Ризп экономический факультет




страница1/3
Дата11.05.2016
Размер0.7 Mb.
  1   2   3


Частное образовательное учреждение высшего образования

«Ростовский институт защиты предпринимателя»

(РИЗП)
Экономический факультет





Рассмотрено и СОГЛАСОВАНО

на заседании кафедры Бухгалтерского учета и экономики

Протокол № 10 «14» мая 2015 г.

Зав. кафедрой Оленева С.В.




ФОНДА оценочных средств

по дисциплине Б2.В.ДВ.2 «Предпринимательские риски»

Направление подготовки

080100 (38.03.01) Экономика


Профиль подготовки

«Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Квалификация (степень)

Бакалавр


очной, заочной формы обучения
Разработчик (и): к.э.н., Шпилевская Е.В.

Ростов-на-Дону

2015 г.

СОДЕРЖАНИЕ


ПАСПОРТ ФОНДАА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ 3

Раздел 1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы по направлению подготовки 080100 (38.03.01) Экономика 4

Раздел 2. Показатели, критерии и шкала оценивания компетенций по учебной дисциплине «Предпринимательские риски» 7

2.1. Показатели, критерии и шкала оценивания компетенций текущего контроля знаний по учебной дисциплине


«Предпринимательские риски» 7

2.2. Показатели, критерии и шкала оценивания компетенций промежуточного контроля знаний по учебной дисциплине


«Предпринимательские риски» 13

Раздел 3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций 14

3.1. Задания для проведения текущей аттестации по итогам освоения дисциплины 14

3.1.1 Общие положения по организации текущей аттестации по итогам освоения дисциплины 14

3.1.2 Планы семинарских занятий по курсу «Предпринимательские риски» 17

3.1.3 Исследовательская работа студентов 26

3.1.4 Конспектирование учебного материала 31

3.2. Контрольные задания для проведения промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 32

3.2.1. Вопросы к зачету 34

3.2.2. Тестовые задания 35

Раздел 4. Информационное обеспечение дисциплины 47

4.1. Нормативно-правовые акты 47

4.2. Статистические материалы 47

4.3. Специальная литература 47




ПАСПОРТ ФОНДАА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Фонд оценочных средств (ФОС) для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по дисциплине «Предпринимательские риски» разработан в соответствии с рабочей программой, входящей в ООП направление подготовки 080100 (38.03.01) «Экономика» профиль подготовки «Бухгалтерский учет, анализ и аудит».

Фонд оценочных средств по дисциплине «Предпринимательские риски» предназначен для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям образовательной программы, в том числе рабочей программы дисциплины «Предпринимательские риски», для оценивания результатов обучения: знаний, умений, владений и уровня приобретенных компетенций.

Фонд оценочных средств по дисциплине «Предпринимательские риски» включает:

1. оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости:



  • устный и письменный опрос;

  • собеседование;

  • реферативное задание;

  • комплект разноуровневых задач (заданий);

  • тестовое задание.

2. оценочные средства для проведения текущего контроля самостоятельной работы



  • задания для проведения исследовательской работы;

  • задания для конспектирования учебного материала.

3. оценочные средства для проведения промежуточной аттестации в форме:




Раздел 1. Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения образовательной программы по направлению подготовки 080100 (38.03.01) Экономика
В ходе освоения учебной дисциплины Б2.В.ДВ.2 «Предпринимательские риски» у студента должны сформироваться элементы следующих общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению:
Таблица 1.1

Итоги сформированности элементов компетенции

Начальный этап формирования компетенции

Заключительный этап формирования компетенции

Знать

Уметь

Владеть

1

2

3

4

5

ОК-12 способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны

  • знать виды и специфику рисков и уметь их определять;

  • знать способы ограничения или предупреждения риска

  • определять специфику риска;

  • грамотно осуществлять выбор способов ограничения или предупреждения риска

Осуществляется в период освоения учебных дисциплин:

Экономика предприятия



Осуществляется в период прохождения учебной и производственной практики и подготовке выпускной квалификационной работы


ПК-1 способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов

  • набор основных экономических показателей, отражающих уровень риска деятельности хозяйствующего субъекта;

  • интерпретировать значение экономических показателей деятельности хозяйствующего субъекта при оценке риска

  • навыками оценки риска на базе анализа ограничения или предупреждения риска,

Осуществляется в период освоения учебных дисциплин:

Экономика предприятия, Методы моделирования и прогнозирования экономики.



Осуществляется в период прохождения учебной и производственной практики и подготовке выпускной квалификационной работы


ПК-2 способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

  • знать методы оценки риска и владеть ими практически, т.е. уметь рассчитывать степень риска (его величину);



  • осуществлять качественную и количественную оценку риска деятельности хозяйствующего субъекта



  • методиками качественной и количественной оценки риска деятельности хозяйствующего субъекта

Осуществляется в период освоения учебных дисциплин:

Микроэкономика;

Экономика предприятия, Методы моделирования и прогнозирования экономики, Теория экономического анализа


Осуществляется в период прохождения учебной и производственной практики и подготовке выпускной квалификационной работы

ПК-3 способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами

  • методики оценки риска, применяемые в инвестиционном и бизнес-планировании

  • осуществлять подготовку раздела инвестиционного или бизнес – плана, касающегося оценки рисков

  • выбирать наиболее оптимальные способы минимизации рисков для каждого конкретного случая;

  • методиками оценки риска при подготовке инвестиционных или бизнес – планов

  • подходами и методами формирования антирисковой стратегии;

Осуществляется в период освоения учебных дисциплин:

Микроэкономика;

Экономика предприятия, Методы моделирования и прогнозирования экономики, Теория экономического анализа


Осуществляется в период прохождения учебной и производственной практики и подготовке выпускной квалификационной работы

ПК-4 способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач

  • методы сбора, анализа и обработки данных, необходимых для проведения оценки риска

  • уметь анализировать и обобщать информацию, необходимую для принятия решения в условиях риска;

  • методами сбора, анализа и обработки данных, необходимых для проведения оценки риска

Осуществляется в период освоения учебных дисциплин:

Эконометрика, Информационная системы в экономике



Осуществляется в период прохождения учебной и производственной практики и подготовке выпускной квалификационной работы

ПК-14 владеет основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

  • знать виды и специфику рисков и уметь их определять;

  • знать способы ограничения или предупреждения риска

  • - определять специфику риска;

  • - грамотно осуществлять выбор способов ограничения или предупреждения риска

  • навыки использования программ и учебно-методических материалов в учебном процессе, представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада.

Осуществляется в период освоения учебных дисциплин:

Методы моделирования и прогнозирования экономике Макроэкономика



Осуществляется в период прохождения учебной и производственной практики и подготовке выпускной квалификационной работы

ПК-15 способен принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин

  • знать виды и специфику рисков и уметь их определять;

  • знать способы ограничения или предупреждения риска

  • принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения дисциплины

  • навыками и методами разработки учебно-методического обеспечения дисциплины

Осуществляется в период освоения учебных дисциплин:

Методы моделирования и прогнозирования экономике Макроэкономика



Осуществляется в период прохождения учебной и производственной практики и подготовке выпускной квалификационной работы


Раздел 2. Показатели, критерии и шкала оценивания компетенций по учебной дисциплине «Предпринимательские риски»
2.1. Показатели, критерии и шкала оценивания компетенций текущего контроля знаний по учебной дисциплине
«Предпринимательские риски»

Таблица 2.1



Показатели

Критерии

Шкала оценивания

Основы теории предпринимательских рисков

Знать:

  • Основные направления теории предпринимательских рисков.

  • Сущность и функции предпринимательского риска.

  • Принятие оптимальных решений в условиях неопределенности.


Уметь:

  • Грамотно и аргументировано строить устную речь;

  • Доказательно обосновывать свою позицию по исследуемым вопросам;

  • Апеллировать основными категориями дисциплины.


Владеть:

  • Понятийным аппаратом дисциплины;

  • Навыками решения практических задач

2 балла

незначительное знание понятийного аппарата; затруднения при решении практической задачи



3 балла

знание основных понятий, в целом правильное, но недостаточно аргументированное решение практической задачи.



4 балла

проявление знаний и умений по показателям темы с возможностью неглубокого раскрытия каждого из критериев показателя; аргументированное обоснование своих оценок по разделам темы.



5 баллов

полное и глубокое проявление знаний и умений по всем показателям темы. Полное освоение всего блока знаний, умений и навыков по данной теме




Классификация предпринимательских рисков

Знать:

  • Основные понятия и классификация рисков.

  • Экономические, правовые и финансовые аспекты предпринимательских рисков.

  • Взаимосвязь различных видов предпринимательских рисков.


Уметь:

  • Грамотно и аргументировано строить устную речь;

  • Доказательно обосновывать свою позицию по исследуемым вопросам;

  • Апеллировать основными категориями дисциплины.


Владеть:

  • Понятийным аппаратом дисциплины;

  • Навыками решения практических задач




2 балла

незначительное знание понятийного аппарата; затруднения при решении практической задачи



3 балла

знание основных понятий, в целом правильное, но недостаточно аргументированное решение практической задачи.



4 балла

проявление знаний и умений по показателям темы с возможностью неглубокого раскрытия каждого из критериев показателя; аргументированное обоснование своих оценок по разделам темы.



5 баллов

полное и глубокое проявление знаний и умений по всем показателям темы. Полное освоение всего блока знаний, умений и навыков по данной теме



Методы выявления предпринимательских рисков

Знать:

  • Анализ предпринимательского риска.

  • Методы выявления предпринимательских рисков

  • Методы оценки степени предпринимательского риска.


Уметь:

  • Грамотно и аргументировано строить устную речь;

  • Доказательно обосновывать свою позицию по исследуемым вопросам;

  • Апеллировать основными категориями дисциплины.


Владеть:

  • Понятийным аппаратом дисциплины;

  • Навыками решения практических задач



2 балла

незначительное знание понятийного аппарата; затруднения при решении практической задачи



3 балла

знание основных понятий, в целом правильное, но недостаточно аргументированное решение практической задачи.



4 балла

проявление знаний и умений по показателям темы с возможностью неглубокого раскрытия каждого из критериев показателя; аргументированное обоснование своих оценок по разделам темы.



5 баллов

полное и глубокое проявление знаний и умений по всем показателям темы. Полное освоение всего блока знаний, умений и навыков по данной теме



Оценка рисков в предпринимательской деятельности

Знать:

  • Количественная оценка предпринимательского риска

  • Качественная оценка предпринимательского риска

  • Методы учета неопределенности и оценки рисков инвестиционных проектов.


Уметь:

  • Грамотно и аргументировано строить устную речь;

  • Доказательно обосновывать свою позицию по исследуемым вопросам;

  • Апеллировать основными категориями дисциплины.


Владеть:

  • Понятийным аппаратом дисциплины;

  • Навыками решения практических задач




2 балла

незначительное знание понятийного аппарата; затруднения при решении практической задачи



3 балла

знание основных понятий, в целом правильное, но недостаточно аргументированное решение практической задачи.



4 балла

проявление знаний и умений по показателям темы с возможностью неглубокого раскрытия каждого из критериев показателя; аргументированное обоснование своих оценок по разделам темы.



5 баллов

полное и глубокое проявление знаний и умений по всем показателям темы. Полное освоение всего блока знаний, умений и навыков по данной теме



Производственные риски

Знать:

  • Понятие и источники производственного риска. Основные правила принятия решений.

  • Анализ вариантов уменьшения риска.

  • Оценка уровня производственного левериджа.


Уметь:

  • Грамотно и аргументировано строить устную речь;

  • Доказательно обосновывать свою позицию по исследуемым вопросам;

  • Апеллировать основными категориями дисциплины.

Владеть:

  • Понятийным аппаратом дисциплины;

  • Навыками решения практических задач




2 балла

незначительное знание понятийного аппарата; затруднения при решении практической задачи



3 балла

знание основных понятий, в целом правильное, но недостаточно аргументированное решение практической задачи.



4 балла

проявление знаний и умений по показателям темы с возможностью неглубокого раскрытия каждого из критериев показателя; аргументированное обоснование своих оценок по разделам темы.



5 баллов

полное и глубокое проявление знаний и умений по всем показателям темы. Полное освоение всего блока знаний, умений и навыков по данной теме



Финансовые риски

Знать:

  • Классификация финансовых рисков.

  • Методы оценки и управления финансовыми рисками


Уметь:

  • Грамотно и аргументировано строить устную речь;

  • Доказательно обосновывать свою позицию по исследуемым вопросам;

  • Апеллировать основными категориями дисциплины.


Владеть:

  • Понятийным аппаратом дисциплины;

  • Навыками решения практических задач




2 балла

незначительное знание понятийного аппарата; затруднения при решении практической задачи



3 балла

знание основных понятий, в целом правильное, но недостаточно аргументированное решение практической задачи.



4 балла

проявление знаний и умений по показателям темы с возможностью неглубокого раскрытия каждого из критериев показателя; аргументированное обоснование своих оценок по разделам темы.



5 баллов

полное и глубокое проявление знаний и умений по всем показателям темы. Полное освоение всего блока знаний, умений и навыков по данной теме



Риск банкротства как основное проявление финансовых рисков

Знать:

  • Характеристика и место риска банкротства в системе финансовых рисков.

  • Действующее законодательство Российской Федерации о банкротстве предприятия.

  • Методы оценки и управления риском банкротства.


Уметь:

  • Грамотно и аргументировано строить устную речь;

  • Доказательно обосновывать свою позицию по исследуемым вопросам;

  • Апеллировать основными категориями дисциплины.


Владеть:

  • Понятийным аппаратом дисциплины;

  • Навыками решения практических задач




2 балла

незначительное знание понятийного аппарата; затруднения при решении практической задачи



3 балла

знание основных понятий, в целом правильное, но недостаточно аргументированное решение практической задачи.



4 балла

проявление знаний и умений по показателям темы с возможностью неглубокого раскрытия каждого из критериев показателя; аргументированное обоснование своих оценок по разделам темы.



5 баллов

полное и глубокое проявление знаний и умений по всем показателям темы. Полное освоение всего блока знаний, умений и навыков по данной теме



Управление инвестиционными рисками

Знать:

  • Характеристика и место инвестиционного риска в системе финансовых рисков.

  • Действующее законодательство РФ в области инвестиционной деятельности.

  • Методики количественной и качественной оценки инвестиционных рисков.

  • Методы управления инвестиционным риском.


Уметь:

  • Грамотно и аргументировано строить устную речь;

  • Доказательно обосновывать свою позицию по исследуемым вопросам;

  • Апеллировать основными категориями дисциплины.


Владеть:

  • Понятийным аппаратом дисциплины;

  • Навыками решения практических задач




2 балла

незначительное знание понятийного аппарата; затруднения при решении практической задачи



3 балла

знание основных понятий, в целом правильное, но недостаточно аргументированное решение практической задачи.



4 балла

проявление знаний и умений по показателям темы с возможностью неглубокого раскрытия каждого из критериев показателя; аргументированное обоснование своих оценок по разделам темы.



5 баллов

полное и глубокое проявление знаний и умений по всем показателям темы. Полное освоение всего блока знаний, умений и навыков по данной теме



Основные пути и методы снижения рисков. Процесс управления предпринимательскими рисками

    Знать:

  • Информационные основы управления рисками.

  • Страхование предпринимательских рисков

  • Риск-менеджмент


Уметь:

  • Грамотно и аргументировано строить устную речь;

  • Доказательно обосновывать свою позицию по исследуемым вопросам;

  • Апеллировать основными категориями дисциплины.


Владеть:

  • Понятийным аппаратом дисциплины;

  • Навыками решения практических задач



2 балла

незначительное знание понятийного аппарата; затруднения при решении практической задачи



3 балла

знание основных понятий, в целом правильное, но недостаточно аргументированное решение практической задачи.



4 балла

проявление знаний и умений по показателям темы с возможностью неглубокого раскрытия каждого из критериев показателя; аргументированное обоснование своих оценок по разделам темы.



5 баллов

полное и глубокое проявление знаний и умений по всем показателям темы. Полное освоение всего блока знаний, умений и навыков по данной теме



Предпринимательские риски и теневая экономика

    Знать:

  • Предпринимательские риски в легальной и теневой экономике.

  • Методы сокращения рисков теневого сектора экономики


Уметь:

  • Грамотно и аргументировано строить устную речь;

  • Доказательно обосновывать свою позицию по исследуемым вопросам;

  • Апеллировать основными категориями дисциплины.


Владеть:

  • Понятийным аппаратом дисциплины;

  • Навыками решения практических задач



2 балла

незначительное знание понятийного аппарата; затруднения при решении практической задачи



3 балла

знание основных понятий, в целом правильное, но недостаточно аргументированное решение практической задачи.



4 балла

проявление знаний и умений по показателям темы с возможностью неглубокого раскрытия каждого из критериев показателя; аргументированное обоснование своих оценок по разделам темы.



5 баллов

полное и глубокое проявление знаний и умений по всем показателям темы. Полное освоение всего блока знаний, умений и навыков по данной теме





Регламент проведения устного опроса

1.

Предел длительности ответа на каждый вопрос

до 5-7 мин.

2.

Внесение студентами уточнений и дополнений

до 1 мин.

3.

Комментарии преподавателя

до 1-2 мин.

2.2. Показатели, критерии и шкала оценивания компетенций промежуточного контроля знаний по учебной дисциплине
«Предпринимательские риски»

Таблица 2.2



Результат зачета

Оценка за экзамен

Критерии оценивания компетенций

не зачтено

«Неудовлетворительно»

Студент не знает значительной части программного материала (менее 50% правильно выполненных заданий от общего объема работы), допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические работы, не подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой экзамена.


зачтено

«Удовлетворительно»

Студент показывает знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, в целом, не препятствует усвоению последующего программного материала, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических работ, подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой экзамена на минимально допустимом уровне.


«Хорошо»

Студент показывает твердо знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения, допуская некоторые неточности; демонстрирует хороший уровень освоения материала, информационной и коммуникативной культуры и в целом подтверждает освоение компетенций, предусмотренных программой экзамена.


«Отлично»

Студент глубоко и прочно усвоил программный материал, исчерпывающе, последовательно, четко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с задачами, вопросами и другими видами применения знаний, причем не затрудняется с ответом при видоизменении заданий, использует в ответе материал монографической литературы, правильно обосновывает принятое решение, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических задач, подтверждает полное освоение компетенций, предусмотренных программой экзамена.


Раздел 3. Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
3.1. Задания для проведения текущей аттестации по итогам освоения дисциплины

3.1.1 Общие положения по организации текущей аттестации по итогам освоения дисциплины

В течение преподавания курса «Предпринимательские риски» в качестве форм текущей аттестации студентов используются такие формы, как промежуточное и итоговое тестирование, оценивание активности и подготовленности на семинарском занятии, заслушивание и оценка доклада по теме реферата, собеседование при приёме результатов практических работ с оценкой, решение задач.

Оценка осуществляется по всем элементам заданий для проведения к текущей аттестации. В частности оценке подлежат:



  • устные ответы на вопросы к обсуждению, участие в дискуссии;

  • выступление с докладами по теме рефератов;

  • решение практических задач.

Работа студента по каждому элементу заданий подлежит оценке по традиционной (пятибалльной) системе. При этом каждый вид заданий оценивается самостоятельно с учетом набора критериев.
1. Оценка устного ответа на вопросы к обсуждению, участие в дискуссии.

Опрос учебной группы осуществляется по перечню вопросов, представленных к осуждению по теме занятия. Среднее время обсуждения вопроса – 5-7 мин.

Регламент проведения устного опроса представлен в табл. 3.1

Критерии оценки устных ответов представлены в табл. 3.2

Таблица 3.1

Регламент проведения устного опроса





Вид работы

Продолжительность

1.

Предел длительности ответа на каждый вопрос

до 3 мин.

2.

Внесение студентами уточнений и дополнений

до 1 мин.

3.

Дискуссия с участием учебной группы по ответу на вопрос

до 2 мин.

4.

Комментарии преподавателя

до 1 мин.




Итого продолжительность устного ответа (на один вопрос)

до 7 мин.

Таблица 3.2

Критерии оценки устных ответов студентов

Оценка

Критерии оценивания

«Отлично»

Устный ответ отличается последовательностью, логикой изложения. Легко воспринимается аудиторией. При ответе на вопросы выступающий демонстрирует глубину владения материалом. Ответы формулируются аргументировано, обосновывается собственная позиция в проблемных ситуациях.

«Хорошо»

Устный ответ отличается последовательностью, логикой изложения. Но обоснование сделанных выводов не достаточно аргументировано. Неполно раскрыто содержание проблемы.

«Удовлетворительно»

Устный ответ направлен на пересказ содержания проблемы, но не демонстрирует умение выделять главное, существенное. Выступающий не владеет пониманием сути излагаемой проблемы

«Неудовлетворительно»

Устный ответ носит краткий, неглубокий, поверхностный характер.


2. Оценка выступления с докладами по теме реферата

При подготовке реферата и доклада, студент должен решить следующие задачи:



  • выбрать тему, обосновать её актуальность и значимость.

  • ознакомиться с литературными источниками и сделать их анализ.

  • собрать необходимый материал для исследования.

  • провести систематизацию и анализ собранных данных.

  • изложить свою точку зрения по дискуссионным вопросам, относящимся к теме исследования

  • на основе выполненной работы, сделать выводы.

При подготовке реферата и доклада студентом также готовиться презентация по ключевым тезисам. Презентация представляется вместе с докладом и является его неотъемлемой частью. Объем презентации к докладу по реферату должен составлять от 6 до 10 слайдов, в которых отражаются основное содержание реферата. Среднее время выступления с докладом составляет 5 – 7 мин.

Оформление реферата

Реферат оформляется на листах бумаги форматом А4 машинописного текста. На листах оставляются поля по всем четырём сторонам. Размер левого – 30 мм, правого поля – 10 мм, верхнего и нижнего – 20 мм, объём реферата должен составлять 10-15 листов.

Структура реферата: титульный лист; введение, отражающее актуальность и цель работы; основная часть, содержащая основные положения рассматриваемой темы; заключение – как краткое изложение выводов; список использованных источников (не менее 5-6), включающий только те из них, которыми пользовался студент и на которые имеются ссылки в тексте реферата.

Таблица 3.3

Регламент выступления с докладом по реферату



Вид работы

Продолжительность

1.

Предел длительности доклада по реферату

до 5 мин.

2.

Дискуссия с участием учебной группы по докладу.

Ответы докладчика на вопросы



до 3 мин.

3.

Комментарии преподавателя

до 1 мин.




Итого продолжительность доклада (по одному реферату)

до 8 мин.

Таблица 3.4

Критерии оценки рефератов и докладов по реферату

Оценка

Критерии оценивания

«Отлично»

выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

«Хорошо»

основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

«Удовлетворительно»

имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

«Неудовлетворительно»

тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.




3. Оценка решения практических задач

В целях закрепления практического материала и углубления теоретических знаний по отдельным разделам дисциплины «Предпринимательские риски» предполагается выполнение практических заданий и решение задач.

Решение задач и проработка практических материалов позволяет углубить процесс познания, раскрыть понимание прикладной значимости осваиваемой дисциплины.
Таблица 3.5

Регламент проведения мероприятия оценивания





Вид работы

Продолжительность

1.

Предел длительности решения задачи

5-10 мин.

2.

Внесение исправлений в представленное решение

до 3 мин.

3.

Комментарии преподавателя

до 1 мин.




Итого (в расчете на одну задачу)

до 14 мин.

Таблица 3.6

Критерии оценки решения задач

Оценка

Критерии оценивания

«Отлично»

Оценка «отлично» выставляется, если задача решена полностью, в представленном решении обоснованно получен правильный ответ.

«Хорошо»

Оценка «хорошо» выставляется, если задача решена полностью, но нет достаточного обоснования или при верном решении допущена вычислительная ошибка, не влияющая на правильную последовательность рассуждений, и, возможно, приведшая к неверному ответу.

«Удовлетворительно»

Оценка «удовлетворительно» выставляется, если задача решена частично.

«Неудовлетворительно»

Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если решение неверно или отсутствует.

3.1.2 Планы семинарских занятий по курсу «Предпринимательские риски»


Общие положения по организации семинарских занятий
Семинар – это одна из форм обучения, в которой теория обязательно опирается на практику. Суть методики проведения семинара заключается в следующем: выступающий предлагает присутствующим прослушать лекционный материал, который может включать также показ фильмов, иллюстраций, слайдов. Далее все услышанное и увиденное обсуждается. Присутствующие на проведении тренингов и семинаров могут задать свои вопросы, поделиться мнением или же попытать применить услышанные сведения на практике. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания.

Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

Главное преимущество семинаров по сравнению с другими формами обучения – интерактивность. Благодаря этому качеству, становится возможным добиться эффективности мероприятия. Профессиональная организация проведения семинара позволяет решить сразу несколько задач:

Выступающим – обучить присутствующих той или иной методике, поделиться опытом. А также увидеть обратную связь, то, как усвоен материал, какие комментарии и возражения появились в аудитории.

Слушателям – получить во время проведения семинара подробный ответ на все возникшие вопросы, великолепно освоить материал.

На семинарском занятии закрепляется обучение студентов самостоятельной работе с литературой и вспомогательным материалом. Студенты вырабатывают навык исследования по проблемным вопросам жилищного права.

Семинарские занятия призваны дополнить и углубить знания студентов, полученные на лекциях, при изучении рекомендуемой учебной и научной литературы. Во время занятий проводятся чтение, комментирование, обсуждение важнейших проблем, решение задач, представление самостоятельно подготовленных рефератов и докладов по предложенным или самостоятельно выбранным темам.

В настоящий момент сложились следующие виды семинаров:



Просеминар - ознакомление студентов со спецификой самостоятельной работы, литературой, и методикой работы над ними. Данный вид семинарского занятия как правило используется при работе со студентами заочного отделения во время установочной сессии

Собственно семинар - широко применяется при работе со студентами очного отделения, при этом используются две его разновидности:

  • развернутая беседа по заранее известному плану. Данная разновидность семинара наиболее подходит для обсуждения ключевых вопросов дисциплины имеющих общественное значение и хорошо освещаемых в СМИ (вопросы налогового и бюджетного законодательства, регулирование государственных расходов и т.п.);

  • небольшие доклады студентов. Данный вид семинарского занятия позволяет оценить степень самостоятельной работы студентов и наиболее эффективен для оценки результатов исследовательских проектов обучающихся.

Семинарское занятие проводиться после прочитанной лекции по теме учебной программы. При подготовке к семинарским занятиям рекомендуется использовать как учебную литературу, нормативные акты, относящиеся к изучаемой теме, так и научные работы монографического характера.

Семинарское занятие включает доклады студентов по вопросам для самостоятельного изучения.

Изучение соответствующих положений программы дисциплины и конспекта лекций имеет важное значение, поскольку в них, с одной стороны, дается систематизированное изложение материала, а с другой – излагаются новые соображения, выдвинутые практикой, сообщаются сведения об изменениях в законодательстве и т.п.

Не следует ограничивать подготовку только ознакомлением с лекциями. При всем их совершенстве и полноте конспектирования лекции не могут исчерпать относящийся к теме материал. Лектор всегда оставляет немало вопросов для самостоятельного изучения студентами специальной литературы.

Изучение специальной литературы целесообразно начинать с чтения учебника и учебного пособия. После их изучения легче понимаются рекомендованные монографии, журнальные статьи.

Параллельно с изучением конспекта лекций, учебников и учебных пособий надо изучать нормы права. Разрозненное их чтение менее полезно для усвоения, так как в этом случае конкретные законы, подзаконные акты отрываются от изложения института в целом, какое дается в учебном материале. Нормы права всегда лучше усваиваются совместно с комментариями к ним. Поэтому всегда, когда в тексте лекции или учебника упоминается тот или иной нормативный акт, та или иная статья кодекса, с ними нужно сразу же ознакомиться, сопоставлять их содержание с имеющимися в лекции (учебнике).

При подготовке студентам не следует стремиться к многократному чтению нормативного, научного и учебного материала: оно нередко приводит к механическому запоминанию. Нужно с первого же раза читать внимательно, вдумчиво. Очень важно при этом выделять основные признаки института. Не следует оставлять без внимания встретившиеся положения, известные уже из других дисциплин, ибо общие положения имеют специфическое в каждой дисциплине освещение, раскрываются под определенным, новым углом зрения. Особенно важно запомнить нормативные акты, их наименование.

Для усвоения материала, а также развития устной речи, умения убедительно и аргументировано высказывать собственную мысль студент должен обязательно выступать на семинарских занятиях. Активное участие в работе семинара является необходимым условием для получения студентом положительной оценки за весь пройденный общий курс.



Также рекомендуется использовать инновационные формы подготовки к семинарам, в том числе использование средств мультимедийной техники, подготовка электронных презентаций.
Темы семинарских занятий

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница