Специальный режим налогообложения для инновационных




Скачать 224.49 Kb.
Дата26.04.2016
Размер224.49 Kb.
"Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", 2010, N 3
СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕЖИМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ИННОВАЦИОННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ
Меры, предлагаемые Президентом РФ и Правительством РФ по стимулированию инновационного малого предпринимательства, хотя и являются необходимыми, но все еще недостаточными для того, чтобы в этом отношении "догнать и перегнать" развитые страны. Предлагается включить в текст Налогового кодекса РФ (НК РФ) главу, устанавливающую еще один специальный режим налогообложения для инновационных предприятий. Этот режим налогообложения будет способствовать успешному развитию инновационного малого предпринимательства, особенно на самых начальных стадиях.

В последнее время декларируется необходимость организации стимулов для развития малого бизнеса, например, создание бизнес-инкубаторов, режим "одного окна" при рассмотрении вопросов, возникающих у предпринимателей, и главный стимул - налоговые льготы.

В настоящее время существует несколько видов налоговых льгот для данной категории хозяйствующих субъектов. Это специальные налоговые режимы, предусмотренные гл. 26.2 и 26.3 НК РФ, и освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) на основании ст. 145 НК РФ.

Однако на практике данные льготы фактически облегчают положение лишь предпринимателей, занимающихся розничной торговлей и оказанием услуг населению. Льготы, уменьшающие налоговое бремя тех малых предприятий, которые занимаются научно-исследовательскими и инженерно-конструкторскими разработками, делают для других фирм крайне невыгодным деловое партнерство с ними.
Налогообложение при существующей редакции НК РФ
Цепочка юридических лиц, в конце которой находится предприятие, реализующее конечную продукцию физическим лицам с целью непроизводственного потребления, может быть весьма длинной.

Рассмотрим на математической модели последние три звена такой цепочки, состоящие из трех предприятий "A", "B" и "C". В этой цепочке предприятие "A" поставляет свою продукцию предприятию "B", а предприятие "B" является поставщиком для предприятия "C". Предприятие "C" реализует продукцию населению.

Оценим вклад каждого предприятия по отдельности и суммарный вклад всех трех организаций в бюджет при различных налоговых режимах для каждого из этих юридических лиц.

Предположим, предприятие "A" заплатило своим поставщикам (за материалы, электроэнергию, коммунальные услуги и т.д.) 236 000 руб. (в том числе входной НДС в сумме 36 000 руб.).

Предприятие "A" изготовило и поставило свою продукцию предприятию "B" за 354 000 руб. (в том числе входной НДС в сумме 54 000 руб.).

Предприятие "B" из продукции, закупленной у предприятия "A", изготовило конечную продукцию и поставило ее предприятию розничной торговли "C" за 472 000 руб. (в том числе входной НДС в сумме 72 000 руб.).

Предприятие "C" реализовало эту продукцию физическим лицам за 590 000 руб.
Пример 1. Все предприятия - плательщики НДС.

Предположим, все три предприятия являются плательщиками НДС и используют общую систему налогообложения. Пусть каждое из них выпускает продукцию, которая облагается НДС по ставке 18%.

В соответствии с условиями примера у каждого из предприятий сумма НДС в выставленных счетах-фактурах на 18 000 руб. превышает входной НДС. Значит, бюджет получит по 18 000 руб. от каждого из этих трех предприятий в качестве НДС. Заметим, что каждое из предприятий создало добавленную стоимость на сумму в 118 000 руб., определяемую как разность между выручкой, полученной от реализации своей продукции, и выплатами внешним организациям в связи с производством этой продукции.

Пусть фонд заработной платы, приходящийся на выпущенную продукцию, составляет по 50 000 руб. для каждого предприятия. Тогда взносы в Пенсионный фонд РФ, фонды социального и обязательного медицинского страхования (согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ с января 2011 г. в общей сумме 34%) составят по 17 000 руб. для каждого из предприятий.

Прибыль каждого из предприятий будет равна 33 000 руб. [118 000 (добавленная стоимость) - 18 000 (НДС) - 50 000 (заработная плата) - 17 000 (страховые взносы)]. Налог на прибыль (ст. 284 НК РФ) будет равен 6600 руб. (20% x 33 000).

Сумма налогов и страховых взносов, уплаченных каждым предприятием, будет равна 41 600 руб. [18 000 (НДС) + 17 000 (страховые взносы) + 6600 (налог на прибыль)]. Всего поступления в бюджет и внебюджетные фонды от всех трех предприятий составят 124 800 руб. (41 600 x 3).
Пример 2. Последнее предприятие цепочки - на "упрощенке".

Рассмотрим теперь случай, когда предприятие "C" применяет упрощенную систему налогообложения (УСН) и уплачивает единый налог, равный 15% от доходов за минусом расходов.

Доход предприятия "C" равен 590 000 руб. Расходы в отсутствие НДС будут включать только 472 000 руб. в качестве оплаты поставщику и 50 000 руб. в качестве заработной платы. Налоговая база составит 68 000 руб. (590 000 - 472 000 - 50 000). А единый налог при УСН будет равен 10 200 руб. (68 000 x 15%).

Взносы в Пенсионный фонд РФ будут компенсироваться уменьшением единого налога, поэтому в данном случае их не учитываем.

Вклад в бюджет и внебюджетные фонды от предприятий "A" и "B" останется тем же самым (по 41 600 руб.), а от предприятия "C" составит 10 200 руб., т.е. на 31 400 руб. меньше, чем в случае, когда предприятие "C" находилось на общем режиме налогообложения.

Таким образом, льгота предприятию, находящемуся на УСН, предоставляется государством и равна в данном случае 31 400 руб.
Пример 3. Предпоследнее предприятие цепочки - на "упрощенке".

На первый взгляд разница в налоговых последствиях не зависит от того, в конце или в середине цепочки находится налогоплательщик, применяющий УСН. Как показано выше, предприятию "A", находящемуся на общей системе налогообложения, придется уплатить налогов и страховых взносов в сумме 41 600 руб. Предприятию же "B", находящемуся на УСН, - 10 200 руб.

Однако, так как УСН применяет предприятие "B", то изменятся налоговые последствия для следующего звена цепочки - предприятия "C". Оно не сможет возместить входной НДС в сумме 72 000 руб. в составе продукции, закупленной у организации "B" на сумму 472 000 руб.

Поэтому предприятие "C", реализовав товары на сумму 590 000 руб., будет вынуждено перечислить в бюджет в качестве НДС не 18 000 руб., а 90 000 руб., т.е. на 72 000 руб. больше, чем в случае, когда предприятие "B" являлось плательщиком НДС. Рассмотрим, из чего складывается эта сумма. Предприятие "C" платит 18 000 руб. с созданной им добавленной стоимости, а также 18 000 руб. с добавленной стоимости, созданной предприятием "B". Но, кроме того, предприятие "C" повторно перечислит в бюджет НДС в сумме 54 000 руб., которые уже заплатили предприятие "A" (18 000 руб.) и его поставщики (36 000 руб.).

Всего предприятие "C" будет вынуждено уплатить 107 000 руб. [90 000 руб. (НДС) + 17 000 руб. (страховые взносы)]. Налог на прибыль предприятие "C" в данном случае не уплачивает, так как предприятие "C" становится убыточным. Его убыток будет равен 39 000 руб. [590 000 (доход) - 472 000 (выплаты внешним организациям) - 90 000 (НДС) - 50 000 (заработная плата) - 17 000 (страховые взносы)].

Общая сумма налогов и взносов, уплаченных всеми тремя организациями, будет равна 158 800 руб. (41 600 + 10 200 + 107 000). Это на 34 000 руб. больше, чем в случае, когда все три предприятия находились на общем режиме налогообложения, но такое увеличение налоговых поступлений является разовым, так как будет иметь следствием банкротство предприятия "C", которое не может из года в год оставаться убыточным.

Такая ситуация складывается во всех случаях, когда УСН используют не предприятия розничной торговли (являющиеся последним звеном цепочек предприятий), а промышленные или научные предприятия, находящиеся где-то в середине цепочки предприятий. Получается, что налогоплательщикам, применяющим УСН, в случае, когда они не являются предприятиями розничной торговли, льгота предоставляется не за счет государства, а за счет предприятий - плательщиков НДС, являющихся покупателями их продукции (заказчиками работ, потребителями услуг).

Кроме того, эти покупатели "наказываются" повторной уплатой НДС, уже уплаченного предприятиями - предшествующими звеньями цепочки. Предприятие - покупатель продукции субъекта малого предпринимательства далеко не всегда имеет возможность также перейти на УСН и вынуждено оставаться плательщиком НДС и нести бремя повторной уплаты НДС с добавленной стоимости, созданной всеми предприятиями, являющимися предшествующими звеньями цепочки.

В результате предприятия, являющиеся плательщиками НДС, не только не хотят, но и под угрозой банкротства не могут допустить, чтобы их поставщиками или исполнителями их заказов были организации, находящиеся на УСН.

С другой стороны, ученый или изобретатель, поставивший задачу внедрить свое изобретение в жизнь, не может сразу организовать производство продукции на основе своего изобретения в промышленных масштабах, а вынужден организовать малое предприятие для отладки, доводки опытных образцов до разумной кондиции. Потребителем результатов деятельности этого малого предприятия не могут быть физические лица, но должно быть предприятие, способное наладить массовый выпуск продукции на основе этого открытия или изобретения.
Предлагаемый новый специальный налоговый режим
В настоящей статье формулируется предложение, позволяющее решить описанную выше проблему без ущерба как для предприятий, так и для государства. К достоинствам этого предложения относится также то, что оно не требует внесения значительных изменений в существующие главы НК РФ.

Основные принципы предлагаемого налогового режима

Цель предлагаемых изменений заключается в том, чтобы предоставить льготу "инновационным" предприятиям. Таковыми являются организации различных отраслей перерабатывающей промышленности (текстильной, кожевенной, радиотехнической и т.д.), занимающиеся разработкой новых видов наукоемкой продукции и технологий, способов получения новых материалов с заданными свойствами, разработкой и изготовлением электронных приборов различного назначения и т.д.

Эта льгота не должна образовывать "брешь" в бюджете, и предприятия, использующие эту льготу, не должны ставить своих деловых партнеров в невыгодное, неравноправное положение.

Для этого предлагается ввести еще один специальный налоговый режим, на который имеет право перейти любое предприятие, выпускающее продукцию производственного назначения.

Этот новый налоговый режим будет характеризоваться тем, что организации и предприниматели, перешедшие на него, уплачивают один налог, включающий в себя страховые взносы во внебюджетные фонды, налог на прибыль и НДС. Назовем его обобщенным налогом.

Основной особенностью предлагаемого специального налогового режима является то, что предприятия, использующие его, должны считаться плательщиками НДС. Тогда покупатели продукции этих предприятий, являющиеся плательщиками НДС, смогут зачесть НДС по счетам-фактурам, полученным от организаций, использующих этот специальный налоговый режим.

Согласно НК РФ (п. 2 ст. 346.11) организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций и НДС. Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ эти организации уплачивают, но на уплаченную сумму уменьшается налог при УСН.

Обратите внимание на разницу между этими двумя формулировками: "освобождаются от обязанности по уплате налогов на прибыль, страховых взносов, НДС" или "уплачивают один налог, включающий в себя налог на прибыль, страховые взносы и НДС".

При переходе на предлагаемый налоговый режим значительно уменьшатся непроизводительные расходы предприятий на содержание бухгалтерских служб, что очень важно на самых ранних этапах становления бизнеса.

Налогооблагаемая база, ставки и льготы

Чтобы определить размер ставки, при которой этот налог вводимого специального режима будет способствовать достижению описанных выше целей, необходимо оценить налоговую нагрузку, которая ложится на предприятие в настоящее время. В реальной жизни у субъектов малого и среднего бизнеса фонд оплаты труда и прибыль являются величинами одного порядка. При этом, чем больше фонд оплаты труда, тем меньше прибыль, и наоборот. Но, как будет показано ниже, сумма налога на прибыль, НДС и страховых взносов во внебюджетные фонды практически постоянна и составляет примерно 36,5% от добавленной стоимости (подробный расчет приведен ниже).

Установление специальных налоговых режимов преследует цель дополнительной стимуляции отдельных видов деятельности. Следует отметить, что при разработке гл. 26.2 НК РФ льготный режим (УСН) устанавливался для налогоплательщиков вне зависимости от вида их деятельности, однако фактически, как показано выше, воспользоваться им могли только предприятия розничной торговли и организации, оказывающие услуги населению.

При существующей редакции НК РФ, налогоплательщик, использующий УСН, но в результате успешного ведения бизнеса потерявший право на применение льготной ставки по данному налоговому режиму, должен задним числом с начала текущего налогового периода восстановить бухгалтерский учет и вернуться к уплате налогов по общей системе налогообложения. Это вынуждает предпринимателя, использующего УСН, при успешном ведении бизнеса время от времени дробить свой бизнес, организуя все новые и новые малые предприятия как самостоятельные юридические лица, занимающиеся тем же самым бизнесом.

Поэтому представляется целесообразным для вводимого специального налогового режима установить не одну, а несколько ставок, например 15, 20, 25% и т.д. вплоть до максимальной ставки обобщенного налога в размере 35%, с тем, чтобы налогоплательщик, утративший право на применение некоторой льготной ставки по данному налоговому режиму, продолжал использовать этот специальный налоговый режим, но уплачивать обобщенный налог по более высокой ставке.

Налоговой базой будет являться добавленная стоимость, созданная предприятием и рассчитываемая из данных бухгалтерского учета как разность между выручкой, полученной от реализации произведенной продукции, и выплатами внешним организациям в связи с производством этой продукции. То есть налогооблагаемой базой является величина доходов за минусом расходов, но только в расходы не включается заработная плата, начисленная своим работникам.

Один из возможных вариантов такого подхода приведен в таблице.
Таблица
Льготные ставки по обобщенному налогу


Характеристика налогоплательщика

Налоговая
ставка, %


Производственные микропредприятия (от 1 до 15 работников,
годовая выручка не более 60 млн руб.)


15

Малые производственные предприятия (от 16 до 100 работников,
годовая выручка не более 400 млн руб.)


20

Средние производственные предприятия (от 101 до 250
работников, годовая выручка не более 2500 млн руб.)


25

Крупные производственные предприятия (свыше 251 работников,
годовая выручка более 2500 млн руб.)


30

Все остальные предприятия

35


Порядок уплаты

Налоговым периодом по обобщенному налогу должен являться календарный год. При этом не должно быть никакой промежуточной отчетности, только отчетность по окончании налогового периода, как в настоящее время для предприятий, использующих УСН.

Уплата налога в течение налогового периода происходит в виде уплаты авансовых платежей по итогам каждого месяца (квартала). Организации исчисляют и уплачивают сумму авансового платежа по обобщенному налогу с зачетом сумм, перечисленных в бюджет в предыдущие месяцы (кварталы), исходя из добавленной стоимости, которую создала данная организация, и соответствующей ставки налога. Добавленная стоимость рассчитывается нарастающим итогом с начала года.

Можно предложить и более революционный способ исчисления и уплаты обобщенного налога.

В настоящее время банки являются особыми субъектами налоговых правоотношений. На них возложен ряд обязанностей, связанных с налоговым администрированием (сообщение налоговым органам сведений об открытии расчетного счета налогоплательщиком, прекращение операций по счетам налогоплательщика в связи с соответствующим решением налогового органа и т.д.).

Представляется, что уровень современной техники позволяет возложить на банки обязанность по расчету и уплате авансовых платежей по обобщенному налогу. Это освободит предприятия с небольшой численностью работников от необходимости содержания в штате постоянного (квалифицированного) бухгалтера.

В каждом платежном поручении на перечисление денег с банковского счета одной организации на банковский счет другой всегда указывается назначение платежа. Поэтому не представит большой трудности модернизировать банковские компьютерные программы так, чтобы они рассчитывали созданную предприятием добавленную стоимость (и подлежащий уплате обобщенный налог) после каждого операционного дня, в котором имели место операции по начислению или списанию денежных средств со счета организации. В банковских выписках должны указываться не только остаток денежных средств на счете до и после операций этого дня, но и созданная предприятием с начала года добавленная стоимость, сумма обобщенного налога и величина очередного авансового платежа.

Если организация не высказала несогласия с приведенными в банковских выписках данными, то по окончании очередного календарного месяца (или квартала) банк автоматически должен списывать со счета организации необходимую сумму авансового платежа и перечислять ее в бюджет. По окончании налогового периода руководитель организации утверждает банковские отчеты своей подписью и печатью и представляет в налоговый орган в качестве своей отчетности.

Только если в течение года имели место неденежные формы расчета (взаимозачет, оплата векселями, уступка права требования и т.д.) или оплата наличными, предприятию придется рассчитывать налог самостоятельно. В этом случае налогоплательщику надо будет определить созданную за год добавленную стоимость с учетом документов, не прошедших через банк, и вычислить величину налога и сумму, необходимую к доплате в бюджет сверх суммы, уже списанной в бюджет банком.

Преимущества такого нововведения очевидны. Это, во-первых, экономия на бухгалтерских службах. На самых начальных этапах становления инновационного бизнеса предприниматель сможет сосредоточиться на содержательной стороне своего дела.

Кроме того, такая практика сделает экономически невыгодным использование фирм-однодневок, т.е. фирм, через которые проходят "транзитом" большие суммы денег, но которые не платят налоги. В предложенном варианте налог у организации будет удерживаться банком автоматически.

Счета-фактуры

Как отмечено выше, главной особенностью предлагаемого налогового режима является то, что он позволяет налогоплательщику выставлять покупателям - плательщикам НДС счета-фактуры с выделенным НДС. Рассмотрим, как это будет выглядеть на практике.

Если покупателем является организация, также перешедшая на уплату обобщенного налога либо не являющаяся плательщиком НДС, то выставлять счет-фактуру не требуется.

Если покупатель является плательщиком НДС, то продавец, применяющий данный налоговый режим, выставляет покупателю счет-фактуру. При этом сумма НДС в нем определяется по общим правилам гл. 21 НК РФ (например, путем умножения общей продажной цены товара на соответствующую расчетную ставку 18/118 или 10/110).

На основании этого счета-фактуры покупатель возмещает сумму входного НДС.

Страховые взносы

Инновационные предприятия должны иметь возможность нанимать на работу высококвалифицированных специалистов. Для этого нужно не только платить им достойную (выше среднего уровня по региону) заработную плату. Необходимо, чтобы работники могли рассчитывать на квалифицированную медицинскую помощь в случае болезни и на получение соответствующей трудовой пенсии при достижении пенсионного возраста. Для этого необходимо, чтобы поступали взносы во внебюджетные фонды в соответствии с величиной заработной платы работников.

Выше было отмечено, что в состав обобщенного налога включаются страховые взносы во внебюджетные фонды. Поэтому уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования и в Фонд социального страхования РФ должны вычитаться из суммы обобщенного налога. Расчеты показывают, что даже при минимальной ставке обобщенного налога в 15% его сумма в подавляющем числе случаев достаточна для уплаты взносов в вышеперечисленные фонды при определенных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ ставках взносов в эти фонды, которые будут действовать с 2011 г.

Как и с самой суммой налога, возможны два варианта перечисления страховых взносов. Организация может самостоятельно исчислять и перечислять страховые взносы, а также исчислять и перечислять в бюджет обобщенный налог. При этом на сумму перечисленных взносов уменьшается обобщенный налог, который предприятие уплачивает в бюджет.

Если же сумма обобщенного налога (авансового платежа) рассчитывается и списывается со счета организации банком, то банк также производит расчет и перечисление соответствующих взносов во внебюджетные фонды. Для этого предприятия регулярно направляют в банк сведения о заработной плате, начисленной (и выданной на руки) работникам.

В любом случае по окончании календарного года предприятия представляют в налоговые инспекции и в Пенсионный фонд РФ персонифицированные сведения о доходе (заработной плате) каждого работника. На основе этих сведений Пенсионный фонд РФ начисляет соответствующие суммы на лицевые счета пенсионного капитала работников.

Порядок смены режимов

При регистрации нового юридического лица учредитель может заявить, что с начала деятельности будет использоваться специальный налоговый режим в виде уплаты обобщенного налога. По окончании налогового периода устанавливается ставка налога в зависимости от вида деятельности, количества работающих и достигнутых финансовых результатов.

Может оказаться так, что в начале года юридическое лицо соответствовало критериям малого предприятия и уплачивало авансовые платежи по налогу по соответствующей ставке, но к концу года предприятие стало соответствовать критериям средних или даже крупных предприятий. В этом случае придется доплатить налог по ставке, установленной для средних (или крупных) предприятий. Такой подход представляется для налогоплательщиков значительно более выгодным и удобным, чем тот, который используется при других специальных налоговых режимов, когда надо задним числом переходить на общий режим налогообложения, восстанавливать бухгалтерский учет, исчислить и уплатить налоги, а также уплатить пени и штрафы за задержку в уплате налогов и т.д.

Налогоплательщики, находящиеся на общем режиме налогообложения, имеют право в любой момент с 1 января и до 31 декабря текущего года заявить, что они с 1 января будущего года переходят на специальный налоговый режим в виде уплаты обобщенного налога.

Налогоплательщики, уплачивающие обобщенный налог, имеют право в любой момент с 1 января и до 31 декабря текущего года заявить, что они с 1 января будущего года перейдут на общий режим налогообложения.
Налоговая нагрузка на предприятие
Налогами, величина которых определяется успешностью производственной деятельности предприятия, являются НДС, налог на прибыль и страховые взносы во внебюджетные фонды. Налог на доходы физических лиц удерживается из заработной платы работников, поэтому в налоговую нагрузку предприятия не входит.

При исчислении прибыли в расходы включаются не только выплаты другим предприятиям за приобретенные у них сырье и материалы, электроэнергию, выполненные работы, оказанные услуги, в том числе и коммунальные, но и заработная плата собственных работников.

Чем больше заработная плата, которую налогоплательщик выплачивает своим работникам, тем большую сумму страховых взносов он перечисляет в фонды. Но тем меньшая прибыль остается у предприятия, так как заработная плата - это один из видов расходов. А раз меньше прибыль, то и налог на прибыль будет меньше. И наоборот: чем меньшую заработную плату предприятие платит своим работникам, тем меньше будет уплачена сумма страховых взносов, но тем большая прибыль останется у предприятия и тем больший налог на прибыль будет перечислен государству.

Элементарные математические вычисления позволяют вывести простую формулу, показывающую, как изменяется налоговая нагрузка в зависимости от добавленной стоимости, созданной организацией, и от заработной платы, начисленной работникам.

Определим, какую долю от добавленной стоимости составляют в сумме три обязательных платежа: страховые взносы в фонды (34% от начисленной заработной платы с 2011 г. согласно Федеральному закону от 24.07.2009 N 212-ФЗ), НДС (18/118 от созданной добавленной стоимости) и налог на прибыль (20% от прибыли до уплаты налога на прибыль).
N = (Страховые взносы + НДС + Налог на прибыль) / D,
где N - налоговая нагрузка на предприятие, т.е. доля от добавленной стоимости, которую составляют налоги в бюджет и страховые взносы в фонды;

D - добавленная стоимость.

Учитывая, что Страховые взносы = 0,34Z, где Z - начисленная заработная плата, а НДС = 0,18D / 1,18 = 0,1525D, и принимая во внимание, что прибыль равна добавленной стоимости минус начисленная заработная плата, минус страховые взносы в фонды и минус НДС, т.е. Прибыль = D - Z - 0,34Z - 0,1525D, а Налог на прибыль = 0,20 x (0,8475D - 1,34Z), после элементарных преобразований получаем:

N = 0,322 + 0,072Z / D, или в процентах N = (32,2 + 7,2 x Z / D).

Учитывая, что налог на прибыль не может принимать отрицательного значения, находим, что фонд заработной платы может варьироваться от минимального значения, равного минимальному размеру оплаты труда для одного работника (примерно 5000 руб.) и до максимального значения, при котором прибыль отсутствует, а налог на прибыль обращается в нуль (Z = 0,6325 x D). Для данных примера 1 добавленная стоимость равна 118 000 руб., и фонд оплаты труда может варьироваться от 5000 до 74 635 руб.

Таким образом, налоговая нагрузка меняется очень незначительно от 32,5% при минимальном фонде оплаты труда примерно в 5000 руб. и до 36,7% при максимальном фонде оплаты труда, составляющим 0,6325 от созданной добавленной стоимости, при котором прибыль отсутствует и налог на прибыль равен нулю.

Формула показывает, что налоговая нагрузка на предприятие почти не зависит от величины начисленной заработной платы. При значительном изменении фонда оплаты труда (в несколько раз) налоговая нагрузка на предприятие изменяется очень незначительно, всего на доли процента.

Поэтому вместо НДС, страховых взносов и налога на прибыль можно ввести один налог, заменяющий их. Налоговой базой для этого налога будет являться величина, равная доходам за минусом всех тех расходов, которые произвело предприятие в связи с получением этих доходов, но которые не являются выплатами работникам.
Изменение администрирования НДС
Теперь проверим, какие налоговые последствия ожидают бюджет при рассмотрении цепочки предприятий, одни из которых являются плательщиками НДС, а другие - плательщиками описываемого обобщенного налога.
Пример 4. Последнее предприятие цепочки - на обобщенном налоге.

Рассмотрим пример той же самой цепочки предприятий "A", "B" и "C", который мы рассматривали в начале статьи. Если предприятие "C" перешло на уплату обобщенного налога, то налоговая база для него составит 118 000 руб. (590 000 - 472 000).

Если предприятие "C" относится к микропредприятиям (налоговая ставка 15%), сумма налога составит 17 700 руб. Это уже больше, чем налоговые поступления от аналогичного предприятия на УСН. Заметим, что по условиям примера фонд оплаты труда равен 50 000 руб., а взносы во внебюджетные фонды составят 17 000 руб.

Если предприятие относится к иным категориям налогоплательщиков, то налоговая ставка будет больше, чем 15%, и сумма налога будет увеличиваться.

Наконец, если предприятие "C" в конце года стало относиться к крупным предприятиям, то обобщенный налог составит уже 35% от налогооблагаемой базы и будет равен 41 300 руб. Это почти столько же, как в случае, когда предприятие "C" с начала года использовало общий режим налогообложения.

Отметим, однако, что если в течение года такое предприятие считалось малым и платило налог по пониженной ставке, то после превышения лимита для него все равно будет выгоднее платить обобщенный налог по ставке 35%, чем возвращаться на общий режим и начислять все неуплаченные налоги и доначислять пени на них.
Пример 5. Предпоследнее предприятие цепочки - на обобщенном налоге.

Если предприятие "B" перешло на уплату обобщенного налога, то его налоговая база составит 118 000 руб. Сумма налога будет зависеть от категории, к которой относится предприятие "B" по тем же самым принципам, которые были описаны выше в примере 4 для предприятия "C".

Посмотрим теперь, каким в этом случае будет вклад в бюджет от предприятия "C", если предприятие "C" находится на общем режиме налогообложения.

При реализации своей продукции предприятие "B" сможет выставить покупателю счет-фактуру с выделением НДС. Поэтому предприятие "C" может зачесть (возместить) входной НДС, и для него деловое партнерство с предприятием "B" не будет отличаться от случая, когда предприятие "B" использовало общий режим налогообложения, рассмотренный в примере 1.
С.А.Машков

К. т. н.,

профессор

Московского института

международного бизнеса

при Всероссийской академии

внешней торговли

Министерства экономического развития РФ

Подписано в печать

16.03.2010


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница