Тема 14. Роль государства в рыночной экономике. “Провалы” рынка и государства




Скачать 320.21 Kb.
Дата09.05.2016
Размер320.21 Kb.
Тема 14.

Роль государства в рыночной экономике. “Провалы” рынка и государства.
1. Эволюция взглядов на роль государства в обществе
B древности под государством понимали организацию оседлого населения, занимающего определенную территорию и подчиняющегося одной и той же власти. 

Платон, Аристотель, Цицерон рассматривали государство как форму человеческого общежития или как среду, в которой человек находит условия существования. 
Неоспоримо одно:

Государство — продукт экономического и социального развития общества. Оно возникло как потребность нации в выполнении определенных функций (в том числе и экономических), обеспечивающих ее выживание и развитие. 

Споры о должной роли государства в жизнедеятельности человека велись в разные столетия и на разных континентаx: Конфуций утверждал, что сила государства стоит на трех китах: благосостояние населения, мощь (оборонная) государства и доверие к правительству. 


Для Макиавелли сильное государство — это не применяющее насилие или жесткий контроль, а успешное общество, в котором успех может достигаться даже аморальными методами, ибо для спасения государства все средства хороши. 
Возникает определенное противоречие в характеристике роли государства в обществе, которую отдельные экономические школы определяли по-разному:


  • Меркантилисты видели основную задачу государства в стимулировании торговли и выступали за активное вмешательство государства в экономику. 

  • Физиократы доказывали преимущества полной свободы хозяйственной деятельности и наделяли государство всего лишь тремя функциями:

Первая и важнейшая функция государства — хранить естественный порядок от святотатственных и невежественных рук, которые захотели бы покуситься на власть, и особенно хранить то, что лежит в основе его, — собственность.

Образование — вторая функция. Необходимость образования физиократы мотивируют тем, что образование, распространенное на всех граждан, просвещенное общественное мнение — единственное средство воспрепятствовать физиократическому деспотизму выродиться в личный. 

Содержание предприятия общественного характера — третья функция государства

  • Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала классическая теория. В соответствии с классическим подходом «свободная игра рыночных сил (принцип laisser faire) создает гармоничное устройство», а государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры, т.е. делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. 

  • Марксизм впервые обратил внимание на тенденцию, согласно которой, чем больше растет концентрация капитала, тем больше государство испытывает тенденцию к превращению государства всех членов общества в государство финансового капитала, господствующей олигархии. И в качестве такового оно будет стремиться ко все более интенсивному непосредственному вмешательству в экономику. 


Современная теория государства представлена в основном двумя направлениями в экономической теории:

  • неоклассическим

  • кейнсианским..


Кейнсианская теория ставит своей целью контроль и регулирование общего спроса, чтобы он соответствовал общему предложению при обеспечении полной или высокой занятости населения. Модель Кейнса предусматривает стимулирование совокупного «эффективного» спроса путем «побуждения» к инвестированию частного капитала, а также через государственное финансирование общественных работ и некоторое перераспределение через бюджет национального дохода в пользу неимущих. Кейнсианство исходит из принципиальной посылки о том, что чисто рыночный механизм не в состоянии обеспечить стабильный экономический рост и полную занятость, именно поэтому требуется вмешательство государства. 

Доктрина Кейнса нашла наиболее полное применение в США в политике президента Ф.Д. Рузвельта, показав там хорошие результаты. 



В 70-е годы стали проявляться несостоятельность государственных компаний, слабость государственных институтов, раздутые расходы государственных учреждений, сокращение до критической отметки жизненно важных программ в областях образования, здравоохранения и т.д. Все это побудило ряд стран перейти от модели развития 60—70-х годов к модели минимистического государства 80-х годов
Именно в это время (на рубеже 70—80-х годов) кейнсианская теория и основанная на ней политика подверглись критике со стороны неоконсервативного направления, в первую очередь со стороны монетаристов. Они подвергли критике идею государственного регулирования, альтернативу видели в свободе конкуренции и предпринимательства. Эти идеи были использованы в российских экономических реформах 90-х годов XX в., проводимых под руководством Е. Гайдара, получили подтверждение в «рейганомике» и экономической политике государств Чили и Аргентины. 
Жизнь показала, что управлять экономикой (как образно пишет П. Самуэльсон) в отсутствие рынка или государства все равно, что пытаться аплодировать одной рукой. При этом важно помнить, что государственное регулирование должно осуществляться по принципу: «Конкуренция — везде, где возможно, регулирование — везде, где необходимо!» А поэтому хорошее правительство — не роскошь, оно жизненно необходимо для развития страны, именно государство сегодня составляет стержень существующей общественной системы. 
Современное понимание государства в самом широком смысле — это набор институтов, располагающих средствами законного принуждения, которые используются на определенной территории и в отношении ее населения, обозначаемого термином «общество». Государство осуществляет свою деятельность посредством формируемого им правительства. 
Правительство рассматривается не только как совокупность лиц, занимающих в государстве руководящие должности, но и как процесс управления, применения власти, и как способ, метод и система правления в обществе, и как структура и организация правительственных органов и их отношения с управляемыми. В устной и письменной речи во всем мире термины «государство» и «правительство» используются как взаимозаменяемые. 
2. Минимальные и максимальные функции государства. “Провалы” рынка

Минимальные функции государства
Хозяйственная система - особым образом упорядоченная система между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ.
Товарное (рыночное) хозяйствообщественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве, обеспечивающая взаимодействие производства и потребителя посредством рынка. Товарное производство предполагает, что продукты создаются отдельными, частными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного определенного продукта, поэтому для удовлетворения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их товарно-денежный обмен.

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного сектора. Многие общенациональные и региональные экономические проблемы большинства развитых стран решаются государством. Такая экономика носит название «смешанной».


«Смешанная экономика» означает сосуществование механизма рыночной координации и государственного регулирования экономики. Современная хозяйственная система западных стран именуется именно «смешанной экономикой». И все-таки не будет большой ошибкой назвать их капиталистическими. Во-первых, определяющим способом передачи информации в них является механизм ценовых сигналов, или спонтанный порядок. Во-вторых, в частной собственности находиться преобладающая доля редких (ограниченных) ресурсов, главным из которых является капитал. Поэтому термин «смешанная экономика» отражает всего лишь то обстоятельство, что в чистом виде мы не наблюдаем ни спонтанного порядка, ни иерархии; ни правового режима исключительно частной собственности, исключительно общей собственности, исключительно государственной или коммунальной собственности.
Известно, что рыночный механизм, хотя и представляет собой хорошо отлаженный механизм, способный решать важнейшие экономические задачи в обществе, все же не срабатывает в ряде областей хозяйственной жизнедеятельности. 
Ситуации, при которых рыночный механизм не может обеспечить эффективное использование ресурсов, принято называть «провалами» (фиаско, несостоятельностью) рынка
Обычно выделяют следующие типы неэффективных ситуаций, свидетельствующих о «провалах» рынка:

1) общественные блага;

2) внешние эффекты (экстерналии);

3) несовершенная (асимметричная) информация; 

4) монополия

5)инфляция

6)безработица

7)бедность.



Иногда сюда относят также неспособность рынка обеспечить нужным количеством денег обращение. Во всех этих случаях требуется вмешательство государства. 
Функции, выполняемые государством по предоставлению общественных благ, регулированию внешних эффектов (экстерналий), регулированию монополий, пресечению асимметричной информации и эффективной организации денежного обращения образуют минимально необходимые границы регулирования государством реального рынка.
Общественные товары (блага)
Чисто общественное благо (товары)это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет. 
Механизм рынка нацелен на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос, рынок пройдет мимо таких потребностей. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. — эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами. Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и часто потребляются коллективно и неизбирательны в потреблении. Последнее означает, что потребление общественных товаров одним человеком не уменьшает его доступности для других. Такие товары неконкурентны, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю. 
Поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят они за него или нет, то возникает желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца» (free-rider problem). 
В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство.
 Предоставление населению общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный бюджет.
Общественные товары связывают коллективные потребности с налоговой и бюджетной политикой государства. Дело в том, что удовлетворение потребностей в общественных благах (товарах) требует определенных затрат государства из бюджета. Размеры и структура бюджетных расходов зависят от объема и структуры общественных товаров. Для покрытия этих расходов государству необходимы соответствующие доходы, существенную долю в которых составляют налоги с населения. Таким образом, общественные блага только на первый взгляд кажутся бесплатными (ибо непосредственно на рынке население не оплачивает общественный товар).

Из концепции общественных товаров можно сделать следующие выводы для экономической политики государства:

  • поскольку гражданин страны покупает общественный товар по цене, равной налогу, то необходимо поддержание равновесия между доходами бюджета, формируемыми из налогов, и его расходами.

  •  структура бюджетных расходов должна соответствовать структуре спроса на общественные товары. 

  • с увеличением или уменьшением спектра общественных товаров должен соответственно увеличиваться или уменьшаться государственный бюджет.

  •  серьёзное значение в современных условиях хозяйствования имеет соотношение частного и общественного блага.


Внешние эффекты
Внешние эффекты, экстерналии (externalities) — это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как производства, так и потребления товаров и услуг. 
Внешние эффекты делятся на:

  • отрицательные

  • положительные.


Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные — с выгодами для третьих лиц.
Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частными издержками (выгодами):
MSC = MPC + МЕС,
где MSC — предельные общественные издержки (marginal soсial cost); 

МРС— предельные частные издержки {marginal private cost);

MEC — предельные внешние издержки (marginal extemal cost).
Классический пример отрицательного эффекта — строительство плотины в верховьях реки. В этом случае для живущих в нижнем течении реки ухудшаются условия ловли рыбы. Пример положительного внешнего эффекта: фермер проводит оросительный канал на свой земельный участок, вследствие чего качество соседних земельных участков улучшается без вложения капитала их владельцев. 

Отрицательный внешний эффект (negative externalityвозникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. 

Положительный внешний эффект (positive extenality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим. 

При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо рождается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами. 

При наличии положительного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в меньшем по сравнению с эффективным объеме, т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами. 

Условием достижения общественно эффективного объема выпуска является равенство предельной общественной полезности (MSU) предельным общественным издержкам (MSC):
MSU=MSC
В случае отрицательных экстерналий (рис. а) предельные издержки отдельного производителя MC меньше предельных общественных издержек MSC.

В случае положительных экстерналий (рис. б) предельная полезность товара или услуги MU ниже предельной общественной полезности MSU.


Трансформация внешних эффектов во внутренние (internalization of an externality) может быть достигнута путем приближения предельных частных издержек (и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующие налоги и субсидии. 
Корректирующий налог (corrective tax) — это налог на выпуск экономических благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных общественных. 
Корректирующая субсидия (corrective subsidy) — это субсидия производителям или потребителям экономических благ, характеризующихся положительными внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. 
Анализ проблемы социальных издержек привел Коуза к выводу, который Дж. Стиглер назвал теоремой Коуза. Суть ее заключается в том, что, если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, конечный результат (максимизирующий ценность производства) не зависит от изменений в распределении прав собственности (если отвлечься от эффекта дохода). Эту же мысль Стиглер выразил следующим образом: «...в условиях совершенной конкуренции частные и социальные издержки равны». 

Экспериментальные исследования показали, что теорема Коуза верна для ограниченного числа участников сделки (двух-трех). При возрастании численности участников резко увеличиваются трансакционные издержки и предпосылка об их нулевом значении перестает быть корректной. 


Регулирование внешних для рынка эффектов берет на себя государство. Большое значение для современной экономики имеет государственное регулирование внешних эффектов, связанных с экологическим аспектом производства. Ориентированная на спрос рыночная экономика в течение столетий стимулировала вовлечение все больших природных ресурсов в хозяйственный оборот, что в конце концов поставило на грань выживания современное общество. Ухудшение экологической ситуации привело к тому, что появились специальные государственные регуляторы, призванные предотвратить негативные социальные последствия рыночной конкуренции. 
Существуют три основных пути сокращения вредных выбросов в окружающую среду:

1) установление норм или стандартов по вредным выбросам;

2) введение платы за выбросы;

3) продажа временных разрешений на выбросы. 


Последний способ ограничения государством отрицательных экстерналий стал причиной образования рынка прав на причинение внешних издержек.

 Государственные лицензии на сброс отходов выступают объектом купли-продажи на рынке на основе спроса и предложения на них. Загрязнители, купившие такие лицензии, но сократившие на период их действия вредные выбросы, могут остаток по лицензии продать на рынке, а если они полностью освобождаются от сброса отходов, то они могут продать лицензию тем, кто не укладывается в разрешенные нормы выброса.


На приведенном графике предложение сброса отходов изображено вертикальной кривой S и отражает установленный предел на объем допустимого государством загрязнения (100 тыс. т). Он соответствует оптимальному уровню загрязнения. На этот объем выпускаются лицензии. Равновесная цена лицензий на рынке определяется точкой пересечения кривых спроса D и предложения S (т.е. 40 долл. за 1 т сброса). 





Таким образом, из концепции внешних эффектов можно сделать следующие выводы:


  • необходимо введение специальных налогов, которые вместе с субсидиями из государственного бюджета позволят перераспределять средства в пользу пострадавших от внешних эффектов.

  • установление с помощью государства цен, учитывающих внешние эффекты. Это отвечает условиям совершенной конкуренции. 


Монополия. Поддержание естественного порядка и антимонопольная политика
Поддержание естественного порядка в рыночной экономике, под которым понимается совершенная конкуренция, установление на этой основе  «правил игры», т.е. правовой основы экономики, есть важнейшая функция государства. 
В рыночной экономике существует тенденция к монополизму, причем объективная, так как она обусловлена развитием самого рынка, конкуренции, а также процессом концентрации производства. 
Проблема монополии — одна из немногих проблем, где существует согласие между неоклассикой и марксизмом. Монополия в этих учениях является проблемой, которая требует вмешательства государства, потому что ведет к: неоправданному росту цен на товары монополии, неэффективной структуре производства, неэффективному распределению ресурсов, снижению уровня жизни потребителей (неоклассика); образованию монопольно высоких цен, неоправданно высоких, монопольных прибылей и углублению неравенства в распределении доходов, усилении политического влияния монополистов (марксизм). 

Конкурентная политика представляет собой систему мер, цель которых — предотвратить подрыв или искажения конкуренции со стороны фирм, обладающих рыночной властью.

Рассматривая модель чистой монополии, сравним, прежде всего, кривые спроса на товар двух фирм- представителей совершенной и несовершенной конкуренции.

Из этих графиков видно, что совершенно конкурентная фирма (рис. а) может продать, сколько она хочет, не оказывая при этом влияния на рыночную цену. Следовательно, линия спроса D на ее продукцию горизонтальна. Невозможность влиять на рыночную цену связана с относительно небольшим объемом производства у фирм, входящих в отрасль.

В случае фирмы-несовершенного конкурента (рис. б) кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товара, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма-монополист выбрасывает на рынок большее количество товара, его цена падает.

Предельный доход - это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара (MR).

Он определяется как:



MR=TRn – TRn-1.
Если фирма – совершенный конкурент, то она будет продавать каждую дополнительную единицу товара по одной и той же неизменной цене. Таким образом, в условиях совершенной конкуренции предельный доход равен цене товара, т.е. MR=P.
Изобразим графически динамику предельного дохода и спроса в условиях несовершенной конкуренции. Мы видим, что в условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены (MRПосле того, как валовой доход достигает своего максимума, предельный доход становиться отрицательной величиной.TC=Q* AC, т.е. валовые издержки равны произведению количества товара и средних издержек;

MC=TCn TCn-1, т.е. предельные издержки равны разности между валовыми издержками n единиц товара и валовыми издержками n-1 единиц товара;

TR= Q*P, т.е. валовой доход равен произведению количества товара на его цену;

Прибыль- это разность между валовым доходом и валовыми издержками.
Монопольная прибыль в модели несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью. Монопольная прибыль проявляется как результат нарушения условий совершенной конкуренции, как проявление монопольного фактора на рынке.

Но при совершенной конкуренции прибыль выше нормальной сравнительно быстро исчезает под влиянием наплыва новых фирм. Если же барьеры для вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер.


Для измерения степени монопольной власти в экономической теории используется индекс Лернера:
L=

Существует ряд отраслей, где монополия просто необходима. Это так называемая сфера естественных монополий. Государство осуществляет прямое и косвенное регулирование деятельности естественных монополий. Прямое регулирование выражается в установлении цен, косвенное — во введении дополнительных налогов, субсидий и т.д. 


Поскольку исторически так сложилось, что защита конкуренции требовала ограничения грабительских действий первых монополий в конце XIX в., конкурентная политика иногда называется антимонопольной политикой.

Важно отметить, что антитрестовское законодательство направлено не против крупных корпораций, «большого бизнеса» как такового, т.к. размер компании еще не дает возможности трактовать ее как монополию. Антимонопольное регулирование направлено против ограничительной деловой практики, подрывающей эффективную конкуренцию.



цели аитимонопольной политики: не столько бороться с монополией, сколько всячески помогать конкуренции (неоклассика); либо национализация монополий и управление ими в интересах всего общества, либо прямой и всесторонний контроль за ценами, прибылями и производством монополистов (марксизм).
Среди основных мер антимонопольной политики выделяются меры по коррекции поведения, запрещающие антиконкурентные действия, и структурная политика, в ходе которой изменяется структура отрасли, становящаяся более конкурентной.

Разделение крупной компании на ряд мелких независимых фирм или запрещение слияния двух крупных фирм, чреватое получением доминирующей позиции на рынке, являются примерами структурной политики.


Пресечение асимметричной информации рынка
Пресечение асимметричной информации рынка Современный рынок характеризуется асимметричностью информации, которой владеют продавцы и покупатели товаров, что ведет к принятию ими ошибочных решений, вытеснению низкокачественными товарами на рынке высококачественных. 
Государство может сглаживать асимметричность информации путем контроля за качеством товаров и услуг, распространения нужных потребителям сведений, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы, и т.д. Отсюда пресечение асимметричной информации становится функцией цивилизованного государства.

Государство призвано защищать слабо информированных потребителей от действий, о которых они впоследствии пожалели бы. Современные государственные структуры осуществляют общее регулирование условий работы, проверяют и сортируют продукты питания, регулируют внешний вид, безопасность потребительских товаров и требуют, чтобы определенные изделия были снабжены соответствующими этикетками. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей. Принимаются серьезные санкции против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм и т.д. Из-за асимметричной информации частные страховые компании могут отказаться страховать отдельные виды рисков, и тогда этим занимается государство. 

Предоставляя потребителям информацию о качестве товаров, степени риска в сферах инвестирования и страхования и т.п., государство создает тем самым общественное благо (информацию), которым бесплатно пользуются все экономические субъекты. 

Итак, смягчение провалов рынка во многом связано с дальнейшим развитием институтов в экономике, изменением роли государства в экономике. Сегодня государство не может ограничиваться только минимальными функциями


Инфляция.
Инфляцияэто повышение общего уровня цен, сопровождающееся обесценением денежной единицы.
Сущностью инфляции является дисбаланс между совокупным предложением и совокупным спросом в сторону превышения последнего, сложившийся одновременно на всех рынках (на товарном, денежном и рынке ресурсов). В рыночной экономике, т.е. в условиях относительной гибкости и мобильности ценового сигнала, превышение совокупного спроса над совокупным предложением выражается в росте общего уровня цен. Это - открытая форма инфляции.
Многие экономисты считают дефицит проявлением инфляции в скрытой форме. Именно в виде тотального дефицита, развивающегося на всех уровнях производства и потребления, проявляется инфляция в экономике с негибким, фиксированным ценообразованием т.е. в централизованной экономике, где решения об объемах распределения, производства, потребления и ценах принимаются из единого центра. Это – скрытая форма инфляции, или подавленная инфляция.
Однако инфляция не означает, что абсолютно все цены стремятся к повышению. Цены могут колебаться одновременно с разной скоростью и разнонаправлено на межотраслевом и внутриотраслевом уровне. Инфляцию, сопровождающуюся ценовой разбалансированностью, когда в одних секторах цены растут разными темпами, а в других могут сокращаться, называют несбалансированной инфляцией. Ее сложнее выявить и урегулировать, чем сбалансированную инфляцию, при которой цены изменяются в одном направлении и примерно одинаковыми темпами.
Открытая инфляция обычно измеряется в темпах прироста уровня цен за год и подсчитывается в процентах:


Где - темп инфляции в процентах за год,



P1 – уровень цен данного года,

P0 – уровень цен предшествующего года.
В качестве показателя уровня цен используется дефлятор ВВП, но также можно использовать индекс потребительских цен и индекс промышленных цен.
Умеренной (или ползучей) называется инфляция с темпами до 10% в год. Это низкий темп инфляции, при котором обесценение денег настолько незначительно, что сделки заключаются в номинальных ценах.
Галопирующая инфляция ограничена рамками от 10 до 100% в год. Деньги обесцениваются довольно быстро, поэтому в качестве цен для сделок либо используют устойчивую валюту, либо в ценах учитываются ожидаемые темпы инфляции на момент платежа.
Гиперинфляция в странах с развитой рыночной экономикой определяется темпами свыше 100% в год.

Существует множество причин возникновения инфляции. Рассмотрим два типа инфляции на этой основе.


Инфляция спроса - это тип инфляции, которая вызвана причинами, лежащими на стороне совокупного спроса.
Инфляция издержекэто тип инфляции, вызванной причинами, лежащими на стороне совокупного предложения.
Что же приводит к инфляции спроса?

  • Чрезмерная эмиссия денег и сопровождающая ее индексация доходов;

  • Расширение государственного сектора, сопровождающееся увеличением заработной платы не в связи с ростом производительности труда, а для привлечения и поощрения государственных служащих и работников госпредприятий; наращивание в экономике удельного веса продукции госсектора с фиксированными ценами на фоне увеличения номинального дохода работников;

  • Финансирование военных заказов и расширение ВПК (создается давление на цены в сторону их повышения, т.к. деньги для оплаты военных заказов увеличивают денежную массу, не подкрепленную массой товарной).


Механизм раскручивания инфляции спроса характеризуется тем, что сначала увеличивается денежная масса, а затем - совокупный спрос.
инфляция издержек происходит в результате сокращения совокупного предложения в связи с удорожанием издержек производства на единицу продукции. В первую очередь отметим монополизм фирм и профсоюзов, который приводит к повышению издержек производства, вызывая инфляцию.

В отдельных случаях аналогичным фактором инфляции издержек является определенная степень власти над ценой зарубежных фирм, приводящая к разновидности импортируемой инфляции через ценовые шоки. Под импортируемой понимается инфляция, проникающая в экономику страны из-за рубежа через цены иностранных товаров.


Инфляцию издержек может вызвать сдерживающая бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика правительства:

  • при наличии лага запаздывания в принятии решений

  • в случае взаимоисключаемости целей экономической политики.

Следует добавить, что не только экономическое, но и административное регулирование экономики может придать импульс инфляции издержек.


Механизм раскручивания инфляции издержек характеризуется тем, что первоначально в результате роста издержек повышается уровень цен, а лишь затем расширяется денежная масса.

При хронически высокой инфляции невозможно определить, к какому типу она относится. Факторы инфляции спроса и инфляции издержек переплетаются и усиливают друг друга. При гиперинфляции в гонке цен рост денежной массы и инфляционные ожидания превращаются в самостоятельные источники инфляции.


Последствия инфляции:

  1. Инфляция искажает относительные цены, что деформирует факторное распределение доходов и размещение ресурсов, а также снижает эффективность производства и дальнейшего распределения по всей воспроизводственной цепочке;

  2. Инфляция перераспределяет имущество от кредиторов к должникам. Долги в условиях инфляции возвращаются подешевевшими деньгами: при неравномерном росте цен невозможно застраховать ссужаемый капитал, т.к. невозможно точно рассчитать будущий темп инфляции;

  3. Инфляция нарушает пропорции распределения национального дохода между частным сектором и государством в пользу последнего. Государство посредством эмиссии обладает население инфляционным налогом (IT), ставка которого равна темпам инфляции . Инфляционный налог – это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме. Базой для такого налогообложения являются реальные денежные запасы M/P, либо денежная база (C+R).

IT= (M/P) или IT=C + (-i)D,
Где IT- инфляционный налог,

М/Р – реальные денежные запасы,

С – объем наличности,

D – объем депозитов,

i – номинальная ставка процента.


  1. Инфляция перераспределяет национальный доход между получателями трансферных платежей и участниками производства в пользу последних. Факторный доход участников производства, получаемый в денежной форме, растет пропорционально инфляционному повышению цен.


Безработица
Существует тесная связь между уровнем занятости и темпами инфляции. Обратная зависимость между инфляцией и безработицей была обнаружена профессором О. Филлипсом.

Кривая Филлипса показывает обратную зависимость инфляции и безработицы в краткосрочном плане: если при темпах инфляции безработица находится на уровне U1 то снижение инфляции до уровня сопровождается ростом безработицы до U2.

Уравнение кривой Филипса с учетом инфляционных ожиданий и шоков совокупного предложения :

где - ожидаемая инфляция в следующем периоде,



b – реакция инфляции на изменение фактического уровня безработицы

U, Un - естественный уровень безработицы,

- шок совокупного предложения.
Коэффициент ущерба (SR) показывает, на сколько процентов повысится безработица, если снизить на 1%.

SR =1/b.
Где 1/b – величина, обратная степени реакции инфляции на изменение уровня фактической безработицы в процентном выражении.
Стагфляция процесс, при котором рост безработицы сопровождается повышением темпов инфляции.

Расхождение экономистов в толковании долгосрочной кривой Филипса привели к возникновению двух вариантов гипотезы естественного уровня безработицы – теории адаптивных ожиданий и теории рациональных ожиданий.




где LRPh – долгосрочная кривая Филлипса;

Ph – краткосрочная кривая Филипса.
Анализ долгосрочной кривой Филипса в рамках теории адаптивных и рациональных ожиданий показывает, что попытки добиться расширения производства в условиях полной занятости посредством стимулирования совокупного спроса неизбежно приводят к инфляционному накалу, который, вылившись в высокую инфляцию, может привести к серьезным социально-экономическим последствиям.
Безработныелюди, не имеющие работу, но активно занятые ее поиском.

Уровень безработицы рассчитывается как отношение количества безработных к количеству лиц, представляющих рабочую силу, и выражается в процентах.


Существует несколько видов безработицы:

  • Фрикционная безработица связана с поиском и ожиданием работы. Она, как правило, имеет добровольный характер.

  • Структурная безработица возникает в связи с технологическими сдвигами в структуре совокупного спроса или совокупного предложения, когда изменяется сама структура спроса на рабочую силу. Она носит вынужденный характер.

  • Сочетание вышеназванных типов безработицы образует так называемый естественный уровень безработицы.

  • Циклическая безработица порождается циклическими колебаниями экономической активности.Она приносит явные потери в объеме реального ВВП. Закон Оукена:

(Y- Y*)/ Y* = -,

где Y- фактический ВВП,



Y* - потенциальный ВВП,

U – фактический уровень безработицы,

Un – естественный уровень безработицы,

- коэффициент Оукена.
Максимальные функции государства
Если обратиться к реально существующей экономике в мире, то обнаружатся новые области хозяйственной жизни, где проявляется ограниченность рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в экономических процессах.

Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику и отсюда его максимальные функции:



смягчение так называемых «хронических болезней рынка», а именно цикличности развития экономики с помощью антициклической политики, инфляции с использованием антиинфляционной политики, безработицы при помощи социальной политики. Первые две функции в учебной литературе часто объединяются термином «стабильность». 
Суть государственной антициклической политики или регулирования хозяйственной конъюнктуры состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессий стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции ; В условиях длительного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления — сокращение товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на труд предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации государство стремится притормозить рост спроса, инвестиций и производства, чтобы притормозить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов, что нехарактерно для экономики России и стран с «переходной экономикой».
Социальная функция государства направлена не только на удовлетворение общественных потребностей в здравоохранении, образовании поддержки неимущих и т.д., но и на регулирование рынка труда с целью под держания определенного уровня занятости, материального обеспеченных людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.
Расширение системы социальной защиты может осуществляться в трех направлениях:

  • рост социальной сферы; 

  • расширение состава социально защищенных групп; 

  • увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения. 

Не менее важной является функция, связанная с перераспределением  доходов (в учебной литературе эту функцию иногда называют справедливость»). Рынок признает лишь один критерий распределения доходов итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг — как высокие до ходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие тех, кто потерпел неудачу. Чистое рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержания нетрудоспособных, престарелых и т.п.


Функцией государства остается деятельность его в качестве субъекта имущественных отношений. 

Государство представляет собой систему, которая поддерживает обще принятые правила (например, кодекс поведения в обществе или правила ведения бизнеса) либо создает институты, деятельность которых ориентируется на поддержание и сохранение институтов как определенного порядка в экономике. 

Прежде всего на государстве лежит ответственность за создание законов и правил, регулирующих экономическую деятельность, а также контроль за их исполнением.
Создание законодательной базы — это установление правил поведения «экономических агентов», юридических принципов экономического общения, которых обязаны придерживаться в своих действиях все экономические агенты — производители, потребители и само государство. Механизм реализации этой функции может служить институциональная политика. 

Государство проводит региональную политику, решая проблемы, возникающие при воздействии на рыночную экономику исторических, национальных, демографических и прочих нерыночных факторов. 

Реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает реализация национальных интересов в мировой экономике предполагает проведение государством соответствующей внешнеторговой политики, контроль над международной миграцией капиталов и рабочей силы, воздействие на валютные курсы, управление платежными балансами и многое другое. 

По мере развития глобализации функции и роль государства меняются.


Говоря о роли государства в условиях глобализации, следует выделить два аспекта:

  • роль института государства в мировом сообществе

  • внутри отдельной страны. 


Сегодня проявляется тенденция к перенесению части государственных функций по регулированию валютно-финансовой сферы экономики на надгосударственный уровень. Так, события последних лет показывают, что существующих инструментов регулирования мирового финансового рынка явно недостаточно. Отсюда — лихорадочные поиски новых идей и концепций. Например, идеи о создании мировой валютной системы и мирового центрального банка. Развитие процессов глобализации подталкивает государства ко все большей координации их политики в области правового регулирования информационного пространства, экологии, борьбы с терроризмом, наркобизнесом и преступностью. Такая координация, не ослабляя внешнеполитическую роль современного государства, требует усиления той стороны института государственной власти, которая связана с международным сотрудничеством и развитием. 

Не менее важные изменения происходят в функциях государства внутри страны. В условиях глобализации общество испытывает возрастающие перегрузки, вызываемые ослаблением или разрывом традиционных экономических и социальных связей, социальным расслоением, межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Отсюда — усиление исторической роли государства как гаранта социальной стабильности, призванного обеспечить прежде всего необходимую помощь наиболее нуждающимся категориям населения и защищать общество от волны насилия. преступности и террора, приобретающего глобальные масштабы. 



Инновационная функция государства оказывается в числе важнейших функций в условиях глобализации. И действительно, участие государства в инновационном процессе приобрело такие масштабы, что в США поя вился специальный термин «полугосударственная (semipublic) экономика», отражающий тесные связи между частными фирмами и органами власть на федеральном уровне и на местах. Западные исследователи глобализационных процессов в экономике подчеркивают, что формирование национальных конкурентных преимуществ зависит не столько от ТНК и внешних инвестиций, сколько от политики государства как на национальном, так и на региональном уровнях. Возрастает роль местных органов власти, которые обеспечивают необходимую правовую и финансовую поддержку малому и среднёму бизнесу, созданию институциональной основы (сетевых структур, кооперативных объединений, информационных и исследовательских центров, венчурных фондов) для инновационного развития своих регионов, их успеха на мировом рынке. 

Промышленная политика, ориентированная на стимулирование инноваций, невозможна без соответствующей социальной политики, направленной на развитие главного ресурса экономики — человека, отсюда значительное увеличение во всех передовых странах затрат на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. 
3. Формы и инструменты государственного воздействия на экономику



4. Теория общественного выбора и “провалы” государства.
Теория общественного выбора — это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах. 

Эта теория сформировалась в экономической науке в конце 1960-х годов. Американский экономист К. Эрроу и шотландский ученый Д. Блэк применили принципы экономического анализа к процессам принятия политических и экономических решений правительством. Поэтому нередко термины «политическая экономия» или «новая политическая экономия» на Западе используются применительно к теории общественного выбора. Ддя развития этой теории много сделали Дж. Бьюкенен, Д. Норт, Дж. Олсон и др. 

Суть этой теории в том, что сама политическая сфера рассматривается как разновидность рынка (в данном случае политического). Отсюда поведение государственного чиновника определяется законами рынка и он не обязательно будет руководствоваться соображениями общественного благополучия своих избирателей. Если потребитель в рыночной экономике заинтересован в максимизации полезности приобретаемых товаров, бизнесмен — в максимизации прибыли в хозяйственной деятельности, то представитель государственных органов — в максимизации своей частной выгоды (быть переизбранным, получить при выборах больше голосов). Поэтому в процессе принятия каких-либо политических и экономических решений государственные чиновники непременно будут учитывать свои частные интересы. 
П
ринцип рационального экономического поведения государственного деятеля П. Хейне отразил на график:

На этом графике отражена важнейшая идея теоретиков общественного выбора: государственное должностное лицо, так же как и другие субъекты рыночной экономики, стремится уравнять свои личные предельные издержки и предельные выгоды, или МС должны быть равны MR. Общественные же интересы не обязательно могут при этом приниматься во внимание. 



Особенность подхода теории общественного выбора к политическим процессам заключается в том, что частный интерес рассматривается как основной побудительный мотив не только в повседневной жизни и в бизнесе, но и в общественной жизни. 
В общественной жизни люди ведут себя исходя исключительно из своих частных интересов, что не всегда в итоге приводит к результатам, отвечающим интересам общества в целом. Небольшие шансы реализовать через официальное лицо свои экономические интересы имеют хорошо организованные группы давления, или лобби. Лоббисты стремятся получить политическую ренту. 

Политическая рента — это получение экономической ренты через политические институты путем политического процесса. Например, выигрыш от введения импортных пошлин, выделение огромных средств на закупку военной продукции и т.д. 
Теория общественного выбора утверждает, что реализация общественных интересов переплетается с реализацией частных интересов бюрократии, что не означает, будто государственный чиновник непременно преследует свою частную выгоду. 

Широкое распространение в условиях демократии получил процесс под названием «логроллинг».



Логроллинг — это торговля голосами, когда один индивид (или партия) обещает поддержку другому индивиду в голосовании по какому-либо вопросу в обмен на поддержку при голосовании по другому вопросу. 
Согласно теории общественного выбора утверждается, что в силу экономических причин существует политическое неравенство между отдельными группами населения и возможно принятие неэффективных решении, т.е. «провалы» (фиаско) государства. Кроме того, разрастание бюрократического аппарата усложняет сам процесс принятия решений. Поэтому «провалы» рынка дополняются, а иногда и усиливаются «провалами» государства. 
Провалы” государства

К «провалам» государства относят: 


  • ограниченность необходимой для принятия решений информации. Правительственные решения могут приниматься часто при отсутствии надежной статистики, учет которой позволил бы принять более правильное решение. Наличие мощных групп с особыми интересами, лоббирования, мощного бюрократического аппарата приводит к значительному искажению необходимой информации; 




  • несовершенство политического процесса, а именно: рациональное неведение, лоббизм, манипулирование голосами вследствие несовершенства регламента, логроллинг, поиск политической ренты, политико-экономический цикл и т.д.; 




  • ограниченность контроля над бюрократией и стремительный рост государственного аппарата, усложняющий эту проблему;




  • неспособность государства полностью предусмотреть и контролировать ближайшие и отдаленные последствия принятых им решений, ибо конечные результаты действий государства зависят не только от него самого. 


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница