Рынок рынок – это: обмен, организованный по законам товарного производства и обращения; механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения; механизм взаимодействия внутри страны и между странами




Скачать 58.35 Kb.
Дата07.05.2016
Размер58.35 Kb.
РЫНОК

Рынок – это:

  1. обмен, организованный по законам товарного производства и обращения;

  2. механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношение спроса и предложения;

  3. механизм взаимодействия внутри страны и между странами, связывающий производителей и потребителей.

Несмотря на отсутствие общепринятой классификации рынков, их можно классифицировать на группы по определенным признакам:

  1. по характеру продаж:

  1. оптовый

  2. розничный

  3. фьючерсный (с отсрочкой платежа)

  1. по степени регулируемости:

  1. регулируемый

  2. не регулируемый

  1. по степени насыщения:

  1. равновесный

  2. избыточный

  3. дефицитный

  1. по соответствию законодательным нормам:

  1. легальный

  2. нелегальный (теневой)

  1. по товарным группам:

  1. потребительский рынок

  2. рынок труда

  3. рынок средств производства

  4. финансовый рынок

  5. рынок услуг и пр.

  1. По степени зрелости:

  1. неразвитый рынок

  2. развитый рынок

  3. формирующийся рынок

  1. По территориальному признаку:

  1. мировой

  2. национальный

  3. региональный

  4. местный

  1. По отраслевому признаку:

  1. автомобильный рынок

  2. рынок нефти

  3. рынок бытовой техники и пр.

  1. По соотношению продавцов и покупателей:

  1. рынок совершенной конкуренции – это рынок, на котором много продавцов и цена на товары относительно фиксирована. Пример: рынок сельхозпродукции.

Характерные черты:

  • большое число независимо действующих фирм;

  • отсутствие контроля над ценой продукции;

  • свободный переход из отрасли в отрасль;

  • равный доступ к информации;

  • независимое реальное влияние на общий объем предложения, и следовательно, на рыночную цену;

  • кривая спроса на продукцию является в тоже время кривой дохода;

  • валовой доход при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма должна продать;

  • ни одна фирма не играет заметной роли на рынке, цены складываются только под воздействием спроса.

  • Пример: рынки сельскохозяйственной продукции, фондовые биржи и рынок иностранных валют.

  1. рынок монополистической конкуренции – это рынок, на котором много продавцов и цены на товары не фиксированы.

Характерные черты:

  • самая распространенная модель рынка;

  • относительно большое число фирм;

  • дифференциация (различие) продукции, т.е. (разделение целого на части) продукция фирм может различаться по различным показателям: качеству, составу, функциям, дизайну, доступности и пр. Дифференциация продукции может являться результатом различий, созданных посредством рекламы, упаковки, использования торговых марок и знаков, технологией производства, используемого сырья;

  • ограниченная степень контроля над ценами на свою продукцию, т.к. потребители отдают предпочтение продукции определенных продавцов и готовы платить за их товары более высокую цену;

  • конкуренция сосредотачивается не только по цене, сколько на неценовых факторах: качество, реклама, условия обслуживания и сервиса.

  1. рынок олигополии. Олигополия – это ситуация на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли. Пример: алюминиевая промышленность, бензозаправочные станции, автомобильная промышленность.

Характерные черты:

  • несколько продавцов с достаточно крупными долями рынка;

  • высокие барьеры входа на рынок;

  • значительное влияние на цены;

  • стратегическое поведение, т.к. фирмы осознают свою взаимозависимость;

  • два вида олигополий, но в любом случае характерна взаимозависимость:

  1. несколько фирм производят идентичный продукт;

  2. несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

  1. рынок монополии. Монополия – это ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого количества продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара и услуги.

Характерные черты:

  • высокие входные барьеры на рынок;

  • цена является основным инструментом для установления господства монополии на рынке;

  • использование ценовой и неценовой конкуренции. Механизм ценовой конкуренции действует посредством изменения цен на товары и последующего анализа спроса. При ценовой конкуренции фирма устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных и конкуренты, не имеющие такой возможности не могут удержаться на рынке и уходят с него. При неценовой конкуренции роль цены нисколько не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства продукта, его техническая надежность, высокое качество.

Цели, которые преследует рынок:

  • получение максимальной прибыли при минимальных затратах;

  • удовлетворение потребностей покупателей;

  • достижение оптимального уровня цен;

  • экономическая свобода субъектов.

Функции рынка:

  1. Регулирующая функция, т.е. происходит регулирование спроса и предложения, т.о. происходит воздействие на производство путем распределения ограниченных ресурсов на производство необходимых обществу товаров и услуг.

  2. Информационная функция, т.е. рынок дает объективную информацию о товарах и услугах, производителях, ценах и пр.

  3. Ценообразующая функция, т.е. происходит установления ситуации равновесия на рынке.

  4. Посредническая функция, т.е. функционирует механизм взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей.

  5. Санирующая функция, т.е. рынок это не благотворительная система, происходит очищение рыночного механизма от экономически неустойчивых элементов и поощрение эффективных элементов.

Условия существования рынка:

  • Экономическая обособленность участников рынка, т.е. они обладают экономической свободой, заключающейся в возможности самостоятельно принимать решения владея определенной информацией.

  • Правовой режим, основанный на частной собственности и государственном регулировании.

  • Величина трансакционных издержек. Если размер трансакционных издержек поглощает или перекрывает прибыль, полученную предпринимателем, то у него нет стимулов осуществлять деятельность. Трансакционные издержки – это издержки согласования, т.е. категория расходов на координацию, согласование решений и поведение экономических агентов. К ним относят расходы на: поиск информации, заключение контрактов, контроль за исполнением контракта, определение, установление и защиту прав собственности и пр.

  • Экономические агенты (субъекты рынка) должны принять рыночное поведение, т.е. играть по правилам рынка.

  • Конкуренция, которая является основой рынка.

  • Устойчивая денежная и финансовая система.

  • Стабильная политическая обстановка.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение и порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.

Инфраструктура рынка – это совокупность организаций, предприятий, учреждений и служб, которые связывают производителей и потребителей и обеспечивают нормальный режим его функционирования. Она включает в себя банковскую и биржевую систему, страховые компании, аудиторские фирмы, юридические конторы, информационные центры, рекламные бюро, оптовые и розничные торговые предприятия, аукционы, ярмарки, таможня, центры занятости, кадровые агентства и пр.

В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке потребителей в целях получения наибольшей прибыли.


Литература:

  1. Киреев А. «Экономика 10-11 класс». Москва, Вита-пресс», 2012 г. стр. 34

  2. Липсиц И.В. «Основы экономики». Москва, Вита-Пресс, 2012 г. стр. 0-101

  3. Слагода В.Г. «Экономика». Москва, Форум, 2013 г. стр. 47-53, 111-117


База данных защищена авторским правом ©ekonoom.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница