Тема Государство в смешанной экономике




Скачать 189.58 Kb.
Дата30.04.2016
Размер189.58 Kb.

Экономическая теория САФ Заочно-дистанцонная

форма обучения



Тема 4. Государство в смешанной экономике
В данной теме Вы должны уметь следующее:

1. Определить и описать понятие эластичности спроса по цене и перекрестной эластичности спроса рол цене и объяснить, почему они полезны в изучении рынков.

2. Рассчитать эластичность спроса по цене; при­вести пример, когда спрос эластичен, неэластичен и единичной эластичности, и объяснить значение каждого.

3. Привести пример и назвать главные факторы эластичности спроса по цене.

4. Объяснить связь между эластичностью спроса по цене и суммарными доходами.

5. Графически показать, как эластичность спроса по цене изменяется при движении по кривой спроса.

6. Объяснить важность периода адаптации рас­ходов потребителя в зависимости от эластичности спроса по цене.

7. Привести несколько примеров с использова­нием эластичности спроса по цене и перекрестной эластичности спроса по цене для товара.

8. Определить и объяснить понятие эластично­сти спроса по доходу.

9. Исходя из соответствующих данных рассчи­тать эластичность спроса по доходу.

10. Определять и различать нормальные и низ­шие товары, предметы роскоши и первой необхо­димости.

11. Привести несколько примеров с использова­нием эластичности спроса по доходу.

12. Определить и объяснить понятие эластично­сти предложения по цене; объяснить, что имеется в виду под эластичностью и неэластичностью пред­ложения.

13. Рассчитать эластичность предложения, ис­пользуя формулу эластичности.

14. Нарисовать кривые спроса и предложения, которые являются совершенно эластичными и со­вершенно неэластичными, и объяснить, что означа­ет каждая кривая; показать, что случится с объе­мом, когда цена поднимется, в каждом случае.

15. Показать графически и объяснить процесс долгосрочной адаптации спроса и предложения.
В теме 1 вы узнали о том, что в большинстве стран (если не во всех) современного индустриаль­ного мира существует смешанная экономика, так как государство играет в ней определенную роль. В теме 4 изучается роль государства в смешанной экономике и рассматриваются три основных воп­роса: "Чем занимаются государственные структу­ры?", "Как государственные структуры могут улуч­шить распределение ресурсов в экономике?", "Как государственные органы принимают решения?" Теоретически государство вмешивается в экономи­ку из-за несовершенства рынков, которые подчас не могут эффективно распределять ресурсы. Госу­дарственное вмешательство призвано повысить эф­фективность и справедливость ценовой системы. Но даже, несмотря на такое теоретическое оправ­дание государственного вмешательства в экономи­ку, существует много значительных расхождений во мнениях относительно того, какую роль должно играть государство в экономике.

Тема 4 начинается с ответа на вопрос: "Чем занимаются государственные структуры?" и с опи­сания некоторых экономических функций государ­ства. Совокупные расходы государственных струк­тур всех уровней в США составляют свыше одной трети ВНП! Государство может расходовать сред­ства, так как обладает властью взимать налоги и занимать у общества; когда государство включается в экономическую систему, оно влияет на решение основных экономических вопросов "что", "как" и "для кого". Государственные органы власти не только устанавливают "правила игры", в рамках которых должна действовать рыночная экономика, но они также производят некоторые виды товаров и услуг. Эти общественные блага обычно предоста­вляются гражданам без непосредственной их опла­ты, так как свободные рынки большей частью не в состоянии предоставить эти необходимые людям блага. Посредством налогов и расходов государство влияет на распределение товаров и услуг на рынке, передавая некоторую часть доходов богатых бед­ным. Закон о занятости 1946 г. возложил на феде­ральное правительство правовую ответственность за стабилизацию экономики и обеспечение, на­сколько возможно, полной занятости. Стабилиза­ционная функция государства часто требует того, чтобы налоги и государственные расходы, так же как и количество денежной массы в экономике, были направлены на уменьшение колебаний эко­номического цикла.

Рынки несовершенны, и они не справляются со своей распределительной функцией. Несостоя­тельность рынка — важное теоретическое оправ­дание государственного вмешательства в экономику. Причинами несостоятельности рынка явля­ются необходимость поставлять общественные блага, наличие внешних эффектов, отсутствие пол­ной рыночной информации со стороны и покупа­телей, и продавцов, а также власть монополий. Всякий раз, когда рынок оказывается несостоя­тельным, роль государства заключается в том, что­бы повысить эффективность распределения и сте­пень его справедливости в условиях рынка.

В последней части главы 4 дается ответ на во­прос: "Как государственные органы принимают ре­шения?" и излагается введение в теорию общест­венного выбора. Демократическая система США построена на принципе простого большинства — принятие решений на основе голосования. Однако правило большинства не всегда срабатывает. Пара­докс состоит в том, что общество не может пред­ложить альтернативу голосованию большинством и это создает серьезные проблемы для демократиче­ской системы.

При изучении главы 4 имейте в виду, что вмешательство государства в деятельность рынка, несомненно, улучшает положение одних граждан, но ухудшает положение других. Существенный во­прос состоит в том, повышается ли при этом об­щее благосостояние нации, и вы должны будете составить собственное мнение об этом.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТЕМЫ

1. В США государственные структуры (федераль­ные органы власти, власти штатов и местные органы власти) потребляют свыше одной трети ВНП и обеспечивают занятость 16% рабочей силы. Государственные органы власти выполня­ют как политические, так и экономические функции.

Государственные структуры устанавлива­ют официальные рамки, в пределах которых осуществляются все рыночные операции и владение собственностью. Такая правовая основа состоит из норм, законов и правил, которые повышают эффективность ценовой системы.

Государственные органы власти покупа­ют и производят много товаров и услуг, большую часть которых они предоставляют бесплатно.

Государство производит выплаты отдель­ным гражданам, в ответ на которые не предполагается получение в настоящее вре­мя или в будущем какой-либо непосредст­венной экономической услуги. Такие выпла­ты называются трансфертными платежами.

Государственные структуры осуществля­ют налогообложение, для того чтобы опла­тить предоставляемые ими услуги. Когда до­ходов от налогообложения не хватает для покрытия государственных расходов (госу­дарственные покупки плюс трансфертные платежи), государство занимает средства и работает в условиях дефицита. Наиболее крупным источником федеральных доходов является личный подоходный налог, тогда как местные органы и власти штатов опира­ются главным образом на налоги на прода­жи и на собственность.

С 1964 г. государственные расходы в процентном отношении к ВНП значи­тельно возросли не только в США, но и в экономике развитых европейских стран. В США возрастание государственных рас­ходов сопровождалось увеличением феде­рального дефицита в процентах к ВНП. С помощью расходов и налогов государ­ство старается устранить или смягчить влия­ние цикла деловой активности (экономиче­ского цикла) на экономику. Экономический цикл складывается из колебаний общего объема производства (ВНП), уровня безра­ботицы и темпов инфляции. Закон о занято­сти 1946 г. возложил ответственность на фе­деральные органы власти за обеспечение полной занятости и стабильности цен, а так­же за содействие экономическому росту.

Когда государство расходует средства и взимает налоги, это прямо или косвенно влияет на распределение ограниченных ре­сурсов общества, а значит, и на способ, ко­торым экономическая система решает воп­росы "что", "как" и "для кого". Когда прави­тельство устанавливает налог непосредствен­но на товар (например, акцизный налог), общий равновесный объем этого товара на рынке уменьшается. При прочих равных ус­ловиях акцизный налог сдвигает кривую предложения вверх и влево, так как продав­цы стараются сохранить общий объем по­ступлений от продажи каждой единицы то­вара. Акцизный налог повышает равновес­ную цену, уменьшает равновесный объем и вбивает налоговый клин между ценой, кото­рую покупатели платят за товар, и суммой, которую получают продавцы за единицу своего продукта. При введении акцизного налога ухудшается положение и покупате­лей, и продавцов. На кого ляжет основное бремя акцизного налога (на покупателей или продавцов), будет зависеть от того, ка­кая кривая (спроса или предложения) ока­жется более чувствительной к изменениям цен. Когда правительство непосредственно субсидирует производство товара, его общий объем возрастает. Когда государство облагает налогом доход работающего населения, оно влияет на общий объем работ, которые от­дельные лица намерены предложить на рынке.

2. Важным теоретическим оправданием вмеша­тельства государства в деятельность рынков яв­ляется несовершенство рынков и то, что они не всегда эффективно распределяют ресурсы. Многие экономисты и политические деятели не согласны с тем, что, вмешиваясь в рынок, государство улучшает его деятельность и рас­пределение ресурсов. Можно выделить шесть основных проявлений несостоятельности рын­ка

Когда экономика развивается цикличе­ски, общий объем производства, занятость, доходы, цены и другие экономические пере­менные изменяются, и не всегда в желательном направлении. С помощью расходов и налогообложения государство может смяг­чить последствия экономического цикла; од­нако если политика государства не до конца продумана и реализована, действия прави­тельства на самом деле могут усугубить их.



Благо является общественным, если, буду­чи потребленным одним лицом, оно доступ­но для потребления другими. Частное благо доступно для потребления только одним че­ловеком. В общем, никто не может быть от­странен от потребления общественного бла­га. Проблема бесплатного пользования бла­гами ("едущего бесплатно") затрудняет част­ным рынкам производство общественных благ в надлежащем объеме. "Едущий бес­платно" не платит за потребление товара, даже если с предоставлением этого товара связаны производственные издержки. Госу­дарство принимает коллективные решения относительно вида и объема производимых общественных благ, а затем бесплатно пре­доставляет их обществу. Принятие коллек­тивных решений может смягчить проблему бесплатного пользования благами.

В фактическом производстве общест­венных благ государственные структуры полагаются на частный сектор, однако они определяют объем и характер рас­пределения этих благ. Хотя нет особых причин, препятствующих тому, чтобы го­сударственные структуры сами произво­дили общественные блага, считается, что они менее эффективны, чем частный сек­тор, так как у них нет стремления сни­жать издержки.

Внешние эффекты имеют место, когда производство или потребление товара ока­зывает побочное воздействие, не отражен­ное в его рыночной цене. Внешние эффекты могут быть положительными (побочные вы­годы) или отрицательными (побочные из­держки). Всякий раз, когда на рынке при­сутствуют внешние эффекты, это нарушает процесс распределения ресурсов и рыночная цена не до конца отражает все выгоды и из­держки производства и потребления товара. Вмешательство государства в деятельность рынка может уменьшить влияние внешних эффектов и улучшить распределение обще­ственных ресурсов.

Отсутствие исчерпывающей информации об экономической деятельности рынка — еще один источник несостоятельности рын­ка. Оно вызвано сложной структурой совре­менных экономических систем и тем, что сбор экономической информации может потребовать больших расходов. Федеральные правительства пытаются уменьшить степень несостоятельности рынка, вызванной недос­татком информации, с помощью своих регу­лирующих служб и улучшить распределение ресурсов, поставляя рынку больший объем информации.

Когда какой-нибудь производитель спо­собен оказывать существенное влияние на рыночную цену своего продукта, говорят, что он обладает некоторой монопольной (рыночной) властью. Когда существуют фир­мы, способные проявить монопольную власть, рынки не в состоянии эффективно распределять ресурсы. В крайних случаях монополист полностью контролирует цену, так как он является единственным продав­цом особого товара или услуги. Государство запрещает неуправляемую монополию и ог­раничивает монопольную власть фирм.

Рыночные системы не претендуют на обеспечение справедливого (равного) рас­пределения доходов, поэтому государство может вмешиваться в их деятельность и влиять на процесс распределения через на­логи и трансферты. При этом изменяется процесс распределения доходов, т.е. решает­ся вопрос "для кого". Когда доход перерас­пределяется среди граждан, положение од­ного человека можно улучшить только в том случае, если ухудшится положение другого. Поэтому возникает вопрос: "Повышается ли общее благосостояние нации от вмешатель­ства государства для перераспределения до­хода?" Общество знает о том, что имеются определенные насущные блага, которые дол­жен потреблять каждый. Насущные блага — это блага, которые, по мнению общества, люди должны потреблять или получать неза­висимо от своих доходов, но нет оснований рассчитывать на то, что государство само бу­дет производить их.



3. Максимизирующие прибыль фирмы и лица, которые хотят стать богаче, принимают реше­ния, отвечающие их собственным интересам. Однако государство к ним не относится, поэтому процесс принятия правительственных ре­шений носит более сложный характер. Соглас­но теории общественного выбора в политиче­ской системе избиратели принимают решение о распределении ресурсов при заданных струк­туре экономической системы и собственных целях. Процесс принятия решения путем об­щественного выбора означает участие в нем избирателей, политиков (законодателей) и чи­новников. Возникает вопрос: приводит ли та­кой политический процесс именно к тому ре­зультату, которого ожидали избиратели?

Политический процесс во многих обще­ствах направлен на то, чтобы примирить различные точки зрения и интересы своих членов. Могут возникнуть проблемы, если этот процесс основан на голосовании и принципе большинства. Парадокс голосова­ния заключается в том, что общество иногда не в состоянии выбрать правильную полити­ку, используя принцип большинства. Пред­почтения избирателей могут измениться, ко­гда для обсуждения предлагаются три аль­тернативы. Смысл парадокса в том, что ре­зультат голосования по принципу большин­ства может зависеть от порядка голосования по предложенным альтернативам.

Сговор характеризует ситуацию, когда группы избирателей, не имеющие большин­ства голосов, договариваются о том, как они будут голосовать по каждому вопросу из об­щего пакета, поэтому их позиция в целом усиливается. Когда имеет место сговор, из­биратели торгуют голосами. Если бы сгово­ров не было, то вполне вероятно, что каж­дый отдельный вопрос не был бы решен, так как никто бы не смог набрать большин­ства голосов; однако наличие коалиции меньшинств избирателей гарантирует реше­ние всех вопросов.

Нет ничего необычного в том, что в де­мократической представительной политиче­ской системе государство идет навстречу желаниям и сконцентрированным интере­сам небольшой группы избирателей за счет основных масс. Это связано с тем, что опре­деленная политика может быть лучше реа­лизована через политически влиятельную группу, в то время как размытый и неорга­низованный электорат не обладает полити­ческой силой. Такие особые, объединившие­ся по интересам группы, которые влияют на принятие правительственных решении, стремятся максимально реализовать собст­венные интересы, поэтому иногда интересы общества становятся для них второстепен­ными.

Государственные расходы в процентах к ВНП возросли за последние 20 лет, однако неясно, будет ли еще расти этот процент или его можно удержать за счет увеличения де­фицита федерального бюджета. Размеры де­фицита резко возросли в начале 80-х гг. после снижения налогов, так как Конгресс и прави­тельство США не сократили при этом уро­вень государственных расходов. В результате расходы превысили доходы, объем займов у общества вырос и увеличился национальный долг. В 1985 г. Конгресс США одобрил зако­нопроект Грэма—Радмена—Холлингза, требо­вавший ежегодных сокращений дефицита и сбалансированного бюджета к 1991 г.

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕРМИНЫ И ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Подберите каждому термину его правильное опре­деление или высказывание о нем


1. ___ Избиратели, не обла­дающие большинством голосов, объединяются и договаривают­ся о том, как они будут голосо­вать по определенному пакету вопросов, в результате чего они выигрывают как группа.

а) Трансферт­ные платежи.

2. ___ Тот, кто бесплатно пользуется товаром или услугой, производство которых требует расходов.

6)Политика стабили-зации (стабилизаци­онный курс).



17. ___ Имеет место, когда рынки неэффективно распреде­ляют ресурсы.

с) Протекцио­низм.



УПРАЖНЕНИЯ

1. В табл. 4-1 отметьте знаком V в соответствую­щем столбце, какой из приведенных видов товара является общественным, частным или насущным благом. Некоторые могут быть отмечены дважды.

Таблица 4-1

Благо

Общественное

Частное

Насущное

1. ВВС США











7. Адекватное питание











3. Предположим, что подкомиссия Сената США должна выбрать из трех вариантов бюджета один и представить его на рассмотрение Сената. В пер­вом бюджете 50% средств затрачивается на оборо­ну, 40% — на социальные программы и 10 % воз­вращается штатам. Во втором бюджете 10% расхо­дуется на оборону, 50% — на социальные програм­мы и 40% возвращается штатам. В третьем бюд­жете на оборону затрачивается 40%, на социаль­ные программы — 10%, а 50% возвращается шта­там. Каждый член подкомиссии ранжирует эти бюджеты в порядке их предпочтительности так, как это представлено в табл. 4-2.
Таблица 4-2

Сенатор

Бюджет 1

Бюджет 2

Бюджет 3

А

3

1

2


С

1

2

3


Используя критерий голосования по принци­пу большинства, ответьте на следующие вопросы:

а) При сравнении бюджетов 1 и 2 большин­ство ставит по рангу бюджет ______ выше бюд­жета

б) При сравнении бюджетов 1 и 3 большин­ство ставит по рангу бюджет ______ выше бюд­жета ________.

В) ) Из ответов "а” и “б” пункта 3 следует, что бюджету_______ отдается предпочтение перед бюджетом ________.

г) При сравнении бюджетов 2 и 3 большин­ство ставит по рангу бюджет — выше бюджета

е) Если бы каждый сенатор мог голосовать только за свой наиболее предпочитаемый вариант бюджета, то голосование в результате _______.
ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ

1. Внешние эффекты могут быть __________или ___________, так как на общество могут воздействовать некоторые побочные выгоды или издержки потребления.

2. Если имеет место внешний эффект, то на рын­ке существует _______ распределение ресурсов и это (отражено/не отражено) ________ в ры­ночной цене товара.

3. Выплаты по программам вэлфер и социального обеспечения являются примерами _________ платежей, так как за эти выплаты не предоставля­ются товары или услуги.

4. Основной источник доходов федерального пра­вительства __________; основная категория расходов федерального правительства — расходы на ___________.
5. Вмешательство государства в рыночный меха­низм содействует сведению до минимума или уст­ранению _________ ресурсов, возникающего в результате несостоятельности рынка, и обеспечения при этом _________ блага и _______ дохода.

6. Исключение кого-нибудь из потребления ча­стных благ (возможно/невозможно) ________, но это (возможно/невозможно) ______ при потреблении общественных благ.

7. Парадокс голосования означает, что согласо­ванное ранжирование (возможно/невозможно) _ ______ с использованием принципа голосования _____.
8. Здоровье, образование, пища и кров являются примерами (общественного/насущного) ______блага, так как, по мнению общества, каждый гра­жданин должен получать их независимо от уровня своих доходов.
9. Когда государство вмешивается в деятель­ность рынка и проводит политику перераспределе­ния ресурсов, это является признаком того, что _______ не в состоянии осуществлять распреде­лительную функцию; тремя основными причинами такой несостоятельности являются _______ , __________ и ______.

10. Пытаясь стабилизировать экономику, феде­ральное правительство может (повысить/снизить) ___________ налоги в период экономического

спада и (повысить/снизить) —— прирост денеж­ной массы в периоды инфляции; правовая ответст­венность за обеспечение максимальной занятости, производства и стабильности цен была возложена на федеральные органы власти от 1946 г.
ВОПРОСЫ С ОТВЕТАМИ "ДА-НЕТ"

1. ___ Когда федеральное правительство осуще­ствляет контроль за распределением ресурсов, это обеспечивает предоставление общественных благ.

2. ___ В конкурентной рыночной системе нет места внешним эффектам.

3. ___ Если бы при производстве товаров не было внешних эффектов, то кривая предложения товара отражала бы истинную стоимость продук­ции.

4. ___ Неверная или неполная информация и власть монополий могут быть источниками несо­стоятельности рынка.

5. ___ Если побочная выгода носит положи­тельный характер, то общество выигрывает от ча­стного потребления товара.

6. ___ Правильным стабилизационным курсом для правительства в периоды резкого повышения цен и при полной занятости было бы повышение налогов и сокращение государственных расходов.

7. ___ Если бы издержки от внешних эффектов были включены в стоимость производства товара, то кривая спроса для этого товара была бы сдвину­та вверх и вправо.

8. ___ От того, что оказывается более чувстви­тельным к колебаниям цен — спрос или предло­жение, зависит, кто в итоге несет основное бремя акцизного налога.

9. ___ Федеральные налоги на собственность составляют почти 10% государственных доходов.

10. ___ Парадокс голосования является пробле­мой, так как он означает, что общество не может произвести согласованные выборы с учетом всех обстоятельств, применяя голосование по принципу большинства.

11. ___ Когда государство устанавливает налог, скажем на доход от труда, оно тем самым вбивает налоговый клин между размером зарплаты, выпла­чиваемой работодателем, и доходом, получаемым рабочим.

12. ___ С учетом всех уровней государственных структур размер государственных налоговых посту­плений составляет чуть больше одной трети ВНП.
АЛЬТЕРНАТИВНЬЕ ВОПРОСЫ

(выберите правильный ответ)
1. Внешний эффект в общем можно определить как:

а) стоимость продукции, связанная с исполь­зованием земли, капитала и труда;

б) несовершенство рынка, которое происхо­дит от неверной оценки побочных последствий;

в) событие, которое происходит из-за того, что общество предпочитает продукт, отличный от продукта свободного рынка;

г) выгода, возникающая за счет того, что ры­нок не обладает полной информацией о продукте.

2. Какое из следующих утверждений неверно:

а) если цены уравновешивают свободный ры­нок, то не может быть несостоятельности рынка;

б) основным распределительным механизмом рынка является цена;

в) монополии приводят к несостоятельности рынка в связи с недопроизводством товаров;

г) при несостоятельности рынка оправданна некоторая форма регулирования его деятельности, так как при этом улучшение положения одних может происходить не за счет ухудшения положе­ния других.

3. На свободном рынке для товаров с положи­тельными внешними эффектами:

а) возможна их недооценка;

б) возможно их перепроизводство;

в) они могут обладать также некоторыми от­рицательными внешними эффектами;

г) возможно их недопроизводство.

4. Самая крупная доля расходов органов власти штата приходится на:

а) образование;

б) полицию;

в) здравоохранение и больницы;

г) дороги.

5. Местные органы власти получают большую часть своих доходов от"

а) налогов на прибыли корпораций;

б) налогов на прирост капитала;

в) акцизных налогов;

г) ничего из предыдущего.

6. Все нижеследующее может быть отнесено к общественным благам, кроме:

а) ВМС США;

6) одежды, переданной Армии спасения;

в) защиты полиции;

г) чистых рек и озер.



Глава 4 Н Меркулов А.С.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница