Российская академия наук




страница1/5
Дата04.05.2016
Размер1 Mb.
  1   2   3   4   5
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ (ХОЗЯЙСТВЕННОЕ) ПРАВО

И РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
В.В. ЛАПТЕВ
Лаптев Владимир Викторович, академик РАН, заслуженный деятель науки РФ, профессор, доктор юридических наук.
Предисловие
Вопрос о реальном секторе экономики в последнее время привлекает к себе большое внимание. В значительной мере это связано с начавшимся в конце 2008 года экономическим кризисом, при котором стали разоряться предприятия, а государство стало принимать меры, направленные на поддержку тех хозяйствующих субъектов, которые имеют важное экономическое и социальное значение.

Разумеется, предприятия реального сектора играют первостепенную роль и тогда, когда никакого кризиса нет. Состояние реального сектора и его соотношение с другими сферами хозяйствования определяют общий характер экономики, ее жизнеспособность и успешность.

Большую роль в обеспечении успешного функционирования предприятий реального сектора экономики играет правовое регулирование их организации и деятельности. Однако в законодательстве этим вопросам не уделяется должного внимания, в нем отсутствует даже определение понятия реального сектора экономики.

В настоящей работе рассматривается правовое регулирование организации и деятельности хозяйствующих субъектов реального сектора экономики. Имеются в виду прежде всего специальные нормы, относящиеся именно к этим субъектам. В то же время характеризуются и некоторые общие нормы предпринимательского (хозяйственного) права, распространяющиеся на все виды хозяйственной деятельности, в том числе и на деятельность в реальном секторе экономики. Именно от состояния общего правового регулирования хозяйственной деятельности во многом зависит успешность функционирования предприятий реального сектора.

Такой подход используется как при анализе общего состояния предпринимательского (хозяйственного) законодательства, так и при исследовании правового положения хозяйствующих субъектов реального сектора экономики. То же относится и к правовому регулированию различных видов хозяйственной деятельности и складывающихся в ее процессе хозяйственных отношений в реальном секторе экономики.

Рассмотрение всех этих вопросов проводится исходя из магистральной идеи о том, что эффективное регулирование реального сектора экономики может быть обеспечено только на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал. Такой принципиальный подход должен, по нашему мнению, применяться и к правовому регулированию экономики в целом. Попытки же регулировать хозяйственную деятельность только частноправовыми средствами обречены на неудачу.

Это особенно наглядно проявилось в условиях экономического кризиса, когда резко возросла роль государства в регулировании экономики как в нашей стране, так и за рубежом. Экономический кризис показал полную необоснованность рыночного фундаментализма, исходящего из того, что "невидимая рука" рынка решит экономические проблемы без государственного вмешательства. Вопреки этому во всех странах, охваченных кризисом, роль государства в экономике значительно возросла, были разработаны меры по усилению государственного регулирования в целях преодоления кризисных явлений, в том числе в реальном секторе экономики.
I. РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ И ЕГО ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Глава 1. ПОНЯТИЕ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
В законодательстве нет определения реального сектора экономики. Однако термин "реальный сектор экономики" употребляется в различных нормативных правовых актах, особенно это характерно для правового регулирования экономики в условиях экономического кризиса. Так, например, данный термин неоднократно используется в Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год <1>.

--------------------------------



<1> Российская газета. 20 марта 2009 г.
В то же время в литературе применяются и другие термины, подчеркивающие реальность тех или иных экономических явлений, например "реальная экономика", "реальный капитал". Понятие "реальный капитал" используется, в частности, в связи с введенным К. Марксом понятием "фиктивный капитал", под которым понимается капитал, выраженный в ценных бумагах <2>.

--------------------------------



<2> А.Т. Ковальчук, подчеркивая спекулятивный характер фиктивного капитала, утверждает, что рынок ценных бумаг должен регулироваться на принципах финансового права (см.: Ковальчук А.Т. Рынок фиктивно-спекулятивного капитала: эксклюзивность финансово-правового позиционирования // Государство и право. 2009. N 1. С. 57 - 64). Однако в действительности рынок ценных бумаг регулируется главным образом предпринимательским (хозяйственным) правом, и нет оснований говорить об "эксклюзивности финансово-правового позиционирования" этого рынка (подробнее см. гл. 2).
В рыночной экономике важнейшим видом ценных бумаг являются акции. Основную массу хозяйствующих субъектов в нашей стране составляют акционерные общества, другие хозяйственные общества и товарищества, т.е. корпоративные предприятия. Собственниками их имущества являются сами эти предприятия, их участникам принадлежат лишь права на акции, доли участия и другие корпоративные права. Наряду с "реальной экономикой", основанной на материально-вещественных средствах производства и предметах труда, используемых в производственно-хозяйственной деятельности, существует "виртуальная экономика", основанная на акциях и других ценных бумагах.

Однако предметом нашего исследования является не "реальная экономика" в таком понимании, а реальный сектор экономики с точки зрения его правового регулирования.

Реальный сектор экономики - понятие экономическое. В экономической литературе понятие реального сектора определяется обычно через относящиеся к нему отрасли экономики. Так, в учебнике "Экономика" указывается, что реальный сектор - это "прежде всего промышленность, сельское хозяйство, строительство и транспорт" <3>. Таким образом, в этом определении перечисляются основные отрасли экономики, относящиеся к реальному сектору.

--------------------------------



<3> Экономика. Учебник по курсу "Экономическая теория". Изд. 2-е, перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. М., 1997. С. 777.
С учетом юридического характера нашего исследования важно рассмотреть, как раскрывается понятие реального сектора экономики в законодательстве. Несмотря на то, что общего определения этого понятия в законодательстве нет, в некоторых нормативных актах, в частности посвященных антикризисным мерам, указывается на необходимость поддержки прежде всего хозяйствующих субъектов реального сектора и перечисляются относящиеся к нему отрасли экономики. Так, в пункте 4.1 Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год в общем плане говорится о поддержке реального сектора, а в пункте 4.2 перечисляются отдельные отрасли экономики, подлежащие поддержке: промышленность, сельское хозяйство, агропромышленный комплекс, транспорт, строительство. В Программе об этих отраслях говорится с разной степенью детализации и с особым выделением тех вопросов, которые являются наиболее важными в современных условиях. Так, применительно к промышленности выделяются задачи поддержки автомобильной промышленности, оборонно-промышленного комплекса, металлургической промышленности. Применительно к строительной индустрии подчеркиваются задачи в области жилищного строительства, что объясняется важным социальным значением этого вопроса и существенным сокращением промышленного строительства. Есть и другие нюансы при регулировании в Программе различных сфер хозяйственной деятельности, но они не влияют на перечисленный выше состав отраслей, которые относятся к реальному сектору экономики.

Речь идет о выделении в особую группу хозяйствующих субъектов в сфере материального производства. Такое положение является традиционным для нашей страны, оно имело место и в условиях плановой экономики в период существования Советского Союза. Здесь может возникнуть вопрос, уместно ли проводить параллель между экономическими понятиями, относящимися к плановой и рыночной экономике. Думается, такое сравнение и учет опыта регулирования хозяйственной деятельности в условиях плановой экономики вполне допустимы и полезны, когда речь идет не об административно-командной или рыночной основе экономических мероприятий, а о вопросах профессионального и эффективного ведения хозяйства, производительности труда, рационального хозяйствования. В противном случае могут быть утрачены положительные экономические и хозяйственно-правовые традиции, которые существовали, наряду с недостатками, в нашей стране в условиях плановой экономики. Особенно это относится к периодам экономического реформирования, когда в условиях централизованного планового руководства развивались экономические методы регулирования хозяйственной деятельности.

При проведении экономической реформы 1965 года большое внимание уделялось улучшению деятельности предприятий, для чего были расширены их права в рамках государственных плановых заданий. Речь шла тогда о государственных предприятиях, хозяйственная самостоятельность которых была расширена путем сокращения количества плановых показателей, утверждаемых вышестоящими органами, и отнесения решения ряда вопросов к компетенции самих предприятий, которые определяли их по согласованию с потребителями продукции посредством заключения с ними хозяйственных договоров, использовавшихся в качестве инструмента планирования.

Основополагающим нормативным актом о предприятиях было тогда Положение о социалистическом государственном производственном предприятии (далее - Положение), утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 4 октября 1965 г. N 731 <4>, которое распространялось на предприятия промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи. Иными словами, данное Положение охватывало только предприятия отраслей материального производства. По существу это были отрасли реального сектора экономики, хотя в Положении такой термин не применялся. Можно прийти к выводу о том, что и в современных условиях реальный сектор экономики охватывает отрасли материального производства. Функционирующие в нем предприятия и другие хозяйствующие субъекты изготавливают продукцию, производят работы и оказывают услуги, которые носят производственно-хозяйственный характер. Реальный сектор охватывает промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и связь. В него могут входить и межотраслевые производственно-хозяйственные комплексы, например агропромышленный комплекс.

--------------------------------

<4> СП СССР. 1965. N 19 - 20. Ст. 155.
В законодательстве термин "реальный сектор экономики" применяется обычно без разъяснения его содержания, что не способствует последовательной реализации правовых норм, относящихся к реальному сектору, создает почву для нарушений законодательства. Конечно, правовые нормы нарушаются главным образом не из-за нечеткости понятийного аппарата, а по другим причинам. Так было, например, в случае неправомерного использования банками бюджетных средств, выделенных для поддержки реального сектора в условиях кризиса, когда банки использовали эти средства для различных спекуляций в целях собственного обогащения. Однако четкое законодательное определение понятия реального сектора экономики, несомненно, помогло бы, наряду с другими мерами, борьбе с подобными правонарушениями и строгому соблюдению законодательства. Поэтому представляется необходимым установить четкое законодательное определение понятия реального сектора как совокупности отраслей экономики, относящихся к сфере материального производства.

Отрасли экономики, относящиеся к реальному сектору, едины в том, что все они носят производственный характер. Ведущее значение среди них имеет промышленность, поэтому последующее рассмотрение правовых проблем реального сектора строится в основном применительно к ней.

Рассмотрение этих проблем на примере промышленности объясняется не только важной ролью данной отрасли экономики, но и тем, что именно промышленность более всего пострадала при переходе от плановой к рыночной экономике. Дело в том, что в начале развития рыночной экономики в нашей стране была сделана попытка применить так называемую шоковую терапию, т.е. организовать экономику по принципу полного саморегулирования. Эта попытка полностью провалилась - многие отрасли промышленности были разрушены, сохранились лишь сырьевые отрасли (нефть, газ, металлургия), возникло огромное социальное неравенство.

Причины такого положения, как отмечают некоторые экономисты, во многом определялись тем, что Россия, как и бывшие социалистические страны Восточной Европы, после ликвидации Советского Союза механически восприняла существующую на Западе либеральную экономическую систему, не учитывая сложившиеся ранее традиции <5>. Иначе был осуществлен переход к рыночной экономике в Китае, где элементы рыночной экономики внедряются постепенно с учетом национальных особенностей, что дает положительные результаты. Приватизация государственных предприятий в нашей стране была проведена таким образом, что эффективность производства не повысилась, а, наоборот, снизилась <6>.

--------------------------------

<5> См.: Глинкина С. Трансформационные процессы в посткоммунистических странах: попытка развенчания некоторых мифов // Мир перемен. 2008. N 2. С. 8.

<6> См.: Тульский М. Социальная ответственность и экономическая эффективность приватизации // Экономическая газета. Специальный выпуск. Декабрь 2005 г.
Принижение роли государственного регулирования на первых этапах развития рыночной экономики, монетаристский подход к осуществлению и оценке хозяйственной деятельности особенно отрицательно сказались на отраслях реального сектора экономики. Оценивая отрицательные явления в экономике того периода, академик Д.С. Львов писал, что основной причиной некоторых из них являлась "догматическая приверженность правительства монетаристскому курсу Вашингтонского консенсуса" <7>.

--------------------------------



<7> Львов Д.С. Перспективы долгосрочного социально-экономического развития России // Вестник Российской академии наук. 2003. N 8. С. 682.
Однако постепенно в нашей стране возникает осознание того, что для развития рыночной экономики и, особенно, ее реального сектора необходимо усиление роли государства в регулировании хозяйственной деятельности. Для предприятий промышленности и других отраслей реального сектора важное значение имеет прогнозирование и программирование социально-экономического развития, осуществляемые на основе Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации" <8>. Планирование хозяйственной деятельности в промышленности необходимо, но до сих пор недооценивается, а иногда даже отрицается как якобы присущее только социалистическому строю. "Понятие планирования необходимо как можно скорее и полностью освободить от идеологической нагруженности, которая связана с директивным планированием в варианте упрощенной догмы советских лет" <9>. Развивается индикативное (рекомендательное) планирование (впервые получившее распространение во Франции), применяются целевые комплексные программы и проекты, в качестве инструмента планирования используются государственные контракты. В основном планирование регулируется экономическими методами, но применительно к государственным и муниципальным предприятиям могут применяться и обязательные предписания.

--------------------------------



<8> СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2871.

<9> Кузык Б.Н., Кушлин В.И., Яковец Ю.В. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование. Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., 2008. С. 20.
Для реального сектора важное значение имеет инновационное развитие экономики. Оно объективно приводит к повышению роли технического регулирования в промышленности. Характеризуя стратегию намечаемого технического прорыва, академик С.Ю. Глазьев пишет: "В последние годы произошли существенные изменения в целеполагании экономической политики Российского государства. Вместо либерализации экономики и бессмысленного ее реформирования в качестве целей государственной политики провозглашены переход на инновационный путь развития, подъем благосостояния народа, построение высокоэффективной социально ориентированной экономики" <10>.

--------------------------------



<10> Глазьев С.Ю. Возможности и ограничения социально-экономического развития России в условиях структурных изменений в мировой экономике. М., 2008. С. 75.
В Послании Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации указывается: "Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы" <11>. В Послании определены приоритетные направления модернизации экономики и технического развития.

--------------------------------



<11> Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 13 ноября 2009 г.
При переходе к инновационной экономике возрастает роль государственного регулирования хозяйственной деятельности. Е.М. Примаков пишет об особой роли государства в стимулировании бизнеса работать в инновационном режиме в условиях недостаточно развитой конкуренции в нашей стране. "В отсутствие достаточного уровня конкуренции, подталкивающей предпринимателей к инновациям, резко возрастает роль государства в качестве стимулятора научно-технического прогресса. Методы и меры такого стимулирования должны на данном этапе составлять основную часть функции государства как регулятора экономики" <12>.

--------------------------------



<12> Примаков Е.М. Россия перед выбором // Российская газета. 14 января 2010 г.
В таких условиях существенное значение имеет улучшение хозяйственного законодательства как важнейшей формы и юридической основы государственного регулирования экономики в нашей стране. Эти вопросы рассматриваются в последующих главах применительно к правовому регулированию реального сектора экономики.
Глава 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ (ХОЗЯЙСТВЕННОЕ) ПРАВО КАК

ИНСТРУМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАЛЬНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ
Правовое регулирование реального сектора экономики осуществляется нормами различных отраслей права. К ним относятся государственное, административное, гражданское, земельное, природоресурсное и другие отрасли права, определяющие со "своих" позиций различные стороны деятельности хозяйствующих субъектов реального сектора. Но главную роль среди них играет хозяйственное или, по другой терминологии, предпринимательское (хозяйственное) право, устанавливающее общий хозяйственный порядок применительно к экономике в целом и к отдельным ее секторам, включая реальный сектор.

Относительно понимания предпринимательского (хозяйственного) права в литературе ведутся дискуссии, на которых мы не будем здесь останавливаться <13>. Затронем лишь вопросы, имеющие прямое отношение к реальному сектору экономики, а также требующие пояснения в связи с некоторыми высказанными в литературе замечаниями по поводу понимания предпринимательского (хозяйственного) права.

--------------------------------

<13> О понятии предпринимательского (хозяйственного) права см.: "Предпринимательское (хозяйственное) право". Учебник / Под ред. В.В. Лаптева, С.С. Занковского. М., 2006. С. 1 - 30.
При любом понимании предпринимательского (хозяйственного) права организация и деятельность хозяйствующих субъектов реального сектора экономики регулируются в основном общими нормами этой отрасли права, распространяющимися на все виды хозяйственной деятельности, на все предприятия, независимо от того, относятся они к реальному сектору или нет. Гораздо меньший по объему нормативный массив предпринимательского (хозяйственного) законодательства составляют нормы, специально предназначенные для регулирования реального сектора экономики. Это объясняется в основном двумя причинами.

Во-первых, преобладание при правовом регулировании реального сектора общих норм, относящихся не только к нему, но и ко всем другим секторам экономики, создает благоприятные условия регламентации межсекторальных отношений, и в этом смысле такое положение вполне обоснованно.

Во-вторых, в относительно небольшом количестве специальных норм, предназначенных для регулирования реального сектора, выражается недооценка отраслей материального производства, возникшая при переходе к рыночной экономике, когда на первый план стали выдвигаться приносящие большой и быстрый доход отрасли - торговля и банковская деятельность, а более важные с макроэкономической и стратегической точек зрения отрасли материального производства, особенно промышленность, оказались практически разрушенными (кроме сырьевых отраслей). Развитие правового регулирования хозяйственной деятельности на базе идей либерального фундаментализма привело к появлению чрезмерно абстрактных норм в гражданском законодательстве, что во многих случаях затрудняет его использование в целях регулирования хозяйственной деятельности.

В условиях рыночной экономики хозяйственная деятельность выступает в основном как деятельность предпринимательская. Поэтому для обозначения регулирующей ее отрасли права мы используем термин "предпринимательское (хозяйственное) право". Однако этот термин в некоторых случаях неправильно истолковывается, как якобы сводящий предмет хозяйственного права только к предпринимательской деятельности. Так, В.С. Белых, ссылаясь в том числе на учебник "Предпринимательское (хозяйственное) право" под ред. В.В. Лаптева и С.С. Занковского, утверждает, что излагаемая в нем концепция ограничивает предмет хозяйственного права только предпринимательской деятельностью, тогда как в действительности она охватывает и иные виды деятельности в области хозяйствования <14>. Между тем именно эта идея выражена в названном выше учебнике.

--------------------------------

<14> Предпринимательское право России. Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М., 2008. С. 25.
"Предпринимательская деятельность, - говорится в нем, - является разновидностью деятельности хозяйственной. Хозяйственная деятельность, - понятие более широкое, чем предпринимательская деятельность. Хозяйственная деятельность - это деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг. В современных условиях она большей частью является предпринимательской деятельностью, но могут быть и иные виды хозяйственной деятельности, которые не обладают всеми признаками, присущими деятельности предпринимательской. Так, хозяйственная деятельность социально-культурных учреждений, общественных, религиозных и иных некоммерческих организаций не направлена на получение прибыли. Такая деятельность носит вспомогательный характер и имеет целью способствовать достижению основных задач соответствующих организаций.

Вместе с тем подобная деятельность и складывающиеся при ее осуществлении отношения также охватываются предпринимательским правом. Это объясняется тем, что в рыночной экономике хозяйственная деятельность, как правило, становится деятельностью предпринимательской. Другие виды хозяйственной деятельности осуществляются аналогично деятельности предпринимательской, хотя могут и не иметь цели получения прибыли. Такая хозяйственная деятельность также охватывается предпринимательским (хозяйственным) правом, которое строится применительно к регулированию предпринимательской деятельности как основного вида деятельности в рыночной экономике" <15>.

--------------------------------

<15> Предпринимательское (хозяйственное) право. Учебник / Под ред. В.В. Лаптева и С.С. Занковского. М., 2006. С. 24.
Таким образом, согласно концепции предпринимательского (хозяйственного) права эта отрасль права не только охватывает как предпринимательскую, так и иную хозяйственную деятельность, но в ней также определяется соотношение данных видов деятельности, характерное для условий рыночной экономики. В концепции предпринимательского (хозяйственного) права регулирование хозяйственных отношений рассматривается сквозь призму предпринимательства. Такой подход важен для рационального формирования хозяйственно-правовых институтов в содержательном отношении. Он полезен и для правильного понимания путей совершенствования правового регулирования промышленности и других отраслей реального сектора экономики.

В то же время изложенное показывает, что нельзя переоценивать значение терминологических моментов без учета содержания понятий, которые обозначаются тем или иным термином. В связи с этим уместно напомнить, что в середине прошлого столетия, когда велась дискуссия о разграничении гражданского и хозяйственного права, советским ученым В.С. Тадевосяном и немецким ученым М. Пошем было выдвинуто предложение: все нормы о гражданине относить к гражданину, а о хозяйственных организациях - к хозяйственному праву (теория адресата). Однако эта концепция не нашла поддержки, так как гражданское право содержит положения не только о гражданине, но также и об организациях, а нормы о хозяйственных организациях содержатся как в хозяйственном праве, так и в других правовых отраслях.

Подобно тому, как термин "гражданское право" не означает, что данная отрасль права относится только к гражданину, термин "предпринимательское право" (тем более с добавлением к нему слова "хозяйственное") не означает, что им охватывается только деятельность предпринимателей.

Предпринимательское (хозяйственное) законодательство нашей страны в настоящее время состоит из огромного количества законов, президентских указов и правительственных постановлений, не имеющих единого стержня, плохо согласованных между собой, а иногда и противоречащих друг другу. В этой отрасли законодательства нет единого обобщающего закона типа Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса, хотя неоднократно вносились предложения об издании такого закона и разрабатывались соответствующие законопроекты <16>.

--------------------------------

<16> См.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Проблемы предпринимательского (хозяйственного) права в современной России" // Труды Института государства и права РАН. 2007. N 2.
Противники издания Предпринимательского (Хозяйственного) кодекса утверждают, что разработать его невозможно, что нельзя создать общую часть в таком законе. Однако разработка проектов Кодекса свидетельствует об обратном. К тому же общая часть обязательна только в Кодексе, построенном по пандектной системе, а при институционной системе (по которой сконструирован, например, Гражданский кодекс Франции) общая часть в Кодексе отсутствует. Возможность разработки обобщающего закона по регулированию хозяйственных отношений подтверждается принятием и практикой применения Хозяйственного кодекса на Украине <17>.

--------------------------------



<17> См.: Мамутов В.К. Хозяйственный кодекс в системе правового обеспечения экономики в Украине // Государство и право. 2008. N 6. С. 65; Бобкова А.Г., Дутов М.М. О некоторых результатах принятия и применения Хозяйственного кодекса Украины. Донецк, 2005.
Принятие такого Кодекса важно потому, что в нем могут быть в единой системе определены общие положения предпринимательского (хозяйственного) права, установлены на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал нормы о юридическом положении хозяйствующих субъектов, правила регулирования отношений по осуществлению хозяйственной деятельности (отношений по горизонтали), по ее организации (отношений по вертикали) и отношений, складывающихся в пределах предприятия (внутрихозяйственных отношений).

В некоторых странах изданы торговые кодексы, регулирующие отношения не только в области торговли, но и в других сферах хозяйствования. Издание таких законов наряду с гражданскими кодексами обычно характеризуется как дуализм частного права. Однако в этих кодексах обычно содержатся и некоторые публично-правовые нормы. Например, в Германском торговом уложении имеется раздел о торговых книгах, содержащий нормы об учете хозяйственной деятельности, носящие публично-правовой характер. Подобные законы в современных условиях по существу становятся предпринимательскими кодексами, позволяющими учитывать специфические особенности хозяйственной деятельности в сфере предпринимательства. Представляет интерес, что с 1 января 2007 года Торговое уложение Австрии было переименовано в Предпринимательское уложение, в связи с чем субъекты регулируемых им отношений стали именоваться не "коммерсантами" (Kaufmann), а "предпринимателями" (Unternehmer) <18>.

--------------------------------

<18> См.: Мамутов В.К. Важное направление правового обеспечения экономики - кодификация. Донецк, 2009. С. 15.
В нашей стране некоторые нормы по правовому регулированию предпринимательской деятельности содержатся в Гражданском кодексе, но они регулируют только отношения по горизонтали, так как этот Кодекс был изначально сконструирован как частноправовой закон, не распространяющийся на публично-правовые отношения. Это особенно характерно для первой части Кодекса, принятой в 1994 году и юридически закрепившей существовавшие тогда условия "шоковой терапии" в экономике. В дальнейшем, однако, публично-правовые элементы регулирования экономики появились в принятой в 2006 году четвертой части Гражданского кодекса. Это вызывает критику со стороны ученых-цивилистов, считающих, что "включение в ГК РФ большого количества норм административного права - это начало дезорганизации всей цивилистической системы в целом. По сути кодификация подменяется инкорпорацией... ГК РФ рискует превратиться в свод законов" <19>.

--------------------------------



<19> Еременко В.И. Завершение кодификации гражданского законодательства Российской Федерации // Государство и право. 2007. N 10. С. 44.
Можно согласиться с тем, что "дезорганизация" цивилистической системы действительно происходит. В современных условиях цивилистическая доктрина не в состоянии предложить адекватные меры радикального улучшения правового регулирования экономики. Это может быть сделано только на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал, что не укладывается в традиционные цивилистические представления о гражданском праве как праве частном и о Гражданском кодексе как об отраслевом частноправовом законе <20>.

--------------------------------



<20> См.: Дойников И.В. Кризис либерально-цивилистической доктрины и современный этап кодификации российского законодательства // Предпринимательское право. 2009. N 1. С. 39.
В соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации" <21> разработан проект концепции развития гражданского законодательства. Не рассматривая содержания этого обширного документа, отметим лишь, что он составлен исходя из традиционных цивилистических представлений.

--------------------------------



<21> СЗ РФ. 2008. N 29. Ст. 3482.
Оценивая этот документ, Ю.К. Толстой отмечает: "Сейчас основная задача состоит в том, чтобы найти оптимальный баланс в соотношении публично-правового и частноправового регулирования. А в этой Концепции, да и в Указе Президента от 18 июля 2008 г., к сожалению, нет осознания глубины того кризиса, в котором мы оказались" <22>.

--------------------------------



<22> Толстой Ю.К. Важно обеспечить единообразие судебной практики - интервью // Закон. 2009. N 11. С. 11.
Конечно, улучшение гражданского законодательства с частноправовых позиций также может дать некоторые положительные результаты. Например, в процессе такого улучшения следовало бы исключить второй абзац ч. 2 ст. 3 ГК РФ, согласно которому нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Это положение мешает совершенствованию гражданского законодательства при возникновении новых социально-экономических задач и противоречит общепринятому правилу о том, что специальный закон имеет преимущество перед законом общим <23>.

--------------------------------



<23> Подробнее см.: Лаптев В.В. Проблемы предпринимательской (хозяйственной) правосубъектности // Государство и право. 1999. N 11. С. 15.
В то же время совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности следовало бы, по нашему мнению, проводить главным образом на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал. Тем более, что в настоящее время издаются многочисленные законы и иные нормативные акты по регулированию хозяйственных отношений, основанные именно на таком сочетании. Это дает возможность четко согласовать правовую регламентацию отношений по осуществлению и организации хозяйственной деятельности, что особенно важно в отраслях материального производства, входящих в состав реального сектора экономики.

В подобных нормативных актах используются, в частности, своеобразные правовые нормы, отличающиеся конкретным содержанием и называемые поэтому конкретными нормами. Они применяются наряду с правовыми нормами общего характера, что дает возможность четко определять содержание складывающихся на их основе отношений.

Примером могут служить Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316 <24>. Этот нормативный акт не только содержит конкретные правовые нормы, но и исходит из того, что утверждаемые на его основе уполномоченными государственными органами акты кадастровой оценки отдельных земельных участков также содержат конкретные правовые нормы. Нормативный характер таких актов признается в практике Верховного Суда РФ, хотя и подвергается сомнению некоторыми работниками арбитражных судов <25>.

--------------------------------



<24> СЗ РФ. 2000. N 16. Ст. 1709.

<25> Об обсуждении этого вопроса в Научно-консультативном совете при Высшем Арбитражном Суде РФ см.: Сироткина А.А. О правовой природе акта об утверждении результата кадастровой оценки земель: проблемы квалификации // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2008. N 3. С. 44.
С точки зрения правового регулирования хозяйственной деятельности в промышленности и других отраслях реального сектора экономики важное значение имеют конкретные нормы, используемые в производственно-технологической сфере. При переходе к инновационной экономике возрастает роль технического регулирования, которое осуществляется в правовых формах, когда юридически закрепляемые технические нормы становятся нормами технико-юридическими.

Особенностью предпринимательского (хозяйственного) права является то, что, хотя его предметом являются хозяйственные отношения, в некоторых случаях субъективные права и обязанности в этой отрасли права возникают вне правоотношений. В подобных ситуациях нормы права регулируют непосредственно производственно-хозяйственную деятельность, а субъективные права и обязанности основываются непосредственно на законе или ином нормативном акте. Непосредственное регулирование нормами предпринимательского (хозяйственного) права производственно-хозяйственной деятельности, признание этой деятельности предметом регулирования - характерная черта предпринимательского (хозяйственного) права <26>.

--------------------------------

<26> См.: Лаптев В.В. Предмет и система хозяйственного права. М., 1969. С. 54 - 57; Быков А.Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право в рыночной экономике. М., 2004. С. 69.
Такое положение во многом объясняется отмеченным выше использованием в данной отрасли права конкретных юридических норм, непосредственно определяющих процесс производственно-хозяйственной деятельности. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" <27> технические регламенты определяют все стадии производства и обращения продукции, в том числе и те, на которых правоотношения не возникают. Например, при производстве изделий в рамках подразделения предприятия технологический процесс определяется техническим регламентом (технико-юридическими нормами), хотя хозяйственные правоотношения не возникают до передачи изделия (полуфабриката) в другое подразделение предприятия или готовой продукции хозяйствующему субъекту - заказчику (потребителю) продукции.

--------------------------------



<27> СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. 1). Ст. 5140.
Согласно ст. 2 Закона "О техническом регулировании" технический регламент устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования - продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации. В первоначальной редакции Закона предусматривалось, что технические регламенты принимаются международным соглашением, федеральным законом, указом Президента или постановлением Правительства РФ.

После издания этого Закона технические регламенты в основном стали утверждаться федеральными законами, что повышает роль закона в техническом регулировании и усиливает авторитет регламентов. Но в то же время это приводило к тому, что регламенты разрабатывались и утверждались слишком медленно.

Для ускорения и улучшения работы в области технического регулирования были приняты поправки к Закону "О техническом регулировании", повысившие роль правительства в этой области. В соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2007 г. N 65-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" <28> форма принятия технических регламентов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, определяется Правительством РФ.

--------------------------------



<28> СЗ РФ. 2007. N 19. Ст. 2293.
Недостатком законодательства о техническом регулировании является, как отмечают специалисты, неполнота и нечеткость некоторых его положений об установлении компетенции государственных органов в этой области <29>. Кроме того, в литературе отмечается недостаточная разработка понятийного аппарата, отсутствие в законодательстве четкого определения некоторых понятий, относящихся к инновационной деятельности <30>.

--------------------------------



<29> См.: Терещенко Л.К., Калмыкова А.В., Лукьянова В.Ю. Законодательство о техническом регулировании: его развитие // Государство и право. 2008. N 2. С. 12.

<30> См.: Голиченко О.Г., Самоволева С.А. Проблемы нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности: отсутствие единой системы терминов - основной источник противоречий // Экономическая наука современной России. 2006. N 4(35). С. 80.
В части подготовки новых технических регламентов, несмотря на отмеченные выше меры, работа ведется очень медленно. За семь лет, прошедших после издания Закона "О техническом регулировании", было принято только 11 технических регламентов <31>. В результате многие сферы производственно-технической деятельности оказались не урегулированными техническими регламентами. Устранению этого недостатка будет способствовать принятие Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 385-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О техническом регулировании" <32>.

--------------------------------



<31> См.: Президент взялся за стандартизацию // Экономика и жизнь. 2009. N 50. С. 3.

<32> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 6.
В новом Законе предусматривается, что технические регламенты могут приниматься не только федеральными законами и постановлениями Правительства РФ, как делалось до последнего времени, но и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. Кроме того, повышается роль стандартов, которые остаются необязательными, но могут учитываться при применении технических регламентов, помогая их практической реализации. В новой статье, включенной в Закон "О техническом регулировании" (ст. 16.1), предусматривается применение стандартов и других документов в области стандартизации на добровольной основе, в результате чего обеспечивается соблюдение требований технических регламентов.

Важно и то, что предусматривается в дальнейшем использовать иностранный опыт технического регулирования. К документам в области стандартизации в нашей стране относятся теперь не только российские стандарты и правила стандартизации, но и международные стандарты, стандарты иностранных государств, своды правил иностранных государств, региональные стандарты и региональные своды правил, зарегистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов.

Если технический регламент по определенному виду продукции или процессу не принят, Правительством РФ могут в отношении их вводиться обязательные требования, содержащиеся в технических регламентах государств - участников Таможенного союза и в документах Европейского союза. В таких случаях российская организация (заявитель) вправе самостоятельно выбрать режим технического регулирования, который будет применяться в отношении соответствующих видов продукции и процессов (п. 6.2 и 7 ст. 46 Закона "О техническом регулировании", в редакции от 30 декабря 2009 г.). Использование иностранного опыта технического регулирования будет способствовать становлению и развитию инновационной экономики в нашей стране.

Некоторые положительные моменты, относящиеся к техническому регулированию, имеются в четвертой части Гражданского кодекса. Это связано с попыткой регулирования в данном законе общественных отношений на основе сочетания частноправовых и публично-правовых начал, что вызвало упомянутую выше критику со стороны некоторых ученых-цивилистов. Но хотя такой подход действительно противоречит традиционной цивилистике, он соответствует потребностям практики регулирования хозяйственной деятельности.

Речь идет о гл. 77 ГК РФ (ст. 1542 - 1551), в которой содержатся нормы, относящиеся к правовому регулированию единой технологии <33>. При этом единой признается технология гражданского, военного, специального или двойного назначения, созданная несколькими субъектами за счет или с привлечением средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов Федерации. Лицу, организовавшему создание единой технологии, принадлежит право на созданную технологию. Однако это лицо-исполнитель не только вправе, но и обязано обеспечить практическое применение технологии. Данное правило, содержащееся в ст. 1545 ГК, направлено на то, чтобы предоставленные государством средства были эффективно использованы.

--------------------------------



<33> См.: Свит Ю. Правовой режим единой технологии как объекта гражданских прав // Хозяйство и право. 2008. N 5. С. 23.
Более того, в некоторых случаях право на технологию, созданную за счет или с привлечением государственных средств, полностью принадлежат не исполнителю, а государству. Согласно ч. 1 ст. 1546 ГК РФ право на единую технологию, созданную за счет или с привлечением средств федерального бюджета, принадлежит Российской Федерации в случаях, если 1) единая технология непосредственно связана с обеспечением обороны и безопасности страны; 2) Российская Федерация приняла на себя финансирование работ по доведению единой технологии до стадии практического применения; 3) исполнитель не обеспечил до истечения шести месяцев после окончания работ совершения всех действий, необходимых для признания за ним или приобретения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, которые входят в состав технологии. В случае, когда технология создана за счет или с привлечением средств субъекта Федерации, при наличии примерно таких же условий, право на технологию признается принадлежащим этому субъекту.

Право на единую технологию может согласно ст. 1549 ГК РФ принадлежать одновременно Российской Федерации, ее субъектам и другим инвесторам. В этом случае они осуществляют право на технологию совместно. Распоряжение правом на технологию, принадлежащим нескольким лицам, проводится ими по общему согласию. Если часть единой технологии может иметь самостоятельное значение, то соглашением между правообладателями может быть определено, право на какую часть технологии принадлежит каждому из них. Часть технологии имеет самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от иных ее частей. Каждый из правообладателей вправе по своему усмотрению использовать соответствующую часть технологии, если иное не предусмотрено соглашением между ними. При этом распоряжение правом на технологию в целом осуществляется совместно всеми правообладателями. Порядок распоряжения правами на единые технологии и их части, имеющие самостоятельное значение, путем их передачи определяется Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 284-ФЗ "О передаче прав на единые технологии" <34>, в котором предусматриваются условия договоров о передаче таких прав.

--------------------------------

<34> СЗ РФ. 2008. N 52. Ст. 6239.
Значительное влияние на экономику оказывает лицензирование предпринимательской деятельности. Для промышленности и других отраслей реального сектора оно весьма важно в связи с тем, что в этих отраслях складываются сложные хозяйственные отношения, осуществляются производственно-технологические процессы, требующие высокой квалификации работников и нередко являющиеся потенциально опасными как для персонала предприятий, так и для других граждан.

Общие вопросы, связанные с этим видом государственной деятельности, регулируются Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <35>, а особенности, относящиеся к лицензированию отдельных отраслей производства и видов хозяйственной деятельности, устанавливаются в положениях, утверждаемых Правительством РФ.

--------------------------------

<35> СЗ РФ. 2001. N 33. Ст. 3430.
Лицензирование является формой предварительного контроля, который во многих случаях может быть заменен менее жестким последующим контролем за хозяйственной деятельностью. В нашей стране сложилась ситуация, когда лицензирование приобрело практически всеобъемлющий характер. В настоящее время в этой сфере происходят положительные процессы сокращения лицензируемых видов деятельности, что наряду с ограничениями проверок и другими подобными мерами <36> будет способствовать повышению инициативы и самостоятельности предприятий и других хозяйствующих субъектов.

--------------------------------



<36> См.: Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" // СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6249.
В то же время простой отказ от лицензирования невозможен, особенно в отраслях, относящихся к реальному сектору экономики. Об этом свидетельствует, например, неоднократный перенос сроков отмены лицензирования в строительстве в условиях, когда происходят обрушения различных строений, крытых рынков, спортивных сооружений. Развитие происходит в направлении усиления роли саморегулируемых организаций, которые могут взять на себя некоторые контрольные функции <37>. Иными словами, функции контроля за хозяйственной деятельностью, выполняемые лицензирующими органами, предполагается возложить в перспективе на бизнес-сообщество.

--------------------------------



<37> См.: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" // СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
Попытка конкретного решения данного вопроса сделана путем внесения в Градостроительный кодекс РФ поправок, предусматривающих отмену лицензирования в строительстве с одновременным усилением других форм контроля за качеством и безопасностью строительных работ <38>. Это должно быть обеспечено вступлением строительных предприятий в одну из создаваемых саморегулируемых организаций, которая выдает предприятию свидетельство о допуске к выполнению строительных работ. Без такого свидетельства строительные работы производиться не могут. Саморегулируемая организация контролирует деятельность своих членов. При этом саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный ее членами в результате деятельности на строительном рынке (ст. 60 Градостроительного кодекса РФ). Эта ответственность осуществляется за счет средств компенсационного фонда, создаваемого в саморегулируемой организации из взносов ее участников <39>. Жизнь покажет, насколько эффективной окажется такая система контроля и обеспечения качества и безопасности строительных работ. Пока система саморегулирования в строительстве развивается медленно во многом из-за высоких размеров вступительных взносов в саморегулируемых организациях, уплата которых оказывается затруднительной для небольших строительных предприятий <40>.

--------------------------------



<38> См.: Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 1). Ст. 3604.

<39> См.: Шарапов В. О новой системе саморегулирования строительства // Хозяйство и право. 2008. N 12. С. 48.

<40> См.: Семенова И. Строители не спешат саморегулироваться // Экономика и жизнь. 2009. N 38. С. 1.
Саморегулируемые организации в сфере строительства вправе разрабатывать и утверждать обязательные для их членов стандарты и правила предпринимательской деятельности, соответствующие законодательству РФ. Минимально необходимые требования к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, определяются в ч. 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 148-ФЗ). В ч. 9 этой статьи указывается, что минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность некоторых объектов (особо опасных, технологически сложных и уникальных), устанавливаются Правительством РФ <41>.

--------------------------------



<41> См.: Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2010 г. N 48 "О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технологически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов" // СЗ РФ. 2010. N 7. Ст. 756.
Что касается промышленности и других отраслей реального сектора экономики, кроме строительства, то в них конкретные системы перехода от лицензирования к другим формам контроля пока не разработаны, в связи с чем остается актуальной задача совершенствования системы лицензирования предпринимательской деятельности и устранения имеющихся в ней недостатков <42>.

--------------------------------



<42> См.: Материалы научного семинара "Лицензирование предпринимательской деятельности" // Хозяйство и право. 2008. N 11. С. 3.
II. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ

РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница