Тема 2: предмет и метод бухгалтерского учета




Скачать 80.12 Kb.
Дата11.05.2016
Размер80.12 Kb.

2012-2013 учебный год

ТЕМА 2: ПРЕДМЕТ И МЕТОД БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

1. Предмет бухгалтерского учета и его объекты.

2. Экономические ресурсы предприятия, их классификация по функциональной роли.

3. Группировка экономических ресурсов по источникам формирования.

4.Метод бухгалтерского учета.




1. Предмет бухгалтерского учета и его объекты.


Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия. Основной целью каждой организации является получение прибыли. Для её достижения бухгалтерский учет осуществляет измерение, обработку и передачу финансовой информации о хозяйствующем субъекте.

Рис. 1 Схема деятельности предприятия.



Деятельность любого предприятия можно представить в виде схемы (рис. 1). Для обеспечения производственной, коммерческой деятельности организации необходим первоначальный капитал (Д) – экономические ресурсы, которые могут иметь денежную, натуральную или иную форму, вновь созданные предприятия получают их от собственников (учредителей). Полученные денежные средства направляются на приобретение средств и предметов труда (Т) у производственных организаций, коммерческие структуры приобретают товары для их последующей перепродажи. Далее осуществляется переработка предметов труда (П), создается новый продукт (Т1), который отличается своей натуральной формой и стоимостью. В коммерческих структурах переработка приобретенных товаров не производится,

однако, осуществляется изучение и поиск рынков сбыта, возникают расходы по рекламе, перевозке и т.п. В результате ранее приобретенный товар, не меняя натуральной формы, получает новую стоимость (Т1). Заключительный этап работы организации – реализация продукции, товара. В результате предприятие получает денежные средства (Д1). Таким образом, происходит непрерывное движение, кругооборот ресурсов организации.

Объектами бухгалтерского учета являются экономические ресурсы (имущество) организации, её обязательства и операции, осуществляемые в процессе хозяйственной деятельности. Экономическим ресурсам организации в бухгалтерском учете дается двойная характеристика: с одной стороны - по составу и функциональной роли, имущество рассматриваются как функционирующий капитал; с другой стороны - по источникам формирования и поступления.

Хозяйственные операции, осуществляемые организацией, подразделяются на три группы. Можно выделить следующие хозяйственные процессы.

Рис. 2. Хозяйственные процессы

Порядок прохождения хозяйственных процессов определен схемой кругооборота экономических ресурсов предприятия. В совокупности хозяйственные процессы формируют цикл простого или расширенного воспроизводства.


2. Экономические ресурсы предприятия, их классификация по функциональной роли.


Имущество организации по функциональной роли подразделяется на три группы: внеоборотные активы, оборотные активы, отвлеченные средства (рис 4).

В состав внеоборотных активов включают: основные средства, вложения во внеоборотные активы, нематериальные активы.



Основные средства – участвуют в производственном процессе многократно, переносят свою стоимость на производимый продукт по частям в форме амортизации. К ним относят здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные приборы и устройства, вычислительная техника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и другие объекты сроком службы более 1 года.

Нематериальные активы – объекты длительного пользования, не имеющие натурально-вещественной формы, но приносящие доход. К ним относят: авторские права, патенты, ноу-хау, товарные знаки, организационные расходы и др. Свою стоимость нематериальные активы погашают постепенно, посредством начисления амортизации.

Вложения во внеоборотные активы – затраты на строительно-монтажные работы, приобретение отдельных объектов основных средств и нематериальных активов, прочие капитальные работы и затраты (проектно-изыскательские, геологоразведочные и буровые работы и т.п.).

Оборотные активы объединяют предметы и продукты труда, денежные средства, средства в расчетах, финансовые вложения.

Предметы труда – потребляются в одном производственном цикле. К ним относят:

Оборотные активы объединяют предметы и продукты труда, денежные средства, средства в расчетах, финансовые вложения.

Рис. 3. Классификация экономических ресурсов предприятия по функциональной роли.



Предметы труда – потребляются в одном производственном цикле. К ним относят:

материальные ценности – сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты, тара, запасные части, хозяйственный инвентарь и принадлежности и др.;

незавершенное производство – продукция, не прошедшая всех стадий технологической обработки на конец отчетного периода;

расходы будущих периодов - расходы предприятия, понесенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам;

Продукт труда – продукция, прошедшая все стадии обработки. В учете разделяют готовую продукцию на складе и товары отгруженные.

Денежные средства – складываются из денежной наличности в кассе предприятия, на расчетном, валютном и других счетах в банках.

Средства в расчетах показывают дебиторскую задолженность, под которой понимается задолженность других организаций или лиц данному предприятию. Дебитор означает должник. Дебиторами могут быть покупатели, работники по суммам, полученным подотчет, прочие дебиторы.

Финансовые вложения – вложения предприятия в государственные и прочие ценные бумаги других организаций, а также займы выданные. В бухгалтерском учете финансовые вложения делятся на три группы:

  • паи и акции – инвестиции в акции акционерных обществ или в уставные капиталы других организаций;

  • облигации – инвестиции в государственные и частные облигации;

  • займы выданные – займы, выданные юридическим или физическим лицам, кроме работников.

К отвлеченным средствам относят убытки организации. Убытки показывают недополученные экономические ресурсы. В бухгалтерском учете разделяют убытки отчетного года и непокрытые убытки прошлых лет.

3. Группировка экономических ресурсов по источникам формирования.


Рис. 4. Классификация экономических ресурсов предприятия по источникам формирования.

По источникам формирования и поступления экономические ресурсы организации подразделяют собственные (собственный капитал) и заемные (созданные за счет обязательств) рис. 5.

Собственный капитал включает уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал, резервы, целевое финансирование, прибыль.

Уставный капитал – совокупность ресурсов, которыми наделяется организация от учредителей (собственников) в момент образования.

Резервный капитал создается в соответствии с законодательством Российской Федерации для покрытия убытков, погашения облигаций, выкупа собственных акций.

Добавочный капитал формируется за счет переоценки основных средств, эмиссионного дохода и средств целевого финансирования, направленных на осуществление инвестиционных программ.

Резервы – создаются организацией, если это предусмотрено учетной политикой. Могут создаваться резервы: сомнительных долгов, на оплату отпусков, ремонт основных средств и др.

Целевое финансирование – это средства, полученные из бюджета, других организаций или физических лиц для осуществления мероприятий целевого назначения.

Прибыль – положительный финансовый результат деятельности организации. Различают прибыль отчетного года и нераспределенную прибыль прошлых лет. Под чистой прибылью понимают часть прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль и санкций за несоблюдение правил налогообложения.

К группе прибыли условно можно также отнести доходы будущих периодов – это доходы полученные (начисленные) организацией в отчетном периоде, но относящиеся к последующим периодам.



Обязательства или заемные источники включают – долгосрочные обязательства, обязательства, краткосрочные кредиторскую задолженность.

Долгосрочные обязательства и краткосрочные обязательства – задолженность организации по полученным кредитам и займам, в том числе обеспеченным векселями, выданными и прочими долговыми обязательствами (облигациями). Долгосрочные обязательства имеют срок погашения более 1 года. Краткосрочные обязательства – обязательства со сроком погашения не более 12 месяцев.

Кредиторская задолженность – задолженность данной организации юридическим и физическим лицам. Задолженность поставщикам за материальные ценности, подрядчикам за выполненные работы, бюджету по налогам, работникам по оплате труда, задолженность органам социального страхования и обеспечения, прочим кредиторам и др.

4. Метод бухгалтерского учета.


Хозяйственная деятельность организации весьма сложна и многогранна. Для её отражения применяется совокупность способов и приемов, которые в системе образуют методологическую основу организации бухгалтерского учета. Основными из них являются: документирование, инвентаризация, оценка, калькуляция, счета, двойная запись, баланс, отчетность.

Документирование – способ первичного отражения хозяйственных операций в момент их осуществления. Документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной информации, если форма документа не предусмотрена в этих альбомах, то документ должен содержать обязательные реквизиты, перечень которых определен Федеральным Законом «О бухгалтерском учете».

Инвентаризация – проводится для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, используется как способ сопоставления фактического наличия имущества с учетными данными. В ходе инвентаризации проверяется и документально подтверждается наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.

Оценкаспособ денежного измерения объектов бухгалтерского учета. Важнейшим принципом оценки является её реальность. Предприятия всех организационно-правовых форм оценивают экономические ресурсы по единой методике с соблюдением установленных положений и правил.

Калькуляция – способ определения себестоимости приобретенных ценностей, выпущенной продукции, выполненных работ и услуг. Калькулирование позволяет определить фактическую себестоимость отдельных объектов учета, являясь основой их денежной оценки.

Счета – представляют собой способ группировки и отражения информации об экономически однородных объектах учета. Хозяйственные операции на счетах отражаются способом двойной записи. Сущность двойной записи заключается в том, что каждая операция записывается на двух сетах бухгалтерского учета в равных суммах.

Бухгалтерский баланс – способ группировки и отражения в денежном измерении экономических ресурсов предприятия по их функциональной роли и источникам формирования на определенную дату.

Отчетность – система показателей, характеризующих деятельность предприятия за определенный период. Состав и формы отчетности законодательно регламентируются.

Комплексное применение рассмотренных выше способов и приемов обеспечивает сплошное, непрерывное, документально обоснованное отражение в бухгалтерском учете финансово-хозяйственной деятельности организации.



Ворожбит Ольга Юрьевна




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница