный конфликт всегда связан с противоположностью интересов которыми руководствуются противоборствующие субъекты и конфликт по Марксу – наиболее резкая и открытая форма социального противоречия.

Ральф Дарендорф создал концепцию конфликтной модели общества. Можно выделить четыре основополагающих постулата модели:

1. Каждое общество в каждый данный момент своего развития подвержено процессам изменений и в любой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом.

2. В каждом обществе в каждый момент времени проявляются разногласие и конфликт, социальный конфликт вездесущ.

3. Всякий элемент социальной системы в той или иной степени вызывает изменения и дезорганизацию.

4. Каждое общество отбирается на принуждение применяемое одними его членами в отношении к другим.

Причинами социальных конфликтов являются не только социальные неравенства, но и борьба за власть, престиж, авторитет а также неравное положение в отношениях управления. Любая социальная организация опирается на различие социальных позиций, занимаемых властвующими и подчиненными, интересы которых противоположны. Т.о. причиной социальных конфликтов – существование отношений господства и подчинения, возникающая борьба между конфликтующими группами за обладание властью.

Дюргейм. Социальная аномия – такое состояние общества при котором социальные нормы разрегулированы, рассогласованы, и противоречат друг другу. Такие состояния бывают когда общество переходит от одного состояния отношений к другому.

Если раньше, по мнению Дарендорфа, проявлялись преимущественно солидарные действия организованных групп, классов, политических партий, то в современных условиях на смену классовой борьбы приходит индивидуальная мобильность, которая проявляется в конфликте социальных ролей. Несмотря на то, что конфликты вездесущи люди имеют возможность для регулирования конфликтов, для упреждения социальных потрясений.

Л. Козер. Социальный конфликт не является аномальным явлением для общества. Он продукт внутреннего состояния социальной системы и существующих в ней отношений между личностями и социальными группами. Конфликт появляется потому что возникает социальная напряженность между тем что есть и тем что должно быть в соответствии с чувствами и взглядами, интересами индивидов, социальных групп.

Теория Козера получила название концепция позитивно-функционального конфликта, т.к. по его мнению социальные конфликты выполняют для общества позитивные функции. Конфликт способствует социализации индивидов, образованию социальных групп, установлению или поддержанию относительно стабильной структуры внутригрупповых и межгрупповых отношений, сигнализирует о тех или иных социальных проблемах и др.. Т.е. конфликты имеют для общества позитивный потенциал. Конфликты необходимы обществу как способ с помощью которого общество разряжает напряженную обстановку и разрешает противоречия между отдельными индивидами, социальными группами.
Причины и этапы социального развития.

Причина конфликта – явление, которое предопределяет его появление. Это явление только тогда выступает причиной конфликта, когда выступает для его субъектов как потребность. Если удовлетворение потребностей не затрагивает интересы, ценности, чувства других людей, то конфликт не происходит, он возникает только тогда, когда наблюдается дефицит явлений, выступающих как потребности у людей вступающих во взаимодействие. Кроме того субъекты конфликта должны осознавать свои потребности (интерес это осознанная потребность). Т.о. конечная причина всякого социального конфликта – противоречие интересов между его субъектами.

Интересы бывают: материальные и идеальные, объективные и субъективные, выступать как идеи, ценности, капитал, личные амбиции, могут быть иллюзорными и реальными.

Этапы развития конфликта:

1. Начало конфликта.

2. Развитие конфликта.

3. Пик конфликта.

4. Затухание конфликта.

5. Урегулирование конфликта.


Социальный контроль.

Социальный контроль называют социальным институтом общества, который признан предотвращать и исправлять те социальные отклонение которые способны дезорганизовать общественную жизнь.



Социальный контроль – совокупность средств, с помощью которых общество или социальная группа обеспечивают упорядоченное взаимодействие индивидов посредством нормативного регулирования.

В систему социального контроля входят: социальные нормы, социальные санкции, власть. Социальные нормы – своеобразные требования, предписания и ожидания соответствующего общественно одобряемого поведения.



Нормы различаются масштабом:

1. Нормы, которые возникают и существуют в малых социальных группах.

2. Нормы, которые возникают и существуют в больших социальных группах и обществе в целом (законы, обычаи, традиции, нравы, манеры поведения).

Социальные нормы защищены с двух сторон:

1. Со стороны ценностей.

2. Со стороны санкций.



Санкции – система вознаграждений за выполнение норм (конформизм) и наказаний за отклонение от них (девиантность).

Выделяют следующие типы санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они образую следующие сочетания:

1. Формальные позитивные – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительственные награды, государственные премии, ученые степени и звания, почетные грамоты, сооружения и памятники).

2. Неформальные позитивные – публичное одобрение не исходящее от официальных организаций (комплименты, аплодисменты, дружеская похвала, слава, почет и т.д.).

3. Формальные негативные – наказания предусмотренные законами, правительственными указами и т.д. (арест, тюремное заключение, штраф, увольнение, конфискация имущества, лишение гражданских прав).

4. Неформальные негативные – наказания непредусмотренные официальными органами (отказ подать руку, отказ поддерживать отношения, разоблачительная статья в СМИ).



Властные отношения.

Власть – возможность и способность одних людей оказывать влияние и воздействие на других людей, контролировать и изменять их поведение.

Основные ресурсы власти:

1. Законы.

2. Авторитет, уважение, престиж.

3. Деньги.

4. Физическое принуждение.
Социальное управление.

Социальное управление – целенаправленное, планируемое, сознательно организуемое воздействие на общество в целом или его отдельные структуры с целью достижения максимального эффекта при затрате минимальных ресурсов, усилий и времени.

Социология изучает управление со стороны деятельности, интересов, поведения и взаимодействия определенных социальных групп, находящихся между собой в отношениях «руководство-подчинение». Социология исследует не управление машинами, а управление людьми, изучает мотивацию их деятельности.

В управленческих типах отношений выделяют: вертикальные и горизонтальные связи. На практике горизонтальные и вертикальные связи совмещаются и образуется матричная система управления. Лицо или группа лиц осуществляющее управленческое воздействие – носитель управленческого воздействия.

На взаимодействие управляющей и управляемой подсистем влияют социальные факторы:

1. Численность и размеры предприятия, группы, общности.

2. Сложившихся в коллективе тенденции и норм соблюдения дисциплины.

3. От отношения к труду.

4. От стиля и методов руководства.

5. От сложности той ролевой структуры в которую включены как руководитель, так и подчиненные.

и другие факторы – компетентность персонала, технологического профиля производства, территориального расположения производства.

В социологии принято разделять деятельность руководства и управленческую деятельность. Руководство разрабатывает стратегию деятельности организации, определяет цели развития и переориентирует ресурсы в правильном направлении. Управленческая деятельность (менеджмент) вырабатывает тактические средства достижения поставленных целей, определяет наиболее эффективные пути реализации поставленных руководством задач. Менеджеры – организаторы работ.

Существуют следующие способы для корректировки поведения подчиненных:

1. Прямое администрирование.

Основными формами управления являются: приказ, распоряжения, инструкции, вознаграждение за соблюдение правил и распоряжений, санкции за отклонение. Руководитель детально определяет цели и задачи подчиненных, задает стандарты, регламентирующие порядок деятельности, потенциал подчиненного практически не задействован.

2. Мотивационное воздействие на подчиненных.

Этот подход предполагает материальное и моральное стимулирование труда подчиненных, управляющий стремится максимально использовать ресурсы и способности каждого работника, мотивировать его к успешной деятельности – привлекать к выработке управленческих решений, повышение квалификации работника, планирование персональной карьеры, удовлетворение потребностей в самореализации в профессиональном и творческом честолюбии.
Специальные и отраслевые теории. Социология образования.

1. Место отраслевых социологий в структуре социологического знания.

2. Социология образования как отраслевая социологическая дисциплина.

3. Молодежь как социально-демографическая группа.
Место отраслевых социологий в структуре социологического знания.

Исходя из масштабов рассмотрения общественных явлений выделяют три уровня социологического знания:

1. Общетеоретическая социология (общесоциологические теории).

2. Специальные (частные) социологические теории.

3. Конкретные социологические исследования (прикладные или эмпирические).

Эти уровни различаются глубиной социологического анализа, широтой делаемых при этом обобщений и выводов.

Если общетеоретическая социология изучает общество в целом, то специальные или частные социологические теории изучают отдельные сферы общественной жизни, действующие в них субъекты, т.е. они изучают отдельные подсистемы общества. Специфика частных теорий в том, что с одной стороны они применяют общетеоретическую социологию для осмысления каких-либо явлений и процессов в рамках целого и с другой стороны черпают данные из конкретных (прикладных) социологических исследований.

Примеры частных социологических теорий: социология труда, социология образования, социология города, социология села, социология религии, социология дивиантного поведения.


Социология образования как отраслевая социологическая дисциплина.

Она исследует образование как социальный институт, его место и роль в обществе, его влияние на общественное развитие, общественные сферы и структуры.

Образование – отрасль общественной жизни, сфера передачи, усвоения и переработки знаний, социального опыта, в которую входит учебные и воспитательные учреждения.

Образование - процесс и результат усвоения людьми в первую очередь детьми, подростками, молодежью систематизированных знаний, умений, навыков, социальных ценностей, норм, социального опыта и одновременно это необходимое условие подготовки человека к жизни в обществе.

В образовании выделяют два структурных компонента:

1. Обучение – процесс усвоения учащимися под руководством учителя определенных знаний, умений, навыков, культурных стандартов и включение их в систему действий индивида.

2. Воспитание – процесс целенаправленного воздействия на развитие личности целях усвоения ею ценностей культуры, знаний, социального опыта и формирование социально-значимых качеств личности, в первую очередь нравственных.

Образование как социальный институт обладает системой статусов, ролей, образцов поведения, процедур деятельности и выполняет важные для общества функции:

1. Передача накопленных знаний подрастающему поколению.

2. Обеспечивает преемственность социального опыта – передаваемые от поколения к поколению знания, умения и навыки выступают как предметно-воплощенные человеческие усилия, нормы, эстетические вкусы, приемы мастерства, нравственные ценности и т.д. транслятором которого выступает образование.

3. Передает ценности господствующей культуры.

4. Образование раскрывает и развивает способности личности. Способности – индивидуально-психологические особенности личности, выступающие предпосылками успешного выполнения того или иного вида деятельности.

5. Социализация личности.

6. Содействует продвижению индивидов к более высоким социальным статусам, но не гарантирует их.

7. Функции социального контроля.

8. Специфическое «капиталовложение» в будущее.

9. Стимулирует самообразование.
Социологические исследования.

1. Понятие и виды социологического исследования.

2. Программа социологического исследования.

3. Выборка.

4. Методы сбора и анализа социологических данных.
Понятие и виды социологического исследования.

Социология включает в себя:

1. Систему накопленных знаний.

2. Деятельность, направленную на получение новых знаний.

Социологическое исследование представляет собой систему теоретических и эмпирических процедур способствующих к получению нового знания об исследуемом объекте для решения конкретных теоретических и практических социальных проблем.

Классификации видов социологических исследований.

В зависимости от поставленных целей и задач, глубины анализа выделяют следующие виды социологических исследований:

1. Разведывательное (пилотажное) исследование.

Проводится в случае когда проблема ставится впервые или изучена недостаточно, назначение исследования – собрать недостающую информацию для проведения основного исследования.

2. Описательное.

Позволяет получить эмпирическую информацию дающую относительно целостное представление об изучаемом явлении, процессе. Как правило, исследуется относительно большая совокупность людей отличающаяся разнообразными характеристиками (пол, возраст, образование, тип поселения, статус собственности, вероисповедание, этническая принадлежность). В структуре общности выделяются относительно однородные группы и сравнивают их по интересующим характеристикам, а также выявляют наличие (или отсутствие) связей между этими характеристиками.

3. Аналитическое.

Оно не только описывает элементы изучаемого явления, процесса но и выявляет причинно-следственные связи лежащие в основе его функционирования. Изучает множество факторов в том числе как основные и неосновные, постоянные и временные, контролируемые и неконтролируемые.

В зависимости от того как изучаются социальные явления в статике или динамике выделяют два вида исследования:

1. Точечное (разовое) исследование.

Представляет собой однократное снятие информации о каком-либо социальном явлении или процессе. Данная информация позволяет судить о качественных и количественных характеристиках этого явления или процесса в момент его изучения.

2. Повторное исследование.

Исследования одного и того же или различных контингентов людей, проводимые через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Этот вид исследования позволяет выловить тенденцию развития в изучаемом явлении.



Программа социологического исследования.

В социологическом исследовании выделяют этапы:

1. Подготовительный – разработка программы исследования.

2. Проведение непосредственно эмпирического исследования - сбор эмпирических данных.

3. Обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций.

Программа представляет собой научный документ, содержащий общую концепцию исследовательского проекта, основные методологические и методические основы исследования. Программа содержит три раздела:

1. Теоретический.

В этом разделе формулируются социальная и научная проблема, цели и задачи исследования, обосновывается актуальность проблемы, формулируется объект, предмет исследования, основные гипотезы и ожидаемые результаты.

2. Методический.

Содержит обоснование методов сбора данных, обоснование выборки, описание методов обработки и анализа данных.

3. Организационный.

Представляет собой рабочий план исследовательского коллектива, содержащий распределение людских и финансовых ресурсов, инструкции по организации исследования, график работы исследовательского коллектива.



Выборка (выборочный метод).

Основная идея выборки заключается в том, чтобы по части объекта судить о целом объекте.

Этапы формирования выборки:

1. Определение генеральной совокупности.

Генеральная совокупность – целевая группа из которой будет произведена выборка.

2. Определение объема (размера) выборки.

Размер выборки обычно составляет 10% от генеральной совокупности, но не превышает 2-2,5 тыс человек. При проведении опросов общественного мнения в выборку включают от 500 до 1200 человек.

3. Формирование выборочной совокупности.

Выборочная совокупность (выборка) – совокупность единиц (индивидов), отобранных для наблюдения или опроса и по которым можно судить об общем объекте (генеральной совокупности).

Виды (методы) выборки.

1. Случайная выборка – отбор людей на основе статистической случайности с применением случайных чисел.

2. Механическая выборка – индивиды отбираются из генеральной совокупности через равные промежутки.

3. Серийная выборка – генеральная совокупность разбивается на однородные части и в каждой из них опрашивается 10-15%.

4. Гнездовая выборка – генеральная совокупность разбивается на однородные части с последующим сплошным отбором каких-либо из них.

5. Метод основного массива – опрос 60-70% генеральной совокупности.

6. Квотная выборка – до начала исследования собираются статистические данные о генеральной совокупности, в соответствии с полученными пропорциями индивиды отбираются целенаправленно по показателям квот (в соответствии с заданными пропорциями) (пол, возраст, образование, тип поселения, сфера деятельности и др.).



Методы сбора и обработки данных.

Основными методами сбора социологической информации:

1. Опрос.

2. Наблюдение.

3. Анализ документов.

4. Эксперимент.

Методы обработки и анализа данных: построение таблиц, графиков диаграмм, шкалирование, ранжирование.

Опрос – вопросно-ответный метод сбора данных при котором источником информации является словесное сообщение людей. Виды опроса:

1. Устный опрос.

2. Письменный опрос.

3. Опрос экспертов (экспертный).

4. Телефонный, прессовый, почтовый.



Основные требования к вопросам: ясность, четкость, отсутствие двусмысленности.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница