Тема Финансовый менеджмент в системе управления банком




Скачать 112.13 Kb.
Дата05.05.2016
Размер112.13 Kb.


М ЕЖДУНАРОДНЫЙ БАНКОВСКИЙ ИНСТИТУТ

INTERNATIONAL BANKING INSTITUTE

Тема 1. Финансовый менеджмент в системе управления банком


Цель – ознакомить студентов с основами организации банковского финансового менеджмента.

Задачи:

  • раскрыть содержание банковского менеджмента;

  • показать роль финансового менеджмента в системе управления банком;

  • дать представление о структуре банковского финансового менеджмента;

  • раскрыть сущность процесса управления финансовыми ресурсами банка.

 

Оглавление


Тема 1. Финансовый менеджмент в системе управления банком 1

Оглавление 1

1.1. Понятие и особенности менеджмента банка 1

1.2. Структура банковского менеджмента 3

1.3. Сущность финансового менеджмента банка 4

Выводы 6


Вопросы для самопроверки 6

Библиография 6





1.1. Понятие и особенности менеджмента банка


Банковский менеджмент – управление отношениями, связанными с формированием и использованием финансовых ресурсов банка.

Специфика банка заключается в том, что он выступает посредником в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Банки как субъекты финансового риска имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.



  1. Для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные на этой основе средства размещают в обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими.

  2. Банки принимают на себя безусловные обязательства с фиксированной суммой долга, которые несут в себе наибольший риск, поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры (инвестиционная компания все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров).

Основные функции менеджмента – анализ, планирование, регулирование и контроль.

Реализация этих функций в процессе управления финансами, персоналом и маркетинговой деятельностью составляет сущность банковского менеджмента.



Анализ

  • Предполагает оценку деятельности банка в целом и по отдельным направлениям на основе сравнения фактических результатов с прогнозными, результатами прошлых периодов и результатами других банков.

  • Позволяет выявить положительные и отрицательные тенденции в развитии банка, неиспользованные резервы и недостатки в деятельности:

    • ретроспективный (основанный на данных предыдущих периодов) и текущий анализ (использующий данные настоящего времени);

    • количественный и качественный анализ.

Планирование

  • Представляет собой процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе их систематической подготовки.

  • Включает мониторинг и анализ результатов выполнения ранее принятых планов, оценку постоянно меняющейся рыночной ситуации, изучение потребностей реальных и потенциальных клиентов банка и стратегических задач, которые ставят акционеры.

  • Предполагает систематическую подготовку решений, связанных с будущим банка.

  • Решает задачу определения целей развития банка и путей их достижения на различных уровнях детализации и временных отрезках деятельности.

Различают стратегическое и текущее планирование (бизнес-планирование).

Регулирование

  • Имеет определенные особенности, связанные с наличием системы внешнего регулирования банковской деятельности как наиболее рискованной и зависящей от внешних факторов.

  • Основной целью внешнего банковского регулирования является защита интересов кредиторов и вкладчиков и предотвращение развития системного банковского кризиса.

  • Внутрибанковское регулирование направлено на корректировку целей банка и методов их реализации, исходя из реально складывающейся ситуации (совершенствование организационной структуры банка, изменение лимитов вложений, корректировка резервов, пересмотр ценовой политики и др.).

Контроль

  • Подразумевает систему организационных и координационных мер, принятых банком для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективности работы.

  • Предполагает проведение проверок и измерений с целью минимизировать потери, возникающие в результате ошибок и нарушений внутренних регламентов, а также их несовершенства и несоответствия изменившимся условиям.

Когда менеджмент банков осуществляется некачественно, он часто является причиной банковских кризисов. В этом случае используется понятие «мисменеджмент», который отличается как ненамеренными ошибками, так и умышленными и противозаконными действиями персонала банка.

Подразделяется на 4 группы, характеризующие поэтапное углубление кризиса банка.



  1. Технический

  • банк молодой, проводит агрессивную политику, к тому же с относительно неопытным руководством;

  • банк меняет владельцев и руководство, что вызывает изменение его политики;

  • банк, управляемый ранее успешно, по ряду причин оказывается неспособным предвидеть конъюнктурные изменения рынка и сориентироваться в ухудшившейся ситуации и предпринять оздоровительные меры.

  1. Косметический – банк укрывает прошлые и настоящие потери с тем, чтобы сохранить к себе доверие, выиграть время и найти выход из неблагоприятной ситуации. Цель – создать впечатление о нормальном положении дел путем отражения в отчетности на неизменном уровне ряда ключевых показателей (дивиденды) за счет манипуляции с другими показателями отчета.

  2. Авантюрный (кризисное управление) – комплекс операций, позволяющих банку на короткое время сконцентрировать ресурсы, выиграть время и выправить положение: согласованная с клиентом покупка депозитов по пониженным ставкам, взимание с заемщиков повышенных процентов, отсрочка возврата средств вкладчикам, резкое расширение спекулятивных операций.

  3. Мошенничество – завершающая стадия кризиса банка, когда с помощью ряда приемов (кредитование фиктивных фирм, переброска средств в родственные фирмы) средства изымаются из банка и вместо удовлетворения претензий вкладчиков идут на цели обогащения мошенников.

1.2. Структура банковского менеджмента


В банковском менеджменте можно выделить основные разделы:

  1. Финансовый менеджмент.

  2. Стратегический менеджмент.

  3. Управление персоналом.

  4. Маркетинг-менеджмент.

Финансовый менеджмент составляет основу управленческой деятельности банка и базируется на системе финансово-экономических показателей, расчет и выполнение которых позволяет банку добиться желаемых результатов: в краткосрочной перспективе – максимизации прибыли, а в долгосрочной – максимизации стоимости капитала банка.

Стратегический менеджмент – процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала с возможностями и угрозами внешнего окружения. Стратегия рассматривается как связующее звеном между целями банка и линией поведения, выбранной для достижения этих целей.

Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на 3 важнейших вопроса:



  1. В каком положении банк находится в настоящее время?

  2. В каком положении он хотел бы находиться через 3, 5, 10 лет?

  3. Каким образом достичь желаемого положения?

В основе стратегического менеджмента лежат стратегические решения:

  • ориентированы на будущее и закладывают основу для принятия оперативных управленческих решений;

  • сопряжены со значительной неопределенностью, так как учитывают неконтролируемые внешние факторы, воздействующие на фирму;

  • связаны с вовлечением значительных ресурсов и могут иметь серьезные долгосрочные последствия для фирмы.

К числу стратегических решений относятся:

  • внедрение новых продуктов и технологий;

  • изменение организационно-правовой формы, структуры управления, взаимодействия с клиентами;

  • выход на новые рынки;

  • реорганизация в форме слияния или присоединения.

Типы стратегий:

  1. Корпоративная – описывает общее направление роста фирмы. Показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров и услуг. Включает:

  • распределение ресурсов между подразделениями;

  • решения о диверсификации;

  • изменение структуры корпорации;

  • единую стратегическую ориентацию подразделений.

  1. Бизнес-стратегия – стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ отдельного подразделения. Часто воплощается в бизнес планах и показывает, как фирма будет конкурировать на конкретном сегменте рынка.

  2. Функциональные стратегии – разрабатываются функциональными отделами фирмы на основе корпоративной и деловой стратегии. Это стратегии маркетинга, финансовая, производственная и т. д.

Управление персоналом представляет собой деятельность по реализации такого немаловажного фактора, как человеческий потенциал, связанный с поддержанием и повышением эффективности деятельности сотрудников банка. 

Маркетинг-менеджмент предусматривает ориентацию на внешнюю среду, поскольку деятельность банка будет эффективной только тогда, когда его услуги и продукты будут востребованы со стороны клиентов. Основой подобной деятельности являются маркетинговые разработки менеджеров банка. Банковский маркетинг – это особая концепция управления деятельностью банка, основанная на активном взаимодействии с клиентами, и направленная на максимальное удовлетворение их потребностей и формирование особого климата доверия вокруг банка. Современный банковский маркетинг предполагает не просто постоянное изменение продуктового ряда банка и использование перспективных технологий обслуживания, а построение особых взаимовыгодных отношений банка с клиентами.

Комплекс маркетинга представляет собой совокупность определенных практических мероприятий, с помощью которых банк формирует свою рыночную позицию и гибко адаптируется к постоянным рыночным изменениям. Его разработка и постоянная модификация выступает неотъемлемым условием обеспечения успеха банка на современном высококонкурентном рынке. Комплекс может создаваться как для отдельных продуктов и услуг, так и для отдельных сегментов банковского рынка.


1.3. Сущность финансового менеджмента банка


Основные элементы финансового менеджмента:

  1. Управление активами и пассивами.

  2. Управление ликвидностью.

  3. Управление ресурсами.

  4. Управление кредитным портфелем.

  5. Организация внутреннего контроля.

Структура финансового менеджмента в коммерческом банке на основе управления его устойчивостью представлена на рис. 1.1.

 

Рис. 1.1. Финансовый менеджмент банка на основе управления устойчивостью

Любая система управления состоит из двух подсистем – объекта и субъекта.

Объект – денежные средства, находящиеся в деловом обороте банка с помощью финансовых операций.

Субъект – руководство банка, осуществляющее целенаправленное функционирование объекта посредством различных форм управленческого воздействия.

Финансовый менеджмент трансформирует денежные средства клиентов банка в финансовые операции и за счет этого создает добавленную стоимость, обеспечивая приращение капитала банка.

Процесс управления финансовыми операциями отражается на устойчивости банка. На схеме выделено 5 блоков устойчивости с 12 подблоками, являющимися функциями по управлению каждого из видов устойчивости.



Финансовая устойчивость банка

  1. Программирование банка на основе финансово-экономических нормативов деятельности (внешних и внутренних).

  2. Мониторинг деятельности банка, идентификация традиционных банковских рисков.

  3. Текущая оценка экономических выгод и операционно-стоимостный анализ банка.

Организационная устойчивость банка

  1. Планирование деятельности банка: маркетинговая стратегия и бизнес-планирование подразделений банка.

  2. Организационное построение банка.

  3. Управление человеческим капиталом: мотивация, материальное стимулирование, раскрытие инновационного потенциала.

Функциональная устойчивость банка

  1. Специализация банка.

  2. Универсализация банка.

Коммерческая устойчивость банка

  1. Продуктовая политика банка и функционально-технологическая поддержка продуктового ряда банка.

  2. Финансовый менеджмент клиентуры банка и его развитие в инновационное направление деятельности банка на основе потребностей клиентов (рынка).

Капитальная устойчивость банка

  1. Кредитно-инвестиционная политика банка.

  2. Эмиссионно-фондовая политика банка.

Выводы


Специфика банковского менеджмента определяется специфическими особенностями функционирования банка, которые заключаются в значительном преобладании заемных ресурсов, двойном обмене обязательствами и социально-экономической значимости банков как особых финансовых посредников.

Финансовый менеджмент банка является наиболее значимым элементом банковского менеджмента.

Целями финансового менеджмента являются обеспечение необходимого размера прибыли при выбранном уровне риска и максимизация рыночной стоимости капитала банка.

Основной задачей финансового менеджмента банка является обеспечение финансовой, организационной, коммерческой, функциональной и капитальной устойчивости в долгосрочной перспективе.


Вопросы для самопроверки


  1. Какое место занимает финансовый менеджмент в структуре банковского менеджмента?

  2. Чем характеризуются 4 стадии мисменеджмента?

  3. Что входит в состав финансового менеджмента банка?

  4. Каким образом банк может повлиять на устойчивость?

Библиография


  1. Синки Дж. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 1018 с.

  2. Управление деятельностью коммерческого банка (банковский менеджмент) / Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Юристъ, 2003. – 688 с.

  3. Ковалев П.П. Банковский риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2009. – 304 с.

  4. Тимоти У. Кох. Управление банком / Пер. с англ. – Уфа: Спектр, 1993.

  5. Масленченков Ю.С. Финансовый менеджмент банка: Учеб. пос. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 399 с.

  6. Ларионова И.В. Управление активами и пассивами в коммерческом банке. – М.: Консалтбанкир, 2003. – 272 с.








База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница