Статья Конституции рф: Каждый имеет право на образование




Скачать 168.56 Kb.
Дата29.04.2016
Размер168.56 Kb.

Записка

О некоторых проблемах реформы образования



43 статья Конституции РФ:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии…
Курс страны на всестороннюю модернизацию российского общества, провозглашенный президентом РФ, остро поставил вопрос об эффективности образования и его влиянии на развитие страны. Опыт истории напоминает: образование и наука всегда являлись своеобразным интеллектуальным двигателем всех прогрессивных общественных преобразований. Особенно их роль возрастает в условиях перехода к постиндустриальному обществу, когда знания и творческие возможности человека выходят на первый план.

В этой связи важно понять, как совершается современная реформа отечественного образования? Насколько она соответствует Конституции РФ и конечным целям модернизации страны? Что сделано и каковы последствия преобразований в этой важнейшей социальной сфере общества? Наконец, как реагирует на них власть и общество?

Чтобы ответить на эти вопросы рассмотрим наиболее острые проблемы в сфере образования, получившие широкий общественный резонанс. Начнем с высшей школой.
Перенимать опыт развитых стран с умом
Как известно, реформа системы образования в России началась в нулевые годы в ответ на требования глобальных изменений в мире и становления рыночных отношений в стране. Эти объективные требования современности у большинства россиян не вызывали сомнений: они понимали, обществу нужны люди, умеющие жить и работать в условиях информационного общества и становления рыночных отношений. Ради этих целей, собственно, и началась в нулевые годы реформа высшей и средней школы в рамках соответствующей общенациональной программы.

Ее осуществление на практике дало ряд позитивных результатов. Система высшего образования стала учитывать требования рынка. В основном произошла компьютеризация высшей и средней школы, прекратилась ненужная идеологизация учебных программ, присущая прошлым временам, улучшилось преподавание общественных и гуманитарных наук, появились новые учебники и стандарты обучения, стал активнее перениматься зарубежный опыт преподавания, в котором широко применяются современные технические и технологические средства обучения, многочисленные информационные программы, наглядные схемы и различные сведения, полученные из Интернета.

Вместе с тем, в ходе осуществления реформы высшей школы стали возникать явления, вызывающие резкую критику педагогической и научной общественности. Так, заметно вырос удельный вес платного обучения, аспирантура стала практически недоступной для бедных людей, желающих заниматься наукой. Много проблем вызвал переход на Болонскую систему обучения студентов, введенную в высшей школе под давлением правительства, против чего до сих пор выступают многие вузовские преподаватели. Рассмотрим подробнее эту проблему.

Одной из причин введения Болонской системы в российских вузах было стремление Министерства образования и науки унифицировать учебный процесс и тем самым сделать отечественные дипломы приемлемыми в западных странах. В этой связи обучение в вузе было разделено на магистратуру (пять лет обучения) и бакалавриат (четыре года обучения), что в целом привело к общему урезанию учебных занятий в вузах. При этом магистратура стала считаться полным высшим образованием, а бакалавриат - неполным. Обучение по сокращенной программе сопровождалось переходом студентов на узкую специализацию и связанную с этим уменьшением часов на мировоззренческие дисциплины и изучение иностранного языка. Дополнительные занятия по иностранному языку можно было продолжать лишь на платных курсах.

Многие российские эксперты считают, что Болонская система не усиливает, а разрушает оправдавшую себя на практике российскую пятилетнюю систему подготовки квалифицированных кадров в высшей школе. По их мнению, она порождает путаницу в программах обучения, снижает уровень подготовки выпускников вуза, прошедших четырехлетнюю подготовку, и, как следствие, делает их невостребованными в обществе, что, в конечном счете, ведет к увеличению молодежной безработицы. Есть мнение, что эта система способствует вывозу российских «мозгов» за рубеж, ибо одной из ее целей является «развитие мобильности граждан с возможностью их трудоустройства» за границей. Уже появились факты, которые говорят о том, что со временем и магистратура может стать сугубо платным уровнем высшего образования, что прямо противоречит требованиям Конституции РФ о бесплатности образования в стране.

Навязанная вузам без широкого обсуждения Болонская система, как правило, формализует характер обучения, что особенно наглядно проявляется в способах учета и оценки знаний студентов, так называемых «тестах». Такая система обучения в основе своей противоречит историческим достижениям отечественной педагогической науки и современным потребностям страны в появлении высококвалифицированных и творческих кадров. В качестве справки следует отметить, что ряд вузов в Западной Европе (в частности, в Германии) эту систему не используют, так как она, по их мнению, не отвечает требованиям современной информационной и технологической революции, абсолютизирует формальные методы обучения, плохо учитывает культурные и исторические традиции страны. Как известно из истории, лучшие представители российской педагогической науки также делали упор на развитие умственных способностей учащихся, широко использовали в учебном процессе содержательные, а не формальные методы обучения, добивались от студентов понимания сути изучаемого предмета, всячески стимулировали их творческое мышление.


ЕГЭ нуждается в радикальной корректировке
Наибольший общественный резонанс в ходе реформирования отечественной системы образования вызвал внедренный в практику работы средней и высшей школы Единый государственный экзамен (ЕГЭ). С точки зрения Министерства образования и науки, ЕГЭ был призван повысить качество обучение в средней школе, демократизировать практику поступления в вуз, уравнять правила приема во всех высших учебных заведениях, ликвидировать факты коррупции, связанные со вступительными экзаменами в вуз и т.д.

Что же показала практика применения ЕГЭ? С положительной стороны можно отметить только организацию его всеобщего распространения и равенство требований, предъявляемых к его проведению и оценке конечных результатов. Вместе с тем многих целей, поставленных перед ЕГЭ, достичь не удалось. Ежегодно десятки тысяч выпускников школ не допускаются к сдачи ЕГЭ, поскольку не получили аттестата зрелости, что говорит о существенных недостатках в деятельности средней школы. В целом, введение ЕГЭ не сказалось на повышении уровня среднего образования в стране. Это подтверждает возросшая практика репетиторства школьников, желающих поступить в вуз. Она стала более дорогостоящей и фактически недоступной для бедных слоев общества.

Надо прямо сказать, ЕГЭ во многом отрицательно повлиял на методы обучения в начальной и средней школе. В них стал широко применяться так называемый метод тестирования, схожий с экзаменами на право вождения автомобилей, когда экзаменующийся должен выбирать или угадывать один правильный ответ из многих неправильных. Суть этого метода в натаскивании учеников на нужные ответы по конкретным темам урока. При таком методе основная нагрузка падает не на умение самостоятельно мыслить, а на память учащегося. Таким образом, в ХХI веке под видом требований современности возродилась примитивная зубрежка, характерная для средневековой школы. Подобный метод не только далек от стратегической задачи современной школы - прививать ученикам любовь к знаниям, учить их поиску истины, помогать им выработать способность критически и самостоятельно мыслить; напротив, он воспитывает в человеке ненужное школярство, начетничество и конформизм – свойства, полностью противоречащие целям развития и модернизации нашей страны.

Не удалось ликвидировать и коррупцию при поступлении в вуз. Мало того, вместо отдельных фактов коррупции, встречавшихся в центральных вузах на вступительных экзаменах, общество столкнулось с массовой коррупцией на местах, когда за деньги можно было купить ответы на вопросы ЕГЭ. В последнее время в Интернете появились даже расценки на услуги по сдаче ЕГЭ, измеряемые десятками тысяч рублей. Как неоднократно отмечалось в центральных СМИ, в итоге многие высокие баллы, полученные выпускниками школ по ЕГЭ в отдельных регионах страны, не отражали реальные знания выпускников. Например, в отдельных школах Кавказского региона России выпускники, получившие высокие баллы по ЕГЭ, не могли грамотно написать даже Заявление в вуз. Диктанты, проведенные в отдельных вузах среди первокурсников, показали чрезвычайно низкий уровень их знаний по русскому языку. Отдельные студенты допускали в диктантах десятки грамматических ошибок.

Как известно, общественная критика ЕГЭ вынудила президента страны высказаться о необходимости совершенствования («корректировки») практики его проведения. В итоге в педагогической среде родились предложения, дополняющие ЕГЭ другими способами выяснения и оценки знаний абитуриентов: дополнительные экзамены по творческим специальностям, олимпиады по физике и математике, дающие право их победителям поступать в соответствующие вузы без экзаменов, льготы для поступления в вуз людей с ограниченными физическими возможностями и др. По нашему мнению, такие корректировки ЕГЭ очень важны, но недостаточны. Здесь нужны более радикальные меры. По нашему мнению, если нельзя отменить ЕГЭ совсем как неэффективную форму учета знаний выпускников средней школы, то необходимо дать последним право самостоятельного выбора необходимой формы сдачи экзаменов в вуз наряду с ЕГЭ. В итоге часть учащихся будет сдавать экзамены в той форме, за которую ратуют чиновники Министерства образования и науки, инициирующие ЕГЭ. Другая часть граждан может вернуться к традиционной форме вступительных экзаменов в вуз, дающих, на наш взгляд, возможность более качественного выявления знаний абитуриентов и соответствующего их отбора на конкурсной основе, как того требует Конституция РФ.

Возможность свободного выбора гражданами разных форм вступительных экзаменов в вуз, на наш взгляд, более полно соответствовала бы развитию демократии в стране и уже в ближайшее время могла бы дать необходимый толчок совершенствованию среднего и высшего образования, в котором так нуждается сегодня наша страна, приступившая к модернизации.


Нельзя отказываться от бесплатного образования и

повторять закон «о кухаркиных детях»
Высшее руководство страны неоднократно заявляло о незыблемости требований Конституции о всеобщности, равенстве и бесплатности среднего образования в стране. Однако реалии жизни и современная законодательная практика часто опровергает положения Основного закона страны. Так, сотни тысяч детей в России вообще не посещают школу или часто прерывают процесс обучения в ней. Идет быстрое сокращение малокомплектных школ в сельской местности, приводящее к окончательному обезлюдению многих российских деревень и поселков. В последнее время Госдумой принят ряд законов, которые с неизбежностью ставят всю систему образования в жесткую зависимость, с одной стороны, от возможного произвола чиновничества, с другой - от жестких законов рынка, которым образование не может и не должно полностью подчиняться как сфера нерыночных отношений людей. Нельзя забывать, что конечная цель этой сферы – формирование творческой человеческой личности, от которой зависит прогресс всего общества. Проводимая ныне коммерциализация школы может нанести непоправимый вред этому процессу.

В этой связи, особенно негативную роль может сыграть (и уже играет) закон № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»: в просторечии закон «О реформе бюджетных учреждений», инициированный правительством и принятый Госдумой летом текущего, 2010, года. И хотя повсеместное введение его в жизнь отодвинуто на будущее, этот трудно воспринимаемый по своему названию закон продолжает линию печально известного 122-го федерального закона о монетизации льгот, вызвавшего в свое время бурные протесты населения. По мнению отдельных политиков и экспертов, он приведет к ликвидации бесплатного образования и здравоохранения в России, породит новые социальные протесты и волнения. Рассмотрим суть этого закона и его возможные последствия более подробно.

Следует напомнить, что правительство уже до принятия этого закона, ссылаясь на последствия мирового финансового кризиса, заморозило на ближайшие годы и так низкие расходы на образование в размере 3,5 % от ВВП при потребности 7% (для сравнения: в СССР на образование тратилось именно 7% от ВВП, в США - 11%, в Японии – 14%, в Финляндия - 16,5%, в Южной Корее – 20%). Компенсировать замораживание расходов правительство решило поощрением коммерческой деятельности бюджетных учреждений за рамками оплачиваемого государством госзаказа. Для этих целей все образовательные учреждения разделены на Бюджетные (БУ), Казенные (КУ) и Автономные (АУ), отличающиеся друг от друга разной мерой бюджетного финансирования. Из них лишь Казенные учреждения не будут заниматься коммерческой деятельностью, целиком оплачиваясь из бюджета. Остальным учреждениям деньги со стороны государства будут выделяться только под государственный заказ, все, что выходит за рамки этого заказа, – удел самофинансирования. То есть за пределами госзаказа педагогические коллективы могут заниматься собственной коммерческой деятельностью. Если образовательному учреждению чиновники не дают госзаказ, данное учреждение обречено на умирание, превращаясь со временем в объект частных интересов, рейдерства или откровенно криминальных структур.

После выполнения госзаказа (т.е. осуществления общеобязательной программы обучения) педагогическим учреждениям разрешается проводить за отдельную плату дополнительные занятия с учащимися по различным учебным предметам, вести платные факультативы, оказывать соответствующие услуги, связанные с репетиторством, сдавать в аренду часть площадей и т.д. Отсюда с неизбежностью следует, что на платные услуги школы могут рассчитывать лишь дети состоятельных родителей. Что же касается остальных учащихся, они становятся «второсортными» членами ученического коллектива. В этом случае, хотим мы этого или нет, школа становится местом воспроизведения социальной поляризации и «культуры бедности».

По словам мэра Москвы Сергея Собянина, сегодня в столице уже в одних школах на одного учащегося в год выделяется 63 тысячи рублей, а в других - 200 тысяч. Ясно, что подобная практика ведет к появлению сугубо элитарных школ. Они в принципе недоступны детям из малоимущих семей, и в них концентрируются, как правило, дети богатых родителей. Учителя в таких школах получают более высокую оплату за свой труд, чем в среднем по стране. Такой подход, фактически, ведет к нарушению прав человека на получение равного образования, т.е. появлению на легитимных основах «элитарного» образования, не доступного «кухаркиным детям». Это полностью противоречит принципам демократии, а в России осуждалось многими выдающимися представителям общественной мысли уже, по меньшей мере, со времен Александра III.

Рассматриваемый закон фактически ведет к свертыванию бесплатного государственного образования, зафиксированного в Конституции РФ. В этой связи министр образования и науки Андрей Фурсенко предлагал на слушаниях в Совете Федерации «сократить школьную нагрузку на 25% и сделать 25% школьной программы платной, а наиболее бедным семьям компенсировать специальными субсидиями». Думается, что такая радикальная мера будет толкать школы на выдавливание учеников из сферы бесплатного обучения - в платную. А это и будет означать фактическую замену бюджетного бесплатного образования платным. Не приведет ли такой подход к повторению событий, связанных с уже упомянутым 122 законом о ликвидации льгот пенсионерам? Думается, приведет, поэтому власти и переносят его реализацию на лето 2012 года, когда завершатся парламентские и президентские выборы.

Не менее дискуссионным является и проект нового закона «Об образовании», который должен охватить все стороны и ступени системы образования в стране, начиная с дошкольного образования и кончая послевузовским. Этот закон планируется вынести на суд общественности в декабре этого года. Пройдя обсуждение в Общественной палате, он также вызвал массу критических замечаний. Как показала дискуссия, в рамках этого закона будет продолжена линия на сокращение школ и вузов. При этом будут ликвидированы многие академии и педагогические институты. В итоге сократится общее количество преподавателей в средней и высшей школе.

С точки зрения премьер-министра В.В.Путина, высказанной в ноябре 2010 года на заседании Президиума правительства, посвященного вопросам образования, демографическая яма, приведшая к сокращению общего количества школьников и студентов в стране, должна с естественной необходимостью (как закон восхода и захода солнца) привести к сокращению количества школьных учителей и преподавателей вузов. Вместе с тем, на наш взгляд, подобная закономерность не может иметь абсолютное значение для социальной сферы, имеющей свою собственную специфику. Например, в педагогической практике общее сокращение учеников в классе, напротив, может привести к более внимательному отношению к ним со стороны учителя и, в конечном счете, положительно сказаться на улучшении всего качества преподавания и воспитания в школе. Не стоит много говорить о том, что к процессам образования и воспитания человека нельзя подходить с сугубо финансовых или бухгалтерских позиций соотношения понятий «кредита» и «дебита». В социальной сфере, к которой относится образование, нет прямых арифметических зависимостей, не «работают» здесь и аналогии с природными законами.

По мнению первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию и науке Олега Смолина, многостраничный проект нового закона «Об образовании», предоставляя определенную самостоятельность и академическую свободу образовательным учреждениям, содержит в себя много спорных положений и «белых пятен». Он считает, что в целом концепция образования, заложенная в новом законе, делает «шаг назад» по сравнению с аналогичными законами 1992 и 1996 годов. Она может привести (и уже ведет) к снижению зарплаты вузовских педагогов и школьных учителей, отменяет минимальную почасовую учительскую ставку, стимулирует процесс неравенства в зарплате учителей. (Уже сегодня существует перепад в зарплате учителей от 6 тысяч рублей в сельской местности и 26 тысяч в крупных городах).

К сожалению, в концепции нового закона нет ответа на фундаментальный вопрос: чему будут учить детей в школе? Остается неясным также статус школьного педагога. Из текста закона не видно, каково будет финансирование школ, в частности соотношение размеров бюджетного и внебюджетного финансирования. В законе много повторов и мелочей, что может вести на практике к произволу чиновников, представляющих исполнительную власть. Обсуждение данного закона в кругах специалистов уже началось и, возможно, в декабре в обновленном виде он будет представлен на суд широкой общественности.


Как относится к реформе образования власть и общественность

и что следует предпринять в этой сфере?
Следует подчеркнуть, что правительственные законы, призванные реформировать систему образования, встретили в обществе неоднозначное отношение. Так, за принятие закона «О реформе бюджетных учреждений» в Думе проголосовала в первом чтении только лишь одна партия - «Единая Россия», против принятия закона голосовали «Справедливая Россия» и КПРФ, что касается ЛДПР, то она вообще отказалась от участия в голосовании. Похожая картина голосования была и при других чтениях закона. По словам депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой (фракция «Справедливая Россия»), утвержденный Госдумой закон «О реформе бюджетных учреждений» «можно сравнить с лучевой болезнью — сразу российское образование не умрет, а будет долго корчиться в предсмертных судорогах».

Тревожно выглядят результаты голосования за этот законопроект в Совете Федерации: всего 90 «за». Неубедительное большинство. Эта цифра говорит о том, что даже многие члены проправительственной партии не пожелали связывать свое имя с данным законом. По словам Председателя Совета Федерации С.М. Миронова, данный закон, «если называть вещи своими именами, – приговор неимущим в нашей стране, что бы здесь ни говорилось, и, по сути, мы присутствуем при ломке всей системы социальных услуг». Он считает, что из данного закона совершенно не ясно, что конкретно войдет в состав бесплатного для граждан госзадания? Что будет с теми школами, если региональные бюджеты не смогут вовремя оплатить госзаказ? Он уверен в том, что наша школа должна заниматься не столько оказанием услуг, сколько быть системой, которая должна воспитывать «граждан-патриотов, человека, в конце концов»

С резкой критикой закона «О реформе бюджетных учреждений» выступили различные общественные организации. Сразу после его принятия Госдумой начались прямые протесты учителей и родителей против его реализации. Они выходили на митинги, принимали соответствующие резолюции, писали критические письма правительству и Президенту страны, участвовали на общественных началах в разработке альтернативных законов. Первые пикеты против принятия законопроекта «О реформе бюджетных учреждений» прошли в мае текущего года в Москве, Санкт-Петербурге, Липецке, Новосибирске, Тюмени, Екатеринбурге, Мурманске, Владивостоке, Казани, Иркутске. Первого июля закончилась голодовка учителей и родителей учащихся ульяновских школ №№7 и 8, объявленная ими в знак протеста против бездумной оптимизации школ, обернувшейся на деле попыткой ликвидации ряда общеобразовательных учреждений города. Участники голодовки одержали победу: руководство города пошло на попятную. Есть основания говорить, что со временем борьба учителей и родителей против разрушения имеющейся системы образования будет нарастать. Так, недавно организаторы планирующихся акций протеста в режиме он-лайн разработали соответствующие плакаты и лозунги: «Не делайте учителя коммерсантом! Дайте ему право УЧИТЬ!», «Учитель-предприниматель - это ИЛИ учитель, ИЛИ предприниматель!», «Ученье - свет! Неучей - тьма!», «Новая реформа - путь в пропасть!», «В мышеловках платный сыр. Познавайте дети мир!». В этом же русле на сайте «Образование» появилось Открытое письмо учителей, под которым подписались 800 человек. В этом письме они требовали остановить реализацию закона «О реформе бюджетных учреждений», начавшуюся коммерциализацию школ, сокращение учительского корпуса и т.д. В комментариях посетителей сайта начала обсуждаться идея всеобщей забастовки учителей, если будет продолжаться нынешняя политика Министерства образования под руководством Фурсенко.

На наш взгляд, конструктивным ответом на текущую реформу образования является разработка альтернативного закона по образованию, которой занимается лидер общественное движение «Образование для всех» депутат Госдумы Олег Смолин. С его точки зрения реформа образования будет полезной только в том случае, если она перестанет ориентироваться на идеи либерального фундаментализма, рассматривающего сферу образования как простую услугу населению, которую осуществляют учреждения, работающие на коммерческой основе.

Обсуждение общественностью нынешней образовательной политики Министерства образования и науки говорит о том, что она требует коренных изменений. Нынешняя политика в этой области во многом противоречит Конституции РФ, что может привести в будущем к серьезным социальным противоречиям и конфликтам. Стране сегодня нужна совершенно новая программа развития образования в России, где четко будут определены цели образования и условия их достижения, учитывающие интересы всего российского общества, а не только правящего политического класса.

На успешную реализацию альтернативной стратегии в сфере образования государство должно выделять не менее 7% от ВВП. Если общество хочет эффективно использовать результаты деятельности образовательных учреждений в процессе модернизации страны, их следуют полностью освободить от налогов.

Необходима постоянная материальная поддержка учителей и преподавателей вузов. Их зарплата должна быть выше средней зарплаты по промышленности. Не менее важно повысить стипендии студентам до уровня 80% от прожиточного минимума.

Подлинная реформа образования должна привести к поэтапному увеличению доли расходов ВВП на образование до соответствующих затрат развитых стран современного мира. Этот подход позволит увеличить базовую ставку всех педагогов России как минимум до уровня средних доходов в стране, обеспечит молодых педагогов социальным жильем, создаст необходимые материальные и информационные предпосылки для их профессионального роста.

Сфера образования только тогда будет отвечать вызовам время, когда будет ориентироваться на лучшие достижения педагогической науки, формирующей человека как творческую и всесторонне развитую личность, способную сознательно участвовать в современной информационной и технологической революции, быть настоящим гражданином и патриотом своей страны.



В альтернативной реформе образования надо отказаться от законов, ведущих к коммерциализации образования и его ненужной формализации. Необходимо сосредоточиться в процессе обучения на общекультурных, нравственных и творческих сторонах формирования подрастающего поколения. Лишь на таком пути можно с успехом решать задачи модернизации и развития страны.
Записку подготовил д.ф.н. , профессор Б.Ф.Славин.

22 ноября 2010 года



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница