Социальное управление трудовой занятостью женщин в большом городе 22. 00. 08. Социология управления




Скачать 318.24 Kb.
Дата05.05.2016
Размер318.24 Kb.


На правах рукописи

ЕФРЕМОВА ЕЛЕНА МИХАЙЛОВНА

СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ ЖЕНЩИН В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ


22.00.08. – Социология управления



АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук


Москва – 2009


Работа выполнена на кафедре Социологии управления

НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия»


Научный руководитель: доктор философских наук, доцент

Лопата Петр Петрович


Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор

Кукушин Виктор Михайлович

доктор социологических наук, доцент

Кибакин Михаил Викторович



Ведущая организация: Московский городской педагогический

университет

Защита состоится « 27 » мая 2009 г. в 12.00 часов на заседании Диссертационного совета ДМ 521.003.01 по присуждению ученых степеней по социологическим и философским наукам при Современной гуманитарной академии по адресу: г. Москва, ул. Кожевническая, д. 3, аудитория 410 (зал заседания совета).
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке НАЧОУ ВПО «Современная гуманитарная академия».
Автореферат разослан « 22 » апреля 2009 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат философских наук

Н.В. Черепанова


I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования обусловлена возникновением в современных условиях ряда проблем, связанных с положением женщин на рынке труда. Их разрешение имеет как теоретическое значение для определения перспектив социально-экономического развития регионов России, так и практическое - для снижения последствий нарастающего экономического кризиса.

Финансово - экономический кризис привел к резкому снижению деловой активности практически во всех отраслях промышленности, что, как следствие, привело к росту безработицы и, прежде всего, женской. Особенно быстрыми темпами, как видно из статистических сводок, это негативное социальное явление развивается в экспортно-сырьевых регионах России.

Анализ статистической информации показывает, что до кризиса Республика Коми являлась ведущим промышленным регионом Северо-Западного федерального округа. На рынке труда спрос на рабочую силу превышал предложение. В то же время уровень женской безработицы был выше, чем у мужчин. Так, в частности, за период с 2000 до 2008 года число безработных женщин в городе Ухте, ведущем научном, промышленном и культурном центре Республики, в 1,8-2,8 раза превышало этот же показатель у мужчин.1

В 2008-ом году в результате финансово-экономического кризиса в Ухте резко возросло количество обращений трудоспособного населения в городскую службу занятости. В общем числе обратившихся преобладали лица следующих специальностей: финансисты, менеджеры, риэлтеры, страховые агенты, секретари. Подавляющее большинство из них – женщины.

Актуальность заявленной темы исследования обусловлена и степенью ее научной разработанности.

Анализ содержания имеющихся источников показал, что в социологической науке созданы предпосылки формирования теоретической и эмпирической конструкции организации социального управления трудовой занятостью женщин, однако пока отсутствует единая методология и единая теоретически обоснованная база ее системного функционирования. Кроме того, анализ диссертационных и иных исследований дает основание констатировать, что данная проблема современными учеными в прямой постановке не изучалась. Среди работ по теоретическому обоснованию систем и процессов социального управления следует отметить труды В.И. Франчука, А.Г. Гладышева, В.Н. Иванова, В.И. Патрушева и других2. В публикациях сущность социального управления как системы раскрывают Г. Щекин, Л. Карапетян и другие.3 Методика проведения эмпирических социологических исследований подробно описывается следующими авторами: В.А. Ядовым, С. Михайловым, И.Ф. Девятко и другими.4 Фрагментарно результаты исследований проблем женской занятости и дискриминационных элементов на рынке труда представлены в работах С.Ю. Рощина, Ю.Н. Попова и других.5

Правовые проблемы гендерной тематики трудового законодательства разрабатывали А. Решетникова, О. Снежко, Н. Шептулина, М. Филиппова и другие.6 Социальную мобильность и экономическое поведение женщин исследовали Г.Г. Силласте, В. Магун и другие.7 Производственные и семейные роли женщин, распределение ответственности за ведение домашнего хозяйства между мужчиной и женщиной освещали Т.С. Лыткина, С.И. Голод, С.Ю. Барсукова и другие.8 Проблемы влияния стереотипов гендерного сознания на положение женщин в обществе отражены в работах Н.В. Скиндер, О.И. Ключко и других.9 Роль и место женщин в политической жизни страны исследовались О.Г. Гончаровой, Р.М. Канапьяновой и другими.10 Проблема занятости женщин в настоящее время в условиях финансового - экономического кризиса актуализировалась. Путям ее разрешения посвящено значительное количество публикаций. 11

Анализ вышеуказанных источников показывает, что в настоящее время в российской социальной практике сложилось реальное противоречие между необходимостью повышения уровня эффективности социального управления занятостью женщин, с одной стороны, и несовершенством системы социального управления – с другой. В этой связи выдвигается гипотеза: основными условиями разрешения противоречия являются: разработка механизмов социального управления трудовой занятостью женщин; норм права, регулирующих процесс обеспечения эффективной трудовой занятости женщин; повышение эффективности деятельности институтов социального управления; стимулирование государственных и негосударственных предприятий (организаций), создающих либо сохраняющих рабочие места для женщин.



Научная задача исследования заключается в уточнении теоретических положений социального управления трудовой занятостью женщин в большом городе и разработке практических рекомендаций по его совершенствованию.

Объект исследования – трудовая занятость женщин.

Предмет исследования – социальное управление трудовой занятостью женщин.

Цель исследования состоит в разработке путей совершенствования социального управления трудовой занятостью женщин в большом городе.

Для достижения поставленной цели в диссертационной работе решаются следующие исследовательские задачи:

1. Обосновать сущность и уточнить содержание социального управления трудовой занятостью.

2. Выявить сильные и слабые стороны современной системы социального управления женской занятостью в большом городе.

3. Проанализировать государственную политику в сфере управления трудовой занятостью женщин.

4. Эмпирическим путем определить основные структурные элементы социальных механизмов управления трудовой занятостью женщин.

5. Установить, место, роль и функции Городского Центра занятости в механизмах социального управления трудоустройством женщин.

6. Определить и обосновать пути совершенствования социального управления трудовой занятости женщин.



Источниковую базу исследования составили: нормативные правовые документы Российской Федерации, Республики Коми, Муниципального Образования «Город Ухта»; ведомственные нормативные акты; научные труды отечественных и зарубежных исследователей; монографии; публикации в периодических изданиях; документы и статистические материалы Госкомстата России и Ухтинского центра занятости населения; материалы научных конференций; источники сети Интернет.

Теоретико-методологическая основа: концептуальные положения социологической и социально-психологической наук, теории социального управления, исследования отечественных и зарубежных ученых в области социального управления трудовой занятости населения.

Эмпирическая база. Торговые центры города Ухты. Генеральная совокупность – 840 чел.; выборка – 168 чел. Тип выборки – квотная (по образованию, возрасту, полу, роду деятельности респондентов). Около трети выборки (32,7%) составили женщины активного детородного возраста от 18 до 32 лет. Большая часть респондентов (59,0%) - в возрасте от 33 до 44 лет, остальные – среднего, предпенсионного и пенсионного возраста (8,3%). Никогда не состояли в браке (19%) респондентов, (67,3%) – замужем, разведенные и вдовые – (13,7%). Кроме того,(28,3%) имеют детей дошкольного возраста. Более половины обследуемых 96 чел. (57,1%) имеют высшее или незаконченное высшее образование (38,46% - гуманитарное и 61,54% - техническое), около четверти 45 чел. (26,8%) – среднее профессиональное, остальные - среднее 22 чел. (13%) и неоконченное среднее 5 чел. (3,1%).

Город Ухта - город республиканского значения, приравнивается к районам Крайнего Севера, по численности населения (127 тыс. чел.) классифицируется как «большой». Женщины составляют 51,6% от всего населения города.

В исследовании применялись:

теоретические методы: сравнительно-сопоставительный; системный; терминологический; ситуационный, структурно-функциональный, процессуальный подход; социально-психологический анализ; прогнозирование; моделирование и другие;

– эмпирические методы: различные виды наблюдений и опросов, изучение документов, вторичный анализ результатов социологических исследований, экспертная оценка и другие.



Достоверность научных результатов, обоснованность теоретических положений, выводов и практических рекомендаций обеспечиваются: применением в работе обширной источниковой базы; использованием результатов социально-психологических, социологических, социально-экономических исследований, проведенных в России в период с 1995 по 2008 годы, репрезентативностью выборки исследования; надежностью эмпирической информации, полученной с применением совокупности исследовательских процедур и методов сбора, измерения, обработки исходных данных.

Научная новизна исследования:

- представлено авторское понятие «социальное управление трудовой занятостью женщин»;

- выявлены сильные и слабые стороны современной системы социального управления женской занятостью;

- определены актуальные проблемы государственной политики в сфере управления трудовой занятостью женщин;

- разработаны основные структурные элементы социальных механизмов управления трудовой занятостью женщин;

- уточнены функции Городского Центра занятости и определено его место в механизмах социального управления трудоустройством женщин;

- установлены и обоснованы основные пути совершенствования социального управления трудовой занятостью женщин.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования состоит в том, что они расширяют методологический и методический аппарат исследования женского сегмента труда в условиях большого города и с учетом развивающегося экономического кризиса, дополняют предметную область и теорию социологии управления.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее научные положения, выводы и практические рекомендации могут быть использованы органами государственного управления всех уровней: в процессах прогнозирования, проектирования, стратегического планирования трудовой занятости женщин; в разработке соответствующих проектов нормативных правовых документов; в создании системы социального управления женской занятостью в интересах развития большого города. Разработанные методологические подходы и методика исследования регионального рынка труда применимы при изучении процессов, происходящих в сфере женской занятости в других городах России. Теоретические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе средних специальных и высших учебных заведений при чтении курсов социологии, социологии управления. Рекомендации по решению проблем с трудоустройством женщин используются в работе Государственного учреждения (ГУ) «Центра занятости населения города Ухты».

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования представлены в докладах на следующих научно-практических и научных конференциях: «Межвузовская конференция по социологии управления» (МПГУ, 2006 г.); «Проблемы развития местного самоуправления» (г. Ухта, УФ СГА 2005 г.); «Место и роль НОУ в социокультурном развитии Северо-востока России» (г. Ухта, УФ СГА 2007 г.) и других. Практические рекомендации, представленные в диссертации и реализованные в практике работы отделов ГУ «Центра занятости населения города Ухты» и Администрации Муниципального образования городского округа (МОГО) города Ухты, получили высокую оценку. Кроме того, практические рекомендации приняты к рассмотрению в Комитете Совета Федерации по вопросам местного самоуправления.

Положения диссертации, выносимые на защиту:



1. Социальное управление трудовой занятостью женщин - это сознательное, целенаправленное воздействие органов государственного управления, гражданских институтов, сил социального контроля на проявления тендерной дискриминации на рынке труда, на условия жизни женщин и ценностные ориентации общества. Этот феномен – явление процессуальное. Он включает оценку социально-экономического состояния общества и определение основных проблем женской занятости, целеполагание, прогнозирование, проектирование, стратегическое планирование, субъектно-объектные управленческие отношения, социальный контроль и другое.

2. Сильными сторонами системы социального управления женской занятостью являются: нормативная правовая база, наличие женских институтов гражданского общества, профсоюзы, социально-психологические особенности трудоспособного женского населения и другие.

Слабыми сторонами – необходимость ухода за детьми, регламентация рабочего дня, физические и биологические особенности женщин, слабая степень объединения и солидарности, низкий уровень самозащиты, недостаточность профессионально-технического образования и другие.



3. Актуальными проблемами государственной политики в сфере управления трудовой занятостью женщин являются: дискриминация женщин на рынке труда; несовершенство государственных механизмов социального управления трудовой занятостью женщин; неудовлетворительное информационное обеспечение процессов социального управления трудовой занятостью женщин.

4. Структурными элементами социальных механизмов управления трудовой занятостью женщин являются: законодательные, исполнительные, судебные органы власти; Городской центр занятости; социальный контроль; организации по подготовке и переподготовке женских кадров, институты гражданского общества, профсоюзы и другие.

5. Городской центр занятости, в силу аккумуляции в нем значительной информации о рынке труда, должен быть представлен во всех основных механизмах социального управления трудоустройством женщин. Ему должны быть предоставлены права на осуществление следующих функций: оценки рынка труда; отслеживания мобильности женских трудовых ресурсов; разработки рекомендаций по профессиональной переподготовке женщин; участия в обеспечении процесса развития сферы малого бизнеса в интересах трудоустройства женщин; на уровне рекомендаций координация деятельности органов законодательной, исполнительной, судебной властей в сфере трудоустройства женщин и другие.

6. Основными путями совершенствования социального управления трудовой занятостью женщин являются: уточнение федерального и регионального законодательства по обеспечению женской трудовой занятости; разработка и реализация инновационных рыночных социальных технологий трудоустройства женщин; создание эффективных механизмов по профессиональной переподготовке женских трудовых кадров; формирование положительного имиджа работающей женщины; обеспечение социальной защиты женского труда; разработка стимулирующих мер для государственных и негосударственных предприятий (организаций), содействующих трудоустройству женщин, и другие.
II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав (6 параграфов), заключения, библиографического списка и приложений.

Во введении обоснована актуальность темы исследования; представлены степень ее разработанности, гипотеза, объект и предмет исследования; определены цель, научная и исследовательские задачи; раскрыты методы исследования, эмпирическая база; показаны новизна, научная и практическая значимость работы, апробация результатов исследования; сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе диссертационной работы «Трудовая занятость женщин в современной России как проблема социального управления» рассматривается сущность и содержание феномена «социальное управление трудовой занятостью женщин», эмпирическим путем определяется его современное состояние; изучаются особенности существующей система социального управления трудовой занятостью женщин в России; анализируется государственная политика в сфере управления женской занятостью.

В первом параграфе «Трудовая занятость женщин: сущность и содержание социального управления» интерпретированы основные категории и понятия по теме исследования: «трудовая занятость» и «социальное управление трудовой занятостью женщин», «система социального управления женской занятостью» и другие. Определено, что социальное управление трудовой занятостью женщин – это сознательное, целенаправленное воздействие на общественные системы, на рынок труда и его структурные составляющие с целью устранения гендерной дискриминации. Основной функцией социального управления в сфере трудовой занятости женщин является организация целенаправленных воздействий на условия и факторы, препятствующие трудоустройству женщин.

Анализ состояния трудовой занятости женщин в России показал, что в 2000-2008 гг. наблюдалось повышение их экономической активности, росло число женщин, занятых в производственной и иной сферах деятельности. Однако и в эти годы не было обеспечено реальное равноправие женщин в сфере карьерного роста и возможности выбора жизненных стратегий. По этой причине в настоящее время, когда проявились последствия мирового финансово-экономического кризиса, среди уволенных трудовых кадров большинство составили женщины. В российском обществе наблюдается смещение ценностных ориентиров в общественном сознании, углубляется гендерное разделение в сфере социально-трудовых отношений. Эти утверждения подтверждаются анализом динамики изменений за последние десять лет в социально-экономическом и политическом развитии общества, общественных отношениях в контексте трудовой занятости женщин (см. табл.1).

Таблица 1

Распределение численности работающих, занятых в экономике

по половой принадлежности12


Годы

Всего занятых в экономике

Мужчины, тыс.чел.

Женщины, тыс.чел.

Мужчины,

в %


Женщины,

в %


2000

65273

33754

31519

51,71

48,29

2002

66266

33709

32557

50,87

49,13

2003

67152

34199

32953

50,93

49,07

2004

67135

34177

32958

50,91

49,09

2005

68603

34710

33893

50,60

49,40

2006

69188

35012

34176

50,60

49,40

2007

70813

35702

35111

50,42

49,58

Во втором параграфе «Система социального управления трудовой занятостью женщин в России» представлены структурные элементы системы социального управления занятостью населения в Российской Федерации, показаны их роли и функции, раскрыта организация и содержание деятельности служб занятости населения.

Система управления трудовой занятостью женщин представляет собой комплексные механизмы институционального, организационного и информационного предназначения. Ее функционирование обеспечивается нормативной правовой базой. Система включает административные и аналитическо-информационные структуры. В своей деятельности она использует информацию институтов гражданского общества, согласует свою работу с органами законодательной, исполнительной, судебной власти государственного и регионального масштаба.

Сильными сторонами системы социального управления женской занятостью являются: нормативная правовая база, наличие женских институтов гражданского общества, профсоюзы, социально-психологические особенности трудоспособного женского населения и другие.

Слабыми сторонами – необходимость ухода за детьми, регламентация рабочего дня, физические и биологические особенности женщин, слабая степень объединения и солидарности, низкий уровень самозащиты, недостаточность профессионально-технического образования и другие.

Система социального управления трудовой занятостью обеспечивает функционирование структур управления рынком труда. В этой связи, безусловно, ее задачами являются: регистрация безработных, трудоустройство, организация профессиональной переподготовки, психологическое консультирование и другое. Исследование показало, что эта система не в полной мере выполняет указанные функции. Подтверждают это такие факты: за 2007 – 2008 гг. обратились в службу занятости за помощью в трудоустройстве лишь 7,35% респондентов (см. рис.1).

В третьем параграфе «Государственная политика в сфере управления женской занятостью» проведен анализ отдельных направлений государственного регулирования трудовой занятости женщин, законодательства, регламентирующего женский сегмент рынка труда.

Рис. 1. Источники информации о возможностях трудоустройства

Исследование показало, что некоторые положения, направленные на защиту прав женщин, в ныне действующих правовых актах большей частью носят декларативный характер. Например, в трудовом законодательстве сохраняются положения, создающие предпосылки для дискриминации женского труда. К ним относятся: запреты на работу в ночное время и на исполнение некоторых видов работ; ограничение рабочего времени (командировки, сверхурочные) и другие.

Политика государства в сфере формирования трудового резерва негативным образом воздействует, прежде всего, на женщин. Например, отказ от системы гарантированного трудоустройства выпускников учебных заведений привел к росту безработицы среди молодежи, большую ее часть составили женщины.

Авторское исследование показало, что государство мало внимания уделяет формированию гендерных аспектов общественного сознания граждан, созданию положительного образа работающей женщины.

Во второй главе диссертации «Эмпирическое исследование механизмов и путей совершенствования социального управления трудовой занятостью женщин в большом городе» определяются и изучаются основные структурные элементы социальных механизмов управления трудовой занятостью женщин; анализируется рынок труда города Ухты; раскрываются формы и методы работы городского центра занятости населения г. Ухты по организации работы в сфере трудовой занятости женщин; обосновываются пути совершенствования социального управления трудовой занятостью женщин, разрабатываются практические рекомендации органам власти и управления применительно к большому городу.

В первом параграфе «Социальные механизмы управления трудовой занятостью женщин» раскрываются структурные элементы социальных механизмов повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда, выявляются факторы (причины), снижающие уровень их трудовой занятости.

Структурными элементами социальных механизмов управления трудовой занятостью женщин являются: законодательные, исполнительные, судебные органы власти государственного и регионального масштаба; Городской центр занятости; социальный контроль; система статусной и профессиональной ориентация женщин; организации по подготовке и переподготовке женских кадров, институты гражданского общества, профсоюзы и другие.

Социальные механизмы управления трудовой занятостью женщин представляют собой взаимосвязанные по вертикали и горизонтали управленческие структуры и социально-психологические явления, с помощью которых регулируется устойчивость работы общественной системы. Элементами социальных механизмов управления трудовой занятостью женщин могут быть отдельные системы: профессионального обучения, профориентации, адаптации женщин-работниц, модернизации производства, управления персоналом; оплаты труда, женского предпринимательства, социально-психологического климата в трудовых организациях, коллективных традиций, неформального управления, институтов гражданского общества, социального контроля и другие.

Как видно из результатов исследования, социальные механизмы управления трудовой занятостью женщин остаются неэффективными. Например, профессиональное обучение женщин в большей части не соответствует особенностям российского рынка труда. Наблюдаются диспропорции в их профессиональной подготовке по специальностям и уровням образования. В результате женщины, например в г. Ухте, оказываются не востребованными на рынке рабочей силы (см. табл.2).

Таблица 2



Численность безработных женщин по уровню образования (в тыс. чел.)13


Годы

Всего

в том числе имеют образование

высшее профес-сиональное

неполное высшее профессиональное

среднее профес-сиональное

начальное профес-сиональное

среднее (полное)
общее

основное общее

не имеют основного общего

2002

2866

299

102

814

315

1000

307

29

2003

2676

313

87

717

370

843

317

30

2004

2873

342

83

740

412

970

306

20

2005

2407

277

71

601

367

759

308

25

2006

2368

308

54

523

353

801

287

42

2007

1975

277

71

443

295

680

200

9

Опросы экспертов, изучение документов предприятий г. Ухты выявили, что показателями низкой конкурентоспособности женщин на рынке труда являются следующие: высокая конфликтность; излишняя занятость в семье; сравнительно низкая производительность труда; особые нормативные правовые требования обеспечения женщин дополнительными льготами и другие. Эти показатели затрудняют оптимальное построение и функционирование социальных механизмов трудоустройства женщин. Опрос работодателей подтверждает этот вывод (см. табл. 3).

Таблица 3

Причины, по которым работодатели отдают предпочтение мужчинам при приеме на работу (в %)


Мужчины реже берут больничные листы и не сидят дома с детьми

80

У женщин много семейных забот – это мешает работе

80

У женщин очень много различных льгот

60

Мужчина должен работать и содержать семью

50

Мужчины выносливее и могут находиться на работе столько – сколько этого потребуется

40

Женщина более конфликтна

30

Женщина-работница – это большие затраты и маленькая отдача: «Родит – уйдет»

30

Женщины менее дисциплинированны и не мотивированы на получение результата

20

У мужчин выше производительность труда

60

В то же время, как показывают результаты опроса работодателей об уровнях развития качественных показателей работников-мужчин и работниц-женщин (см. табл.4), в настоящее время в сфере труда не используются многие трудовые преимущества женщин.



Одним из путей устранения скрытой (латентной) дискриминации женщин должна стать организация информационной и пропагандистской работы по формированию имиджа женщины труда. Социальная и информационная поддержка женщин, как показало исследование, обусловлена следующими обстоятельствами: в условиях кризиса женщины оказались психологически менее подготовленными к участию в конкуренции за рабочие места; они редко предъявляют высокие требования к содержанию работы; согласны на более низкий уровень оплаты труда; обладают заниженной самооценкой; имеют ограниченную профессиональную ориентацию и другое.
Таблица 4

Оценка работодателями качественных характеристик работников мужчин и женщин (в %)


Качества

Мужчины

Женщины

Активность

76

24

Инициативность

52

48

Дисциплинированность

92

8

Доброжелательность

16

84

Стабильность

4

96

Коммуникабельность

32

68

Конфликтность

24

76

Творчество

48

52

Усидчивость

8

92

Способность к переобучению

40

60

Работоспособность

52

48

Внимательность

20

80

Ответственность

24

76

Преданность делу, компании

16

84

Уровень квалификации

52

48

Мобильность

92

8

Готовность к риску

88

12

Во втором параграфе «Городской центр занятости в системе рынка труда как элемент основных механизмов социального управления трудоустройством женщин» представлены результаты исследования деятельности ГУЦЗН Ухты в сфере управления женской занятостью, вскрыты достоинства и недостатки, выявлены элементы нового опыта.

В целях обеспечения трудоустройства женщин городским центром занятости г. Ухты осуществляется комплекс мероприятий, основным содержанием которых является: повышение квалификации безработных женщин; профессиональная переподготовка; ведение банка данных по вакансиям; разработка рекомендаций органам муниципального управления по созданию новых рабочих мест на основе анализа профессиональных качеств безработных женщин; проведение специализированных ярмарок профессий; психологическое консультирование, профессиональное ориентирование и другое.

Благодаря активным мероприятиям службы занятости уровень женской безработицы в г. Ухте неуклонно снижался (см. рис.2). За 2007 год снято с учета в связи с трудоустройством 2684 женщины, из них признано было безработными 893, или 65% от общего числа признанных безработными. Доля женщин среди всех, нашедших работу при содействии службы занятости, составила 41,7%. Оформили досрочную пенсию 12 женщин, что составило 70,5%.

Рис. 2. Уровень безработицы среди женщин и мужчин в г. Ухте

В то же время в деятельности городской службы занятости был выявлен ряд недостатков. Например, система профориентации и переобучения при городском центре занятости в основном дублирует деятельность учебных заведений города.

Недостаточно внимания ГУ ЦЗН г. Ухты уделяет и вопросам стимулирования организации мелкого и среднего бизнеса. Практика организации работы по трудоустройству женщин не способствует сохранению у них активной позиции, не обеспечивает вариантности в поиске ими работы.

Анализ работы Ухтинской службы занятости показал, что на современном этапе она направлена на заполнение вакансий, но не обеспечивает необходимого уровня соответствия качества рабочей силы и содержания труда. Поэтому возникла необходимость в поиске новых путей решения проблемы трудовой занятости.

В третьем параграфе «Пути совершенствования социального управления трудовой занятостью женщин в большом городе» на основе анализа научной литературы, результатов исследования практики социального управления женской занятостью на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, изучения опыта работы городского центра занятости населения определяются и обосновываются пути совершенствования социального управления трудовой занятостью женщин, разрабатываются практические рекомендации по их реализации.

Результаты исследования позволяют определить следующие пути совершенствования социального управления трудовой занятостью женщин в большом городе: разработка механизмов социального управления трудовой занятостью женщин, норм права, регулирующих процесс обеспечения эффективной трудовой занятости женщин; повышение эффективности уровня институтов социального управления; стимулирование государственных и негосударственных предприятий (организаций), создающих либо сохраняющих рабочие места для женщин.

Апробация практических рекомендаций, в ходе исследования на этих путях, показала свою эффективность.

В заключении подводятся основные итоги диссертационного исследования, формулируются выводы, предлагаются практические рекомендации, определяются направления дальнейшей разработки проблемы.

Библиографический список содержит 175 источников.

В приложениях представлены документы, схемы, иллюстрирующие подходы и результаты диссертационного исследования.


III. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ


1. Управление трудовой занятостью женщин – это деятельность государственных и общественных институтов по стабилизации социальной сферы, решению социально-экономических и духовно-нравственных проблем общества, профилактике безработицы, совершенствованию форм социального партнерства, созданию положительного имиджа работающей женщины.

2. Феномен социального управления трудовой занятостью женщин включает изучение внешних и внутренних проблем женской занятости, целеполагание, прогнозирование, проектирование, планирование, координацию, организацию, мотивацию и контроль. В сфере этого явления проявляются как общенаучные, так и частные законы и закономерности. Оно осуществляется специфическими методами, приемами, силами и средствами.

3. Особенностью российского рынка труда является его локальная доминанта. Рационально организованное управление трудовой занятостью женщин позволяет эффективно использовать местные ресурсы, повышать уровень жизни женщин, снимать социальную напряженность в обществе, повышать доверие населения к власти.

4. Основными показателями оценки эффективности системы социального управления трудовой занятостью женщин являются: уровень занятости женщин; состояние дискриминации и гендерной сегрегации на рынке труда; благосостояние домохозяйств; рождаемость и другие.

5. Эффективное управление занятостью женщин на рынке труда определяется: количеством трудоустроенных женщин; качеством предоставленных им рабочих мест; трудоустройством по профессиональной подготовленности женских кадров и другим.

IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ


1. В области совершенствования состава норм права предлагается реализовать следующие рекомендации законодательным органам:

- дополнить п.3 ст.25 Закона Российской Федерации «О занятости населения Российской Федерации» следующей нормой: «работодатель обязан ежемесячно представлять органам службы занятости отчеты по гендерной статистике работающих у него на предприятии работников, а также гендерные статистические данные по увольнению работников»;

- в раздел XIII «Трудового кодекса Российской Федерации» внести дополнение, предусматривающее систему штрафов за необоснованное увольнение женщин по причине сокращения штата;

- разработать законопроект "О квотировании рабочих мест для женщин, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы", предоставляющий органам исполнительной власти регионов право определять условия, размеры квот и порядок их введения, а также предусматривающий ответственность безработного и работодателя за нарушение законодательства в сфере занятости;

- внести дополнения в Федеральные законы «О рекламе» и «О средствах массовой информации», предполагающие ответственность за содержание рекламы, ущемляющее права и законные интересы женщин;

- в Закон РФ «О занятости населения Российской Федерации» внести дополнения, обязывающие разрабатывать и реализовывать 5-летние социальные городские программы по трудоустройству женщин;

- внести в «Налоговый кодекс Российской Федерации» дополнения, предусматривающие льготный режим налогообложения предприятий с высокой долей работающих женщин.

2. Исполнительной власти РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях управления предложить:

- возложить на Федеральную службу по труду и занятости обязанность контроля и надзора над соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, регламентирующих труд женщин;

- создать общенациональную систему повышения квалификации и профессионального обучения женщин, решающую задачи обеспечения первичного профессионального образования, обучения «заводским» профессиям и профессионального обучения ведению малого бизнеса;

- создать межведомственный региональный центр мониторинга и прогнозирования профессионально-квалификационной подготовки и трудоустройства женских кадров;

- осуществить комплекс мер по стимулированию развития малого бизнеса, созданию условий для развития национальных промыслов и ремесел.

3. В области теоретических разработок и научно-исследовательских работ рекомендовать провести исследования по следующим направлениям:

- социальное управление трудовой занятостью женщин в развитых странах;

- формирование в общественном сознании российских граждан образа женщины-труженицы;

- мотивационные установки экономически неактивных женщин трудоспособного возраста;

- влияние мирового финансово-экономического кризиса на рост женской безработицы в России;

- эффективность механизмов социального управления трудовой занятостью женщин;

- латентная трудовая занятость женщин;

Основные результаты диссертационного исследования представлены автором в следующих публикациях:



1. Ефремова, Е.М. Женская занятость в России [Текст] / Е.М. Ефремова // Вестник университета (Государственный университет управления).– М.: 2009.- № 12.- 0,5 п.л.

2. Ефремова, Е.М. Гендерные особенности современного образования [Текст] / Е.М. Ефремова // Социология образования. - М.: СГА. Выпуск № 4, 2009. Апрель.- 0,3 п.л.

3 Ефремова, Е.М. Характеристика безработицы на рынке труда г. Ухты [Текст] / Е.М. Ефремова // Научные труды Института послевузовского профессионального образования СГА. Выпуск 16. Гуманитарные науки. Экономика. Юриспруденция. Социология и философия. – М.: Изд-во СГУ, 2005. – 0,3 п.л.

4. Ефремова, Е.М. К вопросу об оптимизации управления занятостью на уровне города [Текст] / Е.М. Ефремова // Межвузовская конференция по социологии управления. – М.: МПГУ, 2006. – 0,3 п.л.

5. Ефремова, Е.М. Общественное мнение как проявление общественного сознания в отношении положения женщин [Текст] / Е.М. Ефремова // Труды СГУ. Ухтинский филиал. Гуманитарные науки. – М.: Изд-во СГУ, 2006. – 0,3 п.л.

6. Ефремова, Е.М. Отражение в общественном сознании роли и места женщины в обществе [Текст] / Е.М. Ефремова // Гуманитарные исследования. –2007. - №2.- 0,3 п.л.

7. Ефремова, Е.М. Государственная политика в сфере женской занятости [Текст] / Е.М. Ефремова // Современное образование: инновации, экономика, право. - 2008. - №3 – 0,4 п.л.

8. Ефремова, Е.М. Проблемы и перспективы повышения конкурентоспособности женщин на рынке труда [Текст] / Е.М. Ефремова // Межвузовская конференция по социологии управления и социологии образования. – М.: МПГУ, 2008. -0,4 п.л.

Общий объем публикаций - 2,8 п.л.



1 Статистический ежегодник Республики Коми. Статистический сборник. – Сыктывкар: Госкомстат РК, 2008. – С.210

2 См.: Франчук, В.И. Социальное управление: самоуправление, менеджмент, политическое руководство [Текст]. – М.: Компания Спутник+, 2007. - 173 с.; Гладышев, А.Г. Основы социального управления [Текст] //А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др. / Под ред. В.Н. Иванова.- М.: Высш. шк., 2001. - 271 с. и другие.

3 См.: Щекин, Г. Социальное управление как система // Проблемы теории и практики управления. 1997. №2. С. 20-25; Карапетян, Л. Концептуальные вопросы социального управления [Текст] // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5. С. 10-17 и другие.

4 См.: Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности / В. А. Ядов, В. В. Семёнова. – М. : Добросвет, 2003. – 596 с.; Михайлов, С. Эмпирическое социологическое исследование [Текст] / С. Михайлов. - М. : Прогресс, 1975. – 439 с. ;Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования [Текст] / И. Ф. Девятко. – М. :КД Университет, 2005. – 296 с. и другие.

5 См.: Рощин, С.Ю. Экономика труда (экономическая социология труда) [Текст]./ С. Ю. Рощин, Т.О. Разумова. - М., ИНФРА-М, 2000. - 400 с.; Попов, Ю.Н. Современная экономика и социология труда [Текст] /Ю.Н.Попов, А.В.Шевчук. - М: Экон-Информ, 2003. – 380 с. и другие.

6 См.: Решетникова, А. Защита прав женщин в сфере трудовых отношений // Юрист. 2008. № 5. С. 23 – 26; Снежко, О. Государственная защита трудовых прав женщин // Управление персоналом. 2008. №6. С.84-87; Шептулина, Н.Н. Проблемы совершенствования законодательства о труде женщин // Трудовое право. – 2008. №1. С.3-17; Филиппова, М. Увольнение беременной женщины: пути совершенствования законодательства // Кадровик. Трудовое право для кадровика. – 2008. №10. С.12-17 и другие.

7 См.: Силласте, Г.Г. Изменение социальной мобильности и экономического поведения женщин // Социс. – 2000. №5. С.25-34; Магун, В. Как меняются российские трудовые ценности // Отечественные записки. – 2007. №3. С. 23-39.

8См.: Лыткина, Т.С. Домашний труд и гендерное разделение власти в семье //Социологические исследования. - 2004. № 9. С. 85 – 90; Голод, С.И. Современная семья: мачизм, феминизм, трибализм // Человек. - 2006. №6. С.15-25; Барсукова, С.Ю. Сетевые обмены российских домохозяйств: опыт эмпирического исследования // Социологические исследования. - 2005. № 8. С. 34-45 и другие.


9 См.: Скиндер, Н.В. Стереотипы в сфере занятости как причина гендерной сегрегации // Философия права. -2007. № 4. С. 109 - 112; Ключко, О.И. Гендерная стереотипия в изучении актуальных социальных проблем // Общественные науки и современность. - 2008. № 6. С. 182-192; Гендерные стереотипы в современной России [Текст] / Под ред. И.Б.Назарова, Е.В.Лобза. М.: ГУ ВШЭ, МАКС Пресс, 2007. - 263 с. и другие.

10 См.: Овчарова, О. Г. Гендерная ассиметрия политики: К вопросу об актуальности научного исследования проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. - 2008. №2. С. 37 - 42; Канапьянова, Р.М. Женщины во властных структурах // Социологические исследования. - 2007. №2.С. 68-75 и другие.

11 См., например, Российские компании начинают увольнять сотрудников, чтобы смягчить последствия экономического кризиса // Новости экономики. – 2008. 8 октября; Женщины попали под нож увольнений // Независимая газета. – 2008. № 121. 14 ноября.

12 Российский статистический ежегодник. 2007 [Текст]: Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2008. - С. 116.

13 Труд и занятость в России [Текст] : Статистический сборник. – М.: Росстат, 2008. – С.148



База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница