Русский язык и культура речи Оксана Михайловна Исаченко




Скачать 34.68 Kb.
Дата09.05.2016
Размер34.68 Kb.

Русский язык и культура речи

Оксана Михайловна Исаченко

Et.nsu.ru, дата размещения 8.12.2014


Аннотация

Дисциплина "Русский язык и культура речи" является обязательной для студентов Философского факультета первого курса бакалавриата. Изучение дисциплины направлено преимущественно на решение прикладных задач: совершенствование навыков грамотной речи, в ее письменной и устной формах, расширение коммуникативных компетенций в разных сферах использования языка, а также формирование критического отношения к содержанию и форме чужой и собственной речи..

Курс изучается в первом семестре, итоговая аттестация - зачет.
1. Цели и задачи учебной дисциплины

Предлагаемый курс имеет целью ознакомление с основными проблемами в теории и практике современной культуры речи, с тем чтобы формировать и / или корректировать у студента навыки грамотной речи, мотивировать необходимость соблюдения основных правил и норм устного общения и письменной речи.


2. Содержание учебной дисциплины

Нормативный (ортологический) аспект культуры речи: понятия «языковая норма» и «кодификация».

Понятие «норма». Кодификация (регламентация) и литературная норма. Норма и система языка; возникновение ситуации выбора как результат пересечения действия разных факторов. Норма и узус. Нормы и речь. Разнообразие норм и их типологии: 1) императивные – диспозитивные нормы; 2) фонетические, морфемно-словообразовательные, морфологические, лексические (и фразеологические), стилистические нормы.

Нормы других функциональных разновидностей языка (норма диалектной речи, норма разговорной речи). Норма и ошибка. Норма и нормативный вариант (вариативность нормы). Динамические изменения в области языковых норм: оппозиция «старшая – младшая» норма» и хронологические рамки понятия «современный литературный язык».

Ортология говорящего и слушающего, пишущего и читающего. Нормы и креативная функция языка. Нормативность, пуризм и толерантность (или антинормализаторство) в языке и речи. Ортология и лингвоэкология. Языковые нормы и юридическое регулирование речевых конфликтов (лингвистическая конфликтология).

Лексико-стилистические нормы: Условия взаимодействия лексической семантики с семантикой и прагматикой высказывания. Наиболее характерные (типовые) лексически слабые позиции, обусловливающие ошибки в словоупотреблении (нарушение лексической сочетаемости, игнорирование стилистической окраски слова, смешение словообразовательных паронимов, таронимов, употребление анахронизма, неуместность иноязычного слова (связанная с незнанием его лексического значения), неверное использование агнонима, некорректное использование фразеологизма, связанное с незнанием его значения, непредусмотренный эффект языковой игры, буквального прочтения и пр. (при употреблении полисемантов, фразеологизмов).
3. Учебно-методические материалы дисциплины

Исаченко О.М. Русский язык и культура речи: Уч.-метод. пособие. Новосибирск, 2010.

Культура русской речи: Уч. для вузов. М., 2000.

Лукьянова Н. А. Введение в русистику. Новосибирск, 2000.

Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2007 (и переизд.)

Русский язык и культура общения для нефилологов. Учебное пособие / Под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов, 1998.

Хорошая речь / О. Б. Сиротинина, Н. И. Кузнецова, Е. В. Дзякович и др.; Под ред. М. А. Кормилициной и О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2001.
4. Контроль изучения дисциплины

Примерные вопросы к зачету



  • Язык как знаковая система. Разновидности знаковых систем. Сравнительная характеристика: знак – языковой знак. Письменность как знаковая система.

  • Метафорические употребления слова «язык» в отношении нелингвистических сущностей. Язык как объект лингвистического изучения (многозначность терминологического содержания).

  • Дискретность «этнического языка»: языка как система социальных страт.

  • Функции языка и функции различных языковых знаков.

  • Коммуникативные сферы использования языка. Сущность коммуникативной функции языка: общение и его виды. Новые формы коммуникации и их языковая специфика.

  • Виды речевой деятельности. Особенности чтения как процесса восприятия текста (рассказать об актуальном «круге» чтения).

  • Языковая норма. Нормативность и критерии нормативности.

  • Разновидности языковых норм. Императивные и диспозитивные языковые нормы. Норма и ошибка.

  • Вариантность языковой нормы. Варьирование на разных уровнях языка. Причины языковой вариантности. Коммуникативные и прагматические условия выбора варианта.

  • Процесс кодификации языковой нормы. Нормативные источники: способ представления в них ортологической информации о языковых единицах.

  • Объем и содержание лингводидактического понятия «речевая ошибка».

  • Устная и письменная формы речи (сопоставительная характеристика). Нормы устной и письменной речи.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница