Тема Инвестиции в сэз




Скачать 179.13 Kb.
Дата04.05.2016
Размер179.13 Kb.


Тема 7. Инвестиции в СЭЗ

  1. Свободные экономические зоны (СЭЗ) как инструмент привлечения инвестиций и активизации предпринимательской деятельности. Сущность и типы СЭЗ

  2. Цели и задачи СЭЗ в Республике Беларусь. Специальный правовой режим

  3. Государственное регулирование деятельности СЭЗ в РБ

  4. Управление и финансирование СЭЗ

  5. Опыт деятельности СЭЗ в Республике Беларусь

1. Свободные экономические зоны (СЭЗ) как инструмент привлечения инвестиций и активизации предпринимательской деятельности. Сущность и типы СЭЗ


В настоящий момент нет однозначного определения понятия СЭЗ.

Согласно методологии ООН СЭЗ – «ограниченные промышленные районы, представляющие собой часть территории страны с беспошлинными таможенными и торговым режимами, где иностранные фирмы, производящие продукцию главным образом на экспорт, пользуются рядом налоговых и финансовых льгот».

Согласно Закону Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» СЭЗ – это «часть территории Республики Беларусь с определенными границами, в пределах которой в отношении резидентов этой свободной экономической зоны устанавливается и действует специальный правовой режим для осуществления ими инвестиционной и предпринимательской деятельности».

В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Большой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала.

По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально-хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово-хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного делегирования органами центрального и местного управления прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления.

Как видно из вышеизложенного, единого определения СЭЗ действительно не существует. Но, подытожив мнения различных экономистов, можно прийти к определенным выводам: во-первых, СЭЗ – это неотъемлемая часть страны; во-вторых, на данной территории действует целая система льгот; в третьих, «свободной» зона является только в смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом; в четвертых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка; и в пятых, СЭЗ, при верном к ним подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач.

Существуют два различных концептуальных подхода к организации свободных зон: территориальный и функциональный. Согласно первому подходу, зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона - это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.

Основные типы СЭЗ:

1. Торгово-складские зоны (The Store and trade zones)

В зонах данного типа иностранные товары могут храниться и продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон характерны три особенности: 1. они создаются для обслуживания мирового рынка; 2. на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная экстерриториальность»); 3. на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей. Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров с последующей их куплей или продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также НДС в результате улучшения потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров.



2. Свободные таможенные зоны (The free customs zones)

Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности.

Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения сроков.

Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами; поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товаров из зоны на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т.д.).

3. Зоны свободной торговли (The zones of the free trade)

Зоны свободной торговли - это «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров. Зоны свободной торговли, как правило, располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сортировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые взносы. Деятельность и функциональная специфика зон свободной торговли подразделяется на: транзитные свободные порты; свободные таможенные зоны; торгово-производственные зоны.

4. Экспортно-производственные зоны (The export-production zones)

Этот тип зон называют еще «зонами экспортной переработки» или «специальными зонами поощрения экспорта». Они представляют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов. Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации позволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки. В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в этих зонах обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и др.).

5. Комплексные зоны (The complex zones)

Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмечаемых типов зон. Следуя логике эволюционного развития свободных зон, можно сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные формы. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предпринимательство.

6. Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones)

Свободные научно-технические зоны называют технополисами или технопарками. Под технологическими парками понимается такой комплекс-промышленных сооружений и объектов услуг, который способен обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции и применении новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка.. Технопарк - это эффективный механизм генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, механизм соединения научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти. Технопарки называют важнейшими факторами становления и развития малого бизнеса. По роду деятельности и конечному результату технопарки могут быть научными (продукт деятельности - результаты фундаментальных исследований), научно-исследовательскими (продукт - НИОКР, опытные образцы, малые серии изделий), научно-техническими и технологическими (исследование и разработка, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высших технологий). Специфика преференций технопарков является то, что делается акцент на поощрение малого венчурного бизнеса. Налоговые, таможенные, кредитные льготы призваны облегчать деятельность фирм на первоначальных, наиболее рискованных стадиях деятельности.

Технопарки ныне имеют множество организационных форм, Такое разнообразие диктуется целями, деятельностью и потребностями регионов:

1. Научный парк (Science park) - он, как правило, учреждается вблизи университетов, научно-исследовательских центров. Основной задачей такого формирования является развитие и применение объектов исследования. Производством непосредственно он не занимается;

2. Инновационный центр (Innovation centre) - главной задачей такого центра является поддержка (консультации по вопросам исследований, технологий, финансам и коммерческой деятельности) предпринимателей, территориально работающих вне центра, но занимающихся производством и реализацией новых технологий, представляющих собой на рынке относительно большой риск;

3. Коммерческий парк (Commercial park) - коммерческий парк занимается производством, различного рода коммерческой деятельностью, а также административными работами, организацией выставок, упаковкой и реализацией готовой продукции. Такой структуре не требуется близкое расположение научно-исследовательских институтов.

4. Технологический полюс (Tehnology polus) - представляет собой территорию, где налицо стратегически важные факторы инновационных процессов: высококвалифицированная рабочая сила, деятельность по фундаментальным и прикладным исследованиям, несколько объектов по инкубаторским услугам и банки или аналогичные учреждения, субсидирующие инновации

5. Технологический округ (Tehnology zircum) – эта структура включает уже отмеченный полюс плюс развитый промышленный округ и минимально один парк научного характера.



6. Промышленный парк (The industry park) - промышленным парком обычно называют неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, которые не характеризуются общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (транспортная привязка, арендная плата, налоговые льготы и т.д.), государство оказывает поддержку производителям, размещаемым в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются.

7.Бизнес-инкубатор (The business-incubator) - в отличие от промышленного парка, призван улучшить условия для роста и выживания вновь созданных предприятий и представляет в их распоряжение комплекс зданий модульного типа за выгодную арендную плату, а также общие услуги (телефакс, компьютер, коммуникации и т.д.), оказывает поддержку менеджменту. Принятие новых членов в бизнес-инкубатор связано в большинстве случаев с наличием определенных условий (например, открытие нового предприятия, вероятность выживания). По истечении определенного времени предприятия должны покинуть бизнес-инкубатор, чтобы уступить место новым претендентам.

8. Научно-технический парк (Science-teсhnology park) - представляет собой территориальное (как правило, подрегиональное) сосредоточение ориентированных на современные технологии предприятий, которые приобретают характер парка в силу государственного и ландшафтного оформления. Технологический парк должен быть не только местом производства и научных исследований, но и местом для жизни работающих. Время нахождения в технологическом парке в большинстве случаев не ограничено.

Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все многообразие этих экономических формирований. По данным ООН в настоящий момент в мире насчитывается несколько десятков экономических организационных структур с набором самых различных льгот для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

Назовем некоторые из этих экономических формирований:


  • зоны свободной экономики (The zones of the free economic);

  • зоны содействия инвестициям (The zones of the assistance to the investitions);

  • зоны совместного предпринимательства (The zones of the consistent employment);

  • зоны беспошлинного производства (The zones of the undutyal production);

  • научно-технические зоны (The scientific-technical zones);

  • беспошлинные экспортно-промышленные зоны (The undutyal export-industrial zones);

  • зоны экономического благоприятствования (The zones of the economic prosperity);

  • зоны беспошлинной торговли (The zones of the undutyal trade);

  • внешнеторговые зоны (The foreigntrade zones);

  • зоны беспошлинного промышленного производства (The zones of the undutyal industrial production);

  • экспортные беспошлинные зоны (The export-undiityal zones);

  • экспортные промышленные зоны (The export industrial zones);

  • банковские и страховые зоны (The banking and insurance zones);

  • вольные гавани (The free havens):

  • открытые города (The open towns);

  • трансграничные зоны роста (The transborder zones of development);

  • зоны развития импорта (The zones of the development of the import);

  • зоны внешней торговли (The zones of the foreign trade).

  • прочие.

Итак, можно сделать вывод, что свободные экономические зоны, во всем своем многообразии, могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается: надо активизировать научную деятельность - свободные научно-технические зоны; использовать простаивающие помещения - торгово-складские зоны; поощрить использование местного сырья и поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны - экспортно-производственные зоны; а если и первое, и второе, и третье - комплексные зоны. В целом, классификация зон представляет собой общее деление на группы исходя из того, какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам.

В Республике Беларусь могут создаваться свободные экономические зоны функционального типа, который определяется целями создания свободной экономической зоны и характером планируемой в ней деятельности, а также комплексные свободные экономические зоны для реализации целей и осуществления деятельности, свойственных различным функциональным типам свободных экономических зон.



2. Цели и задачи СЭЗ в Республике Беларусь. Специальный правовой режим
Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие - с целью привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения социальной напряженности. Однако, не смотря на все разнообразие целей и задач создания СЭЗ в общем их можно поделить на экономические, социальные и научно-технические.

Экономические:

  • более глубокое включение национального рынка в мировую систему хозяйства;

  • привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития высокорентабельного производства;

  • использование преимуществ международного разделения труда для расширения выпуска экспортной продукций;

  • увеличение валютных поступлений в бюджет страны.

Социальные:

  • комплексное развитие отсталых регионов;

  • увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;

  • обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих, инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

  • насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Научно-технические:

  • использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

  • приобщение к новым формам управленческого труда;

  • привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-технических центров;

  • повышение эффективности используемых производственных мощностей, инфраструктуры и конверсионных комплексов.

Свободные экономические зоны создаются в целях содействия социально-экономическому развитию Республики Беларусь и отдельных административно-территориальных единиц, привлечения инвестиций в создание и развитие экспортно-ориентированных и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях, и (или) в иных целях, определяемых при создании свободной экономической зоны (создание новых рабочих мест и др.).

В целях создания благоприятных условий для инвестирования в СЭЗ законодательно установлен специальный правовой режим – совокупность правовых норм, устанавливающих особый режим налогообложения и иного регулирования и предусматривающих более благоприятные, чем общеустановленные, условия для осуществления инвестиционной и предпринимательской деятельности.

Специальный правовой режим предусматривает применение различных видов льгот и стимулов при ведении деятельности в СЭЗ, в том числе:



  • внешнеторговых (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин, упрощенный порядок осуществления внешнеторговых операций);

  • фискальных, связанных с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности. Льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль или доход, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее компоненты (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР и транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения;

  • финансовых, включающих различные формы субсидий, предоставляемых как в прямом виде – за счет бюджетных средств и преференциальных государственных кредитов, так и косвенно – в виде установления низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и т.п.

  • административных, упрощающих процедуры регистрации предприятий, режима въезда-выезда иностранных граждан, предоставление гарантий инвесторам.


3. Государственное регулирование деятельности СЭЗ в РБ

Государственное регулирование в сфере создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, соответствующими областными (Минским городским) исполнительными комитетами, иными государственными органами в пределах их компетенции.



Налогообложение в свободной экономической зоне

В свободной экономической зоне в отношении ее резидентов действует особый режим налогообложения – специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин).

Особый режим налогообложения устанавливается Президентом Республики Беларусь.

В рамках действия специального правового режима резиденты свободных экономических зон уплачивают ограниченный перечень налогов и сборов:



Налоги и платежи, которые НЕ уплачиваются

1. Налог на прибыль в течение 5 лет с момента объявления прибыли;

2. Местные целевые сборы из прибыли (если таковые имеются) в период действия льготы по налогу на прибыль;

3. Налог на недвижимость;

4. НДС и акцизы при ввозе товаров (м. и не быть).

Налоги и платежи, уплачиваемые по льготной ставке

НДС в размере 50% суммы причитающегося налога, если выпускаемая продукция включена в программу импортозамещения;

Налог на прибыль по истечении 5 лет с момента объявления прибыли уплачивается по ставке, уменьшенной на 50% от ставки, установленной законодательством.

Налоги и платежи, уплачиваемые по полной ставке

1. Акцизы на произведенную продукцию (в зависимости от вида продукции);

2. Экологический налог (в зависимости от вида выбросов и использованных природных ресурсов);

3. Отчисления в фонд социальной защиты населения;

4. Налог на доходы иностранных юридических лиц;

5. Подоходный налог с физических лиц;

6. Земельный налог или арендная плата (по ставкам в зависимости от качества и местоположения земельного участка);

7. Местные налоги и сборы (если таковые имеются) уплачиваются с момента окончания льготы по налогу на прибыль.



Свободные таможенные зоны

На территории свободной экономической зоны для ее резидентов создаются свободные таможенные зоны.

Данный таможенный режим предусматривает не применение к ввозимым товарам мер экономической политики и не взимание таможенных платежей.

Продукция собственного производства резидентов СЭЗ "Брест" не квотируется и не лицензируется при вывозе на остальную таможенную территорию Республики Беларусь и за ее пределы, за исключением товаров, по которым Республика Беларусь имеет международные обязательства.



Регулирование земельных отношений в свободной экономической зоне

Земельные отношения в свободной экономической зоне регулируются законодательством об охране и использовании земель.

Отношения по установлению, взиманию и использованию арендной платы за землю в свободной экономической зоне регулируются законодательными актами с учетом особенностей, установленных законодательством о свободных экономических зонах.

Государственные гарантии резидентам свободной экономической зоны

Законодательством о свободных экономических зонах и иным законодательством устанавливаются гарантии резидентам свободной экономической зоны.

На резидентов свободной экономической зоны распространяются гарантии прав инвесторов и защиты инвестиций, предусмотренные законодательством об инвестиционной деятельности.

4. Управление и финансирование СЭЗ

Основными органами управления СЭЗ в РБ являются администрации СЭЗ, Наблюдательный совет СЭЗ и Совет фонда развития свободной экономической зоны.



Администрация свободной экономической зоны является республиканским юридическим лицом, которое создается Советом Министров Республики Беларусь в форме учреждения.

Администрацию свободной экономической зоны возглавляет глава администрации свободной экономической зоны, назначаемый на должность (освобождаемый от должности) Советом Министров Республики Беларусь по представлению соответствующего областного (Минского городского) исполнительного комитета.

Для решения входящих в компетенцию администрации свободной экономической зоны вопросов главой администрации свободной экономической зоны создаются отделы (например, в рамках администрации СЭЗ «Витебск» функционируют: отдел инвестиций и внешнеэкономических связей, отдел развития и эксплуатации СЭЗ, организационно-правовой отдел, финансово-экономический отдел). Полномочия и порядок работы совета администрации свободной экономической зоны определяются уставом свободной экономической зоны.

Основные функции Администрации свободной экономической зоны:

– оказание содействия и консультативной помощи при становлении и в процессе деятельности предприятия, зарегистрированного в СЭЗ;

– осуществление регистрации юридических лиц в качестве резидентов СЭЗ;

– заключение договоров с резидентами СЭЗ об условиях деятельности в СЭЗ;

– оценка инвестиционных предложений отечественных и иностранных инвесторов и принятие конкретных решений по их реализации;

– представление интересов резидентов СЭЗ в отношениях с республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления;

– сбор и анализ соответствующей статистической информации о деятельности резидентов СЭЗ;

– осуществление рекламной, информационной деятельности в Республике Беларусь и за рубежом в целях освещения условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности в СЭЗ.

Наблюдательный совет свободных экономических зон. В целях обеспечения гармоничного сочетания республиканских и местных интересов, интересов резидентов свободных экономических зон и иных организаций и индивидуальных предпринимателей Советом Министров Республики Беларусь может создаваться наблюдательный совет свободных экономических зон, куда входят главы администраций свободных экономических зон, представители Совета Министров Республики Беларусь, соответствующих областных (Минского городского) исполнительных комитетов, а также резидентов свободных экономических зон, иных организаций и индивидуальных предпринимателей.

Персональный состав и положение о наблюдательном совете свободных экономических зон утверждаются Советом Министров Республики Беларусь.



Финансирование свободной экономической зоны. Фонд развития свободной экономической зоны. Финансирование создания и развития свободной экономической зоны, в том числе производственной, инженерной, транспортной и иной инфраструктуры, обслуживания имущества, находящегося в республиканской собственности и переданного в оперативное управление администрации свободной экономической зоны, иных расходов, связанных с функционированием свободной экономической зоны, включая содержание ее администрации, осуществляется из республиканского бюджета и иных источников в соответствии с законодательством.

Для финансирования инфраструктуры свободной экономической зоны, рекламной, издательской деятельности, материального стимулирования работников администрации свободной экономической зоны и других целей формируется фонд развития свободной экономической зоны. Распоряжение средствами фонда развития свободной экономической зоны осуществляется администрацией свободной экономической зоны, которая для рационального использования поступающих средств создает совет фонда.

Конкретные источники формирования фонда развития свободной экономической зоны, направления расходования его средств, состав и полномочия совета фонда определяются положением о фонде развития свободной экономической зоны, которое утверждается Советом Министров Республики Беларусь по представлению администрации свободной экономической зоны.

5. Опыт деятельности СЭЗ в Республике Беларусь
В настоящее время на территории Республики Беларусь созданы и работают следующие свободные экономические зоны:

"Брест" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 20 марта 1996 г. № 114 (http://www.fez.brest.by);

"Витебск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 1999 г. № 458 (http://www.fez-vitebsk.com);

"Гродноинвест" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2002 г. № 208 (http://www.invest.grodno.by);

"Гомель-Ратон" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93 (http://www.gomelraton.com);

"Минск" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 2 марта 1998 г. № 93 (http://www.fezminsk.by);



"Могилев" - создана Указом Президента Республики Беларусь от 31 января 2002 г. № 66 (http://www.fezmogilev.com).

Характеристику конкретных СЭЗ необходимо составить самостоятельно! (см. инструкции на лекции).


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница