Тема Интеграционные процессы в мировой экономике




страница1/3
Дата04.05.2016
Размер0.69 Mb.
  1   2   3

Тема 7. Интеграционные процессы в мировой экономике

Вопросы темы:


  1. Теоретические основы интеграционных процессов.

  2. Формы международной экономической интеграции

Цели и задачи изучения темы:


В процессе изучения темы Вы сформируете базовые знания о процессах международной экономической интеграции.

Цели изучения темы:


  1. Формирование системного представления о процессах международной экономической интеграции.

  2. Знание основных форм международной экономической интеграции.



Задачи изучения темы:


  1. Изучение объективных закономерностей международной экономической интеграции

  2. Анализ экономических эффектов международной экономической интеграции.

  3. Изучение особенностей основных международных интеграционных объединений.

В результате изучения темы Вы должны знать:


  • роль международного разделения труда в возникновении и развитии процессов международной экономической интеграции;

  • причины, сущность и формы международной экономической интеграции;

  • особенности развития и состав основных интеграционных объединений.

Изучив данную тему, Вы должны уметь:


  • выявлять предпосылки создания международных интеграционных объединений;

  • формулировать выгоды, которые получает государство и деловые круги при развитии процессов международной экономической интеграции и создании интеграционных объединений;

  • различать формы интеграционных объединений;

  • соотносить формы интеграционных группировок с реально существующими в мировой экономике интеграционными объединениями;

  • оценивать роль и место России в развитии интеграционных процессов со странами ближнего и дальнего зарубежья.

Изучив данную тему, Вы приобретете навыки


  • классификации интеграционных объединений по их экономической характеристике;

  • экономического анализа интеграционных процессов между различными государствами и группами государств;

  • выявления преимуществ и недостатков различных форм международной экономической интеграции.

При изучении темы Вам необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:


  • международная экономическая интеграция;

  • интернационализация экономической жизни;

  • преференциальный торговый клуб;

  • зона свободной торговли;

  • таможенный союз;

  • общий рынок (единый рынок);

  • экономический и валютный союз;

  • политический союз;

  • Европейский Союз;

  • Единая валюта «евро».

ВОПРОС 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ.

Для изучения этого вопроса необходимо:


Прочитать основной теоретический материал по вопросу в пособии "Мировая экономика", тема 7, § 1. Чтобы сразу перейти к теоретическому материалу, щелкните здесь.

Дополнительный материал Вы найдете в книгах:

  1. Спиридонов И.А. Мировая экономика: Учебное пособие. – М., 2006. – С. 58-97.

  2. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник. – М., 2006. – С. 87-103.

  3. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. проф. А.И. Евдокимова. – М., 2006. – С. 496-508.


При изучении вопроса выполните следующие инструкции:

Внимательно изучите приводимые в пособии теоретические основы интеграционных процессов. Составьте таблицу, в которую занесите основные теории, с указанием авторов и главных позиций в их взглядах.

Продумайте, какие причины вызвали к жизни интеграционные процессы в мировой экономике? Какое определение международной экономической интеграции представляется Вам наиболее точным? Подумайте, каким образом связаны между собой международное разделение труда, международное кооперирование производства, интернационализация экономической жизни и международная экономическая интеграция?

Обратите внимание на главные, сущностные черты интеграционных процессов. Что такое региональность интеграции?

Проанализируйте, к каким последствиям ведет международная экономическая интеграция? Какие положительные и отрицательные черты присущи этому процессу? Какие трудности приходится преодолевать странам на пути интеграции?

Теоретический материал по вопросу.

§ 1. Теоретические основы интеграционных процессов.

1.1. Теоретические основы международной экономической интеграции (МЭИ).


Классики экономической теории1 (Смит, Рикардо, Милль) были сторонниками свободной торговли (фритредерства). В их подходе к внешней торговле лежал классический принцип выгоды страны от специализации производства и обмена товарами на базе международного разделения труда. Этот подход и лежит в основе теории международной экономической интеграции, хотя в ней и существуют разные направления.

Эти направления отличаются, прежде всего, разными оценками интеграционного механизма. Так, сторонники раннего неолиберализма (В. Репке, М. Аллэ) представляли полную интегра­цию как единое рыночное пространство в масштабе нескольких стран, где действуют стихийные рыночные силы независимо от политики государств и национальных и международных законо­дательных актов. Представители позднего неолиберализма (Б. Баласса) большое внимание уделяли эволюции интеграции, базиру­ющейся на развитии экономических и политических процессов в разных странах.

Сторонники корпорационализма (С. Рольф, У. Ростоу) считали, что интегрирование международной экономики способ­ны обеспечить не рыночный механизм и государственное регу­лирование, а международные корпорации, функционирование которых способствует рациональному и сбалансированному раз­витию мирохозяйственных связей.

Представителями структурализма (Г. Мюрдаль) эконо­мическая интеграция рассматривалась как процесс структурных преобразований в экономике стран с центрами развития интег­рации — крупными фирмами и целыми отраслями промышлен­ности. Результатом этих преобразований, по их мнению, стано­вится качественно новое интегрированное пространство с более совершенным хозяйственным механизмом.



Неокейнсианцы (Р.Купер) считали, что для использова­ния многообразных выгод широкого международного экономи­ческого взаимодействия с сохранением в то же время максималь­ной для каждой страны степени свободы необходимо согласова­ние внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон с целью достижения оптимального сочетания двух возможных ва­риантов развития экономической интеграции: а) объединение го­сударств с последующей утратой ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики; б) интеграция с макси­мальным сохранением национальной автономии.

Теоретики дирижизма (Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Штолер), отрицая решающую роль в интеграционных процессах ры­ночного механизма, полагали, что функционирование междуна­родных интегрированных структур возможно на основе разработ­ки их участниками общей экономической политики и согласо­ванного социального законодательства с целью создания опти­мальной структуры международного хозяйства, устраняющей ис­кусственные преграды и сознательно вводящей желательные эле­менты координации и унификации.'

Существенный вклад в теорию международной экономичес­кой интеграции внесли российские ученые — М.М. Максимова, Н.П. Шмелев, Ю.В. Шишков и др.

Осмысливая многообразие концепций экономической сущ­ности международной интеграции, следует иметь в виду, что важ­ным импульсом к практическому ее осуществлению с середины XX в. было стремление к укреплению связей на уровне компаний государств Западной Европы, оформленное в дальнейшем согла­шениями, направленными на объединение западноевропейских государств в противовес обострившемуся в то время противостоя­нию двух мировых держав — СССР и США.

Сам термин «экономическая интеграция» возник в 30-е годы XX века в работах немецких и шведских экономистов, однако и сегодня имеется несколько десятков его определений. Международная экономическая интеграция2 – это процесс хозяйственно-политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уров­нях и в различных формах. На микроуровне этот процесс идет через взаимодействие капитала отдельных хозяйствующих субъектов (предприятий, фирм) близлежащих стран путем формирования сис­темы экономических соглашений между ними, создания филиалов за границей. На межгосударственном уровне интеграция про­исходит на основе формирования экономических объединений государств и согласования национальных политик.

1.2. Причины, предпосылки и цели международной экономической интеграции.


Результатом международного разделения труда, раз­вития внешней торговли и МЭО в целом является уси­ление взаимосвязи и взаимозависимости национальных экономик, когда нормальное развитие невозможно без внешнего фактора. Это не требует каких-либо доказа­тельств. Данное явление принято называть интернацио­нализацией хозяйственной жизни: национальная эконо­мика достаточно устойчивая, все больше работает на внешний мир и, в свою очередь, зависит от МЭО.

В своем развитии интернационализация хозяйствен­ной жизни прошла ряд этапов. Первоначально она за­трагивала сферу обращения и была связана с возникно­вением международной торговли, превращением ее в мировую. Это период конца XVIII — начала XX в., сов­павший с развитием капитализма.

В конце XIX в. набирает силу международное дви­жение капиталов, выходящее в настоящее время на первое место в системе МЭО. Оно оказывает интенси­фицирующее воздействие на мировую торговлю товара­ми и услугами — это важная и реальная предпосылка перемещения центра тяжести МЭО в сферу производст­ва и научно-исследовательской деятельности, а послед­нее знаменует переход к качественно новому этапу ми­рохозяйственных отношений, т.е. международной эко­номической интеграции.

МЭИ означает взаимоприспособление националь­ных экономик, внедрение их в единый воспроизвод­ственный процесс. Это предполагает известную терри­ториальную, экономическую, структурную, технологи­ческую близость стран—участниц международной ин­теграции и объясняет ее региональный характер. Хро­нологически интеграционный тип МЭИ начал склады­ваться после Второй мировой войны.

Эта тенденция сначала (с 1950-х) получила развитие только в Европе, но затем (с 1960-х) распространилась и на другие регионы. Многие страны добровольно отказываются от полного национального суверенитета и образуют интеграционные объединения с другими государствами. Главной причиной этого процесса является стремление к повышению экономической эффективности производства, и сама интеграция носит прежде всего экономический характер.

Бурный рост экономических интеграционных блоков отражает развитие международного разделения труда и международной производственной кооперации.



Международное разделение труда – это такая система организации международного производства, при которой страны, вместо того чтобы самостоятельно обеспечивать себя всеми необходимыми товарами, специализируются на изготовлении только некоторых товаров, приобретая недостающие посредством торговли. Простейшим примером может быть торговля автомобилями между Японией и США: японцы специализируются на производстве экономичных малолитражек для небогатых людей, американцы – на выпуске престижных дорогих автомашин для зажиточных. В результате и японцы и американцы выигрывают в сравнении с ситуацией, когда каждая страна производит автомобили всех разновидностей.

Международная производственная кооперация, вторая предпосылка развития интеграционных блоков, представляет собой такую форму организации производства, при которой работники разных стран совместно участвуют в одном и том же производственном процессе (или в разных процессах, связанных между собой). Так, многие комплектующие детали для американских и японских автомобилей производят в других странах, а на головных предприятиях осуществляется только сборка. По мере развития международной кооперации формируются транснациональные корпорации, организующие производство в международном масштабе и регулирующие мировой рынок.

Рисунок 1. Эффект экономии на масштабе.

Эффект экономии на масштабе: при малом объеме выпуска Q1, только для внутреннего рынка, товар имеет высокую себестоимость и, как следствие высокую цену; при большем объеме выпуска Q2, с использованием экспорта, себестоимость и цена значительно понижаются.

Результатом международного разделения труда и международной производственной кооперации является развитие международного обобществления производства – интернационализация производства. Она экономически выгодна, поскольку, во-первых, позволяет наиболее эффективно использовать ресурсы разных стран, а во-вторых, дает экономию на масштабе. Второй фактор в современных условиях наиболее важен. Дело в том, что высокотехнологичное производство требует высоких начальных инвестиций, которые окупятся, только если производство будет крупномасштабным (см. рис.), иначе высокая цена отпугнет покупателя. Поскольку внутренние рынки большинства стран (даже таких гигантов как США) не обеспечивают достаточно высокого спроса, то требующее больших затрат высокотехнологичное производство (автомобиле- и самолетостроение, производство ЭВМ, видеомагнитофонов…) становится выгодным лишь при работе не только на внутренний, но и на внешние рынки.

Интернационализация производства идет одновременно и на общемировом уровне, и на уровне отдельных регионов. Для стимулирования этого объективного процесса создаются специальные наднациональные экономические организации, регулирующие мировую экономику и перехватывающие часть экономического суверенитета у национальных государств.

Интернационализация производства может развиваться по-разному. Простейшая ситуация – это когда между разными странами устанавливаются устойчивые экономические связи по принципу взаимодополнения. В этом случае каждая страна развивает свой особый набор отраслей, чтобы продавать их продукцию в значительной мере за рубеж, а затем на валютную выручку приобретать товары тех отраслей, которые лучше развиты в других странах (например, Россия специализируется на добыче и экспорте энергоресурсов, импортируя потребительские промтовары). Страны получают при этом обоюдные выгоды, но их экономика развивается несколько односторонне и сильно зависит от мирового рынка. Именно эта тенденция доминирует сейчас в мировом хозяйстве в целом: на фоне общего экономического роста увеличивается разрыв между развитыми и развивающимися странами. Главными организациями, стимулирующими и контролирующими такого рода интернационализацию в мировом масштабе, являются Всемирная торговая организация (ВТО) и международные финансовые организации как, например, Международный валютный фонд (МВФ).

Более высокая ступень интернационализации предполагает выравнивание экономических параметров стран-участниц. В международном масштабе этот процесс стремятся направлять экономические организации (например, ЮНКТАД) при Организации Объединенных Наций. Однако результаты их деятельности до сих пор выглядят довольно малозначительными. С гораздо более ощутимым эффектом подобная интернационализация развивается не на мировом, а на региональном уровне в виде создания интеграционных союзов различных групп стран.

Помимо чисто экономических причин у региональной интеграции есть и политические стимулы. Укрепление тесных экономических отношений между разными странами, сращивание национальных экономик гасит возможность их политических конфликтов и позволяет вести единую политику в отношении других стран. Например, участие Германии и Франции в ЕС ликвидировало их политическое противостояние, длившееся со времен Тридцатилетней войны, и позволило им выступать «единым фронтом» против общих соперников (в 1950–1980-х – против СССР, с 1990-х – против США). Формирование интеграционных группировок стало одной из мирных форм современного геоэкономического и геополитического соперничества.

В начале 2000-х, по данным Секретариата Всемирной торговой организации (ВТО), в мире зарегистрировано 214 региональных торговых соглашений интеграционного характера. Международные экономические интеграционные объединения есть во всех регионах земного шара, в них входят страны с самым разным уровнем развития и социально-экономическим строем. Самые крупные и активные действующие интеграционные блоки – это Европейский союз (ЕС), Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА) и организация «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) в бассейне Тихого океана.



Таблица 44.

Интеграционные группировки стран




№п/п


Наименование организации


Число членов


Год создания


1


Европейский союз (первоначально Европейское экономическое сообщество)


25


1957/1992


2


Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ)

4

1960

3


Зона свободной торговли в Центральной Европе (ЦЕФТА)

7


1992


4


Содружество Независимых Государств (СНГ)


12


1991


5


Черноморское экономическое сотрудничество (ЧЭС)


11


1992


6


Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА)


3


1994


7


Форум Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС)


21


1989


8


Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

9


1967


9


Ассоциация регионального сотрудничества Южной Азии (СААРК)


7


1985


10


Экономическое сообщество БИМСТ


5


1998


11

Организация экономического сотрудничества (EКO)

10

1964

12


Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ, ранее Латиноамериканская ассоциация свободной торговли - ЛАСТ)


11


1980/1960


13


Андская группа, или Андский пакт

5


1969


14


Карибское Сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ)


13


1973


15


Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР)


4+2


1991/1996


16


Восточноафриканское сообщество (EAC)


3


1967/1993


17


Экономическое сообщество западноафриканских государств (ЭКОВАС)


15


1975


18


Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА)


19


1982


19

Союз арабского Магриба (УМА)

5

1989

Интеграция характеризуется некоторыми сущностными харак­теристиками, которые в совокупности отличают ее от других форм эко­номического взаимодействия стран:

• устранением ограничений в движении товаров, а также услуг, капи­талов, людских ресурсов между странами - участницами соглашения;

• согласованием экономической политики стран-участниц;

• взаимопроникновением и переплетением национальных производ­ственных процессов, формированием в рамках региона технологического единства производственного процесса;

• широким развитием международной специализации и коопера­ции в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессив­ных и глубоких форм, совместным финансированием развития эконо­мики и ее инновационного механизма;

• связанными с этим структурными изменениями в экономике стран-участниц;

• сближением национальных законодательств, норм и стандартов;

• целенаправленным регулированием интеграционного процесса, развитием органов управления хозяйственным взаимодействием (возможны как межгосударственные, так и надгосударственные механизмы управления: как в случае с ЕС);

• региональностью пространственных масштабов интеграции.

Объективное содержание интеграции составляет в конечном итоге переплетение взаимопроникновение и сращивание воспроизводствен­ных процессов, протекающих в виде «частичных интеграции». Интег­рационный процесс охватывает отдельные звенья целостной системы:3

1) рыночное обращение (благодаря либерализации торговли и росту потоков факторов производства), включая обращение товаров, услуг, денежной массы, ценных бумаг и т. д. — это так называемая «поверх­ностная» (или «мягкая») интеграция (shallow integration);

2) собствен­но производство (глубокая интеграция — deep integration);

3) сферу при­нятия решении (на уровне фирм, предпринимательских союзов, нацио­нальных правительств, международных межправительственных и на­циональных организаций).

Региональная интеграция имеет вполне конкретные цели.

Повысить национальную конкурентоспособность, совме­стно противостоять вызовам глобализации.

Использовать преимущества «экономики масштаба», по­зволяющие расширить размеры рынка, снизить транзакционные издержки, создать новую комбинацию факторов производства, стимулировать приток прямых иностранных инвестиций. Такие цели преследовали МЕРКОСУР, Андское сообщество, АСЕАН.

Содействовать модернизации и структурным реформам в экономике.

Подключить страны, создающие рыночную экономику или осуществляющие глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем развития; рассматривать этот процесс как важнейший канал передачи хозяйственного опыта. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, тоже заинтересованы в ускорении реформ, создании там полноценных емких рынков.

Получить для национальных производителей более широкий доступ к финансовым, трудовым, материальным ресурсам, к новейшим технологиям, работать на более емкий рынок.

Укрепить добрососедские отношения между странами по всем направлениям. Происходит исчезновение условий для конфронтации. Создание благоприятной внешнеполитической среды — цель, особенно характерная для стран Ближнего Востока, Африки.

Усилить позиции участвующих стран на мировом рынке. Решаются определенные задачи торговой политики. Интеграция позволяет выступать совместно в международных организациях, укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних переговоров в ВТО.


1.3. Последствия международной экономической интеграции.


Экономическая интеграция обеспечивает ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон.

Во-первых, интеграционное сотрудничество дает хозяйствую­щим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к разного рода ресурсам: финансовым, материальным, трудовым, к новейшим технологиям в масштабах всего региона, а также позволяет производить продукцию в расчете на емкий рынок всей интеграционной группировки.

Во-вторых, экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной сте­пени от конкуренции со стороны фирм третьих стран.

В-третьих, интеграционное взаимодействие позволяет его участникам совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как выравнивание условий развития отсталых районов, смяг­чение положения на рынке труда, предоставление социальных гарантий малообеспеченным слоям населения, дальнейшее раз­витие системы здравоохранения, охраны труда и социального обеспечения.

В-четвертых возрастает конкуренция между странами, происходит расширение торговли, в связи с тем, что улучшаются ее условия и инфраструктура.

Но существуют также и отрицательные последствия:

Во-первых, для более отсталых стран интеграция приводит к оттоку ресурсов (факторов производства), идет перераспределение в пользу более сильных партнеров.

Во-вторых, возможен олигопольный сговор между ТНК стран-участниц, а это, как известно, приводит к повышению цен.

В-третьих, вероятен эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной его концентрации.

Возникновение и развитие интеграционных группировок суверенных государств - процесс сложный и противоречивый. Основным его противоречием является противоречие между национальными, государственно оформленными, и интернациональными экономическими интересами. Первые - объективное следствие возникновения и развития суверенных государств и национальной экономики, вторые - отличительная черта интернационализации хозяйственной жизни, следствие возрастающей целостности мирового хозяйства, возникновения и развития международного производства, экономической транснационализации и глобализации.

Указанное противоречие - основное противоречие всего процесса интернационализации хозяйственной жизни, обнаруживающееся на каждой его стадии в специфических конкретных проявлениях.

На стадии межгосударственной интеграции это противоречие  проявляется, во-первых, в столкновении экономических интересов государств внутри интеграционного образования, во-вторых, как противоречие  интересов различных региональных интеграционных группировок, в-третьих, как противоречие  интересов региональной интеграции  и международных  экономических организаций и корпораций.

На проявления основного противоречия  большое влияние оказывают: уровень социально- экономического  развития стран-участниц интеграции; масштабы и темпы экономических и политических преобразований; характер рыночных и политических реформ; противоречия  между экономикой и политикой, обусловленные и субъективными факторами (в том числе национальными амбициями, стремлением к использованию власти в личных целях руководящих элит отдельных государств); состояние международных экономических и политических отношений, в частности, характер мировой рыночной конъюнктуры.

Экономические интересы государств сталкиваются при определении цен и таможенных пошлин на товары и услуги, условий иностранного инвестирования, кредитования проектов, при решении проблем использования интеллектуальной собственности, проблем развития международного производства, создания свободных экономических зон, при разработке и реализации международных договоров и совместных законодательных актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому ограничению суверенитета.

В то же время национальные интересы зачастую вступают в противоречие с интернациональными интересами при решении глобальных проблем экологии, развития транспорта и энергетики, миграционных процессов, конверсии военного производства, использования достижений науки, научно-технического прогресса, образования, здравоохранения и т.д.

Для последовательного разрешения всех этих противоречий необходим механизм межгосударственного сотрудничества, который обеспечивал бы оптимальное сочетание национальных и интернациональных интересов.



На пути интеграции развивающихся стран всего мира можно выделить четыре основных препятствия4:

  • Интегрирующиеся страны слабо дополняют экономики друг друга, что сдерживает процесс интеграции; отсюда следует, что необходимы структурные изменения;

  • Не развита инфраструктура;

  • Различия уровней и потенциалов развития;

  • Политическая нестабильность.

Экономическая интеграция развивающихся стран идет очень медленно. Основной причиной низких темпов интеграционных процессов является "слабая взаимодополняемость" экономик государств, ориентированных, в основном, на экспорт сырьевых материалов, которые нередко конкурируют между собой на внешних рынках, что тормозит региональную торговлю. Нехватка капитала не позволяет им также развивать активное сотрудничество в актуальной для них инвестиционной сфере. Все подписанные документы на практике ничего не значат и, как мы видим, интеграционные процессы протекают очень медленными темпами.

Другой сдерживающий фактор - проведение странами разной экономической стратегии, что существенно затрудняет выработку "единых правил" ведения взаимной торговли. Решить проблемы экономической интеграции стран, не так легко как кажется. Казалось бы, для преодоления всех барьеров нужно решить 4 основных проблемы экономической интеграции, проблемы, также характерные тому или иному региону или стране, в результате чего решаются все противоречия. Однако это не так, нужно создавать и соблюдать соглашения, договора, нужно учитывать геополитическое положение страны, экономическое развитие и главное – желание к объединению в единый механизм.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница