Тема 8: «Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру»




Скачать 369.44 Kb.
Дата29.04.2016
Размер369.44 Kb.
Тема 8: «Таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру»
1.Порядок и условия совершения таможенных операций определяются:

а) таможенным законодательством таможенного союза (п. 1 ст. 173 ТК ТС);

б) в случаях, установленных ТК ТС и иными международными договорами государств – членов таможенного союза, - законодательством государств – членов таможенного союза (п. 1 ст. 173 ТК ТС), т.е. актами национального законодательства РБ.

Сразу же отметим, что особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров (пересылаемые в международных почтовых отправлениях., перемещаемые отдельными категориями иностранных лиц, содержащие объекты интеллектуальной собственности, перемещаемые трубопроводным транспортом и по линиям электропередач, перемещение транспортных средств международных перевозок при осуществлении международных перевозок товаров, пассажиров и багажа, перемещаемые для личного пользования) регламентируются нормами, входящими в главу 7 ТК ТС под названием «Особенности перемещения через таможенную границу и совершения таможенных операций в отношении отдельных категорий товаров». Наряду с законодательством таможенного союза порядок и технология совершения таможенных операций в вышеперечисленных условиях может регулироваться в том числе национальным законодательством соответствующего государства – члена таможенного союза (п. 2 ст. 173 ТК ТС).

Вместе с тем, в части второй пункта 2 указанной статьи закреплено принципиальное условие, что порядок и технологии совершения таможенных операций, определяемые законодательством государств – членов таможенного союза, не должны приводить к освобождению полностью или частично от уплаты ввозных таможенных пошлин и применения мер нетарифного регулирования, антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер.

Как следует из содержания пункта 3 ч. 173 ТК ТС, от имени таможенных органов таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, совершаются должностными лицами таможенных органов, уполномоченных на совершение таких таможенных операций в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями.

При этом требования таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, должны быть обоснованы и ограничены требованиями, необходимыми для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза. Эти достаточно четко выраженные условия призваны исключить предъявление необоснованных претензий к участникам ВЭД, что в конечном итоге не способствует созданию надлежащих условий для соблюдения таможенного законодательства при перемещении через таможенную границу товаров.

В развитие одного из основополагающих принципов реализации таможенного законодательства - принципа равенства участников ВЭД, в пункте 5 ст. 173 ТК ТС определено условие, что таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, применяются одинаково независимо от страны происхождения, отправления и назначения товаров.

Представляется, что таможенные операции как сфера применения положений раздела V ТК ТС, имеет более широкое содержание, чем в приведенных формулировках. Сфера применения норм раздела V ТК ТС очевидно распространяется не только на все таможенные операции, совершаемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, но и на все совершаемые после этого последующие действия вплоть до выпуска товаров таможенными органами при их ввозе и соответственно при вывозе (подача таможенной декларации и совершение иных действий, направленных на вывоз). Это означает, что понятие пересечения таможенной границы фактически растянуто во времени и включает в себя значительно больший объем процедурных действий, чем непосредственно только факт пересечения таможенной границы.
2.Основные положения, относящиеся к проведению таможенных операций
Как отмечалось ранее, таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, проводятся в порядке, определяемом ТК ТС, совместными нормативными актами государств – участников ТС, и в случаях, предусмотренных ТК ТС и международными договорами – нормативными актами национального таможенного и иного законодательства. Понятие «законодательство» употребляется в данном случае в широком смысле и включает в себя не только законы РБ, но и многочисленные подзаконные акты, издаваемые соответствующими органами исполнительной власти, и прежде всего ГТК РБ. В процессе проведения таможенных операций осуществляется таможенный контроль, содержание которого будет рассматриваться в рамках самостоятельной темы.

Порядок и технологии совершения таможенных операций зависят, прежде всего, от условий осуществления ВЭД. Следует отметить, что сами же условия осуществления ВЭД находятся вне предмета регулирования ТК ТС, поскольку устанавливаются или отменяются прежде всего нормативными актами национального законодательства (Указы Президента РБ, законы, решениями Правительства РБ и др.)

В этой связи, что касается ТК ТС, то он представляет как бы универсальный административный инструмент, содержащий совокупность правил, которые призваны обеспечить соблюдение указанных условий непосредственно при перемещении товаров через таможенную границу.

Поскольку обеспечение указанных мер возложено непосредственно на национальные таможенные органы, то ГТК РБ для реализации данной функции наделен правом детализировать некоторые правовые аспекты, связанные с порядком проведения таможенных операций при ввозе (вывозе) товаров на территорию РБ в зависимости от категории товаров, лиц, их перемещающих, и других предусмотренных законодательствами ТС и РБ обстоятельств.


Место и время совершения таможенных операций (ст. 175 ТК ТС)

Выполнение таможенных операций тесно связано с местом их проведения. Таможенные операции, связанные с помещением товаров под соответствующую таможенную процедуру, выполняются таможенным органов и во время его работы по месту нахождения товаров (п.1 ст. 175 ТК ТС).

Как следует из толкования нормы и других нормативных источников, по общему правилу выполнение таможенных операций, связанных с помещением товаров под избранную участником ВЭД таможенную процедуру, производится в специально отведенных для этого местах в регионе деятельности соответствующего таможенного органа (по законодательству РБ эти места называются пункты таможенного оформления - ПТО), в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение, и во время работы таможенного органа.

Пункт таможенного оформления – официально установленное место (с комплексом зданий (сооружений) и прилегающих к ним территорий) постоянного размещения должностных лиц таможенных органов, их структурных подразделений, предназначенное для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления .

Кроме указанных общих положений, ТК предусматривает ряд исключений, определяя иные места производства таможенного оформления. Такие исключения зависят как от волеизъявления лиц, так и от разрешения таможенных органов. Принятие решения о производстве таможенного оформления в иных местах и вне времени работы таможенного органа находится в компетенции начальника территориального таможенного органа.

В частности, как следует из содержания п. 2 ст. 175 ТК ТС, по мотивированному запросу декларанта либо таможенного представителя отдельные таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру, могут совершаться вне места нахождения и вне времени работы таможенных органов (п.2 ст. 175 ТК ТС). Все расходы, связанные с изменением места и времени таможенного оформления, оплачиваются за счет заинтересованного лица.

ГТК РБ в целях обеспечения эффективности контроля за соблюдением таможенного законодательства вправе устанавливать определенные пункты проведения таможенных операций (за исключением пунктов ввоза и вывоза), должностные лица которых уполномочены на осуществление процедур и формальностей при наличии определенных обстоятельств. В частности,



  • при необходимости применения специализированного оборудования

- и (или) специальных знаний для таможенных операций отдельных видов товаров (культурных ценностей, животных и растений, относящихся к видам, охраняемых в соответствии с международными договорами РБ или включёнными в Красную книгу РБ, их частей, вооружения, военной техники и боеприпасов, радиоактивных веществ, товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности и др.),

  • особенностей вида транспортных средств,

  • а также в случае перемещения отдельных видов товаров (так называемой «группы риска»), в отношении которых зафиксированы частые случаи нарушения таможенного законодательства РБ либо установлены в соответствии с законодательством ограничения к их перемещению через таможенную границу при ввозе и (или) вывозе.


Помещение товаров под таможенную процедуру (ст. 174 ТК ТС)

Помещение товаров под таможенную процедуру начинается с момента подачи таможенному органу таможенной декларации и (или) документов, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру в случаях, предусмотренных ТК ТС



Таможенные операции и контроль других государственных органов (п. 2 ст.174 ТК ТС)

Товары, подлежащие ветеринарному, фитосанитарному и другим видам государственного контроля, могут быть помещены под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего контроля (п. 2 ст.174 ТК ТС). .

Согласно содержанию рассматриваемой нормы проведение таможенных операций в отношении отдельных видов товаров, перечни которых определяются как законодательством ТС, так и соответствующими национальными законодательствами, может быть завершено только после осуществления санитарно-карантинного, фитосанитарного (в отношении продукции растительного происхождения), ветеринарного (в отношении живых животных, продуктов и сырья животного происхождения), экологического, государственного пограничного контроля и других видов государственного контроля ввоза товаров на таможенную территорию или их вывоза с таможенной территории, если товары подлежат такому контролю в соответствии с действующим законодательством ТС и РБ.

Данный подход обусловлен тем, что для принятия решения о допуске как на национальную, так и на таможенную территорию ТС иностранных товаров или возможности их ввоза требуется проведение соответствующих видов государственного контроля.

В этой части таможенные органы, осуществляя защиту здоровья населения, при производстве таможенных операций в отношении пищевых продуктов, материалов и изделий проводят проверку наличия у товарных партий, ввезенных на таможенную территорию ТС, необходимых документов, подтверждающих безопасность для здоровья человека.

Помещение товаров под таможенную процедуру завершается выпуском товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Напомним, что под выпуском товаров понимается действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Документы и сведения, необходимые для помещения товаров под таможенную процедуру (ст. 176 ТК ТС)

В анализируемой статье законодатель устанавливает общие требования, которые предъявляются к представляемым таможенным органам документам и сведениям, необходимым для выполнения процедур таможенных операций.

Как определено в п. 1 ст. 176 ТК, при помещении товаров под таможенную процедуру лица, определенные ТК ТС, обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для выпуска товаров.

Одновременно законодатель в п. 2 ст. 176 ТК ТС прямо указывает, что таможенные органы вправе требовать при совершении таможенных операций представления только тех документов и сведений, которые необходимы для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС и представление которых предусмотрено таможенным законодательством ТС. При этом отмечается, что перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются ТК ТС. В частности, эти вопросы получили свою регламентацию в рамках нормативного определения содержания конкретных видов таможенных процедур, рассмотренных нами в рамках темы № 5 «Таможенные процедуры».

Таможенные органы не вправе отказать в принятии документов из-за наличия опечаток, технических или грамматических ошибок, которые не изменяют содержащиеся в документах данные, влияющие на принятие таможенным органом решения о выпуске товаров.

Участники ВЭД имеют право необходимые для проведения таможенных операций документы представлять в виде оригиналов либо копий, заверенных нотариально или органом, их выдавшим, либо заверенных декларантом или лицом, их представившим или получившим, если иное не установлено законодательством ТС. Таможенные и иные документы могут быть представлены в виде электронных документов в соответствии с условиями, установленными ТК.

Формы таможенных документов определяются решением Комиссии таможенного союза.

Непосредственно процедура таможенных операций (заполнение таможенных документов) производится на русском языке, если иное не установлено законодательством ТС. (ч.2 п.5 ст. 176 ТК ТС).

В соответствии с международными договорами государств – членов таможенного союза и международными договорами государств – членов таможенного союза с иностранными государствами в целях упрощения и ускорения выпуска товаров могут применяться таможенные документы других государств, используемые для таможенных целей.

Это условие означает, что документы, выданные и имеющие юридическую силу на территории одного государства, могут быть использованы на территории другого государства на основания их взаимного признания на уровне межгосударственных соглашений.


Присутствие заинтересованных лиц или их представителей при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру (ст. 177 ТК ТС)

При совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, как закреплено в п.1 ст. 177 ТК ТС, вправе присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров (заинтересованные лица), или их представители.

По требованию таможенного органа заинтересованные лица или их представители обязаны присутствовать при совершении таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру, в целях оказания содействия таможенным органам в их совершении (п.2 ст. 177 ТК ТС).

К лицам, обладающим полномочиями в отношении перемещаемых товаров, относятся прежде всего декларанты и таможенные перевозчики. Этими полномочиями обладают также лица, являющиеся в период производства таможенных операций собственниками либо владельцами товаров, перемещаемых через таможенную границу, в том числе перевозчиками, а также покупателями (стороной по внешнеторговому договору купли-продажи) либо выступающие в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий по их таможенному оформлению от собственного имени (например, получателями или отправителями товаров).

По просьбе указанных лиц должностные лица таможенных органов должны предоставлять им возможность находиться в местах производства таможенного оформления, чтобы непосредственно наблюдать за его ходом. В некоторых случаях закон обязывает указанных лиц не только присутствовать при таможенном оформлении, но и оказывать содействие таможенным органам на этом этапе (например, при взятии проб или образцов товаров, в том числе при осуществлении грузовых или иных необходимых операций с товарами).
Первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру (ст. 178 ТК ТС)

Норма устанавливает особый порядок проведения таможенных операций (приоритетный или упрощенный порядок) в отношении товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведения учений, а также товаров, подвергающихся быстрой порче, живых животных, радиоактивных материалов, взрывчатых веществ, международных почтовых отправлений, экспресс-грузов, гуманитарной и технической помощи, сообщений и материалов для средств массовой информации, запасных части, двигателей, расходных материалов, оборудования и инструментов, необходимых для ремонта транспортных средств международной перевозки, и других подобных товаров, которые помещаются под таможенную процедуру в первоочередном порядке.


3. Таможенное декларирование товаров (глава 27 ТК)
Общие положения о таможенном декларировании товаров

В главе 27 ТК ТС закреплены процедуры и формальности, связанные с таможенными операциями при осуществлении декларирования товаров. Детально излагаются нормы, которые регулируют вопросы, связанные с формой декларирования товаров.

Как следует из содержания п. 1 ст. 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.

На законодательном уровне в подпункте 27 пункта 1 ст. 4 ТК ТС дано определение понятия таможенного декларирования товаров – это заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Под таможенным декларированием товаров по ТК РБ (ст. 74) понималось «представление таможенному органу таможенной декларации в виде письменного или электронного документа, в котором заявлены сведения, необходимые для помещения товаров под таможенный режим либо для иных целей, установленных законами и (или) актами Президента РБ». В целом по содержанию основных конструктивных признаков приведенные определения не имеют существенных различий.

На теоретическом уровне под декларированием в таможенном законодательстве понимается способ заявления по установленной форме (письменной, устной, путем электронной передачи данных или иной информации) точных сведений о товарах, об их таможенном режиме и других сведений, необходимых для производства основных таможенных операций и проведения таможенного контроля.

Таможенное декларирование товаров может производиться с использованием таможенной декларации в:

- письменной,

- устной (для физических лиц)

- электронной форме.

Как правило, декларирование производится в следующих основных случаях:


  • при помещении товаров под таможенную процедуру (при изменении таможенной процедуры);

  • в иных случаях, установленных ТК ТС, в том числе и национальным законодательством РБ.

Таможенное декларирование товаров осуществляется декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (п. 2 ст. 179 ТК ТС).

Результаты декларирования могут быть использованы должностными лицами таможенных органов в различных целях:

- правоохранительных (для борьбы с контрабандой и иными нарушениями таможенных правил);

- налоговых;

- для административного регулирования ВЭД (в целях осуществления квотирования, лицензирования и т.д.);

- организации иных видов государственного контроля на таможенной границе (ветеринарного, фитосанитарного, экологического, радиоактивного и т.д.);

- ведения внешнеторговой (таможенной) статистики и т.д.

Первостепенное значение декларирование имеет для механизма таможенно-тарифного регулирования. В первичных таможенно-тарифных отношениях, возникающих непосредственно в связи с перемещением товаров через таможенную границу, момент возникновения налоговых обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов связывается с принятием таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.



Характеризуя принцип таможенного декларирования, следует особо отметить, что таможенное законодательство связывает возникновение обязательства уплаты таможенных пошлин и налогов с подачей не всякого документа, содержащего информацию о товарах, проходящих таможенное оформление и таможенный контроль, а только таможенной декларации, в которой, как правило, содержатся окончательные данные о внешнеторговой поставке, за достоверность которых декларант несет предусмотренную законодательством ответственность.

Например, недекларирование или недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу РБ, является административным таможенным правонарушением.

Так, подача уведомления о пересечении таможенной границы не может привести к появлению налогового обязательства, поскольку у товарораспределителя сохраняется право отозвать такое уведомление (заявление) с вытекающими из этого последствиями (отказ от таможенного досмотра и вывоз товаров за пределы таможенной территории).. Это право остается у него вплоть до момента принятия таможенной декларации должностным лицом таможенного органа.
- Таможенная декларация

Как выше отмечалось, декларирование – это способ заявления сведений о товарах, их таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для таможенных целей, в соответствии с установленными требованиями к порядку их фиксации на носителях информации и передачи таможенному органу.

Таможенная декларация – документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров (п/п 24 п. 1 ст. 4 ТК ТС).

При таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются следующие виды таможенной декларации:

1) декларация на товары;

2) транзитная декларация;

3) пассажирская таможенная декларация;

4) декларация на транспортное средство.

Международными договорами государств – участников таможенного союза, регулирующими таможенные правоотношения в таможенном союзе, определяются случаи, когда в качестве таможенной декларации могут использоваться коммерческие документы и иные документы, необходимые для таможенного оформления (ст. 6 «Соглашения о порядке декларирования товаров»).

Формы и порядок заполнения таможенной декларации определяются решением Комиссии таможенного союза (см. Решение Комиссии ТС от 20. 05. 2010 г. № 257 «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций».

Основными формами декларирования являются:

- устная (может иметь место в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами);

- письменная (основная форма декларирования);

-электронная передача данных (широко практикуется в современных таможенных правоотношениях других стран и имеет очевидную позитивную перспективу);

-совершение конклюдентных действий (система «зеленых коридоров» в международных аэропортах, когда пассажир, не составляя письменной декларации, самим фактом выбора «зеленого коридора» заявляет таможне об отсутствии налогооблагаемых и запрещенных к ввозу(вывозу) товаров.

Как правило, устное декларирование допускается при таможенном оформлении ручной клади и личного багажа пассажиров. По требованию должностного лица таможенного органа любые товары должны быть задекларированы в письменной форме.

Нормативными актами ГТК определены товарные позиции, относящиеся к категории личного имущества, подлежащие обязательному письменному декларированию. Например, запрещенные или ограниченные к перемещению через таможенную границу (валюта и валютные ценности), подлежащие обложению таможенными платежами (кроме сборов за таможенное оформление), транспортные средства, а также их составные части и др.

Также в нормативном порядке определены товарные позиции из категории личного имущества, в отношении которых допускается устное декларирование.

В практической деятельности таможенных органов в основном используется письменная форма декларирования путем заполнения специального документа под названием «Декларация на товары».

Таможенная декларация должна быть представлена таможенному органу, которым должно производиться таможенное оформление товаров, до истечения срока временного хранения, который установлен в ст. 125 ТК «Сроки временного хранения» и составляет 60 календарных дней. Таможенная процедура временного хранения, ее содержание и другие признаки будут более подробно рассмотрены в пределах отдельной темы (глава 16 ТК).

В целях исключения предъявления со стороны должностных лиц таможенных органов необоснованных претензий законодатель в п.2 ст. 180 ТК ТС сформулировал условие, что перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы:


  • для исчисления и взимания таможенных платежей,

  • формирования таможенной статистики и

  • применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза.

Сведения, подлежащие указанию в таможенной декларации на товары и транзитной декларации в зависимости от таможенной процедуры, категорий товаров, лиц, их перемещающих, вида транспорта, могут сокращаться решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств – членов таможенного союза, если это предусмотрено решением Комиссии таможенного союза.

Сведения, подлежащие указанию в пассажирской таможенной декларации и в декларации на транспортное средство, устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.

В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, в случаях и порядке, которые определяются настоящим Кодексом или решением Комиссии таможенного союза.

Таможенная декларация может быть представлена в виде электронного документа в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок представления и использования таможенной декларации в виде электронного документа определяется решением Комиссии таможенного союза.

Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии, если иное не установлено настоящим Кодексом, решением Комиссии таможенного союза либо законодательством государств – членов таможенного союза в случаях, предусмотренных решением Комиссии таможенного союза.

Структура и формат электронной копии таможенной декларации, а также порядок ее представления и использования определяются решением Комиссии таможенного союза.
Декларация на товары (ст. 181 ТК ТС)

При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (далее по тексту – ДТ), которая является основным документом, используемом для декларирования товаров в торговом обороте.

Решение Комиссии ТС от 20. 05. 2010 г. № 257 утверждена Инструкция о порядке заполнения декларации на товары и форма такой декларации, которая вступила в силу с 01.01. 2011 г. До этой даты применялись формы (бланки) таможенных деклараций (документов) и регулировался порядок их заполнения таможенным законодательством РБ. В ТК РБ и иных национальных нормативных правовых актах этот документ назывался грузовая таможенная декларация (ГТД).

В соответствии с общими положениями Инструкции законодательством государств – членов таможенного союза, могут быть установлены дополнительные требования по заполнению отдельных граф ДТ в зависимости от категорий товаров и заявляемых таможенных процедур. Принятая в ТС форма декларации на товары в целом совпадает с формой таможенной декларации – единым административным документом, применяемым в Европейском союзе.

В качестве примере выделим отдельные условия заполнения ДТ.

В одной ДТ декларируются сведения о товарах, содержащихся в одной товарной партии, которые помещаются под одну и ту же таможенную процедуру.

Общее количество товаров, заявленных в ДТ, не должно превышать 1000.

Если товары, содержащиеся в одной товарной партии, заявляются для помещения под разные таможенные процедуры, должны подаваться отдельные ДТ для каждой таможенной процедуры.

При таможенном декларировании валюты и ценных бумаг подается отдельная ДТ на каждый вид валюты и ценных бумаг.

ДТ состоит из основного и добавочных листов (бланков).

Добавочные листы ДТ используются в дополнение к основному листу, если в одной ДТ декларируются сведения о двух и более товарах.

На основном листе ДТ указываются сведения об одном товаре.

На одном добавочном листе могут быть указаны сведения о трех товарах.

ДТ заполняется в соответствии с порядком, установленным Инструкцией, с использованием печатающих устройств, разборчиво, не содержит подчисток, помарок и исправлений.

Если в документах встречается написание наименований иностранных лиц, товаров, транспортных средств, кодов условий поставки и т.д. с использованием букв латинского алфавита, то такие сведения указываются в ДТ буквами латинского алфавита.

 

Транзитная декларация (ст. 182 ТК ТС)



Вопросы оформления транзитной декларации регулируются положениями ст. 182 ТК ТС и Решения Комиссии ТС от 17. 08. 2010 г. № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».

В соответствии с условиями раздела II Решения Комиссии ТС от 17. 08. 2010 г. № 438 , в котором закреплен порядок совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей и регистрацией транзитной декларации, транзитная декларация представляется на перевозку товаров, перемещаемых от одного отправителя в адрес одного получателя по одному транспортному (перевозочному) документу, за исключением случаев, когда в качестве транзитной декларации используются документы, предусмотренные международными договорами государств – членов Таможенного союза.

Таможенный орган отправления принимает в качестве транзитной декларации следующие документы, содержащие сведения, указанные в п. 3 статьи 182 ТК ТС:

– заполненные листы транзитной декларации;

– книжку МДП, заполненную в соответствии с положениями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее – Конвенция МДП), с прилагаемыми к ней транспортными (перевозочными) и коммерческими документами;

– карнет АТА, заполненный в соответствии с Таможенной конвенцией о карнете АТА для временного ввоза 1961 года и Конвенцией о временном ввозе 1990 года (далее – Конвенции о временном ввозе), с прилагаемыми к нему транспортными (перевозочными) и коммерческими документами (при перевозке в пределах территории государства – члена Таможенного союза, если это предусмотрено законодательством такого государства);

– транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы.

При использовании в качестве транзитной декларации транспортных (перевозочных) и коммерческих документов основу транзитной декларации составляет транспортный (перевозочный) документ, а остальные документы являются ее неотъемлемой частью.

Транзитная декларация, как указано в п. 3 ст. 182 ТК ТС, должна содержать следующие сведения о (об):

1) отправителе, получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

2) стране отправления, стране назначения товаров;

3) декларанте;

4) перевозчике;

5) транспортном средстве международной перевозки, на котором перевозятся товары;

6) наименовании, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами;

7) коде товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых шести знаков;

8) весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения (при наличии таких сведений) по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности или Гармонизированной системы описания и кодирования товаров;

9) количестве грузовых мест;

10) пункте назначения товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами;

11) документах, подтверждающих соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;

12) планируемой перегрузке товаров или грузовых операциях в пути.

Если принимаемые в качестве транзитной декларации документы не содержат всех вышеуказанных сведений, недостающие сведения должны содержаться в прилагаемых к такой транзитной декларации либо следующих вместе с ней документах, представляемых таможенному органу.

Таможенный орган не вправе требовать от декларанта представления других сведений, за исключением сведений, указанных в пункте 3 ст. 182 ТК ТС.

Транзитная декларация регистрируется таможенным органом, в том числе с использованием информационных систем и информационных технологий, применяемых таможенными органами.

Порядок подачи и регистрации транзитной декларации определяется решением Комиссии ТС от 17. 08. 2010 г. № 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита».

Представление документов при таможенном декларировании товаров (ст. 183 ТК ТС)

Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено ТК ТС.

К таким документам относятся:

1) документы, подтверждающие полномочия лица, подающего таможенную декларацию;

2) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки, а в случае отсутствия внешнеэкономической сделки – иные документы, подтверждающие право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, а также и иные коммерческие документы, имеющиеся в распоряжении декларанта;

3) транспортные (перевозочные) документы;

4) документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений;

5) документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;

6) документы, подтверждающие страну происхождения товаров в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

7) документы, на основании которых был заявлен классификационный код товара по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности;

8) документы, подтверждающие уплату и (или) обеспечение уплаты таможенных платежей;

9) документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных платежей, на применение полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с таможенными процедурами, установленными настоящим Кодексом, либо на уменьшение базы (налоговой базы) для исчисления таможенных пошлин, налогов;

10) документы, подтверждающие изменение срока уплаты таможенных пошлин, налогов;

11) документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров;

12) документ, подтверждающий соблюдение требований в области валютного контроля, в соответствии с валютным законодательством государств – членов таможенного союза;

13) документ о регистрации и национальной принадлежности транспортного средства международной перевозки – в случае перевозки товаров автомобильным транспортом при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.

Если в перечисленных видах документов не содержатся сведения, заявленные в таможенной декларации, представляются иные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация.

При подаче декларации на товары для помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, требуется представления таможенному органу сокращенного количества документов.

Перечень документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, в зависимости от формы таможенного декларирования (письменная, электронная), видов таможенной декларации, таможенной процедуры, категорий товаров и лиц может быть сокращен в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза или законодательством государств – членов таможенного союза.

Если отдельные документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, не могут быть представлены при подаче таможенной декларации, по мотивированному обращению декларанта таможенный орган разрешает представление таких документов до выпуска товаров, а в случаях, предусмотренных законодательством государств – членов таможенного союза, – после выпуска товаров.

При таможенном декларировании товаров представляются оригиналы документов либо их копии. Таможенный орган вправе проверить соответствие копий представленных документов их оригиналам в случаях, установленных законодательством государств – членов таможенного союза.

Если при таможенном декларировании товаров в таможенный орган ранее представлялись документы, которые используются при таможенном декларировании, достаточно представления копий таких документов либо указания сведений о представлении таможенному органу таких документов.

При таможенном декларировании товаров документы могут представляться в виде электронных документов в соответствии с условиями, установленными ТК ТС.

Порядок представления и использования электронных документов определяется таможенным законодательством таможенного союза.

Таможенные органы могут принимать и использовать при таможенном декларировании документы и сведения, составленные на государственных языках государств – членов таможенного союза и на иностранных языках.

Таможенный орган вправе потребовать перевод сведений, содержащихся в документах, составленных на языке, не являющемся государственным языком государства – члена таможенного союза, таможенному органу которого при таможенном декларировании представляются такие документы.



Сроки подачи таможенной декларации (ст. 185 ТК ТС)

Таможенная декларация на товары, ввезенные на таможенную территорию таможенного союза, подается до истечения срока временного хранения товаров, если иное не установлено ТК ТС.

Таможенная декларация на товары, вывозимые с таможенной территории таможенного союза, подается до их убытия с таможенной территории таможенного союза, если иное не установлено ТК ТС.

Таможенная декларация в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или предметом административного правонарушения или преступления, в отношении которых было принято решение об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию в соответствии с настоящим Кодексом, подается в течение 30 (тридцати) дней со дня вступления в законную силу:

1) решения суда об освобождении от уголовной (административной) ответственности;

2) решения таможенного органа (должностного лица) об освобождении от административной ответственности;

3) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о прекращении производства по уголовному (административному) делу;

4) решения суда или таможенного органа (должностного лица) о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Если в отношении вышеперечисленных товаров таможенная декларация не будет подана 20 – ти дневный срок, то такие товары задерживаются таможенными органами в соответствии на условиях и в порядке, определенном положениями главы 21 ТК ТС.

Подача и регистрация таможенной декларации (ст. 190 ТК ТС)

Таможенная декларация подается декларантом или таможенным представителем таможенному органу, правомочному в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза регистрировать таможенные декларации.

Дата и время подачи таможенной декларации, ее электронной копии и необходимых документов фиксируются таможенным органом, в том числе с использованием информационных технологий.

Таможенный орган регистрирует или отказывает в регистрации таможенной декларации в срок не более 2 (двух) часов с момента подачи таможенной декларации в порядке, определяемом решением Комиссии таможенного союза.

Таможенный орган отказывает в регистрации таможенной декларации, если:

1) таможенная декларация подана таможенному органу, не правомочному регистрировать таможенные декларации;

2) таможенная декларация подана неуполномоченным лицом;

3) в таможенной декларации не указаны необходимые сведения, предусмотренные статьями 180–182 ТК ТС ;

4) таможенная декларация не подписана либо не удостоверена надлежащим образом или составлена не по установленной форме;

5) в отношении декларируемых товаров не совершены действия, которые в соответствии с ТК ТС должны совершаться до подачи или одновременно с подачей таможенной декларации.

Отказ в регистрации таможенной декларации оформляется должностным лицом таможенного органа в письменной форме с указанием причин отказа.

В случае отказа в регистрации таможенной декларации таможенная декларация и представленные документы возвращаются декларанту или таможенному представителю.

Если таможенная декларация не зарегистрирована таможенным органом, такая декларация считается для таможенных целей неподанной.

С момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Исключением из общих правил являются ситуации таможенного декларирования товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита. В этих случаях не применяются положения пунктов 2 и 3 ст. 190 ТК ТС.

Изменение и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации (ст. 191 ТК ТС)

Сведения, заявленные в таможенной декларации, могут быть изменены или дополнены до выпуска товаров с разрешения таможенного органа по мотивированному письменному обращению декларанта при одновременном соблюдении следующих условий:

если вносимые изменения и дополнения не влияют на принятие решения о выпуске товаров и не влекут необходимости изменять сведения, влияющие на определение размера сумм таможенных платежей, за исключением случаев корректировки таможенной стоимости товаров, и соблюдение запретов и ограничений;

если к моменту получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил его о месте и времени проведения таможенного досмотра и (или) не принял решения о проведении иных форм таможенного контроля в отношении товаров.

Изменение и дополнение сведений, заявленных в зарегистрированной таможенной декларации, не может повлечь за собой заявление сведений о товарах иных, чем те, которые были указаны в зарегистрированной таможенной декларации.

Внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.

Таможенные органы не вправе по собственной инициативе, поручению или просьбе лица заполнять таможенную декларацию, изменять или дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением тех сведений, внесение которых отнесено к компетенции таможенных органов, корректировки таможенной стоимости товаров и (или) изменения после выпуска товаров иных сведений, влияющих на определение размера сумм таможенных платежей и соблюдение запретов и ограничений, производимых в соответствии с положениями таможенного законодательства таможенного союза.

Отзыв таможенной декларации (ст. 192 ТК ТС)

По письменному обращению декларанта зарегистрированная таможенная декларация на иностранные товары может быть отозвана им до принятия таможенным органом решения о выпуске товаров.

При отзыве таможенной декларации новая таможенная декларация должна быть подана в пределах срока временного хранения товаров.

При неподаче таможенной декларации в срок, указанный в части второй настоящего пункта, товары задерживаются таможенными органами в соответствии с главой 21 ТК ТС.

По письменному обращению декларанта таможенная декларация на товары таможенного союза может быть отозвана до фактического убытия товаров с таможенной территории таможенного союза, в том числе после принятия решения о выпуске товаров.

Для отзыва таможенной декларации на товары таможенного союза в обращении об отзыве должно быть указано место нахождения товаров.

Отзыв таможенной декларации допускается с письменного разрешения таможенного органа, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, и (или) не установил нарушений таможенного законодательства таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Таможенная декларация может быть отозвана после проведения таможенного досмотра товара, если в ходе такого досмотра не было установлено нарушений таможенного законодательства таможенного союза, влекущих административную или уголовную ответственность.

Предварительное таможенное декларирование товаров (ст. 193 ТК ТС)

Таможенная декларация может быть подана в отношении иностранных товаров до их ввоза на таможенную территорию таможенного союза.

Если для таможенных целей должны использоваться транспортные (перевозочные) или коммерческие документы, сопровождающие товары, при предварительном таможенном декларировании товаров таможенный орган принимает заверенные декларантом копии этих документов или сведения из этих документов в электронном виде и после предъявления товаров таможенному органу сопоставляет сведения, содержащиеся в копиях указанных документов, с теми сведениями, которые содержатся в оригиналах документов, в том числе в электронных документах.

При предварительном таможенном декларировании в таможенной декларации могут отсутствовать сведения, которые по своему характеру не могут быть известны декларанту до ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза и (или) их предъявления таможенному органу.

Такие сведения должны быть внесены в таможенную декларацию до принятия решения о выпуске товаров в порядке, определенном решением Комиссии таможенного союза.

В случае изменения стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных на основании копий транспортных (перевозочных) или коммерческих документов, обязательно представляются документы, подтверждающие изменение стоимости, количества или веса.

Если после ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза декларантом обнаруживается несоответствие стоимостных, количественных или весовых показателей, отличных от ранее заявленных, декларант вправе отозвать таможенную декларацию в порядке, предусмотренном статьей 192 ТК ТС.

Если товары не предъявлены таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию, либо иному таможенному органу, определенному в соответствии с законодательством государства – члена таможенного союза, в течение 30 (тридцати) календарных дней со дня, следующего за днем ее регистрации, либо в течение этого срока введены запреты и ограничения, таможенный орган отказывает в выпуске таких товаров.

Особенности таможенного декларирования товаров (194 ТК ТС)

В зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и (или) законодательством государств – членов таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров, в том числе в следующих случаях:

1) если декларант не располагает точными сведениями, необходимыми для таможенного декларирования;

2) при регулярном перемещении через таможенную границу товаров одним и тем же лицом в течение определенного периода времени;

3) при перемещении товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи;

4) при перемещении товаров в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени.


3. Выпуск товаров

Выпуск товаров осуществляется таможенными органами при соблюдении следующих условий:

1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения или иные документы, необходимые для выпуска товаров;

2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру;

3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты.

Выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.

Выпуск товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, должен быть завершен таможенным органом не позднее 4 (четырех) часов с момента регистрации декларации на товары, а в случае, если декларация на товары зарегистрирована менее чем за 4 (четыре) часа до окончания времени работы таможенного органа – не позднее 4 (четырех) часов с момента начала времени работы этого таможенного органа.

Указанные сроки включают время проведения таможенного контроля.

При применении предварительного таможенного декларирования товаров выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в срок не позднее 1 (одного) рабочего дня, следующего за днем предъявления товаров таможенному органу, зарегистрировавшему таможенную декларацию.

Если таможенные органы принимают решение о необходимости исследования проб или образцов товаров, подробной технической документации или проведения экспертизы с целью проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации или иных документах, представленных таможенным органам, выпуск товаров производится до получения результатов таможенной экспертизы при условии, что декларантом предоставлено обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в сумме таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проведения таких исследований или экспертиз.

Выпуск товаров не производится только в случае обнаружения таможенными органами признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения и декларантом не представлены доказательства, подтверждающие их соблюдение.

В случае выявления административного правонарушения или преступления выпуск товаров может быть осуществлен до завершения производства по делу или завершения административного процесса, если такие товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.

Условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых:

1) предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию или распоряжению товарами;

2) государством – членом таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом.

Условно выпущенные товары, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям представления льгот.

Условно выпущенные товары, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, а в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, – запрещены к их использованию (эксплуатации, потреблению) в любой форме.

Условно выпущенные товары, могут использоваться только в пределах территории государства – члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществлен их выпуск.

Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.

Условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после:

1) прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов;

2) уплаты ввозных таможенных пошлин в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров.

Для приобретения статуса товаров таможенного союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.

Таможенный орган отказывает в выпуске товаров, если при проведении таможенного контроля товаров таможенными органами были выявлены нарушения таможенного законодательства таможенного союза, за исключением случаев, если:



выявленные нарушения, не являющиеся поводом к возбуждению административного или уголовного дела, устранены;

выявленные нарушения устранены, а декларируемые товары не изъяты или на них не наложен арест в соответствии с законодательством государств – членов таможенного союза.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница