Строительные комплексы в строительной индустрии: проблемы и перспективы развития




Скачать 238.4 Kb.
Дата09.05.2016
Размер238.4 Kb.
В. ТЕР-ОВСЕПЯН,

юрист, руководитель строительной компании


СТРОИТЕЛЬНЫЕ КОМПЛЕКСЫ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ИНДУСТРИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Государственное управление экономикой в настоящее время направлено на иерархическое по структуре, прямое и непосредственное регулирование деятельности компаний в пределах исключительной компетенции государства. Важным элементом этого регулирования является разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов РФ.

Деятельность предпринимательских организаций самостоятельна, и государственное воздействие на их функциональное и экономическое поведение может осуществляться только опосредованно, с обязательным законодательным обеспечением. Отраслевое управление, сложившееся в 90-е гг., более отражает законодательные положения, чем обеспечивает эффективное управление1.

Используемое в настоящее время понятие «строительная отрасль» как объект государственного управления не полностью отражает сущность реальных экономических отношений. Понятие «строительный комплекс» больше соответствует современному пониманию объекта государственного управления и представляет собой совокупность отраслей, производств и организаций, характеризующуюся тесными устойчивыми экономическими, организационными, техническими и технологическими связями в получении конечного результата – обеспечения производства основных фондов народного хозяйства.

При разрешении проблем повышения эффективности всех видов деятельности, вовлекаемых в инвестиционно-строительную сферу, под строительным комплексом следует понимать совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, реализацию государственной политики в жилищной сфере.

С введением федеральных округов территориальная структура РФ модифицируется. Но пока не ясно, насколько административное деление на федеральные округа будет отражать естественное разделение труда, локализацию производственно-хозяйственных систем, рынков и их взаимодействие. Однако сближение тенденций реформирования административно-хозяйственного деления и объективного формирования региональных рынков, зон межрегиональной экономической интеграции (типа ассоциаций «Северо-Запад», «Сибирское соглашение», «Большая Волга», «Российское Нечерноземье» и др.) представляется целесообразным для выстраивания эффективной и имеющей под собой серьезные основания системы структурирования экономического пространства.

Прежде чем приступить к раскрытию сущности регионального инвестиционно-строительного комплекса (ИСК), следует определить понятие «регион». В соответствии с российским законодательством регион – часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов. Объектом региональной политики, как известно, являются взаимосвязи и отношения между элементами простраственно-локализованной среды.

В статье «Региональные аспекты строительного комплекса на территории России» на основе статистических данных и проведенного анализа сделан вывод, что к началу либерально-демократических реформ (январь 1992 г.) на северо-западе России сформировался отчетливо выраженный и устойчивый территориальный строительный комплекс, включающий четыре объекта управления – Санкт-Петербург, Ленинградскую, Псковскую и Новгородскую области, с доминирующей ролью Санкт-Петербурга и Ленинградской области как естественного территориального, исторически и экономически обусловленного центра развития всего северо-запада России.

В настоящее время государственное участие на рынке строительных услуг не способствует интенсивному развитию предпринимательской среды. Исследованиями доказано, что необходимо совершенствовать механизм государственного регулирования экономической деятельности предпринимательских структур в строительной отрасли.

Экономические и социальные функции инвестиционно-строительной сферы ставят ее развитие в число важнейших государственных задач. В России эта сфера, несмотря на попытки ее государственного регулирования, пока не получила должного развития и не оказывает системного трансформационного воздействия на экономику страны и ее регионов. Отсюда следует необходимость в выработке новых решений, направленных на качественное преобразование инвестиционно-строительной сферы.

Содержание понятия «институциональная матрица» определяется как устойчивая, исторически сложившаяся система базовых институтов, регулирующих экономическую, политическую и идеологическую подсистемы общества. Применительно к инвестиционно-строительной сфере данное понятие есть комплекс взаимосвязанных правил и неформальных ограничений, совокупность которых определяет экономическую деятельность. При этом под региональной институциональной матрицей, формирующей среду функционирования регионального ИСК, понимается взаимосогласованная система экономических, политических и идеологических институтов, обеспечивающих эффективное развитие участвующих в нем субъектов во взаимодействии с базовыми институтами рынка.

Подчеркнем, что государство выступает как политический институт, выражающий интересы всего общества и обладающий правом внеэкономического вмешательства. Оно является стержневым элементом в структуре институциональной матрицы, разработчиком соответствующей политики в области регулирования деятельности субъектов ИСК. Проведение такой политики предполагает создание специальных правовых институтов, государственных институциональных организаций на федеральном и региональном уровнях, регламентацию их деятельности и распределение полномочий между ними.

Сложившаяся в инвестиционно-строительной сфере ситуация (в терминах теории маркетинга ее можно охарактеризовать как классический вариант рынка производителя) значительно осложняется неразработанностью целенаправленной государственной политики и несовершенством институтов рынка (зачастую подменяемых псевдорыночными институтами).

Деятельность субъектов региональных ИСК ориентирована в основном на региональные потребности и находится в поле зрения региональных органов власти, выражающих интересы субъектов Федерации. С возрастанием роли местного самоуправления, активно участвующего в разработке и реализации программ развития региональных ИСК, усиливается потребность во введении в институциональную матрицу муниципальных органов власти. Региональные администрации, учитывая потребности своих территорий и особенности их развития, заинтересованы поддерживать в регионе благоприятный климат для активизации деятельности субъектов ИСК. Именно на региональном уровне необходимо принимать основные решения по формированию специальных институтов (инфраструктуры) регулирования деятельности субъектов ИСК – фондов, союзов, ассоциаций и других, оказывающих маркетинговые, информационные, консалтинговые и другие услуги, финансовых институтов (лизинговых компаний, специализированных банков, кредитных союзов, страховых и гарантийных фондов).

Государственная политика развития региональных ИСК может быть эффективной, только если она совпадает с идеологией и мотивами субъектов Федерации. Основная функция идеологии состоит в формировании систем ценностей, разделяемых обществом. Обеспечение мотивации является одной из основных функций государственных органов власти, направленной на поддержание макроэкономической стабильности, благоприятной внешней среды функционирования, устойчивости нормативной правовой базы.

Государство разрабатывает и принимает меры стимулирования развития инициативы субъектов ИСК (льготное налогообложение, инвестиционные кредиты и др.), защищает права собственности и свободы хозяйственной деятельности, применяет административные меры за несоблюдение формальных правил ведения бизнеса (штрафы, судебные иски). Кроме того, государство содействует обеспечению кредитования, гарантирования займов, привлечению иностранных займов, развитию лизинга и франчайзинга, кооперации субъектов ИСК, получению государственных заказов.

Большую роль в системе идеологических институтов играют нормы и правила административной и деловой этики, формирование принципов доверительного отношения и добросовестного соблюдения правил. Они являются результатом усвоенных форм рыночного поведения и деятельности. Для эффективности формальных и неформальных норм важен «консенсусный» тип создаваемых институтов. Субъекты добровольно придерживаются формальных норм, если они соответствуют их интересам. Поэтому среди экономических институтов важное место в развитии ИСК занимают институты, способствующие взаимодействию субъектов ИСК и способные обеспечить стабильность спроса на его продукцию. Здесь огромное значение приобретают общественные некоммерческие образования.

Они в определенном смысле являются альтернативой государственному регулированию, но их альтернативность проявляется не в противодействии основным направлениям государственного регулирования, а в организации «встречного» процесса. Иными словами, если государственные органы, регулируя рынок ИСК, опираются на установленные законом нормы и правила ведения деятельности, реализуя управление по принципу «сверху вниз», то общественные объединения участников региональных ИСК организуют управление по принципу «снизу вверх» путем реализации добровольного принятия субъектами повышенных требований к этике ведения деятельности, качеству продукции и принимаемых решений, социальной ответственности за них; обеспечения координации действий; поддержания климата сотрудничества, утверждения норм делового поведения; стимулирования прогрессивных методов ведения деловых операций2.

Кроме того, объединения (ассоциации, союзы) представляют интересы участников ИСК в диалоге бизнеса и власти. В ряде стран эти организации выполняют функции, которые им делегируют правительственные органы.

Что касается зарубежного опыта, следует отметить, что в большинстве стран отсутствует единая система управления строительной сферой. Регулирование деятельности входящих в него субъектов происходит на основании множества строительных кодексов, утвержденных законодательными органами штатов, округов, департаментов или местными органами управления. Строительные министерства или министерства более широкого профиля, занимающиеся, в том числе, управлением строительством, курируют сферу строительства, которая относится к государственному сектору экономики, оказывая влияние на строительство и в частном секторе экономики. В США, например, роль регулирующего в государственном масштабе органа играет созданное в 1965 г. Министерство жилищного строительства и городского развития. Его задачей является координация строительства объектов, финансируемых из федерального бюджета, а также строительства частных жилых домов, кредитуемых из этого бюджета.

В Великобритании такую задачу выполняет Министерство строительства и общественных работ, в Канаде – Федеральное министерство государственного строительства, Совет по развитию строительной индустрии, Канадский государственный совет по вопросам спецификации. Местные же органы управления в провинциях Канады имеют агентства, специализирующиеся на вопросах безопасности, охраны окружающей среды при ведении строительных работ и других проблемах, связанных с интересами населения.

Система государственного управления строительством в Германии имеет децентрализованную структуру, включающую, кроме федеральных органов, органы земель, местного самоуправления, которые наряду с прочими проблемами занимаются и вопросами строительства. В число федеральных органов, занимающихся регулированием в строительстве, входят межведомственный Комитет по строительству и Комитет по строительству в землях (районах), Министерство строительства, планирования, жилищного и городского хозяйства и др.3

Большое влияние на регулирование строительной отрасли в развитых странах оказывают различные ассоциации и объединения. Например, в США за счет отчислений строительных фирм созданы: Корпус военных инженеров, Ассоциация американских генеральных подрядчиков, Ассоциация американских архитекторов, Американское общество инженеров гражданского строительства и другие ассоциации; в Великобритании – Федерация подрядчиков по гражданскому строительству, Национальная федерация предпринимателей в строительстве, Федерация зарубежного строительства и другие; в Японии – Японское общество инженеров гражданского строительства, Ассоциация генеральных подрядчиков и другие; в Канаде – Центральная корпорация недвижимого имущества, зданий и сооружений; в Германии – Центральный союз строительства, Главный союз стройиндустрии, Союз специализированных субподрядчиков. Эти объединения разрабатывают и издают различные нормативные документы, инструкции и положения, рекомендации, организуют семинары, школы и курсы повышения квалификации, выступают в роли консультантов правительственных органов, выпускают специальные журналы.

Анализ современного состояния инвестиционно-строительного комплекса России показывает, что институциональная среда его развития в основном сформирована. Наблюдается активное развитие тенденции к созданию в ИСК саморегулируемых организаций и наделению их отдельными функциями регулирования рыночной деятельности субъектов комплекса. О целесообразности такого подхода свидетельствует и дискуссия, идущая в экономических изданиях, по поводу содержания Федерального закона «О саморегулируемых организациях», последних решений Госстроя, Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, региональных союзов и ассоциаций. Можно констатировать, что развитие рынка ИСК идет в направлении качественного преобразования институциональной матрицы в соответствии с потребностями рынка4.

В то же время проблема преобразования институциональной матрицы заключается не только в этом. Слабо проработаны институциональные проблемы «дебюрократизации» по взаимодействию участников регионального ИСК с органами власти, защиты собственности, а также интересов субъектов ИСК. Немаловажную роль в создании саморегулируемых организаций играет их эффективность для участников ИСК.

Эффективность развития ИСК в значительной мере определяется сформировавшимися в обществе институциональными структурами. Развитие эффективной системы институтов (формальных и неформальных норм и правил) предполагает согласование деятельности всех участников процесса с конечными экономическими целями хозяйственного развития. Обеспечение эффективного взаимодействия противоречивых интересов хозяйствующих субъектов является важнейшим условием развития ИСК5.

Особенно актуальна правовая составляющая институциональной матрицы. Правовая среда ИСК может быть представлена как совокупность правовых норм разноотраслевой принадлежности, регулирующих отношения с иными юридически равными субъектами деятельности и отношения управленческие, не предполагающие равенства и диспозитивности. Субъекты ИСК существуют в определенном организационно-правовом пространстве.

В юридическом аспекте ИСК – это разновидность имущественных отношений с участием субъектов, положение и деятельность которых характеризуется имущественной и организационной самостоятельностью; независимостью по отношению к ним участников рынка, несоподчиненностью им; установлением субъектами экономических взаимоотношений по своей воле и инициативе. Их реализация предполагает экономическую активность самих субъектов, действующих в рыночном пространстве и всегда с определенной степенью риска.

Механизм правового регулирования таких отношений уже встроен в гражданское законодательство, которое должно обеспечить эффективное функционирование рыночного хозяйства, в том числе, на уровне регионов6.

В большинстве исследований данной проблемы правовая среда ИСК увязывается лишь с наличием или отсутствием норм, предусматривающих мероприятия по поддержке, регулированию и развитию комплекса. К ней традиционно относят несовершенство системы налогового законодательства, доступность к финансовым институтам, противоречия в нормативно-правовой базе, частые и не всегда продуманные изменения в ней. Уделение главного внимания сугубо вертикальному аспекту («государство – ИСК») следует оценить как «сýженное», так как современный ИСК – это сложная система правовых отношений не только «по вертикали», но и «пo горизонтали». Именно поэтому формирование правовой среды нельзя рассматривать лишь в контексте публично-правового регулирования как меры государственной политики, которая имеет для экономики не самостоятельное, а вспомогательное значение. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что все они опираются на развитое гражданское законодательство, где основополагающими началами регулирования имущественных отношений являются диспозитивность и равенство7. Поэтому основным направлением развития правовых институтов в инвестиционно-строительной сфере должно стать изменение существующего сегодня положения, при котором определяющими являются акты публично-правового действия, связанные с мерами государственного регулирования, а не акты саморегулирования поведения участников ИСК, определяемые частно-правовой сферой.

Следовательно, концептуальный подход к совершенствованию законодательства об ИСК должен опираться на идею адекватности применяемого публично-правового регулирования объективным закономерностям рыночной экономики в целом и особенностям развития ИСК. Последние должны ориентироваться на рациональное экономическое поведение и стабильное, устойчивое развитие8.

Существует необходимость учета на законодательном уровне следующих положений:

- инвестиционно-строительная сфера – часть общего правового понятия «предпринимательство», поэтому оно имеет все его атрибуты, включая риск, что должно учитываться при принятии правовых норм, направленных на содействие государства в развитии его деятельности;

- Гражданский кодекс РФ, регулируя отношения субъектов рынка между собой (отношения «по горизонтали»), не содержит специальных норм о месте и особенностях развития субъектов инвестиционно-строительной сферы. Поэтому они должны быть юридически закреплены в Федеральном законе «О саморегулируемых организациях», принятом на основе Гражданского кодекса РФ и не противоречащем его нормам;

- нормы Гражданского кодекса РФ, относящиеся к отраслям публичного права (финансового, налогового, административного и др.), являются неотъемлемыми регуляторами отношений субъектов инвестиционно-строительной деятельности с органами власти и управления (отношения «по вертикали»). Эти нормы целесообразно сосредоточить в качестве самостоятельного раздела в законе с целью определения границ вмешательства государства в инвестиционно-строительную деятельность;

- содействие государства организациям инвестиционно-строительной сферы должно быть прописано по формам и порядку осуществления в зависимости от этапа жизненного цикла организации, что обеспечит адресный характер механизма регулирования9.

Реализация этих положений на законодательном уровне будет способствовать становлению стратегического партнерства между государством и субъектами инвестиционно-строительной деятельности, а Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» станет основой рамочных соглашений между органами государственной власти, местного самоуправления и организациями, объединяющими участников региональных ИСК10.

Строительная отрасль уникальна. С таким многообразием форм и множеством участников другого такого вида производственной деятельности не существует. В процесс строительства одного объекта (например, тоннеля, моста, высотного здания) могут быть вовлечены даже не сотни – тысячи организаций, выполняющих самые разные виды работ, от инженерно-геодезических изысканий до отделочных работ и благоустройства. И каждая из этих организаций обязана иметь лицензию на все виды выполняемых работ, поскольку это – допуск на строительную площадку и гарантия, что объект строится профессионалами11.

Не удивительно, что строительная деятельность в России традиционно была опутана «сетью» всевозможной документации, начиная с лицензирования и заканчивая разрешениями на ввод объекта. В разной форме и с разных сторон процесс строительства регулируют полтора десятка федеральных ведомств и все три уровня власти12.

С одной стороны, такой контроль и надзор оправдан: ведь любой дом, строение – сложнейший инженерный объект, связанный с безопасностью жизни граждан. С другой стороны, в условиях чудовищной российской бюрократии этот контроль обернулся для строителей сущим кошмаром хождения по сотням кабинетов13.

Убрать один из барьеров – это хорошо, «свежо и ново». Одна загвоздка: государственное регулирование в сфере лицензирования, которое, напомним, подлежало отмене с 2007 г., передать до сих пор некому. Возник «технический разрыв» в подготовке законодательной и нормативной базы. Но, даже если он увидит свет до конца 2006 года, новый инструмент в мгновение ока не заработает. Регулирование в строительстве – чрезвычайно сложный процесс, он требует тщательной подготовки как с нормативно-правовой, так и с организационной точки зрения. Необходим некий переходный период, в течение которого механизмы регулирования сформируются, пройдут государственную аккредитацию, разработают условия, стандарты и требования14.

То, что нельзя ломать одно, не построив другое, признают и в Госдуме, и в Минэкономразвитии, и в Росстрое.

До введения в действие Федерального закона «О техническом регулировании» оно реализовывалось на базе нормативных документов в области строительства и промышленности строительных материалов, принимаемых федеральным органом по строительству. Необходимо разобраться, хватает ли существующих механизмов для обеспечения регулирования в отрасли. В любом случае без выработанных мер по обеспечению безопасности потребителя строительной продукции, контролю качества работ нельзя отменять лицензирование. А пока таких мер не разработано, надо лицензии сохранить.

Таким образом, в современной рыночной экономике большую роль играют институты частной собственности и капитала, частнопредпринимательского сектора и предпринимателя как его главного действующего лица. Существенно изменились общеэкономические условия функционирования строительства как отрасли материального производства.

Выжившие в период 1992–1999 гг. и вновь образовавшиеся строительные организации объективно поставлены в условия, когда им жизненно необходим поиск своей ниши на рынках. Объективными стартовыми условиями формирования этих рынков, определяемыми сегодняшней и прогнозируемой общеэкономической ситуацией, можно считать:

- создание многоукладной экономики, основанной на многообразии форм собственности на средства производства;

- множественность источников капитальных вложений, включающих государственный сектор (федеральный бюджет), муниципальный сектор (муниципальный бюджет), банковские и финансовые структуры (включая в перспективе страховые и пенсионные фонды), корпоративный сектор (включая корпоративный и частный капиталы), смешанный и зарубежный капиталы, средства населения;

- отказ государства от политики полного производственного и социального патернализма, что подразумевает финансирование и производственного строительства, и строительства объектов социальной сферы за счет доходов, получаемых собственниками от своей экономической деятельности;

- ликвидация дореформенных организационных структур управления и организации процесса строительного производства;

- формирование рынков продукции строительства и промышленности строительных материалов и конструкций;

- появление на отечественных рынках зарубежных производителей, обладающих более высокой конкурентоспособностью, чем отечественные производители;

- недостаток свободного инвестиционного капитала15.

Объективные макроэкономические условия формирования региональных ИСК характеризуются в основном существенной пространственной дифференциацией общеэкономических стартовых условий и потенциалов развития строительного предпринимательства и региональных рынков строительства и промышленности строительных материалов и конструкций.

Формирование региональных ИСК в значительной степени зависит от степени концентрации капитала в регионах, природных и экономико-географических факторов (наличия запасов минеральных ресурсов, геополитического положения, уровня экономической развитости региона и т. п.), уровня развития инженерной и социально-бытовой инфраструктур и многих других факторов16.

Из сказанного следует, что государственный (федеральный) ИСК может быть представлен как совокупность локальных, региональных комплексов. При этом каждый региональный ИСК характеризуется уникальностью процессов своего формирования, функционирования и развития17.

Особое внимание следует обратить на границы региональных ИСК. C одной стороны, в условиях рыночной экономики, при наличии заинтересованности многих инвесторов в строительстве объекта на определенной территории должна существовать экономическая свобода выбора региона, в котором инвестор собирается построить объект недвижимости. С другой стороны, желание инвестора построить объект именно на этой территории может вступить в противоречие с интересами населения (территориально-социальной общности) этого района, например, по экологическим соображениям.

Основной задачей регионального органа управления при разработке стратегии и тактики развития региона в условиях рыночной экономики становится создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных товарных рынков, основанных на учете как федерального хозяйственного права, так и всей совокупности региональных особенностей (демографических, социальных, экономических и экологических).

Применительно к региональному ИСК это означает:

- создание благоприятных условий для формирования регионального ИСК, его состава и структуры как технологической, так и по формам собственности на средства производства;

- активное влияние на процесс привлечения инвестиций на территорию региона;

- активное влияние на процесс формирования производственной и социальной инфраструктуры региона;

- формирование и проведение активной градостроительной политики в регионе;

- формирование и жесткое проведение в жизнь региональной экологической политики;

- регулирующее влияние на экономическую политику естественных монополий, функционирующих на территории региона, с целью ограничить всеми доступными средствами их возможности по необоснованному поднятию цен на базовые производственные ресурсы (энергетические, водные, услуги железнодорожного транспорта и др.)18.

Итак, ряд перечисленных мер имеет общеэкономический характер. Однако применительно к строительству их разработка и использование имеют первоочередную значимость. Не лишне упомянуть, что выход экономики из состояния кризиса и депрессии всегда, как свидетельствует мировой опыт, начинается с оживления строительства и, следовательно, промышленности строительных материалов и конструкций.

Возникает вопрос: сохраняется ли феномен ИСК в условиях рыночной экономики, а если сохраняется, то каким сущностным, экономическим и организационным наполнением он обладает?

Фундаментальной особенностью продукции строительства является ее территориальная закрепленность, что придает любым исследованиям в области строительства четко выраженный региональный аспект.

Другая фундаментальная особенность строительства – его роль в процессе экономического воспроизводства: обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов при эффективном использовании капитальных вложений (инвестиций). В процессе строительства проводится перевооружение всех отраслей народного хозяйства: создание новых производств, вовлечение в производство новых природных ресурсов, градостроительство, преобразование окружающей среды – словом, формирование материально-вещной среды жизнедеятельности территориальных общностей и общества в целом.

Фундаментальной особенностью строительной индустрии является повсеместное распространение сырьевой базы, необходимой для производства основных строительных материалов (кирпича, цемента, керамики, сборного железобетона и т.д.). В силу этого производство строительных материалов организовывалось как местная промышленность, развивавшаяся в рамках компетенции местных органов исполнительной власти.

С технологической точки зрения строительный комплекс объективно существует при любой форме управления или регулирования хозяйства. Современная модификация территориального разделения труда предполагает:

- совокупность основных и приоритетных горизонтальных экономических взаимодействий, сложившихся в регионе между строительными производствами по созданию и реализации конечной строительной продукции;

- сбалансированную совокупность таких взаимодействий, исключающую дублирование и нерациональную их организацию;

- структурированную совокупность горизонтальных экономических взаимосвязей в регионе;

- функциональные межотраслевые экономические взаимодействия, овеществляемые в конкретных результатах хозяйственной деятельности трудовых коллективов строительных производств.

Однако с организационной точки зрения с ликвидацией централизованной плановой экономики на макроуровне понятие строительного комплекса как бы исчезает. Во-первых, исчезают «макрособственники» на средства производства – министерства, наделенные государством хотя и не полным правом собственности, но правом пользования и распоряжения этими средствами на отраслевом уровне. Во-вторых, появляется территориальная собственность трех видов:

- региональная собственность, представленная присвоением населением региона материальных благ и услуг для удовлетворения региональных потребностей;

- регионально-отраслевая собственность, образующаяся в результате согласования региональной собственности с отраслевой на территории региона;

- федеральная собственность, образующаяся в результате согласования регионально-отраслевых форм собственности всех региональных коллективов федерации19.

Территориальная закрепленность конечного строительного продукта, распространение сырьевой базы, нецелесообразность перевозки исходных материалов и конструкций на большие расстояния и др. – все это, как правило, ограничивает акты купли-продажи между строительными организациями стройиндустрии локальными территориями с довольно узкими границами. Конечно, нередки случаи, когда и «массовые» строительные материалы (например, лицевой кирпич, черепица и некоторые другие), в силу низкого качества отечественной продукции, привозят из-за рубежа, однако такие явления скорее исключение.

Исходя из сказанного, можем утверждать, что понятие «строительный комплекс» на федеральном уровне становится в известной мере экономической абстракцией, как и федеральный рынок строительства, особенно рынок строительных материалов и конструкций.

Феномен строительного комплекса обретает конкретное содержательное и полнокровное экономическое наполнение лишь на региональном уровне. Его территориальные границы детерминированы экономически выгодным радиусом перевозки наиболее тяжелых строительных материалов и конструкций. При этом в качестве географического центра комплекса целесообразно принимать узлы сосредоточенного строительства, которые, как правило, совпадают с регионообразующими центрами – городами. Региональный ИСК представляет собой определенным образом организованную территориальную совокупность строительных производств и результатов их хозяйственной деятельности с регионально-отраслевым управлением. В совокупность строительных производств мы не включаем в обязательном порядке проектные организации, хотя они также технологически необходимы для создания конечной продукции строительства20.

Рыночная экономика внесла принципиальные изменения в систему оценочных критериев конечной продукции строительства. Это относится не только к функциональной и качественной стороне дела, но и к эстетической.

В дореформенный период из системы критериальных оценок строительной продукции эстетический аспект почти полностью исключался, что привело к безликости материально-вещной среды городов и поселений. Эстетические критерии применялись лишь к очень немногим сооружениям общественного характера. В рыночной экономике возрождение эстетической компоненты, как и повышение требований к функциональным и технологическим качествам проекта, сказывается на организации всего проектного дела в стране. Представляется, что в ближайшее время следует ожидать окончательного развала дореформенной системы проектных организаций.

В полной мере это затронет организации, специализирующиеся на гражданском проектировании, в несколько меньшей – отраслевые проектные институты. С появлением частных проектных организаций институт строительного проектирования неизбежно должен стать полноправным участником рынка строительной продукции и искать свою нишу на этом рынке. Однако сама деятельность по проектированию строительных объектов никак не связана с географическими координатами. Проектировщик, будучи полноправным участником регионального рынка строительной продукции, в то же время не обязательно входит в состав регионального строительного комплекса21.

Таким образом, под региональным ИСК понимается совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений в региональных границах22.



В классическом жизненном цикле отрасли можно выделить стадии, или фазы, например, рождение, или выход на рынок. Рождение характеризует разработку и выход на рынок принципиально новых видов товаров, объем потребностей в которых вызывает строительство новых предприятий, выделяющихся в подотрасль, а затем в самостоятельную отрасль. На этой стадии происходит появление новой отрасли на рынке, которая начинается с момента распространения производимого ею товара и поступления этого товара в продажу в виде пробных партий. В этот момент производимый товар отрасли еще является новинкой, технология его производства недостаточно освоена. Модификации товара отсутствуют, поэтому цены на товар несколько повышены. Поскольку покупатели не знакомы с продукцией новой отрасли, объем реализации очень мал и увеличивается медленно, а сбытовые сети проявляют осторожность к товару. По этой же причине темп роста продаж тоже невелик, торговля часто убыточна, а конкуренция ограничена. На этой фазе конкуренцию могут составить только товары-заменители, производимые в смежных отраслях. Предприятия отрасли на этом этапе несут большие расходы, так как издержки производства велики, а расходы на стимулирование сбыта достигают наивысшего уровня.



1 См.: Тершукова О.П. Формирование инвестиционной политики в строительном секторе экономики: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005. С. 34.


2 Там же. С. 34.


3 См.: Беспамятных Н.Н. Институциональные факторы эффективного развития малого предпринимательства: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2004.

4 См.: Асаул А.Н., Водяницкий М.В. Опыт зарубежных стран в управлении строительством // Актуальные проблемы инвестиционно-строительного процесса: Сб. тр. Вып. II / Под ред. В.А. Заренкова. СПб.: Стройиздат, 2003. С. 167–173.

5 См.: World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2002–2003.

6 См.: Об иностранных инвестициях в Россию // Информационно-аналитический бюллетень БЭА. 2004. № 52.

7 См.: Тершукова О.П. Указ. соч. С. 34.


8 См.: Татаркин А.И., Пыхова И.А., Беспамятных Н.Н. Согласование экономических интересов территории и предприятий при переходе к рынку. Препринт. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 1993.

9 См.: Беспамятных Н.Н. Указ. соч.

10 См.: Асаул А.Н., Водяницкий М.В. Указ. соч. С. 167–173.

11 См.: Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономической книги «Начала», 1997.

12 См.: Шаститко А.Е. Внешние эффекты и трансакционные издержки. М.: Теис, 1997.

13 См.: World Economic Forum. The Global Competitiveness Report. 2002–2003.

14 См.: Тершукова О.П. Указ. соч. С. 53, 54.


15 См.: Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса, или сохраняется строительный комплекс страны в рыночной экономике. М., 2007. С. 45.

16 Там же. С. 47.

17 См.: Тершукова О.П. Указ. соч. С. 34.


18 См.: Асаул А.Н. Указ. соч. С. 45.

19 Там же. С. 45.

20 См.: Когут А.Е., Литовка О.П., Агафонов Н.Т. Социально-экономическое развитие крупных городов России // Вопросы экономики. 1993. № 6.

21 См.: Асаул А.Н. Указ. соч.

22 См.: Когут А.Е., Литовка О.П., Агафонов Н.Т. Указ. соч.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница