Сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Германии




Скачать 224.21 Kb.
Дата10.05.2016
Размер224.21 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГАОУ ВПО

«Волгоградский государственный университет»

Институт права

КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА

НАУЧНАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ: Сравнительное правоведение.


ТЕМА: Сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Германии.

Выполнила:

Студентка 1 курса магистратуры,

группы ЮКПм-141

Нещерет Н.О.


Научный руководитель:

к.ю.н., доцент

Шанин А.А.

ВОЛГОГРАД, 2015



СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………….3

Раздел 1. Правовые основы российской налоговой системы…………………………………………………………………………….5

Раздел 2. Сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Германии…………………………………………………………………………8

Глава 2.1. Общая характеристика налоговых систем России и Германии..................................................................................................................8

Глава 2.2. Сравнительный анализ налогообложения в России и Германии………………………………………………………………………..10

Заключение……………………………………………………………….22

Список использованной литературы……………………….…..............23

Введение

Актуальность темы исследования. Одними из главных источников дохода государственного бюджета, как в России, так и в других странах являются налоговые отчисления. В рыночной экономике налоговая система является сильным инструментом, способствующим развитию хозяйства.

От правильной организации налоговой системы зависит развитие страны в целом и отдельных ее групп. Ее применение является методом управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей (предприятий), определения взаимоотношений субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, и регулирования внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков. Это значит, что вопросы, касающиеся систем налогообложения, их достоинств и недостатков, путей их реформирования и т.п. будут актуальными всегда.



Объектом нашего исследования являются общественные отношения в сфере налогообложения в России и Германии.

Предметом исследования выступают действующие нормы российского и немецкого налогового права, регламентирующие порядок исчисления налогов, определяющие налоговые ставки, налогооблагаемую базу, а также научные публикации, затрагивающие данные вопросы, судебная практика.

Целью работы является сравнительно-правовая характеристика налоговых систем России и Германии.

В соответствии с указанной целью, основными задачами работы являются:

1. уяснение правовых основ налоговой системы Российской Федерации;

2. краткое описание общих положений налогообложения в России и Германии

3. выявление сходств и различий между налоговыми системами России и Германии;

4. формулирование положений на основе сравнительно-правого анализа, которые необходимо заимствовать России из практики налогообложения Германии.



Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух разделов и заключения.

Введение раскрывает актуальность, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цели и задачи работы.

В первом разделе дается характеристика правовых основ налоговой системы Российской Федерации. Второй раздел посвящен сравнительно-правовому анализу налоговых норм России и Германии.

В заключении формулируются выводы, которые сделаны в результате исследования, подводятся итоги работы.



Раздел 1. Правовые основы российской налоговой системы

Основой законодательной базы для налогообложения являются: Конституция РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральные законы о налогах и сборах и др.

Нынешнее налоговое законодательство не содержит определения понятия налоговой системы. Однако действовавший в прошлом Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» содержал указанное выше понятие. Это понятие используется в теории и по сей день, с тем лишь отличием, что ранее самостоятельным компонентом налоговой системы считались пошлины – но в соответствии с вступившими в силу главами Налогового кодекса России государственная пошлина отнесена к сборам; что же касается таможенных пошлин, в прежние времена считавшихся институтом, общим для налоговой системы и для таможенного регулирования, – то по мере совершенствования налогового и таможенного законодательства законодатель и исследователи постепенно пришли к мнению о принадлежности их сугубо к отрасли таможенного права1.

Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Налогом признается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства.

Налоги следует отличать от сборов, взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

В зависимости от видов бюджетов налоги и сборы делятся на федеральные, региональные и местные.

Кроме основных налогов, предусмотренных налоговым кодексом, применяются специальные налоговые режимы, которые могут освобождать от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов2.

За то, что гражданин платит налоги, государство предоставляет ему целый ряд прав, например, социальных, политических, экономических и др. Однако вопрос состоит в том, насколько ответственно государство подходит к обеспечению данных прав, к примеру, система здравоохранения в нашей стране не справляется со своими функциями. Некоторые больные в силу слабого здоровья просто не могут выстоять огромные очереди и попасть к врачу, помимо этого «бесплатные» врачи зачастую не заинтересованы во внимательном и детальном лечении, ведь они загружены огромным количеством пациентов, поэтому многим гражданам приходится обращаться в платные клиники. Так обстоят дела не только в сфере здравоохранения.

В европейских странах дела идут иначе. Каждый гражданин Швеции и Финляндии точно знает, куда и на что идут его налоги. Каждый швед уверен в том, что в случае болезни он получит реально бесплатную медицинскую помощь и лекарства для лечения. Они уверены, что получат достойное материальное обеспечение в старости, чем не может похвастаться россиянин3.

Демократическая модель государственного устройства создает условия для позитивного отношения граждан к своему правительству. Это способствует формированию у налогоплательщиков желания участвовать в финансировании государственных расходов за счет уплаты налогов, предполагая, что уплаченные обязательные платежи вернутся им с пользой в виде общественных услуг.

В России в большей степени реализуется только одна функция налогов – фискальная. Но ведь у них помимо нее еще есть две очень важные функции – регулирующая и социальная, которые оказались отодвинуты на второй план.



Раздел 2. Сравнительно-правовой анализ налоговых систем России и Германии.

Глава 2.1. Общая характеристика налоговых систем России и Германии.

Разные страны мира по-разному строят свои налоговые системы, перечень взимаемых налогов одной страны также отличается от другой. Рассмотрим налоговые системы Германии и России и сравним их.

Германия – одна из самых высокоразвитых федеративных стран с рыночной экономикой. В этой стране одинаково развитыми являются и промышленность, и сельское хозяйство. Налоговая система Германии признана во всем мире самой запутанной и сложной. При этом стоит признать, что запутанность данной системы не мешает и даже способствует, при правильном балансе всех ее элементов достижению высокого уровня экономического развития, в сочетании с высокой степенью социальной защиты для своих граждан.

Налоги в Германии делятся на три группы: налог на имущество (налог на землю и налоги на дарение и наследство); налог на сделки и потребление (налог на приобретение имущества и налог на добавленную стоимость); налог на доходы (подоходный налог с физических лиц, корпоративный налог, налог на хозяйственную деятельность).

Налоговая система Германии состоит из трех уровней: федерации, земли и общины (местный бюджет). Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадлежат федерации. В то же время для обеспечения финансирования всех трех уровней управления налоговая система построена таким образом, что наиболее крупные источники формируют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физических лиц распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей земли и 15% - в местный бюджет4. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут быть самыми различными и меняться с течением времени, поскольку он служит регулирующим источником дохода.

В России налоговая система имеет три уровня – федеральные, региональные и местные налоги.

И в Германии, и в России существует деление всех налогов на прямые и косвенные.

К прямым налогам в Германии следует отнести: подоходный налог, корпоративный налог, промысловый налог, поземельный налог, налог на наследство, а к косвенным – налог на добавленную стоимость, налог на нефтепродукты, налог на табак, налог на пиво, страховой налог.

В России состав прямых и косвенных налогов существенно отличается. Классическим примером прямых налогов в России являются налог на прибыль, земельный налог, налог на доходы физических лиц. Примерами косвенных российских налогов являются налог на добавленную стоимость и акцизы.

Интересно, что налоговые доходы в структуре федерального бюджета России в 2012 году составляют 53,3%, в 2013 году – 54,3%. Налоговые поступления Германии в 2014 году составили 270774 € м, что составляет 91,8% от общей суммы доходов бюджета. В 2013 году доходная часть бюджета Германии также на 91% состояла из налоговых поступлений. Очевидна разница роли налогов в формировании доходной строки государственных бюджетов двух стран. Такую разницу можно связать, как минимум, с двумя фактами: высокие доходы РФ, получаемые от экспорта нефти, а также высокий уровень уклонения от уплаты налогов российскими налогоплательщиками.



Глава 2.2. Сравнительный анализ налогообложения в России и Германии.

Рационально будет провести сравнительный анализ систем взимания налога на личные доходы населения в Германии и России поэлементно.



Субъект налогообложения (налогоплательщик). В данном случае понятия совпадают, за исключением определения периода нахождения на территории: в России данный период определяется как «нахождение на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев»; в Германии резидентом признается физическое лицо, находящееся на территории в сумме более шести месяцев в течение календарного года. Вероятность подпадения под категорию налогоплательщика подоходного налога в Германии наступает чаще, чем в России.

Объект налогообложения. В обеих странах объектом налогообложения НДФЛ и подоходным налогом признается доход налогоплательщика, полученный от источников в данной стране и за ее пределами. Перечень доходов законодательно закреплен в нормативно-правовом акте каждой страны.

Налоговая база. Определение налоговой базы по НДФЛ и по подоходному налогу в обеих странах имеет во многом одинаковую схему. Здесь стоит обратить внимание на суммы, уменьшающие налогооблагаемый доход налогоплательщика.

В России налогоплательщик имеет право уменьшить налоговую базу по НДФЛ, уплачиваемой по ставке 13%, только на суммы вычетов, предусмотренных ст. 218—221 НК РФ.

В основном, на практике часто применяются два вида стандартных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу по НДФЛ. В России вычеты для обычных граждан с 2012 года больше не действуют. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ существуют вычеты для родителей, на обеспечении которых находятся дети, также налоговые вычеты положены лицам, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, инвалидов Великой Отечественной войны, инвалидов из числа военнослужащих и т.д. (то есть только строго определенным категориям граждан, преимущественно из числа пострадавших или находящихся в трудной жизненной ситуации).

В Германии таких вычетов, уменьшающих налоговую базу по подоходному налогу, нет. Существует сумма, уменьшающая налоговую базу по подоходному налогу для налогоплательщиков, достигших возраста 65 лет. Размер данной льготы составляет 152 евро в месяц.

Вычет на детей компенсируется за счет высоких пособий на детей, не облагаемых подоходным налогом (было рассмотрено выше).

Между тем необходимо отметить то, что в Германии при расчете налогооблагаемого дохода учитываются все расходы, связанные с получением налогооблагаемых поступлений. Наряду с ними существуют определенные расходы, не связанные с получением доходов, но учитываемые для целей налогообложения (например, при посещении ребенком частной (платной) школы 30% расхода освобождаются от налогообложения).



Налоговый период. Налоговым периодом уплаты подоходного налога в Германии и НФДЛ в России признается календарный год.

Однако существует разница в определении отчетных периодов. В России согласно п. 3 ст. 226 НК РФ исчисление НДФЛ налоговыми агентами производится нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

В Германии в зависимости от подлежащей уплате суммы подоходного налога сроки начисления в соответствии с § 39 EstG5 следующие:

- ежемесячно, если в предыдущем году налог с заработной платы всех работников составит более 3 тыс. евро;

- ежеквартально, если в предыдущем году налог с заработной платы всех работников составит от 800 евро до 3 тыс. евро;

- ежегодно, если в предыдущем году налог с заработной платы всех работников составил менее 800 евро.



Налоговая ставка. В России ставка по НДФЛ установлена в фиксированном размере (13 и 35%) в зависимости от источника получения дохода. В Германии ставка подоходного налога прогрессивная и установлена в размере от 0 до 45%. Все, что больше 204 тыс. евро, облагается по ставке 47%. Однако, несмотря на такую высокую ставку, достигающую 50 %, существует доход, облагаемый по ставке 0%, так называемый минимум, составляющий 13 499 евро в год. То есть данный доход налогоплательщика в Германии свободен от обложения подоходным налогом.

Отметим, что в России данная сумма является средним ежемесячным заработком большей части населения, в основном субъектов РФ, облагаемой по ставке 13%, и составляющая основную часть поступлений в бюджет. Если в России ввести такой же не облагаемый налогом минимум, то это приведет к существенным потерям из бюджета6.

В Германии, несмотря на это, доля поступлений от подоходного налога стоит на первом месте.

В России доля поступления НДФЛ в бюджет РФ занимает третье место в общем объеме налоговых поступлений.

Сопоставим доли поступлений подоходного налога и НДФЛ исходя из уровня экономически активного населения в России и в Германии. Данные таблиц взяты из официальных статистических источников стран.

Из таблицы видно, что численность экономически активного населения в Германии в 2 раза меньше, чем в России. Однако собираемость подоходного налога в ФРГ в шесть раз превышает аналогичный показатель в Российской Федерации и занимает в процентном соотношении первое место в общем объеме налоговых поступлений в немецкий бюджет.



НДФЛ:

При расчете подоходного налога в Германии шкала совокупного годового дохода делится на 5 зон и выглядит следующим образом:

  • зона 1 (нулевая зона): доход в этой зоне не облагается налогом.

  • зона 2 (линейная): начальная ставка налога составляет 14 % и увеличивается линейно до 24 %.

  • зона 3 (линейная): ставка налога в данной зоне растёт с 24 % до 42 %.

  • зона 4 (фиксированная): ставка налога в этой зоне постоянна и зафиксирована на уровне 42 %.

  • зона 5 (фиксированная): ставка налога в этой зоне постоянна и равна 45 %.

Налогообложение налогового резидента Германии является достаточно жестким. Налогообложению налогом на доход подлежит всемирный доход лица, передаваемое имущество по наследству и в порядке дарения подлежит обложению налогом на наследование и дарение (ставка до 50%). Доход, полученный от контролируемой резидентом Германии иностранной компании также подлежит налогообложению. Отметим также, что передача активов резидентом в зарубежный фонд (траст), а также получение от фонда (траста), облагается налогом на дарение7. Таким образом, проводя анализ российского и немецкого налогообложения физических лиц, можно сделать следующие выводы:

1. российская ставка НДФЛ в 3,5 раза меньше ставки немецкого налога, прогрессивность при этом отсутствует;

2. помимо подоходного налога в обложении физических лиц в Германии также действуют церковный налог, взнос солидарности ( надбавка в размере 5,5% от суммы подоходного налога. Это так называемый взнос солидарности (Solidaritatszuschlag). Эти средства идут на экономическое возрождение территорий бывшего ГДР. При наличии у плательщика детей данная ставка снижается.), муниципальный налог на коммерческий доход и налог на доход от капитала (под обложение, которым подпадают дивиденды и прибыль от реализации инвестиционных активов, по ставке 25%). В России подобные налоги отсутствуют;

3. налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения в России отменен с 01.01.2006 г., ставки по данному налогу варьировались в пределах от 3% до 40%. В Германии же данный налог действует с 1974 года по настоящее время, ставки достигают 50%;

4. в России статус резидента или нерезидента определяется подсчетом числа проведенных в стране дней8, а в Германии повлечь за собой приобретение статуса налогового резидента могут следующие обстоятельства: покупка жилья или постоянное пребывание в Германии (длительные промежутки времени). Причем, в некоторых случаях физическое лицо, потеряв статус резидента Германии, может сохранять обязанности по уплате не только подоходного налога, но и различных услуг.

Обложение юридических лиц приносит немецкому бюджету до 15% и состоит из следующих налогов:

- налог на прибыль корпораций, ставка от 36% до 50%;

- промысловый налог для определенных видов деятельности, налогооблагаемой базой у которого выступают прибыль и стоимость основных средств, ставки – 5% для прибыли и 0,2% для основных средств;

- взносы на социальное страхование, ставка 43% - 46%.

В России существует распределение налогов одновременно по трем бюджетам, большинство налогов распределяются между двумя бюджетными уровнями. Однако чаще всего, между федеральным и региональным.

НДС – налог с ярко выраженным фискальным эффектом для РФ, доля которого в консолидированном бюджете колеблется в пределах 20%, а в федеральном достигает 30%, зачисляется только в федеральный бюджет. Данный факт свидетельствует о немалой зависимости российского бюджета от указанного налога9. Также с 2006 года сильно выросли показатели доли доходов от ВЭД – с 1,9% в консолидированном бюджете и 2,9% в федеральном в 2002 году до 21,2% и 38,6% соответственно в 2012 году. В связи с проведенным анализом, можно утверждать, что позиция в отношении фискальной и регулирующей функций НДФЛ в России на сегодняшний день не достаточно четко проявлена. Так, доля совокупных доходов рассматриваемого налога в консолидированном бюджете РФ за период с 2002 по 2014 гг. составляет порядка 10%. Бюджетное распределение НДФЛ происходит следующим образом – НДФЛ, уплачиваемый российскими гражданами зачисляется в региональный и местный бюджеты, а НДФЛ, уплачиваемый иностранными гражданами – в федеральный и региональный бюджеты. Но, в соответствии с данными Федеральной службы государственной статистики России, федеральная компонента в наполняемости бюджета отсутствует. Таким образом, в Российской Федерации в отличие от Германии отсутствует трехуровневое бюджетное распределение налогов, НДС выполняет только лишь фискальную функцию, не неся никакой регулирующей нагрузки, доля НДФЛ в консолидированном бюджете слишком мала, чтобы говорить о фискальном, либо регулирующем значении данного налога10. Также, необходимо отметить, патологическую зависимость федерального бюджета от доходов по внешнеэкономической деятельности, значения которых доходят до 39%.

Необходимо отметить, что Германия одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, как, например, Бавария, Вюртемберг, перечисляют часть своих финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Саксония. Необходимо дать высокую оценку указанному факту, свидетельствующему о поддержке депрессивных регионов, способствующему выравниванию экономической ситуации по стране, в общем. Подобный положительный опыт горизонтального выравнивания бюджетных доходов, по нашему мнению, возможно апробировать на территории Российской Федерации.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ

В Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

1. Налоги не должны препятствовать конкуренции, сохраняя одинаковые условия для всех участников рынка.

2. Налоги соответствуют структурной политике.

3. Налоги нацелены на более справедливое распределение доходов.

4. Система строится на уважении к частной жизни и собственности человека.

5. Налоговая система исключает двойное налогообложение.

6. Величина налогов соответствует размеру государственных услуг, включая защиту человека и все, что гражданин может получить от государства.

На наш взгляд, целесообразно использовать опыт развития и формирования немецких принципов налогообложения применительно российской действительности, учитывая национальные особенности, менталитет.

Первый принцип выражается через систему налоговых санкций за недобросовестную ценовую конкуренцию (ценовой сговор), что является весьма важным условием при формировании конкурентного равенства для предприятий, функционирующих на территории Германии. В России подобная практика применения налоговых санкций отсутствует. Расследованиями ценовых сговоров занимается Федеральная антимонопольная служба России с использованием штрафных санкций.

Принципы налогообложения – это фундамент налоговой системы Германии, основанный на справедливом распределении доходов в обществе. Чем выше доход, тем больше ставка, а супруги и многодетные семьи платят, как правило, меньше, чем бездетные и одинокие лица.

Налоговые системы Германии и России схожи, так как это два федеративных государства. Системы налогообложения трехуровневые. В России это федеральный, региональный и местный бюджеты, в Германии же это федеральный, земельный (региональный) и общинный (местный) бюджеты.

Налоги в рассматриваемых странах являются основным средством расходов и главным источником доходов государства. В основе налоговой системы Германии лежит принцип множественности налогов, их насчитывается более 50. Россия отличается тем, что у нас 13 основных налогов.

Налоги ФРГ, отличаются от российских тем, что они обладают очень большим налоговым бременем, особенно в отношении лиц с высоким доходом. В нашей стране, все налогоплательщики оплачивают в бюджет одинаковые пропорции от своих доходов. В Германии регрессивная налоговая система. В нашей стране такое невозможно, так как увеличение налогового бремени ударит по среднему и низшему классу людей, а лица с высоким доходом, будут стараться скрыть свои доходы, и поступления в бюджет могут уменьшиться, что окажет сильный удар по малоимущим семьям, которым государство помогает за счет налоговых поступлений.

Германия считается развитой страной, Россия же развивающаяся страна.

В странах с развитой экономикой преобладают следующие направления:



  • политика установления разумных налогов, способствующая развитию предпринимательства путем обеспечения благоприятного налогового климата;

  • политика, предусматривающая достаточно высокий уровень налогообложения, но при значительной социальной защите населения.

Для России же характерен первый, фискальный тип налоговой политики, при котором государству уготована «налоговая ловушка», когда повышение налогов не сопровождается ростом государственных доходов.

К основным проблемам единой мировой налоговой системы на данном этапе развития, основываясь на практике РФ и Германии можно отнести следующие:

1. Нестабильность налоговой политики государств.

2. Чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика.

3. Низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий.

4. Чрезмерное распространение налоговых льгот, что приводит к огромным потерям бюджета (правда, в последние годы многие из них были отменены).

5. Отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики.

6. Эффект инфляционного налогообложения. В условиях инфляции капитал с длительным циклом оборота (фермерский, промышленный) несет дополнительную налоговую нагрузку.

7. Чрезмерный объем начислений на заработную плату.

8. Единая ставка налога на доходы физических лиц11.

Основной причиной перехода на «плоскую» шкалу налога на доходы физических лиц является стремление вывести заработную плату из «тени». Но как показывает практика, данная мера не оправдала возложенные на нее надежды.

9. Перенос основного налогового бремени на производственные отрасли.

10. Тенденция к расширению доли прямых налогов.

11. Теневая экономика.

12. Еще одна проблема заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Этого сложно избежать из-за высокого динамизма процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны.

13. Проблемы в налоговом законодательстве.

налогообложения.

Есть и другие нерешенные проблемы современного налогового законодательства:


  • вводимые налоги не подкрепляются экономико-правовой документацией; нет ссылок на конституционные основы установления того или иного налога; нет связи бюджетных интересов и интересов налогоплательщика;

  • понятие цели налога как инструмента финансового обеспечения деятельности государства официально не прокомментировано, и в практике бюджетного распределения финансирования социальных интересов гражданина осуществляется оп остаточному методу;

  • среди функций налогообложения на первый план выходит фискальная.


Заключение

Налоговые системы России и Германии отличаются друг от друга. Германия отличается прогрессивной страной налогообложения, чем больше доходов получаешь, тем больший налог уплачивается в бюджет. Но отличия есть и в этих характеристиках, жители ФРГ имеют право на уменьшение процентной ставки по налогу, и эти способы являются законными, и используются всеми гражданами. У российский налогоплательщиков такой возможности нет, все платят одинаковый процент от своих доходов, что негативно сказывается на налогоплательщиках с низким доходом.

Применение в нашей стране прогрессивной ставки налогообложения пока является преждевременным, так как недостаточно развита правовая культура населения. Обеспеченные слои населения не захотят платить налог по большей ставке, и денежные средства будут уводиться в оффшоры, а государство будет получать еще меньшее количество налогов чем сейчас. Проблема сокрытия своих доходов в нашей стране стоит очень остро.

В России существует всего 13 налогов, что не всегда дает возможность эффективно взимать и отслеживать поступление налоговых платежей. Германия имеет более 50 видов налогов, которые очень четко разграничены, и поступают в бюджет с большей эффективностью.



ФРГ отличается большим количеством льгот, которые получают граждане при финансовых трудностях, обучении и так далее. У нас таких правовых рычагов помощи налогоплательщикам нет. Необходимо заимствовать подобную положительную практику.

Список использованной литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) – Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. – Ст. 3824. 

  2. Закон о подоходном налоге (Einkommensteuergesetz – EstG) от 30.06.1979 с изменениями от 20.12.2007 г.

  3. Агузарова Ф.С. Об изменениях российского налогового законодательства // Финансы и кредит. 2014. № 21. – С. 46 – 51.

  4. Агузарова Ф.С. Некоторые вопросы модернизации налоговой системы Российской Федерации // NB: Финансовое право и управление. — 2013. – № 2. – С.24–44.

  5. Венецкий Д.В. «Налоги и сборы: понятие и юридические признаки и проблемы». М «ЮристЪ», 2012 г. – С. 520.

  6. Кочкаров А.А. Причины и условия налоговых правонарушений // Финансовое право, 2011. – № 6 – С. 27-32.

  7. Леонова О.А., Будылин С.Л. Резидентность физического лица по налоговому законодательству Германии и России // Налоги и налогообложение. – № 6, 2013, – С. 405.

  8. Налоговое право: Учебник под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2012. – С. 591.

  9. Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформы: Под ред. М.В. Алексеева, С.А. Синельникова // Научные труды.-№ 19. – Т. 1, 2. – М.: Институт экономики и переходного периода, 2000. – С. 512.

  10. Цыганков В.В. Совершенствование процедуры оформления и рассмотрения дополнительных мероприятий налогового контроля // Налоги и налогооблажение. – 2012. – №4. – С. 109.

  11. Черник Д.Г. Налоговая система Германии // Финансы, 2010, №6, – С. 33-35.

  12. Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц/ И.Л. Юрзинова, В.Н. Незамайкин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – С. 653.




1 Венецкий Д.В. Налоги и сборы: понятие и юридические признаки и проблемы. – М.: «ЮристЪ», 2012 г. – С. 213.


2 Налоговое право: Учебник под ред. С.Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2012. – С. 79.

3 Кочкаров А.А. Причины и условия налоговых правонарушений // Финансовое право, 2011. – № 6 – С. 28.

4 Проблемы налоговой системы России: теория, опыт, реформы: Под ред. М.В. Алексеева, С.А. Синельникова // Научные труды. - № 19. – Т. 1, 2. – М.: Институт экономики и переходного периода, 2000. – с. 443.

5 Закон о подоходном налоге (Einkommensteuergesetz – EstG) от 30.06.1979 с изменениями от 20.12.2007 г.


6 Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц/ И.Л. Юрзинова, В.Н. Незамайкин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2011. – С. 403.


7 Леонова О.А., Будылин С.Л. Резидентность физического лица по налоговому законодательству Германии и России // Налоги и налогообложение.-№ 6, 2013, с. 405.

8 Ст. 207 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (в ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824. 


9 Агузарова Ф.С. Об изменениях российского налогового законодательства // Финансы и кредит. 2014. № 21. – с. 50.

10 Агузарова Ф.С. Некоторые вопросы модернизации налоговой системы Российской Федерации // NB: Финансовое право и управление. — 2013.-№ 2. - С.30.

11 Цыганков В.В. Совершенствование процедуры оформления и рассмотрения дополнительных мероприятий налогового контроля // Налоги и налогооблажение. – 2012. – №4. – С. 109.




База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница