Руководство по изучению тем дисциплины финансы, денежное обращение и кредит деньги и денежное обращение




страница1/7
Дата05.05.2016
Размер0.53 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
ЩЕГОЛЕВА Н. И.

ВАСИЛЬЕВ А. Г.

Руководство по изучению тем дисциплины

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ


ДЕНЬГИ И ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ

Москва, 2011

Оглавление


Общие требования к изучению курса по всем темам 3

Тема 1. Эволюция форм и видов денег. Необходимость и предпосылки появления и применения денег. 6

Тема 2. Сущность, функции и теории денег 10

Тема 3. Денежная система. Измерение денежной массы 12

Тема 4. Денежная эмиссия и выпуск денег в хозяйственный оборот 17

Тема 5. Законы денежного оборота 22

Тема 6. Безналичный и наличный денежные обороты и их организация 27

Тема 7. Инфляция 34

Тема 8. Денежные реформы 41

Контрольные вопросы 45







Общие требования к изучению курса по всем темам


Целью изучения курса является формирование у студентов теоретических основ и практических навыков в области организации денежных отношений, складывающихся в рыночной экономике.

Наука о деньгах закладывает фундамент экономических знаний в важной области экономических отношений. Она дает основу банковской профессии. При комплексном изучении с экономикой на микро- и макроуровнях, финансами, финансовым менеджментом и другими учебными дисциплинами данный курс формирует представление о сущности, значении и направлениях использования денег.

В процессе изучения курса студенты знакомятся с основными терминами, понятиями, принципами и методами организации денежных отношений в обществе; получают представление об эволюции форм и видов денег от простейших до современных. Студенты, изучая данный курс, получает возможность составить более полное представление относительно дискуссии о сущности и функции денег, их роли в экономике.

Задачи изучения курса: формирование у студентов знаний по учебному курсу; получение ими навыков использования теоретических положений в практической деятельности.

В результате успешного изучения дисциплины, Вы:

узнаете:

Ø каковы причины и предпосылки появления и использования денег;

Ø в чем состоит различие в основных подходах к вопросу о возникновении денег;

Ø основные формы и виды денег;

Ø какие трактовки сущности денег можно найти в современной экономической литературе;

Ø какие свойства денег делают их деньгами;

Ø каковы особенности выполнения современными российскими деньгами их функций;

Ø в чем выражается роль денег в каждой из функций;

Ø в чем заключаются особенности современных денежных систем;

Ø каковы особенности проведения денежных реформ и их последствия;

Ø при каких условиях осуществляются денежные реформы, как протекает процесс реформирования и каковы его результаты;

Ø какие денежные реформы проходили в России на протяжении XIX – XX веков, и какие денежные системы устанавливались в ходе этих реформ в нашей стране;

Ø каковы общие принципы и особенности построения денежной массы;

Ø как измеряется скорость обращения денег;

Ø что такое денежная эмиссия, и какие формы она приобретает в процессе поступления денег в хозяйственный оборот;

Ø что такое денежный оборот, налично-денежное обращение, платежный оборот; безналичный денежный оборот;

Ø как определить количество денег, необходимых для обращения;

Ø как определить скорость обращения наличных денег;

Ø основные формы безналичных расчетов;

Ø в чем заключается сущность инфляции, каковы причины ее появления и формы;

Ø каким образом проявляется инфляция в России, каковы причины и факторы, противодействующие инфляции.

сможете:

Ø осмыслить роль денег в современном мире и необходимость изучения проблем, связанных с ними;

Ø различать наличный и безналичный денежный оборот;

Ø дать характеристику основных форм безналичных расчетов в РФ;

Ø определить, какие факторы влияют на количество денег в обращении;

Ø рассчитать количество денег, необходимых для обращения, скорость обращения наличных денег;

Ø понять сущность экономической категории «инфляция», ее причины и методы противодействия;

Ø составить четкое представление об элементах и структуре денежного оборота в РФ, о сфере использования наличных денежных средств и безналичных перечислений;

Ø построить схему движения наличных денег в РФ, составить представление о платежной системе РФ;

Ø показать преимущества и принципы организации денежных расчетов с использованием безналичных платежей;

Ø ориентироваться в основных нормативно-законодательных актах, регламентирующих использование безналичных расчетов в РФ.

приобретете навыки работы:

Ø со специализированной литературой;

Ø с законодательными и иными материалами, помогающими принимать эффективные решения по вопросам наличного и безналичного денежного оборота.

В процессе освоения ДЕ необходимо акцентировать внимание на основные экономические категории, в том числе на:

потребительная и меновая стоимость, денежное обращение, денежный оборот, платежный оборот, денежно-платежный оборот, безналичный денежный оборот, денежная масса, денежные агрегаты, инфляция, денежная реформа, денежная система, документооборот, аккредитив, платежные поручения, чеки, расчеты по инкассо, расчеты платежными требованиями.



Ознакомьтесь с:

Ø учебной программой, основной и дополнительной литературой;





Тема 1. Эволюция форм и видов денег. Необходимость и предпосылки появления и применения денег.


Деньги – одно из величайших изобретений человечества. Они составляют наиболее увлекательный аспект экономической науки. «Деньги заколдовывают людей. Из-за них они мучаются, для них они трудятся. Они придумывают наиболее искусные способы получить их и наиболее искусные способы потратить их. Деньги – единственный товар, который нельзя использовать иначе, кроме как освободиться от них. Они не накормят вас, не оденут, не дадут приюта и не развлекут до тех пор, пока вы не истратите или не инвестируете их. Люди почти все сделают для денег, и деньги почти все сделают для людей. Деньги – это пленительная, повторяющаяся, меняющая маски загадка»

Деньги, пожалуй, один из наиболее важных элементов любой экономической системы. Если действующая денежная система работает хорошо и слаженно, то она вливает жизненную силу во все стадии процесса воспроизводства, в кругооборот доходов и расходов, способствует эффективному использованию имеющихся производственных мощностей и трудовых ресурсов. И, наоборот, если функционирующая денежная система работает плохо, с перебоями, то это может стать главной причиной снижения или резких колебаний уровня производства, занятости, роста цен и падения доходов населения.

По первому вопросу студенту необходимо понять, что в экономической литературе выделяют два подхода к вопросу о возникновении денег:

1. рационалистический (субъективный),

2. эволюционный (объективный).

Рационалистический подход объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми об использовании денег в качестве инструмента обмена. Эволюционный подход связывает происхождение денег с объективными причинами: экономическим ростом, общественным разделением труда, выделением особого товара, движением стоимости, необходимостью соблюдения эквивалентности обмена.

Также необходимо обратить внимание на различие между простой, полной, всеобщей и денежной формами стоимости.

Закрепление роли всеобщего эквивалента за одним товаром означало переход от всеобщей к денежной форме стоимости. В результате развития производственных отношений в качестве всеобщего эквивалента начинает выступать золото. Первоначально золото было просто вещью, затем продуктом труда и только потом – товаром, всеобщим эквивалентом. Золото оказалось наиболее подходящим товаром на роль денег не только благодаря относительной редкости как сырьевого товара, портативности (высокой стоимости на единицу веса), но и по причине однородности, износостойкости (долговечности), делимости, узнаваемости, транспортабельности, удобству хранения, превращения без потери веса из монетной формы в слитки и обратно – все это сделало его естественным материалом для денег.

На сегодняшний день экономисты выделяют пять свойств, которые обязательно должны иметь бумажные деньги:

1. делимость;

2. портативность;

3. долговременность;

4. узнаваемость;

5. стандартизированность.

В 1978г. юридически завершилась демонетизация золота, что закреплено уставом МВФ. Однако золото продолжает служить чрезвычайными деньгами, фондом мировых денег и частных накоплений.

Во втором вопросе студенту необходимо изучить понятия «бартерная экономика» и «денежная экономика». В связи с тем, что современная теория исходит из того, что имеются два вида экономических систем:

1. экономическая система, функционирующая без денег, основанная на натуральном обмене, - бартерная экономика;

2. экономика с денежным обращением.

Необходимо уделить внимание чистому и организованному бартеру, их преимуществам и недостаткам.

Определение сущности денег следует начать с изучения их эволюции. Деньги становятся деньгами примерно за 3-5 тысячелетий до новой эры, когда среди различных товаров, используемых на рынках в роли главных предметов обмена, выделился один в качестве всеобщего эквивалента. Им стали благородные металлы – серебро и золото. Так утвердилась, а потом применялась большую часть времени существования человечества первая форма денег: полноценные деньги. Виды этих денег: серебряные и золотые слитки, а затем аналогичные монеты. Природа полноценных денег – товарная.

Для раскрытия сущности вопроса необходимо обратится к истории. Слово «money» происходит от латинского слова «moneta», которое связано с названием храма римской богини Юноны Монеты. На территории храма в IV веке до новой эры началась чеканка монет Древнего Рима, а еще ранее, в VII веке до новой эры, их стали чеканить в Китае, Индии. На Руси свои деньги появляются только в X веке. Применение монет ознаменовало завершение формирования полноценных денег.

В ходе эволюции человечества, особенно в XIX – XX веках, мы можем наблюдать, что полноценные деньги как элемент производственных отношений постепенно стали приходить в противоречие с производительными силами. Из-за все большего отставания добычи золота от потребностей экономического оборота стало все труднее его обеспечивать за счет дорогостоящих золотых монет, в частности, из-за неудобства их использования при мелких сделках. Поэтому начали складываться предпосылки для перехода к новой, второй, форме денег – неполноценным деньгам. При изучении данного вопроса необходимо уделить внимание предпосылкам перехода от полноценных денег к неполноценным, свойствам неполноценных денег, а также особое внимание уделить бумажным деньгам государства («квазиденьгам»). Следует усвоить понятия «субституты денег» и «суррогаты денег».

Более надежной и твердой оказалась почва у кредитных денег. Для усвоения данного вопроса необходимо рассмотреть группы кредитных денег, а также из разновидности.

Первой разновидностью является вексель – письменное абстрактное и бесспорное обязательство заемщика об уплате определенной суммы кредитору по истечению указанного в векселе срока.

Примерно с XVII века банки начинают создавать новые, более совершенные виды кредитных денег, эволюция которых продолжается до сих пор – банкноты. Необходимо обратить внимание на отличие этого вида денег от бумажных денег.

В пятом вопросе особое внимание следует уделить ключевым этапам эволюции денег в России.

1. Использование с древнейших времен в качестве денежного материала привозных золота и серебра.

2. Формирование денежной системы Руси в IX – X веках.

3. Чеканка в конце X – начале XI веков собственных русских монет из золота и серебра.

4. «Безмонетный период» с середины XII до середины XIV веков.

5. Более поздний по сравнению с другими странами переход во второй половине XIV – XV веках от денег «по весу» к деньгам «по счету».

6. Формирование общерусской денежной системы в конце XV века на базе наиболее крупных московской и новгородской систем с их номиналом.

7. Установление в XVI веке государственной монополии на денежную чеканку после проведения первой денежной реформы Елены Глинской.

8. Длительное существование в XVII веке архаичной денежной системы.

9. Преобладание в истории российских денег XIX века периода использования системы серебряного монометаллизма, окончательно установившейся в результате денежной реформы.

10. Относительно слабое по сравнению с другими государствами применение в XIX веке кредитных денег, особенно эмитируемых коммерческими банками.

11. Неустойчивость денежного обращения в царской России в начале XX века из-за дефицитности бюджета и платежного баланса, большая внешняя задолженность и соответственно большая зависимость от иностранного капитала, тесная связь государственного банка с царским правительством.

12. Жесткая эмиссионная денежная система России в начале XX века по сравнению с системами других стран вела к ее удорожанию и слабой эластичности.



  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница