Руководство оэср по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества




страница1/3
Дата01.05.2016
Размер0.52 Mb.
  1   2   3








Руководство ОЭСР по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества

2009



Руководство ОЭСР по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества


ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА И РАЗВИТИЯ
ОЭСР является уникальным форумом, в рамках которого правительства 30 демократических стран сотрудничают для решения экономических, социальных и экологических проблем глобализации. ОЭСР также принимает активное участие в деятельности, направленной на понимание новых явлений и проблем, а также на оказание правительствам содействия в реагировании на такие явления и проблемы, включающие корпоративное управление, информационную экономику, а также проблемы старения населения. Организация предоставляет правительствам стран возможность сравнить политический опыт стран, найти пути решения общих проблем, выявить образцы надлежащей практики и сотрудничать для координации внутренней и международной политики.

Странами-членами ОЭСР являются: Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Республика Чехия, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Венгрия, Исландия, Ирландия, Италия, Япония, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. В работе ОЭСР участие принимает также Комиссия Европейских сообществ.



Послание Генерального секретаря
В нынешнем взаимосвязанном мире приносящее убыток воздействие коррупции распространяется на всю глобальную экономику и общество далеко за пределы места совершения коррумпированного деяния. Для эффективной борьбы с коррупцией, как на национальном, так и на международном уровне, решающее значение имеет прозрачность, подотчетность и целостность в государственном и частном секторах. ОЭСР была мировым лидером в борьбе с коррупцией на протяжении более десяти лет с момента принятия Конвенции о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций. Наш междисциплинарный подход направлен на устранение коррупции в сфере бизнеса, налогообложения, оказания помощи развивающимся странам и управления в странах-членах и за их пределами в рамках нашей миссии по построению более сильной, чистой и справедливой мировой экономики.

В 1996 году была принята Рекомендация по налоговым вычетам по взяткам иностранным государственным должностным лицам при осуществлении международных деловых операций. Осуществление этой рекомендации посылает четкий сигнал о том, что в дальнейшем подкуп будет рассматриваться не в качестве деловых издержек, а в качестве уголовного преступления, которое влечет серьезные штрафы.

Опираясь на Рекомендацию 1996 года и на опыт ее применения, 25 мая 2009 года была принята Рекомендация по налоговым мерам с целью дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций. Согласно этой Рекомендации, страны должны запретить налоговые вычеты по взяткам иностранным государственным должностным лицам, кроме того, она способствует укреплению антикоррупционного сотрудничества между налоговыми и правоохранительными органами на национальном и международном уровне.

Укрепление правовой базы для борьбы с коррупцией является важным аспектом, но для обеспечения эффективного и энергичного применения этих законов необходимо обнаружение, предотвращение и преследование коррупции. Таким образом, ОЭСР разработала Руководство по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества. Руководство, впервые опубликованное в 2001 году, содержит практические рекомендации, которые помогут налоговым инспекторам и следователям выявлять подозрительные платежи, отвечающие признакам взятки, с целью запрета налогового вычета, выявления фактов подкупа и доведения их до сведения соответствующих внутренних правоохранительных органов. Учитывая интерес к Руководству по осведомленности в вопросах взяточничества, оно было переведено на 18 языков.

В честь 10-й годовщины вступления в силу Конвенции ОЭСР по борьбе со взяточничеством и запуска Инициативы ОЭСР по повышению глобальной осведомленности о подкупе иностранных должностных лиц, мы включили в данную публикацию новую Рекомендацию ОЭСР по налоговым мерам с целью дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций наряду с Руководством по осведомленности в вопросах взяточничества, которая остается ценным инструментом для налоговых инспекторов с целью обнаружения взяток.

/подпись/



Анхель Гурриа

Генеральный секретарь ОЭСР



Содержание
Послание Генерального секретаря ……………………………………………… 4
Рекомендация Совета по налоговым мерам с целью дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций ……………………………………………………………………………. 6
Обзор основных вопросов ………………………………………………………… 9

Предпосылки для разработки Инициативы по борьбе со взяточничеством … 10

Соответствующие положения национального налогового законодательства 11

Определение взяточничества ………………………………………………… 11

Обязаны ли налоговые инспектора сообщать о выявленных фактах взяточничества в правоохранительные органы своих стран? …………………………………. 12

Показатели мошенничества или взяточничества …………………………… 12

План аудита и проверки соответствия 21

Информация от других государственных органов 22

Информация, доступная от партнеров по соглашению об избежании двойного налогообложения 23

Методы проведения аудита 25

Собеседования 26

Основные этапы оценки системы внутреннего контроля 28

Специальные процедуры аудита 29

Приложение 1: Вопросник, используемый в ходе проверки 32

Приложение 2: Руководящие указания по использованию вопросника по корпоративным фондам взяток в ходе последующих поверок 33

Мониторинг взяток: Стандартная форма для представления налоговыми инспекторами отчета о выявленном случае дачи взятки штаб-квартире 34

Форма для представления налоговыми инспекторами отчета о выявленном случае дачи взятки штаб-квартире 35

Основные документы ОЭСР по борьбе с коррупцией 38




Рекомендация Совета по налоговым мерам с целью дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ
25 мая 2009 года - С(2009)64
СОВЕТ,

Принимая во внимание положения Статьи 5, b) Конвенции об Организации экономического сотрудничества и развития от 14 декабря 1960 года;
Принимая во внимание Рекомендацию Совета по налоговым вычетам по взяткам иностранным государственным должностным лицам [C(96)27/FINAL] (далее – «Рекомендация от 1996 года»), являющуюся предшественником настоящей Рекомендации;
Принимая во внимание пересмотренную Рекомендацию Совета о борьбе с подкупом при осуществлении международных деловых операций [C(97)123/FINAL];
Принимая во внимание Конвенцию по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций, Сторонами которой на момент принятия настоящей Рекомендации являются все страны-члены ОЭСР и восемь стран, не являющихся членами (далее – «Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом»);
Принимая во внимание комментарии, касающиеся Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом;
Принимая во внимание Рекомендацию Совета о Типовой конвенции о налогообложении доходов и капитала (далее – «Типовая налоговая конвенция ОЭСР») [C(97)195/FINAL];
Приветствуя Конвенцию ООН против коррупции, сторонами которой является большинство сторон Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом, и, в частности, Статью 12.4, которая гласит, что «Каждое государство-участник должно запретить налогообложение в отношении расходов, представляющих собой взятки»;
Учитывая тот факт, что Рекомендация от 1996 года оказала большое влияние как внутри ОЭСР, так и вне ее, что правительствами, частным сектором и неправительственными учреждениями уже были приняты значительные шаги по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц, и что проблема по-прежнему широко распространена и требует усиленных мер;
Учитывая тот факт, что четкое законодательство о запрете налоговых вычетов по взяткам увеличивает общую осведомленность делового сообщества о незаконности подкупа иностранных государственных должностных лиц, а также осведомленность налоговой администрации о необходимости выявления и запрета налоговых вычетов по взяткам иностранным государственным должностным лицам; и
Учитывая тот факт, что обмен информацией между налоговыми органами с другими правоохранительными органами может быть важным инструментом для выявления и расследования транснациональных преступлений по делам о взяточничестве;
По предложению Комитета по налоговым вопросам и Комитета по инвестициям;
I. РЕКОМЕНДУЕТ:

i) странам-членам и другим сторонам Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом эффективно запретить налоговые вычеты по взяткам иностранным государственным должностным лицам для всех целей налогообложения. Такой запрет должен быть предусмотрен законодательно или с применением иных средств, которые дают тот же эффект, таких как:



  • запрет налоговых вычетов по взяткам иностранным государственным должностным лицам;

  • запрет налоговых вычетов по взяткам или расходам, понесенным в целях содействия коррупционным деяниям в нарушение уголовного законодательства или каких-либо других законов стороны Конвенции по борьбе с подкупом.

Отказ от налогового вычета не зависит от инициирования правоохранительными органами расследования или судебных разбирательств.
ii) Каждая страна-член и другие стороны Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом должны проводить на постоянной основе обзоры эффективности своих правовых, административных и политических систем, а также практик, касающихся запрета налоговых вычетов по взяткам иностранным государственным должностным лицам. В рамках таких обзоров следует оценивать целесообразность предоставляемых налогоплательщикам и налоговым органам рекомендаций в отношении расходов, которые представляют собой взятки иностранным государственным должностным лицам, а также эффективность выявления таких взяток налоговыми органами.
iii) Страны-члены и другие стороны Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом рассматривают вопрос о добровольном включении в свои двусторонние налоговые соглашения формулировки, содержащейся в пункте 12.3 Комментария к Статье 26 Типовой налоговой конвенции ОЭСР, которая предусматривает «обмен налоговой информацией между налоговыми, правоохранительными и судебными органами по вопросам, имеющим первостепенное значение (например, борьба с отмыванием денег, коррупцией, финансированием терроризма)», и гласит:
«Несмотря на все вышесказанное, информация, полученная Договаривающимся государством, может быть использована для других целей, если такое использование для других целей соответствует законодательству обоих государств, и компетентный орган государства-поставщика санкционирует такое использование».
II. далее РЕКОМЕНДУЕТ странам-членам и другим сторонам Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом создать в соответствии с их правовыми системами эффективную правовую и административную базу и обеспечить руководство, дабы стимулировать направление налоговыми органами в соответствующие правоохранительные органы сообщений о подозрениях в подкупе иностранных должностных лиц в связи с исполняемыми ими обязанностями.
III. ПРЕДЛАГАЕТ странам, не являющимся членами ОЭСР, которые еще не присоединились к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом, применять эту Рекомендацию в максимально возможной степени.
IV. ПОРУЧАЕТ Комитету по налоговым вопросам и Комитету по инвестициям контролировать выполнение Рекомендации, содействовать ее распространению в рамках контактов со странами, не являющимися членами ОЭСР, и представлять, по мере необходимости, доклад в Совет.
________________________________________

Оговорка Новой Зеландии (с поправками от 05 июня 2009 года)
Новая Зеландия: РЕКОМЕНДУЕТ в отношении Части II
Новая Зеландия отстаивает свою позицию по предложению, гласящему о том, что Совет ОЭСР рекомендует «странам-членам и другим сторонам Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом создать в соответствии с их правовыми системами эффективную правовую и административную базу и обеспечить руководство, дабы стимулировать направление налоговыми органами в соответствующие правоохранительные органы сообщений о подозрениях в подкупе иностранных должностных лиц в связи с исполняемыми ими обязанностями».

Новая Зеландия имеет установившиеся правила, касающиеся конфиденциальности сведений о налогоплательщиках, которые не позволяют Налоговому управлению обмениваться какой-либо информацией по вопросам, охватываемым предлагаемой рекомендацией, с национальными правоохранительными органами. Следовательно, следовать этой рекомендации без внесения существенных изменений в законодательство не представляется для Новой Зеландии возможным.

Эта политика находится в стадии активного обзора с целью внесения в нее соответствующих изменений.
Обзор основных вопросов
Данное Руководство было разработано во исполнение Рекомендации ОЭСР по налоговым вычетам по взяткам иностранным государственным должностным лицам от 1996 года [C(96)27/FINAL], которая в мае 2009 года была заменена новой Рекомендацией по налоговым мерам с целью дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций [C(2009)64]. В настоящее время Руководство переиздается с учетом новой Рекомендации в рамках Глобальной кампании ОЭСР по повышению осведомленности о борьбе с коррупцией при осуществлении международных деловых операций.

Наличие законодательства, запрещающего налоговый вычет по взяткам является сильным сдерживающим фактором, предотвращающим подкуп иностранных должностных лиц. Тем не менее, практической реализацией такого законодательства не следует пренебрегать. Сдерживающий эффект этих законодательных изменений зависит в решающей степени от мер, принимаемых в целях обеспечения соблюдения закона налогоплательщиками.

Поскольку законодательство о запрете налоговых вычетов по взяткам иностранным государственным должностным лицам внедряется во многих странах, Комитет по налоговым вопросам (CFA) решил продолжить свою работу по реализации такого законодательства, создав пособие для оказания налоговым инспекторам содействия в выявлении подозрительных платежей, отвечающих признакам взятки. Настоящее Руководство по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества также направлено на оказание странам помощи в информировании их налоговых инспекторов о различных методах, используемых при подкупе, а также дает им инструменты для обнаружения и выявления фактов подкупа иностранных и национальных государственных должностных лиц. Руководство содержит полезную справочную правовую информацию, а также практические советы: признаки подкупа, методы допроса и примеры взяточничества, выявленные в ходе налоговых проверок. Руководство также включает в себя стандартную форму обратной связи, направляемую налоговыми инспекторами в головной офис в целях облегчения мониторинга тенденций и оценки рисков.

Страны могут выразить желание использовать данное Руководство и предоставить его в налоговые органы в контексте своих учебных программ. Страны могут также использовать его для разработки собственного Руководства с учетом индивидуальных обстоятельств и условий каждой страны. Для этой цели Руководство определяет, где может быть добавлена информация по конкретной стране. Руководство может быть использовано в качестве контрольного перечня во время налоговых проверок и для продвижения новой Рекомендации по налоговым мерам с целью дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций. Руководство по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества доступно на 18 языках на сайте www.oecd.org/ctp/nobribes.


Руководство ОЭСР по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества
Цель настоящего Руководства по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества состоит в том, чтобы помочь странам в информировании их налоговых инспекторов о различных методах, используемых при подкупе, а также предоставляет им инструменты для обнаружения и выявления фактов подкупа иностранных и национальных государственных должностных лиц. Страны могут выразить желание использовать данное Руководство и предоставить его в налоговые органы в контексте своих учебных программ. Страны могут также использовать его для разработки собственного Руководства с учетом индивидуальных обстоятельств и условий каждой страны. Для этой цели Руководство определяет, где может быть добавлена информация по конкретной стране. Руководство может быть использовано в качестве контрольного перечня во время налоговых проверок.
Предпосылки для разработки Инициативы по борьбе со взяточничеством

Подкуп должностных лиц при осуществлении международных деловых операций вызывает серьезные моральные и политические проблемы и влечет большие экономические потери, препятствуя развитию международной торговли и инвестиций путем увеличения операционных издержек и искажения условий конкуренции. Налогообложение взяток способствует такому искажению.

Страны-члены ОЭСР и несколько стран, не являющихся членами ОЭСР, обсудили Конвенцию о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций от 1997 года. Конвенция вступила в силу 15 февраля 1999 года. Конвенция была подписана как странами-членами ОЭСР, так и некоторыми странами, не являющимися членами. В большинстве стран подкуп государственных должностных лиц является преступлением. Однако до вступления в силу настоящей Конвенции подкуп иностранных государственных должностных лиц не являлся преступлением в соответствии с законодательством многих стран. Поэтому Конвенция ОЭСР представляет собой важный шаг в рамках согласованных международных усилий по криминализации подкупа и снижению уровня безудержной коррупции в мировых экономиках. Она направлена на прекращение подкупа должностных лиц с целью заключения международных коммерческих сделок и на укрепление национальных усилий по борьбе с коррупцией, направленных на повышение стандартов управления и расширение участия гражданского общества. Конвенция обязывает стороны принять такие национальные законы, которые предусматривают уголовную ответственность за подкуп иностранных должностных лиц. Она содержит широкое определение термина «государственное должностное лицо», которое охватывает всех лиц, осуществляющих государственные функции. Согласно требованиям Конвенции, подкуп иностранных государственных должностных лиц должен влечь за собой эффективное и соразмерное уголовное наказание, оказывающее сдерживающее воздействие, сопоставимое с тем, которое применяется по отношению к собственным государственным должностным лицам таких стран.

В налоговой сфере Комитет по налоговым вопросам (CFA), являющийся главным органом ОЭСР по вопросам налоговой политики, инициировал в июне 1994 года обзор налогового законодательства стран-членов ОЭСР с целью выявления каких-либо положений, которые могут косвенно поощрять подкуп иностранных должностных лиц. В рамках обзора стороны пришли к соглашению о том, что при наличии таких положений и существовании вероятности того, что внесение изменений может эффективно препятствовать коррупционным деяниям, налоговые органы должны поощрять такие изменения.

В апреле 1996 года по предложению CFA Совет ОЭСР принял Рекомендацию по налоговым вычетам по взяткам иностранным государственным должностным лицам [C(96)27/FINAL]. Эта Рекомендация призывает страны-члены, которые допускают налоговый вычет по взяткам, пересмотреть эту политику с целью запрета таких вычетов. Совет ОЭСР признал, что признание фактов взяток иностранным государственным должностным лицам противоправной деятельностью может способствовать реализации таких мер. Рекомендация предписывает CFA осуществлять контроль над ее реализацией и продвигать ее в своих контактах со странами, не являющимися членами ОЭСР. Эта Рекомендация была подкреплена пересмотренной Рекомендацией Совета по борьбе с подкупом в международных коммерческих сделках, принятой 23 мая 1997 года, в которой страны-члены призываются к оперативной реализации Рекомендации от 1996 года. Криминализация взяток иностранным государственным должностным лицам в странах-членах ОЭСР была зачастую условием для внесения поправок в налоговое законодательство с целью запрета налогового вычета по взяткам в странах, охватываемых Рекомендацией.

Рекомендация по налоговым мерам с целью дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций от 2009 года укрепляет роль налоговых органов в борьбе с взяточничеством, требуя разработки четкого законодательства о запрете налоговых вычетов по взяткам и стимулируя расширение антикоррупционного сотрудничества между налоговыми и правоохранительными органами.

По мере того, как на основании Рекомендации от 1996 года во всех соответствующих заинтересованных странах было реализовано законодательство об отказе от налоговых вычетов по взяткам иностранным государственным должностным лицам, CFA решил продолжить работу в этом направлении посредством разработки Руководства по осведомленности налоговых инспекторов в вопросах взяточничества для оказания помощи в выявлении фактов подкупа в ходе налоговых проверок.

Руководства и справочники по аудиту позволяют налоговым администрациям проводить подготовку налоговых инспекторов в области налоговых проверок, в том числе, в области выявления подозрительных финансовых операций, которые также могут способствовать обнаружению взяток, не подлежащих налоговым вычетам. Такие справочники и руководства также могут включать в себя информацию, которая повышает осведомленность налоговых инспекторов в выявлении сделок, связанных со взяточничеством. Поскольку многие страны-члены находятся в процессе разработки руководств для налоговых инспекторов или рассматривают возможность такой разработки, изучение вопросов, которые должны быть рассмотрены в таких справочниках, представляется своевременным.



Соответствующие положения национального налогового законодательства


Странам предлагается включить сюда перекрестную ссылку на свое налоговое законодательство, касающееся отказа от налоговых вычетов по взяткам иностранным государственным должностным лицам.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница