Статья 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»




Скачать 96.23 Kb.
Дата05.05.2016
Размер96.23 Kb.


УДК 336.719

А.В. Юрченко

Северо-Западный банк Сбербанка России


СОМНИТЕЛЬНЫМ ОПЕРАЦИЯМ – ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ
Статья 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ, как известно, дает исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Помимо кредитных организаций (банков), к данной категории законодателем также отнесены профессиональные участники рынка ценных бумаг, страховые организации и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи и некоторые другие.

В ряде случаев на практике складывается неверное мнение о том, что только банки задействованы в системе мер финансового мониторинга. Это не так. Все указанные выше типы организаций являются субъектами названного Федерального закона и обязаны осуществлять внутренний контроль в целях его выполнения.

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – ФЗ-115), организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом (т.е. организации, названные в ст. 5 данного нормативного акта) в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.

При этом основаниями для выявления сомнительных операций и их документального фиксирования в соответствии с нормами ФЗ-115 являются:

запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

выявление неоднократного совершения операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных действующим законодательством;

иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Как показывает практика, к подобным сомнительным операциям, безусловно, относятся операции по обналичиванию денежных средств в крупных и особо крупных размерах, осуществляемые через кредитные и иные организации отдельными юридическими и физическими лицами. Самостоятельный учет и анализ проведения подобных сделок, регулярное обновление Реестра схем выявленных сомнительных операций, позволяют каждому законопослушному банку не только своевременно и без репутационных рисков предоставлять информацию в уполномоченный орган, но и вырабатывать собственные, основанные на действующем законодательстве, эффективные меры противодействия.

Вопрос о сомнительных сделках по обналичиванию денежных средств не случаен и пока еще актуален. По нашим данным, в 2006-2007 годах в Северо-Западном регионе произошел настоящий всплеск таких операций. Совокупные объемы денежных средств, обналиченные по данным схемам через банковское сообщество нашего региона, прежде всего в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, существенно превысили уровень предыдущих периодов. По некоторым оценкам, масштабы этих операций в зоне нашей ответственности сопоставимы с аналогичными показателями на остальной территории Российской Федерации.

Рассмотрим наиболее распространенные в 2006-2007 годах сомнительные схемы обналичивания денежных средств.

Первая группа схем

Основной проблемой для Сберегательного банка в указанный период стала схема с использованием векселей самого банка. Ее организаторы разработали следующий алгоритм действий:

юридические лица за безналичный расчет приобретают простые векселя Сберегательного банка;

векселя, без фактического совершения сделок купли-продажи, но с отметкой в индоссаменте, передаются доверенным физическим лицам;

указанные физические лица предъявляют векселя в учреждения Сберегательного банка к оплате.

На последнем этапе организаторами данной схемы использовались различные варианты обналичивания:

прямое получение наличных денежных средств за предъявленный к оплате вексель в учреждении Сбербанка России;

зачисление денежных средств на вновь открытую банковскую карту с последующими разовым обналичиванием в операционном подразделении банка либо многократными операциями по снятию наличных средств через банкоматы, в т.ч. и других кредитных организаций;

зачисление денежных средств на вновь открываемый вклад предъявившего вексель физического лица в учреждении Сберегательного банка с последующим снятием наличных денежных средств и закрытием вклада;

предъявление векселя к оплате физическим лицом в другом территориальном банке Сбербанка России с поручением о зачислении денежных средств на предварительно открываемый вклад этого же физического лица в учреждении Северо-Западного банка Сбербанка России, с последующим снятием наличных денежных средств и закрытием вклада;

предъявление физическим лицом векселя в учреждение Северо-Западного банка Сбербанка России и заявление о намерении получить кредит на неотложные нужды в наличных деньгах под залог указанной ценной бумаги.

Очевидно, что организаторы данных схем внимательно изучили вексельное законодательство, а также нормативные документы, регламентирующие данную и смежные сферы деятельности в системе Сберегательного банка. Они нами установлены и внимательно изучены, не смотря на то, что периодически проводили замену задействованных в операциях юридических и физических лиц. Характерно, что указанные организаторы осуществляли свою деятельность на постоянной основе, и она являлась для них практически единственным способом заработка.

Тем не менее, банком к концу прошлого года были выработаны и реализованы комплексные меры противодействия, которые позволили в первом квартале 2008 года снизить объем обналичивания по данной группе схем до уровня примерно в 0,2% от показателей аналогичного периода 2007 года. К сожалению, эти меры не могут быть раскрыты в данной публикации, т.к. защищены ФЗ-115 и составляют коммерческую тайну Северо-Западного банка Сбербанка России.

Вторая группа схем

По объемам обналиченных денежных средств в 2006-2007 годах она занимала второе по значимости место. Отличительным признаком данной группы является перевод юридическим лицом безналичных денежных средств физическому лицу с их последующим обналичиванием. В процессе реализации правил внутреннего контроля нами выявлены следующие основные схемы:

А) со счета на вклад

в учреждениях Сберегательного банка проводилось массовое открытие счетов (вкладов) физических лиц, на которые через 1-2 дня юридическими лицами, имеющими расчетные счета в других территориальных банках Сберегательного банка либо иных кредитных организациях, безналичным путем переводились крупные денежные средства;

указанными физическими лицами, либо их представителями по доверенности, в тот же или на следующий день указанные средства снимались в наличной форме;

использовавшиеся типовые основания: «возврат денежных средств по договору беспроцентного займа», «предоставление беспроцентного займа», «оказание разовой материальной помощи», «выплата заработной платы», «компенсация командировочных расходов» и другие.

Б) под видом брокерских услуг

усложненный вариант предыдущей схемы;

производилось открытие счетов (вкладов) физических лиц в учреждениях Сберегательного банка;

в этот же или на следующий день юридическими лицами / индивидуальными предпринимателями производилось зачисление на лицевые счета указанных физических лиц через сторонние кредитные организации безналичных денежных средств под основанием «заключенного договора на брокерское обслуживание номер такой-то от такого-то числа»;

физическим лицом указанные средства перечислялись на биржу для приобретения ценных бумаг, в тот же день или через 1-2 дня операция покупки-продажи ценных бумаг завершалась, и средства от нее поступали на лицевой счет физического лица, с которого незамедлительно снимались в наличной форме.

В) аккумулирование средств на счете

также усложненный вариант схемы «А»;

физическое лицо либо его представитель открывают счет в учреждении Сберегательного банка;

в течение определенного периода времени (от 2 недель до 3 месяцев) на счете аккумулировались безналичные денежные средства, поступавшие от юридических лиц, имевших, как правило, счета в других банках;

за счет указанных средств физическое лицо путем совершения безналичного платежа приобретало сберегательные сертификаты Сберегательного банка;

в последующем указанные сертификаты передавались другим физическим лицам, которые, в свою очередь, обращались в учреждения Сберегательного банка с целью получения наличных денежных средств по предъявленным к оплате сертификатам.

Г) имитация сделок с недвижимостью

физические лица, владельцы государственных жилищных сертификатов (ГЖС), заключали договор купли-продажи жилых помещений (квартир) с компаниями, осуществляющими операции с недвижимым имуществом;

агенты указанных компаний, действовавшие на основании доверенностей, выданных владельцами ГЖС, обращались в учреждения Сберегательного банка с целью перевода денежных средств на счета доверителей в качестве оплаты ГЖС по договорам купли-продажи жилых помещений (квартир);

в течение короткого промежутка времени доверители снимали со своих счетов полученные средства в наличной форме;

в последующем «приобретенные» по ГЖС жилые помещения (квартиры) неоднократно являлись объектом сделок купли-продажи между физическими лицами, являвшимися клиентами группы связанных между собой лиц (как правило, агентов одной и той же риэлтерской организации).

Согласно полученным нами данным, в качестве организаторов описанной группы схем являлись, преимущественно, те же лица, что и в предыдущей группе. Характерными особенностями схем «А», «Б» и «В» являлось привлечение организаторами операций по обналичиванию в качестве номинальных получателей денежных средств, как правило, разовых массовых «клиентов». Наиболее часто в этом качестве использовались: лица без определенного места жительства, студенты ВУЗов, слушатели и курсанты военно-учебных заведений, военнослужащие срочной службы, а также пенсионеры, т.е. лица с невысокими материальными доходами либо вообще не имеющие таковых на постоянной основе. Указанные категории «клиентов» посещали учреждения банка однократно большими группами либо оформляли доверенности на одних и тех же лиц – представителей организаторов.

В результате принятых банком мер, объемы обналичивания денежных средств по данной группе схем в 1-м квартале 2008 года составили не более 12% от объемов, зафиксированных за аналогичный период 2007 года. Достигнутый результат нас не в полной мере удовлетворяет, и работа на данном направлении в 2008 году активизирована.

Автор намеренно раскрывает часть выявленных схем, т.к. в Сберегательном банке отработана действенная система мер по их выявлению и гарантированному пресечению.

Описанные выше схемы составляют только верхушку айсберга. Процесс противостояния банка и организаторов схем находится в постоянной динамике, совершенствуются формы и способы уклонения заинтересованных лиц от обязательного контроля, совершенствуются и соответствующие меры кредитной организации. По этой причине автору представляется, что нет необходимости продолжать описание других, выявленных и систематизированных Северо-Западным банком Сбербанка России, схем по обналичиванию денежных средств в крупных и особо крупных размерах. Описанного материала в целях данной статьи вполне достаточно для предварительных выводов.



Они заключаются в следующем:

  1. Процесс обналичивания денежных средств существует объективно, он вызван имеющейся в обществе потребностью к теневому обороту денежных средств;

  2. Эта потребность в настоящее время, в силу ряда особенностей, значительно превышает уровень обращения наличных денежных средств, определяемый государством;

  3. Указанные особенности не вызваны реальными потребностями хозяйствующих субъектов в проведении деятельности, имеющей очевидные законные цели;

  4. Они связаны с вошедшими в обычай определенными историческими традициями, страновыми особенностями, массовым проникновением в легальный бизнес представителей криминальной среды и носителей криминальной идеологии на начальном этапе экономической реформы, стремлением отдельных предпринимателей максимизировать прибыль и минимизировать налогооблагаемую базу, недостаточным уровнем цивилизованности в практике взаимоотношений бизнеса и государства, высоким уровнем коррумпированности государственных и муниципальных служащих и рядом других причин;

  5. Процесс обналичивания в смысле ФЗ-115 существует, прежде всего, не для легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, а для вывода наличных денежных средств из легального оборота в оборот нелегальный, т.е. для финансирования любой противоправной деятельности, включая, в том числе и терроризм;

  6. Объективно назрела необходимость более активного привлечения к решению задач финансового мониторинга, помимо кредитных организаций, имеющих мощного контролера в лице Банка России, также и иных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

  7. В связи с наличием нелегальных потребителей денежной наличности и полулегальных специализированных посредников в данной области, вовлечением значительных слоев населения в описанные операции, а также с учетом явно противоправной ориентации основных субъектов данного процесса, не менее актуально безотлагательное повышение роли и эффективности деятельности государственных правоохранительных, контролирующих и фискальных органов;

  8. В конечном итоге, логика происходящих процессов обуславливает необходимость организации борьбы с отмыванием денежных средств не только как с экономическим явлением, но и как с явлением, прежде всего, социальным. По этой причине уровень взаимодействия российских государственных и негосударственных институтов в данной области должен достаточно оперативно перейти от этапа накопления количественных изменений (в основном, статистических и фактографических) к качественно новому этапу.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница