Совершенствование методологии стратегического планирования развития пространственной социально-экономической системы региона 08. 00. 05 Экономика и управление народным хозяйством




Скачать 457.65 Kb.
страница1/3
Дата22.04.2016
Размер457.65 Kb.
  1   2   3
На правах рукописи

Сафронов Михаил Александрович



СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ – РЕГИОНА


08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством

(региональная экономика)
Автореферат диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук

Санкт-Петербург – 2013

Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики»
Научный руководитель: доктор экономических наук, профессор

Двас Григорий Викторович


Официальные оппоненты:

Малинин Александр Маркович, доктор экономических наук, профессор, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики, профессор кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем.

Заборовская Ольга Витальевна, доктор экономических наук, профессор, Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, профессор кафедры управления социальными и экономическими процессами.
Ведущая организация - Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт проблем региональной экономики Российской академии наук»

Защита состоится «26» декабря 2013 г. в 14 часов на заседании диссертационного совета Д.212.225.01 при федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики» по адресу: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, д.7, ауд. 304.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики».
Автореферат разослан « » __________________2013 года

Ученый секретарь

диссертационного совета Е. Е. Шарафанова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ



Актуальность темы исследования:

Одновременно с тенденцией повышения роли и значимости регионов в социально-экономическом развитии государств, все большее значение приобретают аспекты совершенствования регионального управления. Аккумулирование прав и полномочий на региональном уровне требует качественного роста управленческой деятельности, в которой центральное место занимает плановый процесс. Деятельность регионов по обеспечению роста показателей уровня жизни населения строится на основе сформированных долгосрочных программ социально-экономического развития территорий; их качественный уровень определяет в целом успешность региона на национальном и международном уровне.

Ведущие позиции в современной мировой практике регионального управления в последние десятилетия занимают методы стратегического планирования. Доказав свою высокую эффективность в ряде стран они стали в настоящее время основным инструментом планирования регионального развития.

Современное региональное стратегическое планирование на пути своего становления прошло определенный путь развития и на сегодняшний день, наряду с направленностью на экономический рост территорий, отличается нацеленностью на повышение качества жизни, поддержку регионализма, индивидуальный подход к определению направлений развития, достижение устойчивого развития, разработку новых форм регионального сотрудничества, повышение качества взаимодействия в области координации усилий на наднациональном, национальном, региональном и местном уровне. Однако, вне зависимости от сформулированных в конкретных стратегических документах целей, основополагающим аспектом является показатель их реализованности, характеризующий эффективность самого процесса планирования с учетом экономических и социальных последствий принимаемых управленческих решений.

Как показывает зарубежный и отечественный опыт стратегического регионального планирования, ключевую роль в выполнении поставленных в плановых документах целей играет то, насколько эти цели разделяются и поддерживаются всеми участниками социально-экономической жизни региона, что определяет первостепенное значение выстраивания диалога между властью и обществом на протяжении всего процесса планирования. Существенным условием успешного функционирования современной экономики является обеспечение социальной стабильности путем выработки решений, нацеленных, в первую очередь, на максимизацию комплексного социального эффекта, выражающегося, в том числе, в росте индикаторов качества жизни.

Отечественный опыт регионального долгосрочного стратегического планирования имеет совсем непродолжительную историю. За исключением некоторых передовых территорий большинство регионов еще не прошли полный цикл реализации стратегий от разработки до итоговой оценки результатов. Основные трудности касаются низкого уровня исполнимости поставленных целей, что отражает неэффективность используемых приемов планирования. Для решения данных проблем многие регионы обращаются к опыту стратегического территориального планирования зарубежных стран, зачастую применяя бессистемно отдельные методы без какой-либо адаптации к особенностям российской действительности. В итоге результаты также не оправдывают ожиданий.

На сегодняшний день, несмотря на повсеместное внедрение стратегических методов, отсутствие успешного опыта реализации долгосрочных стратегий является основной проблемой регионального планирования, что подтверждает низкий уровень экономических достижений. Одной из основных причин этому является формальный подход к использованию зарубежных технологий стратегического территориального планирования. Отечественная практика до сих пор ограничивается преимущественно внешними атрибутами стратегических документов, исключая главного участника реализации планов – представителей общественности – из большинства процессов планирования.

В этой связи особую значимость приобретают вопросы разработки методологических подходов к совершенствованию регионального стратегического планирования на основе обеспечения высокого уровня гармонизации отношений общества и власти в сфере ключевых проблем долгосрочного развития территорий.

Таким образом, совершенствование методологии стратегического планирования развития региональной социально-экономической системы является актуальнейшим направлением исследований экономической науки.

Степень разработанности исследуемой проблемы.

Сфера региональной экономики широко представлена в современной отечественной научной литературе. Вопросам теоретических и эмпирических исследований проблем регионального управления посвящены труды российских ученых-экономистов, таких как: Г.А.Сатаров, А.Н.Швецов, В.Н.Лексин, Э.А.Уткин, А.Ф.Денисов, Н. Г.Арапетян, В.В.Ивченко, О.Ф.Шахов, Б.А.Райзберг, А.Г.Лобко, Н.В.Зубаревич, О.С.Пчелинцев, Е.Г.Ясин, Г.Г.Фетисов, В.П.Орешин, Б.М.Штульберг, В.Г.Введенский, О.М.Барбаков, В.А.Шабашев, А.Д.Леванов, Л.Н.Щербакова, А.Е.Когут, В.В.Ивченко, В.А.Сухих, Ш.М.Салихов и др. Отдельно можно выделить работы В.А.Черепанова, И.С.Вагина, Б.С.Крылова, Ю.Л.Шульженко, К.В.Ведяхиной и др., в которых рассматриваются различные аспекты проблемы разграничения предметов ведения и властных полномочий между федеральным, региональным и местным уровнем.

Можно выделить работы зарубежных ученых и практиков среди основоположников и разработчиков методов стратегического планирования: П.Друкера, И.Ансоффа, М.Портера, М.Гранта, Ф.Котлера, А.Дж.Стрикленда, А.Томсона, Д.Чандлера и др. Однако данные работы непосредственно малоприменимы к стратегическому планированию развития регионов и требуется их специальная методологическая адаптация, равно как и адаптация к современным российским условиям.

Вопросы выстраивания процесса стратегического планирования развития региона, его механизмы и ключевые аспекты эффективной реализации подробно рассматриваются в работах таких зарубежных исследователей как: Ф.Сарторио, Л.Альбрехта, Дж.Хуттера, Т.Вейшмана, П.Хейли, М.Куна, А.Клоца, О.Фрея, А.Тирстейна и др.

Отечественные достижения в исследовании вопросов стратегического планирования территорий связаны с работами И.Е.Рисина, Е.А.Шаталовой, А.Г.Гранберга, Б.С.Жихаревича, Л.И.Лимонова, Г.Б.Клейнера, Н.А.Лебедевой, В.Е.Рохчина, К.Н.Знаменской, С.Ф.Жилкина, Г.В.Дваса, В.Е.Селиверстова, И.В.Максимовой, Г.Ю.Ветрова, А.Е.Балобанова, А.Н.Лукьянова и др.

Однако значительная часть задач в отечественной теории и практике до сих пор остается нерешенной. Так, вопросы рассмотрения аспектов гармонизации в контексте стратегического планирования получили свое развитие в России относительно недавно, и практически не отражены в работах исследователей. Не нашли своего решения проблемы реализации принципов гармонизации в практике регионального стратегического планирования, в частности оценка их основополагающей роли в плановом процессе, их конкретизация в виде непосредственно применяемых механизмов. Кроме того, практически не уделяется внимания вопросам выработки методических подходов к целеполаганию и оценке эффективности стратегического планирования с учетом значимости аспектов гармонизации в региональном развитии.



Цель и задачи диссертационного исследования

Цель диссертационного исследования заключается в совершенствовании методологии стратегического планирования развития пространственной социально-экономической системы – региона.

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:



  • исследовать научные основы целеполагания в системе управления развитием пространственной социально-экономической системы;

  • исследовать механизмы и установить степень влияния разграничения полномочий и предметов ведения (сфер компетенции) между федеральной, региональной и муниципальной властью на формирование целей развития региона;

  • выявить роль и степень влияния гармонизации целей регионального развития с интересами общества на эффективность стратегического регионального планирования;

  • обобщить лучшие основанные на принципах системной диагностики региональных проблем мировые практики стратегического планирования развития регионов и выработать на их базе методологические основы построения эффективной системы стратегического планирования развития региона;

  • разработать методологию оценки качества системы стратегического планирования и осуществить оценку эффективности деятельности в области стратегического планирования органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

  • разработать методику оценки стратегических документов развития субъектов Российской Федерации и провести ее апробацию;

  • выявить практические механизмы повышения эффективности стратегического планирования развития регионов, включая изменения законодательной базы и совершенствование взаимодействия региональных властей, бизнес-структур и структур гражданского общества в рамках стратегического планирования развития региона.

Объектом исследования является система стратегического планирования развития региона.

Предметом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе стратегического планирования развития региона.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании методологических подходов к совершенствованию стратегического регионального планирования.



Научная новизна полученных в ходе исследования результатов заключается в следующем:

- Доказано, что с точки зрения стратегического планирования регионального развития под регионом следует понимать субнациональную единицу административно-территориального деления федеративного государства с юридически регламентированным политическим процессом, включающим ограниченно автономный порядок организации государственной власти и взаимодействия локальных сообществ, посредством которого обеспечивается гармонизация субнациональной составляющей национального и государственного суверенитета и устойчивого развития самого региона.

- Доказано, что степень оптимальности разграничения полномочий и эффективности механизмов и процедур их передачи между уровнями государственного управления и между государством и местным самоуправлением является значимым аспектом для достижения эффективности стратегического регионального планирования и эффективности целеполагания такого планирования.

- Доказано, что эффективность регионального стратегического планирования базируется на учете комплекса принципов, где ключевую роль играет достижение гармонизации целеполагания развития региона с интересами общества, а также нацеленность на повышение качества жизни местного населения; научная обоснованность; наличие каналов обратной связи; долгосрочность и перманентность; адаптивность к изменениям внешней среды и внутренних приоритетов.

- Обоснована определяющая роль гармонизации целей регионального развития с интересами общества для достижения эффективности стратегического регионального планирования.

- Разработаны методологические основы оценки качества системы стратегического планирования.

- Разработана и апробирована авторская методика оценки стратегических документов на основе комплекса параметров соответствия принципам эффективного регионального стратегического планирования.

Теоретическая и практическая значимость исследования

На основе проведенного исследования автором выработаны методические подходы к анализу системы стратегического планирования. Выделенный комплекс ключевых принципов эффективности стратегического планирования развития региона лег с основу разработанной авторской методики оценки региональных стратегических планов. Ее практическое применение позволяет выявить основные недостатки стратегического планирования и пути их преодоления.

Результаты проведенного исследования также могут стать основой для разработки поправок к нормативно-правовой базе, направленных на достижение реального взаимодействия и координации усилий для эффективного выполнения программных задач, в частности, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в части закрепления общих требований к федеральным законам, устанавливающим разграничение полномочий между уровнями власти в системе государственного и муниципального управления, а также нормативного закрепления обязательности принципа гармонизации целеполагания развития региона с интересами общества при разработке и реализации стратегии регионального развития.

На основе разработанных автором методических подходов к анализу плановых документов выполнена оценка качественного уровня стратегического планирования в российских регионах, использование авторской методики позволило провести оценку документов стратегического планирования Республики Карелия и Ленинградской области и выявить значимые отклонения от принципов эффективного стратегического планирования. Результаты данного практического исследования направлены соответствующим органам государственной власти этих субъектов и планируются к учету в процессе дальнейшей деятельности региональных властей.

Сформулированные принципы организации процесса разработки стратегического планирования развития территорий могут быть использованы при разработке методических инструкций для построения работы экспертных групп и непосредственно органами региональной власти для выстраивания процесса стратегического планирования на основе принципа гармонизации целей развития региона со всеми заинтересованными сторонами.

Методология и методы исследования

В основе теоретической и методологической базы исследования лежат труды российских и зарубежных авторов по тематике регионального развития и стратегического территориального планирования.

Методологию исследования составили общенаучные и специальные методы познания. Методы анализа и синтеза, дедукции и индукции, абстракции, сравнений и сопоставлений позволили проанализировать значительный объем разнообразных источников, выявить ключевые аспекты исследуемых проблем. Методы экономического анализа, планирования и прогнозирования позволили исследовать структуру и содержание региональных плановых документов, качественно оценить обозначенные цели и параметры эффективности. На основе системного подхода были выявлены основные факторы, влияющие на состояние рассматриваемых аспектов стратегического регионального планирования, и выработаны подходы к управлению ими.

Положения, выносимые на защиту

1. Таксономической единицей стратегического планирования регионального развития является регион – субнациональная единица административно-территориального деления федеративного государства с юридически регламентированным политическим процессом, включающим ограниченно автономный порядок организации государственной власти и взаимодействия локальных сообществ, обеспечивающим гармонизацию субнациональной составляющей государственного суверенитета и устойчивого развития самого региона.

2. Эффективность стратегического регионального планирования, в том числе, эффективность целеполагания такого планирования существенно зависят от степени оптимальности разграничения полномочий и эффективности механизмов и процедур их передачи при децентрализации управления как между уровнями государственного управления, так и между государством и местным самоуправлением.

3. Эффективность регионального стратегического планирования базируется на обязательном соблюдении принципов: гармонизации целеполагания развития региона с интересами общества; нацеленности на повышение качества жизни местного населения; научной обоснованности; наличие каналов обратной связи, позволяющих получать количественные и квалиметрические оценки; долгосрочности и перманентности стратегического планирования; адаптивности к изменениям внешней среды и внутренних приоритетов.

4. Гармонизация целей регионального развития с интересами общества имеет определяющее значение для достижения высокой эффективности стратегического регионального планирования.

5. В российских условиях существенного ограничения спектра учитываемости общественного мнения при принятии региональными властями решений, главенствующую роль в обеспечении поступательного социально-экономического развития играет гармонизация целей управления, при этом выработка целей регионального развития должна базироваться на методологии теории мотивации и идентификации потребностей личности.

6. Главная методологическая задача организации стратегического регионального планирования состоит в обеспечении оптимальной взаимосвязи принципов и механизмов. Причем механизмы публичности и прозрачности процессов и процедур обязательны для всех этапов формирования и реализации стратегии.

7. Комплекс базовых принципов эффективного регионального стратегического планирования может быть использован как методологическая основа оценки качества системы стратегического планирования.

8. Предложенная авторская методика оценки стратегических документов на основе комплекса параметров соответствия принципам эффективного регионального стратегического планирования позволяет выявлять ключевые проблемы планового документа и определять возможные варианты его улучшения.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница