Российский бухгалтер




Скачать 197.03 Kb.
Дата24.04.2016
Размер197.03 Kb.
Финансовый контроль и его значение
М. Ильина,

эксперт журнала


Журнал "Российский бухгалтер", N 12, декабрь 2015 г., с. 37-48.
Финансовый контроль - непременное условие функционирования любой экономики. Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе финансовой деятельности органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований. От результативности контроля во многом зависит эффективное функционирование предприятий, организаций и учреждений, которые, в свою очередь, существенно влияют на эффективное функционирование всего национального хозяйства.
Финансовые отношения не могут функционировать без создания системы финансового контроля - системы наблюдения и проверки компетентными государственными и иными органами в соответствии с законом или инициативно для оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и выявления отклонений от принятых в установленном порядке планов, целей и задач, утвержденных имеющими на это право органам управления, и принятию своевременных мер по предупреждению и устранению выявленных финансовым контролем нарушений.

Финансовый контроль - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.

Функциональное назначение контроля заключается прежде всего в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах экономики и в конечном счете в создании условий для стабильного развития государства.

Основная цель контроля - объективно изучить фактическое положение дел на проверяемом объекте и выявить или предупредить отрицательные моменты, негативно влияющие на исполнение управленческих решений. Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором - упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Финансовый контроль - непременное условие функционирования любой экономики. От результативности контроля во многом зависит эффективное функционирование предприятий, организаций и учреждений, которые, в свою очередь, существенно влияют на эффективное функционирования всего национального хозяйства.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Финансовый контроль является формой реализации контрольной функции финансов. Контроль является неотъемлемым элементом процесса государственного управления. Он способствует успешной реализации задач, стоящих перед бюджетной системой страны. Финансовый контроль призван обеспечивать:

- правильность составления бюджетов различных уровней и их исполнения;

- соблюдение действующего бюджетного и налогового законодательства, правильность ведения бухгалтерского учета, составления отчетности;

- эффективное и целевое использование средств государственного бюджета и внебюджетных фондов; правильность операций с бюджетными средствами на счетах в банках и других кредитных учреждениях;

- выявление резервов роста бюджетных доходов и экономии средств;

- успешную реализацию межбюджетных отношений; эффективное и обоснованное распределение фондов финансовой поддержки регионов;

- пресечение правонарушений в бюджетной сфере, выявление финансовых злоупотреблений и применение наказания к виновным лицам; компенсацию последствий незаконных действий;

- улучшение финансовой дисциплины, проведение профилактической и разъяснительной работы.

Непосредственным предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, налог на добавленную стоимость, рентабельность, себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды. Эти показатели имеют синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности объединений, предприятий, учреждений, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.

Финансовый контроль включает проверку:

- соблюдения требований экономических законов, оптимальности пропорций распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и национального дохода;

- составления и исполнения бюджета (бюджетный контроль);

- финансового состояния и эффективного использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений, а также налоговый контроль; другие направления.

Правильное понимание сущности и значения финансового контроля важно в силу многих причин. Финансы успешно функционируют только в том случае, когда они хорошо организованы и управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного финансового контроля. Особую значимость он приобретает в рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования всего инструментария финансового контроля.

Необходимость проведения финансового контроля при рыночной экономике определяется прежде всего потребностями рационального и эффективного хозяйствования на любом уровне управления. При этом управляющие хозяйствующих субъектов, которым владельцы или собственники доверили управление, сами определяют, насколько выгодно им проведение финансового контроля, в какой форме и в каком объеме его необходимо проводить, чтобы лица, доверившие им управление (или возможные инвесторы), остались довольны их деятельностью. Аналогичная ситуация характерна и для государственного сектора, где руководители, которым общество доверило распоряжаться государственной собственностью, также организуют финансовый контроль прежде всего с целью повышения эффективности своей деятельности, а также чтобы показать, что они распоряжаются вверенным государственным имуществом и финансовыми средствами с максимальной пользой для общества.

Правильное понимание сущности и значения финансового контроля важно в силу многих причин. Финансы успешно функционируют только в том случае, когда они хорошо организованы и управляемы, нацелены на достижение конкретных задач развития экономики и повышения жизненного уровня населения. Невозможно добиться укрепления финансовой дисциплины без строгого и эффективного финансового контроля. Особую значимость он приобретает в рыночной экономике, когда проявляются неизвестные ранее изощренные приемы финансовых нарушений, которые подлежат искоренению путем использования всего инструментария финансового контроля.



Принципы финансового контроля

- законность. Все участники финансового контроля обязаны точно и неукоснительно исполнять нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения, связанные с образованием, распределением и использованием денежных средств. Несоблюдение законодательства Российской Федерации может иметь финансовые последствия для проверяемого, в том числе прекращение деятельности, санкции, ущерб, иски, судебные разбирательства, возбуждение уголовных дел. Контролирующие органы, должностные лица и проверяющие находятся в одинаковом положении и обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации. Любые контрольные действия должны быть компетентны и не выходить из правового поля;

- объективность. От контрольных органов и должностных лиц требуется исключить корысть, предвзятость, зависимость и другие отношения, не связанные с исполнением контроля и его достоверностью. Ни один неисследованный факт не может быть предметом разбирательства, а результаты проверок, даже если они не установили нарушений законодательства, должны быть подтверждены и обоснованы. Гарантией объективности является соблюдение участниками финансового контроля нормативно-правовых актов, методических указаний, инструкций, планов и других правил, регулирующих процесс осуществления контроля;

- независимость. Органы финансового контроля и должностные лица не должны быть организационно, материально или по каким-либо другим причинам зависеть от проверяемых. На них никто не должен оказывать давление с целью изменить выводы проверяющего. Деятельность органов финансового контроля осуществляется строго в пределах, предоставленным им законом или договором прав и обязанностей;

- гласность. Результаты финансового контроля должны быть доступны. Реальное положение дел с финансами является важнейшим элементом правильной организации экономических отношений. Так, аудиторское заключение должно быть доступно не только ограниченному количеству участников финансового контроля, но оно также должно быть опубликовано в средствах массовой информации, должно быть представлено любому кредитору. Сокрытие результатов финансового контроля обесценивает финансовую проверку, не способствует предотвращению, искоренению выявленных негативных фактов;

- конфиденциальность. Информация, полученная контролером в ходе проверки, может быть использована или передана третьим лицам лишь в соответствии с законодательством Российской Федерации. Контролеры обязаны обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе ревизий и проверок, и не вправе передавать эти документы или их копии (как полностью, так и частично) каким бы то ни было третьим лицам либо устно разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника, (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации. Принцип конфиденциальности должен соблюдаться неукоснительно, невзирая на то что разглашение или распространение информации об экономическом субъекте не наносит ему, по представлениям аудитора, материального или иного ущерба. Соблюдение этого принципа обязательно вне зависимости от продолжения или прекращения отношений с клиентом и без ограничения по времени. Проверяющий не вправе использовать для своей выгоды или в интересах третьих лиц конфиденциальную информацию о делах клиентов, ставшую ему известной при выполнении профессиональных задач;

- сбалансированность. От органа финансового контроля нельзя требовать исполнения контрольных функций, не входящих в его компетентность и не обеспеченных материальными и законодательными средствами для их выполнения;

- ответственность. Все участники контроля должны нести ответственность за некомпетентное проведение финансового контроля. Например, при осуществлении финансового контроля должностные лица в случае неквалифицированного проведения проверки, приведшей к убыткам для проверяемого объекта, несут дисциплинарную, гражданскую, административную и уголовную ответственность;

- координация - проявляется в согласованности управленческой деятельности организации по достижению поставленных результатов организации;

- эффективность (экономичность) - заключается в способности контроля приносить эффект, который может быть выражен в денежном выражении. Сопоставлением расходов и расчетных доходов контроля можно объективно оценить как его экономичность, так и эффективность;

- обязательность. Финансовый контроль должен быть обязательным в течение определенного времени, на определенной территории и в отношении конкретных должностных лиц, структурных подразделений;

- системность финансового контроля. Означает наличие в Российской Федерации системы финансового контроля при самостоятельности органов контроля: бюджетного, налогового, таможенного, банковского, аудита, внутреннего контроля организаций и т.д. В целом они осуществляют финансовый контроль, представляя различные ветви и уровни государственной власти, предпринимательскую деятельность и самостоятельную деятельность, но при этом системообразующим элементом является соблюдение законодательства.

За всю историю хозяйственной деятельности, включая настоящее время, сформировалось множество различных форм финансового контроля, обусловленных многообразием финансово-экономической жизни общества. Чтобы правильно в них разобраться, следует классифицировать и систематизировать разнообразные виды контроля.

Классификация - распределение по группам в зависимости от их общих признаков - позволяет глубже разобраться и точнее оценить место каждого из видов контроля в системе финансовых отношений. Систематизация видов контроля означает размещение изучаемых видов контроля в определенном порядке с выявлением их взаимосвязи и подчиненности.

Наиболее существенные признаки классификации финансового контроля:

- по субъектам (уровню) проведения;

- по времени проведения;

- по полноте охвата;

- по применяемым методам.

По классификационному признаку - субъекты (уровень) проведения - финансовый контроль подразделяется на две большие группы - государственный и негосударственный, - которые в свою очередь подразделяются на несколько подгрупп. Главная цель государственного финансового контроля - обеспечение интересов государства и общества в целом. Под государственным финансовым контролем следует понимать контроль, осуществляемый соответствующими органами федерального и муниципального уровня проведения, и ведомственный контроль. Негосударственный финансовый контроль включает внутрихозяйственный, независимый, общественный, правовой и гражданский контроль.

Государственным финансовым контролем также называют контроль, осуществляемый различными федеральными органами законодательной и исполнительной власти, включая Президента РФ. Федеральное Собрание РФ и Правительство РФ.

Муниципальный финансовый контроль осуществляется на уровне соответствующих органов власти в пределах предоставленных им полномочий, касающихся финансовых источников формирования и направления использования бюджетных средств.

Ведомственный финансовый контроль осуществляется соответствующими контрольно-ревизионными органами министерств и ведомств за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Главная задача этого вида финансового контроля - проверка законности и целесообразности процессов формирования, распределения и целевого назначения использования денежных средств, выделяемых государством, субъектам Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Другая группа финансового контроля в рамках данного классификационного признака - негосударственный финансовый контроль, включающий внутрихозяйственный финансовый контроль, имеющий целью наблюдение и соблюдение финансовых интересов субъектов хозяйствования в области производства, распределения и использования финансовых ресурсов для повышения эффективности его деятельности и защите интересов в отношениях с другими субъектами рыночных отношений.

Этот контроль - непременное условие функционирующего предприятия, что обусловлено не только пониманием обязательности контроля со стороны администрации или собственников предприятия, но и со стороны государства. Понимая необходимость надежного функционирования предприятий, как основного звена экономики страны, оно понуждает их осуществлять контроль за своим имуществом в целях его сохранности и недопущения неэффективной деятельности, поскольку это существенно затрагивает интересы государства и общества в целом.

При формировании учетной политики в соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98) в составе учетной политики утверждается порядок контроля за хозяйственными операциями. Под хозяйственными операциями понимаются совершенные отдельные хозяйственные действия, в результате которых происходят изменения в объеме, составе, размещении и использовании материальных и денежных средств, а также в составе и назначении источников этих средств.

Внутрихозяйственный контроль - результат практического использования контрольных функций бухгалтерского учета, финансов, хозрасчета и других стоимостных категорий экономики - требует от руководства организации создания соответствующей нормативной базы.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется работниками предприятий и организаций в ходе осуществления хозяйственных операций и технологических процессов, выполняемых с целью повышения их эффективности, целесообразности и законности выполнения. Для его реализации в организации могут создаваться контрольные подразделения. Основные направления и функции этого подразделения: осуществление организации и проведения внутреннего контроля; осуществление организационных мер по устранению выявленных контролем недостатков и возмещения ущерба. Результаты проведенных проверок и ревизий докладываются собственнику или руководителю организации посредством составления - акта ревизии или проверки. Организуется контроль за устранением выявленных недостатков. Этот контроль не подменяет и не заменяет управления предприятием. Он лишь инструмент управления и предназначен для проверки отдельной хозяйственной операции, конкретного участка, структурного подразделения. Особенность внутрихозяйственного финансового контроля - осуществление контроля в момент документального оформления произведенной производственно-финансовой операции.

Для организации внутрихозяйственного контроля хозяйствующий субъект создает отдельные контрольные подразделения в зависимости от отраслевой особенности и размеров организаций:

- ревизионные комиссии;

- отделы внутреннего аудита;

- группы контроля;

- инвентаризационное бюро и т.д.

Независимый финансовый контроль, субъектами проведения которого являются независимые финансовые организации, имеющие лицензии на право его осуществления, называется аудитом. Аудит - это предпринимательская деятельность физических или юридических лиц, имеющих лицензию на право осуществления аудиторских услуг, по оказанию платных независимых вневедомственных проверок бухгалтерской отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов предприятиям, организациям, учреждениям в соответствии с договором. Правовое регулирование аудиторской деятельности осуществляется Гражданским кодексом РФ, Законом об аудите и нормативно-правовыми актами Правительства РФ. В хозяйственной практике различают обязательный, инициативный и принудительный аудит.

Обязательный аудит проводится в соответствии с нормативно-правовыми актами, т.е. Правительство РФ четко определило критерии, по которым предприятие обязано подтвердить достоверность своих годовых отчетов. Инициативный аудит проводится по решению хозяйствующего субъекта, когда администрация или собственники решают иметь объективную оценку финансового состояния предприятии. Принудительный аудит имеет место в случаях, вызванных решениями или постановлениями правоохранительных или судебных органов.

Общественный финансовый контроль осуществляется неправительственными общественными организациями или частными лицами на добровольной основе, и имеет целью соблюдение их финансовых интересов или получение ответов на вопросы, затрагивающие в той или иной степени финансовые интересы общества. Правовой финансовый контроль имеет целью выяснение финансового состояния различных субъектов правовых отношений от государства до граждан, которые могут возникнуть в процессе проведения правоприменительных действий; осуществляется правоохранительными и судебными органами или по их поручению.

Гражданский финансовый контроль направлен на соблюдение финансовых интересов граждан и осуществляется во время их взаимоотношений с налоговыми органами, в процессе производственной деятельности, во взаимоотношениях с торговой системой и т.д.

По классификационному признаку - время проведения - финансовый контроль можно подразделить на предварительный, текущий и последующий.

Предварительный финансовый контроль производится на этапе разработки, рассмотрения и утверждения бюджетов всех уровней - от федерального до районного, составления различных смет расходов, вплоть до совершения хозяйственных операций. Его задача - предупредить нецелевое использование финансовых ресурсов, не допустить незаконные и неэффективные производственно-хозяйственные операции, могущие нанести хозяйствующему субъекту ущерб или ухудшить его финансовое положение, и выбрать наиболее целесообразные экономические решения при планировании использования финансовых ресурсов. Предварительный контроль направлен на экономное и эффективное расходование всех видов ресурсов.

На уровне хозяйствующего субъекта предварительный контроль осуществляется финансовым подразделением (бухгалтерией) предприятия до начала хозяйственных операций в процессе предварительного оформления документов по этим операциям в целях предупреждения бесхозяйственности, незаконных действий и непроизводительных расходов. При этом контроле устанавливается соответствие операций нормативно-правовым актам, регулирующим хозяйственную деятельность, заключенным договорам, утвержденным сметам, планам и др.

Текущий финансовый контроль - основной вид деятельности контролирующих органов - непрерывно сопровождает процесс исполнения бюджетов, смет расходов и совершения хозяйственных операций на различных уровнях, участках и в структурных подразделениях хозяйствующих субъектов. Текущий контроль преследует цели оперативного регулирования результатов хозяйственной деятельности Его главные задачи - вскрытие неиспользованных резервов в деятельности организации, выявление отклонений фактических результатов деятельности от плановых заданий и принятие необходимых мер по нейтрализации негативных факторов, влияющих на производственно-финансовую деятельность.

На предприятиях текущий финансовый контроль осуществляется соответствующими структурными подразделениями, в том числе бухгалтерией предприятия, после совершения хозяйственных операций в момент проверки бухгалтерией документов, которыми оформлены эти операции или послуживших основанием для их совершения. Документы проверяются с точки зрения правильности их оформления; законности проведенных операций; соответствия другим документам и операциям.

Последующий финансовый контроль осуществляется финансовыми структурными подразделениями, работниками бухгалтерии после завершения финансовых операций при приеме и проверке документов, записей в регистры бухгалтерского учета, составления бухгалтерских отчетов и балансов; проведения инвентаризаций всех видов средств; анализа финансово-хозяйственной деятельности проведения тематических проверок и ревизий.

По классификационному признаку - полнота охвата - финансовый контроль можно подразделить на полный, частичный, комплексный, тематический, сплошной и выборочный.

Полный финансовый контроль производится с целью проверки всей финансово-хозяйственной деятельности предприятий или организаций.

Частичный финансовый контроль имеет целью проверку отдельных направлений деятельности предприятия или отдельных хозяйственных операций, например, связанных с учетом затрат или учетом и движением основных фондов.

Комплексный финансовый контроль - часть комплексного контроля; осуществляется, как правило, имеющими соответствующие полномочия внешними органами, например, Счетной палатой РФ или другими контрольно-ревизионными органами; направлен на изучение и выявление нарушений и несоответствий в экономической и юридической деятельности субъектов хозяйствования с целью их устранения.

Тематический финансовый контроль - разновидность частичного финансового контроля; осуществляется по довольно ограниченному кругу вопросов посредством ознакомления, чаще всего с выездом на место, с некоторыми сторонами финансово-хозяйственной деятельности; чаще всего используется для проверки целевого использования средств. Его результаты оформляются в виде докладной записки на имя руководителя.

Сплошной финансовый контроль связан с проверкой и выявлением нарушений в финансово-хозяйственной деятельности посредством изучения всех финансовых и бухгалтерских документов регистров и других учетных записей за подлежащий финансовому контролю период.

Выборочный финансовый контроль - разновидность частичного финансового контроля; может предусматривать проверку какой-либо части финансовых документов и регистров; проводится, как правило, по плану после проведения общей проверки какого-либо вида финансово-хозяйственных операций с целью их изучения за какой-либо период времени, который может и не совпадать с ревизуемым периодом времени.

По классификационному признаку - методы проведения - финансовый контроль подразделяется на проверки, обследования, надзор, анализ, наблюдение (мониторинг) и ревизии.

Проверки как метод финансового контроля основываются на изучении первичной и иной отчетной финансовой документации по отдельным направлениям хозяйственной деятельности с целью соответствия их требованиям законодательства и нормативных документов, которое явилось бы основанием для разработки мер по устранению выявленных нарушений.

Обследования как метод финансового контроля охватывают более широкий круг финансово-экономических документов и показателей хозяйствующего субъекта, чем проверка, с целью определения его болевых точек, финансового состояния и перспектив развития.

Надзор как метод финансового контроля осуществляется соответствующими контрольными органами над субъектами хозяйственной деятельности, имеющими лицензии на производство финансовой деятельности определенного направления, например, страховой или банковской, на предмет соблюдения ими (субъектами) финансового законодательства, установленных для данной сферы финансовой деятельности нормативов и правил, несоблюдение которых может повлечь за собой отзыв лицензии.

Анализ как метод финансового контроля - важный элемент в системе управления хозяйствующим субъектом, эффективное средство выявления внутренних резервов и основание для разработки научно обоснованных планов и управленческих решений; зависит от характера исследуемого хозяйственного объекта или операций и представляет собой некую процедуру абстрактного и реального расчленения объекта исследования на части для выявления глубинных причин происходящих финансовых процессов, складывающихся под воздействием объективных и субъективных факторов.

Наблюдение (мониторинг) как метод финансового контроля заключается в постоянном контроле со стороны финансово-кредитной организации за финансовым состоянием своих клиентов с целью предотвращения нецелевого использования кредитных ресурсов.

Ревизия как метод финансового контроля - наиболее полное и глубокое обследование финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта; имеет целью проверку ее законности, правильности, целесообразности и эффективности.

Направления внешнего финансового контроля и его задачи определяются Бюджетным кодексом Российской Федерации, законами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, положениями о контрольном органе и нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность контрольных органов.

В нашей стране создана и достаточно успешно функционирует постоянно совершенствуемая система финансового контроля.

Финансовый контроль направлен на соблюдение и предупреждение неисполнения законов и других нормативно-правовых актов, регулирующих финансовое планирование, проверку составления и исполнения бюджета, исполнение смет бюджетных учреждений, обоснованность и полноту поступления доходов в соответствующие бюджеты и фонды, расход денежных средств, правильное и рациональное их использование при проведении хозяйственных операций в федеральных органах исполнительной власти.

На предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета, проверяются плановые, отчетные, первичные бухгалтерские документы в целях установления законности и правильности совершенных хозяйственных операций, подлинности представленных первичных документов.



Особо проверяются действительность совершенных хозяйственных операций, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг, сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными документами, данных бухгалтерского учета с данными отчетности, данных учета и отчетности с плановыми нормами, сопоставление записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям.

Принцип разделения властей придает финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти исключительно важную роль, определяет его новое содержание. Основы этого контроля закреплены конституционно: в Конституции РФ, в конституциях республик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, других субъектов Федерации. Финансовый контроль в них выделен особо.


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница