Стандарт предприятия




Скачать 203.74 Kb.
Дата11.05.2016
Размер203.74 Kb.

СТП 12 320 - 03


СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Образовательный стандарт

высшего профессионального образования АлтГТУ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ (НАПРАВЛЕНИЯ).

Общие требования к структуре, содержанию

и оформлению

Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова

Предисловие
1 РАЗРАБОТАН научно методическим советом и отделом менеджмента качества образования АлтГТУ им. И. И. Ползунова.

2 В стандарте использованы следующие нормативные документы:



  • письмо Минобразования России от 16.05.02 № 14–55–353 ин / 15 "Методика создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования";

  • письмо Минобразования России от 19.05.2000 № 14–52–357 ин  13 "О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов".

3 Стандарт соответствует ГОСТ Р 1.5 в части требований к

построению, изложению и оформлению стандартов.

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Содержание



1 Область применения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

1

2 Нормативные ссылки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

3 Общие положения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

2

4 Требования к построению стандарта специальности (направления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

3


5 Требования к содержанию стандарта специальности (направления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

5


6 Требования к оформлению стандарта специальности (направления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

8


7 Обозначение стандарта специальности (направления) . . . . .

9

8 Порядок разработки и утверждения стандарта специальности (направления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

9


9 Контроль за соблюдением требований стандарта специальности (направления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

10


Приложение А. Форма титульного листа стандарта специальности (направления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

11


Приложение Б. Сведения, приводимые в предисловии . . . . . .

12

Приложение В. Наименование стандарта специальности (направления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

13


Приложение Г. Сведения, приводимые в разделе "Область применения" . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..

14


Приложение Д. Паспорт специальности (направления) . . . . .

15

Приложение Е. Форма перечня ООП ВПО . . . . . . . . . . .

16

Приложение Ж. Форма перечня образовательных стандартов учебных дисциплин . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

17


Приложение И. Форма страниц стандарта . . . . . . . . . .

Приложение К. Последняя страница стандарта специальности (направления) . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .



18
19


Стандарт предприятия

__________________________________________________________



Образовательный стандарт

высшего профессионального

образования АлтГТУ. ВВЕДЕН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВПЕРВЫЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ (НАПРАВЛЕНИЯ).

Общие требования к структуре,

содержанию и оформлению

Дата введения 2003–04–14

(год, месяц, число)
УТВЕРЖДАЮ

Ректор

В.В. Евстигнеев

(подпись)


"____"_______________2003 г.

(число, месяц)



1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию образовательного стандарта специальности (направления), порядок его разработки и утверждения.

1.2 Действие стандарта распространяется на все структурные подразделения АлтГТУ, участвующие в образовательном процессе.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие государственные стандарты и стандарты АлтГТУ.

ГОСТ 2.105-95 ЕСКД. Общие требования к текстовым документам.

ГОСТ Р 1.5-92 ГСС РФ. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов.

СТП 12 100–02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Требования к фонду квалификационных заданий и тестов.

СТП 12 200–98 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Дипломный проект (дипломная работа). Организация дипломного проектирования. Требования к оформлению.

СТП 12 300–01 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Рабочая программа учебной дисциплины. Общие требования.

СТП 12 310 – 03 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Образовательный стандарт учебной дисциплины. Общие требования к структуре, содержанию и оформлению.

СТП 12 330–03 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Практика. Общие требования к организации, содержанию и программе практики.

СТП 12 400–02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Курсовой проект (курсовая работа).

СТП 12 700–02 Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ. Лабораторные работы. Общие требования к содержанию, выполнению и оформлению.

3 Общие положения

3.1 Образовательный стандарт специальности или направления подготовки специалистов с высшим образованием (далее – стандарт специальности или направления) является основным документом, устанавливающим содержание и общие организационно–методические положения по реализации основной образовательной программы (ООП) высшего профессионального образования (ВПО) по конкретной специальности или направлению.

3.2 Стандарт специальности (направления) разрабатывается в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования соответствующей специальности или направления с учетом существующей в вузе материально-технической базы, учебной и учебно-методической литературы и сложившихся традиций.

3.3 Построение, изложение и оформление стандарта специальности (направления) должны соответствовать ГОСТ Р 1.5 – 92.



4 Требования к построению стандарта специальности (направления)

4.1 Стандарт специальности (направления) должен содержать следующие структурные элементы:



  • титульный лист;

  • предисловие;

  • содержание;

  • наименование;

  • область применения;

  • нормативные ссылки;

  • требования к содержанию;

  • приложения;

4.2 Титульный лист. Первую страницу титульного листа стандарта специальности (направления) оформляют в соответствии с приложением А.

На оборотной странице титульного листа помещают предисловие. Предисловие оформляют в соответствии с приложением Б.

4.3 Содержание. Содержание включает порядковые номера и наименования разделов (при необходимости – подразделов), приложений (с их обозначениями и заголовками) и указанием номера страницы, на которой они помещены.

Содержание к стандарту размещают после предисловия, начиная, как правило, с новой страницы. Слово "Содержание" записывают посередине страницы с прописной буквы.

4.4 Наименование. Наименование стандарта имеет групповой заголовок и заголовок (при необходимости, допускается подзаголовок).

Групповой заголовок – общий для стандартов всех специальностей (направлений): "Образовательный стандарт высшего профессионального образования АлтГТУ".

Заголовок содержит код и наименование специальности (направления) по классификатору и начинается со слов: "ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СПЕЦИАЛЬНОСТИ (НАПРАВЛЕНИЯ)

"______________________________________________________"



(код и наименование специальности (направления)

Заголовок стандарта следует печатать прописными буквами; групповой заголовок и подзаголовок – строчными буквами с первой прописной.

Наименование стандарта оформляется в соответствии с приложением В.

4.5 Раздел "Область применения" оформляют в соответствии с приложением Г.

4.6 Нормативные ссылки. Структурный элемент "Нормативные ссылки" содержит перечень стандартов, на которые в тексте стандарта специальности (направления) дана ссылка.

Перечень ссылочных стандартов начинают со слов:

"В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты".

В перечень включают обозначение стандартов и их наименование в порядке возрастания регистрационных номеров обозначений в следующей последовательности:

– государственные стандарты;


  • стандарты Российской Федерации;

  • отраслевые стандарты;

  • стандарты предприятия.

4.7 Требования. Требования к содержанию стандарта специальности (направления) должны соответствовать требованиям, изложенным в разделе 5.

4.8 Приложения

4.8.1 В приложениях помещают учебно–методические документы и материалы, дополняющие положения стандарта специальности (направления).

Обязательными приложениями являются:



  • копия государственного образовательного стандарта ВПО по специальности (направлению);

– квалификационная характеристика специалистов с высшим образованием ;

  • рабочие учебные планы по всем реализуемым в вузе формам подготовки специалистов;

  • комплект образовательных стандартов учебных дисциплин (в виде твердой копии или на электронном носителе);

  • перечень учебных лабораторий по всем дисциплинам учебного плана с краткой характеристикой используемого оборудования;

  • программы всех видов практики (сборник программ практики);

  • фонд оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников на соответствие требованиям ГОС ВПО;

  • фонды квалификационных тестов по циклам гуманитарных и социально–экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных (дисциплин направления) и специальных дисциплин.

4.8.2 Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием вверху посередине страницы слова "Приложение" и его обозначения (заглавные буквы русского алфавита), а под ним в скобках для обязательного приложения пишут слово "обязательное", а для информационного – "рекомендуемое" или "справочное". Заголовок приложения записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
5 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ СТАНДАРТА специальности (направления)
5.1 Раздел "Требования к содержанию стандарта специальности (направления)" должен содержать следующие структурные элементы:

  • паспорт специальности (направления);

  • цели ООП);

– квалификационная характеристика специалистов с высшим образованием ;

– учебные планы специальности (направления);

– образовательные стандарты учебных дисциплин;


  • перечень учебных лабораторий;

– учебно–методические материалы по специальности (направлению);

– фонд оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вуза (далее – фонд оценочных средств);

– фонд квалификационных тестов по циклам дисциплин;

– механизм реализации ООП, постоянная актуализация ее содержания;

– специфические особенности реализации ООП.

5.2 В структурном элементе "Цели ООП" определяются конечные цели, которые должны быть достигнуты в ходе обучения и воспитания. Основанием для этого являются социальные ожидания общества к интеллектуальным, личностным и поведенческим качествам и умениям выпускника, определяющим его готовность к самостоятельной жизни, продуктивной профессиональной деятельности в современном обществе.

5.3 Структурный элемент "Паспорт специальности (направления)" оформляется в соответствии с приложением Д настоящего стандарта.

5.4 Структурный элемент "Квалификационная характеристика выпускника" разрабатывается в соответствии с квалификационными требованиями государственного образовательного стандарта и содержит следующую информацию:



  • область профессиональной деятельности выпускников;

– объекты профессиональной деятельности;

– виды профессиональной деятельности;



  • задачи профессиональной деятельности;

  • квалификационные требования;

  • возможности продолжения образования выпускников.

5.5 Структурный элемент "Учебные планы специальности (направления)" содержит перечень реализуемых в вузе ООП ВПО в соответствии с приложением Е настоящего стандарта.

5.6 В структурном элементе "Образовательные стандарты учебных дисциплин" указывают число образовательных стандартов дисциплин, которые должны быть разработаны по каждому циклу дисциплин в соответствии с реализуемыми учебными планами, и регистрационные номера утвержденных образовательных стандартов дисциплин.

Структурный элемент "Образовательные стандарты учебных дисциплин" оформляется в соответствии с приложением Ж.

5.7 В структурном элементе "Перечень учебных лабораторий" указываются обозначение и наименование приложения с перечнем лабораторий (с краткой характеристикой используемого оборудования), в которых проводятся лабораторные занятия со студентами данной специальности (направления), по всем дисциплинам учебного плана в течение всего периода обучения.

5.8 Структурный элемент "Учебно–методические материалы по специальности (направлению)" должен содержать перечень учебно–методических материалов по организации , проведению и содержанию всех видов практики (программы практики), предусмотренных учебным планом специальности (направления), и дипломного проектирования (выполнения выпускных квалификационных работ бакалавров и магистров). В разделе может быть приведен перечень других учебно–методических материалов (по усмотрению выпускающей кафедры).

5.9 Под фондом оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вуза понимается комплект методических материалов, предназначенных для решения задачи соответствия, т. е. установления в ходе аттестационных испытаний выпускников, завершивших освоение основной образовательной программы по определенной специальности (направлению) , факта соответствия (или несоответствия) уровня их подготовки требованиям соответствующего ГОС ВПО.

5.9.1 В фонд оценочных средств входят:


  1. для итогового экзамена:

  • программа итогового экзамена;

  • совокупность заданий, предназначенных для предъявления выпускнику на экзамене (квалификационные задания по специальности или направлению), и критерии их оценки;

  • методические материалы, определяющие процедуру проведения экзамена;

2) для выпускной квалификационной работы:

  • методические материалы, определяющие процедуру и критерии оценки соответствия уровня подготовки выпускника требованиям ГОС ВПО на базе подготовки, выполнения и защиты им выпускной квалификационной работы.

5.9.2 При разработке фонда оценочных средств следует руководствоваться методическими рекомендациями Министерства образования Российской Федерации (письмо Минобразования России от 16.05.02 № 14–55–353 ин /15) "Методика создания оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников вузов на соответствие требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования".

5.9.3 Фонд оценочных средств должен быть согласован с соответствующим УМО.

5.10 В структурном элементе "Фонд оценочных средств для итоговой государственной аттестации выпускников" указывают обозначения и наименования приложений, в которых приведены фонды оценочных средств, и дата согласования фонда (фондов) с соответствующим УМО.

5.11 В структурном элементе "Фонд квалификационных тестов по циклам дисциплин" указывают обозначения и наименования приложений, в которых приведены квалификационные тесты контроля знаний студентов по циклам гуманитарных и социально–экономических, естественнонаучных, общепрофессиональных (дисциплин направления) и специальных дисциплин.

5.12 В структурном элементе "Механизм реализации ООП, постоянной актуализации ее содержания" должны быть указаны условия, содействующие активному, заинтересованному, творческому подходу субъектов образовательного процесса к его осуществлению.

Достижению установленных целей при реализации ООП способствует работа всех структурных подразделений, чья деятельность создает мотивацию и условия для удовлетворения потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии (программы воспитательной работы, планы работы клубов, музеев и т.п.).

5.13 В структурном элементе "Специфические особенности реализации основных профессиональных образовательных программ" указывают дополнительные сведения по реализации образовательных программ, направленные на обеспечение и повышение качества образования (по усмотрению выпускающей кафедры).

  1. Требования к оформлению стандарта специальности (направления )

6.1 Стандарт специальности (направления) издают:

– посредством автоматизированных цифровых печатающих устройств ЭВМ;

с использованием наборных печатных форм стандарт специальности (направления) издают в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изданиям, изготовляемым типографским способом;

– методом репрографии изготовляют копии стандарта специальности (направления) в соответствии с требованиями, предъявляемыми к изданиям, издаваемым методом репрографии.

6.2 Стандарт, издаваемый нетипографским способом, выпускают форматом А4 (210х297 мм) и А5 (148х210 мм), в обоснованных случаях допускается выпускать форматом А3 (297х420 мм).

При необходимости, допускается комплектовать в одном стандарте листы форматом А3, А4, А5.

6.3 Требования к оформлению страниц стандарта дисциплины

6.3.1 Первую страницу стандарта дисциплины оформляют в соответствии с приложением В.

Дату введения стандарта в действие обозначают арабскими цифрами, разделенными дефисами со следующей последовательностью элементов: год, месяц, число.

6.3.2 Оформление и нумерация страниц стандарта – в соответствии с приложением И.

Нумерацию страниц проставляют арабскими цифрами в правом нижнем углу на нечетных и в левом нижнем углу на четных страницах стандарта.

6.3.3 Страницы, на которых размещены "Предисловие" и "Содержание", нумеруют римскими цифрами, начиная с титульного листа. На титульном листе номер страницы не проставляется.

6.3.4 Оформление текстовых документов стандарта специальности (направления) должно соответствовать требованиям ГОСТ 2.105.



  1. Обозначение стандарта специальности

(направления)

7.1 Обозначение стандарта специальности (направления) состоит из индекса (СТП), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.

7.2 Регистрационный номер состоит из шести цифр кода специальности (направления).

Пример: СТП 250200–03 – Стандарт предприятия (АлтГТУ). Образовательный стандарт специальности 250200 "Химическая технология неорганических веществ", введенный в действие в 2003 году.



  1. Порядок разработки и утверждения стандарта

специальности (направления)

8.1 Стандарт специальности (направления) разрабатывается выпускающей кафедрой, обеспечивающей подготовку специалистов конкретного профиля, и после рассмотрения факультетской комиссией менеджмента качества образования (ФКМКО) подписывается деканом факультета.

Стандарт специальности (направления) должен пройти экспертизу научно–методического совета АлтГТУ (отдела менеджмента качества образования– ОМКО), после чего утверждается проректором по учебной работе.

8.2 Стандарт пересматривается каждый раз после выхода нового государственного образовательного стандарта и (или) переработки (изменения) учебных планов специальности (направления).

8.3 Стандарт специальности (направления) хранится в делах кафедры   разработчика на бумажном и (или) электронном носителе и в отделе менеджмента качества образования университета – на электронном носителе.

  1. Контроль за соблюдением требований

образовательного стандарта специальности

(направления)

9.1 Контроль за соблюдением требований стандарта специальности (направления) осуществляют:



  • факультетская комиссия менеджмента качества образования;

  • отдел менеджмента качества образования университета.

9.2 За несоблюдение требований образовательного стандарта специальности (направления) к зав. кафедрами и сотрудникам университета применяются меры административного воздействия, предусмотренные уставом АлтГТУ.


Приложение А


(обязательное)
Форма титульного листа стандарта

специальности (направления)

СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ

Образовательный стандарт

высшего профессионального образования АлтГТУ.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ (НАПРАВЛЕНИЯ)

"______________________________________________"



код и наименование специальности (направления)


Алтайский государственный технический университет

им. И.И. Ползунова
Приложение Б

(обязательное)



Сведения, приводимые в предисловии

Предисловие

1)РАЗРАБОТАН _______________________________________________________;



наименование кафедры, разработавшей стандарт
2) В стандарте использованы следующие нормативные документы:

____________________________________________________;

наименование нормативного документа (ов)
3) ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ;

4) При переиздании стандарта указывают:

"ПЕРЕИЗДАНИЕ _________________________",

год, месяц
"ПЕРЕИЗДАНИЕ _______________ с ИЗМЕНЕНИЯМИ №

год, месяц

___________________________________________________"



номер изменения, номер информационного документа

Примечание

При необходимости, в предисловие могут быть включены дополнительные сведения.

Приложение В

(обязательное)



Наименование стандарта специальности

(направления)
____________________

обозначение стандарта

Стандарт предприятия

Образовательный стандарт

высшего профессионального

образования АлтГТУ. ВВЕДЕН

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВПЕРВЫЕ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ (НАПРАВЛЕНИЯ)"

"______________________________________"



код и наименование

Дата введения ___________________

год, месяц, число
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
______________________________________

подпись расшифровка подписи
Дата__________________

число, месяц, год

ТЕКСТ


Примечание. Если стандарт вводится повторно, вместо слов "Введен впервые"

указывают: "Взамен ______________________"



обозначение

Приложение Г

(обязательное)


Сведения, приводимые в разделе

" Область применения"

1 Область применения


    1. Стандарт специальности (направления) устанавливает общие требования к содержанию и условиям реализации в АлтГТУ основной образовательной программы по специальности (направлению) ________________________________________________________,

код и наименование специальности (направления)

    1. Действие стандарта распространяется:

– на студентов, обучающихся по специальности (направлению), ________________________________________________________

код и наименование специальности (направления)
– на преподавателей и сотрудников структурных подразделений, имеющих отношение к образовательному процессу по названной специальности (направлению).

Приложение Д

(обязательное)



Паспорт специальности (направления)
1) Специальность (направление) ___________________________________________________

код и наименование специальности (направления)
2) ГОС ВПО утвержден ___________________________________________________

дата утверждения
3) Перечень специализаций профессиональной подготовки,

согласованный с соответствующим УМО _____________________________________________________



наименование специализаций

_____________________________________________________



дата согласования с УМО

4) Квалификация выпускника ___________________________________________________



инженер, (бакалавр, магистр)
5) Формы обучения _____________________________________

очная, очно–заочная, заочная, экстернат
6) Нормативный срок освоения ООП ______

(при очной форме обучения)

Приложение Е

(обязательное)


Форма перечня ООП ВПО

Подготовка инженеров (экономистов и т.п.) по специальности "_______________________________________________________"



код и наименование специальности
проводится по ООП ВПО, утвержденной ректором АлтГТУ

__________________________________________



дата утверждения
Подготовка бакалавров по направлению "_________________

____________________________________________________"



код и наименование направления
проводится по ООП ВПО, утвержденной ректором АлтГТУ

___________________________________________



дата утверждения
Подготовка магистров по направлению "_________________

____________________________________________________"



код и наименование направления
проводится по ООП ВПО, утвержденной ректором АлтГТУ

______________________________________________ дата утверждения


Учебные планы специальности (направления) приведены в приложении ______________________________

обозначение приложения


Приложение Ж

(обязательное)



Форма перечня образовательных стандартов

учебных дисциплин


Наименование образовательного

стандарта учебной дисциплины

Обозначение

стандарта дисциплины

Цикл гуманитарных и социально–экономических дисциплин















Цикл естественнонаучных дисциплин















Цикл обще профессиональных дисциплин (дисциплин направления)
















Цикл специальных дисциплин














Примечание. Допускается вносить обозначение стандарта дисциплины по мере его разработки и утверждения.


Приложение И

(обязательное)


Форма страниц стандарта

Четные страницы Нечетные страницы




СТП__________

обозначение

ТЕКСТ


номер страницы


СТП__________

обозначение

ТЕКСТ


номер страницы

Примечание–При односторонней печати обозначение и нумерацию страниц стандарта допускается проставлять на правой стороне листа.



Приложение К


(обязательное)

Последняя страница стандарта специальности (направления)



Разработчики:

__________________________________ ___________________



должность подпись инициалы и фамилия
________________________ _________ ___________________

должность подпись инициалы и фамилия


Стандарт согласован:
Председатель ФКМКО

_____________ __________________



подпись инициалы и фамилия

Начальник ОМКО АлтГТУ

____________ ___________________

подпись инициалы и фамилия

Разработчики:
Проректор

по учебной работе,

председатель НМС Б.В. Семкин

Начальник УМУ Е.В. Павловский


Профессор,

председатель

секции НМС Т.Ф. Свит
Согласовано:
Начальник отдела метрологии,

стандартизации и качества Г.А. Арасланова







База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница