Руководство для практических занятий по экономической теории




Скачать 288.43 Kb.
Дата10.05.2016
Размер288.43 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»


Экономический факультет
Кафедра экономической теории и мировой экономики





РУКОВОДСТВО

ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Гомель 2013

Автор-составитель:

Н. В. Герасимчик, доцент, кандидат экономических наук

Рецензент:

кафедра экономических теорий учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»


Рекомендовано к изданию научно-методическим советом

учреждения образования «Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины»


В практическом руководстве отражены требования, предъявляемые к подготовке и проведению практических занятий по экономической теории (микро- и макроэкономике), проводимых в соответствии с учебным планом подготовки специалистов – студентов экономических специальностей.

© УО «Гомельский государственный университет

имени Франциска Скорины», 2013




СОДЕРЖАНИЕ


Введение

4

1 Общие требования

5

2 Тесты

8

3 Задачи

17

4 Экономические загадки

19

5 Ответы на тесты по основам экономической теории

22

6 Ответы на задачи

23

7 Ответы на экономические загадки

25

8 Бланк ответов

27


ВВЕДЕНИЕ
Образование сегодня рассматривается как своеобразная сфера экономической системы, где формируется главная и наиболее активная сила общества – специалист, работник высшей квалификации. Речь идёт о подготовке специалистов-профессионалов с широким кругозором, гражданской позицией, способных к целостному восприятию общества – права – экономики – экологии – человека. Концептуально важно, чтобы студенты уже в вузе позиционировали себя в будущей работе как организаторов, руководителей в трудовом коллективе, которые будут принимать решения, влияющие на развитие социальных отношений, экономики, технического прогресса.

Всё это требует от кафедр, факультетов развивающего обучения, анализа конкретных ситуаций, деловых игр, использования методов «круглого стола», «мозговой атаки», моделирования той среды, в которой предстоит работать специалисту. Важно развивать навыки нестандартных подходов к социально-экономическим процессам, обеспечивать базовый уровень знаний для адаптации специалистов к современным динамичным требованиям общества. Этому способствуют и практические занятия, реферативная работа, контрольные проверочные занятия, олимпиады по экономической теории экономики.

Практические занятия, реферативная работа, олимпиады способствуют приумножению интеллектуального потенциала студентов, развивает состязательность, способствует выработки навыков экономического мышления.

В данном пособии содержатся тесты и задачи, которые включались ранее на практических занятиях по экономической теории (микро- и макроэкономике), в олимпиадные задания для студентов, а также экономические загадки. Они позволяют студентам сориентироваться в содержании задания и могут стать определенным шагом в подготовке к участию в олимпиаде по экономической теории.

В пособии содержатся также ключи к тестам и решению задач, которые позволяют студенту сверить свои ответы.

1 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
При подготовке к проведению практических занятий рекомендуется обратить внимание на содержание основных экономических понятий:

– экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика;

– потребности;

– ресурсы, их ограниченность (редкость);

– альтернативная стоимость (альтернативные издержки);

– проблема выбора в экономике;

– производственные возможности общества;

– факторы производства;

– производительность;

– разделение труда;

– специализация и взаимозависимость;

– экономические системы;

– эффективность производства;

– продукт как результат общественного производства;

– экономические блага;

– общественные товары и услуги;

– деньги, современные виды денег, уравнение обмена Фишера;

– кругооборот продуктов и доходов;

– хозяйствующие субъекты и виды их экономической активности;

– рынок, его виды;

– спрос, величина (объем) спроса;

– предложение, величина (объем) предложения;

– цена;

– взаимодействие спроса и предложения, рыночное равновесие;



– эластичность спроса и предложения;

– полезность, потребительский выбор, равновесие потребителя;

– конкуренция и структура рынка;

– случай несостоятельности рынка;

– формы организации бизнеса;

– издержки, продукт, доходы фирмы, предельные величины;

– прибыль, принципы максимизации прибыли, минимизации убытков;

– закон убывающей отдачи;

– эффект масштаба производства;

– ценообразование на рынках факторов производства;

– рынок труда, заработная плата, занятость, безработица;

– рынок земли, земельная рента;

– ссудный капитал, ставка процента;

– валовой национальный продукт;

– валовой внутренний продукт;

– национальный доход;

– инфляция и дефляция;

– связь уровней инфляции и безработицы;

– реальные и номинальные величины;

– совокупный спрос, совокупное предложение;

– потребление, сбережение, инвестиции;

– равновесие национальной экономики;

– макроэкономическая нестабильность, формы ее проявления;

– государственное регулирование национальной экономики;

– финансовая система, государственный бюджет, государственный

долг;


– фискальная политика, налоги, госрасходы;

– кредитная система, банки, монетарная политика;

– экономический рост, экономические циклы;

– социальная политика государства, уровень жизни населения;

– экспорт, импорт, торговый дефицит;

– открытая и закрытая экономика;

– абсолютное и сравнительное преимущества и международная

торговля;

– государственная политика в области международной торговли;

– валюта, валютная система;

– обменный валютный курс, девальвация, ревальвация, паритет

покупательной способности;

– платежный баланс.
Литература
1 Мэнкью, Н. Г. Принципы экономикс : учеб. пособие / Н. Г.Мэнкью. – СПб. : Питер. Ком., 1999.

2 Экономическая теория : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Н. И. Базылева, С. П. Гурко. – Минск : БГЭУ, 2000.

3 Микроэкономика : курс интенсив. подгот. / И. В. Новикова [и др.]. – Минск : ТетраСистемс, 2008.

4 Макроэкономика : курс интенсив. подгот. / И. В. Новикова [и др.]. – Минск : ТетраСистемс, 2008.

5 Дмитриева Н. Ю. Экономическая теория : учеб. пособие для иностр. студентов / Н. Ю. Дмитриева. – Гомель : ЦИИР, 2007.

5 Герасимчик, Н. В. Основы экономической теории : курс лекций.


В 2-х ч. / Н. В. Герасимчик. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2009.
Критерии оценок

по основам экономической теории
За решение задачи – 5 баллов
За правильный и содержательный ответ на загадку – 3 балла
За правильный ответ на каждый тест – 1 балл

В тестах поставлен вопрос, к которому предлагаются альтернативные ответы. Из ответов необходимо выбрать один – наиболее правильный и полный ответ.



2 ТЕСТЫ


  1. Если на основе фактов делаются обобщения, данный метод исследования называется:

а) анализом;

б) наблюдением;

в) системным подходом;

г) индукцией;

д) абстракцией;

е) дедукцией.




  1. Валовой национальный продукт – это показатель:

а) уровня цен проданных товаров и услуг;

б) общих расходов правительства и муниципальных органов;

в) количества товаров и услуг, произведенных частным бизнесом;

г) рыночной стоимости национального валового выпуска конечных товаров и услуг.




  1. Национальное богатство страны в широком понимании – это:

а) стоимость всего, чем владеет страна: лесов, рек, полей, фабрик, заводов, имущества ее граждан;

б) стоимость всех факторов производства;

в) совокупность всех ценностей, которыми располагает страна на каждом этапе развития (включая те, которые не поддаются стоимостной оценке).


  1. Точка внутри площади, ограниченной кривой производственных возможностей, означает, что:

а) ресурсы общества используются неэффективно;

б) ресурсов недостаточно для производства данного товарного набора;

в) ресурсы используются рационально.


  1. Выплата заработной платы является выполнением деньгами функции:

а) средства платежа;

б) средства обращения;

в) меры стоимости;

г) верно а) и б);

д) верно б) и в).


  1. В настоящее время функцию мировых денег выполняют:

а) золотые слитки;

б) электронные деньги;

в) резервные валюты;

г) верно а) и в).




  1. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности?

а) 20, 30, 40, 50;

б) 20, 45, 75, 110;

в) 20, 40, 160, 960;

г) 20, 25, 27, 28;

д) 20, 35, 45, 60.


  1. Если деньги для сделок совершают в среднем 5 оборотов в год, то количество денег, необходимых для обслуживания обмена, на которое предъявляется спрос:

а) в 5 раз больше номинального объёма ВНП;

б) составляет 20% номинального ВНП;

в) равно отношению 5/номинальный объём ВНП;

г) равно отношению 20%/ номинальный объём ВНП;

д) равно отношению 20%/5.


  1. Производительность труда измеряется отношением:

а) затрат капитала к затратам труда;

б) реального объёма продукта к количеству часов рабочего времени;

в) реального объёма продукта к численности населения;

г) количества часов рабочего времени к реальному объёму ВНП;

д) затрат капитала к реальному объёму продукта.


  1. Условиями возникновения рынка являются:

а) стихийный характер производства;

б) прямая, непосредственная связь между производителями;

в) общественное разделение труда;

г) верно а) и б);

д) все вышеназванные пункты верны.


  1. Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике?

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательского выбора.




  1. Какой термин отражает способность и желание людей платить за какой-либо товар (услугу)?

а) потребность;

б) спрос;

в) необходимость;

г) настроение.




  1. Если спрос падает, то кривая спроса сдвигается:

а) вниз и влево;

б) по вращению часовой стрелки;

в) вверх и вправо;

г) против вращения часовой стрелки.




  1. Рынок товаров и услуг находится в равновесном состоянии, если:

а) спрос равен предложению;

б) цена равна издержкам плюс прибыль;

в) уровень технологии меняется постепенно;

г) объём предложения равен объёму спроса.




  1. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

а) появляется избыток товаров;

б) возникает дефицит товаров;

в) формируется рынок покупателя;

г) падает цена ресурсов.



  1. Если предложение и спрос на товар возрастают, то:

а) цена повысится;

б) увеличится общее количество товара;

в) цена останется стабильной;

г) благосостояние общества возрастет.




  1. Закон предложения, если цены растут, а прочие условия неизменны, проявляется:

а) в росте предложения;

б) в снижении предложения;

в) в росте объёма предложения;

г) в падении объёма предложения.



  1. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый, вызовет:

а) падение спроса на второй товар;

б) рост спроса на второй товар;

в) увеличение объёма спроса на второй товар;

г) падение величины спроса на второй товар.




  1. Линия абсолютно неэластичного спроса представляет собой:

а) вертикальную линию;

б) горизонтальную линию;

в) кривую линию;

г) прямую линию с отрицательным наклоном,

д) кривую линию с положительным наклоном.


  1. Если однопроцентное сокращение цены на товар приводит к двухпроцентному увеличению объёма спроса на него, то этот спрос:

а) неэластичный;

б) эластичный;

в) единичной эластичности;

г) абсолютно неэластичный;

д) абсолютно эластичный.


  1. Предельные издержки:

а) являются издержками на единицу продукции;

б) есть прирост издержек в результате производства дополнительной единицы продукции;

в) разница между средними и общими издержками;

г) издержки, показывающие, прибыльно ли производство.




  1. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, контролирующими рынок, то такая структура рынка называется:

а) совершенной конкуренцией;

б) монополистической конкуренцией;

в) олигополией;

г) монополией.




  1. Понижение цены на бензин вызовет сдвиг:

а) вправо кривой предложения автомобилей;

б) влево кривой предложения автомобилей;

в) влево кривой спроса на автомобили;

г) вправо кривой спроса на автомобили.




  1. Что из перечисленного включается в состав ВНП?

а) услуги домашней хозяйки;

б) покупка подержанного автомобиля;

в) покупка новых акций у брокера;

г) стоимость нового учебника в местном книжном магазине;

д) покупка облигаций у корпорации.


  1. Какая из этих агрегатных величин не включается в ВНП, рассчитанный по сумме расходов:

а) валовые инвестиции;

б) C+I+G;

в) чистый экспорт товаров и услуг;

г) государственные закупки товаров и услуг;

д) зарплата и жалованье.


  1. Согласно закону Оукена, двухпроцентное превышение фактического уровня безработицы над его естественным уровнем означает, что отставание фактического объёма ВНП от потенциального уровня составляет:

а) 2%;

б) 3%;


в) 4%;

г) 5%;


д) 7%.


  1. Инфляция, вызванная избыточным спросом, развивается вследствие:

а) сдвига кривой совокупного спроса влево;

б) сдвига кривой совокупного спроса вправо;

в) сдвига кривой совокупного предложения влево;

г) сдвига кривой совокупного предложения вправо;

д) все предыдущие ответы неверны.


  1. Экономический рост может быть проиллюстрирован:

а) сдвигом влево кривой производственных возможностей;

б) сдвигом вправо кривой производственных возможностей;

в) движением точки по кривой производственных возможностей;

г) движением от одной точки к другой внутри площади, ограниченной кривой производственных возможностей;

д) движением от одной точки к другой за пределами кривой производственных возможностей.



  1. Монополист, максимизирующий прибыль, будет снижать цену на свой продукт, если:

а) средние издержки падают;

б) затраты на рекламу растут;

в) предельный доход выше предельных издержек;

г) предельный доход равен переменным издержкам;

д) все предыдущие ответы неверны.


  1. Постоянные издержки фирмы – это:

а) затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в момент их приобретения;

б) минимальные издержки производства любого объёма продукции при наиболее благоприятных условиях производства;

в) издержки, которые несёт фирма даже в том случае, если продукция не производится.


  1. Земельная рента будет расти при прочих равных условиях, если:

а) снижается цена земли;

б) растёт спрос на землю;

в) сокращается спрос на землю;

г) предложение земли растет;

д) ни при одном из этих условий.


  1. Чем торгуют на товарной бирже:

а) крупными партиями любых товаров;

б) стандартными контрактами;

в) товарами массового производственного и личного потребления.


  1. В краткосрочном периоде фирма производит 500 единиц продукции. Средние переменные издержки составляют 2 долл., средние постоянные издержки – 0,5 долл. Общие издержки составят:

а) 2,5 долл.;

б) 1250 долл.;

в) 750 долл.;

г) 1100 долл.;

д) невозможно определить на основе имеющихся данных.


  1. Фирма планирует выпустить учебник «Economics». Средние издержки на производство книги составляют 4 долл.+ 4000/ Q, где Q – количество учебников, выпущенных за год. Планируемая цена книги 8 долл. Каков должен быть годовой тираж учебника, соответствующий точке безубыточности?

а) 500;

б) 750;


в) 1000;

г) 2000;


д) 3000.


  1. Чтобы получить максимум прибыли, монополист должен выбрать такой объём выпуска, при котором:

а) предельные издержки равны цене продукта;

б) предельные издержки равны общим издержкам;

в) предельный доход равен предельным издержкам;

г) предельный доход равен общим издержкам;

д) средние издержки равны цене продукта.


  1. Предложение земли:

а) абсолютно неэластично;

б) характеризуется единичной эластичностью;

в) абсолютно эластично;

г) эластично;

д) неэластично.


  1. Земельные собственники вообще не получают ренту, если:

а) существует налог на землю;

б) кривые спроса и предложения земельных участков пересекаются;

в) кривая предложения земли абсолютно неэластична;

г) кривая предложения земли находится справа от кривой спроса на землю;

д) плодородие земли резко ухудшится.


  1. Если сдельно-премиальная зарплата рабочего составила 65 долл. за 10 кв. м. облицовочных работ, в том числе 15 долл. премиальных, расценка за 1 кв. м. составила:

а) 5 долл.;

б) 6 долл.;

в) 6,5 долл.


  1. Если повременно-премиальная заработная плата рабочего за 8 часов составила 18.000 руб., в том числе 2000 премиальных, то часовая ставка составила:

а) 2000 рублей;

б) 1000 рублей;

в) 3000 рублей.


  1. Рыночная цена облигации 300 тыс. рублей. Она приносит ежегодный доход, равный 5%. Изменение рыночной конъюнктуры привело к повышению процентной ставки до 7,5%. Какая цена облигации на рынке (в тыс. рубл.):

а) 450;

б) 200;


в) 250.


  1. Объём номинального ВНП – 300 млрд. рублей. Скорость обращения денег – 3 оборота в год. Количество денег, необходимых для обслуживания обмена, равно:

а) 900 млрд. рублей;

б) 100 млрд. рублей;

в) 1300 млрд. рублей.


  1. Субъекты макроэкономики:

а) домашние хозяйства, предприятия, государство, заграница;

б) сектор домашних хозяйств и фирмы;

в) государство, заграница, фирмы, предприятия;

г) иностранцы, резиденты, фирмы, корпорации;

д) экспорт, импорт, торговый баланс, валютный курс.


  1. Сахар как экономическое благо всегда есть конечный продукт:

а) никогда таковым не является;

б) всегда;

в) в том случае, если не используется как сырьё;

г) никогда, так как не является экономическим благом.




  1. Отличие современного показателя «чистое экономическое благосостояние» от ВВП:

а) дополнительно учитывается качество товаров на внутреннем рынке;

б) используются при расчёте стабильные цены;

в) дополнительно учитывается ценность свободного времени и экологическая нагрузка;

г) рассчитывается в условиях устойчивого экономического роста.




  1. Содержание макроэкономического равновесия:

а) сбалансированность денежных и товарных потоков;

б) устойчивое, сбалансированное и пропорциональное экономическое развитие;

в) наличие в стране специального механизма регулирования;

г) равенство спроса и предложения.




  1. Какие из перечисленных факторов влияют на инвестиционный спрос:

а) процентная ставка;

б) ожидаемая норма чистой прибыли;

в) оптимизм или пессимизм предпринимателей;

г) всё вышеперечисленное.




  1. Содержание инфляции:

а) непрерывный и устойчивый общий рост цен;

б) рост цен и снижение качества товаров;

в) снижение покупательной способности денег;

г) «а» и «в»;

д) нет верного ответа.


  1. Ситуация, когда доходы больше расходов, есть:

а) профицит;

б) дефицит;

в) баланс бюджета;

г) увеличение государственного долга.




  1. Что предполагает управление государственным долгом:

а) организацию выпуска ценных бумаг государством;

б) сокращение дефицита бюджета;

в) выплату процентов;

г) погашение ранее выпущенных ценных бумаг;

д) консолидацию задолженности.
50. Содержание социальной справедливости:

а) прямая связь между личным вкладом в общественное благополучие и материальным положением;

б) гарантия получения минимума средств существования;

в) получение дохода только по труду;

г) полная гарантия улучшить свой социальный статус.

3 ЗАДАЧИ
1. Срочные депозиты в банковской системе увеличились с 5 до 6 млрд. долларов. Национальный банк изменил норму отчислений в фонд обязательных резервов с 10 до 8%. Как изменятся избыточные резервы в банковской системе?
2. Предельная склонность к потреблению составила 0,8. Средняя склонность к потреблению равна 0,75. Определите налоговый мультипликатор.
3. Национальный банк продал коммерческим банкам на вторичном рынке ценных бумаг правительства на сумму 10 млрд. рублей. Денежный мультипликатор равен 4. Ставка рефинансирования равна 10%. Как изменится совокупная денежная масса или объём денежного предложения в банковской системе?
4. Избыточные резервы в национальной банковской системе возросли с 8 до 9 млрд. долларов. Норматив отчислений в фонд обязательных резервов составил 10%. Денежно-кредитный мультипликатор равен 5.

Определите ожидаемый объём денежной массы.


5. Привлеченные ресурсы банка составили 1 млн. долларов, которые были использованы на увеличение кредитного портфеля. При этом норма отчисления в фонд обязательных резервов составила 12%. Ресурсы привлекались под 10%, а были размещены под 14% годовых. Определите чистый доход, полученный банком при выполнении данной операции.
6. Все население в регионе составляет 500 тыс. человек:

120 тыс. чел. – дети до 16 лет;

150 тыс. чел. – выбыли из состава рабочей силы;

23 тыс. чел. – безработные;

10 тыс. чел. – рабочие, занятые неполный рабочий день и ищущие работу.

Рассчитайте:

а) величину рабочей силы;

б) официальный уровень безработицы в регионе.


7. Ведущие экономисты прогнозируют, что через год экономическая ситуация в стране будет характеризоваться следующими данными:

С = 10 + 0,7 Y,

J = 50 млрд. долларов,

G = 100 млрд. долларов,

где С – потребительские расходы;

J – частные валовые инвестиции;

G – государственные закупки товаров и услуг;

Y – ВНП).

Рассчитайте прогнозируемый на следующий год уровень ВНП.


4 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАГАДКИ
Цель конкурса
Проверить умение студентов использовать полученные знания по экономической теории при решении нестандартных (парадоксальных) экономических ситуаций, анализировать поведение людей в процессе хозяйственной деятельности и на рынке.
Критерии оценки


  1. Парадоксальность.

  2. Формулировка ответа.

  3. Подтверждение практикой.

  4. Экономическое обоснование (экономические концепции и понятия).


Пример загадки:
Почему Россия, обладая большим запасом природных ресурсов, является в экономическом отношении менее развитой и богатой страной, чем другие страны (например, Япония), которые имеют недостаточные собственные запасы природных ресурсов?

Пример разгадки:
1. Парадоксальность вопроса не на столько велика. На первый взгляд кажется, что Россия, обладающая большим запасом природных ресурсов, должна быть более развита и богата, чем Япония. Однако в экономическом отношении это не соответствует действительности.

2. Уровень экономического развития и материальное благополучие страны зависит не только от наличия у нее природных ресурсов, но и от других экономических, особенно производственных, факторов: структуризации отраслей производства, состояния технического и технологического прогресса, производственных мощностей, кругооборота продуктов и ресурсов, эффективности дополнительно вовлекаемых в производство ресурсов, предельной доходности ресурсов, цены продукта, изготовленного с помощью данного ресурса, изменений в производительности ресурса, возможности замены ресурса, соотношения экспорта и импорта и их структуры, уровня цен на ресурсы на мировом рынке, проблемы неплатежей внутри страны, поведения хозяйствующих субъектов и др. Самый краткий ответ: уровень экономического развития и материальное благополучие страны зависит не только от наличия у нее природных ресурсов, но главным образом от их эффективного использования.

3. ВВП Японии намного выше ВВП России. В 2000 году ООН обнародовала ежегодный рейтинг государств по уровню жизни населения. Россия в нем занимала 62 место, Япония – 9 и 1 место в Азии. В России 63,8 млн. чел (50%) – малоимущие граждане.

4. Факторы производства, труд, полезные ископаемые, плодородные земли, производительность, ВВП, экономический рост, ограниченность ресурсов, ресурсы.


Примеры экономических загадок
1. Почему на одном и том же предприятии существуют различные формы и системы заработной платы работников?
2. W = СП + НП + ПП,

где – W – стоимость товара;

СП – перенесенная стоимость средств производства;

НП – необходимый продукт;

ПП – прибавочный продукт.

Почему правильно утверждать, что стоимость товара распадается, а не складывается из этих частей?


3. Чем отличается стоимость и потребительная стоимость рабочей силы от стоимости и потребительной стоимости любого другого товара?
4. Как вы понимаете суждение:

«Капитал не может возникнуть из обращения и так же не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении» (К. Маркс. Капитал. Т. 1. С. 176).


5. Несколько лет назад на Дальнем Востоке у побережья России в ледовом плену оказались три кита. Пограничники, моряки, рыболовы несколько дней и ночей прорубали «канал» во льдах, чтобы спасти этих китов. Два кита вырвались на чистую воду в Тихий океан, судьба третьего кита неизвестна. Спрашивается: был ли в спасательных работах абстрактный и конкретный труд?

5 ОТВЕТЫ НА ТЕСТЫ
ПО ОСНОВАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ



1. г

19. а

37. г

2. г

20. б

38. а

3. в

21. б

39. а

4. а

22. в

40. б

5. а

23. г

41. б

6. в

24. г

42. а

7. г

25. д

43. в

8. б

26. г

44. в

9. б

27. б

45. б

10. в

28. б

46. г

11. б

29. в

47. г

12. б

30. в

48. а

13. а

31. б

49. а

14. г

32. б

50. а

15. б

33. б




16. б

34. в




17. в

35. в




18. б

36. а





6 ОТВЕТЫ НА ЗАДАЧИ
Задача 1.

Депозиты – обязательные резервы = избыточные резервы

Было: 5 млрд. долл. – 10% от 5 млрд. долл. (500 тыс. долл.) = 4,5 млрд. долл. избыточные резервы.

Стало: 6 млрд. долл. – 8% от 6 млрд. долл. (480 тыс. долл.) = 5,520 млрд. долл. избыточные резервы.

5,520 млрд. долл. – 4,5 млрд. долл. = 1,02 млрд. долл. рост избыточных резервов.
Задача 2.

Налоговый мультипликатор – МРн.


. Так как МРС + МРS = 1 1 – МРC = МРS

По условию: 1 – 0,8 = 0,2


. Налоговый мультипликатор равен 4.
Задача 3.

Национальный банк, продавая ценные бумаги правительства коммерческим банкам, влияет на сокращение совокупной денежной массы в банковской системе.

–10 млрд. рублей х 4 = –40 млрд. рублей.

Ценные правительственные бумаги х денежный мультипликатор = объём «сжатия» денежного предложения в банковской системе.


Задача 4.

Ожидаемый объём денежной массы = избыточные резервы х денежный мультипликатор.

Ожидаемый объём денежной массы = 9 млрд. долл. х 5 = 45 млрд. долл.

Произойдет увеличение объёма денежной массы на 45 млрд. долл.


Задача 5.

Привлеченные ресурсы – обязательные резервы = увеличение кредитного портфеля.

1 млн. долл. – 12% от 1 млн. долл. = 880 тыс. долл.

Расходы от использования ресурсов под 10% годовых = 10% от 880 тыс. долл., то есть 88 тыс. долл.

Общий доход от размещения ресурсов 880 тыс. долл. под 14% годовых – 123200 долл.

Чистый доход, полученный банком при выполнении кредитной операции:

123200 долл. – 88000 долл. = 35200 долл.
Задача 6.

а) величина рабочей силы = всё население региона – дети до 16 лет – выбытие из состава рабочей силы.

а) 500 тыс. чел. – 120 тыс. чел. – 150 тыс. чел. = 230 тыс. чел.;

б) официальный уровень безработицы:




Официальный уровень безработицы = .

Задача 7.

Для решения задачи используется формула расчёта ВНП по потоку расходов: ВНП = С + J + G + Хn

В данной задаче:

Y = С + J + G,

Y = 10 + 0,7Y + 50 + 100,

Y – 0,7Y = 160,

0,3Y = 160

(млрд. долл.).

Ответ: прогнозируемый объём ВНП 533 млрд. долларов.


Ответы на экономические загадки
1. Различные формы и системы заработной платы применяются на одном и том же предприятии в целях наиболее полного и точного учёта «вклада» каждого работника в общие результаты работы. Так, для рабочих-станочников применяют сдельную форму заработной платы или сдельно-премиальную систему заработной платы, что позволяет точно начислять зарплату по расценкам за изготовленные детали (изделия) и премировать работника в случае перевыполнения задания. Для других работников (ИТР, служащих) применима оплата с учётом занимаемой должности. Возможна оплата труда работников и с учётом отработанного времени и выполнения ими трудовых функций (повременная зарплата и повременно-премиальная система зарплаты).

2. Стоимость товара включает перенесенную и вновь созданную стоимость: W = СП + (НП + ПП),

где W – стоимость товара;

СП – перенесенная конкретным трудом стоимость использованных средств производства;

(НП + ПП) – вновь созданная абстрактным трудом стоимость.

Стоимость товара включает данные компоненты потому, что часть стоимости товара является выражением овеществленного, то есть прошлого труда, воплощённого в средствах производства, а другая часть (НП + ПП) – результатом живого, то есть текущего труда работников. Выражение «стоимость товара включает» используется для того, чтобы выделить особую созидательную роль труда работников в создании и возрастании стоимости товара.
3. Стоимость товара – это овеществленный в товаре труд (по марксистской методологии). Потребительная стоимость товара – это свойство товара удовлетворять определенные потребности людей – личные или производственные.

Стоимость же товара рабочая сила измеряется стоимостью жизненных средств, необходимых для содержания работника и его семьи. Потребительная стоимость товара рабочая сила заключается в способности работника создавать в процессе производства стоимость большую, чем стоит сама рабочая сила.

Таким образом, есть определенные отличия между стоимостью и потребительной стоимостью товаров и товара рабочая сила.
4. Капитал – это стоимость, возрастающая в реальном производстве благодаря труду работников.

В сфере же обращения ресурсы, факторы производства «подготавливаются» для использования в производстве и на заключительном этапе, когда реализуется товар, снова задействуется сфера обращения.

Таким образом, капитал возрастает благодаря производству, а сфера обращения необходима для движения капитала.
5. Категории абстрактного и конкретного труда применимы для условий производства товаров, когда требуется сопоставлять потребительные свойства и стоимости товаров в обмене (при покупке).

В данном случае, при спасении китов, был выполнен большой объём работы на добровольных, гуманных началах, но категории «абстрактного» и «конкретного» труда не применимы.



ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ
Контрольное задание по оценке знаний по экономической теории
______________________ ___________________

(Фамилия и инициалы) (Учебная группа)


Ответы на вопросы тестов


1

14

27

40

2

15

28

41

3

16

29

42

4

17

30

43

5

18

31

44

6

19

32

45

7

20

33

46

8

21

34

47

9

22

35

48

10

23

36

49

11

24

37

50

12

25

38

Сумма

баллов

13

26

39

Ответы на решение задач




1



5

2



6

3



7

4



Сумма

баллов

Ответы на экономические загадки




1


2

3

4

5


Итоговая

сумма баллов

Учебное издание


ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОЛИМПИАДАМ

ПО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ


Подписано в печать 29.12.2012. Формат 60х84 1/16.
Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman.
Усл. п. л. 1,1. Уч.-изд. л. 1,74.
Тираж 100 экз. Заказ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени

Франциска Скорины»

246019, г. Гомель, ул. Советская, 104

Отпечатано в ЧУП

«Центр исследования институтов рынка»

2460021, г. Гомель, ул. Международная, 35, к. 2.







База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница