Сравнение гедонистических ценовых индексов на полотна художников




Скачать 42.62 Kb.
Дата09.05.2016
Размер42.62 Kb.
Сравнение гедонистических ценовых индексов на полотна художников.

Н.А. Петров, К. В. Житков


Цель данного исследования - построить и сравнить гедонистические ценовые индексы на полотна различных художников. С учетом опыта предыдущих исследователей, а также опыта сбора и анализа нестандартных данных, был проанализирован процесс ценообразования на шедевры мировой живописи. Задачи, которые были поставлены и решались в ходе работы:

  • Изучение различия в ценообразовании на полотна художников различных школ.

  • Сравнение доходности ценовых индексов.

  • Анализ факта продажи с помощью эффекта самоотбора в выборку.

  • Анализ влияния характеристик аукционов на цену произведения искусства.

  • Анализ влияния таких факторов, как популяризация картины и история предыдущего владения, на цену.

  • Сопоставление прогнозных результатов с оценками экспертов-искусствоведов.

Рынок предметов искусства – один из старейших инвестиционных рынков в мире. Он остается практически неизменным на протяжении веков, в то время, как остальные рынки сильно изменились. На сегодняшний день, наверное, только рынок предметов искусства остался свободным от научных и рациональных правил. Это таит большую опасность для его участников. Вопрос признания целесообразности покупки картин и других предметов искусства в исключительно инвестиционных целях остается открытым. Предметы искусства, если рассматривать их как инвестиции, обладают повышенным риском, поскольку арт-рынок характеризуется низким уровнем прозрачности. Но многие инвесторы могут проявлять к нему интерес, особенно в периоды финансовой нестабильности. Поэтому, на рынке присутствуют разные агенты, с разными целями и разными уровнями дохода (С. Скатерщиков, В. Кориневский и др., 2006).

Информация на рынке ассиметрична, и некоторые агенты знают о нем чуть больше, имеют большее влияние. Не секрет, что они могут быть не так сильно заинтересованы в росте его эффективности. Цель исследований в данной области - с помощью анализа ценообразования сделать рынок более “прозрачным”, эффективным.

Основная идея в исследовании - цена картины сильно зависит от так называемых “технических” характеристик картины. А именно: размер и материалы работы, год создания, характеристики художника, условия продажи. Авторы ряда работ (C. Czujack, 1997; Е. Сергеева, Т. Ратникова, 2010) делают выводы о значительном влиянии “технических” факторов на ценообразование шедевров мирового искусства. Такой вывод можно сделать, если воспринимать проанализированный рынок произведений искусства как инвестиционный рынок.

В результате данного исследования были обобщены и структурированы идеи предыдущих работ по гедонистическому анализу, были выделены конкретные модели с целью выявить влияние различных наборов факторов. Гедонистический анализ (от греч. - удовольствие) - в данном случае, тип анализа, при котором считается, что цена какого-либо объекта зависит от “цен” некоторых его характеристик, т.е. покупатель “раскладывает” объект на составляющие и оценивает каждую составляющую по отдельности. Для этого исследования “составляющие” - это характеристики картины, художника и условий продажи.

На основе модели самоотбора Хекмана был проанализирован случай, когда картина оказывалась не продана на аукционе и ее цена оказалась ненаблюдаемой. Благодаря тому, что стоимость картины удалось “очистить” от влияния “технических” характеристик, был выделен временной тренд цены. Все сравнения характеристик и их влияний были проведены для двух художников, чтобы оценить эффект “бренда”.

В результате, на основе данных по продажам на аукционах на протяжении 40 лет были построены гедонистические ценовые индексы. Многие характеристики, имеют влияние на цену картин. Так, например, цена зависит от таких технических параметров, как размер, основа и техника исполнения. Причем, подтвердились популярные гипотезы о том, что холст и масло дороже карандаша и бумаги. С помощью дополнительных моделей были выявлены другие эффекты, связанные с периодом творчества и тематикой аукционов. Так, картины Матисса как импрессиониста дороже продаются в крупных аукционных домах, а вот небольшие площадки в цене «теряют». Также были получены неожиданные выводы, которые требуют более детального изучения. Например, известный провенанс (предыдущее владение) снижает цену картины у Матисса.

Модель самоотбора показала, что вероятность продажи картины снижается со временем, а также в некоторых крупных аукционных домах, в то время, как номер лота роли не играет.

Сравнение двух художников показало, что в некоторых технических характеристиках (размер) ценообразование на их полотна одинаково, а в некоторых оно различно (техника). Также, популяризация картины для Матисса более значимо, чем для Моне. То есть, при анализе ценообразования картин, очень важно «разделять» художников и школы.



Ценовые индексы в данном исследовании показали, что годовая доходность была около 0, но на протяжении 40 лет она все же росла. Особые «скачки» цен наблюдались в период нестабильности (социальной и экономической). Наконец, сравнение цен с экспертными оценками дает право считать, что гедонистическим методом можно пытаться предсказать цены на картины. Он несколько завышает цены на часть картин, но при достаточном углублении анализа можно добиться точных результатов.


Список использованной литературы.


  1. C. Czujack (1997), ”Picasso Paintings at Auction, 1963–1994”, Journal of Cultural Economics 21: 229–247, 1997.

  2. M. Rengers and O. Velthuis (2002), ”Determinants of Prices for Contemporary Art in Dutch Galleries, 1992–1998”, Journal of Cultural Economics 26: 1–28, 2002.

  3. G. Korteweg et al (2013), ”Does it Pay to Invest in Art? A Selection-Corrected Returns Perspective”, Available at SSRN.

  4. С. Скатерщиков, В. Кориневский, О. Яковенко, К. Пихлер, Т. Цимке, Н. Хансен, ”Руководство по инвестированию на рынке предметов искусства”, Альпина Бизнес Букс, 2006.

  5. Н. Дудникова (2011), ”Инвестиции в искусство: создание арт – фондов в России”, магистерская диссертация, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 2011.

  6. Е. Сергеева, Т. Ратникова (2010), ”Оценивание гедонистической ценовой функции для картин Клода Моне”, журнал ”Прикладная эконометрика” No4 (20), 2010.

  7. К. Житков, Т. Ратникова (2014), “Построение гедонистических ценовых индексов на полотна художников фовистов”, No3 (35), 2014.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница