Статья посвящена научному анализу зарубежного опыта оценки качества информационных систем и возможности его использования для оценки качества информационного обеспечения агропромышленного комплекса РФ информационная система, качество информационных




Скачать 97.01 Kb.
Дата11.05.2016
Размер97.01 Kb.
УДК 338.4+004
Зарубежный опыт оценки качества информационных систем В АГРОПРОМЫШЛЕННОЙ СФЕРЕ

Н.Ю. Лукьянова

Статья посвящена научному анализу зарубежного опыта оценки качества информационных систем и возможности его использования для оценки качества информационного обеспечения агропромышленного комплекса РФ.


информационная система, качество информационных систем, критерии качества, агропромышленный комплекс

ВВЕДЕНИЕ


Значительное отставание по уровню информатизации агропромышленного комплекса (АПК) РФ от развитых стран Западной Европы и Северной Америки (более чем в четыре раза) обусловлено целым рядом факторов. К этим факторам отнесем уровень использования новых информационных технологий (ИТ), поддерживающих методы управления технологическими процессами (например, электронное управление стадом, тепличным хозяйством и др.), методы ведения точного сельского хозяйства (на базе спутниковых и геоинформационных систем), уровень компьютерной грамотности сельхозтоваропроизводителей и некоторые другие. Важным фактором, определяющим эффективность информатизации АПК, являются эффективность и качество его информационного обеспечения (ИО), во многом определяющие качество управления на всех уровнях агропромышленного производства и регулирования комплексом. Это обстоятельство обусловливает необходимость научного анализа положительного зарубежного опыта оценки качества информационных систем (ИС) и возможности его использования при оценке качества ИО АПК РФ.
Обзор зарубежных научных исследований

Оценка качества различных типов ИС подтверждает развитость методологических направлений программного обеспечения (ПО), обусловленную высоким уровнем стандартизации в области разработки и менеджмента качества ПО. В то же время существует ряд методологических направлений оценки качества информационных систем, в которых программные средства оцениваются в организационном контексте, т.е. ПО ИС оценивается как средство достижения цели функционирования ИС. Такие подходы позволяют отойти от традиционных оценок в рамках описанных стандартами моделей разработки (Capability Maturity Model (CMM), ORACLE, IEE Software Engeneering Standarts и др.) и соответствующих им систем показателей оценки качества ПО.



В частности, одной из наиболее полных и широко известных в научных кругах моделей оценки качества ИС является модель успеха информационной системы “Information System Success Model” (см. рисунок), предложенная американскими учеными W.H. DeLone и E. R. McLean в 1992 г. [1]. Перечислим основные показатели оценки качества ИС в рамках данной модели:

  1. Качество информации (точность, своевременность, релевантность и др.).

  2. Качество системы (надежность, качество пользовательского интерфейса, документации, качество и восстанавливаемость программного кода, гибкость и др.).

  3. Качество сервиса (качество обучения, системной поддержки и др.).

  4. Фактическое использование (полнота использования, легкость использования, время отклика, положительное отношение, требуемый уровень подготовки практической, профессиональная подготовка, уровень образования, стратегические цели организации, зрелость информационной технологии).

  5. Удовлетворенность пользователя (надежность, получение преимуществ от использования пользователями, руководителями организации, обществом, т.е. индивидуальное, организационное и социальное значение и др.).

  6. Индивидуальное воздействие (скорость идентификации проблемы, время подготовки решения, помощь в подготовке решения, эффективность подготовки решений, продолжительность и частота использования, масштаб анализа и др.).

  7. Организационное воздействие (оценка с позиции организации. Количественные оценки – инвестиции и их рентабельность ROI, рыночная доля, цена, анализ продуктивности, парадокс продуктивности, прибыльность и др. Качественные оценки – касательно изменений организационной структуры и других организационных изменений, эффективность, гибкость, координация, быстрота реакции, повышение качества подготавливаемых решений, качество потребительского сервиса (с т.з. оценки потребителей), конкурентные преимущества, качество отношений между организациями-партнерами).

Обобщающим критерием (системой критериев) успешности ИС является извлечение прибыли (выгод) как для разработчиков ИС, так и для ее пользователей. В зависимости от целей исследования выгоды оцениваются на уровне отдельного пользователя ИС, организации, отрасли, национальном уровне (рисунок).

Анализ зарубежных методологических подходов оценки качества ИС выявил целый ряд заслуживающих рассмотрения моделей, не получивших такого распространения, как модель W.H. DeLone, E.R. McLean. Например, модель оценки качества ИС “SOLE (Software Library Evolution) Quality Model”, предложенная в 1991 г. I. Eriksson, A. Torn и развитая T. Andersson и L. Von Hellens в 1997 г. [2]. Модель выделяет три группы критериев качества на протяжении всего жизненного цикла ИС организации.



  1. С точки зрения высшего руководства на уровне “качество бизнеса” качество ИС признается хорошим при превышении доходов над расходами. Качество функционирования ИС, отслеживается техническим директором, который принимает решение о дальнейшей “судьбе” ИС. Критерий успеха ИС – одобрение результатов ее функционирования.

  2. С точки зрения пользователей критериями на уровне “качество использования” являются функциональность ИС и качество пользовательского интерфейса.

  3. На уровне “качество работы” системы критериями выступают показатели качества программного, технического обеспечения, IT-аутсорсинга, обеспечивающие удобство работы пользователей ИС.

Модель оценки качества ИС Adelakun O., предложенная в 1991 году, рассматривает качество как функцию трех переменных – заинтересованные группы (руководители, планирующие ИС, разработчики и пользователи), время, тип ИС, т.е. качество ИС определяется на трехмерном пространстве. Критерии качества ИС определяются заинтересованными группами как превышение ожиданий выгод от проекта на всех стадиях жизненного цикла системы.

Другая модель оценки ИС (Hallikainen P, Chen L., 2005) описывает подход к оценке эффективности ИС по следующим группам критериев:

  1. Стратегическая ценность. Предполагает оценку по сравнению с мировым опытом эксплуатации аналогичных систем и мировыми тенденциями бизнеса организации.

  2. Доходность. Предполагает оценку финансовых показателей эффективности и оценку инвестиций (рентабельности, срока окупаемости, точки безубыточности).

  3. Риски. Предполагает оценку рисков при реализации ИТ-проекта, например, нарушение графиков внедрения проекта, или сокращение объемов производства.

  4. Успешное развитие (приобретение). Предполагает оценку подходов развития ИС или оценку коммерческих предложений ИТ- разработчиков .

  5. Успешная эксплуатация (использование). Предполагает оценку производительности ИС, пользовательского сервиса и др.

Критериями оценки ИС в зависимости от целей инвестирования в ИТ с учетом деловых целей предприятия, прямого возвращения инвестиций, организационных и технологических рисков в ряде исследований выступают:

  1. Затраты, когда целью инвестирования является выживание бизнеса.

  2. Прибыль, когда целью инвестирования является достижение рентабельности.

  3. Достижение определенного уровня рентабельности, когда целью инвестирования является усовершенствование инфраструктуры компании.

  4. Затраты и достижение определенного уровня рентабельности, когда целью инвестирования является получение конкурентных преимуществ.

Анализ зарубежных исследований показал, что часто используемые традиционные количественные методы оценки эффективности инвестиций (рентабельность, окупаемость инвестиций Return on Investment (ROI), метод чистого дисконтированного дохода - Net Present Value (NPV), внутренняя норма доходности - Internal Rate of Return (IRR), срок окупаемости - Payback Period (PP) и др.) применительно к ИС дают искаженные оценки, связанные с затруднениями получения объективных данных и невозможностью учесть специфические факторы.

Применение существующих методов оценки, которые условно отнесем к качественным (управление портфелем активов - Portfolio Management (PM), система сбалансированных показателей Balanced Scorecard (BSC) и др.) требуют адаптации к оценке ИС и выработке специфических критериев оценки по трем направлениям – выгоды, затраты, риски во взаимосвязи с факторами их достижения. Например, выработка ключевых индикаторов (финансовая перспектива разработки или развития ИТ- проекта, перспектива клиента, внутренние перспективы бизнес-процессов).

Большое внимание в зарубежных исследованиях уделяется стратегии (организационно-методическому аспекту) оценки качества ИС. В большинстве подходов критерии предопределяют методику оценки.
ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АПК

По нашему мнению, следует учитывать:

1. Конечные цели национального АПК, включая их экономические, политические и социальные аспекты на всех уровнях, а также цели населения.

2. Опосредованность влияния качества ИО АПК на достижение конечных целей АПК: качество ИО АПК влияет на качество управления, которое в свою очередь влияет на эффективность АПК.

3. Качество ИО АПК складывается из качества составляющих ее подсистем, а также из качества ее базовых элементов информационных ресурсов, информационных потоков, информационных продуктов и услуг, созданных с использованием ИТ, информационной инфраструктуры и др.

4. Систему неопределенностей, складывающуюся в процессе производства и потребления информационных продуктов и услуг, в частности:

- вероятностный характер информационных потоков, используемых при формировании информационных ресурсов;

- вероятностный характер информационных потоков, используемых при принятии решений;



- вероятностный характер расходов и доходов при производстве и потреблении информационных продуктов и некоторые др.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Очевидно, что оценка качества ИО АПК – сложная научная проблема, требующая разработки соответствующего методологического подхода, учитывающего отраслевую специфику. Решение данной проблемы будет способствовать формированию эффективной системы ИО АПК.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. DeLone, W. H., McLean, E. R. Information Systems Success Revisited. //Proceedings of the 35th Hawaii International Conference on System Sciences (HICSS 02). Big Island, Hawaii: 2002, pp. 238-249.

2. Ozkan S . A Process Capability Approach to Information Systems Effectiveness Evaluation. //The Electronic Journal of Information Systems Evaluation, 2006, Vol. 9, Iss. 1, pp. 7-14. [Электронный ресурс]: Сайт электронного научного журнала. 15.01.2009. - Режим доступа http://www.ejise.com/volume-9/v9-iss-1/v9-i1-art 2.htm.



THE FOREIGN EXPERIENCE OF THE quality information systems evaluation FOR AGRO-INDUSTRIAL SPHERE
N.U. Lukianova 

.

The paper deals with the scientific analysis of the foreign experience of  the quality information systems evaluation, with potential ability to use this experience for the quality information supplying evaluation of the agro-industrial complex of Russia.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница