Тема Информационные системы рынка ценных бумаг




Скачать 111.71 Kb.
Дата05.05.2016
Размер111.71 Kb.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE


Тема 3. Информационные системы рынка ценных бумаг

Цель и задачи темы

Дать понятие информационных систем рынка ценных бумаг и их использования на фондовом рынке. Определить основные принципы построения систем автоматизации рынка ценных бумаг, особенности функционирования биржевых и внебиржевых информационных систем фондового рынка. Показать обзор основных программных средств.

Оглавление


3.1. Понятие информационных систем рынка ценных бумаг и их использование на фондовом рынке

Возникновение электронной биржевой торговли — NASDAQ — 1971 г. (Автоматизированные котировки Национальной ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг).

Это форма биржевой площадки, отличавшаяся от традиционной (существовавшей с конца XIX века).

NASDAQ проектировался как рынок, не имеющий биржевой площадки.

Все дилеры рынка ценных бумаг были соединены между собой в единую электронную сеть.

В 1985 г. американская Комиссия по ценным бумагам внедрила на рынке Систему выполнения малых ордеров (SOES).

В 1987 г. американские акции начали падать.

SOES пришлось сделать принудительным и обязательным для всех брокеров.

В 1989 г. в Нью-Джерси появился первый прообраз современного дилингового зала (нет ни брокеров, ни экрана с котировками — были только компьютеры).

За компьютерами сидели трейдеры и отдавали через электронный терминал приказы брокеру, которого в глаза не видели.

Брокеры вводили ордера в рабочую станцию NASDAQ.

Расцвет интернет-трейдинга на Западе совпал с введением брокерами технологий ECN — систем прямого доступа, позволяющих клиенту оперировать на рынке без участия брокера с его комиссиями.

К середине 90-х г. торговля акциями через Интернет стала в США и Европе обычным явлением.

Пионерами в области онлайновых торгов были компании E-Trade Group, Ameritrade, Datek Online, Merrill Lynch, Morgan Stanley, Donaldson, Lufrin & Jenrette.

Изначально брокеры рассматривали онлайновые торги как новое направление, стоящее отдельно от традиционного брокеража.

К 1999 г. около 15 % всех сделок в США приходилось на долю онлайновых брокеров.

В России онлайновые торги на финансовых рынках появились с опозданием на несколько лет — только к концу тысячелетия.

К тому времени уже успела и появиться на свет, и уйти с рынка биржевая информационная система «Телемаркет».

Однако попытки заменить телефон другим средством отдачи приказов брокеру начались только с 1997 г. 

Клиенты Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) получили возможность посылать приказ в виде текстового файла со своего компьютера через Интернет.

Брокер мог послать приказ дальше, либо, если нарушались какие-либо лимиты, отсылал обратно клиенту с указанием нарушений.

Если приказу «давали ход», клиенту немедленно приходило уведомление.

В 1999 г. ММВБ ввела у себя шлюз для совершения сделок через Интернет.

ММВБ была намного моложе американских и европейских бирж, поэтому ей удалось пройти «голосовую» стадию развития.

ММВБ, в отличие от западных бирж с более чем вековой историей, изначально создавалась как электронная (по примеру германской биржи DTB), где вместо торгов с голоса использовались электронные терминалы с котировками и телефоны для выставления заявки маклеру.

Эксперимент оказался удачным.

Через год сделки, совершенные через этот шлюз, составляли половину всего оборота биржи.

За 2000 г. доля сделок с корпоративными ценными бумагами, заключенными через Интернет, выросла почти в тридцать раз.

Следующими были РТС, Московская фондовая биржа, Фондовая биржа «Санкт-Петербург, Санкт-Петербургская валютная биржа.

К 2002 году процесс интернетизации фондового рынка вышел за пределы двух столиц.

3.2. Основные принципы построения систем автоматизации рынка ценных бумаг

Конечная цель системы интернет-трейдинга — связать биржу с клиентом, по возможности обеспечив его не только терминалом сделок, но и информацией с биржи.

С информацией дело обстоит просто — поток новостей он-лайн в состоянии обеспечить любое информационное агентство или даже сама биржа.

Так же несложно предоставить клиенту информацию о заключенных сделках, их объеме, котировки, количество выставленных заявок и т. п. 

Гораздо сложнее организовать заключение сделок клиентом через Интернет.

Сначала торговая система биржи должна быть оборудована шлюзом для передачи данных через Интернет.

Шлюз — аппаратно-программный комплекс, установленный между ядром электронной торговой системы биржи и сервером брокерской системы профессионального участника рынка.

Информация, получаемая из торговой системы биржи, передается на сервер, а далее расходится через Интернет, попадая к клиентам компании.

Клиенты посылают через сервер заявки на исполнение сделок.

Сама система устанавливается в финансовом учреждении, которое является зарегистрированным профессиональным участником рынка ценных бумаг.

Финансовое учреждение выступает в качестве брокера.

Клиент этого брокера может подавать заявки непосредственно в торговые системы бирж и наблюдать состояние своего инвестиционного портфеля на экране компьютера.

Брокер может предоставлять клиенту кредитное плечо, выставлять определенные лимиты по операциям.

Установленная в брокерской компании система интернет-трейдинга должна выполнять функции сбора заявок, их автоматического выставления на биржах, управления лимитами, обеспечения безопасности сделки.

3.3. Особенности функционирования биржевых и внебиржевых информационных систем фондового рынка



Типичные опасения клиентов онлайн-брокеров

С появлением интернет-трейдинга вокруг него сформировался ряд негативных стереотипов.

Большая их часть связана с вопросами безопасности сделки.

Так, клиенты опасаются, что при совершении внутридневных операций могут возникнуть убытки вследствие обрыва связи.

Большинство разработчиков систем интернет-трейдинга ставят минимальный порог стоп-лосса (уровня защитного закрытия позиции в случае, если она становится убыточной) так, чтобы он превышал среднестатистические колебания рынка.

Поэтому необязательно не отрывать глаза от монитора и постоянно следить за рынком.

Все без исключения электронные брокеры предусматривают опцию закрытия позиций по телефону.

Хотя закон об электронной подписи несовершенен, но в данном случае законодательство стоит на позиции «разрешено все то, что не запрещено».

Никакие конфиденциальные данные не идут дальше самой системы интернет-трейдинга, а случаев взлома таких систем в истории пока не зафиксировано.

Преимущества систем интернет-трейдинга перед традиционной биржевой торговлей

Современные системы позволяют торговать на нескольких биржах одновременно, тогда как в традиционном режиме это очень затруднительно — разные телефонные номера, разные пароли, разные схемы разговора с брокерами.

Большинство современных систем интернет-трейдинга позволяет «в нагрузку» получать в онлайне новости и нередко котировки в MetaStock и Trade Station.

В последнее время появились технические решения, позволяющие автоматическое исполнение сигналов механических торговых систем, т. е., процесс полностью автоматизирован и трейдер лишь изредка должен посматривать на монитор.

Появилась возможность внебиржевой торговли акциями.

Недостатки

Основным недостатком является низкая скорость обработки заявок.

Инвестиционная активность населения в настоящее время увеличивается, перед брокерами может встать задача увеличения скорости исполнения заявок до ста заявок в секунду.

Может появиться потребность проставления под заявками электронно-цифровой подписи.

Многие брокеры позиционируют себя на рынке как структуры, ориентированные на дэй-трейдинг, однако до предоставления должного качества услуг при максимально быстрой скорости исполнения сделок пока еще далеко.

Слабым звеном является интерфейс программ, который не всегда бывает понятен массовому клиенту.

Программы рассчитаны на профессионалов, которые хорошо разбираются как в фондовом рынке, так и в компьютере.

«Чайнику» в них не разобраться. Защита от ошибок неподготовленного инвестора не предусмотрена.



Преимущества ECN

ECN — системы прямого доступа, применяемые на американском фондовом рынке.

Основные преимущества этих систем — анонимность, высокая скорость исполнения заказов, высокая автоматизация и низкая скорость пользования.

Анонимность пользования ECN для обитателей Уолл-Стрит означает многое, так как в Америке каждый участник фондового рынка отлично знает, что такое «эффект имени».

Компьютер, как известно, слухи распространять не умеет, а системы безопасности исключают утечку инсайдерской информации.

Выгода для инвестора заключается в том, что ECN не «накручивает» лишние пункты сверх рыночной цены.

Благодаря ECN торговля на американском фондовом рынке может стать круглосуточной, так же, как и на FOREX.

Существуют так называемые «послерыночные торги», причем время их закрытия постепенно становится все более поздним.

Продлить время работы обычной биржи очень тяжело, это сопряжено со значительными затратами, в том числе и на дополнительный персонал, работающий круглосуточно.

ECN — наиболее оптимальное решение для акций, обладающих высокой ликвидностью, для которых наличие одновременных заявок на покупку и продажу — обычное дело.

Акциями, обладающими средней и низкой ликвидностью, лучше торговать через обычных брокеров.

Юридические проблемы

Отсутствие четкого законодательства об электронной подписи в России.

Юридические лица не имеют права торговать валютами на биржах, находящихся за рубежом.

Объем средств, которые российский инвестор может вложить в акции зарубежных компаний, не должен превышать 75 тыс. долларов в год.

Отсутствие законодательной базы относительно интернет-трейдинга, и сформировавшееся негативное отношения к офшорам формируют массовое представление об электронных брокерах как о финансовой пирамиде — деньги положил, получил виртуальный договор и деньги «уплыли на деревню дедушке».

В данной ситуации государству нужно совершенствовать законодательство об интернет-трейдинге, а брокерам — проводить программы массового ликбеза (как американцы, реализуя план привлечения на фондовый рынок чернокожего населения).

3.4. Обзор основных программных средств информационных систем рынка ценных бумаг

Разработчики торговых систем

На российском рынке трейдерского ПО представлено 36 различных систем интернет-трейдинга. 16 систем, такие как QUIK, ИТС-Брокер, NetInvestor и ИНВЕСТОР, являются коммерческими продуктами компаний-разработчиков.

20 систем являются собственными разработками банков и инвестиционных компаний.

Cреди них наиболее известны «Альфа-Директ», «Гута-Брокер», «Солид-Трейдинг», «Z-Trade».

К биржевым интерфейсам — «шлюзам» в настоящее время подключено 158 систем интернет-трейдинга.

«Альфа-Директ» - система, разработанная Альфа-Банком, позволяет торговать на нескольких площадках одновременно, экспортировать данные в MetaStock и выходить на рынок с небольшими депозитами.

Сам «Альфа-банк» так позиционирует свою разработку:

«Альфа-банк ориентируется на лидерство на российском рынке интернет-брокерских услуг, а потому специалисты банка разработали собственную систему, которую намерены интенсивно развивать.

Уже при первом представлении рынку системы в нее был заложен целый ряд новых для российского рынка интернет-брокерских услуг, функций и качеств.

Многие думают, что, совершая операции с ценными бумагами через Интернет, они приобретают таким образом лишь самостоятельность и оперативность.

Это действительно так, когда речь идет о простых системах биржевого доступа, копирующих биржевой терминал (как правило, только ММВБ).

Основной отличительной особенностью системы „Альфа-директ“ является то, что при работе через нее предлагается не только пакет услуг для прямого доступа инвесторов на ММВБ и МФБ в режиме реального времени, но и комплекс сервисов, максимально использующих новейшие интернет-технологии„.

“Альфа-Директ», действительно имеет помимо перечисленных выше особенностей, ряд преимуществ, делающих эту программу более удобной, чем тот же самый Quick.

Система оборудована услугой «Сигнал», сообщающей в виде SMS на мобильный телефон об изменениях биржевой информации.

Пользователь может сам выбрать порог, при пересечении которого в определенном пользователем направлении система реагирует в виде SMS соответствующего содержания.

Также на мобильный телефон сообщается о сработавших стоп-приказах, выставленных ордерах на покупку или продажу, изменениях инвестиционного портфеля.

Автоматизировано предоставление маржинального кредитования и выбор пользователем величины кредитного плеча.

Все приказы клиентов подписываются электронной цифровой подписью.



Аналитический торговый терминал

Разработчик — компания «Финмаркет». Позиционируют себя очень высоко, еще выше, чем «Альфа-Директ».

Концепция «Аналитического торгового терминала» по некоторым составляющим превосходит не только Метасток, но и TradeStation.

По сравнению с другими системами интернет-трейдинга, имеющими функцию построения графиков для технического анализа, Аналитический торговый терминал отличается отсутствием постоянной перерисовки экрана при обновлении данных, от которой пользователи устают.

Трейдинг осуществляется через систему «Гута-Брокер» — совместную разработку с Гута-банком.

Вопросы для самопроверки



  1. Назовите предпосылки информатизации и автоматизации фондовых технологий.

  2. Каковы требования, предъявляемые к информационным фондовым технологиям на разных этапах работы с ценными бумагами?

  3. Укажите классы программно-технологических комплексов фондовой деятельности, перечень решаемых ими задач и выполняемых функций.

Библиография

  1. Жуков  Е. Ф. Ценные бумаги и фондовые рынки: Учебное пособие. — М.: ЮНИТИ, 1995.

  2. Роман Мамчиц. Современная индустрия интернет-трейдинга. Часть І. Истоки и технология http://www.ibusiness.ru/marcet/ecommerce/








База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница