Сборник трудов международной научно-практической конференции




страница1/15
Дата24.04.2016
Размер2.81 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Современные направления совершенствования экономики субъектов Российской Федерации в условиях деятельности ВТО на примере Республики Татарстан



СБОРНИК ТРУДОВ

Международной научно-практической конференции

Кабинет министров Республики Татарстан
Министерство информатизации и связи Республики Татарстан
Академия информатизации Республики Татарстан



СБОРНИК ТРУДОВ

Международной научно-практической конференции


«Современные направления совершенствования экономики субъектов Российской Федерации в условиях деятельности ВТО на примере Республики Татарстан»

Казань


Центр инновационных технологий

2012
УДК

ББК

Под общей редакцией



А.Л.Бикмуллина

Президента Академии информатизации РТ, акад., докт. экон. наук, проф;

Редакционная коллегия:

С.В. Прокопчина,

Первый вице-президент НПК «Интеллектуальные системы»,

док. тех. наук, проф. (Москва);

А. Вартанян,

Президент академии информатизации, DrSci, проф. (Канада, Монреаль);

М.П.Сергеев

акад., докт. экон. наук, проф; зав. отделом магистратуры УП Университета Управления «ТИСБИ»;

М.П. Посталюк,

Д.э.н., проф., заведующий кафедрой экономической теории Университета Управления «ТИСБИ»;

Ф.Б. Хабибрахманов,

Ученый секретарь Академии информатизации РТ,

чл. – корр. Академии информатизации РТ

Современные направления совершенствования экономики субъектов Российской Федерации в условиях деятельности ВТО на примере Республики Татарстан. Междунар. науч.-практ. конф.: сб.тр. (Казань, 7-8 декабря 2012г.) под. общ. ред. А.Л.Бикмуллина. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – с.


ISBH
Сборник охватывает современные направления совершенствования экономики субъектов РФ в условиях деятельности ВТО, разрешая проблемы макроэкономической политики, развития проблем энергетической оптимизации промышленной, строительной, проблем агропродовольственной, тарифно-таможенной, торговой и нормативно-правовых политик, а так же проблем и задач защиты внутренних рынков производителей товаров и услуг субъектов Российской Федерации в условиях ВТО.

©Академия информатизации РТ, 2012

ISBH

©Центр инновационных технологий



(оформление), 2012
ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ, ЕЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИИ ЕЕ СУБЪЕКТОВ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бикмуллин А.Л.

Д.э.н., профессор, Президент Академии информатизации РТ
Характерной тенденцией развития современной мировой экономии является процесс глобализации хозяйственной жизни – превращение мирового хозяйства в единый рынок товаров, услуг и ресурсов. Из всего многообразия мировых хозяйственных связей особо следует выделить международную торговлю, поскольку именно она является одной из наиболее динамичных сфер мировой экономики. Международная торговля позволяет преодолеть ограниченность национальной ресурсной базы, расширить емкость внутреннего рынка и установить связь национального рынка с мировым, развить специализацию и расширить масштабы производства, ограничение кривой производственных возможностей, каждой отдельной обособленной экономической системы, получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства. Международная торговля состоит из двух встречных потоков – экспорта и импорта, это ее ключевые показатели. В соответствии с теорией государственной политики в области внешней торговли международный обмен товарами и услугами должен приносить выгоду всем его участникам на мировом рынке. Такая политика, положена в основу вхождения России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

ВТО – международная экономическая организация, осуществляющая регулирование международной торговли на многосторонней основе. В настоящее время в ВТО входит более 150 стран. Основными целями Всемирной торговой организации являются:



  • обеспечение равного, не дискриминационного режима торговли для всех стран – участниц;

  • снижение таможенных тарифов и пошлин, устранение импортных квот путем проведения многосторонних переговоров;

  • содействие развитию тенденций либерализации внешней торговли;

  • снятие барьеров в торговле услугами;

  • устранение ограничений на иностранные инвестиции и на ограничение международного движения капитала;

  • внедрение на международной основе патентных, авторских прав, прав на торговую марку.

После 20-ти-летних переговоров Россия наконец вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). Однако, последствий присоединения России к ВТО у населения, экспертов различных экономических школ и у советников органов управления нет четкого понимания, как будут развиваться в этих условиях субъекты Российской Федерации с разнообразием своих экономических потенциалов.

Главное, что мы получим от присоединения к ВТО?

Во-первых, политический аспект:


  • Интеграция России в глобальную мировую экономику и участие в торговых правилах;

  • Быть в составе члена клуба ВТО – почетно и это открывает дорогу в другую значимую Международную структуру – Организацию по экономическому сотрудничеству и развитию, и как содействие может привести к увеличению зарубежных инвестиций.

Во-вторых – экономический аспект:

  • За счет снижения импортных тарифов, потенциальный выигрыш потребителей импортных товаров вследствие снижения цен;

  • Появляются механизмы защиты отечественных экспортеров на международном рынке в виде проведения всевозможных антидемпинговых расследований и процедур;

  • Конкурентный стимул для оздоровления российской экономики;

  • Транспорентность нормотворческой системы;

  • Появление новых рынков и возможность поставок продукции металлургического сектора, по более выгодным (нежели сейчас) условиям, в связи с отменой установленной квоты в ЕС;

  • Развитие российской деревообработки, особенно продажа сырой древесины, которую в широких масштабах поставляют на лесоперерабатывающие заводы Западной Европы и Китая;

  • Прирост химической и нефтехимической промышленности.

Негативные последствия от присоединения России к ВТО:

  • Снижение ее возможности по диверсификации экономики;

  • Снижает создание собственного высокотехнологического, наукоемкого производства и развития сектора услуг даже в долгосрочной перспективе;

  • Создает угрозу национальной продовольственной безопасности;

  • Закрепляет положение России в системе международной торговли исключительно, как поставщика необработанного сырья, зависящего от мирового опроса на энергоносители;

  • Затрудняет переход к экономике, нацеленной на экономический рост и социальный гуманизм;

  • Риски деятельности предприятий – товарных производителей на региональном уровне, в связи с закрытием ряда рынков;

  • Исполнение ряда обязательств перед ВТО по ценообразованию со стороны России.

Хозяйственные механизмы Европейских стран, по сравнению с Россией, оказались в большей степени подготовленными к тесному взаимодействию друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков и международных условий воспроизводства, сходство их экономических структур, их территориальная близость, все способствует эффективному функционированию в условиях ВТО.

Экономика России, в отличие от Европейских, стран представляет собой экономическое пространство, не являющееся конкурентной средой для хозяйствующих субъектов постиндустриальных стран, а лишь дополняющее возможности для их деловой активности.

С точки зрения места и роли России в ВТО, явное свидетельство низкого научно-технического и производственного уровня российской экономики. Из анализа структуры российского импорта исходит, что импортируемыми видами продукции являются машины, оборудование, транспортные средства, что означает низкий уровень развития данных отраслей национальной экономики, существующую их зависимость от внешнего рынка. Это явный показатель, что собственные машины – техническое производство не конкурентноспособно.

Также проблема встанет и перед многими другими отраслями российской промышленности. Уже сейчас экспертами прогнозируется существенный спад производства и сокращение рабочих мест в таких отраслях как пищевая, мебельная (при снижении таможенного тарифа с 20,3 до 10,9%), фармацевтическая (при снижении таможенного тарифа на лекарства с 9,4 до 3,2%), автомобильная (при снижении таможенного тарифа с 19,9 до 14,2%) и авиационная (при снижении таможенного тарифа с 20 до 7,5 – 12,5%).

По оценкам Всемирного банка, присоединение России к ВТО на уже согласованных условиях, импорт пищевых продуктов в Россию может увеличиться на 38%, а объем отечественного производства упасть на 14%. В легкой промышленности возможно сокращение производства на 8%. Российские предприятия легкой промышленности уже сейчас не справляются с возрастающей конкуренцией со стороны стран-импортеров. Доля российской продукции на внутреннем рынке легкой промышленности составляет лишь порядка 20%, в то время как 60% приходятся на ввозимые товары. Вступление в ВТО, по мнению большинства экспертов, предусматривающее снижение ввозных пошлин и увеличение импорта может принести российской легкой промышленности ощутимый ущерб.

И без того плачевная ситуация в российской автомобильной промышленности также может усугубиться. Аналитики прогнозируют , что первые лет семь отрасль еще сможет продержаться на прежнем уровне, но снижение таможенных пошлин на иномарки повлечет за собой снижение производства Российских заводов на 15%.

Вполне реальной становится угроза полного вырождения отечественного гражданского самолетостроения. В то же время, предполагаемая господдержка авиапромышленности, включающая в себя бюджетное финансирование в рамках федеральных целевых программ и другие меры господдержки, не могут быть использованы в силу того, что в соответствии с условиями ВТО такая поддержка запрещена, наказуема и подлежит отмене.

Что касается сельскохозяйственной продукции, то средний таможенный тариф на нее сейчас – 14,7% после присоединения он возрастет до 21,5% и будет снижаться до средней величины 16,9%,что выше современного уровня. Достигнуты договоренности субсидирования сельскохозяйственных экспортов его государственной поддержки, однако проблема заключается в том, что в настоящее время инструменты не используются на практике по причине нехватки средств.

Необходимо также отметить, что такие немаловажные секторы, как, например, услуги по вопросам управления, строительные и инженерные услуги будут абсолютно не защищены от иностранных конкурентов, поскольку никакие ограничения для иностранных услуг или поставщиков услуг в данных секторах невозможно будет применять.

Вхождение России в ВТО нашло выражение в превращении субъектов российского федеративного государства в участников внешнеэкономических отношений, что определило необходимость формирования не свойственной административно-командной экономики подсистемы регионального управления, ориентированной на реализацию ресурсного потенциала территориального образования на международном уровне. Значимость разработки и реализации особых управленческих технологий, учитывающих статус региона, как участника внешнеэкономических связей, возрастает в связи с необходимостью формирования многоуровневой системы национальной безопасности в многополюсном дифференцированном экономическом пространстве государства, обеспечивающей предупреждение и нейтрализацию рисков с учетом особенностей их воздействия на состояние индикаторов развития территориально-локализованных образований и тенденций их изменения. Исследования показывают, что в современных условиях те регионы, как например Республика Татарстан, активно участвующие во внешнеэкономических связях, характеризуется относительно более высокими показателями экономического развития и качества жизни населения.

Дифференциация национального экономического пространства по ряду экономических и социальных индикаторов, состоянию институциональной среды находит отражение в показателях внешнеэкономической деятельности (ВЭД) региона. Так, согласно официальным данным, в 2011 г. в товарной структуре экспорта Российской Федерации (РФ), доля продукции топливно-энергетического комплекса в экспорте составила 68,2% , тогда как данный показатель для Приволжского федерального округа (ПФО) составил 65,9%. В товарной структуре импорта РФ и ПФО преобладали машины, оборудование и транспортные средства, доля которых составила 50,9% и 53,1% соответственно. Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в экспорте РФ и ПФО составляла 2,3% и 0,62%,в импорте – 40,9% и 9,1% соответственно. Сравнительный анализ показателей внешнеэкономической деятельности пограничных и внутренних регионов, регионов-локомотивов роста, опорных и депрессионных регионов также подтверждает наличие существенных различий в содержании внешнеэкономического потенциала отдельных территорий, что обуславливает необходимость разработки и реализации стратегии внешнеэкономической деятельности субъектами Федерации с учетом особенностей территориального образования.

Участие во внешнеэкономических связях традиционно выступало одним из ключевых направлении функционирования государственных образований, которое обеспечивало одновременно реализацию и увеличение ресурсного потенциала, определялось принципами функционирования национальной экономической системы. В период развития экономики в условиях ВТО внешнеэкономические связи превращаются в неотъемлемую составляющую воспроизводственного процесса национальных государств, их территориальных составляющих и отдельных субъектов хозяйствования. Для многих российских регионов внешнеэкономическая деятельность стала важным, а в ряде случаев - доминирующим фактором социально-экономического развития. Несмотря на то , что участие субъектов Федерации во внешнеэкономических отношениях ограничивается нормами международного договорного права и федеральным законодательством, регионы обладают значительными возможностями в применении управленческих технологий, направленных на адресную поддержку экспортоориентированных производителей активизацию конкуренции на локальных рынках, информационное и консультационное обеспечение внешнеэкономической деятельности, развитие инфраструктуры и подготовку кадров, определяющих ее результативность. Мерами, обеспечивающими развитие внешнеэкономических связей предполагают использование внешнеэкономического потенциала субъектов Федерации на основе разработки модели инновационного развития, обеспечивающей конкурентоспособность региона.

Для более углубленного анализа проблем отраслевой структуры отечественной экономики в условиях ВТО может быть использован один из возможных подходов к анализу конкурентоспособности производства на внешних рынках, который опирается на статистику внешней торговли, содержащую подробные данные об экспорте и импорте товаров. Конкурентность является одним из индикаторов эффективности отрасли и регионов.

В этих условиях в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации необходим высокий уровень и постоянное усиление территориальной дифференциации, кардинальное изменение условий размещения производства и формирование новой региональной среды.

Также, должны быть качественно новыми по содержанию и формам отношения региональных и местных властей с хозяйствующими на их территориях субъектами рынка.

При совершенствовании экономики РФ в условиях функционирования ВТО, необходимо учитывать такие особенности, как:



  • разный уровень социально-экономического развития регионов;

  • усиление расслоения развитости;

  • непропорциональные объемы инвестиций в регионах;

  • огромный разрыв ВРП на душу населения по субъектам РФ;

  • диспропорция в уровне занятости по субъектам РФ;

  • высокие темпы оттока населения из сельской местности;

  • низкая транспортно-дорожная оснащенность в регионах;

  • дефицит бюджетов субъектов РФ;

  • низкий уровень собственных доходов субъектов РФ;

  • размер доходов и заработной платы на душу населения по субъектам РФ;

  • неэффективность государственной политики в сфере оплаты труда.

С целью решений этих особенностей, необходимо обеспечить на региональном уровне учет факторов интеграции российской экономики в мировую систему хозяйства, открытости товарных и финансовых рынков для международной конкуренции в сочетании в соответствии с мерами по защите отечественных хозяйствующих субъектов.

Основными объектами политики в сфере деятельности хозяйствующих субъектов является совокупность институциональных и функциональных решений, определяющих условия деятельности хозяйствующих субъектов в России, включая их внутреннее функционирование, отношения с другими экономическими и социальными агентами, а также с органами государственной власти и управления.

Формирование в России системы конкурентоспособных , экономически эффективных, инновационно активных и социально ответственных предприятий, способных обеспечить устойчивый экономический рост в условиях функционирования в ВТО возможно за счет квот НИОКР на предприятиях.

В качестве мер воздействия, в условиях присоединения России к ВТО, в системе управления внешнеэкономических связей региона, следует выделить разработку и принятие научно-обоснованной отраслевой программы, как основы для избирательной защиты отечественных производителей:



  • для этого необходимо поощрение конкуренции на внутреннем рынке;

  • реализацию системы поощрения экспорта, в том числе в форме государственного кредита, налоговых преференций;

  • ввод в действие системы временной государственной поддержки предприятий региона, которые не способны конкурировать с нерезидентами в связи с возросшим в условиях вступления Российской Федерации в ВТО объемом импорта;

  • подготовку специализированных кадров с углубленным изучением различных аспектов развития современной международной торговой системы;

  • постоянный мониторинг внешнеторговых контрагентов и торговых барьеров, создаваемых ими;

  • оценку потенциала импортзамещения на основе анализа региональных особенностей, в том числе , определения оптово-межрегиональных функций данного региона и степени его участия в внешнеэкономической деятельности государства, информации об импорте в регион соответствующих групп товаров;

  • изучение правил и норм ВТО, а также принципов функционирования современной международной торговой системы в целом.

Таким образом, при реализации системного подхода к управлению внешнеэкономическими связями в регионе могут быть получены прогнозные результаты в рамках реализации инновационно-инвестиционного и инерционно-поступательного сценариев развития, учет которых при составлении целевых отраслевых и комплексных региональных программ выступает необходимым условием поступательного развития региональной экономики в условиях функционирования ВТО.

В этих условиях формирование системы прогнозирования экспорта, как направления регулирования внешних связей региона на основе кооперации позволит устранить глубокие диспропорции в структуре экспорта:



  • выбора мер и инструментов управления, которые определяются настоящим и будущим состоянием мезоэкономических показателей;

  • выделением приоритетов и определения очередности решения конкретных задач;

  • обоснование условий эффективного функционирования системы регионального управления ,результатом которого должно быть решение текущих затрат в сфере экспорта продукции и повышение адаптационных способностей субъектов регионального хозяйства к изменениям внешних условий.

Важным фактором развития регионов является привлечение участников внешнеэкономических связей, способствующих активному притоку инвестиционных ресурсов в экономику региона, на основе комплексной и эффективной поддержки организаций, привлекающих инвестиции. Концентрация бизнеса, создание корпораций кластеров межрегионального, общероссийского уровней с высокотехнологичными производственными комплексами. Для обеспечения высоких темпов и качества экономического развития региона должно быть обеспечено ускоренное решение стратегических задач – повышение конкурентоспособности экономики посредством активизации научно-технического и инновационных процессов по разработке и внедрению высоких технологий в производство, в том числе энерго- и ресурсосберегающих, расширению выпуска инновационной продукции, обладающих лучшими потребительскими свойствами и способной усилию соперничать на внутреннем и внешнем рынке с зарубежными аналогами.

Для обеспечения позитива от вступления в ВТО необходимо заложить в основу модернизированной концепции внешнеэкономической политики России следующие принципы:



  • обеспечение устойчивого, динамичного национального развития и создания новых рабочих мест с использованием высококвалифицированных трудовых ресурсов регионов;

  • отстаивание национальных экономических приоритетов и интересов, обеспечение экономической безопасности, в том числе в отдельных секторах экономики;

  • вывод региональных производителей на новые инновационно-ориентированные ниши мировых рынков;

  • использование инструментов государственного регулирования в целях выращивания сильных, конкурентоспособных национальных бизнесменов, при обеспечении баланса социальных интересов и стабильности в обществе.

Это обеспечит большую предсказуемость внешнеэкономической деятельности и устойчивость развития экономики России и его субъектов России.

В целом предлагаемая платформа направлена на то, чтобы Россия в результате совместной деятельности ВТО и автоматически войдя в группу 25-26 крупных стран мира, смогла проводить внешнеэкономическую стратегию, отвечающую национальным интересам, а не подчиненную обслуживанию всеми видами ресурсов, включая человеческий капитал, постиндустриальных стран.

Для обеспечения в дальнейшего позитива в экономике России и ее субъектов от участия в ВТО необходима подготовка специалистов , которые могли бы профессионально помочь бизнесу в торговых переговорах.

В целях регулирования внешнеторгового баланса в условиях Всемирной торговой организации необходим самостоятельный единый государственный орган, осуществляющий разработку внешнеэкономической политики государства в целом и его регионального уровня, стратегическое планирование и контроль показателей в данной сфере, а также защиту отечественного производителя и поддержание конкурентоспособности отечественных товаров.



О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО
Ушачев И.Г.

Вице-президент Российской академии сельскохозяйственных наук, действительный член Казахской и Французской аграрных академий, член секции «Экономической и продовольственной безопасности» Совета безопасности при Президенте РФ, академик Россельхозакадемии, директор Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства

Наиболее существенными аспектами в оценке функционирования АПК в условиях присоединения России к ВТО являются:



  • оценка позитивных и негативных последствий, угрозах и рисках, возникающих в новых условиях;

  • определение места и роли государственной программы в адаптации сельского хозяйства в условиях функционирования в ВТО;

  • оценка региональных аспектов повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции;

  • меры по повышению конкурентоспособности продукции АПК на внутреннем и внешних рынках.

Как известно, Правительством РФ в июле с.г. принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственного сырья и продовольствия на 2013-2020гг. Одной из основных целей, наряду с обеспечением продовольственной независимости страны, является повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутренних и внешних рынках.

Значимость этой цели многократно возрастает в связи с уже произошедшим вступлением России во Всемирную торговую организацию и развитием процессов региональной интеграции в рамках преобразования таможенного союза трех государств в формат Единого экономического пространства. Вот почему проблемы, связанные с адаптацией сельского хозяйства к новым условиям и повышению его конкурентоспособности, сегодня приобретают особую значимость, поскольку перед страной открываются как новые возможности, так и возникают новые проблемы, которые определяются целым рядом факторов.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница