«Строчная буква щ, буквосочетания ща, щу»




Скачать 138.62 Kb.
Дата03.05.2016
Размер138.62 Kb.
Урок русского языка в период обучения грамоте 1 класс УМК «ПНШ»

Учитель начальных классов:

Куцева Наталья Николаевна

Тема: «Строчная буква щ, буквосочетания ща, щу»

Тип урока: открытие новых знаний.

Дидактическая цель:

– познакомить с написанием буквы щ и её соединениями

- активизировать знания обучающихся о букве «Щ щ», особенностях звука [щ'] (всегда мягкого) согласного, у которого нет твердой пары.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течение всего периода выполнения отдельного графического задания; при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением; конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов; писать строчную букву щ на основе двигательных элементов по определенному алгоритму; выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями букв ща, щу, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением; перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот.

Метапредметные (критерии сформированности, оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: оценивать результат своей работы на уроке.

Познавательные: моделировать различные языковые единицы (слово, предложение); использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные: читать и пересказывать текст; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.

Личностные: демонстрировать развитие познавательного интереса, формирование определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; раскрывать положительное отношение к школе и адекватное представление о школе.

Средства обучения:

- Условные знаки для составления плана урока (символы), кружки красного цвета- «огоньки»;



- у детей прописи; образцы букв щ, Щ ,вырезанные из наждачной бумаги; модели слов, конверт с элементами букв для их конструирования, смайлики;

- презентация Power Point;анимированный плакат «Буквы», музыкальная физпауза; мультимедийный проектор.



План проведения урока:


Этапы урока

Временная реализация

I. Организационный момент.

1 минут

II. Актуализация знаний. Целеполагание .

2 минуты

III. Планирование работы.

3 минуты

IV.Пальчиковая гимнастика.

1 минута

V. Открытие новых знаний.

а) конструирование буквы

б) анализ написания по плакату и карточкам

в) письмо буквы и соединений

г) ф-минутка «Камень –вата»- 1 минута

д) открытие правил написания щу, ща, що, щё

е) упр. в списывании слов

ж) музыкальная ф-минутка - 1 минута



15 минут

VI. Закрепление изученного материала.

а) упр. в списывании предложений

б) упр. в письме слов на слух

в) логические задания с буквами



10 минут

VII. Подведение итогов. Рефлексия

2 минуты




Этап

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий: цель этапа, формирование УУД

1.

Проверка рабочего места. Выполнение требований учителя.

Выбирают смайлик




- С добрым утром!

Начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Проверьте все ли у вас готово к уроку, приведите в порядок свое рабочее место, ведь аккуратность и чистота залог успеха.

– Посмотрите внимательно на изображение смайликов. Какое вам больше нравится – 1-е, 2-е, 3-е?

– Мне нравится ваше настроение, мы еще вернемся к этим изображениям в конце урока.


Психологический настрой.

Личностные – самоопределение.

Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками


2.

- Со звуком [щ’]

- Согласный, глухой, может быть только мягким.

- щ,Щ (ща)

- Письмо строчной буквы щ

- Мы ещё не умеем писать эту букву.

- Чтобы писать красиво.

- Научиться писать строчную букву щ и соединения с другими буквами

- запомнить «секреты» буквы щ



- С каким звуком познакомились на уроке чтения?

- Дайте характеристику звуку.

-Какой буквой обозначается этот звук?

- Исследуйте рабочую страницу прописи и определите тему сегодняшнего урока.

- А почему нам нужен этот урок?

- Какова цель урока?




Регулятивные –постановка учебной задачи, выявление темы.

Продолжить формирование навыка работы с учебными пособиями

Мотивация деятельности.

Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.




3.

План

1. Выполним массаж пальчиков. 2.Выберем элементы для написания буквы щ

3.Сконструируем букву

4.Посмотрим, как пишется буква щ и поучимся писать её на карточке.

5. Будем писать букву и

соединения

в прописи.

6.Будем писать слова с «секретами» и предложения.

7.Выполним задания Вопросика.

8.Подведём итог.



- Составим план работы на урок, внимательно посмотрите на страницу и определим последовательность работы.

(На доску крепятся условные знаки)







4

Выбирают пальчиковую гимнастику, готовят руку к письму.

Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!


- Какую гимнастику вы хотите провести?


Усиливаю мотивацию.

Обеспечиваю возможность выбора.



5-а

- Три палочки с закруглением в правую сторону; прямая линия с петлей.

Выбирают элементы буквы.

Работают в паре.

Конструируют.

Выполняют самопроверку по «ключу».

Нет. Мы учились писать букву ш, и, у.



- Из каких элементов состоит строчная буква щ?

- Выберете элементы из предложенных, отметив их карандашом. Сравните с соседом, правильно ли выбрали?

- Выполните конструирование строчной буквы щ у себя на столе.

-Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква щ.

- Выполните конструирование строчной буквы щ у себя на столе.

- Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)

- Как вы думаете, трудно ли будет научиться писать щ?



Познавательные – логические универсальные действия (анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, формирование проблемы).

(В конвертах помимо шаблонов № 1, 2, 3, 31, необходимых для конструирования буквы, ещё № 6, 29 для дифференцирования размера и формы элементов.)




5-б

Рассматривают слайды.

- 5 ряд, 2 слева, а справа – 6.

-Буква ш и ъ


Включаю анимированный плакат, титульный слайд.

- Где расположена буква щ?

- Назовите её соседей.

Слайд 2

- А на этом слайде?

- … выйди и покажи букву щ на доске.

- Посмотрите, как нужно правильно её писать.Слайд 3

(Сворачиваю плакат)

(Показываю на доске и комментирую)

- Возьмите карточки, поводите пальцем по строчной щ. Пусть пальчик запомнит , как писать букву.


Для закрепления навыков счёта, пространственной ориентации

Спрашиваю детей, которые запоминают буквы с трудом.

Развитие тактильной памяти.


5-в

Обводят элементы.

Называют критерии письма:



1. Строка

2. Наклон

3.Аккуратность

4. Правильность написания

5.Размер

Пишут буквы.

Выполняют самооценку.

Упражняются в письме соединений:



щу, щи;ща,що;ще,щё.

Выполняют самооценку и взаимоконтроль - если они согласны с оценкой соседа, обводят + кружком.



– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в прописи, и обведите только те, из которых состоит строчная буква щ.

- При письме буквы какими критериями будем пользоваться?



Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Ноги на пол, спина прижата к спинке стульчика.

Пишем строчку буквы щ.

- Как написали букву щ, оцените себя по критериям. Поставьте плюсики под буквами, которые у вас получилась лучше всего.

- Встаньте те ребята, кто сумел поставить себе +.

Похвалите себя.

- Найдите в прописи свободные рабочие строки, на полях поставьте галочки.

Прочитайте соединение, посмотрите, как напишу на доске я вам.



Показ соединений:

а) верхнего – щу, щи;

б) нижнего – ща, що;

в) среднеплавного – ще, щё.

-Запишем их на самой нижней рабочей строке прописи.

- Поставьте плюсик под тем соединением, которое у вас получилось лучше всего.

- Посмотрите у соседа, справился ли он правильно?

- Встаньте те ребята, кто согласен с оценкой соседа.



Сформировать представления о новой букве и её соединениях

Создание


ситуации успеха, динамический момент.

Создание ситуации успеха , контроль учебной деятельности, динамический момент.



5-г

Выполняют упражнения.

Услышишь слово с мягким согласным – подпрыгни, с твёрдым – присядь.

- Кто не ошибался – похвалите себя.



Развиваю фонематический слух. Формирую адекватную самооценку

5-д.

- Записывать слова с буквой щ .

Называют ошибки

Читают, отгадывают.

«Бросают» звук.

- [Щ’] согласный , глухой, мягкий.

Читают запись на слайде, отгадывают.

- [Щ’] согласный , глухой, мягкий.

Читают запись на слайде: буквой щ обозначается всегда мягкий звук[щ’].

- Нет.

- Гласный [у].



- Букву у.

- Гласный [а].

- Букву а.

Читают запись на слайде, находят лишнее слово, дают обоснование выбору. -[О].

- Буквой О.

Читают, отгадывают загадку. Рассматривают .

Звук [О] обозначен буквой ё.

Читают вывод:



щу пиши с буквой у,

ща пиши с буквой а, как написать [щ’о]-спроси.

- Какую часть плана будем выполнять теперь?

- Вначале загадка.



Догадайтесь-ка, ребята,

Отчего ежи, ерши,

Щуки, чайки и волчата

Рассмеялись от души?

(Включаю презентацию.



Слайд 1

- Сколько ошибок допустил Незнайка?

- Кто хочет помочь ему исправить их?

Слайд 2

- Я предлагаю вспомнить «секрет» слов с буквой щ, прежде, чем их записать. Иначе мы можем оказаться на месте Незнайки.



(Включаю слайд 3).

- «Бросьте» первый звук.

- Что вы можете о нём сказать?

Слайд 4.

- Что можете сказать о первом звуке отгадки?



Слайд 5

- Нужны ли особые командиры, чтобы обозначать его мягкость?

- Какой гласный слышим в слоге щу?

- Какую букву напишем?

- Какой гласный слышим в слоге ща?

- Какую букву напишем?

- Это один из «секретов» русского языка.

Слайд 6.

- Какой гласный слышим после [щ’] в слове трещотка?

- Какой буквой он обозначен?

Слайд 7.

Слайд 8

(Щёлкаю по слайду 2 раз)

- Что интересное заметили?

- Это ещё 1 « секрет» русского языка.



Слайд 9

(Презентацию закрываю)




Формирование орфографической зоркости, личностных УУД- желания прийти на помощь герою.



- Щука.

-Верхнее.

- Нет, в нём не отмечены трудные места.

Учащиеся читают слова, анализируют их по плану:

- какое соединение

- трудное место

и записывают.

Контролируют работу товарища.



- Вы замечательно раскрывали «секреты» русского языка, надеюсь, что сможете написать слова грамотно.

- Прочитайте 1 слово в прописи.

- Какое соединение у буквы щ?

- Готово ли слово к записи?

- Подчеркните трудное место и запишите слово, проговаривая самим себе.

- Поменяйтесь прописями с соседом по парте, проверьте и оцените работу товарища.

- Встаньте те ребята, кому поставил товарищ плюсик или даже солнышко. Похвалите себя.

Создание ситуации успеха , контроль учебной деятельности, динамический момент.





Выбирают физпаузу , выполняют движения.

Открываю музыкальную физпаузу: http://wikibit.me/video/qSzWjwS9IgU

Смена видов деятельности, релаксация.



- Писать предложение.

- Прочитаем, составим схему.

Читают предложение и составляют его схему.

Нет, не обозначены трудные места.

Учащиеся анализируют каждое слово предложения и выполняют письмо по образцу.


- Какое задание будем выполнять теперь?

- С чего начнём работу?

- Проверьте работу по образцу.

- У кого схема составлена так же встаньте.

- Давайте прочитаем предложение по схеме.

(Веду указкой по схеме)

- Готово ли предложение к записи?

- Подчеркните их зелёным карандашом.

-Какие трудности увидели?

- Почему Мастер ударных дел в словах я и щёткой

не поставил знак ударения?


Отработка алгоритма записи предложения.



Отгадывают загадки, записывают отгадки под проговаривание сильных учеников:

-Пишу ё, добавлю жи с буквой и, добавлю букву к.

- Пишу чу с буквой у, добавлю ло с буквой о, добавлю к.

-…

-…



-…

-Найдите свободные рабочие строчки, поставьте на них точки.

Я предлагаю продолжить записывать слова с «секретами», но уже на слух.

Я буду читать загадки, а вы записывать отгадки.

- Кто сможет проговаривать слова ?

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.



(Ёжик)

- Не шит, не кроен,

А на ниточке сборен.



(Чулок.)

- По небесам оравою

Бредут мешки дырявые.

И бывает иногда:

Из мешков течет вода.



(Туча.)

 Закипит – исходит паром,

И свистит, и пышет жаром,

Крышкой брякает, стучит.

– Эй, сними меня! – кричит.

(Чайник)

- Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут... (мыши)

- Проверьте запись по образцу.

- Кто не ошибся?

- Кто ошибся, но сам увидел ошибку?

- Похвалите себя.

- Теперь разделите слова на слоги, поставьте ударения.

(Проверка аналогична .)


Формирование орфографической зоркости.

Развитие интеллектуальной активности.

Создание ситуации успеха, контроль учебной деятельности.


6-в

Читают буквы.

-Овал.


-В заглавной букве «Ю» – большой овал; в заглавной букве «Ф» – два овала.

– Какие буквы написал Вопроскин?

– Проанализируйте группу букв. Что их объединяет? Выделите в них общий элемент.

– Впишите общий элемент в рамку.

- Почему подчёркнуты Ю и Ф?





Развитие логического мышления.

7.

Вспоминают цели урока.

Выполнили.

Высказывают свои предположения.

Анализ своей работы, выбор смайлика.



- Посмотрите, у каждого пункта плана зажёгся огонёк - это значит, что всю запланированную работу мы выполнили.

-Какая была цель нашего урока?

-Мы её выполнили?

- Почему удалось выполнить?

(Обобщаю ответы. Делаю вывод о том, что всего можно добиться, если стараешься сам и не подводишь товарищей)

- Оцените свою работу на уроке.




Формирование рефлексивных умений к содержанию урока и собственной деятельности, личной ответственности за результаты совместной деятельности.


Использованные материалы:

  1. Обучение грамоте. Письмо.

Поурочные планы. 1 класс. «Перспективная начальная школа»

Издательство «Учитель». Авторы: Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков.



  1. Ресурсы сети Интернет:

-музыкальная физминутка

-анимированный плакат «Буквы»





База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница