Словарь терминов Модуль




страница1/10
Дата30.04.2016
Размер2.34 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..


6

Словарь терминов…………………………………………………


7

Модуль 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА.…..


11

Тема 1. Понятие таможенного дела и таможенного права.…….

1.1. Таможенное регулирование и таможенное дело…………..

1.2. Таможенная территория и таможенная граница Таможенного союза………………………………………………

1.3. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права

1.4. Источники таможенного права……………………………..

1.5. Таможенные правоотношения: состав, содержание, субъекты…………………………………………………………..




11

11
19

21

23
28



Тема 2. Таможенные органы как субъекты таможенного права………………………………………………………………..

2.1. Общая характеристика таможенных органов………………

2.2. Правоохранительная деятельность таможенных органов…

2.3. Федеральная таможенная служба РФ………………………

2.4. Правовой статус региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов………………………………….


30

30



37

39
43



Тема 3. Физические и юридические лица - субъекты таможенных правоотно шений……………………………………

3.1. Физические лица как субъекты таможенного права……….

3.2. Юридические лица как субъекты таможенного права…….

3.3. Правовой статус таможенного представителя……………

3.4. Правовой статус таможенного перевозчика………………..

3.5. Правовой статус владельца склада временного хранения..

3.6. Правовой статус владельца таможенного склада………….

3.7. Правовой статус владельца магазина беспошлинной торговли……………………………………………………………

3.8. Правовой статус уполномоченного экономического оператора…………………………………………………………..


46

46



48

53

55



57

59
60


62

Тема 4. Объекты таможенных правоотношений…….………..

4.1. Объект и предмет таможенного правоотношения……….

4.2. Особые предметы таможенных правоотношений……….

4.3. Методы государственного регулирования внешней торговли товарами……………………………………………….




65

65

70


78

Примерный вариант тестов к модулю 1 ……………………..….


84

Модуль 2. ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА


87


Тема 5. Таможенные платежи……………………………………

5.1. Понятие и виды таможенных платежей…………………….

5.2. Таможенная пошлина как основной таможенный платеж..

5.3. Налогообложение при перемещении товаров через границу…………………………………………………………….

5.4. Порядок и сроки уплаты таможенных платежей…………..


87

87

89


95

97


Тема 6. Правовые основы перемещения товаров через таможенную границу……………………………………………..

6.1. Таможенные операции: понятие и основные положения…

6.2. Прибытие товаров на таможенную территорию

Таможенного союза………………………………………………

6.3. Убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза……………………………………………………………….

6.4. Операции, совершаемые с товарами, находящимися на

временном хранении……………………………………………..

6.5. Таможенное декларирование товаров………………………

6.6. Временный ввоз и вывоз товаров для личного пользования……………………………………………………….

6.7. Выпуск товара………………………………………………..



105


105
108
109
110

111
118

119


Тема 7. Таможенные процедуры………………………………...

7.1. Понятие таможенных процедур и порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру…………………………………………..

7.2. Таможенная процедура выпуска для внутреннего

потребления………………………………………………………..

7.3. Таможенная процедура экспорта……………………………

7.4. Таможенная процедура таможенного транзита…………….

7.5. Таможенная процедура таможенного склада………………

7.6. Таможенные процедуры переработки товаров……………..

7.7. Таможенная процедура временного ввоза (допуска)………

7.8. Таможенная процедура временного вывоза………………..

7.9. Таможенная процедура реимпорта………………………….

7.10. Таможенная процедура реэкспорта………………………..

7.11. Таможенная процедура беспошлинной торговли………..

7. 12. Таможенная процедура уничтожения…………………….

7.13. Таможенная процедура отказа в пользу государства…….

7.14. Таможенная процедура свободная экономическая зона…




121

121
124

125

126


131

134


136

138


139

140


142

142


143

144



Примерный вариант тестов к модулю 2…………………………


148

Модуль3. ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ…………………………………….


150


Тема 8. Таможенный контроль…………………………………..

8.1. Понятие, цели и субъекты таможенного контроля………..

8.2. Формы таможенного контроля……………………………..

8.3. Порядок проведения экспертизы при осуществлении таможенного контроля……………................................................



150

150


157
164

Тема 9. Ответственность за нарушение таможенных правил….

9.1. Правонарушения и ответственность по таможенному

праву………………………………………………………………..

9.2. Уголовная ответственность за таможенные

преступления..............................................................……………..

9.3. Административная ответственность………………………..

9.4. Дисциплинарная ответственность…………………………..


168
168
168

174


176

Примерный вариант тестов к модулю 3…………………………


179

Ответы на тесты по таможенному праву………………………..


180

ВОПРОСЫ К ДОМАШНЕМУ ЗАДАНИЮ…………………….


181

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО КУРСУ «ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО»……………………………………………………………

182


РЕКОМЕНДУЕМЫЙ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК….

185

ВВЕДЕНИЕ
Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и предназначенных для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Государственное регулирование является основным рычагом воздействия на внешнеторговый оборот. С его помощью, с одной стороны, обеспечивается свободный доступ российской экономики к системе мирового хозяйства, а с другой стороны, обеспечивается защита интересов российских товаропроизводителей и потребителей, защита экономической безопасности страны, общественного порядка, жизни и здоровья людей, нравственности, а также пополнение доходной части бюджета. В этой связи изучение таможенного права позволит будущим юристам получить необходимые знания для их профессиональной деятельности в отраслях и сферах, связанных с внешнеэкономической деятельностью.

В настоящем учебном пособии представлен курс таможенного права в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. В нём отражены изменения, произошедшие в таможенном регулировании в РФ, связанные с образованием с 1 января 2010 года на территории государств Беларуси, России и Казахстана Таможенного союза и введением в действие с 1 июля 2010 года Таможенного кодекса Таможенного союза.
УЧЕБНЫЙ ГРАФИК


№ МОДУЛЯ

ТЕМЫ МОДУЛЯ

СРОК ИЗУЧЕНИЯ

1

№ 1 - № 4

8 недель

2

№ 5 - № 7

6 недель

3

№ 8 - № 9

3 недели

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ


Авария – вредное по своим последствиям происшествие технического, технологического или иного характера, произошедшее с транспортными средствами и (или) иными товарами, находящимися под таможенным контролем, повлекшее за собой не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза их количественные и (или) качественные изменения.

Ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза - совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы.

Вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом.

Выпуск товаров – действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.

Декларант – лицо, которое декларирует товары, либо от имени которого декларируются товары.

Запреты и ограничения – комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий: меры нетарифного регулирования; меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов; особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами; меры экспортного контроля; санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.

Иностранное лицо – лицо, не являющееся лицом государства - члена Таможенного союза.

Иностранные товары – товары, не являющиеся товарами Таможенного союза, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза.

Комиссия Таможенного союза – единый постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза.

Лицо – физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом.

Лицо государства - члена Таможенного союза – юридическое лицо, организация, не являющаяся юридическим лицом, созданные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, а также физическое лицо, имеющее постоянное место жительства в таком государстве, в том числе индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в соответствии с национальным законодательством.

Международные договоры государств - членов Таможенного союза – международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза.

Международные почтовые отправления – почтовые отправления, принимаемые для пересылки за пределы таможенной территории Таможенного союза, поступающие на таможенную территорию союза либо следующие транзитом через эту территорию и сопровождаемые документами, предусмотренными актами Всемирного почтового союза.

Меры нетарифного регулирования – комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств.

Налоги – налог на добавленную стоимость и акциз (акцизы), взимаемые таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Оператор почтовой связи – лицо государства - члена Таможенного союза, обеспечивающее оказание услуг почтовой связи в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза и актами Всемирного почтового союза.

Перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу, товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории союза, или ответственное за использование транспортных средств.

Перемещение товаров через таможенную границу – ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с неё.

Таможенная декларация – документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, избранной таможенной процедуре или сведения, необходимые для выпуска товаров.

Таможенная процедура – совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза.

Таможенное декларирование – заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, избранной таможенной процедуре и иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Таможенные органы – таможенные органы государств- членов Таможенного союза.

Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза.

Таможенный контроль – совокупность мер, осуществляемых таможенными органами, в том числе с использованием системы управления рисками, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и национального законодательства.

Таможенный орган назначения – таможенный орган, в регионе деятельности которого находится установленное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает таможенную процедуру таможенного транзита.

Таможенный орган отправления – таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Таможенный представитель – юридическое лицо государства - члена Таможенного союза, совершающее от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Товары для личного пользования – товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу.

Товары Таможенного союза – находящиеся на таможенной территории Таможенного союза товары: полностью произведенные на территориях государств - членов союза; ввезенные на таможенную территорию Таможенного союза и приобретшие статус товаров союза; изготовленные на территориях государств - членов Таможенного союза.

Транспортные средства – категория товаров, включающая любое водное судно, воздушное судно, автомобильное транспортное средство, прицеп, полуприцеп, железнодорожное транспортное средство или контейнер с предусмотренными для них техническими паспортами или, если они перевозятся вместе с транспортными средствами.

Модуль № I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ ТАМОЖЕННОГО ПРАВА
Тема 1. ПОНЯТИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА И ТАМОЖЕННОГО ПРАВА


    1. Таможенное регулирование и таможенное дело


Таможенная политика – это система экономических, правовых, организационных и иных широкомасштабных мероприятий, проводимых государством и направленных на регулирование таможенных отношений и реализацию внутри- и внешнеэкономических интересов России. Она является составной частью внешнеэкономической политики каждого государства и регулирует товарообмен между странами (группами стран), оказывая экономическое и политическое влияние на рынки стран-партнеров и на политику, в том числе экономическую, торговую.

После образования СНГ, бывшие республики СССР, ставшие независимыми государствами, стремились сохранить единое таможенное пространство и образовать Таможенный союз. Таможенный союз – это экономическое объединение государств, имеющих единую таможенную территорию и однотипный механизм регулирования экономики, который базируется на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве. Однако в создании Таможенного союза на территории всех государств СНГ произошли задержки. Некоторые государства отошли от процесса. Внутри Содружества шли процессы дифференциации, и регулирование внешнеэкономических связей не было единообразным. Поэтому создание Таможенного союза приостановилось.

И только 6 октября 2008 года был сделан реальный шаг к созданию единого таможенного пространства Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Президенты Российской Федерации, Республик Беларусь и Казахстан решением Межгосударственного совета (высшего органа ЕврАзЭС) констатировали вступление в силу Договора о Комиссии Таможенного союза, а также Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года. 27 ноября 2009 года в Минске на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС подписан Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза, который положил начало функционированию на территории трёх государств – Беларуси, России и Казахстана – Таможенного союза. С 1 января 2010 года Таможенный союз начал действовать, были введены новый Единый таможенный тариф и Система нетарифного регулирования. Полномочия по оформлению были переданы наднациональному органу – Комиссии Таможенного союза. В соответствии с Приложением к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17 на основании ФЗ РФ N 114-ФЗ от 2 июня 2010 года «О ратификации Договора о Таможенном кодексе Таможенного союза», с 1 июля 2010 года на территории РФ введён в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), нормы которого имеют прямое действие. Таможенный кодекс РФ до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС, и подлежит применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС.

Теперь производители трёх стран СНГ получили возможность без ограничений перемещать свои товары в «треугольнике» этих стран. Создание Таможенного союза позволяет отказаться от всех форм государственного контроля на границе России, Беларуси и Казахстана. Образовался новый гигантский рынок, который насчитывает около 170 миллионов потребителей. Таможенное оформление товаров (теперь оно называется как в Евросоюзе – «таможенной очисткой») сдвигается к границам Таможенного союза, что приведёт к уменьшению бумажной волокиты, коррупционных поборов. Понятие «отечественный товар» уступило место «союзному товару», то есть произведённому в Таможенном союзе. Отечественными производителями в России будут считаться казахские и белорусские товаропроизводители, и наоборот.

На первое время «союзники» составили список из 400 импортных товаров, которые «особо чувствительны» для стран. Например, в России оставили низкие пошлины на импортные лекарств. А Белоруссия, наоборот, защищая своих производителей, отстояла высокие тарифы. Чтобы импортёры не совершали нарушений, то есть декларировали в документах страну, где значится «льготная пошлина», а вывозили его на территорию, где пошлина высокая, товары будут сопровождаться к месту таможенной очистки. Это предполагает не только присутствие таможенников, но и спецпломбирование грузов, отметки в пунктах пропуска. Если импортёр нарушит законы, его имущество может быть арестовано, а товары конфискованы на территории, где задержаны.

Основные принципы действия Таможенного союза:

– соблюдение суверенных прав и равенства Сторон союза;

– соблюдение основных принципов, заложенных в международных нормах права, принятых на себя Сторонами союза;

– обеспечение экономической безопасности каждой Стороны союза;

– обеспечение экономической целесообразности участия каждой Стороны союза в реализации единой системы таможенного регулирования;

– сохранение, развитие и эффективное использование положительного опыта деятельности таможенных служб Сторон союза;

– соблюдение норм международного права при разработке и применение единой системы таможенного регулирования.

Введение в действие ТК ТС должно укрепить потенциал Сторон союза по противодействию общим экономическим угрозам, в том числе связанным с процессами мирового финансового кризиса, обеспечить благоприятные условия для свободного движения товаров, капитала и рабочей силы на единой таможенной территории.

Действие ТК ТС предназначено обеспечить на единой таможенной территории Таможенного союза:

– упрощение таможенных операций для участников внешнеторговой деятельности, при усилении таможенного контроля на границе союза;

– единые правила таможенной оценки товаров, в том числе происходящих из третьих стран, с учетом правил ВТО;

– единые правила определения страны происхождения товаров и единую систему преференций по отношению к третьим странам;

– единые правила тарифных и нетарифных мер регулирования торговли (экспортных, импортных и тарифных квот, лицензирования) по отношению к третьим странам на основе норм и правил ВТО;

– единую политику взимания импортных и экспортных пошлин в отношении товаров;

– прозрачность условий транзита товаров из третьих стран в третьи страны через единую таможенную территорию, создающую высокие конкурентные условия в этой сфере для Сторон союза;

– функционирование единой автоматизированной информационной системы таможенных служб Сторон союза;

– единообразную методологию организации и проведения таможенного контроля и единый состав применяемых документов;

– единую систему статистической отчетности о товарах, перемещаемых через таможенную границу союза, и его внешней торговле;

– эффективную борьбу с контрабандой;

– дальнейшее развитие высокопрофессиональных таможенных кадров в соответствии с международными стандартами и требованиями Всемирной таможенной организации.

Федеральной таможенной службой РФ (ФТС РФ) подготовлена памятка таможенным органам о порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Письмо ФТС РФ от 29 июня 2010 г. N 01-11/31846). В нём сообщается, что порядок совершения таможенных операций при ввозе товаров на единую таможенную территорию союза и вывоза их соответствует тому порядку, что применяется в настоящее время в РФ. Основным отличием является то, что если иностранные товары, ввезенные в любое из государств - членов Таможенного союза и помещенные в нем под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, предусматривающую получение товарами статуса «товаров Таможенного союза», за исключением товаров, указанных в Протоколе об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории союза, получают право свободно обращаться на всей таможенной территории Таможенного союза. Такое же право свободно обращаться на всей таможенной территории Таможенного союза с 1 июля 2010 года получают товары, происходящие из РФ, Республик Беларусь и Казахстан, а также товары, которые на указанную дату признавались отечественными в государствах-членах союза. Также рассматриваются, в частности: порядок декларирования товаров, перемещаемых через таможенную границу; вопросы классификации товаров; определения таможенной стоимости и уплаты таможенных платежей; таможенные процедуры.

Первые месяцы действия Таможенного союза показали издержки, связанные с пересечением границы, что приводит к отказу от размещения в России новых производств. Россия отстаёт от партнёров по союзу на основе разных рейтингов. Практически во всех опросах операторов международной экономической деятельности по простоте таможенных процедур наша страна идёт стабильно во второй сотне. По большинству рейтингов партнёры по союзу выше. Процент физического досмотра грузов в РФ составляет 44%. В то время как в США – лишь 3%.

Определённую таможенную либерализацию должен привнести ФЗ РФ «О таможенном регулировании в РФ», который прошёл первое чтение в ГД. Принятие его предполагается в октябре 2010 года. Он заменит ТК РФ и урегулирует нормы, которые ТК ТС были оставлены на национальном уровне и не регулировались наднациональным органом. Вместе с одобрением закона будут приняты подзаконные акты, призванные упростить таможенные процедуры. В законе предусмотрено сокращение сроков оформления товаров и количества документов на границе. С начала 2012 года должно заработать Единое экономическое пространство (ЕЭП), а это означает более глубокую степень интеграции.

В мире существуют два основных вида таможенной политики: протекционизм и свободная торговля. Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых на внутренний рынок иностранных товаров. Государство ставит барьеры на пути свободного проникновения импорта на внутренний рынок, тем самым, защищая интересы отечественного производителя.

Различают жесткий, умеренный и мягкий протекционизм. Для жесткого протекционизма характерны высокие пошлины, почти полный запрет ввоза, стимулирование вывоза. Его недостаток состоит в том, что другие страны вводят аналогичные меры. Умеренный, или промышленный, протекционизм предполагает допуск на внутренний рынок иностранных товаров, уменьшение размеров таможенных пошлин, упрощение порядка прохождения грузов через границу, заключение двусторонних договоров по предоставлению льгот. Мягкий протекционизм состоит в том, что страна ставит участников в особые условия, позволяя ввозить по низкой пошлине товары, которые, как правило, из-за невысокого качества заранее неконкурентоспособны.



Политика свободной торговли направлена на поощрение импорта иностранных товаров на внутренний рынок страны, путем установления минимального уровня таможенных пошлин либо вообще их отсутствия. Такая политика временная, часто просто вынужденная.

Таможенная политика предопределяет основные направления таможенного регулирования и таможенного дела. В Конституции РФ содержится понятие «таможенное регулирование». Согласно ч.1 ст.1 ТК ТС, таможенное регулирование заключается в правовом регулировании отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, их перевозкой по единой таможенной территории под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, уплатой таможенных платежей, а также властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и распоряжения товарами. Таможенное регулирование осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной им, в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Для регулирования международного товарооборота существуют органы управления внешнеэкономической деятельностью (ВЭД), в системе которых особую роль играет служба, занимающаяся таможенным делом. Осуществление ВЭД невозможно без применения основ таможенного дела.

Согласно ч.2 ст.1 ТК РФ, таможенное дело это совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров через таможенную границу. К элементам таможенного дела относятся: таможенные операции, таможенные процедуры, таможенный тариф и таможенная статистика.



Таможенные операции – отдельные действия, совершаемые лицами и таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза, и применяются независимо от стран происхождения, отправления и назначения товаров. Таможенные операции подразделяют на операции, предшествующие подачи таможенной декларации, совершаемые в местах прибытия и убытия товаров и после подачи таможенной декларации, уплату таможенных платежей, осуществление таможенного контроля, выпуск товаров и другие.

Таможенные процедуры представляют собой совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами и транспортными средствами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами.

Таможенный тариф представляет собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Таможенного союза при его взаимосвязи с мировым рынком. Как элемент таможенного дела, он помогает определить объем таможенных платежей, подлежащих уплате субъектом ВЭД.

Основой таможенного тарифа является Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС (ТН ВЭД ТС), которая в соответствии со ст. 50 ТК ТС применяется для осуществления мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой и иных видов внешнеэкономической деятельности, ведения таможенной статистики. В отношении каждого перемещаемого товара определяется его классификационный код, который влияет на ставку таможенной пошлины.

В целях анализа состояния, динамики и тенденций развития внешней торговли товарами таможенные органы в соответствии с методологией, утверждаемой решением Комиссии Таможенного союза, ведут сбор и обработку сведений о перемещении товаров через таможенную границу для формирования данных таможенной статистики внешней торговли товарами (ст. 47 ТК ТС). Данные таможенной статистики таможенные органы представляют:

– правительству, органам и организациям государства - члена Таможенного союза в соответствии с национальным законодательством;

– международным организациям в порядке, установленном международными договорами государства - члена Таможенного союза.

Комиссия Таможенного союза публикует данные статистики внешней торговли государств - членов союза. Таможенными органами могут представляться данные статистики, не содержащие банковскую, коммерческую, государственную и иную охраняемую законом тайну (секреты) либо конфиденциальную информацию, заинтересованным в их получении организациям государства - члена союза. Согласно ст. 48 ТК ТС ведется специальная таможенная статистика в соответствии с законодательством государств - членов союза. Для статистических целей используются документы и сведения, представляемые лицами (ст. 49 ТК ТС). На сведения, используемые для статистических целей, распространяются положения статьи 8 ТК ТС.

Сущность таможенного дела обусловлена его основными целями: защитной, экономической, социальной.

Защитная цель достигается выполнением задач охраны государственной и общественной безопасности и обеспечения экономических интересов. Для этого применяются юридические средства, которыми государство предписывает правила поведения сторон таможенных правоотношений. Например, ограничение перемещения товаров через таможенную границу, таможенный контроль и др.

Экономическая цель предопределяется особым местом в области таможенного дела таможенных платежей. Она подразделяется на две составляющие: фискальную и регулятивную, дополняющие друг друга и обеспечивающие развитие национальной экономики.

Фискальное начало экономической цели состоит в пополнении доходной части бюджета государств-членов союза, так как один из существенных его источников – это именно платежи в сфере внешней торговли. В соответствии со ст. 34 НК РФ таможенные органы пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Сущность регулятивной разновидности экономической цели состоит в том, что государство заинтересовано не только в пополнении своей казны, но и в защите отечественных производителей, создании благоприятного климата для инвестиционного производства.



Социальная цель выражается в том, что РФ и другие страны Таможенного союза стремятся к активному участию в международном сотрудничестве. Россия, являясь одним из 169 государств – членом Всемирной таможенной организации, учитывает, что для развития таможенного дела невозможно без гармонизации и унификации с международными нормами и практикой. В настоящее время ведётся работа по адаптации в регулировании таможенного дела принятых в 2005 году на 105/106 сессии Совета Всемирной таможенной организации Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли.
1.2. Таможенная территория и таможенная граница Таможенного союза.
В соответствии со ст. 2 ТК ТС единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены союза обладают исключительной юрисдикцией. Пределы таможенной территории Таможенного союза являются таможенной границей Таможенного союза.

В соответствии с международными договорами государств - членов союза таможенной границей могут являться пределы отдельных территорий, находящихся на территориях государств - членов Таможенного союза. На территории Таможенного союза могут находиться создаваемые в соответствии с национальными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории. Товары, помещенные в таких зонах, рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории для целей применения таможенных пошлин, налогов, а также запретов и ограничений экономического характера, за исключением законодательно установленных случаев.

В соответствии со ст. 2 ТК РФ таможенную территорию РФ составляют сухопутная территория России, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними. Сухопутная территория – это вся суша, находящаяся в пределах границ РФ. К внутренним водам относятся прибрежные морские воды, воды рек, озер, портов, заливов, бухт, берега которых полностью принадлежат России. Территориальными водами признаются прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемые от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ. В состав таможенной территории могут также входить искусственные острова, установки и сооружения, находящиеся в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, при условии обладания ею над ними исключительной юрисдикцией.

Рубеж между национальной и мировой экономикой проходит по таможенной границе государства, под которой понимается линия, ограничивающая таможенную территорию. Государственной же границей признается линия и проходящая по ней вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ.

Понятия таможенной и государственной границы не совпадают по следующим признакам:

– государственная граница – реальная линия на местности, а таможенная граница – условная, воображаемая линия;

– государственная линия устанавливает область действия суверенитета в целом, а таможенная граница – то, что относится к сфере экономического суверенитета государства;

– государственная граница служит для определения пространственных пределов действия всего российского права, а таможенная граница очерчивает пределы действия таможенного законодательства России как формы выражения таможенного права.

Различают внешние таможенные границы (разделяют таможенные территории смежных государств) и внутренние (образуют периметры особых экономических зон).

Таможенная территория едина, что означает свободу перемещения товаров и транспортных средств физическими и юридическими лицами внутри нее, т.е. без взимания таможенных платежей, прохождения таможенных процедур. Нормой ст. 74 Конституции РФ установлено, что на российской территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.


1.3. Понятие, предмет, метод и принципы таможенного права
Таможенное право – отрасль российского права, представляющая собой систему правовых норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством и предназначенных для регулирования общественных отношений, связанных с перемещением товаров и транспортных средств (Т и ТС) через таможенную границу.

Предметом таможенного права являются общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Употребление словосочетания «в процессе или по поводу» означает, что таможенные отношения могут быть как связаны с ввозом-вывозом товаров непосредственно, так и опосредованы таким перемещением. Субъект или уже переместил груз через таможенную границу, или перемещает его в настоящее время, или имеет намерение на осуществление экспорта-импорта, или иным образом связан с таким перемещением.

Основным для таможенного права является императивный метод – метод властных предписаний. Лицо при осуществлении ВЭД обязательно вступает в определенные отношения с государственными и союзными (прежде всего – таможенными) органами, которые диктуют ему правила поведения. При этом субъект ВЭД не имеет альтернативы обращения к другим органам власти и обязан выполнять все требования, не противоречащие законодательству. Таможенные органы в своей деятельности используют способы дозволения, обязывания и запрета.



Диспозитивный метод в области таможенного дела используется лишь в тех случаях, когда поведение субъектов регулируется гражданско-правовыми нормами.

Специфика отрасли таможенного права выражена в его отраслевых принципах: законности, взаимности и суверенного равенства государств, равноправия, охраны государственной и общественной безопасности, защиты экономического суверенитета государств, свободы выбора таможенной процедуры.



  1. Принцип законности имеет общеправовой характер и означает, что действия всех участников ВЭД должны строго соответствовать положениям законодательства, а также международно-правовым нормам.

  2. Принцип взаимности и суверенного равенства государств применяется в рамках общепринятых международно-правовых норм. Страны, предоставляющие России и государствам-членам Таможенного союза максимально свободный доступ товаров на внутренние рынки, должны иметь соответствующие условия поставки собственных товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

  3. Принцип равноправия выступает в качестве одной из характеристик демократического общества. В области таможенного дела все лица на равных основаниях имеют право на ввоз-вывоз товаров, равно как и на осуществление внешнеэкономической деятельности на условиях, не противоречащих действующему законодательству.

  4. Принцип охраны государственной и общественной безопасности означает запрет на перемещение отдельных товаров через таможенную границу, исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, защиты животных и растений, охраны окружающей природной среды и других интересов.

  5. Принцип защиты экономического суверенитета государства выражается в установлении количественных ограничений на перемещение отдельных видов товаров.

  6. Принцип свободы выбора таможенной процедуры характеризуется тем, что лицо, перемещающее товары, вправе в любое время выбрать любую таможенную процедуру для таких товаров, а также изменить её на другую. При этом не имеют значения потребительские свойства товара, его количество, страна происхождения и другие условия, предусмотренные таможенным законодательством.


1.4. Источники таможенного права
Под источниками таможенного права понимаются нормативные правовые акты, принятые государственными и межгосударственными органами и содержащие нормы таможенного права, то есть правила поведения в таможенной сфере. Законодательство в таможенной сфере в РФ представлено исключительно актами федерального уровня, т. к. таможенное регулирование в соответствии с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ относится к ведению РФ. Часть 1 ст. 74 Конституции РФ запрещает устанавливать на территории страны таможенные границы, пошлины, сборы и какие-либо препятствия для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. В соответствии с п. «в» ст. 106 Конституции РФ законы о таможенном регулировании, принятые Государственной Думой, подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Содержание таможенного законодательства Таможенного союза раскрывается в ст. 3 ТК ТС и включает три вида документов.

Во-первых, это ТК ТС. Он включает 8 разделов, 50 глав и 373 статьи. ТК ТС состоит из Общей и Специальной части. В Общей части регламентируются общие положения, вопросы информирования и консультирования, взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, информационные системы и технологии, таможенная статистика, единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, классификация товаров. Также здесь регламентируется определение страны происхождения товаров и таможенной стоимости товаров, представлены таможенные платежи и таможенный контроль. В Специальной части определены таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, связанные с помещением товаром под таможенную процедуру, таможенные процедуры, а также особенности перемещения через таможенную границу и помещения под таможенную процедуру отдельных категорий товаров. Объем и содержание Кодекса свидетельствуют, что он является основным документом по таможенному регулированию Таможенного союза непосредственного исполнения, содержащим нормы прямого действия.

Во-вторых, таможенное законодательство включает международные договоры государств - членов Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 18 «О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» определено вступление в силу с 1 января 2010 года перечня соглашений и протоколов, определяющих единые подходы таможенного регулирования. Государства-члены союза участвуют в большинстве международных договоров и конвенций в сфере таможенного дела. Среди них:

– Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года;

– Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза 1961 года;

– Конвенции о временном ввозе (Стамбульская конвенция) 1990 года;

– Конвенция о гармонизированной системе классификации и кодирования товаров 1983 года;

– Международная конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных правонарушений от 1977 года;

– Таможенная конвенция о контейнерах 1972 года и другие.

Третьим видом документов таможенного законодательства Таможенного союза являются решения Комиссии Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения, принимаемые в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов союза. Комиссия учреждена тремя договаривающимися государствами - участниками союза в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года «О Комиссии Таможенного союза». Комиссия обладает статусом единого постоянно действующего регулирующего органа, созданного для обеспечения условий функционирования и развития Таможенного союза с полномочиями по принятию решений, имеющих обязательный для сторон характер. Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 года N 17 утвержден План мероприятий по введению в действие ТК ТС, которым определяется перечень международных соглашений и решений Комиссии Таможенного союза, которые необходимо разработать и принять для реализации положений ТК ТС. К ним относятся:

– решение Комиссии Таможенного союза от 16.04.2010 N 218 «Об организации информационного взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза»;

– решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 261 «Об утверждении форм общих реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, порядка их ведения и формирования»;

– решение Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 260 «О формах таможенных документов»;

– решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 311 «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем». Утвержденная Инструкция устанавливает, в частности, порядок декларирования товаров, регистрации декларации таможенным органом, декларирования временно ввозимых автомототранспортных средств для личного пользования, предусматривает случаи отказа в продлении срока временного ввоза.

Информирование о таможенном законодательстве Таможенного союза осуществляется путем опубликования актов в официальных и иных печатных изданиях, а также путем доведения информации до всеобщего сведения по телевидению и радио, с использованием информационных технологий. Комиссия Таможенного союза и таможенные органы обеспечивают беспрепятственный доступ лицам к информации, размещенной на их официальных веб-сайтах в сети Интернет. Приложения к решениям Комиссии Таможенного союза публикуются на сайте Комиссии Таможенного союза www. tsous. ru, на сайте «Российской газеты» www. www/ tsous rg. ru и в её специальном выпуске.

В соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза таможенное регулирование в нём осуществляется в соответствии с национальным законодательством членов союза, действующим на территории государства - члена союза. Поэтому Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) до его отмены действует в части, не противоречащей ТК ТС, и подлежит применению с учетом изменившихся основных терминов и их определений в соответствии с ТК ТС. Кроме того, к законам РФ, регулирующим таможенные отношения, относятся:

– ФЗ РФ «О службе в таможенных органах Российской Федерации», который определяет порядок службы в таможенных органах и организацию ФТС РФ, а также правовой статус сотрудников;

– ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», определяющий полномочия РФ и её субъектов в целях обеспечения благоприятных условий внешнеторговой деятельности и защиты экономических и политических интересов РФ;

– ФЗ РФ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров». Целью этого Закона является защита интересов российских производителей в связи с расширением внешнеторговой деятельности, демпинговым или субсидированным импортом на территорию РФ;

– ФЗ РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей», который направлен на защиту отечественных культурных ценностей от незаконного вывоза из РФ, а культурные ценности иностранных государств от незаконного ввоза на территорию РФ;

– ФЗ РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», устанавливающий основы валютного регулирования и контроля в РФ, полномочия органов, права и обязанности резидентов и нерезидентов;

– ФЗ РФ «О наркотических средствах и психотропных веществах», устанавливающий правовые основы политики государства в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров.

Кроме федеральных законов в РФ отношения в таможенной сфере регулируют подзаконные акты, среди которых Указы Президента, Постановления Правительства и приказы Министерств экономического развития РФ, финансов, промышленности и торговли, ФТС РФ.

Так в связи с началом действия Таможенного союза ФТС РФ распространила Письмо ФТС РФ от 29.06.2010 N 01-11/31846 «О порядке действий при помещении товаров под таможенную процедуру и таможенном контроле товаров в условиях функционирования Таможенного союза».

При таможенном регулировании применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов союза в сфере налогообложения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов.

При перемещении товаров через таможенную границу в нарушении требований применяются законодательство Таможенного союза, запреты и ограничения, законодательные акты государств - членов союза. Если день фактического пересечения товарами таможенной границы не установлен, применяются законодательство и нормативные акты, действующие на день выявления нарушения установленных требований.
1.5. Таможенные правоотношения: состав, содержание, субъекты
Таможенные правоотношения – это отношения их участников, урегулированные нормами таможенного права. Особенности таможенных правоотношений связаны с тем, что они имеют свою специфику.

Во-первых, они возникают, функционируют и развиваются только на основе таможенно-правовых норм.

Во-вторых, они всегда индивидуализированы, т.к. в них вступают конкретные субъекты – носители прав и обязанностей. Участниками являются две и более сторон, цели и интересы которых могут не совпадать.

В-третьих, особенность объекта правового регулирования – общественные отношения, обусловленные перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств или связанные с таким перемещением. Они предполагают перемещение материальных ценностей или денежных средств, т.е. носят имущественный характер.

В-четвёртых, они носят публичный характер. Для их возникновения достаточно волеизъявления одной из сторон. В большинстве случаев стороной такого правоотношения являются – таможенные органы.

В-пятых, они охраняются возможностью принудительной силы государства в лице его органов. Участник, который считает, что его права нарушены, вправе обратиться за защитой в компетентные органы.

Таможенные правоотношения подразделяются на: активные, пассивные и вспомогательные таможенные действия; посредническую и организационную таможенную деятельность.

Структура таможенных правоотношений включает три элемента: содержание, субъекты, объект. Содержание имеет две стороны: юридическую и материальную. Юридическое содержание включает права и обязанности субъектов. Материальное содержание – это реальное поведение субъектов.

В области таможенного дела объектом правоотношения являются действия субъектов по поводу перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таким образом, объектом таможенного правоотношения является порядок, складывающийся в связи с перемещением через таможенную границу Таможенного союза товаров и транспортных средств.

Субъекты таможенных правоотношений – это участники таможенных правоотношений, наделённые соответствующими правами и обязанностями в таможенной сфере. Правовой статус субъектов таможенного правоотношения находит выражение в наличии специальной таможенной правосубъектности. Под нею понимается способность лица быть участником правоотношений в области таможенного дела. Лицо в соответствии с п. 13 ст. 4 ТК ТС - физическое и (или) юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом.

Субъектов можно разделить на 2 группы: специальные субъекты и иные. Специальные субъекты – это таможенные органы, выступающие от имени государств-участников Таможенного союза, государственные служащие этих органов. Они обладают соответствующей спецификой, которая определяется установленной законодательством компетенцией. Данная компетенция характеризуется совокупностью возложенных на таможенные органы задач и функций, а также прав и обязанностей.

Непосредственные участники экспортно-импортных операций, как правило, в таможенных правоотношениях наделяются статусом декларанта, т.е. лица, на которое возложена обязанность по проведению таможенных операций. В соответствии со статьёй 186 ТК ТС декларантами могут быть:

1) лицо государства - члена Таможенного союза:

– заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена;

– имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами – при отсутствии внешнеэкономической сделки;

2) иностранные лица:

– физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования;

– лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 ТК ТС;

– организация, имеющая представительство, созданное на территории государства - члена Таможенного союза – при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств;

– лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства - члена союза;

3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита – все лица, указанные выше, а также:

– перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;

– экспедитор, если он является лицом государства - члена союза.


Вопросы для самоконтроля
1. Что понимается под таможенной территорией Таможенного союза?

2. Назовите основные источники таможенного права.

3. Что является объектом таможенного правоотношения?

4. Каковы основные принципы действия Таможенного союза?


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница