Тема Эволюция и методология логистики Вопросы темы: Многозначность термина




Скачать 274.96 Kb.
Дата26.04.2016
Размер274.96 Kb.
Тема 1. Эволюция и методология логистики

Вопросы темы:

1. Многозначность термина «логистика»

2. Исторические этапы развития экономической логистики

3. Смена парадигм в логистике

4. История развития логистики в России

5. Тенденции и перспективы развития логистики и управления цепями поставок

6. Управление знаниями в области логистики и SCM

7. Методология и научная база логистики



Вопрос 1. Многозначность термина «логистика»

Таблица 1. Значения термина «логистика»


Когда

Где

Значение

V в. до нашей эры

Древняя Греция

«счетное искусство» или искусство вычислений и геометрических измерений, которое противопоставляли «теоретической» математике.

I в. нашей эры

Римская империя

распределение продуктов питания среди многочисленных провинций империи

IX век

Византия

Военная логистика - искусство снабжения армии и управления ее перемещением

XVII век

Германия

Математическая логика

1920-30 гг.

США

Экономическая логистика - практика управления материальными и сопутствующими им потоками в процессе товародвижения

Исторически термин «логистика» (от греч. logistike) появился еще в V в. до н.э. в Древней Греции, где он означал «счетное искусство» или искусство вычислений и геометрических измерений, которое противопоставляли «теоретической» математике. В Древних Афинах была специальная должность – «логист», или чиновник общественного самоуправления, в обязанность которого входила проверка отчетов других чиновников, срок полномочий которых истекал.

В Римской империи также существовали служители – логисты, но их функцией было распределение продуктов питания среди многочисленных провинций империи.



В IX веке в Византии логистикой стали называть искусство снабжения армии и управления ее перемещением. В армии Византийской империи существовала специальная должность - "логистас".

В этом смысле, как практическое искусство управления войсками и теория управления и планирования перемещения и материально-технического снабжения войск, логистика стала развиваться и далее. Еще в 1670 году в структуре штаба французской армии имелась должность «старшего маршала по логистике», в обязанности которого входили снабжение, транспортировка, выбор лагеря и корректировка совершения марша.

Толчком к развитию военной логистики как науки стали фундаментальные работы известного военного теоретика XIX века французского генерала барона Antoine Henri Jomini, который прославился не только как ученый, но и как практик-логист, безупречно планировавший потребности и распределение боеприпасов, продуктов питания, а также квартирного обеспечения военнослужащих армии Наполеона.

С ростом численности армий, усложнения их перемещения и снабжения росло и значение военной логистики. Наиболее активно теория военной логистики стала развиваться в США и СССР.

Термин «логистика» применялся и в исследованиях по математической логике в работах немецких математиков XVII-XVIII веков. Ввел его в употребление в данном значении известный математик Лейбниц. Официально термин «логистика» был закреплен за математической логикой в 1904 г. на философском конгрессе в Женеве.

Успешное применение логистических методов при снабжении армий во время первой мировой войны привело к тому, что в период экономического кризиса 1930-х годов аналогичные идеи были реализованы и в хозяйственной практике стран с рыночной экономикой. Так появилась экономическая логистика. Первоначально как практика ведения бизнеса, а затем, в конце 1950-х годов, уже и как экономическая наука.

Несмотря на определенные различия, которые вкладывались в понятие в каждом из названных направлений, все они выделяют общий и в совокупности специфичный признак: согласованность, рациональность, точный расчет, «разумная организация».

Итак, под экономической логистикой понимается теория и практика управления материальными и сопутствующими им потоками в процессе товародвижения.

Ниже под логистикой будет пониматься только логистика как экономическая наука.

Вопрос 2. Исторические этапы развития экономической логистики
Логистика как практика ведения бизнеса начала формироваться в начале двадцатого столетия в США, а затем и в Западной Европе.

Период «фрагментаризации» (1920-1960 гг.)

Транспорт и материально-техническое обеспечение рассматривались как две не связанные одна с другой сферы деятельности. Однако быстрое развитие нерельсового транспорта, в первую очередь автомобильного, привело к тому, что на фирмах больше внимания стали уделять оптимизации перевозок. Главной задачей логистики в этот период был выбор вариантов транспортного обслуживания и различных дополнительных услуг. В этот период произошло формирование предпосылок становления логистической концепции.



Период становления 1980 г.

Этот этап принято называть также периодом классической логистики. Акцент ставился на внутрифирменные функции логистики, причем производственная деятельность существенно не затрагивалась. Главной задачей логистики на этом этапе была оптимизация отдельных логистических операций фирмы с целью минимизации общих затрат на материальное распределение.

- становление теории и практики логистики;

- логистика как составная часть маркетинга;

- логистическая интеграция транспортно-складского комплекса;

- использование логистического подхода для управления материальными потоками в сфере обращения.

Упаковывание

Закупки


Планирование потребности в материалах

Производственное планирование

Управление запасами на производстве

Складирование

Грузопереработка

 Прогнозирование спроса

Управление запасами и дистрибьюцией

Планирование распределения

Обработка заказов

Транспортировка

Обслуживание клиентов

1960-е годы

Фрагментаризация

Материальный менеджмент

Физическое распределение

1980-е годы

Логистика

Информационные технологии

Маркетинг

Стратегическое планирование

Управление качеством

Управление цепями поставок

1990-е годы

2000-е годы

Становление

Развитие

Интеграция
Рис. 1.2.1 – Эволюция логистики в экономически развитых странах
Период развития 1990-е гг.:


  • широкое применение логистики на практике;

  • поиск путей снижения затрат в производстве и распределении на основе концепции бизнес-логистики;

  • повсеместное распространение внутрифирменных логистических систем.

Период интеграции 2000 гг.:

В процесс оптимизации логистических операций все чаще стали вовлекаться все фирмы-участницы одного и того же логистического процесса, он стал межфирменным.



  • объединение логистических функций фирмы и ее партнеров в так называемой полной логистической цепи: «закупки – производство – распределение – продажи» для минимизации издержек;

  • управление наряду с материальными и информационными потоками;

  • создание международных логистических систем;

  • логистика становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе

Какие же главные факторы способствовали развитию логистики?




  1. Стремление фирм к сокращению временных и денежных затрат, связанных с товародвижением, на фоне роста конкурентной борьбы.

  2. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качественным характеристикам процесса распределения (вызвано ростом международного разделения труда, кооперации и интеграции).

  3. Компьютеризация процесса управления, ускорение научно-технического прогресса в коммуникациях.

  4. Развитие теории и практики военной логистики.

  5. Становление концепции маркетинга, позволившее раскрыть природу физического распределения, указавшее его особую роль в организации и повышении эффективности сбыта товаров.



Вопрос 3. Смена парадигм в логистике
Парадигма - совокупность научных достижений, признаваемых всем научным сообществом в тот или иной период времени и служащих основой и образцом новых научных исследований. Парадигма включает в себя признанную научным сообществом теорию, правила и стандарты практики, а также общепринятую систему методов.

В историческом ракурсе логистики можно выделить три парадигмы: функциональная, ресурсная, инновационная.



Функциональная парадигма была связана с тем, что в течение определенного времени (период примерно с 1960 по 1985 г.) за логистикой постепенно закреплялись операционные виды деятельности, в частности транспортировка, складирование, грузопереработка, таможенное оформление и страхование грузов и т.п.

Функции, характерные практически для любого вида бизнеса, в международной практике постепенно стали относиться к логистическим, а для их выполнения формировались логистические подразделения в самой компании или привлекались логистические посредники (транспортно-экспедиторские компании и т. п.).

Основной задачей логистики при использовании функциональной парадигмы является снижение затрат на операционную деятельность при выполнении заданного набора услуг и поддержании стандартов качества обслуживания как своих собственных подразделений (цехов, магазинов и пр.), так и внешних клиентов.
1970-е годы

1980-1990-е годы

2000-е годы

Функциональная

Ресурсная

Инновационная

Логистика

Управление цепями поставок

Intra-компания

Inter-компания
Рис. 1.3.1 – Смена парадигм в логистике и управлении цепями поставок

Поэтому службы логистики сосредотачивались на поиске оптимизационных решений. Для решения этих задач использовались типовые модели и методы оптимизации транспортно-складских операций (оптимальная маршрутизация перевозок, оптимизация выбора транспорта, оптимальные методы зонирования складских площадей) и т.д.

Однако, как выяснилось, оптимизация затрат в отдельной функциональной области может привести к росту общих логистических затрат компании.

Понимание компромиссов по затратам и необходимости координации логистической деятельности в цепи поставок привело в середине 1990-х гг. ХХ века к появлению в бизнесе принципа «общих затрат» к ресурсной парадигме логистике.

Период распространения ресурсной парадигмы логистики в мире охватывает 1980-2000 гг., продолжаясь во многих странах и на многих предприятиях и по настоящее время. Основой нового мировоззрения стала концепция «общих затрат».

Минимизация затрат всегда была важнейшей задачей логистики. Однако первоначально задачей логистики было добиться снижения общих логистических затрат, снижая логистические затраты на выполнение отдельных операций. Рассмотрим следующий условный пример.

ЛЗобщ = Зсклад + Зтрансп + Зинф + Задм + Згруз,

где Зсклад = 20; Зтрансп = 30; Зинф = 10; Задм = 20; Згруз = 20, то есть:

100 = 20 + 30 + 10 + 20 + 20

Зтрансп = 30 → 20, тогда 100 → 90 = 20 + 20 + 10 + 20 + 20

Зтрансп = 30 → 20, тогда Зсклад = 20 → 30, Згруз = 20 → 30

100 → 110 = 30 + 20 + 10 + 20 + 30

Зсклад = 20 → 30, тогда Зтрансп = 30 → 20, Згруз = 20 → 10

100 → 90 = 30 + 20 + 10 + 20 + 10

Таким образом, практика показала, что концентрация усилий на повышении эффективности отдельных процессов снабжения, производства или реализации – это тупиковый путь, поскольку эффективная деятельность одной вышеназванной функции может нарушить равновесие всей логистической системы.

В начале 1960-х годов в результате обобщения практического опыта была разработана концепция общих затрат, которая заключается в следующем:



Концепция общих затрат состоит в оценке функционирования любого элемента логистической системы с учетом общих издержек системы, поскольку минимизация издержек какого-либо отдельного вида логистических операций может повысить общие затраты при управлении материальным потоком.

Широкое распространение на практике концепция общих затрат получила с 1980-х годов.



Пути снижения уровня общих логистических затрат

  1. Поиск и сокращение тех видов деятельности (процедур, работ, операций), которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок.

  2. Проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, торговых надбавок.

  3. Оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для торговых посредников).

  4. Интеграция прямая и обратная для обеспечения контроля над общими затратами.

  5. Поиск более дешевых заменителей ресурсов.

  6. Улучшение координации деятельности предприятия с поставщиками и потребителями в ЛЦ, например, в области своевременной доставки продукции, что уменьшает затраты на управление запасами, хранение, складирование, доставку.

  7. Компенсация роста затрат в одном звене ЛЦ за счет сокращения затрат в другом звене.

  8. Использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников.

  9. Улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат.

  10. Обновление наиболее затратных звеньев ЛЦ при осуществлении инвестиций в бизнес.

Конфликт целей при оптимизации логистических затрат

Традиционная организация управления в промышленных и торговых компаниях состоит из функционально обособленных подразделений, например отдела снабжения (службы закупок), производственно-технического отдела, финансового отдела, службы распределения, отдела маркетинга, службы продаж, подразделений управления транспортно-складской инфраструктурой и т.п.

В рамках этих подразделений существует своя «система ценностей», определяемая локальными целями, «своей» внутренней системой оценки результатов, традициями компании, сложившейся практикой управления и пр. Вследствие различий в локальных целях между подразделениями фирмы зачастую возникают конфликты интересов, компромиссное разрешение которых для реализации стратегических (тактических, оперативных) целей бизнеса является обычно прерогативой топ-менеджмента фирмы. Многие конфликты связаны с параметрами, напрямую относящимися к логистике, например уровни запасов, логистические издержки, бюджет, объемы производства, ассортимент продукции, параметры качества потребительского сервиса, продолжительность логистических циклов и т.д. Конфликты возникают также из-за наличия перекрестных функций, по определению относящихся к логистическим, но закрепленных (в силу традиции) за другими подразделениями фирмы.

Развитие этих конфликтов чревато отклонением от стратегических целей фирмы, победой «местнического» мышления. В лучшем случае здесь можно достигнуть локальных оптимумов на отдельных участках в ущерб системной эффективности. Большое значение имеет способность менеджмента фирмы выявлять расхождения интересов и налаживать взаимодействие для их преодоления и предотвращения. Это важно для логистических менеджеров компаний, которые не могут осуществлять сквозное управление потоками, не согласуя цели различных функциональных подразделений компании таким образом, чтобы приблизиться к глобальному оптимуму ЛС (ключевым показателям стратегического логистического плана в целом).

В качестве примера рассмотрим некоторые виды конфликтов, возникающих на предприятии оптовой торговли, между функциональными подразделениями, которые участвуют в продвижении товарного потока.

Конфликт 1: Уровень складских запасов.

Цель маркетинговой функции – поднять уровень потребительского сервиса за счет максимального количества запаса и ассортимента в системе для предотвращения всех возможных случаев возникновения дефицита.

Цель финансовой функции – увеличить оборачиваемость запасов и уменьшить капитал, замороженный во всех формах запасов за счет четкого бюджетирования и определения уровней финансовых показателей.

Такая задача решается службой логистики путем проектирования системы управления запасами, расчета ее параметров, в том числе оптимальных размеров запасов.


В результате исполнения своей роли логистика оптимизирует уровень складских запасов, что характеризуется следующими значениями показателей: минимальные общие издержки (сумма затрат на содержание запасов, прямых ущербов от потери продаж и ущерба от дефицита) и при этом — максимизирует доступность запасов и ассортимента для потребителей.

Конфликт 2: Размер закупаемой партии.

Цель отдела закупок – обеспечить заданный уровень потребительского сервиса без факта возникновения дефицита при соблюдении оптимальной схемы взаимодействия с поставщиками и движения товаров через каналы поставки продукции.

Цель коммерческой функции – оградить продажи от проблем каналов поставки и настроить канал входа продукции под систему потребления.

Такая задача решается службой логистики путем создания системы управления запасами и расчета оптимального размера заказа. Полученный расчетным путем оптимальный размер заказа может быть скорректирован с учетом дополнительных условий.


Результатом работы логистики является минимизация общих логистических издержек, связанных с выдачей заказа, хранением запасов, потерями продаж и дефицитом, а также истечением срока хранения продукции.

Конфликт 3: Продолжительность цикла доставки.

Цель транспортной функции – обеспечить заданный уровень логистических затрат и соблюсти выделенный бюджет на период времени при соблюдении оптимальной схемы работы исходя из сегодняшних мощностей.

Цель коммерческой функции – максимально сократить период между заказом от клиента и доставкой ему собранного заказа для повышения общего уровня обслуживания портфеля клиентов.

Такая задача решается службой логистики путем определения оптимального маршрута доставки грузов от поставщика на склад и со склада покупателям.


В результате определения оптимального маршрута минимизируются издержки на транспортировку при требуемой покупателем надежности доставки.

Конфликт 4: Минимальная величина (единица) реализации товара.

Цель складской функции – обеспечить количество собираемых и отгружаемых заказов при соблюдении принципов и схем работы складкой системы и оптимальной для нее партионности и порядка отгрузки.

Цель коммерческой функции – обеспечить все типы клиентов и заказов максимальным уровнем потребительского сервиса для усиления своих позиций в конкурентной борьбе.

Такая задача решается службой логистики путем нахождения такой оптимальной единицы реализации товара, которая позволит при определенном требуемом (и оплачиваемом) покупателем уровне обслуживания минимизировать издержки на складские операции.



Межфункциональная логистическая координация — согласование деятельности подразделений фирмы по параметрам конфликтов, относящихся к логистике или перекрестным функциям, при планировании и управлении деятельностью фирмы.

Переход от управления отдельными функциями к интегрированному управлению логистическими процессами связан с нарушением функциональных границ деятельности различных служб компании, вмешательством в ранее «суверенные» области, а потому чреват возникновением серьезных организационных конфликтов. Служба логистики должна эффективно управлять этими конфликтами интересов, а также теми конфликтными ситуациями, которые «традиционно» возникают из-за противоречивости целей и интересов различных подразделений организации.



Инновационная парадигма логистики стала дальнейшим логическим продолжением ее эволюции в разрезе передовой идеологии – концепции Supply Chain Management («Управление цепями поставок»).

Предпосылки инновационной парадигмы:



  1. Новое понимание интегрированной логистики и УЦП как стратегических элементов и конкурентных преимуществ отдельной компании и цепи в целом;

  2. Усиление интеграции между участниками логистических цепей, появление новых организационных возможностей интеграции;

  3. Расширение технологических возможностей, в частности, в области гибких производств и интегрированных информационных компьютерных систем и технологий, радикально изменивших горизонты управления логистическими бизнес-процессами.

Сущность инновационной парадигмы заключается в рассмотрении логистического процесса как единого целого в цепи поставок для более эффективного достижения целей бизнеса. Управление цепями поставок – это естественное продолжение и развитие концепции интегрированной логистики в плане межфункциональной и межорганизационной логистической координации.

Под управлением цепи поставок понимается активная организация и текущая мобилизация цепи создания ценности с цепью повышения конкурентоспособности задействованных в ней контрагентов.

В инновационной парадигме логистики наряду с информационно-технологическими мерами должны применяться меры физической и организационной интеграции. К физическим мерам интеграции относится реорганизация логистической сети или тенденция к пространственному сведению (консолидации) логистической деятельности в технопарках и логистических центрах. Организационными мерами являются попытки внедрять менеджеров процесса, т.е. Supply-Chain-менеджеров, которые отвечают за координацию всей цепи поставок. На многих предприятиях с той же целью создаются Supply-Chain-команды и комитеты.

Существуют и другие подходы к определению парадигм логистики. Например, некоторые авторы выделяют аналитическую, технологическую, маркетинговую и интеграционную парадигмы.



Вопрос 4. История развития логистики в России
Термин «логистика» в Советском Союзе не употреблялся, что, конечно же, не означало отсутствие внимания к оптимизации материальных потоков.

Отдельные теоретические положения логистики изучались в экономических вузах в комплексе таких дисциплин, как экономика и организация материально-технического снабжения и сбыта, организация складского и тарного хозяйства, управление запасами, нормирование материальных ресурсов, оперативно-календарное планирование производства, организация и управление грузовыми перевозками, организация оптовой торговли и др.

Советские ученые внесли значительный вклад в развитие этих научных дисциплин. Широко известны за рубежом работы наших отечественных ученых в областях системного анализа, технической и экономической кибернетики, математического моделирования, исследования операций, теории управления запасами, теории массового обслуживания, теории связи и других наук, составляющих теоретическую базу современной логистики.

Однако до перехода к рынку как в теоретических исследованиях, так и в практических приложениях научно-исследовательских разработок преобладали территориальный, отраслевой и ведомственный подходы. Участники, по существу, единого логистического процесса в сферах производства и обращения продукции всегда рассматривались изолированно с точки зрения обеспечения своих локальных интересов и целей функционирования в централизованной плановой экономике. Логистический же подход в концептуальном понимании не мог быть востребован до начала перехода к рынку.

В различных отраслях промышленного производства были внедрены различные системы управления материальным потоком. В первую очередь это относится к внутрипроизводственным системам организации работы технологического (промышленного) транспорта и складского хозяйства, гибким автоматизированным и роботизированным комплексам. Известны примеры эффективного использования в промышленности микрологистических систем типа САПР, РИТМ, КСОТО, систем оптимального оперативно-производственного планирования, контроля и управления запасами материальных ресурсов, подобных зарубежным системам MRP/DRP, KANBAN.

Производственно-техническую базу, связанную с управлением многоассортиментного материального потока, также составили различные технологические объекты государственных централизованных, отраслевых, территориальных и ведомственных систем снабжения и сбыта продукции, т. е. бывших структур Госнаба, Госстроя, Госагропрома и Госкомнефте-продукта СССР. Несмотря на их упразднение в 1993 г., на территории Российской Федерации остались и функционируют уже в рыночных отношениях объекты мощной складской системы и товаропроводящих систем, крупные автоматизированные транспортные комплексы, транспортные узлы и грузовые терминалы, контейнерные пункты, предприятия различных видов транспорта и связи, вычислительные и информационно-диспетчерские центры и т. п.

Таким образом, к моменту перехода к рыночной экономике рассмотренные предпосылки создали фундамент для интенсивного внедрения логистической концепции управления в сферах производства и обращения экономики России. Довольно распространенным является мнение, согласно которому необходимым условием для развития логистики являлся демонтаж плановой организации народного хозяйства. Однако это не так. Уже с конца 1980-х годов в России появились первые переводы отдельных статей по логистике зарубежных авторов и аналитические обзоры в этой области, инициируемые центральными институтами Госснаба СССР, Всесоюзным центром научно-технической информации и др. Интерес к логистике быстро возрастал, особенно среди вузовских преподавателей, готовящих специалистов по материально-техническому снабжению и транспорту. Поэтому долгое время логистика воспринималась в усеченном виде, как комплексное взаимодействие транспорта и снабжения.

В 1991 году в СССР была создана Всесоюзная ассоциация логистики.

В 1993 году вследствие перехода к рыночной экономике были ликвидированы централизованные системы Госснаба и Госплана. В том же году в Санкт-Петербургском университете экономики и финансов появилась первая в России кафедра логистики и стала преподаваться эта дисциплина.

В 2002 году в России была создана Национальная логистическая ассоциация, принятая в 2003 году в Европейскую логистическую ассоциацию.

Одновременно в начале XXI века происходило бурное распространение логистики в бизнесе. На начало 2007 года в одной только Москве насчитывалось свыше 15 тысяч фирм с выделенным структурным подразделением логистики. Одновременно активно развивались провайдеры комплексных логистических услуг – «Национальная Логистическая Компания», «Русская логистическая служба и др.».
Вопрос 5. Тенденции и перспективы развития логистики и управления цепями поставок
Основные тенденции развития логистики и УЦП в России:


  1. Быстрое увеличение числа компаний, имеющих выделенные организационные структуры управления логистикой;

  2. Совершенствование управления логистикой в компаниях на основе процессной интеграции;

  3. Развитие рынка логистического сервиса и комплексного аутсорсинга логистических услуг;

  4. Развитие логистической инфраструктуры промышленных и торговых компаний, а также международных транспортных при этом коридоров;

  5. Рост интереса топ-менеджмента компаний к внедрению концепции и технологий управления цепями поставок;

  6. Интенсивное внедрение информационных систем и программных приложений, поддерживающих логистику и УЦП.

В настоящее время развитие логистики в России сдерживается рядом барьеров, основными из которых являются следующие:

  • недостаточный уровень законодательной и нормативной базы в области логистики;

  • неравномерное развитие логистики на территории страны;

  • значительная часть транспортно-складской инфраструктуры морально и физически изношена;

  • недостаточный уровень использования современных логистических технологий доставки и дистрибуции;

  • недостаток инвестиций в логистическую инфраструктуру компаний и в МТК;

  • отсутствие сформированного рынка 3PL-провайдеров;

  • недостаточный уровень квалификации персонала компании в области логистики и УЦП;

  • отсутствие действенной системы сертификации логистических услуг;

  • недостаточная популяризация логистики и УЦП в СМИ.

Преодоление этих барьеров будет способствовать тому, что логистика и УЦП станут действительно важными движущими силами развития экономики России и повышения конкурентоспособности отечественных организаций бизнеса.



Вопрос 6. Управление знаниями в области логистики и SCM
Основная задача логиста – изыскивать оптимальные варианты принятий решений по управлению материальными потоками, связанными с этим информацией и финансами.

Управление базой

логистических знаний

Формирование и развитие знаний персонала компании в области логистики и УЦП

Системы поддержки оптимизационных логистических решений

Рис. 1.6.1 – Система управления знаниями компании в области логистики и УЦП
Программы обучения логистике и УЦП:

  1. Краткосрочные семинары по проблемам логистики и УЦП;

  2. Программы повышения квалификации;

  3. Программы профессиональной переподготовки;

  4. Высшее образование:

    • специальность 080506 «Логистика и управление цепями поставок»;

    • бакалавриат по направлению 080200.62 «Менеджмент», профиль «Логистика»;

    • магистратура по направлению 080200.68 «Менеджмент», профиль «Интегрированная логистика».

  1. МБА по специализации «Логистика и управление цепями поставок»;

  2. Международная сертификация ELA/ECBL персонала по логистике;

  3. Эксклюзивные российские и международные программы обучения Executive Logistics and Supply Chain Management и др.

Таблица 1.6.1

Система образования, повышения квалификации, подготовки и переподготовки персонала служб логистики

Уровень

Персонал

Образование

Топ-менеджмент

Высший управленческий персонал (вице-президент по логистике, директор по логистике, начальник отдела логистики и т.д.)

Высшее образование по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок»; МБА по специальности «Логистика и управление цепями поставок» , сертификат ELA/ECBL уровня Elog ST – стратегический логист.

Средний уровень

Средний управленческий персонал (аналитики, ведущие специалисты по логистики, руководители структурных подразделений службы логистики и т. д.)

Высшее образование по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок»; сертификат ELA/ECBL уровня Elog SЕ– старший логист.

Операционный уровень

Логисты-операционисты в транспортных и складских подразделениях, рядовые сотрудники отдела логистики и т.д.).

Профессиональная переподготовка по специальности 080506 «Логистика и управление цепями поставок»; сертификат ELA/ECBL уровня Elog SО– операционный логист.



Вопрос 7. Методология и научная база логистики

Теория логистики в настоящее время в общем виде еще не разработана, что во многом обусловлено междисциплинарным и интегративным характером логистической деятельности. Немало ученых считает, что теория логистики должна быть разработана в ближайшие годы.



В концептуальном плане теоретические основы логистики должны базироваться на методологиях:

  • системного анализа;

  • кибернетического подхода;

  • исследования операций;

  • экономико-математического моделирования.

Научную базу логистики составляет широкий спектр дисциплин:

  • математика;

  • исследование операций;

  • кибернетика;

  • экономика и менеджмент.

Методология логистики, основанная на интегрированном подходе и инновационной парадигме, представляет материальный поток в качестве интегратора, причем цепь поставок рассматривается в разрезе управления материальным потоком как единое целое - интегрированная система, реализующая цели бизнеса от поставщика до конечного потребителя (покупателя). В этой трактовке материальный поток рассматривается в более активном смысле, объединяющим весь жизненный цикл изделия: от идеи к конструкции, затем снабжению, производству, распределению, продаже, послепродажному сервису, управлению отходами и браком, утилизации продукта и вновь к повторному циклу в соответствии с меняющимися запросами покупателей.

Основные принципы эффективного использования логистики:

  1. Принцип системности – закупки, хранение, производство, сбыт и транспортировка должны организовываться и осуществляться как элементы единой системы. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья ЛЦ должны работать как единый слаженный механизм.

  2. Принцип логистической координации – действия всех участников логистического процесса должны быть скоординированы.

  3. Принцип научности – методика осуществления расчетов на всех стадиях управления материальным потоком должна быть обоснована.

  4. Принцип конкретности – цель перемещения материального потока должна иметь четко определенный, конкретный результат.

  5. Принцип полноты учета затрат – должен осуществляться учет всей совокупности логистических затрат на протяжении всей логистической цепи. Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.

  6. Принцип гуманизации – все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п.

В качестве примеров логистического подхода к управлению материальными потоками в сфере обращения рассмотрим процесс доведения сахарного песка от завода-изготовителя до магазинов розничной торговой сети.



Пример применения логистики в товародвижении сахарного песка.

Существуют три категории участников товародвижения сахарного песка: завод, оптовая база и сеть продовольственных магазинов.

Логистическая оптимизация материального потока позволяет снизить совокупные затраты на товародвижение, результат достигается за счет осуществления различных мероприятий..

Традиционно при производстве сахарный песок затаривается в мешки вместимостью 50 кг. Логистически неоптимизированный материальный поток будет представлять собой движение сахарного песка в мешках на протяжении всей цепи, вплоть до магазинов.

Логистическая оптимизация процесса доведения сахарного песка до розничной торговой сети предполагает наличие тесных партнерских отношений между всеми участниками логистического процесса, работу на так называемый общий результат.

Фасовку сахара в нашем примере можно осуществлять в четырех местах:



  • за прилавком магазина на рабочем месте продавца во время обслуживания очередного покупателя;

  • в магазине в помещении для подготовки товара к продаже на рабочем месте фасовщика, специально занятого расфасовкой сахара;

  • на оптовой базе в цехе фасовки;

  • на заводе-изготовителе.

Наименее производительной, а значит, и наиболее дорогой, будет организация фасовочных работ в магазине, особенно на рабочем месте продавца. Значительный эффект можно получить, организовав фасовку сахара на оптовой базе и снабжая магазины фасованным сахаром. Однако и здесь, за исключением ограниченного числа складов, нельзя статочно эффективно использовать мощную фасовочную технику. Максимальный экономический эффект можно получить, установив высокопроизводительное фасовочное оборудование на заводе-изготовителе.

В связи с этим очевидно, что единый собственник всех указанных участников процесса товародвижения организовал бы расфасовку сахарного песка на заводе-изготовителе. Однако названные выше участники, как правило, находятся в руках разных собственников. Причем если розничная торговля выигрывает от торговли фасованным сахаром, то для завода-изготовителя организация фасовки - лишние затраты. Поэтому для того, чтобы сахарный песок не проходил всю логистическую цепь в мешках, а расфасовывался на более ранних этапах товародвижения, необходимо тщательно отрегулировать механизм экономических взаимоотношений участников.

В результате завоза в магазины нерасфасованного сахарного песка совокупность участников процесса товародвижения упускает часть возможной прибыли. Этого не произойдет, если участники товародвижения смогут объединиться и совместно решить следующие задачи:


  1. Определить размер дополнительной прибыли, получаемой за счет организации фасовочных работ на заводе-изготовителе, а также договориться о порядке ее справедливого распределения между участниками, т. е. решить экономическую задачу.

  2. Выбрать технические средства для обеспечения процесса доведения фасованного сахара до торговых залов магазинов. Сюда входят: тара-оборудование, которая будет заполняться единицами расфасовки на заводе, а затем через склады оптовой базы доставляться в магазины; специальные виды транспортных средств для эффективной транспортировки выбранных видов тары-оборудования; средства для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. д. Это комплекс технических задач.

  3. Договориться о едином, взаимоувязанном технологическом процессе обработки материального потока, начиная от цеха фасовки завода и кончая торговым залом магазина. Это комплекс технологических задач.

  4. Решить математическими методами различные оптимизационные задачи, например, задачу оптимизации запасов на всех участках движения сахарного песка; задачу определения оптимальных размеров поставляемых партий и др.

В целом — это комплекс математических задач, в результате решения которых может быть создана интегрированная материалопроводящая система, обеспечивающая экономический выигрыш только лишь за счет качественного изменения управления материальным потоком.

Как следует из данного примера, логистический подход предполагает необходимость согласованного решения задач в области техники, технологии, экономики и математики.





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница