Советом директоров




Скачать 116.02 Kb.
Дата09.05.2016
Размер116.02 Kb.


УТВЕРЖДЕНО


Советом директоров


ОАО КБ «Ярославич»

Протокол № б/н


от «___» января 2013 г.

Председатель Совета


директоров

ОАО КБ «Ярославич»


___________________ В.В. Домогатский

«___» января 2013 г.



СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЛИКВИДНОСТЬЮ

ОТКРЫТОГО АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА

«КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК «ЯРОСЛАВИЧ»



г. Ярославль

г.Ярославль. 2007г.






  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  2. УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ БАНКА. ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИИ.

  3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС В УПРАВЛЕНИИ ЛИКВИДНОСТЬЮ.

  4. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ.

  5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
1.1. Стратегия управления ликвидностью в открытом акционерном обществе «Коммерческий банк «Ярославич» (далее по тексту - «Стратегия») является внутренним документом и определяет позицию руководства Банка по:

  • управлению текущей и перспективной ликвидностью Банка;

  • информационным ресурсам, необходимым для управления ликвидностью;

  • порядку взаимодействия между подразделениями по вопросу управления ликвидностью;

  • внутреннему контролю за соблюдением положений Стратегии.

1.2. Вопросы управления ликвидностью Банка регулируются документами трех уровней:

  • Стратегия управления ликвидностью (см.п.1.3);

  • Положение по организации управления и контроля за ликвидностью;

  • Методики по расчету ликвидности, стресс - тестированию, регламенты взаимодействия.

1.3. Стратегия управления ликвидностью Банка представляет собой обобщающую модель действий, необходимых для достижения долгосрочных целей, определенных Стратегией развития банковского бизнеса, путем координации деятельности подразделений Банка и его ресурсов с целью обеспечения надлежащего выполнения своих обязательств и фондирования роста активов.

1.4. В случае наступления кратковременных или долгосрочных проблем с ликвидностью, а также непредвиденных обстоятельств предполагаемые меры рассматриваются и утверждаются Советом директоров и документируются в виде планового документа по восстановлению ликвидности.


2. УПРАВЛЕНИЕ ЛИКВИДНОСТЬЮ БАНКА. ЭЛЕМЕНТЫ СТРАТЕГИИ.
2.1. Управление и оценка ликвидности основывается на следующих принципах:

  • Надежность управления ликвидностью, предусматривающая наличие «подушки» необремененных обязательствами высококачественных ликвидных активов;

  • Наличие обозначенного приемлемого уровня риска ликвидности с учетом стратегии развития и роли (миссии Банка);

  • Непосредственная причастность Правления Банка к разработке Стратегии и политике управления ликвидностью, а также обеспечение своевременного пересмотра документов по управлению ликвидностью;

  • Наличие механизмов прогнозирования денежных потоков по активам, обязательствам и внебалансовым инструментам;

  • Указание источников фондирования;

  • Наличие механизмов управления обеспечением (по активным операциям) и процедурами по их своевременному истребованию;

  • Регулярное проведение стресс - тестирования ликвидности;

  • Наличие плана действий на случай чрезвычайных обстоятельств, связанных с угрозами ликвидности.

2.1.1. В целях снижения рисков потери ликвидности Банк полагает необходимым постоянное наличие остатка высококачественных ликвидных активов в составе:

  • Остатка средств в российских рублях на корреспондентском счете – не менее 20 млн. руб. (в ГРКЦ ГУ Банка России), в долларах США и в ЕВРО – не менее 10% от суммы денежных средств, находящихся на счетах клиентов юридических лиц и ИП по видам валют;

  • Остатка наличных средств в кассе Банка – не менее 4 млн. руб., в долларах США и в ЕВРО – не менее 10% от суммы денежных средств, привлеченных от физических лиц по видам валют.

2.1.2. Коэффициенты дефицита (избытка) ликвидности принимаются (рассчитываются) с учетом стратегических целей и миссии Банка.

2.1.3. Правление Банка инициирует своевременную переработку Стратегии управления ликвидностью (не реже 1 раза в 2 года), согласование и утверждение ее Советом директоров.

2.1.4. Механизмы прогнозирования денежных потоков по активам, обязательствам и внебалансовым инструментам определяются соответствующими методиками в соответствии с Положением по организации управления и контроля за ликвидностью.

2.1.5. Реальными источниками фондирования Банк полагает Банк России (через ГУ Банка России), а также в краткосрочном плане (в пределах месяца) – коммерческие банки Ярославля. Привлекаемыми суммами могут быть заимствования в пределах 5 – 15 млн. руб.

2.1.6. Управление обеспечением активных (ссудных) операций осуществляется в соответствии с внутренними документами отдела кредитования.

2.1.7. Стресс-тестирование ликвидности проводится в порядке и сроки, установленные настоящей Стратегией, Положением и методиками по проведению стресс - тестирования.

2.1.8. Процедуры управления ликвидностью предполагают наличие внутреннего документа, регулирующего вопросы управления ликвидностью на случай чрезвычайных обстоятельств.

2.2. Банк осуществляет управление текущей и перспективной (краткосрочной, до 1 года) ликвидностью в порядке, определенном документами, указанными в п.1.2 Стратегии. Вопросы текущего управления ликвидностью и порядка проведения стресс - тестирования ликвидности регулируются Положением по организации управления и контроля за ликвидностью. При этом управление перспективной ликвидностью осуществляется с применением моделей вероятного развития событий при умеренном и плохом сценариях. Умеренный сценарий предполагает сохранение тенденции динамики существующих денежных потоков на перспективу. Плохой сценарий (стресс-тест) предполагает наступление одного или нескольких одновременно отрицательных факторов, например, ухудшение экономической и финансовой конъюнктуры в стране, уменьшение деловой активности, гиперинфляция и существенное сокращение объема привлеченных средств и т.д.



Деятельность следующих органов управления, должностных лиц и подразделений связана с принятием, оценкой, контролем и минимизацией риска потери ликвидности:

  • Совет директоров:

  • утверждает Стратегию управления ликвидностью;

  • утверждает числовые значения лимитов ликвидности (коэффициенты);

  • оценивает состояние текущей ликвидности - 1 раз в квартал, результаты стресс - тестирования ликвидности – по мере проведения этой процедуры в порядке, установленным соответствующим внутренним документом;

  • утверждает планы по восстановлению, коррекции ликвидности на случай непредвиденных обстоятельств, кратковременных (до 1 года) проблем с ликвидностью.

  • Правление Банка:

  • утверждает Положение по организации управления и контроля за ликвидностью;

  • организует реализацию Стратегии и несет ответственность за ее эффективность;

  • определяет процедуры ежедневного управления ликвидностью;

  • определяет параметры основных показателей и порядок расчета текущей и перспективной ликвидности по варианту умеренного и плохого сценария;

  • определяет порядок расчета платежной позиции и ликвидности по варианту стресс – тестирования;

  • подготавливает информацию Совету директоров о текущем и перспективном состоянии ликвидности, о результатах стресс - тестирования ликвидности;

  • организует взаимодействие между подразделениями Банка по вопросам подготовки данных для проведения текущего анализа и стресс - тестирования ликвидности;

  • инициирует разработку подразделениями предложений по улучшению, восстановлению ликвидности по видам валют;

  • принимает решение в целях разрешения «конфликта интересов» между ликвидностью и прибыльностью.

  • Вице-президент Банка:

  • осуществляет ежедневный контроль за состоянием ликвидности;

  • дает указания (распоряжения) руководителям подразделений Банка по вопросам управления ликвидностью;

  • совместно с руководителями подразделений определяет потребность Банка в ликвидных средствах и предельное значение коэффициента ликвидности для утверждения Советом директоров;

  • осуществляет сбор информации о состоянии ликвидности (текущей и перспективной);

  • представляет Правлению Банка необходимую информацию по состоянию, оценке и минимизации риска ликвидности, предложения по улучшению ликвидности;

  • вносит предложения по изменению внутренних положений по управлению ликвидностью.

  • Служба внутреннего контроля

  • контролирует соблюдение внутренних документов Банка по вопросам управления ликвидностью, выполнение Стратегии;

  • контролирует процедуры принятия, оценки, контроля и минимизации риска потери ликвидности;

  • проверяет достоверность отчетности о соблюдении коэффициентов ликвидности (по плану работы), осуществляет ежеквартальный мониторинг ликвидности;

  • проверяет соблюдение правил моделирования стресс - теста ликвидности, правильность и обоснованность расчетных показателей, применяемых при различных сценариях перспективных расчетов ликвидности.

  • Руководители подразделений (бухгалтерия, отдел кредитования и денежного обращения, отдел валютных операций и ценных бумаг, отдел розничных услуг):

  • определяют методы анализа текущего состояния активов и пассивов (в части касающейся), перспективного анализа (прогнозирование) поведенческих аспектов вкладчиков, клиентов, используя накопленные статистические данные, вероятные сценарии событий. При этом, при расчете перспективной ликвидности (на срок до 1 года), применяются приемы, характерные для стресс - тестирования (приложение № 1 к Положению по организации управления и контроля за ликвидностью). Методы анализа документируются во внутреннем документе подразделения, согласовываются с СВК и утверждаются Правлением Банка (см. п.3.1);

  • разрабатывают предложения по улучшению состояния текущей и перспективной ликвидности (в той части активов и пассивов, с которой подразделение совершает операции). Предложения на бумажном носителе передаются вице-президенту Банка. Разработка указанных предложений может быть инициирована и Правлением Банка;

  • обращаются за консультацией по вопросам управления ликвидностью к вице-президенту и службе внутреннего контроля.

2.3. Процедуры определения потребности Банка в ликвидных средствах, предельно допустимых значений избытка/дефицита ликвидности на разные временные периоды устанавливаются Положением по организации управления и контроля за ликвидностью.

2.4. Так как Банк использует в основном краткосрочные источники фондирования активов (средства клиентов «до востребования, вклады и депозиты до 1 года), при анализе текущей ликвидности особое внимание уделяется, в том числе, состоянию краткосрочной ликвидности – до 5 или до 30 дней – в зависимости от критичности значений показателей коэффициента дефицита ликвидности.

2.5. Банк отдает приоритет ликвидности над прибыльностью. Разрешение «конфликта интересов» между ними осуществляется путем проведения анализа (расчета) вероятных последствий в случае реального наличия «конфликта интересов». Документированность факта и порядка разрешения «конфликта интересов» зависит от его масштаба и решается в каждом конкретном случае вице-президентом и отражается в решении Правления Банка.

2.6. В случае, если результат анализа ликвидности требует принятия решений по ее восстановлению, что констатируется Правлением Банка, то конкретные меры по ее восстановлению принимаются на основе предложений руководителей подразделений и окончательное решение оформляется в виде предложения на утверждение Совету директоров. Порядок документирования предложений по восстановлению ликвидности определяется вице-президентом.


3. ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС В УПРАВЛЕНИИ ЛИКВИДНОСТЬЮ.
3.1. В процессе управления ликвидностью должностные лица, причастные к процессу управления, используют информацию программных продуктов: операционного дня, электронной отчетности (финансовой и бухгалтерской), информацию о состоянии финансовых рынков и экономической конъюнктуре, привлекая для этого ресурсы сети Интернет, СМИ. Кроме того, используются данные за прошлые периоды по динамике активов и пассивов и их составляющих. При необходимости могут применяться статистические методы анализа.

3.2. Правление Банка в ходе реализации Стратегии (и затребования данных от подразделений) должно обладать информацией по следующим позициям:



  • величина недостатка (избытка) ликвидных средств;

  • структура и объемы источников финансирования операций (сделок), осуществляемых (планируемых к осуществлению) Банком, затраты, связанные с привлечением заемных средств, сроки возврата средств (как плановые, так и обусловленные «поведенческими» аспектами);

  • распределение активов и пассивов по срокам погашения (как плановым, так и обусловленным «поведенческими» аспектами);

  • концентрация вкладов, депозитов, привлеченных средств и кредитов по видам продуктов, крупным кредиторам (вкладчикам);

  • ретроспективные статистические данные об изменениях чистого процентного дохода, изменения спрэда между процентными ставками по активам и пассивам и ключевыми индикативными рыночными процентными ставками;

  • перечень реальных или потенциальных контрагентов, способных в короткий срок предоставить заемные средства достаточных объемов и на приемлемых условиях;

  • обзор макроэкономической ситуации и финансовых рынков;

  • ситуацию на региональном финансовом рынке.

3.3. Управленческая отчетность по вопросам состояния ликвидности составляется в порядке, определенном Положением по организации управления и контроля за ликвидностью. Совет директоров получает информацию о состоянии ликвидности в формате управленческой отчетности не реже 1 раза в полугодие. Содержание формата управленческой отчетности определяется и утверждается Правлением Банка.
4. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ.
4.1. Текущий контроль за соблюдением положений Стратегии осуществляется:

  • Вице-президентом:

  • на основе получаемой ежедневно информации о состоянии ликвидности.

  • Правлением Банка:

  • на основе информации, представляемой ежеквартально.

  • Службой внутреннего контроля:

  • Ежеквартально на основе данных Отчета и приложений к нему. Контролируется достоверность данных и соблюдение процедур реализации Стратегии.

4.2. Состояние ликвидности рассматриваются ежеквартально Советом директоров. Итоги и ход реализации Стратегии рассматривается Советом директоров перед общим собранием акционеров.

4.3. В случае наступления факторов угрозы ликвидности Банка или предположения возможности их наступления Правлением Банка составляется План действий в целях предотвращения угрозы или восстановления ликвидности. Факторами угрозы потери ликвидности Банк признает:


  • значительный рост просроченной задолженности по ссудам Банка в объеме, превышающем 8% от общей суммы ссудной задолженности;

  • досрочное закрытие (изъятие) вкладов и депозитов в объемах 50 и более процентов от общей суммы вкладов и депозитов;

  • перевод денежных средств юридическими лицами со своих расчетных счетов на счета в других банках в объемах, превышающих 20 и более процентов от валюты баланса Банка;

  • уменьшение поступлений денежных средств на расчетные счета клиентов на 30 и более процентов по сравнению со среднемесячными поступлениями за последние 3 месяца.

4.4. План действий по восстановлению ликвидности или предотвращению угрозы должен включать в себя позиции, определенные соответствующими указаниями Банка России.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
5.1. Настоящая стратегия вступает в действие с даты утверждения ее Советом директоров.

5.2. Руководители подразделений разрабатывают и приводят внутренние документы в соответствие с данной Стратегией в течение 3 месяцев с даты ее утверждения Советом директоров.

5.3. Изменения и дополнения в настоящий документ вносятся в случае изменения законодательства РФ и существенном изменении позиций Банка в конкурентной среде, а также при изменении подходов Банка в вопросах управления ликвидностью, но не реже 1 раза в 2 года.

5.4. Оценка состояния ликвидности производится во взаимосвязи с оценкой финансового положения Банка. При этом анализируется влияние состояния ликвидности на финансовые показатели деятельности Банка. Результаты анализа используются при принятии управленческих решений. Конкретный порядок анализа определяется Правлением Банка.


Стратегия рассмотрена на заседании Правления Банка, протокол № б/н от «___» января 2013 г. и рекомендована к представлению на утверждение Советом директоров.

Президент ОАО КБ «Ярославич» Т.В.Щеголева



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница