Тема 1: история возникновения и развития бухгалтерского дела




Скачать 415.14 Kb.
страница1/3
Дата10.05.2016
Размер415.14 Kb.
  1   2   3
Тема 1: ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО ДЕЛА

  1. Сущность и содержание бухгалтерского дела;

  2. История возникновения и этапы развития бухгалтерского дела;

  3. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов.




  1. Сущность и содержание бухгалтерского дела.

Бухгалтерский учет в общем смысле – это система, которая обеспечивает всех потребителей информации необходимыми данными. Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на следующие группы:

    • администрация;

    • пользователи с прямым финансовым интересом;

    • пользователи с непрямым (косвенным) финансовым интересом.

Таким образом, бухгалтерский учет является связующим звеном между хозяйственной деятельностью и людьми, принимающими те или иные решения посредством:

  1. регистрации хозяйственных фактов и их измерение;

  2. обработки информации для дальнейшего использования;

  3. передачи пользователям посредством различного вида отчетов.

Бухгалтерский учет развивается и изменяется в соответствие с изменяющимися потребностями общества. Принципы и правила учета должны отвечать нуждам потребителей. Поэтому роль современного бухгалтерского учета не ограничивается только функциями сбора, регистрации, измерения, обработки и передачи информации. Он позволяет осуществлять контроль за эффективностью использования производственного потенциала и финансовых результатов, резервов производства и т.д.

Под организацией бухгалтерского учета понимают систему мер (элементов) построения учетного процесса, обеспечивающих получение своевременной и достоверной информации о хозяйственной деятельности предприятия и осуществление контроля за использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов, сохранностью имущества и готовой продукции собственников предприятия.

Основными элементами системы организации бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования являются:


  • организация первичного учета и документооборота;

  • планирование и организация проведения инвентаризации;

  • разработка плана счетов бухгалтерского учета;

  • выбор формы организации работы бухгалтерии;

  • обеспечение сохранности бухгалтерских документов в процессе документооборота и хранения в архиве бухгалтерии и предприятия;

  • определение объема, состава форм и содержания отчетности;

  • разработка учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета.

Порядок организации бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования определяется, прежде всего, Законом о бухгалтерском учете и отчетности (от 18.10.94 в ред. от 26.12.07).


  1. История возникновения и этапы развития бухгалтерского дела

В развитии бухгалтерского дела можно выделить пять основных периодов.

Первый период – с момента зарождения товарно-денежных отношений до конца XVII века. Характеризуется:



  • мануфактурное производство;

  • сосуществование натурального обмена и товарно-денежных отношений;

  • появление различных способов регистрации фактов хозяйственной жизни в специальных журналах, книгах, ведомостях и т.д.

Венцом данного периода стало широкое использование метода двойной записи. Бухгалтерский учет еще не рассматривался как отдельная наука, а курс «Счетоводство» был включен отдельным разделом в математику. Развитию бухгалтерии во многом способствовало изобретение книгопечатания.

Второй период (конец XVII - конец XVIII веков) развития бухгалтерского дела приходится на время:



  • революционных преобразований в области производства – переход на машинный технологический процесс;

  • развитие разнообразных форм хозяйственных сделок и увеличения объемов как торговых, так и финансовых и других операций.

Для этого периода характерны единообразные подходы к основам систематизации бухгалтерских записей. Так до середины XVIII доминировала итальянская школа счетоводства. Счетоводство по-прежнему рассматривается как форма практической деятельности.

Третий период (конец XVIII - конец XIX веков) отмечен развитием промышленности и торговли, появлением новых форм финансирования предпринимательства. Появление финансовых рынков ценных бумаг, многочисленные скандалы, связанные с финансовыми афёрами, вынудили отдельные страны поставить под государственный контроль и ввести регулирование системы бухгалтерского учета, учредить институт аудита.

Историческое значение данного периода состоит в том, что в нем сформировались основные направления в счетоводстве, по которым и пошло дальнейшее развитие бухгалтерского учета.

Четвертый период (конец XIX - начало XX веков) стал периодом становления бухгалтерского учета как области научных знаний. Специалисты того времени стремились сформулировать теоретические основы бухгалтерского учета, определить объект новой науки.

Одними из первых сделали попытку дать научное определение счетоводства ученые итальянской школы. Дискуссии вели также специалисты Германии, Швейцарии, России.

Пятый период (начало XX столетия – до наших дней) целесообразно разделить на две основные стадии:



  • первая стадия (начало - середина XX столетия) характеризуется разработкой базовых принципов оценки имущественного положения самостоятельно хозяйствующего субъекта, отраслевой направленностью в построении системы бухгалтерского учета, расширением государственной регламентации национальных систем бухгалтерского учета и отчетности;

  • вторая стадия (с середины XX столетия – до настоящего времени) характеризуется разработкой принципов оценки имущественного положения хозяйствующих субъектов в условиях внешней рыночной среды, а также разработкой и внедрением Международных стандартов учета и отчетности.




  1. Профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов

Международная координация в сфере бухгалтерского учета ведется уже более 100 лет. Начало ей было положено в 1904 году, когда в Сент-Луисе (США) прошел первый Международный конгресс бухгалтеров.

Одним из наиболее важных для организации учета событий стало создание в 1973 году Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). . В 2001 г. в результате реорганизации Комитета по МФСО был образован Совет по международным стандартам финансовой отчетности.

Совет по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Board – IASB) является независимой организацией, разрабатывающей стандарты финансовой отчетности общего назначения для компаний, относящихся к негосударственному сектору экономики. Цель Совета – гармонизация правил, бухгалтерских стандартов и процедур, связанных с подготовкой и представлением финансовой отчетности во всем мире.

Главная задача СМСФО заключается в создании условий для составления и публикации прозрачной и общепонятной финансовой отчетности, способствующих стабилизации рыночных отношений.

Работа Совета финансируется профессиональными бухгалтерскими организациями, входящими в его состав, транснациональными компаниями, финансовыми институтами и другими организациями. Совет также получает прибыль от продаж собственных разработок и публикаций.

Международная федерация бухгалтеров (МФБ, IFAC) была создана для развития и укрепления престижа бухгалтерской профессии. Цели этой организации в значительной степени совпадают с целями IASC; однако приоритет отдается собственно бухгалтерской профессии. В настоящее время IFAC объединяет 159 членов из 118 стран, представляющих более 2,5 миллиона бухгалтеров.

Действуя через свои комитеты и рабочие группы, IFAC:


  • разрабатывает высококачественные профессиональные стандарты и руководства для использования бухгалтерами в каждом секторе;

  • действует как лидер по важнейшим направлениям, чтобы обеспечить либерализацию бухгалтерских услуг, а также объединить мнения бухгалтеров по всему миру по вопросам, касающимся профессии, в интересах всего общества;

  • способствует развитию и гармонизации бухгалтерской профессии посредством укрепления и поддержки национальных и региональных профессиональных организаций.

Общественное объединение «Белорусская ассоциация бухгалтеров» — старейшая профессиональная организация в Республике Беларусь, начавшая свою деятельность еще в период существования СССР. Устав действующего общественного объединения «Белорусская ассоциация бухгалтеров» (далее — ОО «БелАБ») принят в 1991 году.

Сегодня состав организаций (международных, национальных), занимающихся вопросами гармонизации и стандартизации учета и финансовой отчетности, достаточно представителен. Можно также отметить такие международные и межправительственные профессиональные организации как:



  • Межамериканская организация бухгалтеров;

  • Конфедерация бухгалтеров стран Азии и Тихого океана;

  • Федерация европейских бухгалтеров- экспертов;

  • Комитет взаимодействия реализации директив ЕС и др.

В настоящее время понятие гармонизации бухгалтерского учета является взаимодополняющим идеи стандартизации учетных процедур. Примером может служить Европейское сообщество, где в настоящее время реализуется идея гармонизации различных систем бухгалтерского учета. Суть ее заключается в том, что в каждой стране может существовать собственная модель организации учета и система стандартов, регулирующих ее и не противоречащих аналогичным стандартам в странах - членах сообщества.

Тема 2: ПРАВОВЫЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

  1. Основные принципы организации бухгалтерского учета;

  2. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.




  1. Основные принципы организации бухгалтерского дела.

Бухгалтерское дело представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях – планировании учета, формировании учетной политики, ведении учета, составлении отчетности, анализе отчетных данных и т.д.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несет руководитель организации (п. 8 Инструкции N 15).

Действующим законодательством руководителям организаций дано право принимать решение о структуре и штатах бухгалтерии. В соответствие со ст. 7 Закона о бухгалтерском учете и отчетности, а также в зависимости от объема учетной работы руководитель организации вправе:


  1. создать бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

  2. ввести в штат должность бухгалтера;

  3. передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета организации, оказывающей услуги по ведению бухгалтерского учета и отчетности, специалисту-бухгалтеру, являющемуся индивидуальным предпринимателем;

  4. вести учет лично в случаях, предусмотренных настоящим Законом или иными законодательными актами Республики Беларусь (бухгалтерский аутсорсинг).




  1. Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется в целях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, достоверности отражения и своевременности поступления учетной и отчетной информации, обеспечения единых принципов исчисления налогов и сборов и заключается в создании единого методологического и правового обеспечения бухгалтерского учета и отчетности для всех предприятий независимо от форм собственности, вида деятельности, ведомственной подчиненности.

В соответствие с Законом о бухгалтерском учете и отчетности государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Национальным собранием Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, иными государственными органами в пределах их компетенции.

Государственное регулирование осуществляется посредством издания законодательными органами власти и государственными органами управления законодательных актов и нормативных документов, обязательных для исполнения всеми субъектами хозяйствования (Закона РБ «О бухгалтерском учете и отчетности», Трудового Кодекса, Типового плана счетов и т.д.)

Министерство финансов Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью. Министерство финансов Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления и подчиняется Совету Министров Республики Беларусь. Для решения вопросов методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью в составе Министерства финансов создано Управление методологии бухгалтерского учета и отчетность.

Республиканские органы государственного управления, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь и осуществляющие регулирование и управление в определенной отрасли экономики (отраслевые министерства, комитеты и концерны), осуществляют методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики.

Методологическое руководство бухгалтерским учетом в учреждениях банковской, кредитно-финансовой систем осуществляет Национальный банк.

Несмотря на строгую государственную регламентацию в области бухгалтерского учета и отчетности предприятиям предоставлены определенные права в организации учета. Так они имеют право:


  • выбирать формы организации и ведения бухгалтерского учета;

  • разработать формы первичного учета и определять порядок документирования;

  • определять порядок начисления амортизации по объектам основных средств и нематериальным активам;

  • выбирать порядок списания материальных ценностей в производство;

  • выбирать вариант отражения в учете процесса реализации и т.д.



Тема 3: ГЛАВНЫЙ БУХГАЛТЕР И ЕГО РОЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

  1. Права и обязанности главного бухгалтера;

  2. Порядок назначения и освобождения от занимаемой должности главного бухгалтера;

  3. Ответственность главного бухгалтера.

1. Права и обязанности главного бухгалтера

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в субъектах хозяйствования возложена на руководителей. При этом главный бухгалтер осуществляет практическое руководство бухгалтерским учетом. Согласно действующему законодательству руководитель обязан нанять работников бухгалтерии, выделить соответствующие требования санитарии, нормам охраны труда и техники безопасности помещения, оборудовать рабочие места бухгалтеров, оснастив их всем необходимым для работы.

Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от занимаемой должности руководителем организации. Подчиняется непосредственно руководителю, а в период его отсутствия – лицу, исполняющему обязанности руководителя. Основными задачами, возлагаемыми на главного бухгалтера, являются:

- постановка и ведения бухгалтерского учета;

- формирование учетной политики;

- составление и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской, статистической и налоговой отчетности;

Главный бухгалтер обязан подписывать все документы, служащие основанием для приемки и выдачи денежных средств и ТМЦ. Указанные документы без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению материально-ответственными лицами и работниками бухгалтерии предприятия.

Указания и распоряжения главного бухгалтера в пределах его компетенции обязательны для всех структурных подразделений и работников организации. За несвоевременное, недоброкачественное оформление и составление документов, недостоверность содержащихся в них данных по представлению главного бухгалтера к ответственности привлекаются лица, составившие и подписавшие эти документы. Разногласия между главным бухгалтером и руководителями других структурных подразделений разрешаются руководителем.

Главный бухгалтер распределяет служебные обязанности между работниками бухгалтерии, составляет и представляет на утверждение их должностные инструкции. Назначение, увольнение и перемещение материально-ответственных лиц (кассиров, кладовщиков и т.д.) производится по согласованию с главным бухгалтером.


2. Порядок назначения и освобождения от занимаемой должности главного бухгалтера

В соответствие с действующим законодательством главный бухгалтер, работающий по трудовому договору, должен быть уволен не позднее одного месяца со дня подачи заявления на увольнение. Главный бухгалтер, работающий по контракту, увольняется в соответствии с условиями контракта. Руководитель организации обязан обеспечить все условия для того, чтобы главный бухгалтер в течение этого времени смог завершить дела и передать их новому главному бухгалтеру.

При освобождении главного бухгалтера (бухгалтера) производится сдача дел вновь назначенному главному бухгалтеру (бухгалтеру). Передача дел предусматривает проверку состояния бухгалтерского учета и достоверности отчетных данных с составлением соответствующего акта, утверждаемого руководителем организации. Основанием для передачи дел является приказ руководителя.

В акте приема-передачи дел указывается состояние предаваемых дел (заполнена ли Главная книга на момент передачи ел, регистры синтетического и аналитического учета, какие документы предъявлены в ходе передачи дел и т.д.). Прием и передача дел осуществляется в присутствие комиссии, назначаемой приказом руководителя после получения от главного бухгалтера заявления на увольнение.


3. Ответственность главного бухгалтера

В соответствие с действующим законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение функциональных обязанностей к главному бухгалтеру могут быть применены меры дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности. Главный бухгалтер несет ответственность в случаях:

- неправильного ведения бухгалтерского учета, следствием чего явились запущенность в бухгалтерском учете и искажение бухгалтерской отчетности4

- принятие к исполнению и оформлению документов по операциям, которые противоречат установленному порядку приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств и другого имущества организации;

- несвоевременной и неправильной проверки операций по расчетному и другим счетам в банках, расчетов с дебиторами и кредиторами;

- нарушения порядка списания недостач, дебиторской задолженности и других потерь, неправильного проведения инвентаризации и искаженного отражения в учете ее результатов4

- несвоевременного проведения в структурных подразделениях, выделенных на отдельный баланс, проверок и ревизий;

- составления неверной бухгалтерской отчетности, неправильного исчисления налогов, сборов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством РБ;

- нарушения сроков представления расчетов по налогам, квартальных и говодоых бухгалтерских отчетов и балансов, статистической отчетности;

- других нарушений положений и инструкций по организации и ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности.



Тема 4: ПРАВОВОЙ СТАТУС БУХГАЛТЕРСКОЙ СЛУЖБЫ, ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

  1. Формы организации работы аппарата бухгалтерии;

  2. Положение о бухгалтерии: содержание, порядок разработки и утверждения;

  3. Должностные инструкции работников бухгалтерской службы, порядок их разработки и утверждения.




  1. Формы организации работы аппарата бухгалтерии.

Бухгалтерская службы является частью единого механизма управления текущей производственной, финансовой, инвестиционной деятельностью, которая тесно связана с другими подразделениями предприятия. Правовой статус бухгалтерской службы регулируется нормативными документами, организационно-правовой формой и общей структурой управления организацией.

При формировании аппарата бухгалтерии рассматривается вопрос о централизации или децентрализации учета. Это зависит, прежде всего, от организационной структуры самой организации, поскольку в состав могут входить филиалы, представительства, обособленные подразделения. При наличии у организации обособленных подразделений, в зависимости от характера и территориального размещения подразделений и отделов предприятия, от места, а также от объема и способа обработки учетных данных должно быть принято решение относительно уровня централизации учетных работ. Это должно быть отражено как одна из составных частей организационного аспекта учетной политики:

Централизация учета предполагает, что учетный аппарат сосредоточен в центральной бухгалтерии. В ней организуется ведение синтетического и аналитического учета на основе первичных и сводных документов, поступающих от подразделений, где ведут лишь первичную регистрацию хозяйственных операций.

Децентрализация учета предусматривает рассредоточение учетного аппарата по подразделениям, где организуется аналитический и частично синтетический учет. В центральной бухгалтерии ведется сводный учет по организации в целом. Возможен вариант и частичной децентрализации.

Централизация учета имеет существенные преимущества перед децентрализацией. При централизованном учете возможно широкое разделение труда между работниками учетного аппарата, возможно эффективное использование компьютерных техник, применение которых при децентрализации учета во многих случаях нецелесообразно.

Децентрализация учета, как правило, приводит к увеличению расходов на содержание учетного аппарата, загромождает, усложняет учетную работу в главной бухгалтерии, снижая возможность использования учета для оперативного руководства предприятием. Однако при наличии некоторых условий децентрализация не только не снижает качества учета и не затрудняет осуществление контроля и руководства всей деятельностью предприятия, а наоборот, дает возможность значительно упорядочить ее и сократить расходы на ведение учета.




  1. Положение о бухгалтерии: содержание, порядок разработки и утверждения.

Выбранная схема организации бухгалтерской службы должна быть закреплена в организационно-распорядительных документах. Для этого разрабатывается Положение о бухгалтерии.

Положение о бухгалтерии представляет собой локальный нормативный акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организация бухгалтерской службы, права и обязанности счетных работников.

Положение о бухгалтерии составляется главным бухгалтером, согласовывается с заинтересованными должностными лицами (например, с юридическим отделом) и утверждается руководителем организации.

Поскольку Положение является локальным нормативным актом, при его составлении необходимо соблюдать требования, предъявляемые к составлению подобных документов. Утверждение Положения оформляется грифом утверждения, который располагается в правом верхнем углу документа. Только с момента утверждения Положение приобретает юридическую силу.

Положение имеет следующую примерную структуру:

Раздел «Общие положения»

Раздел «Основные задачи»

Раздел «Структура»

Раздел «Функции»

Раздел «Взаимоотношения бухгалтерии с другими подразделениями организации»

Раздел «Права»

Раздел «Ответственность»

Раздел «Организация работы»

Раздел «Заключение»

Срок действия утвержденного положения о бухгалтерии не ограничен.
3. Должностные инструкции работников бухгалтерской службы, порядок их разработки и утверждения.

Структура и профессиональный состав бухгалтерии зависят от объема обрабатываемой документации и характера хозяйственных операций. Для наиболее рациональной организации работы бухгалтерии необходимо сформировать штат работников бухгалтерии, закрепив за каждым из них четко определенные функциональные обязанности. Документ, регламентирующий обязанности и права сотрудника, называется должностной инструкцией.

Должностные инструкции – это локальные нормативные акты (внутренний документ организации), принимаются работодателем самостоятельно с учетом специфики конкретных специальностей и профессий в целях регламентации организационно-правового положения работника, его обязанностей, прав, ответственности и обеспечивающий условия его эффективной работы. Основу должностных инструкций сотрудников бухгалтерии должны составлять квалификационные характеристики, а также Положение о бухгалтерии данного предприятия.

При разработке должностных инструкций необходимо обеспечить единый подход к их построению, формулировке содержания разделов, последовательности изложения.

Должностная инструкция включает следующие разделы:

«Общие положения»

«Функции»

«Должностные обязанности»

«Права»

«Ответственность

«Взаимоотношения»

«Организация работы и оценка деятельности»

Должностные инструкции работников бухгалтерии составляются главным бухгалтером и утверждаются руководителем организации. После ознакомления с инструкцией работник ставит отметку «ознакомлен», дату и подпись. Не ознакомление работника с его должностной инструкцией является препятствием для привлечения его к дисциплинарной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.

В ряде случаев должностная инструкция может претерпевать изменения. Основанием для внесения изменений в должностную инструкцию является Приказ руководителя субъекта хозяйствования. Такой приказ издается при необходимости перераспределения функций и должностных обязанностей, при реорганизациях, сокращении штатов и т.д.

Должностная инструкция должна храниться в течении трех лет после замены новой.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница