Тема Функции государства




Скачать 166.21 Kb.
Дата09.05.2016
Размер166.21 Kb.

Теория государства и права. Тема 5. Функции государства















Тема 5. Функции государства


    1. Понятие функций государства. Взаимосвязь функций государства и сущности государства.

    2. Классификация функций государства

    3. Формы осуществления функций государства

    4. Обеспечение функций государства и методы их осуществления



    1. Понятие функций государства. Взаимосвязь функций государства и сущности государства

Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражается сущность и социальное назначение государства. Функции государства носят комплексный характер. В них выражается деятельность государства по решению наиболее важных задач внутренней и внешней политики.

  1. Функции государства определяются его сущностью.

Сущность государства можно характеризовать как власть, управление обществом, так и осуществление интересов господствующего класса или элиты. В последнем случае неизбежно навязывание обществу своих ценностей, идей, целей. Наряду с классовыми государство стало выполнять и общесоциальные функции, выражающие интересы различных слоев населения. Например, строительство ирригационных сооружений, развитие образования, здравоохранения, борьба с преступностью.

Встает вопрос: в какой мере и какими средствами государство может и должно вторгаться в жизнь всего общества и отдельного гражданина? Если в общих чертах рассмотреть теории о взаимодействии государства и общества, то можно выделить три теории.

Теория полного контроля государства над всеми сферами жизни общества, включая личную жизнь. Пример реализации этой теории мы видим в 1930— 1950-е гг. в СССР.

Теория полного невмешательства государства в жизнь общества. Государство — «ночной сторож». Государство осуществляет регулирование только в экстренных случаях, когда необходимо.

Теория социального государства, где государство реализует политику целевой и индивидуальной помощи нуждающимся гражданам своей страны. Не поощряет иждивенчество, а помогает в случае необходимости. Обязательной функцией деятельности социального государства является предоставление всех условий для полного всестороннего развития личности.

В соответствии с теорией, господствующей в данном государстве, оно осуществляет свою политику определенными средствами и имеет определенные функции.

Итак, каким бы ни было государство, в любой исторический период мы можем проследить взаимосвязь роли и назначения государства в обществе с его функциями.

  1. Содержание конкретной функции государства складывается из сходных разновидностей государственной деятельности. Так, многообразные действия государства по урегулированию экономических отношений составляют содержание экономической функции. При этом важно, чтобы государственная деятельность в определенном направлении была стабильной системой.

  2. Функции государства возникают и развиваются в соответствии с его историческими задачами. В функциях государств различных исторических типов проявляются особенности социально-экономического, политического, духовного развития общества.

  3. Функции государства следует отличать от функций отдельных его органов. Функции государства охватывают его деятельность в целом, тогда как функции государственных органов представляют собой реализацию прав и обязанностей в соответствии с их местом и назначением в механизме государства.

  4. Функции государства нельзя отождествлять с его задачами. Эти явления тесно взаимосвязаны, но не совпадают. Задачи государства непосредственно влияют на содержание и развитие функций государства. В то же время функции государства являются средством выполнения его задач. Задачи государства реализуются в результате осуществления его функций.

  5. Функции государства нельзя путать с формами их осуществления. Под ними понимается деятельность основных звеньев механизма государства, посредством которой реализуются его функции. К формам осуществления функций государства относят правотворчество, исполнительную или правоохранительную деятельность.




    1. Классификация функций государства

Функции современного государства могут быть классифицированы по различным основаниям. Правовые основы всех функций российского государства базируются на Конституции Российской Федерации.

По продолжительности действия выделяют постоянные и временные функции. Постоянными являются те функции государства, которые оно выполняет на всех этапах своего существования, то есть это цели и задачи государственной власти. Временные же возникают в связи с необходимостью решения определенной задачи, носящей, как правило, чрезвычайный характер. Также временными функциями считают отдельные небольшие задачи, конкретизирующие постоянные функции. Примером может служить приведение в нормальное состояние жизни района, региона страны (ремонт дорог после чрезвычайного происшествия, постройка жилья после наводнения)

По значимости различаются основные и неосновные функции. Основные функции — это наиболее важные направления деятельности государства по решению стратегических задач, возникающих в определенный исторический период, В них в первую очередь проявляется сущность и социальное назначение государства. Неосновные функции представляют собой направление деятельности государства в конкретной сфере общественной жизни. Неосновные функции группируются по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения, включаясь в содержание основных функций.

Осуществление основных функций государства по своему содержанию есть непрерывный процесс реализации многочисленных неосновных государственных функций и функций отдельных государственных органов.

В зависимости от сферы государственной деятельности существует деление функций на внутренние и внешние. Функции государства — это многогранное понятие, складывающееся из различных аспектов государственной деятельности. Следует отметить, что деление функций государства на внутренние и внешние условно, так как многие направления его деятельности затрагивают и внешнюю, и внутреннюю политику. Например, государство влияет на развитие экономики внутри страны и осуществляет экономическое взаимодействие с другими государствами.

Внутренние функции — основные направления деятельности государства внутри страны. Хотелось бы отметить, что на разных этапах развития государства важнейшее и главенствующее значение приобретают разные функции.

Политическая функция — это направление деятельности государства, в котором выражается воля социальных сил, стоящих у власти. Содержанием этой функции может являться обеспечение государственной и общественной безопасности, достижение национального согласия, подавление сопротивления зависимых классов, охрана суверенитета и др.

Охрана прав и свобод человека и гражданина, соблюдение законности и правопорядка — одна из важнейших функций современных государств. В ст. 2 Конституции Российской Федерации провозглашено: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». В ст. 55, 56 Конституции предусматриваются отдельные ограничения прав и свобод человека и гражданина, но обязательно такое ограничение должно иметь целью обеспечение безопасности граждан и защиту конституционного строя.

Содержанием экономической функции в период перехода российского общества от плановой экономики к рыночному хозяйству является участие государства в формировании приватизационной и налоговой политики, в создании правовой основы рыночной экономики, в усилении гарантий обеспечения равного партнерства между гражданином и государством. Государство обеспечивает, гарантирует экономическую свободу человека. Отражение экономической функции можно проследить в ст. 8 Конституции Российской Федерации: «В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»; в ст. 34 Конституция не допускает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

Функция налогообложения и взимания налогов тесно связана с экономической функцией. Ее содержание составляют формирование и пополнение казны, всего государственного бюджета. В Конституции Российской Федерации (ст. 57) прописана обязанность каждого «платить законно установленные налоги и сборы». Более подробно регулируют выполнение этой функции такие базовые нормативные акты, как Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) и др. Контроль за исполнением данных законов возложен на Министерство финансов Российской Федерации и Федеральную налоговую службу. Эти органы проверяют правильность заполнения деклараций о доходах и исчисления налогов, своевременность их уплаты. От эффективности налоговой системы во многом зависит рост производства.

Функция социальной защиты — это направления деятельности государства по обеспечению экономических, духовных и морально-психологических условий для свободного развития человека. Из ст. 7 Конституции Российской Федерации вытекает, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается материальное вознаграждение труда, осуществляется поддержка семьи, обеспечивается минимальный размер оплаты труда, развивается система социальной защиты и т.д. В Конституции содержится ряд статей, раскрывающих социальную функцию государства.

Содержание экологической функции состоит в государственном управлении и координации деятельности в сфере охраны окружающей среды, в контроле и регулировании процессов, направленных на оздоровление и улучшение качества окружающей среды в стране и мире. Постепенно экологическая функция приобретает международное значение.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 36 ограничивает владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, если это наносит ущерб окружающей среде, а ст. 42 устанавливает право каждого не только на благоприятную окружающую среду, но и на достоверную информацию о ее состоянии.

Правовой основой функции развития культуры, науки и образования являются нормы ст. 44, 72 Конституции Российской Федерации, на основе которых принимаются конкретные федеральные законы и законы субъектов РФ. Содержанием этой функции является государственная поддержка развития науки, приоритетного развития фундаментальных теоретических исследований и современных технологий, творческой деятельности научных коллективов.

Идеологическая функция состоит в поддержке определенной, в том числе религиозной, идеологии, и целенаправленном информационном воздействии на общество путем использования средств массовой информации.


Функции государства



политическая

идеологическая

развитие культуры, науки, образования

экологическая

социальная защита

мировое сотрудничество

взаимопомощь

оборона страны

поддержание мирового порядка

дипломатическая

налогообложение

экономическая

правоохранительная

внутренние

внешние

По сфере действия

охранительные

регулятивные

По направленности государственного воздействия

неосновные

основные

По значимости

временные

постоянные

По продолжительности воздействия



Внешние функции — основные направления деятельности государства, проявляющиеся во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями. В основном внешние функции направлены на представление и защиту интересов государства, поэтому их необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с внутренними функциями государства.

Дипломатическая функция включает в себя сотрудничество с другими государствами. Выделяют функцию сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ. Россия укрепляет содружество со странами СНГ по линии формирования экономического союза, общего рынка СНГ, системы коллективной безопасности, совместной охраны границ. К этой функции относятся вопросы соблюдения международных признанных стандартов в области прав человека и национальных меньшинств, гражданства и защиты переселенцев, создания единого информационного пространства.

Россия осуществляет сотрудничество с другими странами мирового сообщества в решении глобальных проблем. Это проблемы безопасности планеты, освоения космоса, охраны флоры и фауны, борьбы с эпидемиями и опасными болезнями, ликвидации последствий крупных производственных аварий и катастроф.

Функция мирового сотрудничества находит законодательное закрепление в международных документах и соответственно во внутренних законодательных актах государств. Например, в Конституции Российской Федерации есть ряд статей, из которых видно, что общепризнанные принципы и нормы международного права могут иметь решающее значение (п. 4, ст. 15, 63 и 69).

Функция поддержания мирового порядка. Задача этой функции — недопущение новой глобальной войны, укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, военно-техническое сотрудничество с другими странами по предотвращению вооруженных конфликтов.

Функция обороны страны включает в себя развитие оборонной промышленности, определение порядка покупки и продажи оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества для создания и поддержания вооруженных сил, деятельность контрразведки, пограничных войск и др.

Функция взаимопомощи — достаточно новая, но очень актуальная функция. Такую функцию возможно проследить в деятельности международных организаций: например, деятельность Международной федерации обществ Красного Креста и Красного Полумесяца (знакомой всем как Красный Крест) и др.

При более подробном изучении можно выделить новые функции, но наша цель — провести общую классификацию функций государства при делении их на внутренние и внешние. Деление функций на внутренние и внешние условно, хотя такое деление присутствует в большей части учебной литературы.

Внутренние и внешние функции государства связаны. Например, нельзя сказать, что экономическая функция только внутренняя, так как государство не только провозглашает рыночные отношения внутри страны, но и закладывает такой принцип и во взаимоотношениях с другими странами, на международной арене. То же мы можем сказать и о внешних функциях. Например, дипломатическая функция, безусловно, является внешней функцией государства. Но в то же время государство взаимодействует с другими государствами для поднятия экономики и благосостояния своей страны. Это способствует успешному осуществлению внутренней экономической функции государства.

Еще одна классификация содержит деление функций в зависимости от характера воздействия государства на общественные отношения. Все функции государства подразделяют на охранительные и регулятивные.

Охранительные функции направлены на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений. К ним относятся:

  • охрана прав и свобод человека и гражданина;

  • экологическая функция;

  • защита государства от внешней угрозы и др.

Регулятивные функции содержат в себе развитие уже существующих общественных отношений. К ним относятся следующие функции:

  • экономическая функция;

  • функция взаимодействия с другими государствами;

  • культурная функция и др.

Некоторые функции можно отнести к двум группам: например, социальная функция — она и охранительная, и регулятивная.


    1. Формы осуществления функций государства


организационно-хозяйственные


организационно-идеологические


организационно-регламентирующие


контрольно-надзорная


судебная


исполнительная


законодательная


организационные


правовые


Формы осуществления функций государства



Говоря о функциях государства необходимо остановиться на формах осуществления (виды деятельности государственных органов) этих функций. Под понятием формы осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства по реализации его функций. Существует две группы форм — правовые и организационные (внеправовые).

Правовые формы осуществления функций государства — это деятельность государственных органов, связанная с изданием и применением юридических актов. Правовые формы осуществления государственных функций основываются на существовании трех ветвей власти.

Основными правовыми формами осуществления функций государства являются: законодательная, исполнительная, судебная и контрольно-надзорная.

Законодательная деятельность заключается в издании представительными законодательными органами законов. Эти законы обязательны для исполнения всеми государственными органами, общественными объединениями, органами местного самоуправления, должностными лицами и гражданами.

По Конституции Российской Федерации правом издавать федеральные законы наделено Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации.

Исполнительная деятельность — это повседневная реализация органами исполнительной власти функций государства в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта, связи, охраны общественного порядка и обороны страны и т.д.

Судебная деятельность — это осуществление правосудия всеми звеньями судебной системы.

Контрольно-надзорная деятельность — это выполнение функций государства посредством действия всех разновидностей государственного надзора за соблюдением законности.

Организационные формы осуществления функций государства — деятельность государства, не влекущая за собой юридических последствий. Организационные формы осуществления функций государства включают в себя:

  • организационно-регламентирующие (обеспечение работы государственных органов, подготовка законопроектов, организация выборов);

  • организационно-хозяйственные (статистика, бухгалтерский учет, снабжение);

  • организационно-идеологические (формирование общественного мнения).




    1. Обеспечение функций государства и методы их осуществления

Обеспечивает выполнение функций в государстве система государственных органов. Она составляет аппарат государства.

Для образования государственного органа необходимо издать специальный нормативно-правовой акт. Обычно система государственных органов устанавливается конституцией.

Государственные органы занимаются разными видами деятельности. Для характеристики деятельности государственного органа используется понятие компетенции. Компетенцияэто круг и объем полномочий и обязанностей государственного органа.

Различают представительные законодательные органы, которые принимают законы (парламент, верховный совет, федеральное собрание, конгресс и т.д.); органы исполнительной власти (правительство, министерства и ведомства); судебные органы, которые разрешают различные имущественные и иные споры, контролируют исполнение законов.

Слой людей, которые обеспечивают выполнение функций государства, не участвует в материальном производстве. Это люди, которые профессионально занимаются управлением общественными делами. Их называют бюрократией, чиновниками, управленцами, менеджерами.

Деятельность государственного аппарата должна осуществляться на основе принципов законности: строгом, точном и неукоснительном соблюдении законов.

Методы осуществления функций делятся на правовые и неправовые (организационные).

К правовым методам относятся: правотворческий (разработка и принятие законов и других нормативных актов); правоприменительный (государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации норм права); правоохранительный (деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности).

К неправовым методам относятся: экономические (дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.); политические (согласование позиций различных политических течений, международные переговоры и пр.); идеологические (обращение к населению, призывы и т.п.); собственно организационные (планирование, программирование, контроль).


Источники:

  1. М.В. Гриценко Теория государства и права : учебник для студ. учреждений сред. Проф. Образования / М.В.Гриценко, Н.И. Летушева. – 7-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 224 с.

  2. Певцова Е.А. Теория государства и права. Учебно-практическое пособие к курсу «Теория государства и права» для студентов колледжей / Е.А.Певцова, А.Г.Важенин. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 523 с.

  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. — М.: Омега-Л, 2012. – 608 с.



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница