Семинарским занятиям. Раздел Человеческие ресурсы в общем процессе управления Тема Современные подходы к персоналу и управлениючеловеческими ресурсами 1 Изучив данную тему, студент должен




Скачать 348.9 Kb.
страница1/3
Дата09.05.2016
Размер348.9 Kb.
  1   2   3

Методические рекомендации

по изучению тем учебной дисциплины "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

и подготовки к семинарским занятиям.



 Раздел 1.


Человеческие ресурсы в общем процессе управления


Тема 1.1.  Современные подходы к персоналу и управлениючеловеческими ресурсами

 1) Изучив данную тему, студент должен:

♦ иметь представление: о теории управления человеческими ресурсами; 

♦ знать:

≈ основные положения социальной политики государства и организации;


≈ понятия занятости и безработицы, их содержание и факторы, влияющие на их

состояние;

♦ уметь: различать виды рабочего времени в организации. 

2) При изучении темы рекомендуется:



- акцентировать внимание на:

• изменении подхода к оценке роли и места человека в трудовом процессе;

• понятии занятости и безработицы и факторах, влияющих на их состояние.

- читать:

• Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я.–

2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 1;

• конспект лекций;

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятию необходимо:

- выписать в тетрадь конспектов:

• особенности японского подхода к управлению персоналом;



- в тетради конспектов составить:

• схему теории управления персоналом с их краткой характеристикой;


• таблицу прин­ципы современной концепции управления персоналом.
• три тестовых задания (вопроса) относительно теорий управления персоналом;

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:



- ответить на контрольные вопросы к теме;

Какие факторы повлияли на эволюцию кадрового менедж­мента?


Какие основные этапы развития управления персоналом можно выделить?
В чем сущность технократического подхода к использованию тру­довых
ресурсов?
Назовите отличия подходов «управление персоналом» и «управление
человеческими ресурсами».
Что представляет собой управление как вид трудовой деятель­ности
персонала?
Что понимается под термином персонал?
Какие предпосылки лежат в основе новых подходов в кадровом менеджменте?
Какие основные концепции управления персоналом можно назвать?
Какие прин­ципы лежат в основе современной концепции управления персоналом?
В чем состоит различие понятий «политика занятости» и «политика на рынке труда»?
Какие виды трудовой деятельности персонала вы знаете?
Перечислите цели и  задачи Международной организации труда.

- решить тестовое задание по теме:

1. Персонал организации это:

А - это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом   

      в отношениях, регулируемых трудовым договором найма;

Б - это совокупность сотрудников организации, имеющих наибольшее значение;

В - это совокупность работников, объединенных общими целями и интересами.

2. Авторами теорий, относящихся к концепции человеческих ресурсов являются:

А - Ф. Тейлор, Г. Форд, П.М. Керженцев;

Б - А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Макгрегор;

В - Э. Мэйо, Р. Ликарт, Р. Блейк;

3. С чем связано возникновение управления персоналом как особого вида деятельности (выбрать и указать только одну группу факторов):

А - ростом масштабов экономических организаций, усилением недовольства условиями труда большинства работников;

Б - распространением "научной организации труда", развитием профсоюзного движения, активным вмешательством государства в отношения между наемными работниками и  работодателями;

В - ужесточением рыночной конкуренции, активизацией деятельности профсоюзов, государственным законодательным регулированием кадровой работы, усложнением масштабов экономических организаций, развитием организационной культуры.



 

Тема 1.2. Методология управления персоналом организации

1) Изучив данную тему, студент должен:

♦ иметь представление: о содержании концепции управления персоналом; 

♦ знать:

   ≈  принципы и методы управления персоналом;

   ≈  виды персо­нал-технологий в процессе управления персоналом; 

♦ уметь: учитывать факторы, оказывающие влияние на организацию работы по управлению персоналом. 

2) При изучении темы рекомендуется:



- акцентировать внимание на:

• содержании понятий «концепция управления персоналом», «философии управления»,  «персо­нал-технологии»;

• методах управления персоналом организации;

• факторах, влияющих на организацию кадровой работы.



- читать:

   • Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 2;

   • конспект лекций;

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятиюнеобходимо:



- выписать в тетрадь конспектов:

   • факторы, влияющие на формирование российской философии управления;

   • основные показатели качества управления персоналом;

- в тетради конспектов составить:

   • схему - виды методов управления персоналом в организации.

   • таблицу - характеристика  японской, американской и российской философии управления персоналом организации;

   • таблицу - система методов управления персоналом.

   • три тестовых задания (вопроса) относительно различных подходов к формированию философии управления персоналом;

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:



- ответить на контрольные вопросы к теме:

Что такое философия управления персоналом?


Чем обусловлена необходимость управления персоналом?
Каковы принципы управления персоналом?
Что входит в понятие концепции управления персоналом?
Из каких элементов состоит структура системы управления персоналом?
Какие модели управления персоналом используются в управления?
Какие методы используются в управлении персоналом?
Что такое персонал-технологии?

- решить тестовое задание по теме:

1. Концепция, в которой работник рассматривается как «субъект трудовых отношений, личность» это концепция:

А - Управление кадрами;

Б - Управление персоналом;

В - Управление человеческими ресурсами;

Г - Гуманистическая концепция.

2. Принцип обусловленности функций управления персоналом целями производства подразумевает, что:

А - функции управления персоналом, ориентированные на развитие производства, опережают функции, направленные на обеспечение функционирования производства;

Б - функции управления персоналом формируются и изменяются не произвольно, а в соответствии с целями производства;

В - необходима многовариантная проработка предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства.

3. Выделите основные группы методов управления персоналом в организации (при необходимости указать несколько):

А - административные;


Б - экономические;
В - статистические;
Г - социально-психологические;
Д - стимулирования.

 

Тема 1.3. Система управления персоналом организации

1) Изучив данную тему, студент должен:

   ♦ иметь представление: о проектировании системы управления персоналом в организации;

   ♦ знать:

≈  элементы организационной структуры системы управления персоналом;

≈  особенности и виды обеспечения системы управления персоналом; 

♦ уметь:  определять задачи управления персоналом. 

2) При изучении темы рекомендуется: 



- акцентировать внимание на:

   • понятии «система управления персоналом» и ее элементах;

   • методах построения системы управления персоналом.

- читать:

   • Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 3;

   • конспект лекций;

- ознакомиться с:

   • Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";

   • Законом РФ от 1 мая 1999 г. № 92-ФЗ  "О российской трехсторонней комиссии по регули-рованию социально-трудовых отношений; 

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятиюнеобходимо:



- в тетради конспектов составить:

   • схему элементы системы управления персоналом;

   • таблицу цели и функции системы управления персоналом.

   • составить три тестовых задания (вопроса) относительно организационной структуры

   системы управления персоналом;

- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:



- ответить на контрольные вопросы к теме:

Дайте определение и назовите элементы системы управления персоналом.


Какие методы построения системы управления персоналом вы знаете?
Место органов содействия трудоустройству граждан в СССР и России.
В чем состоит различие понятий «политика занятости» и «политика на рынке труда»?
Какие задачи решает государственная система управления трудовыми ресурсами?
Какой орган наделен правом принимать законы в области труда?
Что такое «социальное партнерство» и  в чем его сущность?
Что такое кадровое обеспечение системы управления персо­налом?
Как осуществляется регулирование трудовых отношений в рыночных условиях?
Задачи МОТ и уровни взаимодействия МОТ и России.

- решить тестовое задание к теме.

1. К обеспечивающим подсистемам системы управления персоналом относятся следующие подсистемы (при необходимости указать несколько):

А - линейного руководства;
Б - транспортное обеспечение;
В - правового обеспечения;
Г - информационного обеспечения;
Д - хозяйственного обеспечения.

2. Основными функциями подсистемы развития персонала являются (при необходимости указать несколько):

А - разработка стратегии управления персоналом;
Б - работа с кадровым резервом;
В - переподготовка и повышение квалификации работников;
Г - планирование и контроль деловой карьеры;
Д - планирование и прогнозирование персонала;
Е - организация трудовых отношений.

3. Принцип комплексности формирования системы управления персоналом подразумевает:

А - многовариантную проработку предложений по формированию системы управления персоналом и выбор наиболее рационального варианта для конкретных условий производства;

Б - учет всех факторов, воздействующих на систему управления персоналом;

В - ориентированность на развитие производства, опережение функций управление персоналом функций, направленных на обеспечение функционирования производства.

 

Тема 1.4. Кадровая политика  организации 

1) Изучив данную тему, студент должен:

♦ иметь представление:

   ≈  о кадровой политике организации и факторах на нее влияющих;

   ≈  о системе стратегического управления персоналом; 

♦ знать:

   ≈  разновидности кадровой политики организации;

   ≈  виды стратегий в управлении персоналом; 

♦ уметь:  выбирать наиболее приемлемый вариант стратегического управления персоналом в зависимости от стадии развития организации и внутренних и внешних факторов. 

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

   • понятиях «кадровая политика»  «система стратегического управления персоналом»;

   • факторах, влияющих на разработку стратегии управления персоналом.

- читать:

   • Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 4;

   • конспект лекций;

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятиюнеобходимо:



- выписать в тетрадь конспектов:

   • факторы, влияющие на разработку стратегии управления персоналом;



- в тетради конспектов составить:

   • схему виды кадровой политики;

   • таблицу состав функций системы управления персоналом по направлениям деятельности;

   • нарисовать в тетради для конспектов матрицу SWOT-анализа, предло­женную Томпсоном и Стриклендом;



- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:



- ответить на контрольные вопросы к теме:

Что такое кадровая политика и какие её виды различают?


Перечислите этапы проектирования кадровой политики.
В чем проявляется взаимосвязь между стратегией развития организации и кадровой политикой?
Какие виды кадровой политики вы знаете?
Назовите основные принципы стратегического управления.
Назовите составляющие стратегии управления персоналом.
По каким параметрам производится анализ внешней и внутренней среды организации?
Какие этапы процесса стратегического управления выделяют?
Что такое миссия организации?
Дайте понятие стратегического управления персоналом, его субъ­екта и объекта.
Какие возможны варианты организационного построения системы стратегического управления персоналом?

-  решить тестовое задание к теме.

1. Основной принцип кадровой политики за­ключается в:

А - достижении инди­видуальных и организационных целей;

Б - стимулировании и мотивации работников;

В - разработке и составлении кадрового резерва;

Г - определении принципов подбора, расстановки и развития персонала.

2. Возрастание роли стратегического подхода к управлению персоналом в настоящее время связано (выбрать и указать только одну группу факторов):

А - с высокой монополизацией и концентрацией российского производства; 

Б - с регионализацией экономики и целенаправленной структурной перестройкой занятости; 

В - с ужесточением конкуренции во всех ее проявлениях, ускорением темпов изменения параметров внешней среды и возрастанием неопределенности ее параметров во времени.

3. При предпринимательской организационной стратегии акцент при найме и отборе делается:

А - на поиск инициативных сотрудников с долговременной ориентацией, готовых рисковать и доводить дело до конца;

Б - на поиске сотрудников узкой ориентации, без большой приверженности организации на короткое время; 

В - на поиске разносторонне развитых сотрудников, ориентированные на достижение больших личных и организационных целей.



 

Тема 1.5. Кадровый потенциал организации

1) Изучив данную тему, студент должен:

♦ иметь представление:

   ≈  об элементах, составляющих процесс труда и НОТ в современных условиях;

   ≈  об особенностях трудовых ресурсов в современной России;

♦ знать:

   ≈  структуру персонала организации;  

   ≈  основные элементы должностной инструкции;

♦ уметь:

   ≈ рассчитывать численность, оборот и текучесть персонала;

   ≈ определять задачи по НОТ; 

♦  приобрести навыки: составления должностной инструкции.

2) При изучении темы рекомендуется:

- акцентировать внимание на:

   • сущности понятий «система социально-трудовых отношений» и «кадровый потенциал»;

   • содержании процесса труда;

- читать:

   • Управление персоналом организации. Учебник. / Под ред. Кибанов А.Я. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2006., глава 1 § 1.5-1.7.;

   • конспект лекций;

- ознакомиться с:

- читать:

• Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37, с послед. изм.);

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятиюнеобходимо:

- выписать в тетрадь конспектов:

• в виде таблицы типы социально-трудовых отношений и с их краткой характеристикой;



- в тетради конспектов составить:

   • схему - элементы системы социально-трудовых отношений;

   • схему - виды рынка труда;

   • схему - классификация персонала.



- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить

    тренировочные задания:

   • разработать должностную инструкцию руководителя службы управления персоналом;

   • провести расчет численности трудовых ресурсов г.Дмитрова;

- ответить на контрольные вопросы к теме:

Что такое «система социально-трудовых отношений»?


Что такое трудовые ресурсы и в чем их особенности?
Что такое безработица и в каких формах она проявляется?
Что такое трудовой потенциал работника и каковы его составляющие?
Дайте характеристику основных типов социально-трудовых отноше­ний.
Назовите виды рынка труда?
Какие факторы влияют на структуру персонала организации?
Что понимается под численностью персонала?
В чем различие нормативной и списочной численности?
Какие факторы влияют на текучесть персонала?
Значение и структура должностной инструкции.
Какие элементы входят в НОТ на предприятии?

- решить тестовое задание по теме:

1. Субъектами социально-трудовых отношений являются:

А - Общественные объединения, работодатель, работник, руководитель подразделения;

Б - Государство, профессиональные союзы, работодатель, работник;

В - Служба управления персоналом организации, профсоюз, работник, собственник фирмы.

2. По признаку участия в управленческом процессе персонал подразделяется на:

А - линейных и функциональных руководителей, специалистов, исполнителей;

Б - руководителей высшего, среднего и низового звена и функциональных работников;

В - административно-управленческий персонал и занятые не основной деятельностью.

3. Какой вид численности персонала организации определяется как число официально работающих на данном предприятии людей и числящихся в штате данного предприятия?

А - нормативная численность;

Б - явочная численно­сть;

В - списочная численность

 

Тема 1.6. Служба управления персоналом организации

1) Изучив данную тему, студент должен:

♦ иметь представление:  о передовом отечественном и зарубежном опыте организации деятельности служб управления персоналом; 

♦ знать:

   ≈ основные функции службы управления персоналом организации;

   ≈ требования, предъявляемые к кадровому составу службы управления персоналом организации; 

♦ уметь: определять направления работы службы управления персоналом в современных условиях. 

2) При изучении темы рекомендуется:



- акцентировать внимание на:

   • месте и роли службы управления персоналом в современной организации;

   • требованиях, к кадровому составу службы управления персоналом.

- читать:

   • Макарова И.К. Управление персоналом – М.: Юриспруденция, 2004., глава 5;

   • конспект лекций;

3) Для усвоения материала темы и подготовки к семинарскому занятиюнеобходимо:



- выписать в тетрадь конспектов:

   • принципы построения организационной структуры службы управления персоналом;

   • требования, которым должен отвечать работник службы управления персоналом;

- в тетради конспектов составить:

• схему - функции службы управления персоналом.



- ознакомиться с материалами журналов, размещенных в Интеренете на сайтах, которые приведены в конце настоящих методических рекомендаций.

4) Для самооценки качества усвоения материала темы необходимо выполнить тренировочные задания:



- ответить на контрольные вопросы к теме:

Какие направления работы осуществляет служба управления персоналом?


Какие традиционные и инновационные функции службы пер­сонала вы знаете?
В чем состоит взаимосвязь функций службы персонала и ее организационной структуры?
Какие требования предъявляются к кадровому составу службы управления персоналом?
Дайте характеристику новым должностям в структуре служ­бы персонала.
Какие направления работы осуществляет кадровая служба?
Какие факторы сдерживают перестройку работы кадровых служб в современных условиях?
Почему необходимо повышать профессионализм сотрудни­ков службы персонала?
Какие новые функции возложены на менеджеров по персо­налу?
Объясните необходимость специализации внутри департаментов по управлению персоналом.

- решить тестовое задание по теме:

1. К принципам построения организационной структуры службы управления персоналом относятся:

А - законность, соподчиненность и непрерывность;

Б - гибкость, нормоуправляемость и экономичность;

В - равенство, мотивированность и ответственность;

Г - обеспеченность ресурсами, взаимозаменяемость и гарантированность.

2. В составе каждой системы или подсистемы управления персоналом можно выделить следующие взаимодействующие между собой элементы:

А – субъекты и объекты взаимодействия и их служебное положение;

Б – работники, средства труда и коммуникации между людьми;

В – органы госуправления, представители работников и работодателей;

Г – субъекты, объекты и содержание.

3. К недостаткам линейной структуры управления персоналом относится:

А - часто приводит к нару­шению единства распорядительства и снижению ответственно­сти исполнителей;

Б - руководитель должен обладать большим объемом разносторонних знаний;

В - увеличение численности управленческого персонала и расходов на его содержание;

Г - оторванность аппарата управления от производства.



 

Раздел 2.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница