Тема Роль и назначение стандартов финансовой отчетности (мсфо). Порядок создания мсфо




Скачать 294.26 Kb.
Дата10.05.2016
Размер294.26 Kb.

Тема 1. Роль и назначение стандартов финансовой отчетности (МСФО). Порядок создания МСФО


Цель: изучение роли и назначения стандартов финансовой отчетности (МСФО); порядка их создания.

Задачи:

  • рассмотреть процесс глобализации экономик как фактор ускорения процесса международной гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

  • изучить роль МСФО в реформировании бухгалтерского учета в России;

  • рассмотреть международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета и финансовой отчетности;

  • изучить историю создания Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО), его цели и задачи КМСФО;

  • дать характеристику основных органов КМСФО, рассмотреть порядок и принципы их формирования;

  • рассмотреть порядок разработки МСФО, их правовой статус, состав и тематические направления.

Содержание


Тема 1. Роль и назначение стандартов финансовой отчетности (МСФО). Порядок создания МСФО 1

Содержание 1

1.1. Глобализация экономик — важнейший фактор ускорения процессов международной гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности 1

1.2. Роль МСФО в реформировании бухгалтерского учета в России 2

1.3. Международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета и финансовой отчетности 4

1.4. История создания Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). Цели и задачи СМСФО. Состав и характеристика его основных органов, порядок и принципы их формирования 6

1.5. Порядок разработки МСФО, их правовой статус, состав и тематические направления МСФО. Интерпретация МСФО 8

Выводы 11

Вопросы для самопроверки 12

Литература 12


1.1. Глобализация экономик — важнейший фактор ускорения процессов международной гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности


Стандартизация бухгалтерского учета на международном уровне была продиктована исторической необходимостью и напрямую связана с глобализацией экономик стран мира.

Глобализация экономик — это процесс интеграции национальных экономик в единый мировой экономический организм.

ООН считает глобализацию экономик наиболее характерной чертой современного мира. Этот процесс затрагивает все аспекты жизни людей различных стран: экономику, культуру, технологию, управление.

Глобализация экономик, начавшаяся во второй половине XX века, выразилась в расширении и углублении экономических связей, появлении новых мировых рынков капиталов, увеличении объемов иностранных инвестиций, экспортных поставок товаров и услуг, операций на международном кредитном рынке, усилении роли ТНК. Эти процессы особенно интенсивно формируются в 60— 80 годы XX века.

По данным специалистов ООН, рост объемов экспорта в 90-х годах составил 21 % от общемирового ВВП против 17 % в 70-е годы; прямые иностранные инвестиции за последние 20 лет прошлого столетия возросли в 6 раз.

Финансовый рынок становится все более международным. Общая стоимость капиталов на мировых рынках составила в 1996 г. 20,2 трлн $ (в 1985 г.- 4,7 трлн $). В 1989 г. инвесторы США приобрели иностранных бумаг на 4,4 млрд $, а иностранные инвесторы приобрели в США ценных бумаг на 4,54 млрд $.

Заметно повысилось влияние транснациональных корпораций (ТНК), которых в настоящее время насчитывается более 40 000 и более 200 000 их филиалов. ТНК владеют третью всех производственных фондов планеты, производят более 40 % мирового продукта, осуществляют свыше половины внешнеторгового оборота, 80 % торговли высшими технологиями и контролируют более 90% вывоза капитала.

Разработка проблем МСФО началась в 1960-е годы под эгидой Центра ООН по транснациональным корпорациям. Выступая на Генеральной ассамблее ООН в начале 1960-х годов, президент США Джон Кеннеди обратил внимание мирового сообщества на развитие глобальных экономических отношений, возникающих на основе транснациональных корпораций. Для нормального функционирования новых отношений необходим «универсальный язык общения бизнесменов». В качестве такого языка он назвал бухгалтерский учет и финансовую отчетность, доступную и понятную всем заинтересованным лицам.

Таким образом, интернационализация экономик вызвала потребность в сопоставимости учетных данных, получаемых корпорациями в различных странах, и в конечном итоге предопределила актуальность международной стандартизации национальных систем бухгалтерского учета.

Что же дает отдельным компаниям и государствам переход к МСФО?

Во-первых, обеспечивает сопоставимость финансовой отчетности на основе единых правил составления, устраняет сложность в понимании данных иностранных финансовых отчетов и позволяет инвесторам правильно оценить риск инвестиций, прогнозировать показатели работы предприятия на основе бухгалтерской отчетности, обеспечивает понимание языка и терминологии.

Во-вторых, МСФО являются важным элементом современного корпоративного управления.

В-третьих, облегчает работу ТНК (применение МСФО обеспечивает снижение расходов на подготовку сводных бухгалтерских отчетов). По имеющимся оценкам для европейских ТНК дополнительные расходы, вызываемые различными бухгалтерскими системами, оцениваются от 10-30% общих расходов.

В-четвертых, формирование отчетности по МСФО дает компаниям возможность приобщения к рынкам капитала, обеспечивает доступ к мировым рынкам капитала, так как у иностранных инвесторов заслуживает доверие в силу своей прозрачности и открытости.

В-пятых, отчетность, сформированная согласно МСФО, отличается высокой информативностью и полезностью для пользователей.

В-шестых, МСФО являются основой для разработки комплектов национальных стандартов.

В-седьмых, активное использование МСФО создает основу для повышения престижа и значимости бухгалтерской профессии.

1.2. Роль МСФО в реформировании бухгалтерского учета в России


Переход России к рыночной экономике в начале 90-х годов вызвал необходимость реформирования системы бухгалтерского учета в стране. Система отечественного бухгалтерского учета должна трансформироваться, отражая реформу экономики России и связанные с ней изменения принципов и объектов учета. Этот процесс напрямую связан с расширением деловых связей России в мировом хозяйстве, растущей актуальностью общего понимания данных отечественной финансовой отчетности иностранными пользователями. Необходимость реформы бухгалтерского учета в России была очевидна, но конкретные направления ее вызвали дискуссии у ученых и специалистов. Обсуждался вопрос, в какой мере при реформе отечественного учета следует использовать опыт зарубежных стран и каким именно мировым опытом следует воспользоваться России. Было немало высказываний в пользу выбора в качестве ориентира для реформирования бухгалтерского учета в России национальных стандартов тех зарубежных стран-членов ЕС, совокупность экономических и политических условий которых наиболее близка России, например Франции или Германии. Другие мнения сводились к тому, что ориентиром должны служить US GААP в связи с наличием большого числа кампаний США на российском рынке. Высказывалось мнение и о том, что российским организациям целесообразно использовать как US GAAP, так и Директивы ЕС, в зависимости от того, с какими иностранными партнерами они имеют дело.

Общая позиция была определена в принятом 6 марта 1998 г. постановлении Правительства № 283 «Программа реформирования бухгалтерского учета в России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности».

Общеизвестным является то, что замена российских правил учета и отчетности на международные является тупиковым путем развития, поскольку в его основе лежит игнорирование исторического опыта, системы учета, сформированной конкретной исторической средой. В связи с этим дальнейшее совершенствование российских правил учета и отчетности предполагает постепенное приближение к требованиям МСФО.

Данный подход нашел отражение в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу, одобренной МФ РФ в 2004 г. Ее суть заключается в активизации процесса адаптации российских стандартов учета к международным. Данный способ внедрения международных стандартов соответствует подходу большинства европейских стран. При этом особенно важно, чтобы в результате была достигнута сопоставимость данных финансовой отчетности российских и зарубежных компаний.

Развитие современных отечественных предприятий характеризуется усилением влияния на экономику страны крупных корпоративных структур, общие экономические показатели приближаются к международным стандартам.

В настоящее время на российском рынке функционирует большое число дочерних компаний с иностранными инвестициями, для которых соблюдение требования формирования отчетности по МСФО является обязательным.

Наряду с этим имеются реальные препятствия адаптации бухгалтерского учета в России к МСФО. В их числе необходимо отметить основные:


  • малое число корпораций мирового класса, способных к конкуренции в глобальном масштабе и включаемых в основные мировые рейтинги или ценные бумаги которых продаются на ведущих фондовых площадках мира;

  • низкие уставные капиталы и рыночная капитализация, недооценка большинства российских корпораций;

  • малое число компаний, которые провели системную (корпоративную и финансовую) реструктуризацию бизнеса;

  • неустойчивая и неэффективная структура собственности большинства АО; 

  • низкие конкурентоспособность и платежеспособный спрос при довольно удовлетворительном качестве многих видов продукции;

  • запущенность корпоративного правления, выражающаяся прежде всего, в низкой информационной прозрачности;

  • острые конфликты на многих российских предприятиях, включая отношения компаний и государства, менеджеров и акционеров, крупных и мелких акционеров, компаний и их партнеров.

Было бы ошибочно недооценивать и менталитет российских пользователей финансовой отчетности. Одной из наиболее значимых групп пользователей отчетности в мировой практике являются инвесторы (акционеры, собственники предприятия). Большинство потенциальных и реальных собственников на Западе мало знакомы с деятельностью предприятия и получают всю информацию о его положении только из финансовой отчетности, которая подготавливается наемной администрацией. В этом и заключается главная цель финансовой отчетности — сформировать информацию для принятия решений пользователями. Характерной особенностью российских предприятий является то, что большинство работающих там менеджеров одновременно являются их собственниками. Так, статистические опросы среди крупных менеджеров показывают, что четверть опрошенных владеют 50 % акций своего предприятия, а на высшем уровне управления находится – 80 % собственников. Это означает, что в отличие от зарубежного инвестора, российскому доступна не только финансовая, но и управленческая информация о компании. Это в большой степени снижает ценность финансовой отчетности в отношении принятия решений отечественными инвесторами.

Незначителен интерес к информации, содержащейся в финансовой отчетности, и у других групп российских пользователей. В значительной степени это связано с недостаточным качеством информации, содержащейся в отчетности отечественных предприятий, ее направленностью на удовлетворение информационных запросов доминирующей в России группы пользователей — налоговых и других контролирующих структур.

В соответствии с утвержденным планом развития бухгалтерского учета в России на период до 2010 г. предполагается создание системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО, и внедрение в российскую практику до 40 ПБУ. Таким образом, система российских ПБУ будет охватывать все объекты, регламентируемые МСФО. Вместе с тем очевидно, что факторы, препятствующие процессу адаптации отечественного бухгалтерского учета к МСФО, будут отрицательно сказываться на внедрении новых отечественных ПБУ.

1.3. Международные организации, занимающиеся вопросами унификации учета и финансовой отчетности


Наиболее представительными организациями являются:

1. Комитет международных стандартов финансовой отчетности (IASС / I АSСF) основан 29 июня 1973 г. (штаб-квартира в Лондоне) профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Великобритании, Германии, Ирландии, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции, Японии.

Руководство Фондом МСФО (19 человек) осуществляет Правление (14 человек). Проект каждого стандарта готовится подготовительным комитетом (steering соmmittее) и рабочей группой, назначаемыми Правлением. Проект основных принципов (draft statiment of principles) публикуется для обсуждения. С учетом полученных мнений составляется проект стандарта (exposиre draft, ED) с его последующей публикацией и обсуждением. На дискуссионной основе принимается окончательный вариант стандарта. С 1998 г. документы СМСФО представляются в сети INTERNET. К ним относятся проекты стандартов, разъяснения причин и особенностей применения (Основы для выводов. Basis for concl u sions), несовпадающие мнения.

2. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), преобразованная в 1977 г. из Международного комитета по развитию бухгалтерской профессии (International Committee for the Accoиntancy Profession. ICCAP), учреждена представителями 53 стран (Австралия, Аргентина, Багамские острова, Бангладеш, Великобритания, Гана, Греция, Дания, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Норвегия, Пакмлнн, США, Турция, Финляндия, Франция, Швеция, Шри-Ланка и другие). В настоящее время в нее входят153 страны (2,5 млн бухгалтеров).

Цель деятельности Федерации состоит в международной координации, консолидации усилий, укреплении престижа профессиональных бухгалтеров и организации международных конгрессов бухгалтеров (с 1955 г. один раз в 5 лет). Она состоит из комитетов: по образованию, профессиональной этике, финансовому и управленческому учету, международной аудиторской практике (IAPC) и других. Результатом деятельности комитета по аудиторской практике явились директивы (gu idelines): 5 — Предмет аудита, б —Состояние бухгалтерских систем, 8 — Доказательства в аудите, 13-я — Содержание аудиторского отчета, 25-я — Существенность риска в аудите.

Комитетом по профессиональному образованию была подготовлена директива по унификации критериев образования, подготовки и квалификации профессиональных бухгалтеров, в том числе аудиторов. Комитет по этике обобщает национальные кодексы профессиональной этики и принял директивы по профессиональной честности, объективности, независимости аудиторов и конфиденциальности информации, полученной в процессе аудита.

3. ООН. Для практического перехода на стандарты в 1979 г. в Центре ООН по ТНК была создана Межправительственная рабочая группа экспертов по международным бухгалтерским стандартам (ISAR). В настоящее время членами группы являются представители 9 западноевропейских, 3 восточноевропейских, 9 африканских, 6 латиноамериканских, 7 азиатских государств. Ее деятельность связана с изучением национальных бухгалтерских стандартов отдельных стран, проблем их гармонизации с международными стандартами, консультациями в их освоении.

4. Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) создана в 1961 г., а в 1978 г. учредила специальную рабочую группу по бухгалтерским стандартам (OECD WG). В 1976 г. был издан свод правил управления ТНК, в том числе по содержанию финансовой отчетности, и правила добровольного раскрытия компанией учетной политики. Цель деятельности состоит в сближении национальных методик отчетности 24 стран-членов OECD (Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Португалия, США, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония).

Региональные организации:

1. Европейское экономическое сообщество — ЕС, известное также как Европейский общий рынок, было создано в 1957г. В него входят 12 стран: Бельгия, Дания, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Голландия, Великобритания, Испания, Португалия. Главными задачами при создании ЕС было обеспечение: а) свободного обращения материальных, трудовых и финансовых ресурсов; б) единых таможенных правил; в) гармонизации права.

2. Европейская федерация бухгалтеров-экспертов FEE) основана в 1986 г. Она является самой авторитетной европейской организацией и специализируется на консультировании Комиссии ЕС по вопросам гармонизации предпринимательской деятельности и бухгалтерского учета.

FEE возникла в результате слияния исследовательской группы бухгалтеров-экспертов (Group d’Etudes des Experts Comptables) и Европейского союза бухгалтеров-экспертов в области учета, экономики и финансов (Union Europeenne des Experts Comptables Economiques et Financiers UEC).

Исследовательская группа бухгалтеров-экспертов была основана в 1966 г. и состояла из представителей профессиональных организаций Великобритании, Канады и США. Группа занималась изучением бухгалтерской практики трех стран, и с ее деятельности начиналась гармонизация учета. Она выпустила 20 отчетов по вопросам отчетности: запасы — 1968 г., консолидированная отчетность — 1972 г., промежуточная отчетность — 1975 г. и другие.

Европейский союз бухгалтеров-экспертов был основан в 1951 г. представителями 18 стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Исландия, Испания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция, Югославия). Цель его деятельности состояла в стандартизации европейского финансового учета. Основные разработки были сосредоточены в направлении бухгалтерской терминологии (издан справочник в объеме 1400 терминов на 8 европейских языках) в области профессиональной этики и образования аудиторов.

3. Межамериканская ассоциация бухгалтеров основана в 1949 г. В нее вошли представители 21 страны (Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гватемала, Гондурас, Доминиканская Республика, Канада, Коста-Рика, Куба, Колумбия, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, США, Сальвадор, Уругвай, Чили, Эквадор). Цель деятельности состоит в унификации бухгалтерской практики в южноамериканских странах и организации профессиональных конференций с публикацией их результатов.

4. Конфедерация стран Азии и Тихого океана основана в 1976 г. В нее вошли представители более 20 стран (Австралия, Бангладеш, Бирма, Канада, Индия, Индонезия, Ливан, Новая Зеландия, Пакистан, Самоа, Сингапур, США, Таиланд, Филиппины, Шри-Ланка и другие). Цель деятельности состоит в региональной координации бухгалтерского учета, а в перспективе — в гармонизации бухгалтерских стандартов.

5. Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН Federation of  Accountants) основана в 1977 г. представителями 5 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины). Цель деятельности состоит в консолидации профессиональных кадров, повышении статуса бухгалтеров, согласовании национальных методологий учета, а в перспективе — бухгалтерских стандартов.

6. Африканский Совет по бухгалтерскому учету основан в 1979 г. В него вошли представители 24 стран (Алжир, Ангола, Бенин, Бурунди, ЦАР, Габон, Гвинея, Берег Слоновой Кости, Лесото, Либерия, Мадагаскар, Мали, Марокко, Нигер, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Судан, Того, Танзания, Верхняя Вольта, Заир, Конго). Цель деятельности состоит в законодательном согласовании национальных бухгалтерских систем, унаследованных от стран-метрополий (Великобритании, Испании, Португалии, Франции и других) и разработке единых стандартов, повышении квалификации бухгалтеров и обмене профессиональным опытом. Стандарты совета ориентируются на французские.

7. Арабское общество аудиторов основано в 1984 г. Целью его деятельности является развитие учетной методологии и смежных с ней, повышение профессионального уровня бухгалтеров, защита их статуса. В 1985 г. Общество организовало первую арабскую конференцию бухгалтеров.

8. Международная региональная федерация бухгалтеров и аудиторов «Евразия» (МРФБА «Евразия») учреждено в 1999 г. и представляет около 20 профессиональных организаций от 10 стран СНГ. Цель деятельности состоит в поддержке и содействии бухгалтерским и аудиторским организациям, а также в развитии теории и практики на основе международных стандартов. Сотрудничает с IFАС и ISC, поддержка оказывается от ОЕСО и USAID. Учреждено 5 комитетов: по профессиональному образованию, законодательству, профессиональной этике, стандартам бухгалтерского учета и аудита.


1.4. История создания Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (СМСФО). Цели и задачи СМСФО. Состав и характеристика его основных органов, порядок и принципы их формирования


Идея создания Комитета возникла на Х международном конгрессе бухгалтеров в 1972 г. Комитет был основан 29 июня 1973 г. ведущими профессиональными бухгалтерскими (аудиторскими) организациями Австралии, Великобритании, Германии, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции и Японии. Комитет по МСФО (СМСФО) представляет собой неправительственную профессиональную организацию, членами которой являются бухгалтерские (аудиторские) организации из разных стран.

К 2000 г. в него входило 153 представителя от 112 стран и свыше 2 млн бухгалтеров. В 2000 г. была проведена серьезная реорганизация его структуры и порядка работы. Комитет был переименован в Совет по международным стандартам и финансовой отчетности (СМСФО), реорганизован с отменой членства, и с 2001 г. состоит из Фонда, Правления (Совета), Комитета по интерпретациям, Консультативного совета.

Цели деятельности Фонда сформулированы Правлением во Введении к МСФО (Preface to international financial reporting standards, 2002 г.). В Уставе (Constitution) целями СМСФО заявлены:


  1. разработка в общественных интересах единого комплекта высококачественных, доступных для понимания и применимых на практике глобальных бухгалтерских стандартов (global accounting standards), предусматривающих формирование высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности с целью оказания помощи участникам мировых рынков капитала и другим пользователям информации в принятии экономических решений;

  2. широкое распространение стандартов и обеспечение их единообразной интерпретации;

  3. активная работа с органами, устанавливающими национальные стандарты, для достижения конвергенции этих стандартов с МСФО в интересах высококачественного решения учетных задач.

МСФО ориентируются на коммерческие организации, но некоммерческие также могут их использовать. Они регулируют индивидуальную и консолидированную финансовую отчетность.

Общее руководство деятельностью СМСФО осуществляет Попечительский Совет (Trustees), состоящий из 22 попечителя (доверительных управляющих). Шестеро из них представляют Северную Америку, шестеро – Европу, четверо – азиатско-тихоокеанский регион и шестеро – иные географические регионы. Попечители обычно назначаются на трехлетний срок с возможностью однократного повторного назначения.

Попечители должны проводить заседания не менее двух раз в год. 3аседание считается правомочным, если в нем участвует (лично или с использованием средств телекоммуникаций) 60 % попечителей. Из своего состава они избирают председателя.

К компетенции попечителей относятся:



  • обеспечение финансирования деятельности СМСФО;

  • назначение членов Правления, в том числе тех из них, кто отвечает за связи с национальными регулирующими органами; назначение членов Комитета по разъяснениям и Консультативного совета по стандартам;

  • ежегодное рассмотрение стратегии СМСФО и его Правления, а также эффективности их деятельности;

  • ежегодное одобрение бюджета СМСФО;

  • рассмотрение общих стратегических вопросов, имеющих значение для бухгалтерских стандартов, пропаганда деятельности СМСФО и последовательного применения МСФО. При этом попечители не могут быть вовлечены в обсуждение и принятие решений по содержательным вопросам разработки стандартов;

  • принятие и изменение пpoцeдур работы Правления, Комитета по разъяснениям и Консультативного совета по стандартам;

  • одобрение изменений Устава СМСФО;

  • осуществление иных полномочий, кроме тех, которые отнесены к исключительной компетенции Правления, Комитета по разъяснениям и Консультативного совета по стандартам.

Правление (International Accounting Standards Board – IASB) несет полную ответственность за все содержательные вопросы, включая подготовку и издание МСФО, их проектов, а также выносит окончательное решение об одобрении разъяснений к стандартам.

Правление состоит из 14 членов, двое из которых выполняют эту работу по совместительству. Как минимум пять членов Правления должны иметь опыт практической работы аудиторами, трое должны быть специалистами в области финансовой отчетности, трое – пользователями финансовой отчетности, один – научным работником. Такой состав обеспечивает принятие сбалансированных решений. Семеро членов Правления назначаются ответственными за связи с национальными регулирующими органами – партнерами Правления. Члены Правления назначаются на пятилетний срок с возможностью однократного повторного назначения.

Из числа членов Правления попечители назначают председателя и заместителя председателя. Роль последнего сводится к ведению заседаний Правления при отсутствии председателя.

Основными функциями Правления являются:



  • назначение рабочих групп для подготовки стандартов;

  • контроль над разработкой стандартов;

  • экспертная оценка подготовленных стандартов и окончательное их одобрение.

Комитет по разъяснениям (lnternational Financial Reporting Interpretations Committee – IFRIC) состоит из 12 членов, назначаемых на три года. Председателем этого Комитета назначается один из членов Правления, технический директор или какой-либо иной руководящий работник аппарата СМСФО либо другой специалист, имеющий соответствующую квалификацию. Председатель участвует в обсуждении содержательных вопросов, но не имеет права голосовать. Попечители могут назначать наблюдателей от национальных и международных регулирующих органов без права решающего голоса, которые лишь участвуют в заседаниях Комитета и соответствующих обсуждениях. Каждый член Комитета по разъяснениям имеет один голос.

Главной задачей Комитета является разъяснение порядка применения МСФО и своевременная выработка в контексте Принципов подготовки и представления финансовой отчетности инструкций по вопросам финансовой отчетности, не разрешенным в действующих стандартах.

В задачи комитета входит:


  • решение проблем, связанных со вновь возникшими вопросами, которые специально не рассматривались в МСФО;

  • решение вопросов, связанных с неудовлетворительными противоречивыми интерпретациями МСФО в условиях отсутствия официальных комментариев.

По поручению Правления он решает и иные задачи. Выполняя возложенные на него задачи, Комитет по разъяснениям должен исходить из того, что Правление СМСФО активно сотрудничает с национальными регулирующими органами для достижения конвергенции МСФО и национальных стандартов. Комитет по разъяснениям публикует проекты разъяснений после их обсуждения с Правлением. Он отчитывается перед Правлением, которое выносит окончательное решение об одобрении разъяснений.

Консультативный совет по стандартам (Standards Advisory Соuncil) — орган, обеспечивающий участие в работе СМСФО широкого круга специалистов и организаций, заинтересованных в развитии международной системы финансовой отчетности.

Основными задачами Совета являются:



  • предоставление рекомендаций Правлению по вопросам формирования программы его деятельности и ее приоритетов;

  • информирование Правления о существующих мнениях по поводу разработки важнейших проектов стандартов;

  • предоставление иных рекомендаций Правлению и попечителям.

Совет состоит из 49 членов, представляющих разные географические регионы и имеющих опыт работы по специальности.

В состав Совета включен один специалист из Российской Федерации. Члены Совета назначаются на три года. Возглавляет Совет председатель Правления. Совет проводит не менее трех заседаний в год. 3аседания открыты для публики.



Председатель Правления одновременно руководит аппаратом СМСФО. Он назначает по согласованию с попечителями технического директора, директора по исследовательской работе и коммерческого директора. Немногочисленный штатный персонал СМСФО состоит из менеджеров проектов, специалистов, занятых исследованиями, и административно-технического персонала. Регламент деятельности СМСФО, как правило, не допускает возможности предоставления персоналом консультаций по содержанию МСФО.

1.5. Порядок разработки МСФО, их правовой статус, состав и тематические направления МСФО. Интерпретация МСФО


Процесс разработки международных стандартов и разъяснений к ним четко регламентирован Уставом СМСФО и обычно включает следующие этапы:

  1. правление дает аппарату СМСФО поручение выявить и рассмотреть все вопросы по определенной теме, а также определить возможность применения Принципов подготовки и представления финансовой отчетности для разрешения этих вопросов;

  2. изучаются национальные требования и практический опыт в решении выявленных вопросов и происходит обмен мнениями по ним с национальными органами, издающими стандарты финансовой отчетности;

  3. проводятся консультации с консультативным советом по стандартам по поводу целесообразности включения данной темы в программу Правления;

  4. формируется группа, которая должна оказывать консультационную помощь Правлению в работе над соответствующим проектом;

  5. публикуется дискуссионный документ (например, проект Положения о принципах) для публичного обсуждения и комментариев;

  6. публикуется проект стандарта (exposure draft) для публичного обсуждения и комментариев. Вместе с проектом стандарта публикуются особые мнения отдельных членов Правления;

  7. обсуждаются основания для выводов по содержанию проекта стандарта. Основания для выводов публикуются вместе с проектом стандарта;

  8. рассматриваются все комментарии, полученные за время, отведенное для публичного обсуждения дискуссионного документа и проекта стандарта. Обычно для представления комментариев отводится порядка 120 дней (60 дней для документов, относящихся к разъяснениям к стандартам). Сокращенный период обсуждения устанавливается в исключительных случаях;

  9. рассматривается необходимость проведения публичных слушаний по соответствующим вопросам и опытного тестирования (апробации) предлагаемых решений. Публичные слушания имеют целью публичное обсуждение предлагаемых стандартов. Опытное тестирование проводится в развитых и развивающихся странах для того, чтобы определить, насколько предлагаемые стандарты реализуемы и применимы на практике в различных условиях;

  10. принимается решение об одобрении стандарта. Одновременно Правление решает, включать ли в публикуемый стандарт какие-либо особые мнения членов Правления;

  11. публикуются вместе со стандартом основания для выводов и объяснения, касающиеся, в частности, основных этапов разработки стандарта и оценки Правлением комментариев, высказанных в ходе публичного обсуждения проекта.

Не все из указанных этапов необходимы и имеют место в процессе разработки стандартов. Обязательными согласно Уставу СМСФО являются этапы 3, 6, 8 и 10. 

Процесс работы над разъяснениями к МСФО обычно включает этапы 1, 2, 6, 8 и 10. При этом решения по опубликованию проекта разъяснения и его одобрению принимает Комитет по разъяснениям. В обоих случаях решение считается принятым, если против него не проголосовало более трех членов этого Комитета. Текст разъяснения должен быть одобрен не менее чем восьмью членами Правления, принимающего окончательное решение.

Разработка и принятие МСФО и разъяснений к ним представляет собой хорошо организованный процесс, в котором предполагается активное участие самых широких кругов заинтересованных специалистов и организаций. В него вовлечены бухгалтеры, аудиторы, финансовые аналитики, представители бизнеса, фондовых бирж, органов юстиции и регулирующих органов, научных кругов и другие. Процесс работы над стандартами носит международный характер, поскольку в нем могут участвовать специалисты и профессиональные организации разных стран.

Каждый стандарт и разъяснение обсуждается на открытых заседаниях Правления и Комитета по разъяснениям соответственно. Помимо этого Правление публично обсуждает с Консультативным советом по стандартам важнейшие проекты, круг вопросов, включаемых в повестку заседаний, приоритеты в работе.

Заинтересованные в разработке стандартов и разъяснений к ним специалисты имеют возможность:


  1. представлять комментарии по опубликованному Правлением дискуссионному документу в период, отведенный для его публичного обсуждения;

  2. представлять комментарии по опубликованному Правлением проекту стандарта в период, отведенный для его публичного обсуждения;

  3. участвовать в публичных слушаниях по дискуссионным вопросам, проводимых Правлением;

  4. участвовать в проводимом Правлением опытном тестировании предлагаемых учетных решений;

  5. участвовать в работе специальных групп, создаваемых Правлением для оказания консультационной помощи в работе над стандартами.

МСФО не носят директивного характера, они не обязательны для применения, так как рекомендуются. Эти стандарты применяются в силу признания важности во всем мире унификации правил составления финансовой отчетности. Они приобретают обязательность для стран после трансформации в национальные правила с соответствующим учетным регулированием, а для компаний – после заявлений о следовании МСФО.

Тематические направления МСФО:

1. Вводные стандарты

Принципы для подготовки и представления финансовой отчетности

Основные финансовые отчеты и учетная политика

МСФО (IAS) 1: Представление финансовой отчетности

МСФО (I AS) 7: Отчеты о движении денежных средств

МСФО (IAS) 8: Учетная политика, изменения в расчетных оценках и ошибки

 

2. Основные стандарты



МСФО (IAS) 18: Выручка

МСФО (IAS) 2: Запасы

МСФО (IAS) 37: Резервы, условные обязательства и условные активы

МСФО (IAS) 12: Налоги на прибыль

 

3. Стандарты по долгосрочным активам и обязательствам



МСФО (IAS)16: Основные средства

МСФО (IAS) 36: Обесценение активов

МСФО (IAS) 40: Инвестиционная собственность

МСФО (IAS)17: Аренда

МСФО (IAS) 38: Нематериальные активы

МСФО (IAS) 11: Договоры на строительство

МСФО (IAS) 23: Затраты по займам

МСФО (IAS) 20 Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи

 

4. Частные стандарты 1



МСФО (IAS) 21: Влияние изменений валютных курсов

МСФО (IFRS) 5: Долгосрочные активы, предназначенные для продажи и прекращенная деятельность

 

5. Стандарты по оплате труда



МСФО (IAS) 19: Вознаграждения работникам

МСФО (IAS) 26: Учет по программам пенсионного обеспечения (пенсионным планам)

МСФО IFRS 2: Выплаты на основе долевых инструментов

 

6. Группа стандартов для компаний, зарегистрированных на бирже



МСФО (IAS) 14: Сегментная отчетность

МСФО (IAS) 34: Промежуточная финансовая отчетность

МСФО (IAS) 33: Прибыль на акцию

 

7. Частные стандарты 2



МСФО (IAS) 29: Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции

МСФО (IFRS) 1: Принятие международных стандартов финансовой отчетности впервые

 

8. Стандарты по раскрытию информации



МСФО (IAS) 24: Раскрытие информации о связанных сторонах

МСФО (IAS) 10: События после отчетной даты

 

9. Банковские стандарты



МСФО (IFRS) 7: Раскрытие информации в финансовой отчетности о банках и аналогичных финансовых учреждениях

МСФО (IAS) 32: Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации

МСФО(IAS) 39: Финансовые инструменты: Признание и оценка

 

10. Отраслевые стандарты



МСФО (IAS) 41: Сельское хозяйство

МСФО (IFRS) 4: Договоры страхования

МСФО (IFRS)6. Разведка месторождений и оценка минеральных ресурсов

 

11. Стандарты по консолидации



МСФО (IFRS) 3: Объединение предприятий

МСФО (IAS) 27: Консолидированная и индивидуальная (отдельная) финансовая отчетность

МСФО (IAS) 28: Инвестиции в ассоциированные организации

МСФО (IAS 31): Участие в совместной деятельность

 

12. Дополнительные публикации из иных источников помимо Правления КМСФО



Иллюстрации, контрольный перечень

Иллюстративная финансовая отчетность за 2004 год

Примерный контрольный перечень по раскрытию информации по МСФО, 2004 год

Трансформация

Трансформация отчетности по РПБУ в отчетность по МСФО



Конкретные примеры

Конкретные примеры по МСФО

Вопросы и решения по фармацевтической промышленности

Каждый стандарт включает в себя следующие элементы:



  • объект учета — дается определение объекта учета и основных, связанных с ним понятий;

  • признание объекта учета — дается описание критериев отнесения объектов учета к различным элементам отчетности;

  • оценку объекта учета — приводятся рекомендации по использованию методов оценки и требования к оценке различных элементов отчетности;

  • отражение в финансовой отчетности — раскрытие информации об объекте учета в различных формах финансовой отчетности.

Кроме того, в настоящее время существует около 30 интерпретаций к стандартам. Интерпретации — это модификации или дополнения существующих стандартов.

Выводы


  1. Причина, обусловливающая необходимость стандартизации бухгалтерского учета в международном масштабе, – это глобализация экономики, расширение экономических связей, появление ТНК.

  2. В соответствии с утвержденным планом развития бухгалтерского учета в России на период до 2010 г. предполагается создание системы бухгалтерского учета, совместимой с МСФО, и внедрение в российскую практику до 40 ПБУ. Таким образом, система российских ПБУ будет охватывать все объекты, регламентируемые МСФО.

  3. Наиболее представительными международными организациями, занимающимися вопросами унификации учета и финансовой отчетности, являются:

    • Комитет международных стандартов финансовой отчетности (IASС/ I АSСF);

    • Международная федерация бухгалтеров (IFAC);

    • Межправительственная рабочая группа экспертов по международным бухгалтерским стандартам (ISAR);

    • Организация экономического сотрудничества и развития (OECD).

Региональные организации:

    • Европейское экономическое сообщество — ЕС; 

    • Европейская федерация бухгалтеров-экспертов (FEE);

    • Межамериканская ассоциация бухгалтеров;

    • Конфедерация стран Азии и Тихого океана;

    • Федерация бухгалтеров Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН Federation of Accountants);

    • Африканский Совет по бухгалтерскому учету;

    • Международная региональная федерация бухгалтеров и аудиторов «Евразия» (МРФБА «Евразия»).

  1. Комитет международных стандартов финансовой отчетности (IASС/ I АSСF) основан 29 июня 1973 г. (штаб-квартира в Лондоне) профессиональными бухгалтерскими организациями Австралии, Великобритании, Германии, Ирландии, Канады, Мексики, Нидерландов, США, Франции, Японии.

Руководство Фондом МСФО (19 человек) осуществляет Правление (14 человек). Проект каждого стандарта готовится подготовительным комитетом (steering соmmittее) и рабочей группой, назначаемыми Правлением. Проект основных принципов (draft statiment of principles) публикуется для обсуждения. С учетом полученных мнений составляется проект стандарта (exposиre draft. ED) с его последующей публикацией и обсуждением. На дискуссионной основе принимается окончательный вариант стандарта. С 1998 г. документы СМСФО представляются в сети INTERNET. К ним относятся проекты стандартов, разъяснения причин и особенностей применения (Основы для выводов. Basis for concl u sions), несовпадающие мнения.

Вопросы для самопроверки


  1. Назовите причины, обусловившие разработку МСФО.

  2. В чем заключается роль и значение МСФО?

  3. Какое влияние на формирование национальной системы бухгалтерского учета в России оказывает система МСФО?

  4. В чем заключаются сложности перехода на МСФО в России?

  5. Какая организация занимается разработкой международных стандартов?

  6. Каковы цели и задачи СМСФО?

  7. Какие органы входят в состав СМСФО? Изложите порядок их формирования и основные функции.

  8. Перечислите основные международные организации, занимающиеся вопросами международной гармонизации бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

  9. Каков порядок разработки МСФО? Назовите принципы формирования стандартов.

  10. Каков правовой статус международных стандартов? Носят ли они директивный характер?

  11. Какова тематика международных стандартов?

  12. Какие элементы включает каждый стандарт?

Литература


  1. Палий В.Ф. Международные стандарты финансовой отчетности. М.: ИНФРА-М., 2003 г.

  2. Малькова Т. Н. Теория и практика международного бухгалтесркого учета: Учеб. пособие. Изд.2-е, перераб. и  доп. - СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003 г.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница