Словарь основных терминов и понятий в области качества образования




Скачать 242.09 Kb.
Дата07.05.2016
Размер242.09 Kb.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. В основном основаны на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы; характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Возможности различных методов обучения в части активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога.

Анализ – деятельность, предпринимаемая для установления пригодности, адекватности, результативности рассматриваемого объекта для достижения установленных целей.

Андрогогика - раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.

Аттестация образовательных учреждений - установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения (ОУ) требованиям государственных образовательных стандартов. Условием прохождения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины выпускников ОУ в течение трех последовательных лет; проводится по их заявлению государственной аттестационной службой или по ее поручению, либо доверенности органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления с привлечением ведущих образовательных учреждений и общественности. Аттестация проводится один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом. По итогам аттестации составляется аттестационное заключение. Положительное аттестационное заключение является основанием для государственной аккредитации ОУ.

Аудит (проверка) – систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки). Следует различать внутренний и внешний аудит. Внутренний аудит проводит сама организация с помощью группы специально подготовленных экспертов по качеству и представителей администрации. Внешние аудиты проводятся второй и третьей стороной. Вторую сторону представляют заинтересованные стороны, например, потребители специалистов и услуг. Третья сторона – это независимые организации, например, проводящие лицензирование, аттестацию, аккредитацию, сертификацию.

Валидация – подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что требования, предназначенные для конкретного использования или применения, выполнены.

Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования выполнены.

Высшее руководство - лицо или группа работников, осуществляющих направление деятельности и управление организацией на высшем уровне.

Государственная аккредитация образовательного учреждения - подтверждение соответствия ОУ определенным квалификационным и образовательным нормам. Это процедура установления (подтверждения) государственного статуса (типа и вида) образовательного учреждения на основе признания соответствия его деятельности, уровня реализуемых программ, содержания и качества подготовки слушателей государственным требованиям, предъявляемым к данномy типу и виду учебного заведения и образовательным программам.

Государственные образовательные стандарты (ГОС) - документы, регламентирующие минимум требований образовательных стандартов, который определяется, утверждается и гарантируется компетентным государственным органом.

Заинтересованная сторона – лицо или группа лиц, заинтересованные в деятельности или успехе организации. Заинтересованные стороны для вуза – потребители образовательных услуг и поставщики (внутренние и внешние).

Заключения по результатам аудита (проверки) – выходные данные аудита (проверки), предоставленные группой по аудиту (проверке) после рассмотрения целей аудита и всех наблюдений аудита.

Записи – необходимы для обеспечения свидетельств того, что разработанные процессы жизненного цикла услуги и услуга соответствуют требованиям.

Примечание: ИСО 9001:2008 не устанавливает никаких требований к оформлению записей и периодичности их ведения. По усмотрению организации они могут вестись как в произвольном виде, так и с использованием специально разработанных форм, как с установленной периодичностью, так и по мере необходимости. Главное, чтобы записи отвечали требованиям своевременности, объективности и полноты.

Инновационные методы в образовании - методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, треннинговые формы, предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности у студентов и др.)

Информатизация образования - массовое внедрение в педагогическую практику методов и средств сбора, обработки, передачи и хранения информации на базе микропроцессорной техники и средств передачи информации, а также педагогических технологий, основанных на этих средствах, с целью создания условий для перестройки познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучаемых.

Исследовательский метод обучения - организация поисковой, познавательной деятельности учащихся путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения. Сущность исследовательского метода обучения обусловлена его функциями:

 организация творческого поиска и применения знаний;

 обеспечение овладения методами научного познания в процессе деятельности по их поиску;

 условие формирования интереса, потребности в творческой деятельности в самообразовании.



Качество - степень соответствия присущих характеристик требованиям (ГОСТ Р ИСО 900-0-2001).

Качество образования - интегральная характеристика образовательного процесса и его результатов, выражающая меру их соответствия распространенным в обществе представлениям о том, каким должен быть этот процесс и каким целям он должен служить.

Качество высшего образования (в широком смысле) - сбалансированное соответствие высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) многообразным потребностям, целям, требованиям, нормам.

Качество высшего образования (в узком смысле) - сбалансированное соответствие подготовки специалистов с высшим образованием (как результата и как процесса) многообразным потребностям (государства, общества, личности), целям, требованиям, нормам.

Контроль – процедура оценивания соответствия путем наблюдения и суждений, сопровождаемых соответствующими измерениями и испытаниями.

Концепция образования - система взглядов на содержание и продолжительность изучения базовых учебных дисциплин в различных типах учебных заведений, определенный способ понимания целей, задач, организации образовательных программ.

Компетентностный подход к разработке образовательных стандартов - метод моделирования результатов образования и их представления как норм качества высшего образования. Проектирование образовательного стандарта с точки зрения компетентностного подхода означает:

• отражение в системном и целостном виде образа результатов образования;

• формулирование результатов образования в вузе как признаков готовности студентов (выпускников) продемонстрировать соответствующие знания, умения и ценности;

• определение структуры компетенции, которые должны быть приобретены, продемонстрированы обучаемыми;



• переориентация на студентоцентрированный характер образовательного процесса с обязательным использованием кредитов как меры академических успехов студентов и модельных технологий организации образовательного процесса.

Корректирующее действие – действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. Корректирующие действия в образовании имеют важное значение, так как обнаружение несоответствия, и особенно на завершающем этапе процесса, приведет к ситуации, когда устранение несоответствия станет невозможным или потребует дополнительных затрат. В связи с этим особую важность приобретает контроль соответствия на этапах процесса и планирование возможности устранения обнаруженного несоответствия. Корректирующие действия применяются для предотвращения повторного несоответствия или другого нежелательного события.

Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мера суждения, оценки какого-либо явления.

Критерии аудита (проверки) – совокупность политики, процедур или требований, которые применяются в виде ссылок. Критериями аудита (проверки) могут служить нормативы, принятые Министерством образования и науки РФ для данного типа и вида образовательной организации.

Критерии качества высшего образования – признаки степени соответствия качества высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

Лицензирование образовательного учреждения - процедура подготовки и выдачи ОУ лицензии (разрешения на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования по одному или совокупности направлений подготовки) на основе экспертной оценки соответствия условий осуществления образовательного процесса в части строительных норм и правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья слушателей и сотрудников ОУ; оборудования, оснащенности учебного процесса; образовательного ценза преподавателей и укомплектованности штатов.

Менеджмент – скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Примечание: существенным в данном определении является то, что понятие «менеджмент» объединяет в себе и руководство, и управление. При этом руководство трактуется как деятельность одного работника или группы работников, наделенных полномочиями и ответственностью направлять деятельность других. Управление в составе менеджмента трактуется как деятельность, направленная на выполнение установленных требований.

Менеджмент качества – скоординированная деятельность по руководству и управлением организацией применительно к качеству.

Мониторинг – отслеживание на постоянной основе состояния объекта (качества высшего профессионального образования), фиксация состояния и возникающих проблем, осуществляемая на основе систематизации и обработки существующих источников информации или на основе специально проведенных исследований и измерений.

Несоответствие – невыполнение требования.

Нормативная и техническая документация – документы, устанавливающие требования. Структура документация СМК включает 4 уровня. К первому уровню относятся: Политика в области качества, руководство по качеству, ко 2-му - документированные процедуры системы качества, к 3-му - положения, инструкции, методические указания, к 4-му – записи.

Примечание: в СибУПК, документы 2 и 3 уровней разработаны в формате стандартов организации.

Нормы качества высшего образования – выявленные, признанные и зафиксированные документально системы требований к качеству высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы), соответствующих потребностям общества и личности в качестве высшего образования определенной структуры и уровня.

Обеспечение качества высшего образования – поддержание качества высшего образования (как результата, как процесса, как образовательной системы) на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов. Это гарантированное выполнение требований.

Примечание: различают внутреннее и внешнее обеспечение качества. Внутреннее – создает уверенность у руководства организации в выпуске качественной продукции (услуги). Средствами такого обеспечения являются: мониторинг, верификация, валидация, внутренний аудит, надлежащая компетентность персонала.

Внешнее обеспечение качества создает уверенность у потребителя в приобретении продукции (услуги), соответствующей его требованиям. Средствами такого обеспечения выступают сертификация системы менеджмента качества. Основным критерием обеспечения качества является удовлетворенность потребителя (как внутреннего, так и внешнего).

Образованность - качество развившейся личности, усвоившей опыт, с помощью которого она становится способной ориентироваться в окружающей среде, приспосабливаться к ней, охранять и обогащать ее, приобретать о ней новые знания и посредством этого непрерывно совершенствовать себя. Критериями образованности являются системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. «Образование есть то, что остается, когда все выученное забывается» (древний афоризм).

Образовательная программа - подготовленный компетентными специалистами документ, определяющий основное содержание образования по данному курсу, объем знаний и умений, который предстоит освоить его участникам. В соответствии с законом РФ «Об образовании» реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

• общеобразовательные (основные и дополнительные);

• профессиональные (основные и дополнительные).

К профессиональным программам относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.



Образовательная услуга – комплекс целенаправленно создаваемых предлагаемых возможностей для приобретения знаний, умений и навыков с целью удовлетворения образовательных потребностей.

Образовательное пространство – пространство, на протяжении которого сохраняется общегосударственное единство в образовании при проведении децентрализации образования. Это сохраняет взаимосвязь и преемственность отдельных образовательных структур и соблюдение прав каждого гражданина на получение полноценного образования вне зависимости от места проживания.

Образовательный процесс - совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.

Организационная структура – распределение ответственности, полномочий и взаимоотношений между работниками.

Ошибки педагогические (О.п.) - использование преподавателем средств педагогической деятельности или общения, приводящих к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов (например, унижение студента, снижение отметки по предмету в ответ на дисциплинарное нарушение, формальное выставление «тройки» при отсутствии знаний и т. д.). О.п. возникают как вследствие объективных причин (следование профессионала-педагога социальным предписаниям, противоречащим парадигмам образовательного процесса), так и субъективных (профессиональная некомпетентность, личностная профнепригодность).

Па(р)тисипативное (П.у.ОУ) управление образовательным учреждением (от англ. participate - участвовать) управление, основанное на включении, участии педагогического коллектива в процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений. Для П.у.ОУ. характерны: привлечение преподавателей, родителей, студентов, спонсоров и др. к работе различных органов внутривузовского управления; выборность руководителей; наличие коллегиальных органов управления; гласность и открытость в принятии решений; доступность всех заинтересованных лиц к управленческой документации и информации и др.

Педагогическая парадигма - устоявшаяся точка зрения, ставшая образцом в решении образовательных и исследовательских задач.

План качества – документ, определяющий, кем, когда и какие процедуры, и соответствующие ресурсы должны применяться к конкретному проекту, продукции, процессу или контракту

Обязательные для документирования процедуры: управление документацией, управление записями, планирование, проведение и анализ результатов внутренних аудитов, управление несоответствующей продукцией (услугой), корректирующие и предупреждающие действия.



Планирование качества – часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества.

Политика в области качества – общие намерения и направления организации в области качества, официально сформулированные высшим руководством, касающиеся:

▪ миссии (основных задач и ценностей) организации и целей как в области качества, так и в удовлетворении общественно значимых потребностей.;

▪ уровня качества предоставляемых услуг;

▪ благоприятного имиджа организации и ее репутации;

▪ роли персонала и высшего руководства в реализации политики и целей в области качества.

Примечание: Политика в области качества является частью общей политики организации и тесно связана со стратегией организации. Политика в области качества должна быть доведена до персонала и других заинтересованных сторон, подвергаться регулярному анализу ее пригодности и в случае необходимости – соответствующей актуализации.

Послевузовское профессиональное образование - ступень профессионального образования, предоставляющая гражданам возможность повышения уровня образования, научной, педагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Поставщикорганизация или лицо, поставляющее продукцию (ИСО 9000:2005).

Примечание: в вузе следует различать внешних и внутренних поставщиков как продукции, так и услуг. К внешним поставщикам следует отнести: учреждения общего среднего образования; организации, повышающие квалификацию своих сотрудников; поставщиков материальных ресурсов (учебно-методической литературы, программных систем, информационных ресурсов, оборудования, материалов и пр.). С другой стороны, образовательный процесс вуза как основной процесс деятельности вуза на каждом этапе имеет входы (потребители) и выходы (поставщики). С этой точки зрения каждый сотрудник в организации существует как бы в тройной роли, т.е. как потребитель результата деятельности предыдущего звена, исполнитель какого-то своего процесса или его части и поставщик для следующих этапов производственного процесса (оказания услуги). Задача организации – создать среду глубинного понимания этой тройной роли всеми сотрудниками и обеспечить ее бесконфликтное саморегулируемое функционирование. Для этого необходимо четко определить, зафиксировать в документах и довести до сведения всех заинтересованных лиц:

кто и чем занимается;

кто и за что несет ответственность;

каким должно быть взаимодействие исполнителей с другими сотрудниками;

какие решения имеют право принимать исполнители.

Наиболее распространенной формой документирования обязанностей, ответственности и полномочий персонала являются должностные инструкции.

Последипломное образование - совершенствование профессиональной подготовки специалистов через разнообразнее формы, осуществляемые в средних профессиональных и высших учебных заведениях или институтах повышения квалификации. В ряде случаев дает право на приобретение новой квалификации более высокого уровня или получение звания.

Потребитель – организация или лицо, получающее продукцию (услугу) (ИСО 9000-2005).

Примечание: потребители продукции и услуг, производимых вузом подразделяют на внешних и внутренних. К внутренним потребителям относят: абитуриентов, студентов, аспирантов, слушателей курсов подготовки квалификации, персонал (ППС, сотрудники).

К внешним прямым:

образовательные учреждения нижестоящих уровней (возможность получить квалифицированную помощь и поддержку, методическое руководство в различных областях образовательной деятельности, возможность реализации интегрированных многоуровневых образовательных программ),

образовательные учреждения дополнительного образования (хорошо подготовленные специалисты, возможность интеграции в областях обучения и научной деятельности),

организации-потребители специалистов, результатов НИР, технической продукции.



Внешние косвенные: государство, общество в целом.

Предупреждающее действие – действие, предпринятое для устранения причины потенциального несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации. Важно уметь обнаружить, предугадать потенциальное несоответствие и место его возникновения. Примером может служить система повышения квалификации преподавателей.

Программа аудита (проверки) – совокупность одного или нескольких аудитов (проверок), запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.

Проектирование и разработка – совокупность процессов, переводящих требования в установленные характеристики или нормативную и техническую документацию на продукцию, процесс или систему.

Продукция – результат процесса (имеются четыре частные категории продукции: услуги, программные средства, перерабатываемые материалы, технические средства).

Для каждого процесса определена его продукция. Например, результатом процесса проектирования является образовательная программа; основным результатом процесса методической деятельности – учебное издание.



Примечание: в широком смысле деятельность образовательного учреждения заключается в использовании опыта, ресурсов и знаний, которыми оно обладает, для удовлетворения потребностей потребителя в образовании. Применительно к образованию термин «результат» может трактоваться как «предоставление возможностей для обучения». Таким образом, продукцией образовательного учреждения может быть:

предоставление условий для учебы, программы образования или иных ресурсов, услуг для общества, результатов исследований;

повышение уровня квалификации, знаний, умений обучающихся, привитие им определенных жизненных позиций.

Прослеживаемость – возможность проследить историю, применение или местонахождение того, что рассматривается.

Примечание: когда речь идет об образовательной услуге или продукции, то прослеживаемость означает возможность проследить историю прохождения процесса или производства, получить при необходимости информацию об участниках процесса, поставщиках и потребителях, используемых ресурсах и качестве всех компонентов процесса.

Профессиональное образование – овладение определенными знаниями и навыками по конкретной профессии и специальности. Различают начальное, среднее и высшее профессиональное образование.

Профиль образования – определяет конкретную направленность, состав и содержание образования (образовательной программы).

Процедура – установленный способ осуществления деятельности или процесса. Имеется четыре общие категории продукции: услуги, программные средства, технические средства, перерабатываемые материалы.

Процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующая входы и выходы.

Региональный компонент содержания профессионального образования - содержание образования по конкретной профессии (специальности), учитывающее особенности подготовки в конкретной территории и образовательном учреждении, а также потребности регионального (местного) рынка труда. Разрабатывается региональными органами как национально-региональный компонент ГОС по данной специальности, обязательный для всех образователь­ных учреждений в данной территории, дополняемый в образовательном учреждении местным компонентом, учитывающим особенности обучения в нем и потребности местного рынка труда.

Результативность - степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.

Результаты образования (обучения) - формируются на опыте и достижениях студентов и отражают ценность квалификации для студентов, работодателей. Реализация подхода к высшему образованию на основе результатов, позволяет:

• непосредственно связать результаты обучения со стандартами, национальными механизмами обеспечения качества и улучшения преподавания и оценивания;

• совершенствовать практику использования Приложения к диплому (Diploma Supplement);

• усилить студентоцентрированную ориентацию образовательного процесса;

• развивать институциональную культуру качества;

• повысить гибкость образовательных программ;

• обеспечить необходимую меру прозрачности для широкого диапазона квалификаций, улучшить практику трудоустраиваемости студентов, стимулировать мобильность;

Ориентация обучения на результаты имеет и отрицательные стороны:

• обучение в вузе не может иметь конечной целью набора измеряемых результатов; миссия университета гораздо шире;

• метод результатов образования более применим в профессиональном образовании;

• подход на основе результатов расценивается как наступление на либеральную концепцию высшего образования;

• освоение этого подхода требует серьезной подготовки профессорско-преподавательского персонала;

• этот подход может снизить творческую составляющую педагогического процесса.

Руководство по качеству – документ, определяющий систему менеджмента качества организации, выполняет роль сводного, наиболее общего документа СМК. Оно преимущественно используется внутренним персоналом организации, но может быть использовано и внешними заинтересованными сторонами для ознакомления с организацией.

Самостоятельная работа - самостоятельное образование, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п., предполагающее непосредственный личный интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельностью изучения материала. Самостоятельная работа является важной составной частью учебного процесса, основным методом изучения теории управления, закрепления знаний, приобретенных в различных его формах.

Свидетельство аудита (проверки) – изложение фактов или другой информации, связанной с критериями аудита (проверки), которая может быть перепроверена.

Система – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (ИСО 9000-2005).

Примечание: вуз является типичной и в то же время очень сложной системой, отвечающей всем требованиям, предъявляемым к системам с точки зрения системного анализа. Для него характерен высокий уровень кадрового потенциала, сложность производимой продукции и услуг, большая социальная значимость результатов деятельности, значительный по длительности жизненный цикл продукции, исторически сложившаяся независимость и обособленность деятельности педагогического персонала, закрепленная нормативными положениями о свободе преподавателя и выборе методики преподавания и пр.

Система менеджмента качества (СМК) – совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов для руководства и управления организацией применительно к качеству.

Примечание: СМК – это не система, узко ориентированная на какой-то частный менеджмент качества по аналогии с менеджментов ресурсов, финансовым менеджментом и др., а система управления организацией в целом на основе философии всеобщего обеспечения качества.

Для наглядности элементы СМК представлены на рисунке 1.


Рис. 1. Элементы системы менеджмента качества.


Система образования - совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их ОУ, различных по организационно-правовым формам, типам, видам; система opгaнов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

Соответствие – выполнение требования, заявленного заинтересованной стороной или вузом.

Стандартизация образования - установление единых требований к образовательной деятельности в однотипных учебных заведениях, не исключающее многообразия способов их достижения.

Стандартизация в сфере образования (направления) - содержание обучения, уровень подготовки выпускников, условия организации и технологического обеспечения учебного процесса, все виды аттестации (обучающихся, преподавателей, учебных учреждений).

Стандартизация в сфере образования (принципы):

1) целесообразности заключается в требовании разрабатывать стандарты только на те объекты, регламентация которых другими документами не дает должного эффекта;

2) оптимальности предусматривает выработку и принятие таких норм и правил и требований, которые при применении их в образовании обеспечивают оптимальное (с точки зрения экономики) затраты средств и ресурсов при высоком качестве обучения и воспитания, управлениия и организации образования;

3) адресности заключается в том, что разделы требований стандартов должны относиться к определенной группе должностных юридических или физических лиц. Эта направленность должна обеспечить конкретную ответственность и возможность объективной проверки;

4) приемлемости заключается в обеспечении предварительного консенсуса разработчиков.

Субъекты образовательной деятельности - лица, группы лиц, государственные учреждения и другие организации, занимающиеся вопросами функционирования и развития системы образования. Подразделяются на пять категорий: а) разработчики образовательной политики; б) субъекты, принимающие решения о ее содержании, направлениях, способах воплощения; в) организаторы образования на национальном, региональном, местном уровнях; г) учреждения образования; д) лица, осуществляющие обучение и иные виды педагогической деятельности.

Типовой учебный план – государственный унифицированный документ, определяющий цели и содержание образования обучаемых по профессиям конкретной отрасли (машиностроение, сельское хозяйство, транспорт, связь и др.). Он включает перечень и объем учебных предметов, их распределение по учебным неделям, полугодиям, курсам обучения, экзамены и каникулы, сводные данные по бюджету времени, график и план учебного процесса, лабораторно-практические занятия, производственное обучение и производственную практику, распределение учебных недель по курсам обучения.

Требование – потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным. Система Государственных образовательных стандартов (ГОС), принятая в России, устанавливает обязательный минимум требований к качеству подготовки специалиста на федеральном уровне.

Требования к организации образовательного процесса – требования, которые определены законом РФ «Об образовании», где сказано, что организация образовательного процесса в ОУ регламентируется учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми ОУ самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин. ОУ самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточных аттестаций обучающихся.

Удовлетворенность потребителей – восприятие потребителями степени выполнения их требований.

Динамика потребностей рынка труда и образовательных услуг изменяет потребности в качестве образовательных услуг. Поэтому установленные на конкретный момент времени потребности к моменту их востребования могут быть не удовлетворены.



Улучшение качества – часть менеджмента качества, направленная на увеличение способности выполнить требования к качеству.

Примечание: любое улучшение качества – это превышение уже достигнутого качества. Улучшение СМК предполагает увеличение возможностей организации в повышении удовлетворенности потребителей и других заинтересованных сторон.

Уровни профессионального образования (УПО) - это традиционно сложившиеся и общепринятые звенья в системе непрерывного образования, осуществляющие профессиональную подготовку рабочих и специалистов разных уровней квалификации (начальное, среднее и высшее профессиональное образование). С развитием системы непрерывного образования в рамках сложившихся уровней появились подуровни: академический и профессиональный в высшей школе, традиционный (базовый) и повышенный уровень начального и среднего профессионального образования.

Управление качеством – часть менеджмента качества, направленная на выполнение требований к качеству (ГОСТ Р ИСО 9000-2005)

Управление образованием (как процесс) – взаимосвязанная совокупность циклически повторяющихся процессов выработки и осуществления решений, ориентированных на стабильное функционирование и эффективное развитие системы образования и основных ее частей. Управление образованием включает: планирование, организацию, руководство и контроль, определяющие функционирование и развитие основных образовательных и обеспечивающих процессов, а также непрерывное саморазвитие.

Управленческая культура учебного заведения - ценности, нормы, принципы управления вместе с характерными для данного учебного заведения обычаями, традициями, ритуалами.

Услуга – частная категория продукции как результата процесса непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя и внутренней деятельности исполнителя по удовлетворению потребностей.

Учебная программа – нормативный документ, в котором определяется круг основных знаний, навыков и умений, подлежащих усвоению по каждому отдельно взятому учебному предмету; логика изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение;

- программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному ОУ с учетом национально-регионального компонента стандарта.



Учебный процесс – целенаправленное взаимодействие преподавателя и обучающихся, в ходе которого решаются задачи образования, развития и воспитания обучающихся; организация обучения во взаимосвязи всех компонентов.

Характеристика качества – присущая характеристика продукции, процесса или системы, вытекающая из требования.

Цели вуза в области качества формируются на основе Политики в области качества и соответствуют каждому направлению деятельности.

Цели образования – традиционно определяемые как формирование у обучающихся знаний, умений и навыков (ЗУН), приобщение человека к культуре, подготовка к труду, при компетентностном подходе может быть задана в форме компетенций.

Необходимо рассматривать два уровня целей образования: по отношению к обучаемому, и по отношению к учебному заведению, образовательной системе.



Эффективность – связь между достигнутым результатом и использованными ресурсами. Показатели эффективности для образования могут носить как экономический, так и социальный характер.
Библиографический список:

  1. Глоссарий федерального сайта «Российское образование»www.edu.ru.index.php?page

  2. ГОСТ Р ИСО 9000-2005 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь

  3. Никитина, Н. Ш. Словарь терминов в области качества в применении к образовательной организации / Н. Ш. Никитина // Проблемы высшего технического образования: Межвуз. сб. науч. тр. / Под общ. ред. А. С. Вострикова. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003. – Вып. 24: Программно-информационная поддержка систем управления качеством образования. – С. 4–10.

  4. Руководство по применению стандарта ИСО 9001-2000 в области обучения и образования / Пер. с англ. А. Л. Раскина. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2002. – 128 с.

  5. Филатов, Е.И. Кратко о системах менеджмента качества. Для руководителей организаций сферы обслуживания / Е.И. Филатов / ООО «Новосибирский центр сертификации и мониторинга качества продукции». Новосибирск, 2005. – 20 с.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница