по изучению тем учебной дисциплины "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ" и подготовки к семинарским занятиям.
Раздел 1.
Человеческие ресурсы в общем процессе управления
Тема 1.1. Современные подходы к персоналу и управлениючеловеческими ресурсами
1) Изучив данную тему, студент должен:
♦ иметь представление: о теории управления человеческими ресурсами;
♦ знать:
≈ основные положения социальной политики государства и организации;
≈ понятия занятости и безработицы, их содержание и факторы, влияющие на их
состояние;
♦ уметь: различать виды рабочего времени в организации.
2) При изучении темы рекомендуется:
- акцентировать внимание на:
• изменении подхода к оценке роли и места человека в трудовом процессе;
• понятии занятости и безработицы и факторах, влияющих на их состояние.
- читать:
• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я.–
2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 1;
• конспект лекций;
3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:
- выписать в тетрадь конспектов:
• особенности японского подхода к управлению персоналом;
- в тетради конспектов составить:
• схему теории управления персоналом с их краткой характеристикой;
• таблицу принципы современной концепции управления персоналом.
• три тестовых задания (вопроса) относительно теорий управления персоналом;
- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.
4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:
- ответить на контрольные вопросы к теме;
Какие факторы повлияли на эволюцию кадрового менеджмента?
Какие основные этапы развития управления персоналом можно выделить?
В чем сущность технократического подхода к использованию трудовых
ресурсов?
Назовите отличия подходов «управление персоналом» и «управление
человеческими ресурсами».
Что представляет собой управление как вид трудовой деятельности
персонала?
Что понимается под термином персонал?
Какие предпосылки лежат в основе новых подходов в кадровом менеджменте?
Какие основные концепции управления персоналом можно назвать?
Какие принципы лежат в основе современной концепции управления персоналом?
В чем состоит различие понятий «политика занятости» и «политика на рынке труда»?
Какие виды трудовой деятельности персонала вы знаете?
Перечислите цели и задачи Международной организации труда.
- решить тестовое задание по теме:
1. Персонал организации это:
А - это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом
в отношениях, регулируемых трудовым договором найма;
Б - это совокупность сотрудников организации, имеющих наибольшее значение;
В - это совокупность работников, объединенных общими целями и интересами.
2. Авторами теорий, относящихся к концепции человеческих ресурсов являются:
А - Ф. Тейлор, Г. Форд, П.М. Керженцев;
Б - А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор;
В - Э. Мэйо, Р. Ликарт, Р. Блейк;
3. С чем связано возникновение управления персоналом как особого вида деятельности (выбрать и указать только одну группу факторов):
А - ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников;
Б - распространением "научной организации труда", развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и работодателями;
В - ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры.
Тема 1.2. Методология управления персоналом организации
1) Изучив данную тему, студент должен:
♦ иметь представление: о содержании концепции управления персоналом;
♦ знать:
≈ принципы и методы управления персоналом;
≈ виды персонал-технологий в процессе управления персоналом;
♦ уметь: учитывать факторы, оказывающие влияние на организацию работы по управлению персоналом.
2) При изучении темы рекомендуется:
- акцентировать внимание на:
• содержании понятий «концепция управления персоналом», «философии управления», «персонал-технологии»;
• методах управления персоналом организации;
• факторах, влияющих на организацию кадровой работы.
- читать:
• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 2;
• конспект лекций;
3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятиюнеобходимо:
- выписать в тетрадь конспектов:
• факторы, влияющие на формирование российской философии управления;
• основные показатели качества управления персоналом;
- в тетради конспектов составить:
• схему - виды методов управления персоналом в организации.
• таблицу - характеристика японской, американской и российской философии управления персоналом организации;
• таблицу - система методов управления персоналом.
• три тестовых задания (вопроса) относительно различных подходов к формированию философии управления персоналом;
- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.
4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:
- ответить на контрольные вопросы к теме:
Что такое философия управления персоналом?
Чем обусловлена необходимость управления персоналом?
Каковы принципы управления персоналом?
Что входит в понятие концепции управления персоналом?
Из каких элементов состоит структура системы управления персоналом?
Какие модели управления персоналом используются в управления?
Какие методы используются в управлении персоналом?
Что такое персонал-технологии?
- решить тестовое задание по теме:
1. Концепция, в которой работник рассматривается как «субъект трудовых отношений, личность» это концепция:
А - Управление кадрами;
Б - Управление персоналом;
В - Управление человеческими ресурсами;
Г - Гуманистическая концепция.
2. Принцип обусловленности функций управления персоналом целями производства подразумевает, что:
А - функции управления персоналом, ориентированные на развитие производства, опережают функции, направленные на обеспечение функционирования производства;
Б - функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями производства;
В - необходима многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.
3. Выделите основные группы методов управления персоналом в организации (при необходимости указать несколько):
А - административные;
Б - экономические;
В - статистические;
Г - социально-психологические;
Д - стимулирования.
Тема 1.3. Система управления персоналом организации
1) Изучив данную тему, студент должен:
♦ иметь представление: о проектировании системы управления персоналом в организации;
♦ знать:
≈ элементы организационной структуры системы управления персоналом;
≈ особенности и виды обеспечения системы управления персоналом;
♦ уметь: определять задачи управления персоналом.
2) При изучении темы рекомендуется:
- акцентировать внимание на:
• понятии «система управления персоналом» и ее элементах;
• методах построения системы управления персоналом.
- читать:
• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 3;
• конспект лекций;
- ознакомиться с:
• Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
• Законом РФ от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ – "О российской трехсторонней комиссии по регули-рованию социально-трудовых отношений;
3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятиюнеобходимо:
- в тетради конспектов составить:
• схему элементы системы управления персоналом;
• таблицу цели и функции системы управления персоналом.
• составить три тестовых задания (вопроса) относительно организационной структуры
системы управления персоналом;
- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.
4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:
- ответить на контрольные вопросы к теме:
Дайте определение и назовите элементы системы управления персоналом.
Какие методы построения системы управления персоналом вы знаете?
Место органов содействия трудоустройству граждан в СССР и России.
В чем состоит различие понятий «политика занятости» и «политика на рынке труда»?
Какие задачи решает государственная система управления трудовыми ресурсами?
Какой орган наделен правом принимать законы в области труда?
Что такое «социальное партнерство» и в чем его сущность?
Что такое кадровое обеспечение системы управления персоналом?
Как осуществляется регулирование трудовых отношений в рыночных условиях?
Задачи МОТ и уровни взаимодействия МОТ и России.
- решить тестовое задание к теме.
1. К обеспечивающим подсистемам системы управления персоналом относятся следующие подсистемы (при необходимости указать несколько):
А - линейного руководства;
Б - транспортное обеспечение;
В - правового обеспечения;
Г - информационного обеспечения;
Д - хозяйственного обеспечения.
2. Основными функциями подсистемы развития персонала являются (при необходимости указать несколько):
А - разработка стратегии управления персоналом;
Б - работа с кадровым резервом;
В - переподготовка и повышение квалификации работников;
Г - планирование и контроль деловой карьеры;
Д - планирование и прогнозирование персонала;
Е - организация трудовых отношений.
3. Принцип комплексности формирования системы управления персоналом подразумевает:
А - многовариантную проработку предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства;
Б - учет всех факторов, воздействующих на систему управления персоналом;
В - ориентированность на развитие производства, опережение функций управление персоналом функций, направленных на обеспечение функционирования производства.
Тема 1.4. Кадровая политика организации
1) Изучив данную тему, студент должен:
♦ иметь представление:
≈ о кадровой политике организации и факторах на нее влияющих;
≈ о системе стратегического управления персоналом;
♦ знать:
≈ разновидности кадровой политики организации;
≈ виды стратегий в управлении персоналом;
♦ уметь: выбирать наиболее приемлемый вариант стратегического управления персоналом в зависимости от стадии развития организации и внутренних и внешних факторов.
2) При изучении темы рекомендуется:
- акцентировать внимание на:
• понятиях «кадровая политика» «система стратегического управления персоналом»;
• факторах, влияющих на разработку стратегии управления персоналом.
- читать:
• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 4;
• конспект лекций;
3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятиюнеобходимо:
- выписать в тетрадь конспектов:
• факторы, влияющие на разработку стратегии управления персоналом;
- в тетради конспектов составить:
• схему виды кадровой политики;
• таблицу состав функций системы управления персоналом по направлениям деятельности;
• нарисовать в тетради для конспектов матрицу SWOT-анализа, предложенную Томпсоном и Стриклендом;
- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.
4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:
- ответить на контрольные вопросы к теме:
Что такое кадровая политика и какие её виды различают?
Перечислите этапы проектирования кадровой политики.
В чем проявляется взаимосвязь между стратегией развития организации и кадровой политикой?
Какие виды кадровой политики вы знаете?
Назовите основные принципы стратегического управления.
Назовите составляющие стратегии управления персоналом.
По каким параметрам производится анализ внешней и внутренней среды организации?
Какие этапы процесса стратегического управления выделяют?
Что такое миссия организации?
Дайте понятие стратегического управления персоналом, его субъекта и объекта.
Какие возможны варианты организационного построения системы стратегического управления персоналом?
- решить тестовое задание к теме.
1. Основной принцип кадровой политики заключается в:
А - достижении индивидуальных и организационных целей;
Б - стимулировании и мотивации работников;
В - разработке и составлении кадрового резерва;
Г - определении принципов подбора, расстановки и развития персонала.
2. Возрастание роли стратегического подхода к управлению персоналом в настоящее время связано (выбрать и указать только одну группу факторов):
А - с высокой монополизацией и концентрацией российского производства;
Б - с регионализацией экономики и целенаправленной структурной перестройкой занятости;
В - с ужесточением конкуренции во всех ее проявлениях, ускорением темпов изменения параметров внешней среды и возрастанием неопределенности ее параметров во времени.
3. При предпринимательской организационной стратегии акцент при найме и отборе делается:
А - на поиск инициативных сотрудников с долговременной ориентацией, готовых рисковать и доводить дело до конца;
Б - на поиске сотрудников узкой ориентации, без большой приверженности организации на короткое время;
В - на поиске разносторонне развитых сотрудников, ориентированные на достижение больших личных и организационных целей.
Тема 1.5. Кадровый потенциал организации
1) Изучив данную тему, студент должен:
♦ иметь представление:
≈ об элементах, составляющих процесс труда и НОТ в современных условиях;
≈ об особенностях трудовых ресурсов в современной России;
♦ знать:
≈ структуру персонала организации;
≈ основные элементы должностной инструкции;
♦ уметь:
≈ рассчитывать численность, оборот и текучесть персонала;
≈ определять задачи по НОТ;
♦ приобрести навыки: составления должностной инструкции.
2) При изучении темы рекомендуется:
- акцентировать внимание на:
• сущности понятий «система социально-трудовых отношений» и «кадровый потенциал»;
• содержании процесса труда;
- читать:
• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 1 § 1.5-1.7.;
• конспект лекций;
- ознакомиться с:
- читать:
• Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37, с послед. изм.);
3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятиюнеобходимо:
- выписать в тетрадь конспектов:
• в виде таблицы типы социально-трудовых отношений и с их краткой характеристикой;
- в тетради конспектов составить:
• схему - элементы системы социально-трудовых отношений;
• схему - виды рынка труда;
• схему - классификация персонала.
- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.
4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить
тренировочные задания:
• разработать должностную инструкцию руководителя службы управления персоналом;
• провести расчет численности трудовых ресурсов г.Дмитрова;
- ответить на контрольные вопросы к теме:
Что такое «система социально-трудовых отношений»?
Что такое трудовые ресурсы и в чем их особенности?
Что такое безработица и в каких формах она проявляется?
Что такое трудовой потенциал работника и каковы его составляющие?
Дайте характеристику основных типов социально-трудовых отношений.
Назовите виды рынка труда?
Какие факторы влияют на структуру персонала организации?
Что понимается под численностью персонала?
В чем различие нормативной и списочной численности?
Какие факторы влияют на текучесть персонала?
Значение и структура должностной инструкции.
Какие элементы входят в НОТ на предприятии?
- решить тестовое задание по теме:
1. Субъектами социально-трудовых отношений являются:
А - Общественные объединения, работодатель, работник, руководитель подразделения;
Б - Государство, профессиональные союзы, работодатель, работник;
В - Служба управления персоналом организации, профсоюз, работник, собственник фирмы.
2. По признаку участия в управленческом процессе персонал подразделяется на:
А - линейных и функциональных руководителей, специалистов, исполнителей;
Б - руководителей высшего, среднего и низового звена и функциональных работников;
В - административно-управленческий персонал и занятые не основной деятельностью.
3. Какой вид численности персонала организации определяется как число официально работающих на данном предприятии людей и числящихся в штате данного предприятия?
А - нормативная численность;
Б - явочная численность;
В - списочная численность
Тема 1.6. Служба управления персоналом организации
1) Изучив данную тему, студент должен:
♦ иметь представление: о передовом отечественном и зарубежном опыте организации деятельности служб управления персоналом;
♦ знать:
≈ основные функции службы управления персоналом организации;
≈ требования, предъявляемые к кадровому составу службы управления персоналом организации;
♦ уметь: определять направления работы службы управления персоналом в современных условиях.
2) При изучении темы рекомендуется:
- акцентировать внимание на:
• месте и роли службы управления персоналом в современной организации;
• требованиях, к кадровому составу службы управления персоналом.
- читать:
• Макарова И.К. Управление персоналом – М.: Юриспруденция, 2004., глава 5;
• конспект лекций;
3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятиюнеобходимо:
- выписать в тетрадь конспектов:
• принципы построения организационной структуры службы управления персоналом;
• требования, которым должен отвечать работник службы управления персоналом;
- в тетради конспектов составить:
• схему - функции службы управления персоналом.
- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.
4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:
- ответить на контрольные вопросы к теме:
Какие направления работы осуществляет служба управления персоналом?
Какие традиционные и инновационные функции службы персонала вы знаете?
В чем состоит взаимосвязь функций службы персонала и ее организационной структуры?
Какие требования предъявляются к кадровому составу службы управления персоналом?
Дайте характеристику новым должностям в структуре службы персонала.
Какие направления работы осуществляет кадровая служба?
Какие факторы сдерживают перестройку работы кадровых служб в современных условиях?
Почему необходимо повышать профессионализм сотрудников службы персонала?
Какие новые функции возложены на менеджеров по персоналу?
Объясните необходимость специализации внутри департаментов по управлению персоналом.
- решить тестовое задание по теме:
1. К принципам построения организационной структуры службы управления персоналом относятся:
А - законность, соподчиненность и непрерывность;
Б - гибкость, нормоуправляемость и экономичность;
В - равенство, мотивированность и ответственность;
Г - обеспеченность ресурсами, взаимозаменяемость и гарантированность.
2. В составе каждой системы или подсистемы управления персоналом можно выделить следующие взаимодействующие между собой элементы:
А – субъекты и объекты взаимодействия и их служебное положение;
Б – работники, средства труда и коммуникации между людьми;
В – органы госуправления, представители работников и работодателей;
Г – субъекты, объекты и содержание.
3. К недостаткам линейной структуры управления персоналом относится:
А - часто приводит к нарушению единства распорядительства и снижению ответственности исполнителей;
Б - руководитель должен обладать большим объемом разносторонних знаний;
В - увеличение численности управленческого персонала и расходов на его содержание;
Г - оторванность аппарата управления от производства.
Раздел 2.
|